Просфора

Девочка, наступившая на хлеб:

«…Инге нарядилась в самое лучшее платье, надела новые башмаки и осторожно пошла по дороге, стараясь не запачкать башмачков, — ну, за это и упрекать ее нечего. Но вот тропинка свернула на болотистую почву; приходилось пройти по грязной луже. Не долго думая, Инге бросила в лужу свой хлеб, чтобы наступить на него и перейти лужу, не замочив ног. Но едва она ступила на хлеб одною ногой, он начал погружаться с нею все глубже и глубже в землю, и только черные пузыри пошли по луже!» ( Ханс Кристиан Андерсен ).

Как ни печально, но современному человеку (и православному в том числе), необходимо хотя бы сказочным сюжетом, напоминать об одной из главных человеческих святынь.

Если представить себе вот такую кучу хлеба не на городском тротуаре (как на фото), а в древнем катакомбном храме, становится понятной его, совершенно иная ценность и благоговейное отношение к нему первых христиан, называемое: » Приношением Богу». Часть хлеба служила для Евхаристии, а остальное именовалось Антидором — обратным даром от Бога, для Агапы – общей трапезы любви после литургии.

Современная просфора имеет то же самое назначение: «приношение» — жертва Господу. Как и в древности, из основной просфоры вырезается Евхаристический Агнец. Остальные просфоры, после вынимания из них поминальных частиц, отдаются человеку, принесшему эту жертву. Обратим внимание, что переданная в алтарь просфора, уже не принадлежит нам, но Богу. А когда она возвращается обратно с жертвенника, то имеет совершенно иной смысл, являясь обратным Божественным даром для нас — Антидором, символом милости, прощения грехов и восстановления мира с Богом. И, как хлеб у первых христиан, просфора должна употребляться для Агапы, разделяясь между ближними и знакомыми ради проявления любви, примирения и взаимопонимания. А теперь вдумаемся, каково же должно быть благоговение человека к Символу Божественной Любви — Просфоре! И каково разочарование может ожидать того, кто долго и слезно молясь на литургии, посчитает свою просфору ненужной вещью и оставит ее, где-нибудь на тротуаре.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОСФОРОЮ:

— забирать свою «вынутую» (вынутая просфора, значит с вынутыми маленькими частицами за имена из вашей поминальной записки, и погруженными в Чашу с Кровью Христовой) просфору из церкви нужно с благодарной мыслью о том, что вы принесли Богу эту жертву за грехи свои и своих ближних, а Господь возвратил ее вам, как акт милосердия, прощения грехов и примирения с Ним;

— ежедневное употребление просфор дома совершается после утренних молитв натощак со святой водою, всеми членами семьи;

— нельзя употреблять просфоры одновременно с другой пищей во время или после еды.

— засушенные просфоры традиционно размачивали горячей водой с небольшим количеством кагора (но для детей лучше употребить фруктовый сироп).

— нельзя приучать детей кушать просфоры во время игр, развлечений и в местах непристойных святыне;

— необходимо обеспечить должное хранение просфор, чтобы они не заплесневели и не были испорчены насекомыми;

— если кто-либо в приходе, или дома со своими близкими, имеет между собою неприязнь или даже вражду, то великую пользу в этом случае имеет обычай совместного употребление разделенной просфоры (или обмен своими просфорами друг с другом) ради наведения мира. Отказываться от такой просфоры православный христианин не должен;

— просфору можно разделять и раздавать в поминовение о усопшем, подтверждая тем самым добрую молитвенную память о нем. В старой русской традиции имел место обычай, раздавать сорок просфор в сороковой день памяти покойного;

— если по халатности просфоры испортились, то в современных условиях проживания (как показывает практика), лучше всего вернуть их обратно в храм, после чего на исповеди принести покаяние в неблагоговейном отношении к святыне;

— перед вкушением просфоры и святой воды можно читать предлагаемую молитву: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, в созидание мира с ближними, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь»

Верующими издревле замечено: у людей, которые едят каждый день просфору с молитвой, изменяется в лучшую сторону характер.

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

После утреннего молитвенного правила с особым благоговением натощак принято употреблять Святую крещенскую воду вместе с просфорой, стараясь, чтобы крошки просфоры не упали на пол и не были попираемы, ибо это — хлеб святой.

Святую воду и просфору бережно хранят в святом углу возле икон. Испортившуюся святыню следует пустить по реке с чистой водой.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Related posts Таинство Елеосвящения
23.06.2016 Таинство Священства
23.06.2016 Таинство Брака, или Венчания
23.06.2016 Таинство Покаяния, или Таинство святой Исповеди
23.06.2016 Таинство Причащения
23.06.2016 Таинство Миропомазания

Вопрос читателя:

Когда приходишь в храм, у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Просфоры- это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).

Просфора — хлеб освященный. Как, скажем, святая вода после молебна уже не простая вода, а освященная. Поэтому из чувства благоговения просфору вкушают натощак, можно запивая святой водой, и перед этим читают молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Что читать:

ПРОСФОРА: ЛИТУРГИЧЕСКИЙ ХЛЕБ

Калории, ккал: 225 Белки, г: 9.0 Жиры, г: 3.0 Углеводы, г: 40.6

Пресное тесто считается самым древним видом теста. Любая мука, необязательно пшеничная, и ржаная, и ячменная, смешанная с водой – вот самый первый рецепт пресного теста, известный с незапамятных времён. После того, как людям стали известны свойства дрожжей, пресное тесто, конечно, отступило на второй план, но позиций своих в кулинарном искусстве не сдаёт до сих пор.

Виды теста пресного

Официально пресное тесто подразделяют на два вида, это обыкновенное и сдобное.

В составе обыкновенного пресного теста присутствуют мука, вода, соль и растительное масло, в сдобное уже добавляют молоко или сливки, яйца, сливочное масло или маргарин и сахар (калоризатор).

А как же быть с заварным тестом, которое готовят для чебуреков и кутабов? Оттого, что в него добавляют горячую, а не холодную воду, оно не перестаёт быть пресным. То же самое и со слоёным пресным тестом.

Единственным недостатком обыкновенного пресного теста является то, что оно быстро черствеет, поэтому его нужно раскатывать тонко, чтобы потом тесто не стало жёстким.

Калорийность теста пресного

Калорийность теста пресного составляет 225 ккал на 100 грамм продукта.

Состав и полезные свойства теста пресного

Применение теста пресного в кулинарии

Пресное тесто подходит для выпечки пирожков и пирогов с многочисленными начинками, для жарки чебуреков и пирожков, оно идеально для варки, поэтому отлично подходит для пельменей, вареников и всех их разновидностей (calorizator). Учитывая то, что обыкновенное пресное тесто является постным продуктом, оно станет палочкой-выручалочкой для вегетарианцев и людей, соблюдающих посты.

Здравствуйте, Ирина.

Вы спрашиваете: имеет ли право человек, не подав записки, взять при этом просфору? Честно говоря, мне и самому не очень понятно. В некоторых храмах и монастырях просфору можно просто купить вне богослужения, не подавая никакой записки. Скудный багаж моих знаний не позволяет мне ?научно? критиковать подобную практику. Однако в моем представлении должно быть так, а в древности, похоже, так и было. Приносит человек приношение ? хлеб для совершения литургии. Из этого хлеба (просфоры) вынимается ?агнец?, который пресуществляется в Тело Христово, вынимаются также частицы за приносящего и тех, кого он хотел бы помянуть ?о здравии? и ?об упокоении?. Оставшийся хлеб возвращается приносящему. Вот собственно и весь механизм, который сохранился до наших дней, только хлеб (просфоры) пекут не каждый из прихожан в отдельности, а специально обученные и благословленные на это люди.

Итак, вы приходите в храм и подаете записку простую или ?заказную литургию? ? в принципе это одно и то же. Священник на проскомидии вынимает из просфоры частицу или много частиц за каждого, указанного в записке, а в конце литургии все эти частицы он высыпает в потир со Святыми Дарами и произносит молитву: ?Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих?. Просфора с вынутыми частицами вручается тому, кто подавал записку. Круг замкнулся.

Как вы уже заметили, в разных монастырях и храмах существует разная практика, которая обусловлена характером их жизнедеятельности. Не стоит возмущаться, соблазняться и тем более наводить свои порядки, надо принимать все как есть. Не нравится ? идите в другой храм, слава Богу, храмов нынче много.

Повторяю, практика раздавать (продавать) просфоры без подачи записок, как сувениры, мне не очень понятна, но если в том храме, где вас попросили раздавать просфоры, так принято ? ради Бога! Вам надо было только уточнить у кого-нибудь из работников, можно ли так делать? Вы же знаете: ?инициатива наказуема?, особенно в церкви.

Более подробно о просфорах почитайте . Хотя и тут есть небольшая путаница.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *