Содержание
- Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
- Проблема 2. Гонка за показателями
- Проблема 3. Бюрократия
- Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
- Проблема 5. Низкая эффективность занятий
- Проблема 6. Большие домашние задания
- Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
- Проблема 8. Устаревшие методы работы
- Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
- Проблема 10. Внеурочная нагрузка
О.А. Матвейчев
Вместо того, чтобы спорить, подходит нам болонская система или нет, лучше самим создать такую систему образования, которой будет подражать весь мир.
В своё время отгремели жаркие баталии по поводу перехода на «болонскую систему», стихает канонада боёв вокруг ЕГЭ, но никак не уходит тема реформ образования из повестки дня. Теперь вся общественность озабочена вопросом о новом законе, разрешающем платные предметы и образовательные услуги. Дескать, это сделает образование платным… Лично мне не хочется даже спорить на эту тему: платным, бесплатным, болонская система или советская, тестовая система ЕГЭ или смешанная, несколько ВУЗов в стране или в каждом селе будет по ВУЗу… всё это дискуссии из какого-то начала 90-х годов. Меня всё время не покидает ощущение, что повестка дня, как задана была 20 лет назад, так её упорно и придерживаются разные дискутирующие группы. Достаточно иметь внутри этой повестки позицию и больше ни о чём не думать, ничего не читать. Наша политическая элита ментально застряла в начале 90-х и её проблематике, и если она не расширит свои умственные горизонты, то, боюсь, и реформировать в скором будущем будет нечего.
Первое, что надлежит переосмыслить – это само отношение к образованию. Сегодня оно у нас является «социалкой», то есть, какой-то нагрузкой на бюджет и экономику, статьёй для иждивенцев, бюджетников, статьёй затратной, которую можно увеличивать, только если много зарабатываешь, как в случае с какой-то роскошью. Вообще, наличие хоть каких-то платных элементов в системе образования, как бы говорит всем гражданам от имени государства: образование нужно вам, а не нам, поэтому граждане за него и должны платить. Если же понять другое, а именно, что:
1. Образование – не затраты, а то, что создаёт стоимость в новейшей экономике и экономике будущего, непосредственно влияет на ВВП государства и на лидерство государства на мировой арене.
2. Образованные люди есть основа государства, его стабильности и процветания, прежде всего, а также основа гуманитарного, исторического лидерства государства на международной арене.
3. Сфера образования – место, где воспроизводятся, просеиваются и куются кадры, государственные в том числе.
Второе, что плавно вытекает из первого – понимание, что Министерство образования должно быть переименовано в Министерство Будущего. Какова наша образовательная система сейчас, такова наша страна через 20 лет. Это аксиома, если мы понимаем, что эти траты на образование есть не что иное, как инвестиции или реинвестиции государства в своё будущее вообще, в свою политическую стабильность, суверенитет и гегемонию, в экономическое процветание в новой экономике. А следовательно, траты на образование должны вырасти в пределе до 30% бюджета государства, то есть, в 10 раз. Мы должны тратить на образование не меньше, чем на оборону, а с учётом известной фразы, что «войну выигрывает школьный учитель», это более чем целесообразно. Кроме того, образование выполняет и непосредственную оборонную функцию: государство, которое является гуманитарным и инновационным лидером, никто не хочет завоёвывать, оно безмолвно само завоёвывает всех своим превосходящим уровнем культуры.
Третье, что следует из второго – в образование мы должны привлечь или вернуть самые лучшие кадры. Сегодня, прямо скажем, у нас ситуация такова, что при имеющихся зарплатах в школе и ВУЗах работают люди, которые больше нигде не востребованы. Почти все они, с точки зрения настоящих профессионалов, работающих в бизнесе или в науке, есть научные или карьерные неудачники, согласившиеся работать за копейки. Надо, чтобы работа в школе была настолько высокооплачиваемой и престижной (а какой ей быть, если именно здесь куётся будущее государства, которое мы можем доверить только самым лучшим людям, а не бездарям), что в школу стремились бы ведущие педагоги.
Четвёртое. Впрочем, сама школа должна быть иной. Она должна полностью измениться в соответствии с современными технологическими, гуманитарными и социальными достижениями. Поразительно, но до сих пор у нас господствует старинная классно-урочная система Яна Амоса Каменского (впрочем, её корни можно проследить до самого раннего средневековья). На уроках мы учимся шаблонно, мы учимся повторять, зубрить… Мы не учимся искать и делать открытия, мы не учимся творить. Школа, я бы сказал больше, убивает всё творческое, она даже специально устроена для этого. Недаром некоторые лучшие люди ХХ века, – хоть в науке, хоть в бизнесе, хоть в культуре, – сохранили стойкую неприязнь к школе, а многие были неуспевающими.
Педагогическое новаторство должно стать не исключением, а правилом. Педагог, который не запатентовал новую методику, – вообще не должен быть допущен к детям, – раз он сам умеет только копировать чужое, то и способен только научить копировать. Не хватит на всех таких учителей? А может, теперь их столько и не надо?
Пятое. Новые технологии прекрасно помогают большому количеству людей получать доступ к лекциям, семинарам и педагогическим материалам лучших педагогов. Грубо говоря, в каждом ВУЗе сейчас мы имеем несколько «звёзд» российского или мирового уровня и 75% педагогического балласта.
Почему бы уже сейчас не записывать все лекции и семинарские занятия всех «звёзд» по любому предмету на камеру и не транслировать в он-лайне? И, например, будущий физик будет учиться не у бывших троечников (в самом плохом смысле этого слова), а ныне «сереньких» доцентов, а прямо у академиков и профессоров физфака МГУ или МФТИ.
Каких физиков сейчас плодят третьесортные ВУЗы? Только третьесортных. Если мы соберём в он-лайне всех лучших преподавателей страны по каждому предмету и именно они будут читать в он-лайне лекции для студентов соответствующей специальности, мы резко повысим качество студентов.
Это позволит действительно сократить часть преподавательского состава или использовать его на семинарах, на доводках… Впрочем, с ВУЗами мы поторопились… В корне должна измениться методика преподавания уже в школе.
Шестое наше предложение. Интернет не должен убить живое общение ученика с учителем. Лекции в он-лайн от лучших преподавателей страны– это десерт, а вот постоянная работа должна быть, что называется, на свежем воздухе. Возьмём преподавание истории. Древний Египет мы должны проходить… в Египте, возле пирамид, Великий Новгород – на раскопках Рюрикова городища, а французскую революцию – в Париже. Химические опыты мы должны ставить прямо в КБ и на заводах, в изобретательских центрах и т.д.
Я уж молчу про изучение языков, которое должно идти в языковой среде. Дорого? Да, дороговато, но не будем забывать о возможностях социальных сетей. Если мы живем в эпоху глобализации, значит, все школы мира можно увязать в соответствующую сеть, пусть к нам постоянно в некие школьные гостиницы приезжают индусы и латиноамериканцы, пусть учат тут неделями русский язык и смотрят наше Золотое Кольцо, Байкал, Аркаим, Санкт-Петербург, Север, Кавказ… тут и история, и география, и прочее. А мы в это время будем ездить к ним. Траты только на билеты. Это уже используется в туристических обменах, это используется и в элитных школах, в будущем это надо сделать правилом. Всё равно дорого? Позвольте, но ведь мы начали с того, что у нас на образование будет тратиться не 3%, как сейчас, а 30, и чтобы ввести такую практику во все школы, хватит и 10% бюджета… Плюс (речь идет не только о турпоездках) дети должны обучаться на производстве, в фирмах и т.д. Они там будут что-то элементарное делать, а значит, уже с раннего возраста зарабатывать, пусть не для себя, а для своей школы для начала.
Седьмое. Образование должно начинаться с более раннего возраста. Нам нужно избавиться от глупой «гуманистической психологии» (которую, кстати, я подверг критике в книге «Анти-психология») и прекратить говорить о том, что «ребёнок устаёт», что «не надо лишать его детства» и прочее. Вся эта борьба за права ребёнка приводит к тому, что у нас растут дегенераты и инфантилы, каковыми, кстати, полна Европа, первая внедрившая у себя эти нормы. Данные антропологии и нейрофизиологии говорят, что именно в раннем возрасте мозг человека развивается особенно быстро и его удельный вес по отношению к телу наиболее велик, именно в детстве ребёнок легко может запомнить до 8 языков и обучается самым важнейшим умениям: воображению, творческим способностям и т.д. Между тем, известно, что всякие «маугли», которых пытались воспитывать после пяти лет, уже не поддавались воспитанию, что-то внутри них «закрывалось» навсегда. Да что далеко ходить! По собственным детям я заметил, что в раннем возрасте они просто тянутся к учению, всем известен феномен «почемучек» в 5 лет. В 6 лет все дети сами выучились читать, хотели знать всё на свете, пришли в первый класс, и там им в результате нашей гуманной психологии обеспечивали такой расслабон, что они учились первое время шутя. Привыкнув за несколько лет к малым требованиям и к тому, что можно ни к чему не готовиться, и всё за пять минут до урока узнать и рассказать, в средней школе дети сталкивались с возросшей нагрузкой и резко «съезжали» в учебе. Дальше – хуже. Когда в 12– 18 лет детей начинают интересовать половые и социальные отношения больше, чем вопросы тригонометрии, им начинают тоннами вываливать на головы материал абсолютно неинтересный и уже неусваиваемый. Дети либо протестуют, либо начинают зубрить. И то, и другое пагубно.
Учить, и много учить, надо именно тогда, когда ребёнок этого больше всего хочет с 3–4 лет до 12–13. Естественно, формы обучения для детей должны быть особыми, так же, как должны измениться формы работы с подростками; особенности их возраста должны не противоречить учёбе, а быть задействованы в учебном процессе. Сегодня мы теряем «золотое время» для обучения и нагружаем детей тогда, когда груз для них невыносим. Мы судим о ребёнке по физическому развитию (чем здоровее он сам– тем больше способен вынести), тогда как развитие способностей мышления идет в прямо противоположном направлении– чем оно моложе, тем оно сильней (эту мудрость, кстати, знал еще Лао Цзы).
Восьмое. Многим известна так называемая «пирамида обучения». Грубо говоря, из прочитанного текста усваивается 10% информации, из увиденного – 25 %, из дискуссии – 50%, из практики, эксперимента – 75%, и 99% информации усваивается из… «обучения других». Мы все знаем, что только тогда понимаешь вещь по-настоящему, когда объясняешь её другому. Знать-то мы знаем, но это мало используется у нас в школе. Между тем, наставничество должно стать фундаментальной основой образования. Грубо говоря, первоклассников должны обучать пятиклассники, пятиклассников – восьмиклассники, восьмиклассников – десятиклассники и т.д. Ну, скажите, кто доходчивее и на своем языке объяснит что угодно подростку, – чуть более старший и авторитетный для него подросток или дама весьма солидного возраста – «преподаватель с 50-летним стажем»? Лучше объяснит подросток подростку. Мало того, что лучше объяснит – сам наконец-то поймет, что объясняет. Плюс социальная ответственность юного воспитателя будет в нём воспитываться параллельно, плюс экономия на учителях в школе, плюс (поскольку наставников много, а не один учитель на 30 человек) можно формировать малые классы и группы, в которых, как замечено, качество обучения всегда лучше и индивидуальнее, человек не теряется в коллективе, он больше работает.
Девятое. В связи с этим возникает проблема своего рода «табели о рангах» или непрерывной лестницы образования, начинающейся с раннего детства и заканчивающейся… в старости. У нас сейчас система, которая предполагает, что закончив ВУЗ, человек заканчивает образование. Те, кто идут в кандидаты и доктора – это уже академическая наука, особый класс людей. На самом деле, настоящее обучение продолжается всю жизнь, и человек может постоянно повышать квалификацию и открывать себе новые возможности и перспективы. Эти звания могут быть основанием для повышения зарплаты, продвижения по службе и так далее.
В последние несколько десятков лет человек уже не может всю жизнь работать, не пополняя существенно свой багаж знаний, не повышая квалификацию, а зачастую приходится изменять и специализацию. Поэтому ВУЗ, который даёт один диплом и одну специальность, безнадёжно отстал от жизни.
ВУЗ сегодня даёт только теорию, часто оторванную от жизни – надо честно признать это. Настоящие навыки и «живые» знания мы получаем на практике. На работе в фирмах, на предприятиях, на специальных обучающих семинарах (иногда всего однодневных), в интернете, в специальной литературе, написанной практиками «по горячим следам»… Всё это сейчас бессистемно и учитывается при приёме на работу кадровой службой весьма субъективно.
Надо сделать так, чтобы получаемый опыт, пройденные семинары и опции служили основанием для присуждения различных образовательных рангов. Такая, довольно-таки многоступенчатая модель, например, существовала в китайской империи и прекрасно работала столетиями. Она помогала ориентироваться и, кстати, делала прозрачными социальные отношения. Грубо говоря, не мог сынок министра внезапно стать генеральным директором завода, не может дочка президента, не побывав мэром и губернатором, оказаться в кресле советника этого же самого президента, не может даже в простой частной фирме одноклассник учредителя быть замом генерального директора, а кандидат наук – экспедитором.
Каждый, в течение жизни, кроме того, стремился бы повышать свой статус, – обучаться, постоянно защищать свой ранг, проходить испытания. Лучше всего делить образование на квадры. С 2 до 6 лет – развитие воображения, творческих способностей, обучение языкам, начальное обучение чтению, письму, элементарному счёту. С 6 до 10 лет – время «почемучек» – максимальный объём информации мировоззренческого характера по физике, истории, геогрфии. С 10 до 14 лет – упор на социальные науки, этику, экономику, психологию и т.п., причём, всегда в практическом жизненном варианте. С 14 до 18 лет– то, что можно назвать «абсолютным знанием» – то есть, искусствоведение, основы религии, философия,– именно то, что интересует в это время юношей. С 18 до 22 – начало специализации (кстати, специализироваться должны не по ложному направлению, типа «лирики» и «физики», а по трём направлениям: науки о природе – физика, химия, медицина, психология, техника; науки об обществе – политика, экономика, менеджмент, история; и науки об абсолютном – все виды искусства, все виды богословия и философии). Специализация уже ведёт к диплому бакалавра, с 22 до 26 лет – диплом магистра, с 26 до 30 – диплом кандидата, с 30 до 34 – диплом доктора и так далее до 60-70 лет.
Причём, низшие степени присуждаются степенью, стоящей на одну или две ступени выше. Человека надо поощрять и заставлять обучаться всю жизнь, он должен стремиться сам (или это должно быть обеспечено законодательно) набирать каждые четыре года нужное количество курсов и практики, так же, как сейчас мы, грубо говоря, обязаны учиться в школе. Конечно, будут те, кто будет тормозить, не успевать и оставаться на второй год, причём, чем старше, тем таких будет больше, но таким образом они сами себя будут оставлять как бы на дне, чувствовать не прошедшими социальные фильтры и тесты, а значит, не имеющими право на более жирный кусок общественного пирога.
Десятое. Допустим, мы создадим лучшую систему образования. А не получится ли так, как происходит и сейчас: не будем ли мы готовить кадры для развитых стран? Не убегут ли все наши гении в Америку или, скажем, Китай? Во-первых, надо сказать, что в перспективе страна с новой системой образования станет и гуманитарным, и техническим и экономическим лидером мира, и бежать будут сюда, хотя это не отменяет условия, по которому система образования должна выдавать не только профессионалов, но и патриотов!
Огромной бедой, обернувшейся трагедией для нашей страны, был технократический перекос в советском образовании. Будем честными, за реформы Ельцина и Чубайса голосовали все наукограды, они же рукоплескали и беловежским соглашениям.
Все инженеры, физики и математики оказались беззащитны перед довольно примитивными манипуляциями. Западное образование, особенно элитное, исходило из максимы, которую формулировал ещё Аристотель, – свободный человек обучается свободным искусствам и гуманитарным предметам, технические дисциплины – удел раба. Поэтому манипуляторы-гуманитарии играли с нашей технической интеллигенцией, как кошки с мышками.
Технократы чаще всего становились и становятся лёгкой добычей всевозможных сект и лженаук, у них не развит соответствующий гуманитарный вкус и иммунитет, любая метафизика заражает их сразу и навсегда, тогда как гуманитарий в период обучения успевает иметь дело с десятком метафизик, отрицающих друг друга и одинаково истинных.
Можно спорить о преимуществах разного образования, но все должны признать, что государство должно быть заинтересовано в том, чтобы его граждане были патриотами, а значит, заинтересовано в том, чтобы история страны преподавалась в объёме, не меньшем, чем преподаётся математика.
Мы граждан какого, математического, государства растим??? Девяносто процентов того, что мы учим в школе, мы забываем уже через год, и оно нам в жизни не пригождается, мы в школах, – в сравнении с остальным миром, – учим естественные науки на уровне колледжей, а потом, благодаря этому… наши умные учёные едут в те же Англии и Канады обслуживать их гуманитариев, специалистов по управлению и маркетингу.
Мы должны с ранних лет учить обществоведение и право. Почему в стране правовой нигилизм? Потому, что мы вообще не знаем законов, мы не знаем устройства государственной системы, конституции, не знаем, кто в стране за что отвечает, поэтому чуть что – валим всё на Президента.
Такие предметы, как история, родной язык, литература, обществоведение, правоведение являются гражданиногосударствообразующим и должны занимать не менее половины объёма всего преподавания.
Вот в каких направлениях надо думать! А мы всё размышляем: копировать нам болонскую систему или нет?
Мы должны сами создать такую систему, которую все захотят скопировать у нас!!!
Проблема 1. Отсутствие профильного обучения
Первая проблема современного образования — большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются. Каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.
Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на ненавистные и ненужные предметы — это существенный недостаток современного школьного образования.
Семейная форма обучения позволяет сфокусироваться на профильных дисциплинах. Например, ученица «Фоксфорда» Есения Прокопьева занимается академическим вокалом и хочет связать жизнь с искусством, поэтому больше внимания уделяет гуманитарному профилю.
Читать целиком интервью с Есенией Прокопьевой →
«В обычной школе приходилось тратить большую часть дня на предметы, которые мне не пригодятся, — физику, химию, информатику. Онлайн-школа позволяет заниматься любимым делом. В «Фоксфорде” я могу сосредоточиться на дисциплинах, которые мне необходимы, — это русский язык, литература, история и английский язык. Ненужные предметы изучаю по минимуму, лишь для аттестации».
Проблема 2. Гонка за показателями
У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации больше преференций. Рейтинг складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ.
Зачастую оценки не коррелируют с реальными знаниями. Более того, у многих школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для буллинга и других проблем обучения в школе. Вот что говорит о пятибалльной системе ученица 8 класса «Фоксфорда» Софья Голова.
Читать целиком интервью с Софьей Головой →
«В обычной школе о тебе судят по оценкам. С двоечником никто не хочет общаться. В четвёртом классе у нас была отличница. Всякий раз, когда меня вызывали к доске, и я получала «четыре” или «три”, я думала, что опозорилась, потому что училась хуже неё. Я бы отменила оценки — они только настроение портят и нас портят. Без оценок если задание не даётся сразу, думаешь «Ну буду стараться лучше”, а с оценкой — «Всё, я тупой!”».
<<Форма с консультацией>>
Проблема 3. Бюрократия
Формализм пронизывает все сферы школьной жизни — от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу «Без бумажки ты букашка» и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования.
Наталья Фукс перевела дочь на семейное обучение, чтобы избавить её от давления системы школьного образования. Обучение в онлайн-школе «Фоксфорда» стало для них путешествием на машине времени.
Читать целиком интервью с Натальей и Лией Фукс →
«Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой. Лии сейчас явно не хватает школьных знаний, приходится догугливать. Причём замечу, что училась Лийка всегда хорошо. Это именно разница в глубине материала. Безумно нравятся преподаватели. Молодые (в основном), весёлые, позитивные, увлечённые, а не измотанные люди! КПД семейного обучения отличается от школьного в десятки раз. Ни одной минуты не тратится на ерунду вроде «Куда сел?!”, «Перестань болтать!”, «А голову ты дома не забыл?”, «Где журнал?”. Никаких снижений оценок за почерк, зачёркивания, клеточки и отступы».
Проблема 4. Разный уровень подготовки учеников
Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.
Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже своего рода проблема современной школы. Классическая школьная система, в отличие от домашней школы, не учитывает интересы ни тех ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе.
Оба ребёнка Ксении Ярыш перешли в «Домашнюю школу Фоксфорда», потому что в государственном лицее не учитывали их индивидуальные особенности — такая проблема обучения есть и в обычных школах, и в гимназиях и лицеях.
Читать целиком интервью с Ксенией Ярыш →
«У сына всё пошло не так с первого дня. Что называется, не вписался. Возник конфликт с преподавателем по математике: Саше было трудно решать задачи в быстром темпе и давящей атмосфере (дома он с ними справлялся легко и быстро). В конце третьей четверти сын вовсе отказался решать математику, так как учительница сказала, что у него всё равно ничего не получится».
Проблема 5. Низкая эффективность занятий
Классический школьный урок длится 45 минут. Из них 10–15 уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На подачу нового материала остаётся 15–20 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не саботирует. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.
Елена Янышина перешла в «Домашнюю школу Фоксфорда» потому, что каждый урок в её прежней школе походил на зоопарк. Дети стояли на ушах, а учителя вместо того, чтобы объяснять материал, пытались их успокоить. Получать знания в такой обстановке стало проблемой, и Лена решила попробовать онлайн-школу.
Читать целиком интервью с Еленой Янышиной →
«В «Фоксфорде” я чувствую себя более ответственной. Сама встаю утром, сама сажусь за уроки, сама делаю ДЗ или читаю учебник. Никто тебя не заставляет: либо учишься, либо нет — это твой выбор».
Проблема 6. Большие домашние задания
Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.
По СанПину на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5-2 часа, в 6 классе — 2,5, в 9-м — 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.
Семейное образование приучает детей к самостоятельности. Особенно быстро учатся распоряжаться своим временем экстерны. Ученик «Фоксфорда» Василий Полторацкий в этом году заканчивает 11 класс, хотя по возрасту должен быть только в 8-м.
Читать целиком интервью с Василием Полторацким →
«За год экстерната я полностью освоился в самообразовании и начал получать удовольствие от обучения дома. Долой подъёмы в шесть утра и часовые поездки в метро с двумя пересадками! Главное преимущество экстерната в гибком графике. Если сегодня сделал мало, завтра наверстаешь».
Проблема 7. Плохая подготовка молодых учителей
Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.
Первым чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию.
Очень точно об этой проблеме в системе образования высказалась мама выпускницы «Домашней школы Фоксфорда» Ирина Фомичёва. К слову, сама в прошлом педагог.
Читать целиком интервью с Ириной Фомичёвой →
«В школе много случайных людей. Сначала они случайно оказываются в педагогическом институте (он часто становится запасным аэродромом для не добравших баллы в топ-вузы), потом также случайно начинают преподавать.
Учитель — это призвание. Но его труд должен оплачиваться достойно. Иначе огонь в глазах быстро погаснет. Молодые педагоги тонут в отчётах и методичках. Канцелярщина и рутина убивают интерес к предмету, не оставляют времени для саморазвития. Добавьте к этому отсутствие материальных стимулов, и вы поймёте, почему на типичных школьных уроках скучно так, что зубы сводит».
Проблема 8. Устаревшие методы работы
Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное — они не понимают ценностей поколения Z. Поэтому ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. А ведь таких учителей большинство, и их подход, безусловно, является недостатком современного образования.
В семье ученика «Домашней школы Фоксфорда» Тимофея Кожина решение о переходе на семейное обучение созрело внезапно. Мама опасалась, что сыну отобьют охоту учиться.
Читать целиком интервью Дарьи Горбачевой →
«Несмотря на гордое звание лицея, Тим часто сталкивался с враждебным отношением преподавателей. Сыну не нравился формальный подход к объяснению материала, а учителям — его стремление изучить темы глубоко, забегать вперёд. И мы ушли».
Проблема 9. Отсутствие подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка к основному и единому государственным экзаменам идёт вразрез с повседневной учебной деятельностью школ. ОГЭ и ЕГЭ — форматные экзамены. Недостаточно разбираться в предмете, от учеников требуются довольно специфические умения: правильно интерпретировать задания, писать ответы в строгом соответствии с критериями оценивания, грамотно заполнять бланки. Основная проблема обучения в школе состоит в том, что на уроках этому не учат — приходится нанимать репетиторов или посещать подготовительные курсы.
В «Домашней школе Фоксфорда» подготовка к ОГЭ и ЕГЭ является частью индивидуальной программы учеников. Например, девятиклассник Вячеслав Костюшко вносит занятия по подготовке к ОГЭ в свой ежедневный план и постепенно просматривает.
Читать целиком интервью с Вячеславом Костюшко →
«Главное — не бояться и быть честным с собой при подготовке. ОГЭ — это не монстр, а обычная контрольная, только в особом формате. Если посещал занятия и не читерил, всё будет хорошо».
Проблема 10. Внеурочная нагрузка
Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.
Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.
Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.
Читать целиком интервью со Степаном Павловских →
«В «Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».
Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.
Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.
С. В. Тарасов,
председатель Комитета общего и профессионального образования
Ленинградской области
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Тема, определенная для обсуждения на открытой площадке, представляется особенно актуальной в контексте стратегических целей и задач, стоящих перед образованием в целом на современном этапе.
Требованием времени являются инновационное развитие образовательных систем и достижение современного качества образования.
Однако ряд проблем, связанных с ситуацией социально-культурного и экономического кризиса, затрудняют реализацию инновационных проектов. Эти противоречия характерны сегодня в целом для образования. Что же касается сельской школы, то для нее преодоление данного противоречия происходит на фоне ряда специфических, свойственных только ей проблем, усугубляющихся особенностями демографической ситуации, ограниченностью учащихся в доступе к информационным и образовательным ресурсам, удаленностью от центров культуры, науки и образования, ограниченностью в получении детьми разнообразного социального опыта. Именно поэтому в последние годы настоятельно требуется выработка стратегии, ориентированной на развитие человека. Актуальность обозначенной для обсуждения темы определяется и тем обстоятельством, что сельская школа является существенной составной частью образовательного пространства России, поскольку сельские районы занимают около 40% территории страны.
Думаю, что при рассмотрении вопроса о сельской школе необходимо осмысление феномена современной сельской школы. Чем современная сельская школа отличается от традиционных сельских школ?
Например, в Ленинградской области соотношение количества городских и сельских школ составляет 52% к 48% в пользу сельской школы. В них работает 25% от общего числа руководителей и 33,6% педагогических кадров. У нас разные сельские школы. Есть большие, крупные сельские школы, расположенные на селе. Современное здание, два бассейна, новая структура. А есть школы небольшие — 15 человек, 12 человек. Это тоже сельские школы. Сельские школы сегодня многолики. Есть сельские школы, которые практически входят в черту города Санкт-Петербурга, а есть сельские школы, которые расположены почти в 400 км от крупного мегаполиса. И все это объединяется понятием «сельская школа» с точки зрения территориального ее нахождения.
На мой взгляд, нам необходимо сегодня определить, что такое современная сельская школа, выработать нормативные документы, для того чтобы было понимание, как финансировать сельскую школу, какой педагог сегодня нужен для сельской школы и как решать многие другие проблемы.
При всех региональных и территориальных особенностях современной сельской школы существуют и общие черты. Я назову некоторые из них.
Во-первых, особая острота проявления социально-экономических проблем на селе. Понятно, что основная масса выпускников сельских школ представляет собой ресурс пополнения рабочих мест в городах. Эту тенденцию мы наблюдаем повсеместно, хотя в последнее время мы видим, что в Ленинградской области с развитием сельского хозяйства все больше и больше выпускников сельской школы остается работать там, где они закончили образовательные учреждения.
Следующая особенность заключается в том, что сельская школа является социальным институтом, оказывающим влияние на становление особого мировосприятия сельского жителя, выпускника школы. Мы проводили исследование в Ленинградской области. Нас интересовало, какие качества сегодня воспитывает современная сельская школа и какие качества воспитывает современная городская школа.
В результате мы получили данные, которые свидетельствуют о том, что сельская школа в основном воспитывает у учащихся социальные качества, такие как взаимопомощь, дружба, честность, любовь к Родине. Для нас было приятной неожиданностью, что 18% респондентов, наших учащихся, сказали о том, что их сельская школа воспитывает любовь к Родине. Всего социальные качества отметили 60% учащихся сельской школы. Городская же школа воспитывает так называемые интенциональные качества — качества личного достижения и успеха. И здесь мы видим сущностное определенное различие городской и сельской школы, даже если она находится на территории одного субъекта Федерации.
Следующая особенность, с моей точки зрения, заключается в том, что сельская школа обладает потенциалом для развития в статусе социально-культурного центра. Часто, говоря о функциях сельской школы, мы указываем, что школа — это социокультурный центр на селе, как бы по факту. Но, на мой взгляд, по факту это далеко не так. Сельская школа сегодня, в современных условиях, должна заслужить этот статус, неформальный статус. Там должны быть такие ресурсы, такие педагоги, такие условия, такие инвестиции в сельскую школу, такая организация работы с внешней средой, которые бы позволили говорить о том, что эта школа действительно является социокультурным центром на селе.
Еще одна особенность заключается в том, что сельская школа, в отличие от городской, в большей степени играет компенсаторную роль. Жизнь семьи на селе достаточно обособлена, поэтому возникает необходимость восполнения контактов, потребности в общении. Родители из-за особенностей их образования и образа жизни не могут уделять подготовке детей к школе должного внимания, помогать им учиться.
Еще одна особенность сельской школы заключается в том, что для сельской школы характерны неформальные, более доверительные отношения по сравнению с городской школой. И не только потому, что сельская школа, как правило, небольшая и классы там меньше. Прежде всего сам уклад деревенской жизни, особенности мировосприятия людей, неспешность в обдумывании и принятии решений — все это способствует тому, что более неформальные и доверительные отношения выстраиваются в условиях сельской школы. Это, с одной стороны, плюс сельской школы, а с другой — фактор риска, потому что учащийся, попадая в другую, городскую среду, имея даже высокий уровень знаний, сталкивается с определенными, достаточно серьезными проблемами (например, приезжая в большой город на учебу или на работу).
В настоящее время сельская школа становится более открытой для внедрения инноваций, новых технологий. Сегодня на выставке вы видели информационный портал, с помощью которого можно было выйти в любую сельскую школу Ленинградской области,
СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА
пообщаться, поговорить, получить необходимую информацию. Сегодня сельская школа более открыта и по менталитету, и с точки зрения имеющихся технологий.
О каких проблемах хотелось бы сказать?
Проблем сельской школы много, наверное, их больше, чем у городской школы по понятным причинам.
Прежде всего, это отсутствие адекватной качественной подготовки учителя для сельской школы. РГПУ им. А. И. Герцена, другие вузы страны, наш областной университет многое делают, для того чтобы эта подготовка была нацелена на специфику работы учителя для сельской школы. Вместе с тем мы понимаем, что подготовить учителя для сельской школы гораздо труднее, чем даже для профильного обучения в общеобразовательной городской школе. Сегодня учитель сельской школы — не только универсал, не только предметник, но и человек, который обладает надпредметными знаниями, межпредметными знаниями и может работать в различных предметных областях. Кроме того, он должен обладать определенными социально-психологическими, культурологическими компетенциями, профессиональными, которые помогают выполнять те же самые компенсаторные функции и задачи сельской школы.
Иногда мы слышим, что для сельской школы достаточно подготовить бакалавра, а магистр должен работать в профильной школе, в гимназии, в лицее. Мне кажется, это неправильно. Сегодня на селе должен работать более подготовленный специалист, я в этом убежден, потому что задачи, которые ему придется решать, значительно сложнее, чем задачи, которые будет решать учитель в городской школе. Хотя, наверное, это дискуссионный вопрос, и здесь не все так однозначно. Понятно, что есть специфика каждого образовательного учреждения.
Еще одна проблема. Несмотря на все коммуникационные технологии, в целом мы можем говорить об определенной социокультурной замкнутости сельской школы, ограниченности социального опыта учащихся, в какой-то степени — и профессиональных контактов педагогов. И дело здесь уже не столько в возможностях, сколько в менталитете сельского педагога, особенно если это дальняя небольшая сельская школа. Они живут своей замкнутой жизнью, им хорошо друг с другом, у них взаимопонимание с родителями, с детьми, все довольны: «И зачем нам какие-то интенсивные профессиональные контакты, зачем нам интенсивное повышение квалификации? Мы со своей функцией справляемся». На самом деле нужно менять не только технологии, о которых мы говорим сегодня и которыми насыщается образовательное учреждение, но прежде всего менять сам подход педагога сельской школы к своей профессиональной подготовке, качеству своего образования и качеству своего образовательного процесса.
Еще одной проблемой является не всегда благоприятная образовательная социокультурная среда вне образовательного учреждения. Отсутствие учреждений культуры. Это, конечно, тоже влияет на сельскую школу.
Другая проблема связана с финансированием сельской школы. Нормативно-подушевой принцип финансирования — никто не ставит его под сомнение — это принцип, который ориентирует нас на эффективность и качество образования, и от этого нам никуда не уйти. Но думаю, что должно быть определенное переосмысление нормативно-подушевого финансирования, если мы говорим о сельской школе. Сельские школы небольшие, конкуренции среди них нет: ближайшая школа в 40—50 км. Поэтому я думаю, что здесь необходима более гибкая система, связанная с определением финансирования сельской школы.
В Ленинградской области уже много лет существует нормативно-подушевое финансирование, но мы ввели на уровне субъекта Федерации определенные коэффициенты, так называемый агрегированный коэффициент, который позволяет фактически финансировать сельскую школу по потребностям. На основе нормативов, но по потребностям.
Поэтому потерь в заработной плате сельского педагога нет. В финансировании сельской школы потерь нет. Учитываются и автобусы, и дополнительные занятия, схема подвоза детей к образовательному учреждению и многие другие факторы, на которые требуются дополнительные средства, чтобы мы не тратили деньги на бензин для подвоза детей в ущерб заработной плате педагога.
На мой взгляд, есть еще одна проблема — проблема оценки результатов деятельности сельской школы с точки зрения качества образования, с точки зрения единого государственного экзамена. Мы знаем, что результаты ЕГЭ в сельской школе несколько ниже, чем в городской. Но вправе ли мы говорить, что сельскую школу мы должны оценивать только по результатам единого государственного экзамена? Это тоже вопрос открытый и достаточно дискуссионный. Необходим комплексный подход к оценке результатов деятельности сельской школы, учитывающий специфику ее деятельности.
И, конечно, проблемой, на мой взгляд, являются более скромные стартовые возможности учащихся сельской школы, чем выпускников городской школы.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Не буду подробно говорить о том, что мы делаем в Ленинградской области для поддержки сельской школы. Это целый комплекс мероприятий. Это и поддержка молодых педагогов, и заработная плата, которая в Ленинградской области в среднем составляет более 17 тысяч рублей.
Назову лишь два проекта, которые мы на протяжении нескольких последних лет реализуем в системе образования. Один проект называется «Проектирование социокультурной образовательной среды территории», а второй — «Единое образовательное пространство городской и сельской школы Ленинградской области».
Первые проект нацелен на то, чтобы объединить те ресурсы, которые есть сегодня на селе (это может быть отдельный поселок или несколько населенных пунктов в одной волости), для решения образовательных и социальных задач. Формируется группа проектировщиков, руководителями этой группы выступают педагоги, Институт развития образования Ленинградской области, ученые. И разрабатывается проект развития социокультурной среды территории. В эту группу помимо педагогов входят администрация поселка, родители, представители системы здравоохранения, культуры, социальной защиты и многие другие. Самое главное — в эту группу проектировщиков входят ребята, выпускники школы, учащиеся средних классов, и они одновременно выступают в качестве и самих разработчиков, и экспертов, и заказчиков, потому что им жить на той территории, которую они сегодня проектируют. Принцип такой работы — это принцип малых дел. Они должны быть реальные, они должны быть достижимые, самое главное — они должны быть обоснованные. А уже под этот проект мы находим ресурсы, для того чтобы поддержать данное образовательное учреждение, данный проект. Здесь и сельские школьные автобусы, и дополнительные субсидии, и субвенции, и многое другое, что предусмотрено правительством Ленинградской области. И под этот проект все необходимые ресурсы направляются. И самое главное — мы привлекаем интеллектуальные ресурсы наших высших учебных заведений. К сожалению, часто мы не рассматриваем интеллект, информацию как очень важный ресурс. В этом проекте самый главный ресурс — это интеллект, это информация, то, чем располагает сегодня интеллигенция на селе с помощью наших образовательных учреждений высшего профессионального образования.
И второй проект — «Единое образовательное пространство городской и сельской школы Ленинградской области». Основная идея этого проекта в том, что мы помогаем учащимся осваивать и расширять социальный опыт, культурные навыки, компетенции в области коммуникаций. Помогаем ребятам из городских школ Ленинградской области лучше узнавать своих сверстников из сельских школ.
Михайлова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №135 Выборгского района Санкт-Петербурга
21 век – век информационный. В потоке информации, которую получает человек извне, порой бывает достаточно сложно разобраться, выбрать нужное и отмести второстепенное. Если трудно взрослому человеку умудренному опытом, то ребенку, ученику – еще сложнее. Как определить место современного ученика в современной школе и в мире в целом?
Для начала попытаемся определить, каков же современный ученик?
В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение ученика:
- Учащийся средней школы, профессионального технического училища.
- Человек, который чему-нибудь учится у кого-нибудь.
- Последователь какого-нибудь учения, тот, кто изучает что-нибудь под руководством кого-нибудь.
Современный-
- Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-, чем-нибудь.
- Относящийся к настоящему времени, теперешний.
- Стоящий на уровне своего века, не отсталый.
С учетом определений можно сказать, что ученик 21 века – это учащийся, который способен не только получать готовую информацию от учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать информацию из других источников: Интернета, электронных книг, средств массовой информации. Другой вопрос: умеют ли современные дети адекватно оценить весь поток предоставленной информации? Зачастую нет. Современный ребенок использует технические средства чаще в развлекательных целях. Гаджеты, телефоны, «стрелялки» привлекают детей яркостью, легкостью использования, бездумным нажиманием кнопки.
Есть ряд аспектов, по которым можно рассмотреть облик современного ученика:
- Здоровье
- Использование современных технологий
- Индивидуально-психологические особенности
- Интерес к процессу обучения
- Личные качества
Интересно рассмотреть точку зрения современного ученика на модель современного ученика.
После проведения опроса учащихся среднего и старшего звена мною выявлены следующие позиции. Положительная оценка современного ученика превалирует над отрицательной, как бы определяя современного хорошего и современного плохого ученика.
Положительная оценка |
Отрицательная оценка |
|
|
Стоит отметить, что ребята среди положительных оценок выделяют увлечения, личные качества, саморазвитие, организационные способности, компьютерную грамотность, взаимодействие и высокую мотивацию.
Ведущими же критериями отрицательных оценок является отсутствие дисциплины, безответственность и отсутствие интереса, облик невоспитанного и недовольного подростка.
Интересно заметить, что ряд учащихся, создавая портрет современного ученика, писали не о себе, а об абстрактном индивидууме. Значит, объективно оценить себя могут не все.
Здоровье современного школьника значительно отличается от здоровья ребят, которые учились 20-30лет назад. Краткосрочная память, рассеянность, частые ОРВИ и перепады давления затрудняют качество усвоения знаний и приобретение необходимых навыков.
По сравнению с учениками 70-80-ых годов ХХ столетия современные ребята больше нацелены не на работу в команде, а на личные достижения, меньше взаимовыручки, больше эгоцентризма, личное первенство главенствует над командным, коллективным.
Часто современный ученик получает информацию в готовой форме в виде ГДЗ, скачивания с Интернета различных сайтов. А вдумчивой, аналитической работой занимаются немногие. Для ребят 5-6 классов еще важно быть прилежным, воспитанным учеником. Детям 7-8 класса лучше быть таким, как все, не выделяться среди других в учебе, зато в поведенческом плане они стремятся выделиться и казаться взрослыми. Если
ученик старшей школы выбрал дальнейший образовательный маршрут сам или в содружестве с родителями, то его успешность может быть ценностно-ориентированной. Если же ученик не определится с дальнейшим выбором, то и в обучении нет заинтересованности. Такой ученик «плывет по течению» и рассчитывает «на авось», что все решится само собой. Завышенная и заниженная самооценка тоже играет не последнюю роль.
Как бы то ни было, современный ученик интересен, необычен, индивидуален, талантлив. Он требует современных подходов к обучению. И задача родителей, школы, педагогического коллектива, служб сопровождения – оказание помощи и поддержки в нравственно-ценностной ориентации современного ученика и будущего поколения.
Список использованной литературы:
2. Андреева А.Д. Отношение к школе и учению // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
3. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка. М., 1966.
4. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею. М., 1997.
5. Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб., 1993.
6. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. М., 1990
Интернет-ресурсы
Библиографическое описание:
В статье рассмотрены особенности реформ последних лет в образовательной сфере ведут к окончательному отказу от экономики промышленного производства сложных технических систем в пользу экономики услуг, которая не создаёт материальные богатства. Очевидное следствие такого отказа — полное разрушение системы образования, унаследованной от СССР, и утрата каких-либо надежд на восстановление экономически и социально значимых высокотехнологичных промышленных производств.
Ключевые слова: образование, система образования, информационное общество, цифровизация, импортозависимость, экономический и технологический суверенитет.
К началу XXI в. научно-технический прогресс привел к быстро развивающимся процессам глобализации, что обусловило вхождение в мир высоких технологий и Интернета, понятий «глобальная экономика», «глобальная экология», «глобальное образование» и др. М.Уотерс определил глобализацию как социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают, и в котором люди все больше осознают это ослабление. Американский форум «Глобальное образование» и ЮНЕСКО провели международную конференцию «Bridges to the Future» («Мосты в будущее»), где определили роль и основные направления развития глобального образования в XXI в.
Образовательная система новой экономики, конечно, основывается на концепции подготовки пользователей, потребителей технологий и продуктов глобальных мировых рынков, прежде всего рынков полупроводников, радиоэлектроники и программного обеспечения. Потребителей, оказывается, надо учить не технологиям производства этих продуктов, а технологиям их продаж и использования, вне зависимости, где и кем эти продукты произведены — российскими или зарубежными компаниями, поскольку «Россия — часть мировой экономики». Соответственно, и решение ключевой задачи — «поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных экономик» — надо понимать не как обеспечение производства, например высокотехнологичного ИТ-оборудования или программных средств, а как оказание услуг по их продаже и использованию .
Аналогичным образом следует трактовать и «конкретные решения для радикального усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России», упомянутые в докладе 2018 г. Например, в нём утверждается, что «образование является растущей отраслью экономики. Растёт масштаб рынка образовательных услуг. Экспорт образования… может составить десятки миллиардов долларов». И переход к новой модели образования будет «стимулировать формирование в России нового рынка образовательных ресурсов и сервисов, а также обеспечит выход российских компаний на глобальный рынок». Роль государства в процессе запуска этого рынка — начальные инвестиции в закупки и «доступ частных игроков на рынок образования». Одним словом, государство, согласно докладу, должно профинансировать и обеспечить правовую поддержку создания частной системы образования, цель которой — получение прибыли «в течение всей жизни» клиента, а не подготовить специалистов для промышленности и науки страны .
Образование в докладе «Двенадцать решений»… как фундамент построения постиндустриального информационного общества уже не рассматривается. Однако декларируется, что оно должно соответствовать «глобальному тренду цифровизации, который нельзя остановить и опасно игнорировать» . Разумеется, остановить «тренд цифровизации» нельзя, поскольку его локомотив и катализатор — полупроводниковая отрасль США, преследующая многократное увеличение как ёмкости глобального рынка полупроводников и радиоэлектроники, так и формирование новых высокотехнологичных массовых рынков. Этот тренд действительно опасно игнорировать, поскольку Россия выступает исключительно как потребитель устройств и систем, поэтому и цифровизацию образования, и переход в цифровую эпоху российской экономике и всему обществу можно обеспечить только на основе продукции глобальных мировых рынков, иначе говоря, ценой полной импортозависимости от полупроводниковых и радиоэлектронных компаний США и полной утраты своих высокотехнологичных отраслей. Реальность такого перехода России в цифровую эпоху подтверждается итогами построения информационного общества: зависимость эксплуатируемого в стране ИТ-оборудования от импорта составляет от 80 до 100 %. Однако в обоих докладах эти проблемы не обсуждаются, поскольку учить надо технологиям продаж и использования высокотехнологичных продуктов, невзирая на то, где и кем они произведены.
В условиях быстро меняющейся экономики услуг, как это и констатируют авторы доклада 2018 г., «принудительной школе приходит конец», то есть приходит конец школе, которая была в России основой системы образования экономики материального производства сложных технических систем. И её методическую основу подрывает не цифровая революция XXI в., как утверждается в докладе «Двенадцать решений»…, а формируемая более 10 лет система образования экономики услуг с такими элементами, как ЕГЭ, двухуровневое высшее образование и образовательные траектории .
С позиции системы образования, основанной на экономике промышленного производства сложных технических систем, трудно согласиться и с рядом других основополагающих тезисов доклада 2018 г. Например, со смелым утверждением, что в результате цифровой революции «на горизонте 5–7 лет искусственный интеллект, попав в руки каждого школьника, сделает бессмысленным значительную часть действующих школьных регламентов. Учитель не сможет определить, выполнил ученик домашнее задание сам или за него это сделал электронный помощник». Есть два возражения на этот счёт. Во-первых, основная задача учителя «принудительной школы» при проверке домашнего задания заключается не в уличении ученика в списывании, а в том, чтобы определить, усвоил ученик знания и имеет ли навыки, необходимые для их применения при выполнении задания. Во-вторых, нет никаких убедительных доказательств возможности создания ни на горизонте 5–7, ни даже 50–70 лет так называемого искусственного интеллекта, который сделал бы бессмысленным значительную часть регламентов «принудительной школы» .
Трудно согласиться также и с тем, что «технологии виртуальной реальности создают возможность использования цифровых тренажёров для освоения буквально любой профессии и профессиональной квалификации. Это в перспективе безгранично расширяет круг изучаемых технологий, создаёт возможность их освоения ещё в школе». Во-первых, освоение профессий, связанных с созданием и использованием цифровых тренажёров сложных технических систем, например авиалайнера или атомной энергетической установки, невозможно без фундаментальной подготовки в области физики, математики и механики на уровне вуза, но не школы. Во-вторых, даже при наличии положительной оценки работы обучаемого на цифровом тренажёре уровень его профессиональной подготовки оценивается, в конечном счёте, по результатам практического управления авиалайнером или атомной энергетической установкой. В-третьих, время, необходимое для подготовки таких специалистов, исчисляется годами и, следовательно, нет никаких оснований утверждать о перспективах безграничного расширения круга изучаемых технологий даже в вузах, не говоря уже о школе .
Итак, экономика «будущего неопределённого и меняющегося мира», для которого и создаётся новое образование, не может и не будет основываться на промышленном производстве сложных технических систем. Однако для оказания каких-либо услуг этому миру потребуются продукты материального производства, создаваемые в мире с другой экономикой. Допустим, для оказания цифровых услуг потребуется вычислительное и коммуникационное оборудование, производство которого сегодня основано на стратегии «двойного сокращения». Эта стратегия, в конечном счёте, и является источником неопределённости и быстрой изменчивости мира экономики цифровых услуг.
Образование, по мнению сторонников высказанных в проекте Сколтеха идей — авторов доклада 2018 г., «и само является растущей отраслью экономики», сопоставимой с нефтяной. «Это такой же ресурс, и он должен стать ключевым фактором роста благосостояния страны и каждого человека во второй четверти XXI века». Очевидно, что глобальная образовательная система будет формировать активных носителей идеологии импортозависимости России, прежде всего в области микроэлектроники, радиоэлектроники и цифровых технологий.
За последние 25 лет в нашей стране выросло целое поколение людей, которые и в школе, и в вузе, и в домашнем хозяйстве эксплуатировали радиоэлектронные устройства только зарубежных, но не отечественных производителей. В этом и состоит первопричина импортозависимости государства — она в головах тех, кто более полувека пользуется зарубежной техникой и технологиями. Этот человеческий фактор — не что иное, как реальная угроза утраты экономического и технологического суверенитета России, которая пока не осознана ни обществом, ни государством. В рамках либеральной экономики услуг она не устранима. В этих условиях формирование в стране цифровой экономики услуг и соответствующей системы образования означает полную утрату каких-либо надежд на восстановление экономически и социально значимых высокотехнологичных промышленных производств, в том числе в сфере полупроводниковой радиоэлектроники, то есть, в конечном счете, утрату экономического и технологического суверенитета страны.
Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): конечный счет, промышленное производство, Россия, автор доклада, атомная энергетическая установка, доклад, домашнее задание, информационное общество, материальное производство, образование, полная утрата, продукт, система, цифровая эпоха, школа, экономика.