Пророк аввакум

Итак: О чём говорят пророчества Аввакума?.. Мы надеемся, что внимательно ознакомившись с ними, вы согласитесь в том, что они и в самом деле важны для нас; особенно для тех, кто будет жить во время последних дней нечестивого мира… Вы спросите, зачем нужно знать это? Не достаточно ли просто быть хорошим христианином? — Да, это важно. Однако, правильное понимание пророчеств о последних днях, поможет стать нам более адекватными христианами. Понимание событий во время бедствий (Иерем.30:6,7,23,24. Дан.7:24-26.), поможет нам иметь более полное утешение и надежду (Рим.15:4.). Так же, читая, понимая и видя истинную картину Слова Бога, мы осознаём, насколько красив и совершенен этот духовный мир. Добро пожаловать в этот мир друзья!..

Аввакум 1 глава толкование

Аввакум 1:3-6

Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. 4 От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.

  • 5 Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо Я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали. 6 Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями.

Аввакум 1:6-11

Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. 7 Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. 8 Быстрее барсов кони его и прытче вечерних волков; скачет в разные стороны конница его; издалека приходят всадники его, прилетают как орел, бросающийся на добычу. 9 Весь он идет для грабежа; устремив лице свое вперед, он забирает пленников, как песок. 10 И над царями он издевается, и князья служат ему посмешищем; над всякою крепостью он смеется: насыплет осадный вал и берет ее. 11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его — бог его.

  • О царе халдейском, Навуходоносоре, которому была дана власть от Бога (см. Дан. 2:37,38).
  • Смотри: Иерем. 27:1-8. (4 Царст. 24:7).

Аввакум 1:12-17

Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его. 13 Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, 14 и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? 15 Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и от того радуется и торжествует. 16 За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. 17 Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?

Аввакум 2 глава толкование

Аввакум 2:1-4

На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей? 2 И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, 3 ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. 4 Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.

Аввакум 2:4,5,10,17,20

Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет. 5 Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. 10 Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. 17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем. 20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!

Аввакум 2:5-8,13

Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. 6 Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, — на долго ли? — и обременяет себя залогами!» 7 Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? 8 Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. 13 Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно?

Аввакум 2:15,16

Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! 16 Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, — обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.

Аввакум 2:17

Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем.

Аввакум 2:18-20

Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые кумиры, полагается на свое произведение? 19 Горе тому, кто говорит дереву: «встань!» и бессловесному камню: «пробудись!» Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет. 20 А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!

Аввакум 3 глава толкование

Аввакум 3:1,2

Молитва Аввакума пророка, для пения.

2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.

Аввакум 3:3

Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.

  • История исшествия и спасения Израиля из египетского плена, избавление от фараона и шествие среди других народов; было образом избавления в последние дни от нечестивого мира сатаны.
  • Смотри: Втор.33:1,2. Судей.5:4.

Аввакум 3:3(б,в),4

Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. 4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!

Аввакум 3:12,5

Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.5.Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.

  • О отмщении Всевышнего за свой народ казнями (см. Откровение. 16 гл.).

Аввакум 3:6-16

Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. 8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. 10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. 12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. 13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

Аввакум 3:6,7

Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.

  • О великом бедствии, грядущем на народы мира. О мщении Небесного Бога своим врагам.
  • Смотри: Исаия.2:12,14,15,17-21. Откр.6:15-17.

Аввакум 3:8,10,12,14,15

Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.

Аввакум 3:8,13-16

Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

Аввакум 3:16

Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.

Аввакум 3:17-19

Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. 19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!

Аввакум и ангел

Художник

Джан Лоренцо Бернини

Год

Тип

Статуя

Расположение

Часовня Киджи , Рим

Аввакум и ангел — скульптура, созданная Джан Лоренцо Бернини c. 1656-61. Стоя в нише капеллы Киджи в базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме , он изображает пророка Аввакума с ангелом Божьим. Он является частью более крупной композиции со скульптурами Даниила и Льва по диагонали.

История

Джан Лоренцо Бернини начал работать в часовне в 1652 году для Фабио Киджи, кардинала-священника базилики. Его покровитель был избран папой под именем Александра VII в 1655 году, что дало новый импульс реконструкции погребальной часовни. В то время две ниши по бокам от главного алтаря были еще пусты, а две другие слева и справа от входа были заполнены статуями Лоренцетто, созданными по замыслу Рафаэля : Ионы, Кит и Элайджа .

Сохранившийся рисунок из мастерской Бернини доказывает, что архитектор сначала планировал переместить две рафаэлевские статуи в пустые ниши у алтаря, но вскоре передумал. Он создал две новые статуи, изображающие пророка Даниила и Аввакума , и эти скульптуры образовали более крупную композицию, обращенную друг к другу по диагонали через пространство часовни. Бернини создал пространственные отношения, которые оживили всю часовню, превратив ее классическую форму в новое религиозное использование.

Статуя Аввакума была помещена в нише справа от главного алтаря. Скульптура была установлена ​​на ее месте в ноябре 1661 года, но Бернини работал над ней с октября 1656 года.

Терракотовая модель статуи сохранилась также в музеях Ватикана . После очистки в 1980-х годах он был приписан самому Бернини, но Дикерсон и Сигель считали, что это работа помощника, вероятно, Эрколе Феррата, который работал с Бернини примерно во время создания Аввакума.

Описание

Несмотря на узкую нишу, Бернини создал живую и драматичную композицию. Аввакум сидит на камне с корзиной для завтрака сбоку и указывает направление, в котором он хочет идти, в то время как молодой и красивый ангел высунулся из ниши, поднимая голову Аввакума за волосы и указывая на Даниила с другой стороны. часовни. Пророк изображен как бородатый, пожилой, но все еще сильный человек.

Бернини изобразил историю из Книги Даниила, в которой рассказывается, как Бог спас Даниила от голода благодаря чудесному явлению пророка Аввакума в львиный ров (Даниил 14: 33-36):

«Пророк Аввакум был в Иудее; он приготовил тушеное мясо, преломил хлеб в чашу и шел в поле, чтобы отнести его жнецам. Но ангел Господень сказал Аввакуму:» Возьми пищу, которая тебе придется в Вавилон, к Даниилу, в львиный ров «. Аввакум сказал: «Господин, я никогда не видел Вавилона и ничего не знаю о логове». Тогда ангел Господень взял его за макушку и понес за волосы и с быстротой ветра посадил его в Вавилоне, прямо над ровом «.

После того, как благодарный Даниил съел свой обед, ангел Господень отнес Аввакума к нему домой. Эта история является частью греческих дополнений к Даниилу, составляющих 14 главу Вульгаты . Иконографически статуя Аввакума имеет аналог в часовне в рафаэлеской статуе Илии, на которой также изображен пророк, спасенный от голода ангелом Господним.

Еще одна причина, по которой Бернини, вероятно, решил изобразить этот эпизод, заключается в том, что библиотека Киджи содержала единственный известный текст Септуагинты Книги Даниила, из которого была взята эта история, — Codex Chisianus 45 . Любопытно, что два первых гида по базилике, Альберичи (1600 г.) и Ландуччи (1646 г.), идентифицировали существовавшие тогда статуи часовни как Иону и Аввакума, а не как их настоящих подданных, Иону и Илию. Ошибка могла быть указанием на то, что статуя Аввакума была частью иконографической программы часовни на более раннем этапе.

Ноты

  1. Рудольф Витткавер: Джан Лоренцо Бернини. Скульптор римского барокко, Файдон, Лондон, 1955, с. 218
  2. Клод Дуглас Дикерсон, Энтони Сигель: Бернини. Скульптура в глине , Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен, 2012, стр. 240
  3. Говард Хиббард: Бернини, Penguin Books, Балтимор, 1965, стр. 187-191
  4. Кристина Штрунк: Bellori und Bernini rezipieren Raffael. Unbekannte Dokumente zur Cappella Chigi в Санта-Мария-дель-Пополо, Marburger Jahrbuch für Kunstwissenschaft 30. Bd. (2003), стр. 133

Протопоп Авва́кум Петров (25 ноября 1620–14 (24) апреля 1682)

Святой священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово, нижегородских пределов, в семье священника. Рано потеряв отца, воспитывался матерью, «великой постницей и молитвенницей». Женился на односельчанке Анастасии Марковне, ставшей его «верной помощницей ко спасению». В 21 год рукоположен в диаконы, в 23 — в иереи, а через восемь лет «совершен в протопопы» (протопоп — старший священник, протоиерей) г. Юрьевца Поволжского.

Дар проповедника, дар исцеления больных и бесноватых, готовность «душу положить за овцы своя» привлекали к нему многочисленных чад из всех слоев общества. Но суровые обличения произвола местных властей и нравственной распущенности паствы вызывали недовольство и озлобление, вследствие чего он не раз был биен едва не до смерти и гоним. Ища защиты в Москве, сблизился там с кружком ревнителей благочестия, возглавляемым царским духовником о. Стефаном Вонифатьевым. К кружку примыкал и будущий патриарх Никон.

Целью боголюбцев было упорядочение церковного богослужения, издание исправной богослужебной и духовно-просветительной литературы, а также улучшение нравов тогдашнего русского общества. Став патриархом, Никон стал действовать в противоположном направлении. Вместо исправления, он стал изменять книги и чин богослужения по новогреческим образцам, изданным в католической Венеции. Когда боголюбцы узнали об этом, у них, по выражению протопопа Аввакума, «сердце озябло и ноги задрожали».

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Россия, Москва (?), последняя четверть XVII — начало XVIII вв. Государственный Исторический музей, Москва

Никоновские реформы застали Аввакума в Москве, где он служил в церкви Казанской Божией Матери на Красной площади. Борьбу за святоотеческое предание возглавил «огнепальный протопоп». Сторонники Никона не гнушались самыми жестокими средствами: пытки, уморение голодом, сожжение на костре, все шло в ход для насаждения «затеек» деспота патриарха. Аввакум был посажен «на чепь», потом вместе с семьей сослан в Тобольск, затем еще дальше на восток, в Даурию (Забайкальский край), под начало «лютого воеводы» Пашкова.

После десятилетнего скитания в невероятно тяжелых условиях Сибири, где он потерял двух малолетних детей, страдальца вызывают в Москву и убеждают принять Никоновы новины. Но Аввакум остается непреклонен. Опять ссылка, теперь уже на север. Перед собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву, в Боровский монастырь, и десять недель уговаривают отказаться от борьбы, но тщетно.

«Сице аз верую, сице исповедую, с сим живу и умираю», — отвечал мучителям святой воин Христов.

Икона «Священномученик протопоп Аввакум». Нач. ХХ в.

Беззаконно расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками иереем Лазарем, дияконом Феодором и иноком Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря, в край вечной мерзлоты, где в земляной яме томился 15 лет. Лишенный возможности устной проповеди, Аввакум пишет и через верных людей рассылает по всей Руси послания, толкования и утешения чадам Церкви Христовой. Ныне известно более 90 творений святого, и почти все они созданы в годы пустозерского заточения. Здесь же им написано знаменитое «Житие».

Протопоп Аввакум. Гуслицы, нач. ХХ в.

Внимая призывам протопопа Аввакума, все большее число русских людей вставало на защиту старой веры. Рьяный сторонник нововведений патриарх Иоаким стал требовать казни святых исповедников. После смерти царя Алексея Михайловича на российский престол восходит его малолетний сын Феодор. Протопоп Аввакум шлет новому царю челобитную с призывом вернуться к дедовскому благочестию. В ответ последовал приказ:

сжечь пустозерских узников «за великия на царский дом хулы».

14 апреля 1682 года в день памяти святых новых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, в Пятницу Страстной седмицы, приговор был приведен в исполнение. На казнь собрался народ и снял шапки. Когда огонь стал набирать силу, над языками пламени взметнулась рука с двуперстием и стал слышен могучий голос святого священномученика Аввакума с прощальными словами, ставшими заветом и пророчеством:

Православные! Коли таким крестом будете молиться — во век не погибнете. А покинете этот крест, и город ваш песком занесет, а там и свету конец настанет! Стойте в вере, детушки! Не поддавайтесь лести слуг антихристовых…

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *