Проблемы Греции

Греция осталась в еврозоне и преодолела кризис. Фото: AFP

Европейский стабилизационный фонд (ESM) сегодня, 20 августа, объявил об окончании третьей трехлетней программы Фонда в Греции. В официальном сообщении ESM отмечается, что эта программа помогла стране преодолеть последствия финансового кризиса.

Реклама

«Благодаря беспрецедентной финансовой поддержке, предоставленной на очень выгодных условиях, Греция смогла модернизировать свою экономику и восстановить доверие инвесторов», – отметили в ESM, которые в течение трех лет предоставил Греции 61,9 млрд евро.

Теперь Греция впервые за восемь лет имеет право одалживать деньги на финансовых рынках.

Ранее в Еврокомиссии сообщили, что финансовый кризис вокруг Греции, несколько раз ставивший под сомнение само существование единой европейской валюты, завершен. В августе 2018 года Греция впервые с 2010 года самостоятельно выходит на финансовые рынки.

На этом фоне агентство Fitch уже резко повысило рейтинг Греции до BB-. Прогноз греческого рейтинга – «стабильный». Вместе с тем, после повышения рейтинг Греции все еще находится на три ступени ниже инвестиционного класса.

Реклама

Впрочем, ситуация в стране останется под пристальным вниманием кредиторов – ЕС и МВФ. Греция получила порядка 300 млрд евро в виде различных стабилизационных кредитов, которые теперь предстоит отдавать. На это уйдет, по разным оценкам от 25 до 50 лет, то есть жизни одного или двух поколений граждан страны.

Тем временем, премьер-министр Греции Алексис Ципрас впервые появился в галстуке на официальных мероприятиях. Ципрас обещал начать носить галстук в том случае, если Греция сможет решить проблемы со своими долгами.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

Реклама

Греки очень гостеприимный народ. Но в последнее время для Греции и в целом для ЕС характерно некоторое усиление ксенофобии и националистических настроений. Так, например, согласно опросам общественного мнения, в 2001 г. около 60% жителей ЕС выступили против дальнейшего расширения Евросоюза. В греческих школах также высок процент (около 60%) националистических взглядов у школьников.

Патриотизм проявляется в ежедневном поведении греков. Вы часто услышите слова: «греки — народ с древней историей», «греки заложили основу европейской цивилизации», «греки — потомки Александра Великого» и т.д. Тем не менее, такое отношение к себе и к миру не мешает грекам требовательно просить свою финансовую долю от бюджетов ЕС, часто употребляя в официальных выступлениях один и тот же аргумент: «Греция (и особенно некоторые ее регионы) — самая бедная страна в ЕС».

Отношение властей и населения к иммигрантам и беженцам в Греции в целом спокойное. Статус беженца получить очень непросто, но Греция одна из немногих стран ЕС, которая провела в последние четыре года две массовые легализации всех нелегально находящихся в стране иностранцев, в 1998 и 2001 гг. Легализовали свое пребывание порядка 550 тысяч человек, для одиннадцатимиллионной Греции это — огромная цифра. Ни в одной другой стране ЕС не было такой массовой, в процентном отношении к коренному населению, легализации.

Поток беженцев и нелегальных иммигрантов из стран восточной Европы, СНГ, Азии и Африки обостряет проблему занятости и криминальную обстановку в крупных городах: в Афинах и Салониках.

В Греции легально существуют публичные дома. Цена проститутки в недорогом борделе в центре города — 12-20 евро. Вызов на дом девушки — 45-75 евро. Среди работающих нелегально проституток очень много девушек из стран СНГ: Украины, Молдавии, России и др. Несмотря на то что правоохранительные органы Греции, Украины и России регулярно сообщают о раскрытии банд по поставке живого товара, эта проблема по-прежнему является достаточно острой. Телевидение Украины и России показывает фильмы, рассказывающие о наивных девушках, выехавших на работу в Грецию и оказавшихся без документов и в борделе. Однако такое кино мало кого останавливает. Государственные организации наших стран погрязли в бюрократии и не способны реально влиять на ситуацию.

Бюрократия — это специфика Греции, все делается, но делается очень медленно, иногда годами. Позвоню завтра — означает через неделю. Свои обещания греки воспринимают в собственном времени и пространстве и могут выполнять их по своему усмотрению. Чтобы избегнуть разочарования в отношении с греками, следует принять эту аксиому и надеяться только на себя.

Еще одной проблемой современной Греции являются репатрианты греческого происхождения из стран СНГ: России, Украины, Казахстана, Кавказского региона. Основная масса — 74% — проживает в Северной Греции, 22% — в Аттике. Главными проблемами репатриантов является безработица и низкий уровень жизни. Немногие представители старшего поколения, уехавшие из СССР, смогли ассимилироваться в капиталистической Греции, выучить язык и найти работу по специальности. Полноправными членами общества становятся только их дети и внуки. Однако коренное население не всегда относится к ним благосклонно.

Что же такое русский в сознании коренного грека? Это и нелегальный иммигрант с Украины, и дешевая проститутка в подпольном борделе, и безработный «росопонти» (репатриант из стран СНГ), и торгующий фруктами кавказец, и крутой мафиози, контролирующий нелегальный рынок, и богатый русский турист из Москвы, и изучающий греческий язык нищий студент из России, и русская жена грека, и купивший виллу и гражданство русский бизнесмен.

Конечно, проблемы восприятия русских не имеют большого значения для местного населения. Больше их волнует значительный рост цен и безработица (11% — самый большой показатель в ЕС).

Индивидуализм! Вот, наверное, самая главная особенность и проблема греков. Каждый сам хочет быть капитаном. Пока не произойдет катастрофа. Тогда греки объединяются и становятся удивительно мощной силой, способной свернуть горы. И так до следующей катастрофы…

Авторы: Ник Лемос, Роман Симкин

К.В. Каргашина

ДОЛГОВОЙ КРИЗИС ГРЕЦИИ: ВЫЗОВ СТАБИЛЬНОСТИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

GREECE DEBT CRISIS: CHALLENGE TO STABILITY OF THE EUROPEAN UNION

В статье описывается долговой кризис Греции, разразившийся летом 2015 г. Рассматриваются причины, приведшие греческую экономику к фактическому дефолту. Анализируются возможные последствия долгового кризиса Греции.

Ключевые слова: Греция, долговой кризис, ЕС, еврозона.

Key words: Greece, debt crisis, EU, Eurozone.

Региональная интеграция приобретает в современных геополитических реалиях все большее значение; на сегодняшний день самой успешной из интеграционных группировок и единственной достигнувшей высшей — политической — ступени интеграции является Европейский союз. Однако, несмотря на все успехи, достигнутые в рамках интеграции, на современном этапе ЕС столкнулся с рядом проблем. Одной из таких проблем является долговой кризис Греции, разразившийся летом 2015 г.

Греция вошла в состав европейской интеграционной структуры в 1981 г., несмотря на то, что у нее имелись многочисленные проблемы: отсталость экономики, социальные и культурные отличия от Западной Европы, соперничество с Турцией и т.д. Все это было проигнорировано из политических соображений. Однако экономические проблемы государства дали о себе знать, когда Греция решила присоединиться к Экономическому и валютному союзу ЕС. В 1998 г. Комиссия констатировала, что страна не соответствует ни одному критерию конвергенции .

Основными критериями являются:

• уровень инфляции не должен более чем на 1,5 процентных пункта превышать средний показатель для трех стран с наиболее низкими темпами инфляции;

• дефицит государственного бюджета должен составлять менее 3 % ВВП страны, а государственный долг не должен превышать 60 % ВВП;

• страна не должна в течение двух лет девальвировать свою валюту, и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленных Европейской комиссией;

• долгосрочная процентная ставка не должна превышать более чем на 2 процентных пункта средний показатель трех государств-членов, достигших наилучших результатов в стабильности цен;

• должны быть сняты все ограничения на движение капитала и платежей, а статус национального центрального банка приведен в соответствие с Уставом Европейской системы центральных банков .

Все изменилось в 2001 г., когда Греция смогла выйти на уровень критериев конвергенции, кроме показателя бюджетного дефицита, и стала членом еврозоны .

Членство Греции в европейских структурах приносило выгоды и стало главным фактором ее экономического развития, благодаря тому, что ей предоставлялись значительные финансовые средства, была проведена реализация крупных экономических проектов, банками были снижены учетные ставки, в страну хлынули частные инвестиции, активно развивался туризм. До наступления мирового финансового кризиса у Греции были самые высокие темпы роста ВВП из стран ЕС: ежегодно прирост составлял 4 %, а в 2003 г., в период подготовки Олимпиады, рост ставил 5,9 % .

Но у экономики страны был ряд недостатков, которые и привели к чрезмерному государственному долгу во время мирового финансового кризиса. На волне роста сектора услуг греческая промышленность переживала спад. Более 4 % ВВП тратилось на гонку вооружений с Турцией. Также в экономике страны наличествовал значительный теневой сектор, процветала коррупция, по показателям которых Греция обгоняла практически все государства ЕС .

Все это усугублялось неэффективной налоговой системой. Уклонение от уплаты налогов обходилось в 30 млрд долл. ежегодно. В 1988 г. прямые налоги в Греции составляли 4,4 % ВВП, тогда как в Бельгии их доля составляла 16,4 % ВВП, во Франции — 7,4 %. К 2008 г. эта цифра возросла лишь до 8,5 % ВВП в год, средняя по ЕС в то время эта цифра составляла 12,1 %. В 2008 г. произошло снижение до 7,7 %, а уровень в ЕС остался неизменным.

Вследствие нестабильности экономического роста и отсутствия прочной экономической основы, Греция не смогла выстоять в неблагоприятных условиях международной конъюнктуры, а прекращение финансовых вливаний со стороны ЕС обнажило и усугубило проблемы греческой экономики, что и привело к тому, что в 2009 г. она погрузилась в кризис, правительство объявило о дефиците государственного бюджета в размере 13,6 % ВВП, что бо-

лее чем в 4 раза превысило допустимый лимит, определенный критериями конвергенции.

Без помощи ЕС И МВФ Греция не могла выйти из сложившейся ситуации, и ей были предоставлены два пакета помощи. В рамках первого пакета страна получила от ЕС 54,4 млрд евро, от МВФ — 19,1 млрд, в рамках второго пакета — 144,6 млрд и 19,1 млрд евро соответственно. Однако этих денег было достаточно только для выплаты процентов по долгам и для отсрочки банкротства греческих банков. Меры экономии не дали ожидаемых результатов, темпы роста греческой экономики продолжили свое падение. Все это спровоцировало социальные волнения в Греции . В 2011 г. Европейским фондом финансовой стабильности был выделен кредит в размере 190 млрд евро. Долг Греции продолжил расти, и к 2012 г. его соотношение к ВВП возросло до 175 % . В 2013-2014 гг. долг Греции был уже выше 300 млрд евро .

Пришедшее к власти в январе 2015 г. новое правительство Греции взяло курс на значительное ослабление приверженности реформам и отступание от предыдущих реформ. Подобная политика и общая обстановка неопределенности привели к значительному ухудшению экономического роста и фискальной перспективы и, как следствие, к неустойчивости долга. В начале прошлого года, несмотря на состояние экономики, Греции удавалось выплачивать свои долги. Но было очевидно, что без посторонней помощи вскоре Греция не сможет выполнять свои долговые обязательства. В июле и августе Греции предстояло расплачиваться с ЕЦБ, самым крупным держателем греческих государственных облигаций. В июле греки должны были перечислить 3,5 млрд евро, а в августе — 3,2 млрд. И 1 июля страна не смогла перевести МВФ 1,55 млрд евро.

ЕС занял бескомпромиссную позицию. Лояльность по отношению к Греции могла послужить примером для других проблемных стран еврозоны, которые также могли бы потребовать смягчения. Для предоставления помощи от Афин требовали согласия на проведение жестких и непопулярных реформ, предусматривающих режим жесткой экономии и сокращение социальных статей бюджета . Греческие власти отказались от таких условий, министр финансов Греции прокомментировал это так: «Эти предложения также не могли дать новой надежды населению Греции или инвесторам. Они предполагали ежемесячные отчеты и анализы, снова и снова до конца декабря под угрозой отказа от следующего транша. Эти предложения были несостоятельны» .

Несмотря на всю сложность ситуации, сторонам удалось прийти к соглашению, которое было достигнуто 14 августа 2015 г. Оно позволило предоставить финансовую помощь Греции в размере 86 млрд евро в течение

трех лет (2015-2018). Первое выделение средств в размере 13 млрд евро состоялось 20 августа 2015 г.; а еще 10 млрд евро было выделено для рекапитализации банков. Взамен Афины взяли на себя обязательство реализовать ряд мер, основными из которых являются:

• обеспечение профицита бюджета в размере 3,5 % ВВП, который должен был быть достигнут за счет реформы налогообложения, повышения НДС до 23 % в общепите и до 13 % в гостиничном бизнесе, реформы пенсионной системы (к 2016 г. отменить все надбавки к пенсии и к 2020 г. повысить пенсионный возраст до 67 лет), укрепления налоговой дисциплины и борьбы с уклонением от уплаты налогов;

• принять меры по решению проблемы необслуживаемых кредитов;

• осуществить широкий спектр реформ на рынках труда и товарных рынках (в том числе энергии), что должно обеспечить полное соответствие требованиям ЕС. Должна быть проведена программа приватизации госимущества, в частности — портов, электрораспределительных систем, аэродромов и железнодорожных компаний. Создать Фонд приватизации и направить в него государственные активы на сумму 50 млрд евро, деньги из Фонда будут идти на рекапитализацию банков, инвестиции и погашение долга;

• способствовать повышению эффективности государственного сектора в поставке необходимых общественных товаров и услуг, принять меры для повышения эффективности судебной системы, обеспечить независимость ключевых институтов, таких, как управление доходами и статистические службы .

Таким образом удалось избежать дефолта греческой экономики и возможного ее выхода из еврозоны. Однако масштабы греческого кризиса, как отмечают эксперты, гораздо больше, чем кажутся на первый взгляд. Дефолт греческой экономики мог спровоцировать выход страны из еврозоны, а в случае «эффекта дубайского домино», когда другие участники, прежде всего проблемные страны еврозоны группы PIGS (Португалия, Италия, Греция, Испания), последуют за ней, потери ЕС, по подсчетам экспертов, будут составлять 17,2 трлн евро , что поставит под вопрос будущее Евросоюза и спровоцирует его экономический кризис, что чревато перерастанием в новый мировой финансовый кризис, как в свое время банкротство американского инвестиционного банка Lehman Brothers. Даже если остальные страны PIGS не последуют за Грецией, то только в связи с убытками вследствие банкротства греческих баков появится угроза платежеспособности других европейских банков, в частности французских и немецких, на долю которых приходится порядка 431 млрд евро греческого долга. Кроме того, часть долга приходится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на европейские правительства — 52,9 млрд евро, и на Европейский центральный банк — 26,9 млрд евро. Таким образом, греческий дефолт будет угрожать будущему ЕЦБ .

В связи с этим Европейскому союзу, прежде всего, таким государствам как Германия и Франция, необходимо удерживать греческую экономику от краха, вследствие которого последняя может покинуть еврозону, и что может привести к неминуемым последствиям как в рамках европейских интеграционных структур, так и в самих государствах. Проблемы греческой экономики должны решаться с помощью долгосрочной программы реформ, принятых Греции в рамках соглашения от 14 августа 2015 г. Для претворения этой программы необходима сильная политическая воля греческих властей, которая не позволит отступить от намеченных реформ. Их реализация позволит ЕС со своей стороны пойти на смягчение кредитной политики в отношении Греции.

Список использованных источников и литературы

1. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. — М., 2003. — С. 284287.

3. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. — М., 2003. — С. 284287.

5. Кондратов Д. Антикризисная политика зоны Евро в условиях долгового кризиса // Общество и экономика. — 2013. — № 1. — C. 71-107.

10. Мирзаян Г. Европа отпускает Грецию и переходит к спасению евро // Эксперт. — 28.06.2015. — URL: http://expert.ru/2015/06/28/gretsiya/

Коротко об авторе

Каргашина Кристина Владимировна — студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: chris-tina.k2204@mail.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *