Пророк Даниил и львы

Задания по истории для 11 класса

1. Прочитайте отрывок и определите, о каком произведении древнерусского зодчества идет речь.

«Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился ______ собор в Киеве – главный православный храм домонгольской Руси. Он был начат строительством в княжение Ярослава Мудрого, а освящен в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначально ______ был деревянный, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на его месте монументальный каменный храм».

а) об Архангельском соборе;
б) об Успенском соборе;
в) о Дмитровском соборе;
г) о Софийском соборе.

2. Прочитайте описание деятельности древнерусского князя и определите, о ком идет речь.
«Он приказал уничтожить идолов: деревянных жечь, а каменных разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами просили не трогать их богов. Добрыня с насмешкой говорил им: “Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать?” Он приказал, чтобы все шли креститься. Некоторых удалось уговорить, и они шли по своей воле; а других воины тащили силой. О новгородцах сложилась поговорка: что их “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”.

а) о Владимире Мономахе;
б) о Владимире Святом;
в) о Ярославе Мудром;
г) о Святославе Игоревиче.

3. Порядок назначения на должность в зависимости от знатности рода и заслуг предков носил название:

а) кормление;
б) полюдье;
в) крепость;
г) местничество.

4. В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат

а) попал в зависимость от Византии;
б) был присоединен к Киеву;
в) подвергся насильственной христианизации;
г) перестал существовать как самостоятельное государство.

5. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:

а) 1617 г., 1618 г.
б) 1606 г., 1607 г.
в) 1670 г., 1671 г.
г) 1648 г., 1662 г.

6. 1 января 1942 г. СССР подписал в Вашингтоне

а) договор о ленд-лизе между США и СССР;
б) Декларацию объединенных наций;
в) соглашение с США и Францией о военных поставках;
г) Атлантическую хартию.

7. По какому принципу выстроен ряд?

а) вел. кн. Николай Николаевич, Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Я.Г. Жилинский, А.А. Брусилов, Н.В. Рузский.
б) А.Н. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин.
в) И. Гизель, А.И. Лызлов, М.В. Ломоносов, И.Н. Болтин, Г.Ф. Миллер, И.И. Голиков.

8. Из приведенных рядов исключите один лишний элемент. Объясните ваш выбор.

а) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев.
б) Бородино, Плевна, Аустерлиц, Мукден, Балаклава, Прейсиш-Эйлау.
в) Адриан, Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.

9. Расположите в хронологической последовательности

а) Заключение Портсмутского мира;
б) Мятеж на броненосце «Потемкин»;
в) Созыв Первой Думы;
г) Начало мятежа Чехословацкого корпуса;
д) Объявление России республикой;
е) Подписание Брестского мира.

10. Соотнесите исторического деятеля и род его деятельности. Во втором перечне есть лишняя характеристика.

1. Макарий А. Дипломат, автор описания Московского государства
2. Сильвестр Б. Русский митрополит, автор «Четий-Миней»
3. Иван Федоров В. Настоятель Благовещенского храма, автор «Домостроя» и участник Избранной рады
4. Григорий Скуратов-Бельский Г. Видный опричник, предполагаемый убийца митрополита Филиппа
5. Джильс Флетчер Д. Русский первопечатник
Е. Полководец, член Избранной рады, бежавший из-за страха преследований в Польшу, откуда начал переписку с Иваном Грозным

11. Заполните пропуск в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами.

Ещё в конце 1647 года казацкий сотник __(1)__ бежал с Украины в Запорожье, а оттуда в Крым. Вернувшись с татарским войском и избранный в гетманы казацкой радой, он поднял всю Украину, поразил польские войска при Жёлтых Водах, Корсуни, Пиляве, осаждал Замостье и под __(2)__ заключил выгодный мир; потерпевши неудачу под Берестечком, он согласился под Белой Церковью на мир гораздо менее выгодный, чем предыдущий. В течение всего этого времени __(3)__ занимал выжидательную политику. Однако царские войска приняли участие в подрыве казацко-крымского союза, направленного на изгнание поляков с Украины: накануне битвы при Пилявцах донские казаки по приказу царя напали на Крым, и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии.
Белоцерковский мир возбудил народное неудовольствие; гетман принуждён был нарушить все условия и в стеснённых обстоятельствах обратился с просьбой о помощи к «царю восточному». На __(4)__, созванном по этому поводу в Москве, 1 октября 1653 решено было принять казаков в подданство и объявлена война Польше.

12. Рассмотрите иллюстрации. Ответьте на вопросы.
Кто эти люди? В какой войне они принимали участие? Напишите о роли каждого в этой войне.
1)
2)

3)
4)

5)

13. Работа с картой. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

а) Определите, карта какого сражения здесь представлена.
б) Когда оно произошло?
в) В ходе какой войны оно произошло?
г) Кто командовал русскими эскадрами?
д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

14. Анализ документа

Таже меня взяли от всенощнаго Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж россветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, — сиречь есть захотел, — и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел, не вем-человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и ложку в руки дал и хлеба немножко и штец похлебать, — зело прикусны, хороши! — и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только — человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца — везде ему не загорожено. На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня; журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют. Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели.

1) Как называется литературное произведение, отрывок из которого здесь представлен?
2) Как называется событие в истории Русской православной церкви, непосредственным участником которого был автор? В каком году произошло это событие?
3) Кто был главным противником автора данного произведения?
4) Что было главной причиной сопротивления автора церковным властям?

15. Напишите эссе.

Н. С. Хрущёв и его реформы. Насколько актуальны они были для 50-60-х годов XX века и для сегодняшней России?

Ответы:

Номер п/п

Ответ по истории 11 класс

г

б

г

г

г

6.

б

7. а)

командующие фронтами в годы Первой мировой войны

б)

русские живописцы XVIII века

в)

русские историографы XVII-XVIII веков

8. а)

Г.М. Маленков, поскольку он никогда не был фактическим лидером коммунистической партии.

б)

Мукден, битва с участием русских войск там произошла в начале ХХ века, тогда как все остальные имели место в XIX столетии.

в)

Адриан, поскольку он жил в XVII и был последним патриархом досинодального периода, все остальные — патриархи ХХ века.

б, а, в, д, е, г

1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А.

1 – Богдан Хмельницкий, 2 – Зборов, 3 – Алексей Михайлович, 4 – Земский собор.

Это полководцы Отечественной войны 1812 г.

1)

Петр Иванович Багратион – командующий первой армией, умело отвел свои войска после боя у Салтановки на соединение с армией Барклая-де-Толли под Смоленском, командовал левым крылом русских войск при Бородине, отразившем все атаки французов.

2)

Михаил Богданович Барклай-де-Толли — Командовал всей русской армией на начальном этапе Отечественной войны 1812 года, после чего был замещён М. И. Кутузовым. В заграничном походе русской армии 1813—1814 годов командовал объединённой русско-прусской армией в составе Богемской армии австрийского фельдмаршала Шварценберга.

В историю военного искусства, по мнению западных авторов, он вошёл как архитектор стратегии и тактики «выжженной земли»— отрезания основных войск противника от тыла, лишения их снабжения и организации в их тылу партизанской войны. В российской истории он запомнился как полководец, который вынужденно совершал стратегическое отступление перед Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и за это несправедливо был подвергнут осуждению современников.

3)

Павел Васильевич Чичагов — Во время отечественной войны Чичагов приобрёл печальную известность несчастным для России исходом переправы через Березину. Бывший морской министр был в своё время предметом всякого рода насмешек, шуток, эпиграмм и даже басни Крылова, выставлявшую Чичагова в очень невыгодном свете; раздавались даже голоса, обвинявшие злополучного адмирала в измене. Анализируя причины, позволившие Наполеону переправиться через Березину и избежать пленения и разгрома, Кутузов в письме к Александру I обвинял не только Чичагова в допущенных ошибках, но и П. Х. Витгенштейна, за нарочитое нежелание объединяться с Чичаговым для совместных действий.

4)

Александр Петрович Тормасов — В Отечественную войну 1812 года Тормасов командовал 3-й армией, предназначенной для сдерживания Австрии. Успешно действовал против французов, нанес несколько чувствительных поражений под Брестом и Кобрином. В сентябре армии Тормасова и Чичагова соединились и заставили Шварценберга поспешно отступить к Бресту. Вскоре командование над соединёнными армиями перешло к адмиралу Чичагову, а Тормасов был отозван в главную квартиру, где на него возложено было внутреннее управление войсками и их организация. Тормасов участвовал в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой, Красным и с главной армией перешёл границу империи в декабре 1812 года. Когда Кутузов, за болезнью, остался в Бунцлау, Тормасов временно принял главное командование над армией.

5)

Михаил Илларионович Кутузов – командующий русской армией в войну 1812 г. Руководил войсками в битве под Бородином. Творец победы над Наполеоном.

13. а)

Чесменское сражение

б)

5-7 июля 1770 г.

в)

русско-турецкая война 1768-1774 гг.

г)

адмирал Григорий Спиридов и контр-адмирал Джон Эльфинстон, под общим командованием графа Алексея Орлова

д)

Наваринский бой 1770 г., сражение при Наполи-ди-романья 1770 г., Хиосское сражение 1770 г., Патрасское сражение 1771 г.

14. 1)

Житие протопопа Аввакума им самим написанное

2)

Раскол. 1653 г.

3)

Патриарх Никон

4)

Непризнание реформ патриарха Никона, стремление придерживаться старых обрядов и порядков в церкви

Эссе.

1) Знание исторических фактов

2) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и т.д.)

3) Аргументированность суждений и выводов

4) Знание историографии проблемы, мнений историков

5) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме

6) Оригинальность решения проблемы, аргументация

Родная старина Книга 1 Отечественная история с IX по XIV столетие (16 стр.)

А. Иванов Крещение Владимира в Корсуни

Не хотелось русскому князю просить у греков крещения как милости, да кроме того, были, видно, какие-нибудь счеты у Владимира с греками. Он выступил с войском на Корсунь, богатый греческий город на Таврическом полуострове. Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались. Владимир послал сказать им, что если они не сдадутся, то он будет хоть три года стоять под городом. Но корсунцы и не думали сдаваться. Владимир приказал у стен города сделать земляную насыпь: с высоты удобнее было поражать стрелами и камнями осажденных. Корсуняне прорыли под стеною подземный ход и ночью тайком уносили к себе в город землю, что насыпали русские за день. Долго бы пришлось Владимиру простоять под городом, да нашелся доброхот русским в Корсуни. Один корсунянин пустил в русский стан стрелу, на которой было написано Владимиру: «За тобою, с восточной стороны, находятся колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай ее и перейми воду». Владимир, узнав об этом, сказал: «Если это сбудется и Корсунь сдастся, я крещусь». Владимир велел в указанном месте перекопать водопровод. Корсунцы остались без воды; жажда заставила их сдаться. Владимир вошел с дружиною в город и послал сказать греческим императорам: «Взял я славный ваш город; слышал, что у вас есть сестра-девица. Если не отдадите ее за меня, то и с вашей столицей будет то же, что с Корсунью». Опечалились императоры и послали сказать, что нет обычая у христиан выдавать родственниц своих за язычников. «Если крестишься, — прибавили они, — то и сестру нашу получишь, а также и Царство Небесное, и с нами будешь единоверник». Владимир отвечал на это царским посланцам: «Скажите царям, что я хочу креститься; я уже прежде испытал ваш закон: люба мне ваша вера». Затем он послал сказать императорам: «Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня». Немалого труда стоило царям уговорить сестру свою Анну выйти за Владимира. «Иду точно в полон, — говорила она, — лучше бы здесь мне умереть». Братья убедили ее тем, что она будет содействовать обращению всей Русской земли к истинному Богу, а греческую землю избавит от лютой рати. «Видишь, — прибавили они, — сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же». Анна с большой печалью простилась с роднёй своей, села на корабль и поплыла в Корсунь. С ней было немало священников. В Корсуни она была торжественно встречена. В это время, говорит предание, у Владимира разболелись глаза; он не мог ничего видеть и сильно тужил. Царевна сказала ему: «Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорее». Епископ корсунский с теми священниками, что прибыли с царевною, крестил Владимира, и когда возложил на него руки, то он вдруг прозрел. Удивился Владимир такому чуду и сказал: «Теперь только я узнал истинного Бога!» Многие из дружины его, видя это, крестились. Затем совершено было бракосочетание Владимира с Анною.

И. Акимов Новгородцы, нисповергающие Перуна

Ф. Бронников Крещение князя Владимира

Владимир отдал Корсунь грекам «в вено за жену свою», как говорит летописец. Затем он взял из Корсуни священников, мощи двух святых (Климента и Фива), церковные сосуды, иконы и вернулся в Киев. Здесь прежде всего крестил он своих сыновей и близких людей. Затем велел уничтожить кумиров: некоторые изрубить, другие сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и стащить с горы в реку. В то время когда волокли кумир, несколько человек били его прутьями для большего поругания язычества. Многие язычники горько плакали, видя это поругание. Кумир был брошен в Днепр. До самых порогов шли по берегу по приказанию Владимира люди и смотрели, чтобы идол не пристал где у берега. В то время как идол, колыхаясь, плыл по течению и то скрывался под водою, то показывался на поверхности, некоторые язычники бежали по берегу и кричали: «Выдыбай, Перуне!» (То есть выплывай.)

Многие киевляне сами с радостью крестились. Но были и такие, что колебались и выжидали. Немало было и ревностных язычников, которые крепко держались за старую веру. Видя это, Владимир послал по всему городу оповестить, чтобы на другой день все некрещеные шли к реке. «Кто не придет к реке, возвещали вестники, богатый или бедный, работник или нищий, тот будет считаться противником князю». Призыв князя заставил решиться тех, которые еще раздумывали и колебались, заставил и многих закоренелых язычников страха ради исполнить приказание князя. Некоторые утешали себя мыслью, что, не будь крещение делом благим, не приняли бы его князь и бояре.

На другой день пришел Владимир с митрополитом, с корсунскими священниками на Днепр. Множество народу сошлось сюда. Все вошли в воду. Одни стояли в воде по шею, другие по грудь, малые дети стояли у берега, взрослые держали на руках младенцев. На берегу было немало крещенных раньше. Священники читали молитвы. Рад был Владимир, что познал истинного Бога и сам, и народ его. Поднял взоры он к небу и молился: «Боже, сотворивший небо и землю! Призри на новыя люди сия, и подаждь им, Господи, уведети тебя, истинного Бога, якоже уведеша страны христианские; утверди и веру в них праву и несовратну». Так рассказывает наш летописец о крещении киевлян. Произошло это событие в 988 году.

В. Васнецов Крещение Владимира

Крещение Руси Икона

В. П. Верещагин Закладка Десятинной церкви в Киеве в 989 году

Тотчас после крещения Владимир велит строить церкви на тех местах, где прежде стояли кумиры. На холме, где стоял кумир Перуна, сооружена была церковь во имя святого Василия (Владимир во святом крещении назван был Василием). Есть известия, что первый митрополит Михаил, прибывший вместе с Владимиром из Корсуни, ходил с епископами, присланными из Царь-града, с Добрынею, дядею Владимира, на север от Киева и крестил народ. Язычество держалось на севере крепче, чем на юге, и немало понадобилось труда, чтобы обратить суровых язычников в христианство.

Когда узнали новгородцы, что Добрыня идет крестить их, то собрали вече и поклялись не пускать Добрыню в город и не давать кумиров на поругание. Когда Добрыня пришел, новгородцы разобрали мост, ведущий через Волхов с торговой стороны Новгорода в самый город, вышли навстречу с оружием. Попробовал было Добрыня уговаривать их — они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины Добрыни. Епископ со священниками остановились на торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей, сколько могли; в два дня успели они окрестить несколько сот человек. На другой стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне между народом и кричал: «Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание». Возбужденный им народ разорил дом Добрыни, разграбил имение, убил жену Добрыни и некоторых родичей. Тогда Путята, воевода Владимира, с небольшим отрядом надежных воинов ночью переправился через Волхов немного выше города, напал на двор Угоняя, схватил его и еще нескольких главных коноводов и отправил их к Добрыне за реку. Когда народ узнал об этом, то собралось несколько тысяч людей. Окружили они маленький отряд Путяты. Началась злая сеча. На рассвете подоспел на помощь ему Добрыня со всеми своими людьми. Велел он для острастки новгородцев зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались, стали просить они мира у Добрыни. Он приказал уничтожить идолов: деревянных жечь, а каменных разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами просили не трогать их богов. Добрыня с насмешкой говорил им: «Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя; какой пользы вы можете ждать от них?» Он приказал, чтобы все шли креститься. Некоторых удалось уговорить, и они шли по своей воле, а других тащили воины силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».


В ЧЕМ НЕПРАВЫ БОГОСЛОВЫ
Одному древнему царю по имени Навуходоносор приснился сон, который был ответом на его вопрос звучавший так: «что будет после сего? (Дан. 2:29)». Вавилонский царь желал знать, что будет после него, и Господь Всемогущий решил открыть ему, употребив для этого своего верного служителя по имени Даниил. Царь, увидев сон данный ему Богом, не мог вспомнить, что именно ему снилось, и ни один из его мудрецов не смог рассказать, что же в своем сне увидел царь, это было выше их сил. Раб Божий Даниил не только рассказал, что приснилось царю, но дал ему истолкование этого сна. Давайте прочтем описание этого события:
«Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! (Дан. 2:31-45)».
Как видим, Даниил открыл царю его сон и объяснил его значение, и вроде-бы все тут понятно, но для современного читателя этих строк возникает ряд вопросов, на которые хотелось бы получить разъяснительные ответы, к тому же истолкование того сна Даниилом было кратким, лишь в общих чертах передавая значение грядущих событий.
Современные толкователи говорят о том, что Даниил повдал вавилонскому царю об определенном промежутке времени и его составных частях, предсказывая о конкретных царствах, таких как:
1) «Золотая голова» — Вавилонская империя (605-539 гг. до Р.Х.);
2) «Серебряная грудь и руки» — Мидо-Персидская империя
(539-331 гг. до Р.Х.);
3) «Медные бедра» — Греческое царство (331-168 гг. до Р.Х.);
4) «Железные голени» — Римское владычество (168 г. до Р.Х. — 476 г. по Р.Х.);
5) «Железно-глиняные голени и ступни» — Европа, — от падения Римской империи, вплоть до наших дней и до пришествия Христа.
Подобное толкование на первый взгляд верно, но вызывает ряд других вопросов. Чем хуже Вавилонского царства было, например, царство Греческое, будучи определено богословами как «медное»? Ведь по ценности золото с медью не идет ни в какое сравнение! Чем римское государственное устроение было ниже греческого, в чьих-то глазах «опустившись» до уровня простого «металла»? И каким образом все эти царства между собой были взаимосвязаны, что вдруг они стали частями одного «истукана»? А как быть с тем, что на земле существовали многие другие могущественные и великие империи, например, так называемая Монгольская империя, завоевавшая в сравнении с тем же Навуходоносором просто гигантские по своим масштабам территории? Здесь можно упомянуть и другие империи, например: Британская империя, Османская империя, империя Гуннов, империя Третьего Рейха, Французская империя, Российская империя, империя СССР и многие, многие другие.. На каком основании христианские богословы не заметили всех этих империй, привязав составляющие истукана лишь к ближнему востоку, малой Азии и Европе? Вникая в эту тему дальше у нас возникают и другие подобные этим вопросы, на которые хотелось бы получить более ясные ответы.
Молитвенно обратившись к Богу за разъяснением, думаю, что я получил все необходимые на мои вопросы ответы, о которых и хотел бы поведать в этой статье.
РАЗЪЯСНЕНИЕ СКАЗАННОГО ПРОРОКОМ ДАНИИЛОМ ОБ ИСТУКАНЕ НАВУХОДОНОСОРА
Истукан из книги пророка Даниила — это сплошные символы и нам прежде нужно в них разобраться.
1) Первое, на что мы обратим наше внимание, что рассматриваемый нами истукан — это символ языческого идола, олицетворяющего служение сатане и демонам.
2) Материалы из которых состояли различные части истукана по мере их удаления от золотой головы начинают терять свою ценность, в материальном плане. Что это значит? В данном случае речь не могла идти о деградации, т. е. об ухудшении уровня жизни последующих за Навуходоносором поколений, потому что это нелогично. Вероятнее всего, что различие материалов между составными частями идола указывает на какие-то другие свойства и качества.
3) Царь Навуходоносор, — это образ богопротивного сатаны. Пророк Исайя произносит пророчество против царя вавилонского, и в его словах слышится приговор именно сатане, а не земному царю-человеку. Вот несколько стихов обращенных к тому падшему ангелу: «..Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15)». Теперь несложно представить, что за спиной Навуходоносора стоял сам сатана, и толкование сна об истукане относилось именно к нему, и почему было именно так, мы увидим дальше.

4) Понимая, что за царем Навуходоносором прятался сатана, мы можем увидеть, что истукан приснившийся царю, — это образ мира духовного, а не материального, поэтому речь ни в самом сне, ни в его толковании, не шла о каких-либо человеческих царствах, вроде римского владычества, некогда занимавшего территории современной Европы.
5) Если рассматриваемый нами истукан олицетворял служение сатане, являясь образом мира невидимого, демонического, то напрашивается вывод, что он является символом борьбы с Богом, с Его словом, с Его народом, с Его святыми, с Его пророками, а также с человечеством в целом.
Когда мы немного разобрались во всех этих символах, то сможем постигнуть более глубокий смысл происходившего не только в те давние дни, но и происходящего ныне, в невидимом нам, т. е. — духовном мире.
СОСТАВНЫЕ ИСТУКАНА НАВУХОДОНОСОРА
Золотая голова — царство земного могущества, власти и господства
Как уже говорилось ранее, — золотая голова того истукана не означала очень высокого устроения царства Навуходоносора, потому что в мире существовали и другие «не бедные» империи, государственное и бытовое устроение которых было ничуть не хуже устроения древних вавилонян.
Итак, — «Золотая голова» того истукана, — это символ земного могущества, как такового, а не образ какого-то определенного земного царства (империи). Именно этого могущества и очень большого влияния, пусть даже и временного, достиг в те дни главный богопротивник — сатана. Каким образом? Тот самый вавилонский царь, о котором идет речь, был одним из первых завоевателей Израиля, которому удалось разрушить Иерусалимский храм, уничтожив при этом практически все важнейшие святыни евреев, одна из которых имела самую наивысшую ценность — золотой ковчег завета с его содержимым. Потеряв ковчег евреи по сути потеряли Божье присутствие во Святом Святых храма и лишились возможности соблюдать Закон Моисеев во всей его полноте.
Достигнув таких «высот» в борьбе с Божьим народом сатана ликовал. Но это была не совершенная победа, потому что на земле все еще оставались верные Богу люди, и они могли что-то изменить не в его пользу, понимая это сатана был вынужден пойти на некоторые хитрости.
Пророк Даниил и трое его друзей из евреев, захваченных в плен вавилонянами, были помещены при царских дворах. Им были оказаны почести, дано высокое образование, были розданы титулы и звания. Зачем? Поместив верных и преданных Богу людей в такие великолепные условия сатана желал обольстить их своим могуществом. Надеясь, что спустя время они возгордятся от почестей им предоставленных, вследствие чего наконец-то отрекутся от Того, в Кого они верят. Тогда, желанная победа над Богом в плане «земных баталий» могла бы быть закреплена за ним окончательно, и вера в Бога Истинного на земле исчезла бы навсегда, что предоставило бы сатане возможность править бренной землею вечно, во всяком случае он на это надеялся.
Испытывая эйфорию от своих побед над Израилем сатана размышлял над тем, что же будет дальше.. И вот, снится вавилонскому царю сон, и сон весьма странный. Сон того царя был навеян мыслями сатаны о его будущем мировом господстве. Как такое было возможно? Сатана вполне мог входить в того языческого царя, при этом их мысли могли сливаться. Когда Даниил истолковывал царю сон, то сатана все это слышал, и понимал, что толкование относилось именно к нему, а не к земному человеку-царю по имени Навуходоносор. Таким образом Господь предсказал сатане наперед все планы его дальнейших действий и чем все в конечном итоге закончится. Речь шла о различных тактиках, которые враг человеческих душ будет применять, удерживая человечество от познания Господа, а также о его орудиях, которые он станет использовать против верующих в Бога.
Ко всему тому следует отметить, что у «золотой головы» имеются глаза, уши, и рот с языком. Глаза означают сатанинский контроль, чтобы замечать и «своевременно» останавливать движения ревнителей по Богу (это истинные христианские движения или пробуждения). Уши «золотой головы» подслушивают за верующими, чтобы уловлять их в словах, а ее язык клевещет на святых Божьих перед Господом (но лишь до времени: «..низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь (Отк. 12:10)»).
Серебряные грудь и руки — земное царство любостяжания и сребролюбия
Когда у сатаны появились «серебряные грудь и руки», то его голова при этом не исчезла, водрузившись на своих собственных плечах. Если золото — это символ земного господства и могущества, то серебро — это символ богатства. Увидев, что верующие в Бога Даниил и три его друга не шли ни на какие компромиссы и не боялись умереть за свою веру, сатана стал изобретать новые тактики своей подлой войны. Когда ему не удалось прельстить верующих властью и могуществом, то впоследствии он решил обольщать их влечением к роскоши и богатству.
Сердце находящееся в серебряной груди является символом любостяжания и накопительства. Накапливая большое количество вещей человек начинает впадать в суету, при этом его сердце находится в большом риске загораться чуждым огнем приобретая то одну, то другую понравившуюся ему вещь.
Серебряные руки истукана — это руки гребущие к себе многие деньги, товары и вещи. Также они тянут на свою сторону всех тех, кто уловлен сатаной в жажду накопительства. Те серебряные руки не исчезли с исчезновением Мидо-Персидской империи, они жадно «гребут» злато и серебро и в наши дни, чем удерживают от покаяния многих, совращая на путь зла и современных христиан. Об этих жадных руках истукана предупреждали верующих как книги Ветхого, так и Нового Заветов. Вот некоторые об этом стихи:
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу (Прит. 23:4-5)»;
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мат. 6:24)»;
«Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение (Лук. 6:24)»:
«..ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6:10)»;
«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым (Еф. 5:3)».
В серебряных руках и груди находятся все миллиардеры и миллионеры, все богачи земли, все магнаты и олигархи, которые своим примером роскошной жизни завлекают в сети любостяжания все новые и новые людские души. Отличительная черта любостяжателей в том, что они никогда не делают добра, потому что их серебряное, ненасытимое деньгами сердце, говорит только одно: «Бери больше!» и «Давай! давай!». Если любостяжатели кому-то и что-то дают, то только для того, чтобы обратно взять больше, примером тому может служить система банковских кредитов под большие проценты.

Медное чрево и бедра — царство обжорства, блуда и всяческого разврата
На примере пророка Даниила сатана увидел, что верующие, получившие от него власть, все же оставались верными и преданными своему Богу. Также он видел, как они отвергали все его соблазны к обогащению. Вот слова Даниила к царю Валтасару, который за истолкование необычайного явления обещал наградить его титулом третьего властелина государства, повесив на его шею золотую цепь: «..дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.. (Дан. 5:17)». Не найдя возможности убедить верующих без конца умножать свое имущество, такое как: одежды, мебель, бытовые вещи, автомобили, количество комнат их домов и т. п., сатана стал изобретать новые тактики обольщения христиан, и человечества в целом.
Период «медного чрева и бедер» сильно перекликается с так называемой — греческой культурой. Древняя Греция — это воплощение всех земных и низменных желаний сатаны, таких как гурмания и обжорство (медный живот), блуд и извращения, оргии и другой разврат в различных его формах и проявлениях (медные бедра истукана и то, что между ними). В Древней Греции происходит рождение классической мифологии и многобожия, которые впоследствии распространились по многим местам земли, оттуда культура театра, а соответственно и многих других развлечений. Но верующие противились всем подобным соблазнам сатаны. Ниже несколько предупреждающих и отрезвляющих стихов из книг Нового Завета:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лук.21:34)»;
«Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лук. 6:25)»;
«Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания (Иак. 5:5)»;
«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3:5)».
Железные голени — царство войны с Церковью Божьей и с человечеством в целом
Видя, как верующие противятся чревоугодию и половому разврату, сатана избирает новую тактику, — это тактика притеснения, непрестанных гонений, преследования и убийства за веру. В наибольшей степени это тактика проявилась в физическом уничтожения верующих первохристианской Церкви. Многие тысячи верующих тогда были замучены и умерщвлены сатанинскими служителями на протяжении только первых трех веков христианства. Многие жестокие язычники видя, как за Христа безбоязненно умирали женщины и даже дети, сами начинали каяться в своих грехах, принимая Христа как своего Спасителя. Ясно, что все это было не действием слепого фанатизма, а действием Святого Божьего Духа.
Был случай, когда китайские коммунисты закопали живьем одну христианскую семью, не пожелавшую отречься от Христа. Эффект устрашения не удался, т. к. после этого случая все село ставшее свидетелем необыкновенного происшествия обратилось к вере в Бога. Вот некоторые стихи из Библии предупреждающие о гонениях на верующих:
«Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Иоан. 15:20)»;
«..и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мат. 10:22)»;
«И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Отк. 13:15)»;
Наконец-то увидев, что «зверская» политика по истреблению христиан не только не помогает справиться с верой в Бога, но напротив, лишь способствует ее распространению, сатана вновь поменял свои планы ведения войны.
Железно-глиняные ступни — царство лжеучителей и лжепророков
В последние две тысячи лет девизом сатаны стали слова: «Не можешь справиться с движением? Тогда возглавь его!». Руководствуясь этим правилом он стал внедрять в христианские церкви немалые силы состоящие из сатанинских агентов. Свое основное начало такая деятельность берет от языческого императора Константина, с помощью которого сатана смог объединить Церковь с римским государством. Эта лукавая тактика тянется и до наших дней, когда лжепророки, лжепастыри и лжеучители занимают ведущие роли в современном христианстве, таким образом уводя многих людей от познания истины Господа Иисуса Христа. Вот некоторые стихи на эту тему:
«Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мар. 13:22)»;
«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада.. (Деян. 20:29)»;
«Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2 Пет. 2:1)».
Какое направление указывают «церковные» лжепророки и чему учат верующих подосланные сатаной лжеучители? Они направляют своих доверчивых слушателей к «золотой голове», предрекая земную жизнь в почете, славе, роскоши и изобилии. Речь идет о «тысячелетнем царстве» на земле, том самом, о котором мечтает сатана. Данное учение чуждо евангельской истины, так как о нем ничего не говорил ни Господь Иисус, ни Его Апостолы. Далее лжепророки и лжеучители направляют людей к любостяжанию и сребролюбию. Как, если фактически вся Библия против такого поведения? Своим примером! Стоит только взглянуть на лидеров харизматического, пятидесятнического, баптистского, православного и др. религиозных течений и мы увидим, что многие из них любят роскошь, любят деньги, любят богатство. Далее лжеучители направляют верующих к чревоугодию и обжорству, т.е. — неумеренному принятию пищи. Происходит это посредством многих празднеств, таких как придуманные кем-то «церковные» праздники, свадьбы, дни рождения, пикники, лидерские встречи и другие «духовные» мероприятия, со столами ломящимися от различных яств. Те же, кто не подчиняется «церковным» лжепророкам и лжеучителям, чтобы верить их лжи, попадают в их черные списки и становятся мишенью их злобных клевет, гонений и другого рода демонических нападок. Таким образом «церковные» лжепророки и лжеучители — это последняя надежда сатаны на победу в его борьбе против Бога. Именно они являются «ступнями» на которых утверждается весь «истукан» из сна царя Навуходоносора, так как кроме них больше некому так искусно обольщать христиан.

Что значит, что железо и глина не смешались друг с другом? Как написано: «..А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною..».
Железо — это символ сатанинских орудий, оно названо «царством крепким» лишь в плане частичного успеха сатаны. Глина в ступнях — это символ верующих людей, которые ослабляют всего «истукана», как-бы подтачивая фундамент этого сооружения, делая его неустойчивым, готовым вот вот обрушиться.
«Не сольются одно с другим», — значит, что верующие находятся под непрестанными атаками лжеучителей, лжепророков, и других сатанинских посланников, поэтому как-бы соприкасаются одни о других. Но верующие отделены от лжеучителей, несмотря на все их хитрости и уловки, потому что в своих поступках христиане руководствуются Духом Святым и Словом Божьим.
ДЕНЬ ВОЗДАЯНИЯ
Сатана, услышав толкование сна пророком Даниилом, скорее всего о тех царствах ничего не понял, но одно он узнал точно: Бог назначил день отмщения, посредством внезапного разрушения всех сатанинских твердынь. Не желая приближения этого дня, сатана, сам того не подозревая, начал исполнять написанное о нем в книге пророка Даниила, и, созидая свои гнусные, бесовские царства, с каждым днем стал все более и более приближать день своей кончины в озере огня и серы.
«..И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото..».
Эти слова из книги пророка Даниила говорят нам о пришествии Христа, о том самом часе, когда будут разрушены не только сатанинские твердыни всяческой неправды, насилия, ненависти и разврата, но и когда земное устроение, т. е. — наши «глиняные» тела, тела верующих, внезапно обретут свой новый вид, потому что тление проходит и наступает вечное царство всемогущего Бога и истинного Царя всех царей — Господа и Спасителя Иисуса Христа. Всякий, кто ожидает Его, кто молится Ему, кто очищается у ног Христа в ежедневном покаянии, и далее старается жить жизнью угодной Богу в соответствии с Его святым Словом, — те получат от Бога милость, будут спасены и приняты в жизнь вечную. Все же противящиеся Божьей истине понесут наказание вместе со своим богопротивным господином сатаной. Господь да благословит слышащих! Аминь.

Глава 3. Золотой истукан Навуходоносора (3:1-7):

Огненная печь

Золотой истукан Навуходоносора (3:1-7):

“Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской. И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор. И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор” (ст. 1-3).

В восемнадцатый год правления Навуходоносора, и двадцать лет спустя после пленения Даниила, царь устанавливает 90-футовый (около 27 метров) золотой истукан, которому нужно поклоняться. Я верю, что истукан имел тот же самый облик, который Навуходоносор увидел в своем сне. Царь, вероятно, так возгордился истолкованием Даниила о том, что золотая голова истукана из сна символизировала его самого, что он сделал истукана, чтобы хвастаться своей славой и силой.

Основание для такого предположения я вижу в том факте, что истукану не было дано имя.
Если бы это был идол, изображавший Меродаха, то он был бы назван этим именем. Поэтому я думаю, что безымянный истукан был образом, который Навуходоносор увидел во сне.

Навуходоносор позвал всех руководителей своей империи на посвящение истукана. Благодаря этой церемонии царь намеревался похвастаться своей славой и укрепить политическое единство своей империи.

“Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки: в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем. Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь” (ст. 4-7).

Сегодня мы могли бы решить, что это абсурдно, чтобы царь повелевал людям поклоняться истукану. Но Навуходоносор был верховным правителем Вавилонской империи, обладавший абсолютной властью. Кто мог не повиноваться его приказаниям? Ни царь, ни его подчиненные не думали, что кто-нибудь осмелится на это, тем более что в наказание за непослушание такого человека должны были бросить в раскаленную печь. Неудивительно, что все должностные лица империи пришли для поклонения! И все же не все поклонились истукану.

Отказ друзей Даниила (3:8-12):

“В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются”.

Три человека из всего множества людей стояли прямо, в то время как все остальные пали ниц. Это были три друга Даниила: Седрах, Мисах и Авденаго. Даниил избежал этого, поскольку, когда это произошло, он отсутствовал. Но его друзья не могли нарушить заповедь Божью: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня” (Исход 20:4-5). Они могли повиноваться всем другим повелениям царя Вавилона, но ни в коем случае не могли исполнить ни одного приказа, который противоречил законам Божьим. Такова была их вера.

Их вера должна стать прекрасной моделью поведения для современных христиан. Когда правительство издает какой-либо указ, мы должны повиноваться ему, если он не противоречит заповедям Божьим. Нет власти не от Бога. Именно Бог поднимает какую-то нацию и назначает того, кто управляет ею. Поэтому мы должны подчиняться существующим властям (см. Римлянам 13:1).

Тем не менее, когда правящие власти вынуждают нас не повиноваться Богу и заставляют поклоняться идолу, а не Господу, мы должны повиноваться Ему, а не властям этого мира. Для сохранения целостности своей веры, мы должны рисковать даже своей жизнью.

Когда Седрах, Мисах и Авденаго повиновались Богу, а не приказу Навуходоносора, очень быстро пришла и беда. Эти евреи были как заноза для вавилонской знати, потому что они были чужестранцами и пленниками, высоко ценимыми царем. Следовательно, вавилоняне ожидали любой возможности, чтобы придраться к ним.

Немедленно они обвинили их перед царем. И против трех друзей было выдвинуто не одно обвинение. Вавилоняне обвинили их по трем пунктам.

Первое обвинение состояло в том, что они не повинуются царю. Второе – что они не служат богам царя. Третье обвинение заключалось в том, что они не поклоняются истукану, установленному царем.

Другими словами, эти обвинения говорили о том, что евреи не имели никакого уважения к царю, не служили Навуходоносору и публично сопротивлялись ему. Такое поведение было посягательством на владычество и власть царя; проще говоря, это была измена. Поэтому, ради поддержания своего достоинства и чести, Навуходоносор должен был наказать этих троих.

Исповедание веры друзей Даниила (3:13-18):

“Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?” (ст. 13-15).

Когда Навуходоносор подумал, что его верховная власть оспорена на глазах его подданных и дипломатов иностранных государств, его ярость не знала границ. С другой стороны, Седрах, Мисах и Авденаго служили управляющими области более пятнадцати лет. За это время они заслужили хорошую репутацию, благодаря своей мудрости и милосердию. Если бы это были должностные лица более низкого уровня, Навуходоносор мог бы крикнуть, чтобы их сразу бросили в печь. Но так как они были высокопоставленными чиновниками, которых уважали и внутри и за пределами его империи, Навуходоносор подавил свою ярость и дал им еще один шанс.

Слова царя, обращенные к трем молодым людям, в основном означали следующее: “В прошлом Бог еврейского народа открыл мне истолкование моего сна через Даниила. Но избавит ли вас ваш Бог от горящей печи?” Это был последний шанс, который царь мог предоставить непокорившимся молодым людям и одновременно сохранить свое достоинство.

Чиновники царя и иностранные гости затаили дыхание, с интересом наблюдая за развитием инцидента. Я могу представить, как лицо царя покраснело от гнева. Тем временем вавилоняне, обвинившие этих трех иудеев, уже пели триумфальную песню в своих сердцах.

“И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен, спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся” (ст. 16-18).

Какое торжественное и смелое исповедание веры! Многие мученики и святые, которые подвергались гонениям в истории христианства, черпали большую храбрость от целостности веры и смелого ее исповедания этих трех людей. Их пример веры должен вдохновлять и ободрять также и нас.

Разъяренный царь (3:19-23):

“Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем. Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своем, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскаленную огнем. И как повеление царя было строго и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго. А сии три мужа, – Седрах, Мисах и Авденаго, – упали в раскаленную огнем печь связанные”.

Когда Навуходоносор услышал исповедание веры этих израильтян, он настолько разъярился, что изменился в лице. Все стоявшие в присутствии царя сжались от страха, так как знали, что эта ярость могла коснуться их.

Однако я верю, что Седрах, Мисах и Авденаго, чья судьба висела на волоске, были спокойны и улыбались. Они были тверды в своей вере, что Бог может избавить их от огненной печи. Их отношение говорило о том, что, даже если бы Бог не спас их от смерти, они все равно не поклонились бы истукану.

Эти три человека поистине любили Господа. Их любовь была такова, что они скорее предпочли бы умереть за Него, чем потерять чистоту своей веры. Мы должны научиться у них тому, что если мы попадем в такую же кризисную ситуацию, вынуждающую нас подтвердить свою преданность Иисусу ценой собственной жизни, то не должны отказываться от исповедания своей веры.

Конечно, мы иногда грешим из-за своей слабости. Но если мы возвращаемся к Богу и раскаиваемся в своих грехах, Он прощает нас. Когда мы идем на компромисс, нарушая заповедь не поклоняться никому, кроме Бога, Господь огорчается и гневается, потому что это вопрос, касающийся Его величия.

Поэтому мы, когда кто-то требует от нас поклонения иному богу, никогда не должны идти на компромисс. Мы должны сопротивляться, даже рискуя собственной жизнью. Это основная причина, по которой христиане никогда не принимали коммунизм. Коммунисты отрицают существование Бога и поклоняются своей идеологии как богу. Поэтому мы не можем ни в чем уступить коммунизму, но, вместо этого, должны продолжать сражаться против него, независимо от цены.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *