Проповеди мелхиседека артюхина

>Биография Архимандрита Мелхиседека Артюхина

Жизненный путь Архимандрита Мелхиседека

Архимандрит Мелхиседек – заметная фигура в движении современного российского Православия, чей духовный опыт и искреннее обращение с мирянами создали ему репутацию человека глубокого, надежного и верного тем истинам, которые он проповедует.

В прежней жизни носил фамилию Артюхин, на данный момент является пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству. Столь высокий пост обязывает архимандрита поддерживать тесную связь с общественностью, которая выражается, в частности, в использовании священнослужителем социальных сетей (например, у него есть официальная страница ВКонтакте, на которой он ведет тесный диалог со своими подписчиками, насчитывающими более трех тысяч активных пользователей).

На данный момент архимандриту 56 лет. Мелхиседек родился второго мая 1962 года в Москве, но свое второе, духовное рождение получил значительно позже: пройдя воинскую службу, он в 1984 году сделал осознанный и зрелый выбор в пользу обучения в Московской Духовной Семинарии, курс в которой длился четыре полных года.

В середине курса Мелхиседек принимает монашество, идя к этому решению два года. Уверенный в своем духовном сыне, архимандрит Алексий (духовная глава Троице-Сергиевой Лавры) в конце 1986 года допускает его до монашеского подвига.

После семинарского курса священнослужитель решил углублять свое богословское знание и поступает в Московскую Духовную Академию. С успехом оканчивает ее в 1992 году. Архимандрит некоторое время участвовал в служении и жизни монастыря знаменитой Оптиной Пустыни. За его надежность и прозрачность мотивов, Мелхиседеку было поручено отвечать за экономическое благоденствие обители: он был экономом и отвечал за поступавшие в монастырь денежные средства.

В 1997 году Мелхиседек снова возвращается в свой родной город Москву, где его ждет законное и обоснованное повышение: патриарх Алексий II поручает ему стать главой храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в районе Ясенево. Так, впервые в жизни Мелхиседеку была вверена жизнь целого храма и судьбы его прихожан и живущих в нем священников.

В 2005 году сфера ответственности его расширяется. Ему доверяется кураторство над ведущейся стройкой столичного храма Покрова Пресвятой Богородицы по улице Айвазовского. Сбор денежных средств на стройку и их разумное расходование также были вопросами ведения Мелхиседека. И в 2014 году все вложенные им усилия увенчались успехом: храм был выбран первым в числе лучших реализованных инвестиционных проектов. Награду Мелхиседеку вручили лично, что стало лучшим доказательством эффективности его служения.

Чин архимандрита Мелхиседек получает в 2013 году. В 2017 году Мелхиседека включают в членство Межсоборного Присутствия и поручают ему выстраивание информационной связи между гражданским социумом и православным монашеским сообществом.

Мелхиседек известен своими смелыми, сильными и бескомпромиссными проповедями. Так, огромную общественную волну вызвала его оценка прошедшей в недалеком прошлом встречи на высшем уровне Патриарха Кирилла и Папы Франциска: архимандрит указал на выстраивающийся между главами церквей диалог как на предвестник общемирового объединения православной и католической конфессий.

Его проповеди привлекают тысячи неравнодушных людей, поскольку насыщены верой, оптимизмом и неизменным жизнелюбием. Мелхиседек призывает своих друзей и слушателей благодарить за все, что есть у них в жизни на настоящий момент, ведь благодарное сердце, по его словам, ключ к получению лучшего.

К своему старению Мелхиседек относится с улыбкой: “Шестьдесят лет — хороший возраст, но об этом узнаешь только в семьдесят. Всё в сравнении.” И вся его жизнь свидетельствует о той осознанности, о которой он говорит в большинстве своих проповедей. Жить осознанно, радуясь всему, с чем сталкивает тебя судьба – это черта, присущая человеку думающему, верующему, человеку, который проходит все уроки бытия с открытым к переменам сердцем.

Все его размышления и комментарии на самые злободневные темы в полном объеме публикует общероссийский религиозный портал Православие.ру. Мелхиседек является очень начитанным человеком: он часто подкрепляет свои доводы цитатами Федора Достоевского, Салтыкова-Щедрина и других классиков русской литературы.

Архимандрит глубоко почитает труды и жизнь отца Иоанна Крестьянкина, над подвигом которого часто и подолгу рассуждает со своими слушателями, приводя в пример его нелицемерную и смиренную веру. Как и его предшественник, Мелхиседек стремится к полной прозрачности своего бытия, отсутствию всяких искажений православной веры и полной преданности ей до конца своих дней.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): биография, беседы и проповеди

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин Павел) был рожден 2 мая 1962 года в Москве. Он стал православным служителем, настоятелем церкви Петра и Павла в Ясеневе, церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Также архимандрит Мелхиседек (Артюхин в миру) стал пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству.

Биография

В 1984 году, отслужив в армии, он стал студентом духовной семинарии в Москве. Там он отучился 4 года. В 1986 году принял постриг в монахи. Тогда стал Павел Артюхин Мелхиседеком. Архимандрит Алексий, наместник Свято-Троице Сергиевой лавры постриг его лично.

Окончив духовную семинарию, он поступил в духовную академию в Москве, на заочное отделение. В 1988 году он прибыл в монастырь Оптина пустынь. Там он благочинно служил на протяжении нескольких лет. В 1990 году будущий архимандрит Мелхиседек получил сан игумена. В 1992 году Академия была им окончена. В 1997 году Патриарх Алексий II выпустил указ, назначив его настоятелем храма Петра и Павла в московском Ясеневе.

Вскоре он стал настоятелем и в монастырском подворье. Помимо этого он стал настоятелем при возведении храма Покрова Пресвятой Богородицы на улице Айвазовского. Возводить его начали в 2008 году. А уже спустя 5 лет сан архимандрита Мелхиседека Артюхину был передан в Преображенском соборе.

Награды

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является, выиграл в конкурсе «Лучший реализованный проект в сфере инвестиций и строительства». Получил соответствующую награду архимандрит Мелхиседек в 2014 году.

В 2016 году он заявил, что слышал, будто папа римский собирается покаяться и вернуться в православную веру. Это прозвучало в столичной церкви перед прихожанами.

Подробности

Свою биографию архимандрит Мелхиседек лично описывал в многочисленных интервью. Так, он стал священнослужителем, когда ему было 25 лет. В своих беседах Артюхин, архимандрит Мелхиседек, признавался, что изначально собирался жить как монах. Он назвал это решение впоследствии максималистским.

Решение стать монахом пришло в его голову, когда ему было 17 лет. Тогда он осознал, что его жизнь и так ему не принадлежит. И он решил отдать ее Господу. Он не понимал в те времена, что мог просто стать священнослужителем. Но нашел подходящий для себя образ жизни. Будущий архимандрит Мелхиседек уже в том возрасте нашел духовника в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Он изнутри изучал монашескую жизнь. По этой причине вплоть до поступления в духовную семинарию он уже имел четкое представление о том, какой будет его жизнь в монастыре. В то же время он понимал, что ему предстоит отучиться, пройти армию, и лишь затем он станет монахом. Он мечтал жить в Троице-Сергиевой лавре. И так, по сути, все и вышло.

Несмотря на то что решение было принято в молодом возрасте, архимандрит Мелхиседек никогда об этом не жалел. Он отмечает, что немало трудностей есть и в семейной жизни, а не только в монашеской.

Об отношениях с родителями

В беседах и проповедях Артюхина, архимандрита Мелхиседека, звучала история о том, что родители его были против поступления в духовную семинарию. Так, мать его просила, чтобы он не становился монахом. И Артюхин убеждал ее, что не станет. И когда мать периодически навещала его в лавре, она каждый раз просила его отказаться от идеи монашества. Несмотря на то что архимандрит Мелхиседек в проповедях, беседах признавался, что уже на первом курсе собирался писать прошение в монастырь, матери он говорил, что не собирается этого делать.

В то время духовником его был игумен Венедикт. Он говорил, что не стоит этого делать без благословения на то матери. Однако архимандрит понимал, что мать никогда ему этого не разрешит. Игумен Венедикт призывал его ждать и молиться. Перспективы в общении с матерью не было никакой.

Становление как монаха

Но на ее настрой повлияли некоторые события. Например, один сон, несмотря на то что многие священники советуют не верить сновидениям в случаях, когда они не являются отражением мыслей о Страшном суде. И когда сновидения вызывают грусть и тоску, их не стоит брать во внимание. Считается в церковной среде, что сны бывают от Бога и от беса.

Во сне Артюхин зашел в Троицкий собор. Там не было никого, как вдруг увидел, как вышестоящие рассуждают о том, кого взять в качестве послушника в монастырь. Им не хватало людей. И тут их посетила идея взять Артюхина. Он засветился от счастья, подошел к ним и признался, что мечтал об этом. Проснулся он со слезами счастья на глазах.

Сновидение оказалось позитивным предзнаменованием. В то же время он не понимал, как ему поговорить с матерью. Вскоре она приехала к нему сама и неожиданно сказала, что Павел станет монахом. Он старался отвлекать от темы, которая ее ранила, но она сквозь свое нежелание сказала снова, что он станет монахом. Он удивлялся, почему она так решила. Она заплакала и нехотя рассказала, что не могла уснуть на днях. Ей было ужасно тоскливо от того, что она постоянно одна. Муж ушел, когда Павлу было 7 лет, и она вырастила двух сыновей одна. Один из них создал семью, а второй ушел в семинарию. И она осталась со своей престарелой матерью, которая могла в любой момент умереть.

Во сне она услышала голос, возвестивший ее о том, что сын ее станет монахом. Ее это совершенно не радовало, но голос был очень жизнеутверждающим, и она поняла, что это будет так.

Итог

Против собственной воли мать дала Артюхину благословение. Он рассказал об этом духовнику, и тот сказал, что 3 года молитв не прошли зря. Тогда Артюхин написал прошение о поступлении в монастырь. И вскоре оказался принят в лавру. Это произошло за 14 дней до большого пожара 1986 года. И будущий архимандрит проживал в корпусе 50, который и сгорел дотла. В нем погибло 5 семинаристов. В то время не было мобильной связи. И когда Артюхин увиделся с матерью, будучи в монашеском одеянии, на лице ее отражалась полная гамма чувств: она была и рада, что он живой, и в полнейшем отчаянии, так как он был в монашеской рясе. Он подвел ее к пепелищу и сказал ей, что, если бы его не приняли в монахи, он мог бы погибнуть вместе с теми семинаристами. Она перестала возражать, выбрав отдать сына служению, нежели чем потерять его насовсем.

О проповедях

В проповедях архимандрит Мелхиседек, Артюхин, указывает на то, что Господь откликается на желания человека. По крайней мере, так случилось с ним самим. Если нет никаких знаков свыше, нужно обладать твердым желанием добиться чего-то в этой жизни.

К примеру, в случае монашества, если человек хотя бы чуть сомневается, становиться ли ему монахом или выбрать семейную жизнь, стоит отдать предпочтение последней. Так как когда человек загорается по-настоящему, в нем не остается ни одного сомнения.

Все события, происходившие в жизни архимандрита, случались на фоне его твердого желания стать монахом. В проповеди архимандрит Мелхиседек отмечает, что попутного ветра не бывает у тех, кто никуда не плывет. Первично желание. Так, когда кто-то в детстве играет в солдатиков, он хочет впоследствии стать военным, когда гоняет шайбу во дворе, хочет стать хоккеистом. Прежде всего, человек принимает мысль, а затем начинает по этапам воплощать свою идею. Главное – загореться каким-либо делом, желанием, а затем устремиться к достижению цели. Тогда Господь будет помогать. При наличии желания и призвания воля будет склоняться именно к этому.

Рассуждая в проповеди, архимандрит Мелхиседек Артюхин указывает, что главным побудительным мотивом для человека в желании стать монахом является любовь к Богу. В монахи люди уходят по нескольким причинам – даже те, кто сильно грешен, порой стремятся в монашество. И игумены приветствуют любую причину. Те, кто плохо начал, могут хорошо закончить.

Об образовании

Нужно отметить, что Артюхин обладает медицинским образованием. Именно это позволяет ему сосредоточиваться на главном, точно определять причины духовных недугов, как он сам считает. Он обожает тех, кто обладает талантами в медицинской сфере. Он считает чрезмерной гордостью надеяться на одни молитвы.

Медицина человеку необходима, и врачей стоит почитать, считает архимандрит. В то же время кто-то знает его как талантливого педагога. И каждый священнослужитель по сути является учителем веры.

О Синодальном отделе

В беседах рассуждает Артюхин и о роли Синодального отдела по монастырям и монашеству. На его взгляд, этот отдел выполняет важнейшую функцию в современной церкви. Сайты о монастырях отражают его деятельность. Благодаря этому монастыри обладают возможностью делиться с внешним миром информацией о духовной жизни, о том, что происходит в них. Наиболее интересные статьи порой берут себе другие порталы. И некоторые материалы оказываются востребованными не только у православных ресурсов, но и у некоторых светских. Последние печатают подобные материалы все чаще. Конференции, форумы – важнейшая часть жизни современных монахов. Обсуждая актуальные вопросы, они осмысливают заново церковные традиции, обмениваются опытом духовной жизни, встречаются друг с другом. Все это необходимо, чтобы монашество продолжало существовать в 21-м веке. Все, кто не был на какой-либо конференции, обладают возможностью прочитать о происходившем на ней на сайте «Монастырского вестника».

О наиболее сложном послушании

Архимандрит считает наиболее сложным послушание в Оптинной пустыне. Он был ответственным за то, как протекала повседневная жизнь в монастыре, за дисциплину всей братии, а она была большой, за то, как каждый относился к послушанию. Помимо этого архимандрит постоянно находился на разъездах, участвовал в переговорах. А ему нужно было следить и за своим духовным развитием. Но в дальнейшем приобретенный в этот период опыт в значительной мере помогал ему справиться с новыми трудностями, возникавшими на его жизненном пути.

Интересен тот факт, что архимандрит в своих беседах подчеркивает важную роль Интернета и мобильной связи для современного развития. В то же время чрезмерная огласка способна навредить внутренней монастырской жизни. По этой причине пользоваться данными благами необходимо с умом.

В беседах

В своих проповедях архимандрит отмечает, что наиболее страшным в духовной жизни является успокоение себя. Мол, что исправишься, изменишься обязательно, но потом. По этой причине важно отслеживать свои мысли. При внешней живости можно оставаться мертвым. Как и наоборот.

Архимандрит не раз приводил историю о старце Карпе. Он был парализованным и слепым, жил в Оптинной пустыни. Многие сокрушались из-за него, жалели его, сочувствовали и высказывали ему слова поддержки. Но Карп искренне удивлялся этому. Он говорил: «Я хоть и лежу, но на Бога гляжу». И этот духовный стержень архимандрит советует найти всем. Призывает радоваться тому, что человек уже стоит на своих ногах, жив – и это не мелочь. Такой человек вообще богат, и ныть ему не положено.

Главная мысль

Старец Амвросий, о котором нередко в своих проповедях для прихожан рассказывает архимандрит Мелхиседек, советовал никого никогда не осуждать, всех почитать. То, что происходит внутри человека, намного важнее всего внешнего. Так, если корабль плывет по воде, он не тонет. Но как только вода попала внутрь него, стала проникать в его корпус, он тонет. По этой причине зло не может не касаться человека, но оно не должно исходить от него самого.

Сердце человека должно быть похожим на воду – если в нее бросить камень, она поколеблется, но следа от него не останется никакого уже через мгновение. И порой человек сталкивается со злом и недоброжелательностью, но охранять своего внутреннего человека нужно всегда. Не дать внешним силам оказаться сильнее своих внутренних.

Внутреннего человека необходимо постоянно культивировать. Иначе он сойдет на нет, забудется в морях повседневных бед. И ежедневно через неохоту нужно продолжать это делать. Так как «Царствие Божие нудится и нуждницы (употребляющие усилие) восхищают Его».

 

Бытует мнение: десятина – это часть Ветхозаветного Закона. Соблюдать его сегодня совсем необязательно. Так ли это? Тема сложная, но попробовать разобраться в ней стоит!

В наше время христианское установление о десятине (передача общине 10% от своих денежных доходов) может рассматриваться только как установление братства или поместной общины. Божья заповедь о десятинах относится ко времени Храма и левитского священства, которых в наше время нет.

В Божьей заповеди речь идет не о десятине, а о десятинах. Торой установлены 3 десятины:

а) десятую часть всего следовало отдавать на содержание левитов: “И сказал Господь Аарону: …сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания” (Числ. 18:21);

б) десятую часть ежегодно надо было использовать на отдание праздников (этот вид десятины дающий должен был есть в Иерусалиме вместе со своей семьей и приглашать левитов; из текста не видно, сколько раз в году устраивался такой пир, но известно, что эту десятину делили на 3 части – поровну для каждого из “дней восхождения”: Песаха, Шавуот и Суккот).

“Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою” (Втор. 14:22-27);

в) десятую часть отделять раз в три года (чтобы у себя дома кормить этим левита, пришельца, сироту и вдову).

“По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади сие в жилищах твоих; 29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые находятся в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать” (Втор. 14:28-29).

Современная христианская десятина не только не соответствует ни одной из заповедей о десятинах (отдай левиту, съешь в Иерусалиме вместе с семьей и левитом, истрать на приготовление пира в твоем доме для левита и нуждающихся), но и существенно меньше общего размера десятин, предусмотренного Торой. По Торе, минимальный размер десятин в натуральном выражении в год составляет 21,7% (если считать, что первая десятина – 10%, вторая – 10% от остатка после первой десятины, т. е. 9%, третья – 10% от остатка после первой и второй десятин, разделенных потом на 3, т. е. 8,1%:3 = 2,7%). Максимальный размер в натуральном выражении (если считать, что каждая десятина – 10% от всего, что получено в году) составляет 23,3%.

Но подлежащие использованию на десятины земные плоды и скот могли быть выкуплены по определенному правилу: “если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю” (Лев. 27:31). Получается, что если мы сдаем десятину не в виде картошки со своего огорода (а сдает ли кто картошку?!), а деньгами, то следует уплатить 12% от цены картошки. Следовательно, минимальный размер десятины в денежном выражении можно определить как 26,04%, а максимальный – как 27,96%.

Если третью десятину не разбивать поровну на 3 года, а действительно вносить 1 раз в 3 года, как в Писании, то получатся следующие цифры:

первый и второй годы – натуральное выражение: мин. 19%, макс. 20%;

третий год – натуральное выражение: мин. 27,1%, макс. 30%;

первый и второй годы – денежное выражение: мин. 22,8%, макс. 24%;

третий год – денежное выражение: мин. 32,5%, макс. 36%.

Короче говоря, можно выбрать: от 19% до 24% в обычный год и от 27,1% до 36% в третий год, или от 21,7% до 27,96% ежегодно! (Правда, есть и еще более строгий вариант, но я его не буду рассматривать.) Надеюсь, я не ошибся в подсчетах, но если ошибся, то не сильно. Тем не менее, на всякий случай заранее прошу прощения за возможные ошибки. Можно, конечно, посчитать все десятины вместе равными 10% годового прибытка, но я полагаю, что для такого подсчета нет достойных оснований.

В оправдание современного христианского установления о десятине приводят также пример Авраама, который отдал Мелхиседеку десятую часть того, что у него было: “Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего” (Быт. 14:18-20).

Однако нет указаний на то, что это было исполнение заповеди, зато есть разъяснение далее в Писании, что таким образом Авраам признал тот факт, что он ниже Мелхиседека, находится в подчиненном ему положении (таков был обычай тех мест и тех времен, по свидетельству историков; видимо, поэтому же царь Содомский тоже немедленно стал требовать от Авраама дань): “Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим” (Евр. 7:4, 7).

В современных условиях, когда нет храма и нет левитов (во всяком случае, пока нет способов достоверно доказать, что какой-либо человек происходит из колена Левия, даже если у этого человека фамилия Левин или Коган), заповеди о десятинах, приведенные выше, исполнены быть не могут. Частично эти заповеди и сегодня исполняются евреями, но это вовсе не похоже на христианскую практику: производится натуральное отделение части овощей и фруктов перед тем, как их есть, и т.п.

Когда в книге Деяний и в письмах Павла обсуждается вопрос о пожертвованиях, речь всегда идет о добровольных даяниях, а не об обязательной десятине или исполнении заповедей о десятинах. На мой взгляд, следующие стихи очень хорошо иллюстрируют учение о пожертвованиях: “Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог” (2Кор. 9:7).

“В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду” (1Кор. 16:2).

“Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, что-бы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность” (2Кор. 8:12-14).

“Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого” (Деян. 2:44-45).

Я нахожу здесь три принципа правильных пожертвований: жертвуется добровольно, жертвуется в соответствии с возможностями, распределяется в соответствии с нуждами. Почему они не соблюдаются нами, как верующими (или не всегда соблюдаются), – не знаю!

Михаэль Цинн

>Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Хорошее настроение

№33 (1026) / 1 сентября ‘19

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой

Игумен Филарет (Пряшников): Зачем строить храмы?

Беседы с батюшкой

Иеромонах Макарий (Маркиш): Отражение Неба на земле

Отец Мелхиседек, причины хорошего настроения могут быть разные: кто-то рад своему материальному положению, кто-то – своим успехам, достижениям, но все это не духовные причины хорошего настроения.

– Кто-то рад отпуску, хорошей погоде (которая никак не наступает)…

Каковы духовные причины хорошего настроения?

– Вообще-то у нас настроение – как погода: настолько неуловимая стихия… На него что-то может, конечно, влиять. Но лучше иметь такое устроение, чтобы на наше настроение как можно меньше было влияний извне. Главное – стремиться, чтобы внутри были настроение, стержень: цель, дело, которое ты призван делать как христианин, как специалист, как семейный человек. И не зависеть от погоды, от того, вовремя пришел транспорт или нет, что там было в метро (уехал ты на первой электричке или пришлось ждать)… Как можно меньше зависеть от внешних обстоятельств – это первое, к чему нам всем надо стремиться.

Далее. Мне понравилась у старца Паисия такая мысль: он говорит, что в жизни каждый человек может испытывать две радости – человеческую и Божественную. Как раз от радости бывает и хорошее настроение – то есть это все созвучно. Он говорит, что, когда человек что-то получает (помощь, внимание, заботу, звонок, улыбку, поздравление), он испытывает человеческую радость, а ты можешь испытать еще и радость Божественную, когда будешь источником этой радости, когда ты сам и позвонил, и похлопал по плечу, и улыбнулся, и спросил, как дела, и сделал конкретное доброе дело – как апостол Павел сказал, дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Тогда и может появиться хорошее настроение, когда ты становишься источником этого настроения. Однажды Сократ сказал: «Истинная жизнь – жизнь не только для себя».

Мы с Денисом перед передачей пробежались по вопросам – и нашли такой: «Как молиться, чтобы сыну нашлась хорошая жена?». Это тоже относится к добрым делам – молитва о сыне. И я даю практический совет: все, кто хочет создать добрую семью, приходите в наш Покровский храм в Ясеневе. У нас много молодежи, есть опыт: за 10 лет 60 пар мы повенчали только в нашем храме.

Когда у одного священника спросили, как найти вторую половину, он из своего личного опыта сказал: надо молиться и делать добрые дела – они не только создают хорошее настроение, но могут решить многие проблемы в жизни и сделать ее счастливой. Как апостол Павел говорит, что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро.

И мы на этот вопрос, как вымолить сыну хорошую жену, ответим: пусть сын молится и делает добрые дела. Тогда у него будет хорошее настроение, тогда он приобретет навык, как жить не эгоистом – в семье счастье может найти только тот, кто побеждает свой эгоизм.

Кто-то из мудрых людей сказал: в нашей жизни побеждает тот, кто победит свой эгоизм, свою лень и свое нерадение – вот кто побеждает. Надо самому быть источником радости, хорошего настроения, тогда у тебя точно будет хорошее настроение. И сейчас в нашей печально-унылой Москве с ураганами, цунами и дождями с наводнениями надо быть друг для друга солнышками предупредительными.

Вопрос телезрителя: «В молитве Иисусовой есть такое монашеское правило – пятисотница. Как мирянам выполнять это правило, придерживаясь золотой середины, ведь там и поклоны, и другое?».

– Есть такой совет для мирских людей: все начинать постепенно и поэтапно. Лучше утром выделить время, чтобы перед иконами 50 Иисусовых молитв совершить (ровно 10-ю часть от пятисотницы). Не торопясь, произнести их вслух перед Господом с 5-ю поясными поклонами… И этот навык пусть потихонечку прививается. Для этого надо не так уж и много времени.

Кстати, откуда нам взять время? Надо переменить свой режим. Мы все почему-то привыкли ложиться поздно и вставать поздно. Надо всем в духовной жизни стараться переключиться, чтобы было как можно больше времени утром перед работой, перед началом трудового дня – это наилучшее время, когда мы со свежими силами, мыслями, чувствами. Порой мы спим до последнего, а духовная жизнь все-таки предполагает начинать день с молитвы и со времени, посвященного своей душе: это и несколько строчек Евангелия (а лучше глава), потом утренние молитвы, у кого-то, может быть, еще дополнительные молитвы.

Но начните хотя бы с 50-ти Иисусовых молитв, раз есть желание и намерение, а потом постепенно, через месяц, прибавьте 10, еще через месяц – 10. И так продержитесь какое-то время, чтобы понять, что это вам по силам: важно не уменьшать, а по миллиметру прибавлять – это первое правило духовной жизни.

Как говорил наш покойный архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, гайка духовной жизни должна по миллиметру закручиваться, но никак не раскручиваться. Не набирайте себе много правил, чтобы не начать их уменьшать: это будет означать, что гайка начала раскручиваться. Лучше прибавлять по миллиметру, чем по миллиметру убавлять.

Есть представление, что серьезно относящийся к жизни человек задумчив и даже мрачноват, а о человеке, пребывающем в хорошем настроении, часто говорят, что он легкомысленный, поверхностный. Как совместить хорошее настроение и серьезное, глубокое отношение к жизни?

– Если у человека глубокое, серьезное отношение к жизни, то у него всегда будет и хорошее настроение. Серьезное, глубокое отношение к жизни свидетельствует, что у человека правильное устроение; надо отличать хорошее настроение от веселости, эйфории, от восторженности. Угрюмость, как нам кажется, еще вовсе не означает, что у человека плохое настроение. Если вы начнете с ним говорить, то может оказаться все иначе.

Человек может быть внимательным, задумчивым, сосредоточенным на каком-то внутреннем переживании. В конце концов, многие христиане даже в миру являются теми самыми делателями молитвы Иисусовой (я знаю много таких людей) и когда с человеком разговариваешь, думаешь, что он какой-то задумчивый. Нет, он не задумчивый, у него просто идет глубокая внутренняя работа, и необязательно на лице должна быть внешняя веселость. Не всегда это бывает и не всегда это признак хорошего настроения.

Хорошее настроение может быть и без внешних выражений, особенно это свойственно мужчинам. Женщина проявляет свое хорошее отношение эмоциями, улыбкой, мимикой и прочим, а мужчина чаще всего скуп на мимику, слова, на внешнее выражение. Это вовсе не означает, что у него плохое настроение, что он тебя не любит, не уважает, не ценит. Поэтому надо, конечно, не переносить свое женское отношение к жизни на мужчин, не надо этого требовать от мужской натуры. Мужскую улыбку, внимание и доброе слово надо умножать на 10, а не думать, что если вдруг серьезность, собранность или замкнутость, то это признак, что человеку плохо и у нас с ним плохо. Внешние проявления далеко не отображают внутреннего состояния человека.

Вопрос: «Скажите, пожалуйста, почему после молитвы происходит все наоборот: ответ на просимое получаю, но результат прямо противоположный?».

– Немного путаный вопрос. Часто так бывает у новоначальных людей: молилась, молилась о муже, чтобы меньше стал пить, а он в запой ушел, молилась еще о чем-то – и ровно противоположный результат. Это, конечно же, стечение обстоятельств и действие лукавого духа, чтобы человеку в начале его духовной жизни показать, что в ней как бы нет смысла – мало того, будет только хуже, чтобы человек преткнулся, заранее сдал свои позиции.

Не перестаем молиться о родных и близких, о деле, когда хотим, чтобы оно совершилось, о тех обстоятельствах жизни, которые должны управиться. Но мы должны знать: под лежачий камень вода не течет – мы должны сделать один шаг навстречу Господу, а Господь делает навстречу нам 9 шагов… Попутный ветер не дует тому, кто никуда не движется, поэтому надо сначала начать движение вперед. Кто-то сказал: «Знаете, что надо, чтобы достичь цели? Главное и непременное условие – двигаться по направлению к цели хотя бы по миллиметру». И в деле спасения то же самое: не можешь идти по пути спасения – ползи по пути к спасению, не можешь ползти по пути к спасению – хотя бы лежи в этом направлении.

Как часто бывает в нашей жизни: всякие лукавые предлоги и увертки в духовной жизни – «устал, настроение»… Вечерние молитвы надо прочесть, а был трудный день – ладно, кратенькое правило Серафима Саровского. Дай Бог, если так, а, может быть, и вообще никак. Но человек перекрестил лоб, лег в кровать и все-таки старается. И даю такой совет: когда уже совсем ничего не хочется, но что-то сделать все-таки надо, возьмите четки, которые есть в книжном магазине в любом храме, – тридцаточку (можете сами сделать, из ниток навязать узелочки), и хотя бы 30 Иисусовых молитв лежа в кровати прочитайте. Вот это и будет исполнение совета «когда не можешь ползти по пути к спасению, то хотя бы лежи в этом направлении». Не получилось по-настоящему помолиться – хотя бы перед сном хоть что-то сделай ради любви Господа, ради твоей собственной души.

Еще вопрос от нашей телезрительницы: «Мне 65 лет. Ровно год назад я умерла на несколько минут, была в реанимации, но Господь помиловал меня. Потом была операция, и я жива. Прошел год, отнимались ноги, Бог дал мне силы, я хожу. Я пытаюсь воцерковляться, пела в хоре на клиросе, но проблема в том, что я с трудом запоминаю, только все порчу. Нарушена координация, быстро устаю, даже на службе не каждое воскресенье бываю из-за немощи. Чем я могу отблагодарить Бога?».

– Жертвой хвалы. Пусть в течение дня уста произносят: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе! Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый; Троице Святая, слава Тебе!». И выбрать из Псалтири места, в которых больше всего слов благодарности – это 102-й и 145-й псалмы, они предначинательные на Божественной литургии. Благослови, душе моя, Господа – так начинается первый из них, Хвали, душе моя, Господа – второй. Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих – 33-й псалом. Выберите благодарственные псалмы из Псалтири. Бывает, что нам в порыве благодарности своих слов не хватает или же, чтобы перейти к своим словам благодарности, надо сначала «печку» разогреть. Она разогревается молитвословием по книге – это Псалтирь, акафист или канон благодарственный. Как хотите, но Бога благодарите – это и будет вашей жертвой хвалы, которая прославит Его.

Если в храме можете что-нибудь делать, то в храме посильный труд может быть. О том, что не запоминаете, надо было тоже переговорить с регентом. А если возможность есть, желание, ревность такая, может быть, какой-то народный хор существует… То есть в храме нужно быть не только пассивным прихожанином, но и стараться тоже служить.

Вопрос телезрителя Игоря из Москвы: «Почему у человека есть постоянные жалобы на жизнь? Его одолевают злые духи?».

– Он сам себя одолевает. Недавно подходит прихожанка в нашем храме Покровском уже преклонного возраста, далеко за 70. Я спрашиваю: «Татьяна Сергеевна, как дела? Как жизнь? Как здоровье?». Она говорит: «По возрасту». Думаю: «Господи, ну какая мудрейшая женщина! Ну какое может быть здоровье после 70-ти, после 75-ти лет? Понятно, что у многих никакого. И человек трезво оценивает свою жизнь – „по возрасту”».

Ропотная жизнь – это когда человек не оценивает ни своих сил, ни своих возможностей, ни того, что имеет, и будет ценить это только тогда, когда потеряет. Многим из вас хотел сказать одно мудрое наблюдение, которое и выразила однажды наша прихожанка Покровского храма. (Кстати, в этот храм всех приглашаем – в нем 2 500 м византийской мозаики, нижний храм Михаила Архангела имеет копии величайших христианских святынь – Гроба Господня, места Рождества Христова, Гробницы Божией Матери, Камня помазания, водоноса из Канны Галилейской и пр. – когда-нибудь выберите время: в Иерусалим не всякий человек может выбраться, а в наш храм может выбраться любой. Кстати, наш храм зовут Иерусалимом на окраине Москвы: Ясенево – это самая южная точка.)

Как раз прихожанка этого храма и сказала мудрую мысль: «Мое состояние по возрасту». А еще мы должны благодарить Бога не только за то, что имеем, но за то, что имеем, а сами не ценим. И она мне однажды сказала: «Батюшка, Вы знаете, и 70 лет – нормальный возраст. Но об этом я узнала в 80». Поэтому давайте сразу благодарить и за 20, 30, 40, 50, 60: о том, что было все хорошо, мы узнаем только лет через 10 – что полоса, о которой мы думали, что она у нас черная, оказывается, была не черной, а белой. Надо ценить то, что сейчас имеем.

Вопрос: «Как перестать бояться смерти? Не только своей, но и близких людей? Я понимаю, что есть и рай, и ад, но очень страшно, что после смерти ничего не будет. Очень сложно поверить в существование таких мест в современном технологичном мире. Еще и современная медицина это подтверждает. Как с этим справиться? Каждый вечер думаю о смерти и рыдаю, сил больше нет».

– Непонятно, при чем здесь технологичный мир, при чем медицина: как могут технология и медицина опровергнуть воскресение? Бояться надо своей дальнейшей судьбы там, в вечности, но надо и твердо верить. Любая христианская душа читает в Символе веры каждый день: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Что значит «чаю»? Жду с нетерпением. Самое главное, чего надо просить у Господа, это вера: верю, Господи, помоги моему неверию. И апостолы говорили: «Господи, умножь в нас веру». Боязнь смерти и мысли о сомнении в жизни будущего века, сомнения в рае и аде – это признак маловерия. И сам дар веры – великая милость и чудо Божие, его надо просить: «Господи, я понимаю, что так должно быть, но до конца в этом нет абсолютной уверенности».

У Бога надо веры просить. Один человек пишет: «Я стал умирать и подумал: слава Богу, что наконец-то пришел всему конец. А когда открылись мои глаза после смерти (имеются в виду глаза не телесные), я понял, что это только начало. И как же было жалко, что перестало биться сердце». Это, наверно, был человек, который, как и женщина, на несколько минут умирал. Наверно, это тоже посмертный опыт человека, который сказал «конец», а оказалось – только начало.

Кто-то из наших писателей сказал, что для многих людей было бы выгодно (и они так хотят), чтобы ничего не было. Но на самом деле все есть: и добрый рай, и ад, и Милосердный Господь. Феофан Затворник однажды сказал: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание – миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». С этой надеждой и надо жить, что Господь смерти не сотворил: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых», «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» – это слова нашего Господа, а они непреложны… Переживать за себя и за своих близких, безусловно, надо, чтобы вдруг не оказаться среди безумных козлищ, а оказаться среди овец Христовых, чтобы не оказаться по левую сторону, а по правую. А выбор в этой жизни за нами.

Кто-то из духовных людей сказал: «Знаете, что такое ад и что такое рай? Рай – это место, где человек сказал Богу: да будет воля Твоя. Ад – место, где Бог сказал человеку: да будет воля твоя». Никого Господь не определяет ни в рай, ни в ад – сам человек уже при жизни предопределяет себе место: жил с Богом – и будешь жить с Богом, жил здесь без Бога – и там, к сожалению, окажешься без Него, и это будет твой личный выбор.

Господь до бесконечности стучится в сердце каждого человека, а взломать эту дверь Он не может – она открывается только изнутри.

То, что мы пришли к вере, имеем веру среди миллионов неверующих людей, – это, конечно, великий дар Божий. Когда возникает мысль, пойти на всенощное бдение или нет, в воскресенье пойти в храм или нет, надо не просто пойти – надо бежать. Кто не может бежать – тот ползет, кто не может ползти, тогда смотри телеканалы «Союз», «Спас», которые транслируют богослужения, проведи утреннее время с благодарностью Богу, с благодарным сердцем за великий дар веры.

Как сказал Григорий Богослов, если бы мы, кроме веры и кроме Христа, не имели в этой жизни ничего, мы с верой и со Христом уже имеем все. И вот за это все – за богатство веры и за богатство внутренней жизни – Бога день и ночь мы должны благодарить, а если у нас еще есть немного денег, немного работы, немного здоровья смотреть телеканал «Союз», «Спас», слушать радиостанцию «Радонеж», молиться, книжку читать, видеть, слышать, то мы просто вообще счастливые люди!

Мы на сегодняшний вечер и на целую неделю желаем вам, дорогие мои, хорошего настроения. Поэтому молимся, делаем добрые дела и стараемся, чтобы людям с нами было хорошо, а тогда и нам самим будет хорошо, и Господь будет радоваться, что мы Его дети – дети любви и веры.

Записали:
Елена Кузоро
и Инна Корепанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *