Пророчества космы этолийского

Святой равноапостольный преподобномученик Косма Этолийский

Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение.

Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о финансовом кризисе, непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, святой имел в виду какие-то события будущего. Однако уже сегодня в нашей повседневной жизни мы вполне можем увидеть исполнение пророчеств Космы Этолийского.

1. «Придет время, и вы ничего не станете узнавать».

Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Когда говорят об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше: действительно, много ли знают современные американцы или европейцы о войне в Южной Осетии?

Газеты, журналы, радио- и телепередачи все больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии все менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьезных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях, и журналы-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счете, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить.

2. «Беда придет к вам от образованных».

«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается все большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли», – писал наш современник выдающийся сербский богослов Амфилохий (Радович).

«Культура – это хорошо, но для того чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить” еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой. «Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придет от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперед и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать все по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создает.

Люди ХХ века, чего же они достигли своей культурой и цивилизацией?! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили все на свете. Если колесо сойдет с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди: сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни».

Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофам: вспомним ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.

3. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание. Сегодня в школах подчас идет пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.

Вспоминаются слова святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

«Сегодня детей уводят от Церкви, и я вижу, как они ожесточились. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребенок приемлет благословение Божие, освящается. Теперь детям не разрешают ходить в Церковь, чтобы они не «попали под духовное влияние”, но при этом от всякой чуши их не защищают. И не только не защищают, но еще и учат разной галиматье. Да неужели непонятно, что дети, попади они действительно под «духовное влияние”, в конечном счете не будут бесчинствовать, станут благоразумными, прилежными в учебе детьми… А повзрослев, дети, живущие в Церкви, станут сознательными гражданами своего Отечества. Они не будут связываться с дурными компаниями, с наркотиками, не превратятся в ни на что не годных людей».

4. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.

В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.

5. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский Союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности.

6. «Наступит время, когда брат поднимется на брата».

7. «Придет время, когда брат будет убивать своего брата, а сын отца».

Стоит посмотреть новости или изучить криминальный раздел любой газеты, как мы обнаружим, что такие явления, к сожалению, обычное дело для нашего времени.

8. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Здесь святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. «Быть потребителем… значит быть включенным в специфический набор культурных символов и ценностей».

Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведенного в идеал и культ современным обществом.

«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. «И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют все и поэтому ничего не ценят».

9. «Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».

Здесь святой, очевидно, предсказал появление многоквартирных домов.

10. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».

11. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».

Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.

12. «Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

Очевидно, речь идет о массовом переселении жителей деревень (преимущественно, молодежи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскребах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

13. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

14. «Налогом обложат даже куриц и окна».

С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти все, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.

15. Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять.

После Второй мировой войны система кредитования стала массовым явлением. Кредиты сейчас берут на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику. В Западной Европе в кредит покупают даже одежду и продукты питания. В последнее время система кредитов получила широкое распространение и в России.

Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США странам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогает странам, являющимся его членами. Много кредитов набрали и российские власти. Система денежного кредитования расширяется с каждым днем, постепенно складывается ситуация, когда «все должны всем».

Почему же святой Косма предсказывал, что эти кредиты не будут возвращены обратно? Очевидно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, результатом которой станет обвал мировой экономической системы.

А может быть, святой Косма имел в виду не только возврат кредитов деньгами? Ведь часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от нее уступок по целому ряду направлений: разрешить доступ женщинам на Афон, признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви.

Будем надеяться, что Господь не допустит подобного «возврата» кредитов!

16. Чтобы спастись, вы пойдете жить в другое место, а другие придут на ваше.

В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более 1 миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, вынуждены были переселиться в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, в которых теперь живут турецкие семьи.

В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведен план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселен тогда преимущественно греческим православным населением). 78 тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь 16 тысячам впоследствии удалось вернуться. Большая часть переселенных погибла: одни были убиты, другие умерли от перенесенных лишений или в концентрационных лагерях. Их селили в жалких бараках и заставляли работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

Вспомним и массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.

17. Придет время – и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты.

«Мы дожили до того времени, о котором говорил святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их четки, сейчас голосят радиоприемники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдет еще немного лет, и все это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира».

Подробнее с житием и пророчествами Космы Этолийского можно познакомиться в книгах: Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007 и Зоитакис А. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

Предсказание Космы Этолийского относительно событий третьей мировой войны.

14. «Красные жилеты изгонят турок из Города».

15. «В Городе прольётся столько крови, что в ней сможет плавать трёхлетний бычок».

16. «Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: «Далеко ли город?» Отвечайте: «Он близко». Отвечая так, избежите многих бед”.

17. «Когда услышите, что флот плывёт по Средиземному морю -знайте: вскоре решится константинопольский вопрос”.

18. «Войска не дойдут до Города и половины пути, когда получат известие, что пришло «желаемое»”.

19. «Будет и ещё одна чужеземная армия. Она не будет знать греческого, но будет верить во Христа. Они тоже будут спрашивать: где Город?»

20. «Антихристы (турки. – Авт.) уйдут, но снова вернутся, затем вы будете их преследовать до Красной яблони».

21. «Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Ексамилий. Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдёт в Коккини Милъя”.

22. «Тогда придёт, когда придут два лета и две пасхалии вместе”.

Очевидно, что описываются события, развивающиеся вокруг Константинополя. Но обратим внимание на последний пункт, а именно: «Тогда придет, когда придут два лета и две пасхалии вместе». Встречал ответ, мол если говорится «придет», значит имеется в виду личность. Соответственно, антихрист или Христос. Однако, это выглядит таким образом, если вырвать этот абзац из контекста всего пророчества. В противном же случае мы видим, что имеется в виду «придет всё вышесказанное», или, иначе говоря, дается указание на время когда окончится война. Если бы имелось в виду время начала, то этот абзац стоял бы выше, как минимум, до изгнания турок из Константинополя (Города).

Теперь встает вопрос: что имеется в виду.

Паисий Святогорей, объясняя данное пророчество, говорит, что под словами «два лета» имеется в виду – очень теплая зима. А под словами «две пасхалии» — совпадение пасхи и Благовещения. Это явление имеет даже свое название – «Кириопасха». Это очень редкое явление (так, в XX веке была в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет также две кириопасхи в 2075 и 2086 годах. После этого следующая Кириопасха будет только в 2159 году https://ru.wikipedia.org/wiki/Кириопасха).

Однако, могут быть еще совпадения Пасхалий: православной, католической и еврейской.

Причем с еврейской Пасхой в период до 2061 года совпадений не наблюдается. Поэтому будем искать совпадения православной и католической пасхалий. До 2061 года будет четырнадцать совпадений:

2017 16.04 2017 16.04

2025 20.04 2025 20.04

2028 16.04 2028 16.04

2031 13.04 2031 13.04

2034 9.04 2034 9.04

2037 5.04 2037 5.04

2038 25.04 2038 25.04

2041 21.04 2041 21.04

2045 9.04 2045 9.04

2048 5.04 2048 5.04

2052 21.04 2052 21.04

2055 18.04 2055 18.04

2058 14.04 2058 14.04

2061 10.04 2061 10.04

И мы видим, что среди этого списка присутствует 2055й год, который, как мы определили ранее, может являться годом окончания третьей мировой войны, если отталкиваться от пророчества Иосифа Ватопедского, говорившего о том, что война начнется в 2053м. Паисия Святогорца, говорившего о двух годах (таймах) войны. И Кутлумушскую рукопись, указывающую на 55й год, как на год «окончания скорбей». Подробнее см. здесь http://www.golden-ship.ru/publ/prorochestva/3mv/piiimv/35-1-0-163

Конечно, совпадение пасхалий, не уникальное явление, и потому не может служить доказательством, или указанием на один конкретный год. Однако, это дополнительный аргумент, который может подтверждать дату окончания третьей мировой войны – 2055 год.

PS. В Кутлумушской рукописи читаем: » На пятьдесят пятый год — окончание скорбей. В седьмое нет окаянного, нет изгнанника, ибо он вернулся в объятия Матери . Сие да будет, сие да совершится. Аминь. Аминь. Аминь». Пока нельзя сказать, что конкретно имеется в виду. Вероятно, в 2048м году произойдет нечто плохое, и это плохое продлится 7 лет – до 2055 года. Какое-то изгнание (гонения?) или отъятие чего-то, что будет исправлено после победы православного воинства. И описано как возвращение в объятия Матери.

Александр Смирнов

Поделиться

1714 год. Греция во власти Османской империи. Уже более двухсот пятидесяти лет греки терпят притеснения со стороны поработивших их турков. В горной деревушке, где люди прячутся от преследований захватчиков, в семье обычных ткачей родился сын.

Местное население становилось все более изолированным, распространялись варварство и безграмотность. Но мальчик с ранних лет тянулся к знаниям. Получить их он, грек, мог только в церквях – тогда единственных центрах как духовной, так и образовательной жизни на завоеванной земле.

Юноша стремился в храм при каждой возможности, но лишь в 20 лет он начал учиться систематически. Вскоре он уже и сам стал преподавать, беседовать с людьми, объяснять им евангельские и богослужебные тексты. А затем отправился на монашеский полуостров Афон, где при Ватопедской обители находилось лучшее в то время учебное заведение Греции. Там же, на Афоне, он принял монашество с именем Косма. Но вскоре он покинул Святую гору и отправился в Константинополь.

Маршрут первого миссионерского путешествия святого Космы продумывался вместе с патриархом константинопольским Серафимом и пролегал по самым проблемным областям Балкан. Православие среди греков, сербов, болгар сохранялось скорее, как привычка, чем как образ мыслей и жизни, многие добровольно принимали ислам, в пограничных районах забывался родной язык…

Святой, терпя лишения и невзгоды, шел рассказывать людям о Христе, о Православии, о необходимости сохранить язык, традиции, историческую память.

Его не сразу приняли, местное население относилось к нему с недоверием, иногда даже враждебно. Но терпение, любовь, простота святого Космы вскоре привлекли к нему множество последователей. Постепенно слава о нем распространилась по всей Греции, на его проповеди стекались десятки тысяч человек.

Святой Косма крестил, служил литургию, объяснял людям значения Таинств, строил церкви, часовни, школы. Во время его проповедей верующие исцелялись от болезней. Где проходил он, открывались источники с чистейшей водой. Послушать его учение приходили даже мусульмане. А жизнь греков преображалась, возрождалось Православие.

Все это не нравилось турецкой знати, и они искали повода заставить святого замолчать. Благодаря Косме Этолийскому воскресенье стало нерабочим днем для христиан Османской Греции, и богатые торговцы терпели убытки. Именно они спровоцировали арест и казнь 65-летнего учителя. Святой смиренно принял мученический венец.

Апостол нации – как называют его греки – проповедовал на улице: ни один храм не мог вместить всех желающих послушать его. Он просил сколотить крест и приносил скамью, встав на которую, учил. Многие населенные пункты, где проходил святой, были названы Ставрос, что в переводе с новогреческого обозначает «крест», а многие кресты на местах его проповедей сохранились.

Когда в 1968 году в Албании была запрещена религиозная символика, полицейские собирались уничтожить и кресты святого Космы. Начать они решили с его могилы. Подойдя, стражи правопорядка услышали с небес глас и увидели в гробнице сияние, а затем огонь. Официально было объявлено о взрыве бомбы, якобы оставшейся еще со времен Второй мировой войны. Тем не менее, монастырь, где хранились мощи святого, был оставлен в покое.

Поучения святого – или как сам он называл их «Слова» – перевернули сознание греческого народа, помогли ему почувствовать себя единым целым, дали толчок к освобождению от Османского ига. На родине святого его житие и пророчества передаются от отцов к детям, а день его памяти – всенародный праздник и выходной день.

Проповедник предрекал Греции независимость, но также он видел впереди мировые войны и многие проблемы современности. «Не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие.Что будет у вас – все отдайте, берегите только ваши души», — учил он будущие поколения.

Св. равноапостольноый Косма Этолийский

Выдающиеся церковные и общественные деятели, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому. Никодим Святогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович… Имена тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые ученые и неграмотные крестьяне, патриархи и военачальники выверяли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям. Пророчества и Поучения святого Космы были переведены на многие языки и изданы в десятках стран во всех уголках земного шара.Сразу после мученической кончины Космы Этолийского на месте обретения его мощей была воздвигнута небольшая часовня, известная как «Малая церковь святого Космы».

На перенесение мощей Святого в город Янина, а затем в монастырь, основанный в честь него Али-пашой Янинским, стеклось множество народа со всех Балкан. Вот как описывает эти события французский путешественник (очевидец событий):

«На рынке торговцы выходили из своих лавок и благоговейно крестились. Неисчислимая толпа собралась на пути следования процессии. Часть всадников телохранителей Али следовали за ромейскими монахами. Пение монахов соединилось с молитвой народа, который громко повторял слова «Господи, помилуй!”».

Из исторических хроник, мы узнаём, что окончание работ по строительству монастыря святого Космы относится к 1806 году, а в 1814 году «трудами всех благочестивых христиан, клира и народа» в честь Святого был воздвигнут величественный храм. Впоследствии обитель была местом постоянного паломничества и переживала период расцвета. О том с какой торжественностью праздновалась память святого Космы мы узнаем из газеты XIX столетия:

Ежегодно 24 августа в нашей провинции торжественно празднуется день памяти святого Космы Этолийского – в этот день совершается праздничное богослужение в храме, построенном в его честь. В монастырь Святого Космы в Коликандаси стекаются неисчислимые потоки людей из самых отдалённых уголков нашей области. Причём к Святому приходят не только христиане, но даже и мусульмане. Они с верой и благоговением преклоняют колена перед мощами, получая просимое исцеление от самых разных недугов и заболеваний.

24 августа 1892 года случилось и мне побывать на престольном празднике обители. То, что я увидел там собственными глазами, невозможно описать словами. Да мне не хватило бы и места, чтобы это сделать. Самое большое впечатление произвели на меня благоговение и вера, с которой люди (а среди них были и мусульмане ) приходили к мощам святого Космы и приносили ему свои приношения, а также чудеса, которые там происходили.

Могилка святого Космы (Коликандаси, Албания)

Большая часть мощей Святого чудесным образом сохранилась до наших дней в Албании. Им долгое время тайно поклонялись криптохристиане страны, которые справедливо опасались, что святые мощи могут быть уничтожены безбожным режимом. В 1968 году в Албании был принят закон, предусматривавший запрет всех религиозных праздников и мероприятий, снятие и уничтожение крестов с православных храмов и кладбищ. Исполняя это предписание, полицейские приготовились к уничтожению монастыря Святого Космы. Начать было решено с его могилы (на ней как раз был крест, подпадавший под вышеуказанный запрет). Но едва приблизившись к мощам, полицейские услышали с небес глас и увидели, как из гробницы воссиял неземной свет и полыхнул огонь. Тотчас испуганные люди бросились бежать; с тех пор никто более не посмел приблизиться к святой обители и причинить ей вред. Официально же было объявлено о взрыве бомбы, якобы забытой там ещё со времён Второй мировой войны.

После этого мощи долгое время находились в музее албанского города Фиэри. В 1993 году их посетил один православный священник, рассказавший об удивительном факте. Каждое утро к мощам приходил пожилой мусульманин, который оставался возле них до вечера, пока музей не закрывали. На недоуменный вопрос священника, он ответил, что приходит к мощам потому, что святой Косма помог ему лично и, кроме того, он собственными глазами видел, сколько чудес и исцелений было совершено от его святых мощей до перенесения в музей.

Храм в честь Космы Этолийского в его родном селении

Греческий историк в конце девятнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини». Эти кресты часто обновлялись, и некоторые из них сохранились до нашего времени. Там же, где по тем или иным причинам они не сохранились, устроены поклонные места, кроме того, многие горные деревни, в которых были установлены кресты, получили названия Ставрос, что в переводе с новогреческого означает «крест». Уже в минеях 1818 года Косма упоминается как Святой, равно как и в Синаксарии 1819 года. Однако официальное прославление святого равноапостольного Космы из-за козней врагов Православия, стремившихся стереть его имя из народной памяти, состоялось лишь в 1961 году.

Память о святом Косме сохраняется не только в Греции, но и в Албании, Сербии, Турции… Вплоть до середины прошлого века в районе Парамифия ученики перед началом школьных занятий произносили такую молитву: «Воссиял небесный свет, так поклонимся Христу, честному Кресту и святому Косме, пострадавшему за нас. Да поможет он нашему учителю и родителям». Многие жители деревни Арнеа после встречи с проповедником, который изменил всю их жизнь, в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила широкое распространение.

Храм в честь святого Космы в селении «Святой Косма”

Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности святому дали своему селению его имя – Агиос Космас. Практически в каждом населённом пункте, через который прошёл, проповедуя святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанные с его именем. Так, жители деревни Авра района Каламбака рассказывают такую историю: «Когда отец Косма пришёл в деревню, он собрал всех сельчан и начал проповедовать. В конце кто-то протянул ему грушу. Но Святой не принял её, потому что она была украдена».

Во многих областях Балканского полуострова широкое распространение получили рукописи проповедей Космы. Они были хорошо известны ещё при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах.

Иконописное изображение из Македонии

В конце XIX века в одном из домов престарелых города Янина брали интервью у почти столетнего старца. Среди прочего журналисты спросили: «Каким было ваше самое сильное впечатление в жизни?» Тот, не колеблясь ни секунды, ответил: «Когда я, ещё маленьким мальчиком, услышал проповедь святого Космы и поцеловал ему руку» – и заплакал. Жители центральной и восточной Греции рассказывают, что их детство было тесно связано с пророчествами святого Космы: их обсуждали всей семьёй, передавали из уст в уста.

Вера во исполнение пророчеств святого Космы сохраняется в Греции до сих пор.

На родине Святого 24 августа (день его памяти) – не только нерабочий день, но и поистине всенародный праздник.

Долгое время имя равноапостольного Космы Этолийского было незаслуженно забыто в России. Ситуация начала меняться только в последнее время. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколько посвященных ему публикаций. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сегодня, когда церковная жизнь подвергается опасности обмирщения, образовательная система переживает кризис, а семьи разрушаются, пример великого православного святого Космы Этолийского показывает путь не только личного духовного спасения, но социальной и гражданской ответственности.

Некоторые чудеса святого Космы

После смерти святого Космы по его молитвам было совершено множество чудес, и по сей день Святой с готовностью приходит на помощь скорбящим и нуждающимся.

Многие бесплодные женщины, с верой прибегавшие за помощью к мощам Святого, получили желаемое исцеление и вскоре стали матерями.

Древнейшее сохранившеся изображение Космы Этолийского. Написано при жизни святого в 1767 году

Один из самых выдающихся современных церковных деятелей Греческой Церкви, приснопамятный архимандрит Харалампий (Василопулос) рассказывал, что избежал смерти благодаря заступничеству Космы Этолийского. Шел 1943 год. Отец Харалампий служил проповедником в миссионерском братстве «Святой Косма» города Янина. Когда город был захвачен итальянскими оккупантами, братство разогнали. Отец Харалампий и другие проповедники были брошены в тюрьму и приговорены к расстрелу. Сорок дней в ожидании исполнения приговора они горячо молились своему покровителю – святому Косме Этолийскому. Святой действительно спас их, и они непостижимым образом избежали смерти. Чудесные события случились в греческом селении Арнеа на полуострове Халкидика. Двадцать третьего июня 1943 года Косма Этолийский явился во сне Сусанне Трикалиоти и сказал: «Я святой Косма. Возьми эту просфору и скажи односельчанам, что через вашу деревню пройдут болгарские войска, но они не причинят вам вреда». Сусанна, поцеловав руку святого, попросила у него ещё одну просфору, чтобы отнести своим детям. «Не беспокойся, я уже сам отнёс», – отвечал ей он. Вернувшись домой, она действительно нашла на печке просфору.

Спустя некоторое время святой Косма вновь явился той же женщине и обратился к ней со следующей просьбой: «Приходи сюда каждый день и возжигай лампаду под каштановым деревом, которое я тебе укажу».

В военное время необходимо было иметь специальное разрешение греческого военного командования, чтобы покинуть селение Арнеа. Сусанна же, не имея такого разрешения, проходила мимо солдат, чудесным образом оставаясь невидимой. В 1948 году Святой вновь явился Сусанне и сообщил, что через два месяца из болгарского плена на свободу выйдет её муж.

В 1952 святой Косма в последний раз явился Сусанне и попросил построить на том самом месте, где когда-то по его просьбе она каждый день зажигала лампаду, небольшую часовню. Тотчас же она сообщила об этом епископу Киприану, который сначала не поверил её рассказу. Однако через два дня епископ позвал Сусанну к себе и дал своё благословение на начало строительства. Двадцать второго августа 1999 года на этом месте по благословению правящего епископа Никодима был основан монастырь.

Сразу после окончания Второй мировой войны Грецию захлестнула братоубийственная война. Двадцать пятого декабря 1947 года благодаря заступничеству святого Космы произошло чудесное спасение города Фермо (возле этого города впоследствии был основан монастырь в его честь). Одна из враждующих сторон, подготовив артиллерийский обстрел города, так и не решалась начать нападение, которое, без сомнения, принесло бы много жертв и разрушений. Как вспоминали потом сами солдаты, им казалось, что улицы Фермо заполнены воинами противника, и это обстоятельство заставило их отказаться от запланированного нападения. В память о чудесном спасении города в монастыре Святого Космы до сих пор ежегодно совершаются благодарственный молебен и служба.

Крестный ход в день памяти святого в городе Фермо, 2012 г.

Двадцать четвертого августа 1970 года святой Косма совершил ещё одно чудо, о котором до сих пор помнят и рассказывают очевидцы этих событий – жители города Фермо. Некий бесноватый юноша из города Патры вместе с родителями посетивший многие святые места, но так и не получивший исцеления, сказал родителям: «Я исцелюсь, если вы отвезёте меня к святому Косме». Родители выполнили его просьбу и накануне престольного праздника привезли его в монастырь Космы Этолийского в селении Мегало Дендро. Чудесное исцеление случилось во время литургии, когда отец Апостолос (Кастанас) с помощью нескольких мужчин, державших вырывавшегося бесноватого, причастил болящего юношу. В тот же миг демоны вышли из несчастного, и он воскликнул: «Я исцелён! Слава Богу! Господи, помилуй! Святой Косма меня вылечил! Скорее снимите с меня узы». Возблагодарив Господа и великого чудотворца святого Косму Этолийского, благочестивая семья покинула святую обитель. Ещё об одном чуде рассказал Ефимий Алексиу, житель Афин.

«В 1987 году мой сын Константин проходил обвиняемым по одному уголовному делу. Его обвиняли в преднамеренном убийстве. На самом деле преступление совершили два его «друга», воспользовавшись его охотничьим ружьём. В день суда один из наших родственников дал мне небольшую иконку святого Космы. В течение всего судебного заседания я горячо просил святого помочь доказать невиновность моего сына. Вдруг я увидел, как рядом с иконой Спасителя, освящавшей зал суда, появился лик святого Космы. Святой сказал, что невиновность моего сына будет установлена при условии, что я не буду малодушным и маловерным. Действительно, суд совершенно оправдал моего сына, и я, в знак благодарности, ежегодно приезжаю на престольный праздник в монастырь Космы Этолийского города Фермо».

В 2002 году в святой обители Космы Этолийского произошло следующее чудо: каждый раз, когда строители приступали к работе по возведению западной стены обители, то становились очевидцами удивительного неземного благоухания.

Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей

Проповедь святого Космы (рисунок)

Влияние поучений святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни народа. Косма общался с людьми не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом: устной проповедью и собственным примером. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его личности и влияния, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним. «Куда бы ни приходил» Косма Этолийский «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы,…грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол», писал ученик и один из первых биографов святого Космы Сапфирос Христодулидис. Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

1. Рукописи с текстами проповедей Космы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. «Многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к Святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали». Проповеди и письма Космы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах: «прошу вас, братья мои христиане, еще ненадолго остаться в храме, и не полениться послушать некоторые слова святого Космы, которые я вам скажу, проповеданные им в прошлые времена. Благослови владыко».

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию. Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там ни одного православного христианина» – пиcал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос.

3. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей. Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие.

Дети рисуют святого Косму

4. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня, обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой.

5. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования. Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной.

6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем. Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.

Праздник, посвященный Косме Этолийскому на Крите (август 2012 года)

7. Одного слова Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и Воскресение, аскет святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням прекратилась». В результате люди вновь получили возможность ходить в храм, где не только присутствовали на службе, но и изучали Святое Евангелие, творения Святых отцов и светские науки.

8. Святой Косма заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Показательно, что его учение сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании греческой экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, первым рассказал о необходимости их прививать, и это, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев.

Тысячи деревьев были посажены самим Космой Этолийским, так что и сегодня во многих греческих селениях люди показывают деревья, посаженные руками Святого. Многие исследователи полагают, что распространенный в Греции обычай сажать во дворах домов тутовые деревья также пошел от святого Космы Этолийского.

9. Об эффективности поучений Святого свидетельствует и то обстоятельство, что он обратил во Христа и заставил оставить разбой множество преступников, промышлявших в разных областях страны. Он безбоязненно встречался с самыми жестокими главарями шаек и разбойничьих банд и убеждал их оставить претеснение соотечественников и направить все силы на грядущее освобождение народа от иноземного ига.

Удивительная перемена произошла с легендарным разбойником Тоцкасом, которого Святой встретил в селении Загори. Пораженный проповедью Космы разбойник не только оставил своё кровавое ремесло, но и на собственные средства купил сорок больших медных купелей для жителей отдаленных селений. Также на его деньги была построена церковь Святой Параскевы в селении Аплохори и мельница, обеспечившая функционирование храма и школы в деревне Дервизана. Кроме того, Косма Этолийский смог убедить Тоцкаса посвятить себя делу освобождения от иноземного ига, «его отношения с апостолом нации (так в Греции традиционно называют Косму Этолийского) всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму».

Монастырь святого Космы Этолийского в Канаде

10. По всей Греции Святым были установлены сотни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни Церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник). Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.

11. Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Святой раздал слушательницам более четырехсот тысяч косынок и платков). Благодаря его деятельности сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира.

Статья о пророчествах Космы Этолийского во французской газете Фигаро

12. Особое внимание святой Косма уделил сохранению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить ситуацию, Святой неоднократно посещает проблемный регион со своей проповедью. Результат превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь начинают говорить на греческом языке и как следствие возращаются под омофор православной Церкви.

13. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёх сотен тысяч чёток. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это указывает и старец Паисий (Эзнепидис), говоря, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы».

17. Учение святого Космы востребовано и в современном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически переиздаются. «Слова» Космы Этолийского – настольная книга в каждой православной греческой семье. Кроме того, поучения переведены а несколько европейских языков (особый успех имел перевод на английский язык, выполненный К. Каварносом).

1. «Вы увидите, как люди, словно чёрные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: «Выходите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”».

2. «Придёт время, и мы скажем: «Выйдите вы, мёртвые, чтобы мы, живые, заняли ваше место”».

В XVIII веке Святой с точностью предсказал появление военной авиации. Бомбардировки, ставшие, к сожалению, для современного мира вполне обычным (и даже в какой-­то мере привычным) явлением, описаны святым Космой с удивительной достоверностью. В своём пророчестве он передал ужас новых кровопролитных войн.

Относительно фразы «выйдите вы, мёртвые» в историографии существуют разные интерпретации. Игумения Евфимия (Гелти) полагает, что эти слова показывают стремление людей спрятаться, найти убежище под землёй. По её мнению, в этом пророчестве Святой предсказывает появление подземных бомбоубежищ.

Второе толкование пророчеств связывает слова Святого с последними временами. Когда люди от обрушившихся бедствий и от своего маловерия придут в такое отчаяние, что позавидуют мёртвым.

3. «Столько всего произойдёт, что матери от страха будут преждевременно рожать своих детей».

Большинство исследователей связывает это пророчество с последствиями военных действий: беззащитностью людей перед изощрённым оружием, ужасом и страхом, которое оно будет в них вселять. Типичными для человека, оказавшегося в зоне военного конфликта, являются чувства тревоги, страха, подавленности.

Слова «матери от страха будут преждевременно рожать своих детей» сбылись в буквальном смысле. По данным статистики, в современных военных конфликтах в период активных боевых действий возрастает число преждевременных родов и количество мертворождённых детей.

Возможно, что в этом пророчестве речь идёт не только о бесчеловечных войнах, но и о жестокости и безжалостности нынешней мирной жизни.

4. «Придёт время, и вы ничего не станете узнавать».

Современные средства массовой информации стараются формировать общественное мнение: они подают только выгодные им факты, дозируют информацию, порой пользуются непроверенными и даже заведомо вымышленными данными. Говоря об отсутствии гласности, имеют в виду, прежде всего, тоталитарные страны. Однако и в демократических государствах ситуация не лучше.

Газеты, журналы, радио­ и телепередачи всё больше и больше походят одна на другую: их содержание, редакционные комментарии всё менее и менее разнообразны. В практику прессы вошло применение «консервативных» передовиц, которые готовятся в центральном агентстве и продаются газетам как расфасованный товар. СМИ поддерживают точку зрения и защищают интересы крупных компаний и государственных структур, от которых находятся в финансовой зависимости. Место серьёзных изданий стала занимать журнальная беллетристика, специализирующаяся, как правило, на сексуальных темах и сплетнях; журналы­-дайджесты, трактующие по своему вкусу огромное количество информации и «облегчающие» читателю задачу не только получения, но и осмысления сведений о происходящих событиях, что, в конечном счёте, отнимает желание и способность самостоятельно мыслить1.

5. «Зло придёт к вам от образованных».

6. «То, что вам предстоит претерпеть, случится с вами из-за людей начитанных».

«Человек, осваивая пространства и просторы вокруг себя, как будто забыл о множестве бескрайних миров внутри себя. Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации сопровождается всё большим увяданием и бесчувствием. Неутомимая жажда освоения внешних просторов искалечила внутренний мир человека, что повлекло извращение взаимоотношений людей и обществ. Человек, словно река, вышел из своих берегов, и возникла опасность, что русло этой реки высохнет под палящими солнечными лучами и исчезнет с лица земли» (митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , сербский богослов).

«Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить” ещё и душу. Иначе культура закончится катастрофой. «Зло, – сказал святой Косма Этолийский, – придёт от людей грамотных”. Несмотря на то, что наука продвинулась далеко вперёд и достигла столь больших успехов, люди, стремясь помочь миру, делают это так, что разрушают его, сами этого не понимая. Бог позволил человеку делать всё по собственному разумению, но, не слушая Бога, человек губит сам себя. Человек сам разрушает себя тем, что он создаёт.

Памятники Косме Этолийскому установлены во многих областях Греции

Люди ХХ века – чего же они достигли своей культурой и цивилизацией ! Они свели мир с ума, они загрязнили атмосферу, они испортили всё на свете. Если колесо сойдёт с оси, то продолжает вращаться без цели. Так и люди – сойдя с оси Божией гармонии, они мучаются. В старину люди страдали от войны, сегодня они страдают от цивилизации. Тогда из­-за войны люди из городов переселялись в деревни и жили, имея какой-­нибудь небольшой огородик. А сейчас люди не смогут жить в городах и будут из них уходить из­-за натиска цивилизации. Тогда война приносила людям смерть, а сейчас цивилизация приносит им болезни»2.

Научные достижения вместо того, чтобы использоваться на благо человечества, приводят к катастрофе: ядерное и бактериологическое оружие, загрязнение окружающей среды, вмешательство в природные процессы.

Существует и другое, более конкретное толкование этих пророчеств. Михаил Тритос и ряд других авторитетных учёных выдвигают предположение, что под «образованными» и «начитанными» Косма Этолийский имел в виду деятелей европейского Просвещения3.

7. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит».

Дети рисуют святого Косму

Во многих странах школы фактически стали центрами антихристианской пропаганды. Кроме того, в некоторых учебных заведениях идёт пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности.

Вспоминаются слова современника и соратника Космы Этолийского – святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придёт время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах».

8. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас».

Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие.

В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды.

9. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру».

К сожалению, пророчество Святого начинает сбываться в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стёр с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днём они становятся всё более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки.

10. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками».

Согласно общепринятому в историографии мнению, здесь Святой имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять.

«Быть потребителем… значит быть включённым в специфический набор культурных символов и ценностей»4.

Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведённого в идеал и культ современным обществом.

«Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. «И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют всё и поэтому ничего не ценят»5.

11. «Придёт время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме».

Здесь Святой, вероятно, предсказал появление многоквартирных домов.

12. «Не стройте большие дома, чтобы к вам не заселялись другие».

13. «Не стройте большие дома с большими окнами, чтобы к вам не заходили беспрепятственно».

Во время войн оккупационные войска всегда занимают самые большие дома.

14. «Придёт время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких».

«Косма Этолийский. Великий народный учитель». Надпись на одной из улиц селения

Вероятно, речь идёт о массовом переселении жителей деревень (преимущественно молодёжи) в города, где они станут жить в «больших коробках» – многоквартирных небоскрёбах. Родители переселенцев, брошенные своими сыновьями, уехавшими в поисках лучшей жизни, останутся доживать свой век в деревнях в небольших домиках – «маленьких коробках».

15. «На Востоке будет царить бюрократия».

Это пророчество святого исполнилось и остаётся актуальным по сей день.

16. «Налогом обложат даже куриц и окна».

С одной стороны, это пророчество можно понимать фигурально – ведь налогом сейчас обложено почти всё, с другой – в буквальном смысле: при оценке налоговой инспекцией загородных домов в некоторых странах учитывается количество окон в домах и поголовье домашних животных.

С началом кризиса в 2009 году, чтобы избежать уклонения от налогов, правительство Греции стало присылать налоговые требования в квитанциях на оплату электроэнергии. В случаях, когда люди не могут внести налоговые сборы, им отключают электричество. В конце 2012 года в перечень налогооблагаемого имущества были включены и курятники. Таким образом пророчество святого Космы исполнилось в буквальном смысле.

В октябре 2013 года сбылась и вторая часть пророчества. В новую редакцию налога на недвижимое имущество (который увеличен в несколько раз) включён и такой параметр, как количество окон в доме (чем их больше –тем налог выше).

17. «Будет такая дороговизна, что дальше некуда. Но она продлится недолго».

Относительно времени, к которому относится это пророчество, учёные высказывают разные предположения.

18. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять».

Система льготного кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов около половины американских семей покупали в кредит автомобили и технику, а к 1973 году в кредит было продано уже около двух третей всех товаров. Такой образ жизни означал привычку радоваться вещам ещё до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на всё: на автомобили, жильё, мебель, бытовую технику, одежду, путёвки и продукты питания…

Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны; Европейский Союз помогал странам, являющимся его участниками.

Современные греческие церковные деятели и богословы единодушно связывают это пророчество святого Космы Этолийского с долговым кризисом в Греции6. Этой стране «ссудили много денег», в течение многих лет фактически навязывая всё новые и новые кредиты.

Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую ловушку и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно».

Согласно этой трактовке, заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. Вероятно, этому помешает какое-то общемировое бедствие или война, и в результате – обвал мировой экономической системы.

Часто взамен денег кредитор требует каких-то уступок, льгот, привилегий. Подобную ситуацию мы можем проследить на примере Греции и Европейского Союза. Пользуясь финансовой зависимостью Греции, ЕС требует от неё уступок по целому ряду направлений: признать браки между представителями сексуальных меньшинств, отменить привилегии Греческой Православной Церкви. В этом контексте, с предсказанием святого Космы Этолийского перекликается пророчество Старца Паисия Святогорца, указавшего на греческий долговой кризис за двадцать лет до его начала:

«На нашу страну наложили колоссальный внешний государственный долг7. Долг такой огромный, чтобы мы не только не могли погасить задолженность, но и не успевали бы выплатить проценты по этому займу. Под благовидным оправданием, они хотят запустить экономическую программу полного истребления нашего народа.

Они будут постоянно внедрять новые меры экономического воздействия и неподъёмные налоги, и этим добьются того, что народ в конце концов возмутится. И чего же они этим добьются? А вот чего: народ под непосильным экономическим гнётом будет искать передышки, но её никогда народу не дадут, до тех пор пока люди окончательно не сдадутся и не преклонят свою голову до земли, высказывая тем самым совершенную покорность новой мировой системе.

Они будут говорить: «Вы правы, что протестуете, однако, у вас большой внешний долг, а те, у кого много денег, не платят налогов; чтобы нам не накладывать несправедливо на вас больших налоговых сборов – вы должны согласиться с совершенной системой электронного контроля. Благодаря её внедрению станет видно, кто уважает закон, а кто избегает налогов».

Одновременно через финансовую электронную систему они будут предоставлять льготы и преференции, чтобы соблазнить людей мифическим экономическим облегчением.

Братья, совершается чудовищный обман!

Мы не сможем погасить внешний долг нашего государства, какие бы финансовые меры не были бы приняты. В их планы не входит существование экономически состоятельной и независимой Греции»8.

19. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего».

В современной греческой историографии принято связывать это пророчество с экономическим кризисом в Греции. Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жёсткой экономии. В результате сбылось то, о чём пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжёлым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не привели к желаемому эффекту и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.

20. «Чтобы спастись, вы пойдёте жить в другое место, а другие придут на ваше».

В течение всего XX века греки вынуждены были покидать родные земли: после геноцида, развязанного турками, более миллиона греков оставили Константинополь и Малую Азию. В 1974 году часть острова Кипр была незаконно оккупирована турецкими войсками. Греки, бежавшие из своих домов, переселились в южную часть острова, а за разделительной линией остались их дома, заселённые теперь турецкими семьями9.

В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира (как раз в этом месте и было произнесено пророчество святого Космы). В действие был приведён план по этнической чистке этой области (находящийся в южной Албании Северный Эпир был заселён тогда преимущественно греческим православным населением). Семьдесят восемь тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь шестнадцати тысячам впоследствии удалось вернуться. Большинство из них были убиты, погибли из­-за перенесённых лишений или в концентрационных лагерях. Их поселили в жалких бараках и заставили работать в нечеловеческих условиях за мизерную плату. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

Вспомним массовый исход сербов из Косово. Они «ушли жить в другое место», а их дома заняли албанцы. Подобная ситуация была и в Хорватии, где сербы также были насильственно изгнаны из своих домов.

21. «Вы увидите, как одни будут переселяться вверх, а другие вниз».

22. «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север – уже близко будет».

Согласно мнению современных греческих историков и богословов, в своих пророчествах святой Косма предсказал процессы, получившие особенно бурное развитие в наше время: массовое переселение и эмиграцию. Так, в Европейский союз хлынули миллионы эмигрантов из Азии, Африки и стран Восточной Европы. Подобная ситуация наблюдается и в России, куда в поисках заработка ежегодно перебираются сотни тысяч так называемых гастарбайтеров, граждан государств бывшего СССР. Параллельно в нашей стране наблюдается и массовая внутренняя миграция.

Все эти обстоятельства укладывается в общую канву глобализационных процессов – в той или иной степени приближают приход антихриста. Об этом и говорит святой Косма в своём пророчестве: «Тогда уже близко будет».

23. «Горе Греции, когда на её территории поселятся иноземные народы».

24. «Придут грязные народы. Когда они появятся – не бойтесь, когда будут уходить – посторонитесь».

Большинство современных толкователей пророчеств Космы Этолийского, полагают, что святой ведёт здесь речь о таком явлении как нелегальная иммиграция.

25. «Придёт время и там, где сейчас парни вешают свои ружья, цыгане развесят свои музыкальные инструменты».

Мощи Космы Этолийского

«Мы дожили до того времени, о котором говорил, святой Косма Этолийский <… > Там, где раньше подвизались монахи, там, где раньше висели их чётки, сейчас голосят радиоприёмники и шипят прохладительные напитки!.. Да, видно, пройдёт ещё немного лет и всё это уже не понадобится. Вообще, из того, что происходит, следует вывод: жизнь приближается к концу. Наступает конец жизни и конец этого мира»10.

26. «Это случится внезапно. Пусть на двери у вас висит мешок с пшеницей. Вы наткнётесь на него, когда будете уходить. Не оставляйте его, но возьмите с собой, чтобы ели вы и ваши дети».

27. «Пусть у вас будет соль, чтобы вы могли солить травы. Соль должна быть в мешке, который будет висеть у вас на двери, чтобы вы не забыли его с собой взять».

В Северном Эпире люди приняли слова Святого как руководство к действию. Они вешали мешки с провизией на двери своих домов и при любых чрезвычайных ситуациях брали с собой.

28. «После всеобщей войны людям придётся проделать получасовой путь, чтобы встретить человека и побрататься с ним».

Существует два толкования этого пророчества. Согласно первому, речь идёт о ядерной войне, результатом которой станет массовая гибель населения земли. Согласно второму, Святой имеет в виду войну против Православия, в результате которой будет потеряно доверие между православными, все сложнее будет найти «брата» – человека, близкого по духу.

29. «Придёт время и мокрые будут гореть вместе с сухими».

Речь в пророчестве вероятно идёт о том, что невиновные будут вынуждены разделить скорби и беды вместе с виновными, из-за грехов которых ниспосланы будут подобные наказания. Например, в случае ядерной войны или какого-то другого подобного катаклизма.

30. «Что будет у вас – всё отдайте, берегите только ваши души».

31. «Придёт время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

Святой предупреждает нас: чтобы спасти свою жизнь, следует пожертвовать всеми материальными благами и удобствами, но нельзя предавать свою веру. Эти слова перекликаются со словами его поучений:

«Тело наше пусть сгорит, пусть изжарят его; все земные вещи пусть заберут у нас (нет им места в будущем, отдайте их, они не ваши). Берегите и заботьтесь только о душе и Христе – лишь это вам необходимо, никто не сможет отнять их у вас против вашей воли. Храните их и не потеряйте».

1 В наиболее концентрированном виде эти процессы выступают в рекламе: тенденция к манипулированию человеческой психикой, лишение личности способности разумного самоконтроля, принуждение её к желаемому типу поведения и образу мышления, формирование запросов, вкусов и т.д. Реклама играет роль одного из сильнейших рычагов, с помощью которого обеспечивается девальвация духовных и моральных ценностей, создание потребительской психологии.

2 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1. С. 130 –131.

3 Сам святой Косма был активным противником Европейского Просвещения. Подробнее см.: Традиционное просветительство в Греции: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008.

4 Ж. Бодрийар. Система вещей. СПб., 1998. С. 96

5 Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 1 С. 116.

6 См., напр., статью митрополита Гортинского Иеремии (http://www.agionoros.ru/docs/293.html).

7 В начале 1990-х гг. Когда Старец Паисий произнёс эти пророческие слова, никто ещё не знал о том, что у Греции существует большая внешняя задолженность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *