Проблемы семей

Формы взаимодействия семьи и школы, способствующие формированию нравственных качеств личности учащегося

Деева Светлана Михайловна,

учитель начальных классов первой квалификационной категории

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
Ш.А. Амонашвили

Семья является «тем первичным звеном, где начинается становление ребенка как личности. И то, что будет заложено в ребенке с детства, должно неизбежно проявиться в его будущей жизни». В Конвенции о правах ребенка сказано: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к окончанию школы он уже формируется как личность. Как этого достичь? Что представляет собой современная семья? Об этом пойдет речь в данной методической разработке.
Современные семьи развиваются в условиях сложной экономической и социальной обстановки в стране. Обостряются семейные проблемы на государственном уровне. Это приводит к конфликтам внутри семей и часто к распаду семьи. Сегодняшняя семья в корне изменилась. Родители зачастую предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребенок. Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Работа школы с родителями и родительской общественностью в настоящее время актуальна тем, что школа может оказать реальную помощь родителям в воспитании ребенка. Непременным условием стабильности семьи и нормального развития ребенка является сотрудничество родителей с педагогическим коллективом школы, в которую поступил их ребенок.
Главная задача классного руководителя при этом – найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении, с минимальными психологическими затратами.
В современных условиях наиболее важно при создании воспитательной системы формировать целостное понимание родителями воспитательного процесса, привлекать их к организации воспитательного процесса в различных формах, организовать социальную работу на должном уровне. В начале работы создается программа деятельности классного руководителя по воспитательной работе класса. Она создается вместе с представителями родительской общественности, с учетом их пожеланий, требований, – ведь это их дети будут воспитываться на основе данной программы. Ведь новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования и воспитания своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной и воспитательной программ школы. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – родительские собрания, консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень.
Цель работы с родителями учеников – организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
• включение родителей в совместную со школой воспитательную
деятельность;
• правовое просвещение родителей;
• оказание помощи родителям в семейном воспитании;
• оказание родителями материально-финансовой помощи школе;
• совместная со школой организация социальной защиты детей;
• организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.

Для изучения семьи составляется анкета, которую классный руководитель заполняет в ходе беседы с родителями.
Самой эффективной групповой формой работы с родителями является родительское собрание, которое проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей.
Работа с родителями в воспитании детей будет успешной и поможет совершенствованию личностных качеств школьника, если за основу взять наказ педагога В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения? – это уродливое воспитание».
Классный руководитель должен стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка. Нужно делать все, чтобы взаимодействие с родителями учащихся было эффективным. Работу направлять на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Основные формы работы с родителями – тематические родительские собрания совместно с медучреждениями, органами правопорядка, ГО и ЧС, лекторий для родителей, родительские конференции, практикумы, открытые уроки, индивидуальные тематические консультации, рейды в неблагополучные семьи, индивидуальные беседы, проведение совместных праздников (концерты к Дню Матери, Дню 8 Марта, спортивные соревнования, совместные походы).
Кроме этого применяются следующие формы работы:
• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

1.Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
Классные родительские собрания – проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Родительское собрание – это школа просвещения родителей, расширение их педагогического кругозора, стимулирования желаний стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. Темы родительских собраний могут быть самыми разными, на актуальные темы. Родителям будет интересен анализ анкет и сочинений учеников.
Психологические и педагогические игры; «Эстетика семейных отношений». Тест для родителей.
У каждого ученика есть Портфолио, где накапливаются его достижения, а также создан индивидуальный маршрутный лист качества обучения, анализируя который, школьник стремится к успеху. К родительскому собранию также важно готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений в учебной и внеклассной деятельности.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

2. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. На родительских конференциях обсуждаются насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, правовое воспитание, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции проходят с обязательным участием психолога, социального педагога, медицинского работника, инспектора ОППН. В их задачу входит проведение социологических, психологических исследований по проблеме конференции, знакомство участников конференции с их результатами. Проведение бесед по различным темам. Возможные «кризисы» переходного возраста» (психолог), «Научите ребенка говорить «Нет». Нет наркотикам, алкоголю, табаку, (памятка родителям) (нарколог). Также даются статистические данные правонарушений среди подростков, их профилактика, проводятся беседы, например, «Роль семьи в правовом воспитании подростков» и другое. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

3. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Например, «Наказания детей. Какими им быть?»).

4. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).

5. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Классный руководитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

6. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни. Обязательное условие — составление Акта обследования семьи. Ведение дневника наблюдений за поведением и прилежанием ребенка (если семья неблагополучная, а ребенок принадлежит к «группе риска»).

7. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения организую следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Например, «Половое воспитание ребенка», «Плохая память ребенка. Как ее развить? Классный руководитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью библиотекаря подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

8. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах участвуют оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Детские игры», «Воспоминания детства», «Фильм о моей семье», «Моя мечта».

9. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке (решаются вопросы по правовому и патриотическому воспитанию; вопросы, связанные с инфекционными заболеваниями, с табакокурением, наркотиками, с поведением в различных жизненных ситуациях, вопросы на эрудицию и другое).

10. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9-х классов).
Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.
Встречи родительской общественности с администрацией школы. учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба – вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.
Организация совместной деятельности, родителей и детей. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах – единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, – сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов; соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали; День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т.п. (Методические рекомендации, 2001).
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Правила воспитания ребёнка в семье

  • Уважайте личность ребёнка. Не допускайте произвола в своих действиях.
  • Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой — не признаёт авторитетов, не считается с мнением других.
  • Приобщайте ребёнка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.
  • Развивайте силу воли ребёнка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилия для достижения цели.
  • Учите ребёнка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
  • Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.
  • Формируйте у ребёнка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Чтобы сохранить семью, порой приходится предпринимать очень серьезные усилия.

Кризис в браке по годам

Создав семью, два человека начинают жить вместе. Это приводит к тому, что они открывают какие-то новые, неведомые им доселе, черты друг друга. И далеко не все из них оказываются приятными и ожидаемыми. Появляются взаимные претензии, начинаются ссоры. Что необходимо сделать, чтобы не потопить семейную лодку?

Насколько серьезны недостатки супруга?

Прежде всего, необходимо научиться понимать друг друга. Это не значит, что нужно терпеть абсолютно все – речь идет о том, чтобы не придираться к тому, что не является важным. Одно дело, когда муж, например, пьет, распускает руки, оскорбляет вас – с этим мириться нельзя и не нужно. Но не стоит указывать ему на любые мелочи, пытаться переделать его в соответствии со своими представлениями о том, каким должен быть идеальный муж.

В первую очередь для выяснения отношений важно спокойствие. Что делать, если сдерживаться трудно? Смотрим видео!

Не раздуваете ли вы конфликт?

В семье именно женщина должна проявлять гибкость и тактичность – хотя бы по праву хранительницы домашнего очага. Можно затеять ссору из маленькой искорки, а можно, напротив, погасить ее еще в зародыше. Улыбка, поцелуй, несколько теплых слов – и начавшаяся ссора тает на глазах. Очень важно уметь сглаживать острые моменты, не доводить их до крайности. Быть мудрой, терпеливой, иногда хитрой. Там, где не помогает сила, помогут ласка и доброжелательность.

Что мешает вам жить мирно?

Очень часто сохранить мир в семье не дает гордыня – один из самых серьезных человеческих грехов. Именно гордыня заставляет человека трепетать от возмущения, яростно отстаивать свою точку зрения, свое понимание ситуации. И что в итоге? Будете ли вы чувствовать удовлетворение от победы, если ее ценой окажется разрушенный брак? Стоит ли она семейного счастья?

Умеете ли вы прощать?

Старайтесь не выяснять отношения, не разбирать друг друга по косточкам. Научитесь просто отбрасывать разом весь негатив, будто его и не было. Все та же формула – нежный взгляд, поцелуй, доброе слово. Предложение все забыть ‒ и в семье снова царят покой и благополучие. Если вы и ваш муж научитесь отсекать прошлое, не вороша его и не пытаясь выяснить, кто прав, а кто виноват, вам будет намного легче жить.

Обвинять или решать проблему?

В семейной жизни не бывает без тех или иных трудностей. Они могут быть любыми – финансовыми, бытовыми, связанными со здоровьем, работой и т.д. и т.п. И хорошо, если все трудности преодолеваются сообща. Оцените этот момент – можно винить друг друга в проблемах, это только усугубляет ситуацию. А можно принимать трудности как данность и вместе искать способы их преодоления.

Любите ли вы по-прежнему?

Очень важно, чтобы в семье царила любовь. Именно любовь позволяет прощать и забывать любые обиды, преодолевать самые серьезные испытания. Если есть любовь, то и семейная жизнь будет долгой и счастливой, ее не смогут разрушить никакие трудности и проблемы.

Психоневрологический диспансер в РК и РФ

В Казахстане психоневрологический диспансер открывается на юридические лица. Это обособленное учреждение общей системы здравоохранения. При этом, ПНД в Казахстане имеет все признаки стандартного медицинского учреждения:

  1. Есть государственное финансирование.
  2. Закрепляется административный район действия.

Кроме того, психоневрологические диспансеры могут быть базой для разнообразных НИУ (научно-исследовательское учреждение) и медицинских учебных структур.

В России, как и в других республиках бывшего СССР диспансеры появились еще во времена Советского Союза, и были единой частью обособленной системы. Сейчас ПНД в России оказывают помощь следующего характера:

  1. Социальную.
  2. Психотерапевтическую.
  3. Психиатрическую.

При этом, сотрудники ПНД занимаются лечебно-консультативным приёмом больных. Только в тех ситуациях, когда человек обращается за помощью добровольно.

Кроме того, при ПНД могут быть даже социальные работники. Которые занимаются поиском работы для пациентов. Ну а сотрудники диспансера должны оказывать социально-правовую и юридическую помощь. Кроме того в ПНД могут провести экспертизу для установления нетрудоспособности человека. Или судебно-психиатрическую экспертизу.

Кроме того, для ПНД есть ряд обязанностей по диспансерному наблюдению за теми лицами, которые страдают затяжными или хроническими психическими расстройствами. Естественно, только в той ситуации, когда проявления имеют характер обострения. Или просто болезнь очень устойчива в своих проявлениях.

Кстати, по закону раскрывается еще и тот самый миф о том, что попав в психушку вы рискуете впоследствии остаться без прав на оружие или на вождение транспорта. Так вот, это не миф. Само по себе диспансерное наблюдение уже устанавливает ограничения для граждан. И впоследствии, диспансерное наблюдение за человеком может быть использовано как основание для отказа в выдаче прав или оружейной лицензии.

Диспансеры организовать можно не везде. Поэтому в малонаселенных пунктах на замену ПНД организуются психиатрические кабинеты. Они входят в общий состав лечебных учреждений. И если уж пациенту требуется серьезная помощь, то его повезут в ближайший ПНД.

Кроме того, современная система обрела своеобразные признаки «демократии» в отличие от того, что было в СССР. Например во времена Союза в диспансерах существовал обязательный учет. Это было регламентировать соответствующим нормативно-правовым актом. Однако, Минздрав России отменил этот приказ. Теперь обязательный учет устанавливается только в определенных ситуациях. А общий учет больных подобными расстройствами, вообще на территории РФ не ведется. В этом плане, мы пошли по пути США. Правда сравнивать нашу и зарубежную системы психиатрии пока рановато. Так как у нас все-таки остается полу-разваленная инфраструктура, выстроенная еще в советское время. А вот в США с психиатрией всё очень плохо.

Работа психоневрологического диспансера глазами пациента

Мы изложим впечатления женщины с депрессией. Стилистика рассказа сохранена, но сам рассказ все-таки немного переделан, для упрощения восприятия. Итак, у женщины (назовем ее Ириной) началась депрессия. Врач сразу предложил госпитализацию. Ирина отказалась так как не на кого было оставить детей, и начала пить курс:

  1. Транквилизаторов.
  2. Антидепрессантов.

Она даже не поинтересовалась своим диагнозом, и просто начала применять лекарства. Через месяц соматические симптомы начали потихоньку пропадать, но общее самочувствие оставляло желать лучшего. Психиатр откорректировал курс препаратов, но это только ухудшило ситуацию. Начались так называемые «качели». Когда человек постоянно в унынии, потом вдруг испытывает резкую эйфорию, потом опять уныние и так по кругу.

Дело дошло о мыслях про суицид. И в этот раз Ирина все-таки решилась на госпитализацию. По ее рассказу можно понять, что ПНД нужен для нескольких задач:

  1. На ближней дистанции всегда есть клинический психолог и штатный психотерапевт.
  2. Все под присмотром.
  3. Огромный курс лекарственных средств (названия и назначения медперсонал не раскрывает).
  4. Меняется обстановка.

Мы искренне надеемся, что вы никогда не попадете в такую ситуацию, когда для смены обстановки придется выбирать диспансер психоневрологического отделения. И все-таки, кому-то это может быть полезным.

В случае с Ириной, у нее было медикаментозное лечение и физиотерапия. Проводились различные сборы с психотерапевтом. Проходили тесты, разнообразные процедуры и т.п. Кстати, это обеспечено полисом ОМС. Если изъясняться простыми словами, то за это даже платить не пришлось.В случае, с иногородними гражданами, лечение все-таки платное. Вопрос законности взимания платы мы пока разбирать не будем, достаточно лишь вспомнить о том, что лечение по ОМС должно быть доступным на всей территории РФ.

Что до простых бытовых условий, то все палаты делятся на мужские и женские. В одной палате до 5-7 человек. Есть общий зал, стеллажи с литературой и т.п. Есть санузлы с накопительными водонагревателями. По словами Ирины кормят буквально «на убой». Но мы не будем принимать это за общее правило, так как учреждения все-таки бюджетные.

Что до запретов, то конкретно в том ПНД, где лежала Ирина, запрещены любые стеклянные предметы, а также колющие и режущие. По понятным причинам. Есть решетки на окнах. Нельзя даже иметь собственное зеркало. Запрещены электронные книги, источники открытого огня и цветы. Мобильные телефоны хранятся у заведующей, и выдаются на 2 часа в день. Курить в теории на территории ПНД вообще нельзя. Однако, фактически, больным даже выдавали сигареты и зажигалку (под присмотром).

Выход за территорию возможен только с письменного разрешения врача.

Общие вопросы про учет в психоневрологическом диспансере

Начнем с простых вопросов. Многие считают, что если человек обращается к психиатру, то из кабинета он уже не выходит. Его увозят в психиатрическую клинику. На деле же все немного не так. С 1993 года медицинские учреждения не обязаны отчитываться обо всех пациентах с соответствующим и заболеваниями. Фактически, сейчас есть 2 вида лечения и наблюдения:

  1. Диспансерное.
  2. Консультативно-лечебное.

Наблюдение диспансерной категории, могут установить по желанию врача. Для этого не всегда требуется согласие пациента.

Для консультативно-лечебной помощи вообще не предусмотрено принудительного характера.

Грубо говоря, наблюдаться у лечащего врача вы можете только после того, как дадите добровольное согласие. Согласие подтверждается соответствующей подписью.

Обращаем ваше внимание на то, что вы подтверждаете добровольность обращения к врачу этой подписью. Вы даете согласие на то, что будете проходить лечение назначенное медиком. И будете принимать лекарственные средства. Однако, вы не обязуетесь этого делать. Иными словами, здесь у обратившегося остаётся право выбора. Если вы вдруг перестанете посещать врача в назначенное время, то он скорее и не будет выяснять куда вы пропали.

Однако, такой подход годится не всегда. Например параноидная шизофрения очень плохо поддается лечению. Обострения имеют очень тяжелые последствия. Поэтому, пациенты могут попадать под диспансерное наблюдение. Как вы понимаете, такие пациенты редко соглашаются на диспансер. Поэтому может быть собрана отдельная комиссия, которая установит порядок наблюдения. Не путайте это с принудительной госпитализацией. Диспансерное наблюдение подобного характера обычно предполагает более пристальный мониторинг пациента. Он продолжает лечиться добровольно. Но тут уже появляются первые обязательства. Пациенту после такого наблюдения придется посещать психиатра в установленном порядке.

Учитывайте и тот факт, что установить диспансерное наблюдение сразу после первого обострения обычно не должны. Если только вы не едите собак, или не пытаетесь останавливать машины на ходу, прямо на оживленной автомагистрали.

Диспансерное наблюдение дает расширенные права для вашего лечащего врача. Если вы откажетесь от наблюдения в диспансере и даже это задокументируете, то врач все-равно имеет право на осмотр. Кроме того, по закону можно:

  1. Предотвратить ухудшение состояния пациента.
  2. Помочь пациенту в решении социальных или бытовых проблем.
  3. Наблюдать за здоровьем пациента.

Кроме того, уже в режиме диспансерного наблюдения врач может прийти к вам домой. Но насильственно кормить лекарствами на этом этапе пока еще не получается. Диспансерное наблюдение может быть прервано. Обычно для этого врач должен убедиться, что на протяжении длительного времени ухудшений нет, а есть даже позитивная динамика.

Учтите, добиться ответа от врача, когда он снимет вас с диспансерного наблюдения вы не сможете. Потому что нормативно-правовая документация не устанавливает точных рамок такого «спокойного» периода. Есть медицинская практика, но вам не обязаны разъяснять особенности принятия решения.

Как раз врачи психоневрологического диспансера и занимаются соответствующим наблюдением. Кстати, заведения частного характера не занимаются диспансеризацией. Они в основном оказывают консультативно-лечебную помощь. Тут еще есть такая особенность, которая раскрывается в ограничениях информированности. Дело в том, что если вы обратились за помощью в частную клинику, то вас «не видят» в других государственных медицинских учреждениях. Правда, если будет сделан официальный запрос, то информацию о вашем обращении частная клиника всё-таки может раскрыть.

Есть еще и такая вещь как врачебная тайна (323 Федеральный закон). Фактически, ваше обращение защищается конфиденциальностью. Если вы обращаетесь за помощью в ПНД, то никто не должен разглашать эту информацию. Даже для сотрудников правоохранительных органов. Если ваш работодатель составит официальный запрос, то в ПНД его должны отклонить. Лечащий врач сможет раскрыть только ту информацию, которую пациент не посчитал приватной. Эти данные обычно закладываются в согласие на лечение.

Кроме того, закон четко устанавливает порядок передачи информации подобного рода. Например, когда пациент сначала наблюдается в одном ПНД, а потом появляется в другом и хочет встать на учет, то информацию о предыдущей диспансеризации могут передать в последнее медицинское учреждение. Опять-таки, вся эта процедура должна осуществляться уполномоченными лицами, и по внутренним межведомственным каналам.

Если же сведения являются медицинской тайной, то их передают в МВД только в одном случае. Если в отношение пациента было возбуждено уголовное дело. Даже если пациент является простым свидетелем или даже потерпевшим. Право на получение такой информации дается так же ФСИН и прокуратуре. Но «по-умолчанию» информацию никто не передает. Всё это сопровождается соответствующими запросами.

На что влияет справка из психоневрологического диспансера?

Вот тут всё еще интереснее. По идее, сам факт наблюдения никак не влияет на запреты. Но у психиатра есть возможность регулировать права пациента. Для этого нужен четкий набор:

  1. Оснований.
  2. Законодательных обоснований.

Однако, сам психиатр не может запретить вам водить машину. Он должен направить пациента на специальную врачебную комиссию. И уже там будет приниматься решение. Если комиссия посчитает болезнь серьезной, и по закону можно накладывать ограничения, то запрет могут наложить на пациента. Существует даже целый перечень заболеваний, которые идут вразрез с лицензией на оружие или водительскими правами. Это шизофрения, биполярное расстройство и т.п.

Обычно такие ограничения устанавливаются еще и на работу. Но обычно, ограничения по работе предусматривают какое-то конкретное состояние человека. Всё это подробно расписано в соответствующих нормативных приказах Министерства Здравоохранения РФ.

Не всегда отдельное расстройство психики становится жестким основанием для ограничений по родительским правам. Иногда это становится лишь дополнением к общей картине поведения родителя. Иными словами, отец-шизофреник не всегда лишается родительских прав. Но, если он пренебрегает своими обязанностями или совершает по отношению к ребенку что-то преступное, то этот факт и будет являться поводом. А факт наличия диагноза создает своеобразный фон для фундаментальной базы оснований.

Как получить справку из психоневрологического диспансера?

Такие справки требуются в обязательном порядке в нескольких случаях:

  1. Вы проходите медицинский осмотр на работу.
  2. Вы оформляете опекунство.
  3. Есть желание усыновить ребенка.
  4. Вы поступаете в ВУЗ где есть военная кафедра (или просто в военное учебное заведение).
  5. Вы получаете лицензию на ношение оружие.
  6. Вы поступаете в автошколу.

И это еще далеко не весь список ситуаций, когда от вас потребуют соответствующую справку. Даже при вступлении в наследство нотариус может затребовать этот документ. Делается это для того, чтобы определить дееспособность человека. При продаже квартиры тоже следует запрашивать подобные справки. Да, в большинстве случаев продавец вас просто «пошлёт». Однако, так, вы сможете гарантировать безопасность сделки. Очень часто мошенники пользуются брешью в законе, и через суд возвращают себе квартиру обратно. Ссылаясь на то, что продавец не был дееспособным.

Процесс выдачи справок регламентирован 323 Федеральным законом. Вся эта информация выдается в ПНД по месту жительства. Некоторые пытаются брать подобные справки в частных клиниках. Так вот, мы не рекомендуем получать подобные бумаги у частников. Иначе, в месте предъявления справки могут задавать очень интересные вопросы. Или вообще не примут справку, и потребуют получать другую, но уже в государственном учреждении.

Психоневрологическая больница уже давно утеряла тот зловещий вид, который был во времена СССР. Да, не все «традиции» старых времен удалось изжить и сейчас. Но в целом, в большом количестве таких заведений даже охрана то вооруженная отсутствует. Человек может простой уйти через забор, и очень часто это никого не волнует. Поэтому, бояться психиатров не стоит. Времена карательной психиатрии давно прошли. А все нарушения прав вы можете отстаивать через судебные инстанции. Для этого можно воспользоваться услугами профессионального юриста.

Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы

Рогова А.М. В данной статье рассмотрены проблемы формирования семейных ценностей у молодежи сегодня. Описаны современные тенденции и изменения в сфере семейных отношений, отношение молодежи к новым явлениям в сфере семьи, отношение к проблемам семьи общества. Обозначены основные проблемы и вопросы формирования должного позитивного отношения к семье и браку со стороны молодежи. Рассмотрен отечественный опыт подготовки к браку, его эффективность и недостатки, даны практические рекомендации подготовки молодого поколения к созданию семьи. 562 KB

1. Изменения в современной семье: проблемы и тенденции.

Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях.

Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями. Происходит переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной. В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идет об оказании психологической поддержки членам семьи, что приобретает особую актуальность в условиях системного кризиса в России, когда жизнь насыщена изменениями, стрессами и волнениями.

В современных условиях, где отношения между супругами являются решающим фактором стабильности молодой семьи, необходимо формировать и толерантное отношение к различным типам и видам семьи среди старшего поколения и среди самой молодежи. Наряду со становлением нового типа семьи, происходит отказ от единой ее модели для всех групп населения. Происходит совмещение нескольких тенденций одновременно, а также параллельное существование и функционирование нескольких видов семейных отношений. Так, в сельской местности чаще встречаются семьи, где несколько поколений проживают под одной крышей, что вызвано не столько трудностями в жилищном вопросе, сколько определенным укладом жизни. Однако и в городе и сельской местности видны перемены в сфере семейных отношений. Например, одной из общемировых тенденций является проживание молодой пары без регистрации. Гражданский брак чаще встречается среди представителей молодого поколения, чем среди старшего; чаще среди городской молодежи, чем сельской молодежи. По данным исследования, проведенного автором, достаточно большая часть опрощенной молодежи читает: гражданский брак — это ступень к будущей регистрации брака и созданию семьи — (54%), это новая модель семьи (34%); это негативное явление, ставящее под сомнение ценность семьи и брака (11%). Но большинство молодежи принимает гражданский брак, из чего можно сделать вывод, что данная модель семейных отношений будет иметь место в дальнейшем.

В течение длительного времени исследователи акцентировали внимание на отдельных сторонах жизнедеятельности семьи (трансформация современной семьи, критерии определения молодой семьи и ее основные проблемы, мотивы вступления в брак, совместимость супругов, семейный бюджет, ведение хозяйства, демографическое поведение, жилищный вопрос, проблемы стабильности и устойчивости брака). В настоящее время исследователи пришли к выводу: многие проблемы современной семьи происходят от неумения молодых людей выстраивать отношения в браке. Речь идет об отношениях между супругами, так и между другими родственниками.

В последнее время уделяют особое внимание кризисным явлениям в сфере семейных отношений: падение жизненного уровня большинства российских семей с детьми, снижение воспитательной функции семьи, увеличение числа разводов, социальное сиротство. Это негативные явления возникают в том числе из-за того, что специальная поддержка семьи не находит должного внимания ни у государства, ни у общества в целом.

Исследования последних лет позволяют сделать вывод, что многие кризисные явления и процессы в семье требуют серьезного внимания со стороны общества и его институтов, изменения отношения к браку, отцовству и материнству .

2.Основные проблемы формирования семейных ценностей.

Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Под этим автор понимает целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи. Подготовка молодежи к семье — это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.

Следует констатировать: в современной России формированию должного отношения к семье не уделяется внимание. Особую остроту приобретают вопросы сексуального поведения российской молодежи, репродуктивного здоровья юношей и девушек. По мнению специалистов, многие негативные процессы в сфере репродуктивного здоровья объясняются не столько невниманием государства и молодежных организации к проблемам молодежи, сколько низкой сексуальной культурой самой молодежи.

Этой важной проблеме уделяется внимание лишь в контексте контрацепции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, а также планирования семьи. Проводимые мероприятия по сексуальному просвещению имели положительные результаты, однако их было недостаточно для формирования безопасного сексуального поведения, учитывая всю остроту проблемы.

Следует остановиться еще на одном аспекте исследуемой проблемы. Так, речь идет о низкой правовой грамотности среди россиян, в том числе и среди молодого поколения. В обществе не разработаны меры для повышения правовой грамотности населения.

Достаточно низкая активность и заинтересованность самой молодежи в вопросах семейных отношений. Так по данным социологического опроса различных категорий молодого поколения (выборка 600 человек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), читают регулярно литературу по проблемам семьи и брака 5%, читали однажды — 25%, вообще не читали — 65%, ничего не слышали о такой литературе — 5%.

Позитивным следует считать наличие у различных категорий молодого поколения ориентации на семейный образ жизни. Мотивами вступления в брак остаются базовые супружеские ценности — любовь, рождение и воспитание детей в семье, доверительное общение с близким человеком.

Молодое поколение считает: готовить молодежь к созданию семьи надо заранее, еще в школе — 65%. Всего 17% считают, что в школе говорить об это рано (мнение не сложилось у 18% респондентов). Столько же сторонников и того, что в школе нужно преподавать основы семейной жизни и полового воспитания.

Автор делает важный вывод: многие проблемы современной семьи происходят из-за неумения решать проблемы молодой семьи в настоящем и будущем, из-за низкого уровня знаний по вопросам семейной конфликтологии, а также из-за отсутствия должных установок на семью и брак.

Результаты опроса молодых семей показывают, что заявленные ранее установки не всегда выполняются. Это связано с низким уровнем знаний о семейной жизни, низкой культурой населения в целом, включая правовую, а также с тенденциями в сфере семейных отношений. По данным опроса семей в Санкт-Петербурге, большую часть домашней работы делает женщина, в то время как мужчинам достается мелкий ремонт по дому.

Наряду с решением уже известных проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а также ценности института семьи для государства и общества, укрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных тенденций, важно формировать должное позитивное отношение среди различных категорий молодежи к семье и браку. Помимо социальной рекламы в СМИ, различных мероприятий, посвященных проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения к вступлению в брак еще задолго до создания семьи. К такому выводу пришли отечественные и зарубежные исследователи современной семьи.

Однако важны не только знания. Необходимы должные позитивные установки на семью и брак, готовность реализовать заявленные установки на практике в повседневной семейной жизни. В современных условиях, когда внешний социальный контроль за поведением молодежи ослабел, а силы внутреннего еще не сформированы, необходимо воспитание культуры чувств и умения жить в семье.

3.Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.

В качестве позитивного отечественного опыта подготовки молодого поколения к семье следует назвать курс «Этика и психология семейной жизни» для старших классов средней школы. Курс затрагивал основные вопросы, связанные с семьей: психология семейной жизни, разрешение конфликтов, воспитание детей, ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, права и обязанности перед государством молодых граждан, вступающих в брак, сексуальная культура молодежи. Однако этот курс имел и свои недостатки:

1) Много внимания уделялось хозяйственной функции семьи, выполнению домашних дел, хотя главным назначением семьи в социалистическом обществе считалось рождение и воспитание детей. Деторождению способствовала и политика государства в отношении семьи: развитие сети учреждений бытового обслуживания для совмещения у женщин занятости в общественном производстве и семейных обязанностей, развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, а также система льгот, предоставляемых многодетным семьям. Поощрялись многодетная семья, общественное воспитание наряду с семейным, а также совмещение женщиной занятости в общественном производстве с семейными обязанностями.

2) Сексуальное поведение затрагивалось чаще всего в контексте репродуктивной функции и здорового образа жизни. Практически не затрагивалась гедонистическая функция секса. По данным исследования Голода С.И., сексуальная гармония занимает третье место среди факторов, способствующих стабильности брака. Таким образом, данный вопрос оставался вне сферы внимания.

В целом, несмотря на недостатки, курс приносил положительные результаты, способствуя формированию среди юношей и девушек должного представления о семье, хотя не обо всех ее сферах.

Для современной молодежи необходим курс, который был еще в советской школе. Среди наиболее важных вопросов, целесообразно затронуть следующие, исходя из наиболее острых проблем молодой семьи, а также из желаний самого молодого поколения: психологическая грамотность — умение общаться в семье и разрешать конфликты, правовая грамотность — права и обязанности, вступающих в брак по отношению друг к другу и детям, особенности брачного договора в современных российских условиях, а также особенности гражданского брака (его отличия от зарегистрированного), вопросы воспитания детей, сексуальная культура — контрацепция, безопасный секс, репродуктивное здоровье, гедонистическая функция секса, рациональное ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, распределение меду супругами домашних дел. Помимо этого, необходимо обеспечить доступ к информации: где и по каким вопросам молодая семья может получить помощь. Подготовка должна быть комплексной и охватывать наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства).

Выводы:

В современных условиях общественных трансформаций России семейно-брачные отношения затронул кризис, который выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения.

В настоящее время необходимо формировать у молодежи должное представление о семье, не только повышать уровень знаний, но и воспитывать позитивное отношение к семейным ценностям, готовность решать проблемы молодой семьи. Ценности семьи необходимо воспитывать начиная с родительской семьи, а затем других образовательных учреждениях, молодежных организациях.

В качестве позитивного опыта формирования позитивного отношения в семье можно назвать опыт советской школы. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт советской школы, готовить молодежь к созданию семьи заранее. Помимо основных вопросов молодой семьи целесообразно затронуть следующие: 1) в правовой сфере — отличия и особенности гражданского и зарегистрированного брака; 2) в сексуальной сфере — гедонистическая функция секса; 3) в сфере психологической грамотности — основы семейной конфликтологии и умение общаться в семье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Библиографическая ссылка

Рогова А.М. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1457 (дата обращения: 02.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Перед свадьбой молодые люди мечтают о своем уютном гнездышке. Они представляют в своем воображении маленький мир, в котором они будут жить долго и счастливо. Однако никто из супругов даже не догадывается, какие сложности их ждут впереди.

Что может произойти?

В начале семейных отношений молодой муж старается сделать приятное для своей любимой. Он охотно соглашается мыть посуду и убирать в комнате. Молодая жена тоже пытается удивить супруга, приготовив что-то вкусненькое.

Через некоторое время бытовые заботы начинают ложиться на хрупкие женские плечи и восприниматься мужчиной как должное. Отношения начинают портиться, накапливаются негативные эмоции, что приводит к ссорам и скандалам.

Бытовые проблемы

По сути, в семейных отношениях никто никому ничего не должен. Люди не рождаются ради того, чтобы целыми днями мыть полы или стоять возле плиты. У женщины появляется желание делать это лишь тогда, когда ее труды по достоинству оцениваются мужчиной. Она хочет слышать слова благодарности от мужа за проделанную работу, а также ждет от него помощи.

Обустройство совместного быта является задачей обоих супругов.

Финансовые проблемы

Встречаются счастливые семейные пары, в которых жена с радостью выполняет все обязанности по дому. Это происходит в том случае, если муж хорошо зарабатывает и полностью обеспечивает семью.

Если же ситуация в семье иная и денег постоянно не хватает, то появляется финансовая проблема, которая очень часто приводит к разводам. Женщине приходится одновременно готовить, убирать, стирать, заниматься детьудми, а еще и работать. Появляется хроническая усталость и раздраженность. Если муж не помогает по дому и при этом практически не работает, это в будущем приводит к негативным последствием.

Читайте также: Как убедить мужа помогать с ребёнком

Чтобы не допустить полного перекладывания семейных проблем на женщину, супругам необходимо договариваться и равномерно распределять обязанности.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *