Пророк исайя толкование

Толкование Книги Пророка Исаии 19 глава

6. О ЕГИПТЕ (главы 19-20)

Глава 19 «сфокусирована» на Египте; в главе 20 продолжение этой «темы» и возвращение к Ефиопии. Как и в других предсказаниях, историческая ситуация, в которой «ассирийский зверь» стремительно «заглатывает» одни за другими города и страны ближневосточного региона, служит у Исаии и прообразом будущих событий.

а. Египет будет наказан (19:1-15)

Некоторые современники Исаии обращали свой взгляд к Египту в надежде найти в нем возможный оплот против ассирийской угрозы. Но пророк видел, что искать помощи у Египта — напрасно, потому что суд Божий обрушится и на него.

1) Внутренние проблемы Египта.

Ис. 19:1-4. Образ Господа, быстро «грядущего» на облаке легком… в Египет, чтобы совершить суд над ним.

Египет изначально был страной многобожия (таблицу «Египетские казни, боги и богини Египта» в комментариях на 7-ую главу книги Исхода), причем со временем их становилось в египетском пантеоне все больше. И все они потрясутся от лица Иеговы, говорит Исаия, и, конечно, не в состоянии будут спасти своих почитателей от гнева Его; сердца их ослабеют, замрут от страха.

Грядущий суд начнется с внутренних разногласий в стране, с междуусобных войн (стих 2); в самом деле, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств, что не могло не помочь ассирийцам и ефиопам завоевать страну (после смерти пророка).

Дух политиков Египта и его государственных деятелей, пророчествовал Исаия, будет приведен в смятение, их планы не осуществятся (совет их будет разрушен). И не помогут им идолы их, чародеи и вызывающие мертвых, и гадатели.

Хотя в целом пророчество Исаии относилось, очевидно, к постепенному упадку Египта, который из великой державы превратится (к концу 6-го века до Р. Х.) в провинцию Персидского царства, а в 4-ом веке будет покорен Александром Македонским (как один из признаков его «деградации» историки отмечают то обстоятельство, что к началу христианской эры Египет «славился» лишь как экспортер сельскохозяйственных продуктов), в стихе 4 речь идет о ближайшей его перспективе: о господстве над этой державой, пережившей тысячелетия, ассирийского царя Асардана.

2)О снижении плодородия Египта.

Ис. 19:5-10. Желая показать, что кары, грядущие на Египет, действительно будут судом Божиим, Исаия говорит об истощении его природных ресурсов. Египет будет поражен засухой, и обмелеют… истощатся воды его. Море и река в стихе 5 означают одно и то же: Исаия подразумевал Нил, залог сельскохозяйственного процветания Египта; со всеми его притоками, рукавами и отводными каналами он был подобен разветвленной кровеносной системе страны.

Почва его обогащалась ежегодными разливами Нила — при оскудении же водных ресурсов растения и поля… по берегам великой реки и все, посеянное на них, неизбежно засохнет… исчезнет. Горестная участь постигнет не только крестьян; восплачут… впадут в уныние и рыбаки (Нил изобиловал рыбою); стихи 8,10. В стихе 9 (сравните Исх. 9:31) речь идет о чесальщиках льна (из льняной материи изготовлялись священные одеяния); без обилия воды лен не растет. Пострадают и изготовляющие полотняные материи — все, кто работают на «растительном сырье», предвидит Исаия.

3)Вся мудрость Египта не поможет ему.

Ис. 19:11-15. Египет славился в древнем мире своими мудрецами из касты жрецов; посвященные в «законы» и практику магии, вступавшие в контакты с силами мира иного, они были обладателями знаний, недоступных другим, которые передавали по наследству только своим сыновьям. Страна древнейшей культуры, Египет был широко известен и писаниями своих мудрецов.

О них-то, о тех, кем славно было царство фараона, пророчествует Исаия, что весь их «коллективный разум» (совет мудрых) потеряет силу, сделается бессмысленным. Он называет их «князьями Цоанскими»; Цоан был крупным городом, расположенным на восточной стороне Нила, и долгое время являлся столицей нижнего Египта. (упоминания о нем в Чис. 13:23; Пс. 77:12,43; Ис. 30:4; Иез. 30:14.) При жизни Исаии

2) в этой резиденции фараона, как и во второй столице Нижнего царства — Мемфисе (Иер. 2:16; 44:1; Иез. 30:13; Ос. 9:6), собран был «цвет» мудрецов. «Я сын мудрецов, сын царей древних» — стих 11; хранителями всяческого, в том числе тайного знания в Египте были, как уже сказано, жрецы, и из жреческой касты часто избирались фараоны — отсюда это «сын мудрецов — сын царей».

И вот о них — «мудрецах и сыновьях мудрецов» и обо всех правителях Египта говорит иудейский пророк, что они обезумели (стих 11, 13), обманулись, и в безумии своем совратили Египет с пути (т. е. повели его не той дорогой, какой следовало). Ибо не с мудростью Господа «соревноваться» им, не Его «определениям» противиться (стих 12); не спасти им Египта от той участи, на которую обрек его Господь Саваоф. В стихе 14 о «мудрых» и «князьях» фараонова царства сказано, что они блуждают, словно пьяные, не ведая своего пути, потому что Господь вселил в них дух опьянения.

Голова и пальма в стихе 15 олицетворяют представителей жреческой касты, высшего класса, а хвост и трость (тростник) — обычный народ. Ни на что не способными окажутся и те и другие.

б. Египет подчинится Израилю (19:16-25)

Как уже неоднократно говорилось ранее, фраза В тот день (в этом разделе она повторяется пять раз: в стихе 16, 18-19, 21, 23) часто подразумевает суд, за которым последует благословение. В 19:16-25 Исаия подчеркнуто говорит о последствиях суда или судов над Египтом: придет день, когда Египет станет бояться Господа, осознав, что только Он — истинный Бог.

1) Египет и Иуда «поменяются ролями».

Ис. 19:16-17. В отличие от времени Исаии, когда Иудея рассчитывала на помощь Египта, наступит иное время, когда — ценой пережитых испытаний и бедствий — Египет признает в иудеях силу, доминирующую в мире, поскольку именно их избрал Господь Саваоф. Сквозь эту «призму» и надо рассматривать слова пророка об «ужасе» египтян перед иудеями: это образ страха и благоговейного трепета их перед иудейским Богом, Господом Всемогущим. 2) Египет обратится к Господу.

Ис. 19:18. Число пять по отношению к «городам», по-видимому, имеет символическое значение. Если исходить из того, что десять — один из символов полноты в Библии, то «пять», скорее всего, означает многие. В обратившихся к Господу городах станут говорить по-еврейски — не в том смысле, что жители их откажутся от собственных языков, а в том, видимо, что они станут мыслить (в духовной сфере), как евреи.

Крайне труден для понимания «город солнца» (по другим переводам — «город разрушения»); если принять, что Исаия говорит о Гелиополисе (который был одним из главных городов в южной части египетской Дельты, название его в переводе с греческого означает «город солнца»), то не хотел ли он подчеркнуть, что и в том городе, чье имя связано с языческим культом солнца, станут поклоняться Господу? Ответить на этот вопрос определенно — нелегко.

Жертвенник Господу… и памятник (точнее с еврейского: обелиск) Ему будут установлены в центре Египта и на границе его — в знак того, что в стране введено истинное Богопочитание (стих 19). Трудно предположить, что Исаия имел в виду относительно немногочисленные случаи обращения египтян в иудаизм, которые известны были в ветхозаветное время. Пророчество это явно обращено в отдаленное будущее мессианской эры.

Пророк снова говорит о пути к истинному Богу: это гнет притеснителей (стих 20), это «поражение» страданием (стих, после которых наступят избавление и исцеление. Обращение египтян к Господу, естественно, видится Исаии в образах еврейской религии (стих 19, 21; сравните с Зах. 14:16-19; Мал. 1:11). К языческому народу, который познает Его, Господь станет относиться так же, как к избранному Своему народу: Он будет «поражать» его в целях вразумления, «поражать» (повторено дважды в стихе 22) и исцелять; Он услышит египтян так же, как слышит евреев.

4)Мир утвердится на земле.

Ис. 19:23-25. Подобную ситуацию иудеи, современники Исаии, едва ли могли воспринять. Но он, провидящий путь всего человечества к Господу, предсказывал наступление ее. Говоря о будущем, Исаия говорил о царстве Мессии, в котором не только Египет, но и Ассирия будут служить Господу (стих 23 Названные здесь языческие народы, надо думать, символизируют все народы мира, которые будут благословлены Господом в Его Тысячелетнем царстве. Большая дорога в стихе 23 — это, очевидно, древняя дорога, которая из Египта вела, через восточную Палестину и Сирию, в Месопотамию (Быт. 37:25). Но тут и она — образ объединения исконно враждовавших между собой народов, которые теперь будут посещать друг друга как братья (Израиль, враждовавший то с египтянами, то с ассирийцами, назван третьим в этом новом союзе).

В последнем стихе этой главы Исаия говорит от имени Господа, подчеркивая, что, наряду с наследием Его — Израилем, и Египтяне — народ Его, и Ассирияне — дело рук Его. В стихах 23-25 пророк, по словам одного из исследователей ки. Исаии, вводит всю землю «под сень благословения Божия, предвозвещает грядущее вселенское Царство, в котором нет ни еллина. ни иудея».

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Исайя: спасение, посланное Богом

…И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу Исайи-пророка. Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное». И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».

Великий пророк Исайя, предсказавший пришествие Христа Спасителя, родился приблизительно за 765 лет до описанного им события. Это время большой войны народов. Бились Сирия, Финикия, Египет и Вавилон. Еврейский народ жил на перекрестке боевых дорог и был разделен на два царства – Иудейское и Израильское. Чтобы сохранить независимость, они были вынуждены принимать стороны враждующих царей, порой противоположные. Постоянный голод и страх доводили еврейский народ до отчаяния. И в самые критические минуты звучали пророчества Исайи, вселявшие в людей мужество и надежду.

Воспрянь, народ Израилев! Не всегда мрак будет там, где теперь он сгустел. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родится нам – Сын Божий будет дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

***

1826 год от Рождества Христова. Российская империя, село Михайловское Псковской губернии. Здесь, в имении матери, живет высланный из Петербурга поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый день он подолгу задерживается в местном храме. Идет Великий пост, и там ежедневно читают паремии из книги пророка Исайи…

В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал… И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.

Народ внимает чтецу в полной тишине. Поэт слушает слова древнего пророка и в его воображении рождаются образы выжженой солнцем палестинской земли. Губы его едва заметно двигаются. Сами собою складываются строки:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился…

Александр Сергеевич Пушкин

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен…

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул…

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня…

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Это стихотворение позже назовут лучшим из тех, что были написаны поэтом прежде. Литературоведы станут разделять его творческое наследие на два этапа и начнут отсчитывать период «зрелого творчества» гения русской словесности.

***

В четырнадцатый год правления иудейского царя Езекии, Сеннахирим, царь Ассирийский, захватил все укрепленные города Иудеи и взял в осаду Иерусалим. У Езекии не осталось никакой надежды, кроме как на Бога. Он разодрал одежды свои, покрылся вретищем и пошел в Храм. И послал рабов своих к Исайе-пророку, чтобы тот молился об остатке народа иудейского. Исайя ответил ему:

Так говорит Господь: Езекия! Не бойся слов, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского. Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.

Внезапно Сеннахирим получил известие о том, что Египет выступил против него и атаковал его основные силы. Ассирийский царь приказал отвести войска от Иерусалима, но на прощание велел передать Езекии, что еще вернется и разрушит город. И снова иудейский царь искал заступничества у Бога и опять отправил слуг к Исайе. Пророк встал на молитву и послал Езекии ответ:

Так говорит Господь: Не бойся, Езекия! Уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесет плод вверху. Царь же Ассирийский не войдет в Иерусалим и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.

«И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвые». Так говорит Библия. Геродот полагал, что они заразились чумой от полчища мышей. Иосиф Флавий тоже упоминал о внезапной вспышке смертоносной болезни, выкосившей войско ассирийского царя, в результате чего Сеннахирим отступил, вернулся в свою землю и остался в Ниневии, где в одном из храмов был убит собственными сыновьями. После осады Иерусалима и победы над Сеннахиримом Исайя начал записывать свое видение – эпическую поэму, в которой описывалась вся судьба мира от начала до конца и продолжение Песни Песней до жизни будущего века. Основная мысль ее такова: израильский народ продолжит гневить Бога, вследствие чего большая его часть погибнет или рассеется. Но малый остаток праведников будет всегда. И из этого остатка произойдет Дева, которая родит Христа – Спасение всему миру.

***

605 год до Рождества Христова. Вавилонский царь Навуходоносор разбивает армию египетского фараона Нехао и движется к Финикии, по дороге захватывая Иерусалим. Иудейский народ практически полностью попадает в плен. Северное, Израильское, царство пало под ударами ассирийцев еще в 722 году, так что земля обетованная полностью пустеет. Проходят десятилетия. Спустя семьдесят лет в Вавилоне воцаряется новый владыка Персии Кир Великий. Вскоре к нему приходит пророк Даниил.

Выслушай меня, царь! Много лет назад среди народа моего жил пророк Исайя. Он изрек пророчество о тебе…

«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю, дабы ты познал, что Я Господь Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня».

–Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил?

–Отпусти мой народ. Господь говорит о тебе: «Кир исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и Храму: ты будешь основан!»

Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах.

Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа.

До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет.

Биография

Началось его пророческое служение в возрасте 20 лет с видения Бога на высоком и превознесенном престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его».

Пророк Исайя начал пророчествовать в 747 году до н. э., во времена царя Озии. Начало пророчествований Исаии пришлось на период правления царей Азарии, Иоафама, Ахаза и Езекии.

Жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя Иудеи Манассии, известного своими нарушениями Торы и гонениями на пророков.

Согласно канону, Исаия — автор библейской книги Исаии. У православных христиан память Исаии отмечается 9 (22) мая, у католиков — 6 июля.

Библейское предание гласит, что евреи отошли от Бога, когда по царству Иудее распространилось идолопоклонство. Древним евреям приходилось противостоять постоянным набегам и нападениям со стороны соседнего Царства Израиля и Сирии. С целью обезопасить царство Иудею от вторжения сирийцев, цари Иудеи заключили союз с ассирийским царём, налагая на евреев бремя тяжёлой дани.

Пророчества

  • Известная фраза Исайи о Царствии Небесном: «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:4).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (Ис. 29:13).
  • Исайя говорит о невозможности замены Бога рукотворным изображением божества (Ис. 40:12-31):
    «кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней — как саранча ; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья.
    (Ис. 40:18-22)
  • Отрицает возможность постижения разума Божия: «Разум Его неисследим» (Ис. 40:28).
  • Исайя отстаивает идею о том, что каждый народ достоин власти, которая над ним, называя персидского царя Кира помазанником Господа (Ис. 45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (Ис. 25:1), но подчёркивает, что судьба каждого человека зависит от него самого и определяется его поступками: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис. 1:19).
  • Дамаск будет разрушен (Ис. 17:1).
  • В книге пророка Исаии содержится одно из первых описаний Небесного Иерусалима — символа грядущего Царства Божия — показанного Исаие в видении.

Мессианские пророчества

В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии. Как пророчества о Мессии рассматриваются следующие пророчества:

  • о рождении Мессии: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.» (Ис. 7:14), «ибо младенец родился нам — сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
  • о служении: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис. 61:1).
  • о позорной смерти Мессии: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4), «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис. 53:9).

Пророчество о Египте

«Пророчество о Египте. — Вот, Господь восседит на облаке лёгком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нём. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. И дух Египта изнеможет в нём, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними. Говорит Господь, Господь Саваоф.» (Ис. 19:1–4)

Пророчество об Израиле (еврейском народе)

Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что большая часть их будет отвержена Богом, и место их займут уверовавшие языческие народы Египта и Ассирии (ныне Ирак). «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.» (Ис. 19:23)

Часть пророчества рассматривается как пророчества о восстановлении государства Израиль:

  • «Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: „отдай“; и югу: „не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши“.» (Ис. 43:5–8).
  • «Кто слыхал таковое? кто видал подобное этому? возникала ли страна в один день? рождался ли народ в один раз, как Сион, едва начал родами мучиться, родил сынов своих?» (Ис. 66:8).

> В исламе

Несмотря на то, что Исайя не упоминается по имени в Коране, мусульманские источники называют его пророком.

Ссылки

Исаия на Викискладе

  • Библия, русский синодальный перевод
  • Септуагинта, Исаия на древнегреческом языке с подстрочным переводом на русский
Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки
Великие пророки
  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)
Малые пророки
  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Власть Иисуса часто подвергалась сомнению – многими людьми. На вопросы критиков Иисус часто отвечал ссылками на пророков прошлого, которые в подробностях предсказывали его жизнь. Например, Иисус сказал:

Исследуйте Писания… они свидетельствуют обо Мне (от Иоанна 5:39).

Другими словами, Иисус утверждал, что его приход был предвозвещен еще в Ветхом Завете, за много сотен лет до его пришествия. Да и сами ветхозаветные пророки не раз повторяли то, что их писания вдохновлены Богом. А поскольку человек не может с абсолютной точностью предвидеть будущее на сотни лет вперед, Иисус призывает людей исследовать писания, чтобы найти ответ на вопрос, является ли его пришествие частью Божественного замысла или нет. Это своего рода испытание с целью установить, существует ли Бог и говорит ли он с нами. Обратимся к Ветхому Завету и исследуем этот вопрос.

Для начала сделаем небольшой обзор. Пришествие Иисуса было провозглашено в самом начале Ветхого Завета. Мы также знаем, что жертва Авраама являлась указанием на то место, где через много веков будет распят Иисус, а Песах указывал на день года, в который это произойдет. Во втором Псалме наименованием Христа назван грядущий Царь. Но на этом знамения не закончились. Были и другие пророчества с другой символикой и другими темами. В 750г. до н.э. Исайя заговорил об Отрасли, которая произрастет от корня Иессеева – далее эта тема будет подхвачена и другими пророками Ветхого Завета.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *