Прощать до семижды семидесяти раз

Содержание

24 рядовое воскресенье (год А)

Проповедь на Евангелие от Матфея 18, 21-35

В то время: Пётр приступил к Иисусу и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведён был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов. А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашёл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились, и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Мф 18, 21-35)

Отец Маркус Новотны

Дорогие братья и сестры.

В начале проповеди думаю, надо чуть-чуть объяснить цифры, которые были названы в Евангелии. По крайней мере, их значение. Чтобы лучше можно было представить, о чем говорит Иисус.

Вначале Петр обратился к Иисусу с вопросом: «сколько раз прощать брату моему?». И сразу добавляет: «до семи ли раз?». Естественно, конкретные цифры здесь не имеют значения. В Евангелие число семь всегда указывает на совершенство, на полноту. То есть, «до семи ли раз?», это вопрос «разве часто?», «разве надо все время прощать брату моему?», «разве любой раз?» и так далее. Это не подразумевает некую частоту, вроде семи раз в течение часа, в течение дня, в течение недели или месяца. Петр спрашивает: «часто ли прощать брату моему?». Иисус отвечает: «до седмижды семидесяти раз». Четыреста девяносто раз, если посчитать. Но и тут смысл не в цифрах. Здесь Петр спрашивает: «часто ли надо прощать брату?». Иисус отвечает: «всегда надо». Но отвечает в тон вопроса Петра. Отчего и происходит такая игра слов.

Вторая игра слов с цифрами уже более-менее в абсолютном значении, хотя нам трудно это представить. В притче Иисус говорит: был один раб, который должен своему государю десять тысяч талантов. А товарищ его задолжал ему сто динариев. По представлению человека, живущего в то время, когда было написано Евангелие, во время Римской империи, один динарий — это то, что можно честным трудом заработать в течение одного дня. То есть, сто динариев — это приблизительно столько, сколько можно заработать за четыре месяца. Сто дней работал — получил сто динариев. Это тот долг, который товарищ должен был рабу, у которого долг был в десять тысяч талантов. Это сумма, которую нельзя себе представить, настолько она велика. Это сумма, сопоставимая с внешним государственным долгом некоторых стран. И сразу понятно, где Иисус устраивает в этой притче поле напряжения. Иисус подчеркивает: «так и Отец Небесный поступает с вами». То есть, с каждым из нас. Если не простит каждый из нас «от сердца своего ближнему согрешения его».

Вот это прощение, которым Бог прощает наши грехи, это еще более-менее можно себе представить. Мы знаем, верим, что в крещении Бог нас освобождает от всех грехов. То есть, в момент крещения человек становится новым творением перед Богом. Человек в этот момент перед Богом без греха. Сам Бог отмывает грехи. К сожалению, человек не сохраняет эту благодать. И из-за всяких обстоятельств и решений человек грешит. Нам свойственно, к сожалению, что мы грешны. Мы не ангелы, мы люди, живущие на земле. И мы совершаем грехи. Для этого есть таинство исповеди. В таинстве исповеди Бог нам прощает грехи. Прощение, которое мы получаем от Бога не говорит о том, что Бог забывает о наших грехах. Бог не может забывать. Это не свойственно Ему. Ведь Он Всемогущий. Бог не забывает наших грехов. Он говорит: «Я тебе простил грехи. Они больше не важны. Я на них больше не смотрю. Я на них больше не обращаю внимание. Я не ставлю это в счет тебе».

Приблизительно таким образом происходит прощение. И не потому, что мы такие «белые и пушистые» и наши грехи — это все чепуха. Сами мы знаем, как страшно все то, что мы делаем. Бог нам прощает наши грехи потому, что Он милосердный. Не потому, что мы заслужили это прощение. Или потому, что мы зарабатывали каким-то образом это прощение от Бога. Но потому, что Он милосердный. Иисус Христос умер на кресте ради нашего прощения. Он взял на себя грехи мира, грехи каждого из нас. Для того, чтобы Бог нам из милосердия простил. И каждый из нас знает, какие грехи Бог нам простил. И милосердие Божия не имеет ограничения. К Богу мы всегда можем обратиться.

Иногда слышно: «у меня столько грехов — это никто не прощает», или «у меня такие грехи — Бог мне никак не простит». Это заблуждение. Бог всегда готов простить нам наши грехи, если мы только к Нему обратимся. Человека, который кается в своих грехах, Бог никогда не отсылает от Себя. Бог всегда открыт для человека. Таким образом милосердие Божие действует. И оно проявляется, в том числе, в прощении грехов. Оно проявляется и во многом другом. В благодати Божией, которая часто связана с прощением. Благодать действует тоже из-за милосердия Божия.

Из всего этого и смотря на притчу, которую мы слышали из Евангелия, мы должны сделать свои выводы. Если Бог нам простил из чистого милосердия то, что мы иногда плохо поступаем и грешим, это должно отражаться на нашей жизни. Например, на том, как мы относимся к другим людям. В первую очередь к тем, кто постоянно вокруг нас. Супруги, родители, дети, братья, сестры… Потому можно уже круги пошире нарисовать: друзья, коллеги по работе…

Везде, где есть человеческое общение, к сожалению, всегда присутствует и грех. Надеемся, что меньше там, где есть хорошие человеческие отношения. Бывают ситуации, когда мы как будто постоянно находимся под влиянием греха другого человека. И как мы поступаем? Часто у нас есть отмазки: «Я простил бы, но сколько можно!? Я простил бы, но другой человек не проявляет признаков того, что он пересмотрел свои поступки. Я простил бы, но другой человек не просил о прощении. Я простил бы, но я-то, вообще-то, прав!»… Всегда найдем отмазку. И все наши отмазки против Евангелия, против учения Христа. Который говорит, что прощать надо всегда, без исключения.

И наше прощение должно быть похоже на прощение, которым Бог нам прощает все наши грехи. Потому, что бывает так — «давайте забудем обо всем». Но это не прощение. Может быть, на время ситуация улучшится. Но это не прощение. Когда-то возникает момент и все заново кипит, и все заново поднимается, и все заново вспоминаем. И тут мы уже понимаем, что это не прощение. Если мы, как Иисус говорит, от сердца своего хотим простить, то это не значит забывать о том, что другой сделал. Это значит, помня, что другой человек сделал, сказать, что это больше не важно. Больше мы об этом не помним. Больше мы другому человеку это не ставим в счет. То есть, мы отказываемся от того, на что мы как будто право имеем. Таким образом, прощение — это всегда жертва. Всегда отказ от чего-то, на что мы как-будто право имеем. Ради того, чтобы проявилось в нашей жизни милосердие.

Милосердие в нашей жизни, которое мы можем проявить, конечно, это только отражение того милосердия, которым Бог нас любит. То есть, все милосердие, которое мы могли бы проявить в нашей жизни — это только искра того огня, которым Бог нас одаряет. Милосердие, которое действует. Милосердие, в котором мы можем найти истинное утешение. В котором мы найдем силу для того, чтобы простить другим, не смотря на то, что они сделали. Ветхий Завет «око за око и зуб за зуб» уже не действует. Мы призваны простить всем и все. Таким образом проявив милосердие Божие.

Аминь

  • Shares

В обычной жизни, когда у нас что-то не получается, мы обращаемся за помощью. Работает ли это в молитвенной жизни? Насколько эффективна молитва согласия? Что это такое и, главное, на что она способна? Читайте мнения.

Фредерик К.С. Прайс, основатель Христианского Центра Креншоу в Лос-Анджелесе, автор более 50 книг:

В Мф. 18:19 Иисус знакомит нас с молитвой согласия, когда говорит: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного».

С первых слов заметно, что для того, чтобы молитва согласия работала, участвующие в ней люди должны согласиться! Вы не можете знать, что хочет другой человек, во что он верит, но Бог не ответит на вашу молитву, если то, о чём вы молитесь за этого человека, противоречит его или её доброй воле.

Чтобы использовать молитву согласия, вы должны точно знать, что человек, с которым вы соглашаетесь, на одной волне с вами.

Денис Таргонский, выпускник Киевской Духовной Семинарии, автор журнала «Отрок.ua»:

Когда внимательно прислушаешься ко внутренней гармонии содержания «Молитвы по соглашению», то сам собой напрашивается вывод, что это молитва о гармонии между Богом и человеком. О согласовании нашей воли, нашей жизни с Божьей волей и жизнью.

А Его воля в том, чтобы мы любили друг друга, ведь Его жизнь в нас – это любовь.

Где люди вместе во Имя Его, там смотрят на одну и ту же вещь по-разному, но в одном направлении, и просят помощи жить в согласии на этом пути.

У каждого человека есть свой маленький кусочек переживания греха и благодати: сегодня я падший, а мой ближний стоит, завтра же всё может быть ровно наоборот. Но только в общении любви, даже с теми, кто за доверие платит предательством, возможно таинство полноты этого опыта, полноты Церкви.

Мэри Элис Ислейб, мотивационный спикер, гуманист, лидер, автор, в книге «Эффективная молитвенная жизнь» написала:

Когда Иисус ходил по земле, Он много учил о молитве. Он Сам был человеком молитвы и много говорило молитвенной жизни, проповедуя Своим ученикам о Царстве Божьем.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфея 18:19,20).

Эти стихи Писания называются Молитвой Согласия. Такая молитва относится к двум людям, молящимся вместе. Это могут быть члены церкви, два друга или — еще сильнее — муж и жена, состоящие в браке, которые согласятся вместе с волей Божьей относительно того, о чем молятся. Этой молитвой также могут молиться три и более человек, объединенных духом согласия, но мне бы хотелось сосредоточиться на молитве двух людей.

Первое, что нужно брать во внимание, когда вы молитесь Молитвой Согласия, это человек, с которым вы молитесь. Это должен быть не просто любой человек, согласный с вами в словах. Важно, чтобы это был человек, согласный с вами в духе.

Найдите того, кто думает и верит как вы, и тогда когда Вы будете молиться не только ваши слова, но и сердца будут в согласии.

Иисус сказал: «Если двое из вас согласятся просить на земле…”. Заметьте, все, что мы должны сделать, это быть просто людьми на земле и в согласии вместе просить в молитве, — ив Небесном Царстве высвободиться сила, чтобы принести результат. Отец только ждет, чтобы мы помолились в согласии.

Джойс Майер, всемирно известная проповедница и автор книг-бестселлеров:

Если вы молитесь о чем-то в течение долгого периода времени, но не видите ощутимых результатов, возможно, нужно обратиться за помощью к другим людям, чтобы они помолились вместе с вами молитвой согласия. Подобное единство — это мощная и эффективная духовная сила.

Когда двое или трое приходят к согласию, Сам Иисус обещает быть среди них, а Его присутствие высвобождает огромную силу, способную изменить жизнь человека и его ситуацию.

Бог благословляете единство, а Его присутствие — с теми, кто соглашается во имя Его, поэтому дьявол старается изо всех сил разобщить людей, внести разногласия в их отношения, провоцировать гнев и зависть, разжигать конфликты.

В единстве и согласии — сила.

Мы должны уделять время личному общению с Богом, но не должны забывать о силе молитвы согласия.

Петр Гурьянов, руководитель информационно-издательского отдела Мелекесской епархии, выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии:

Молитва по соглашению приносит великую пользу, так как идет особо усиленная молитва друг за друга, но здесь есть также и свои искушения.

Одно из самых распространенных искушений — необязательность.

Т.е. человек, вроде бы, договорился, что будет читать каждый день по кафизме, а в результате получается, что часто пропускает свои дни и бывает даже так, что пропущенное не наверстывается, а оставляется так, как есть. Это большая ответственность, и элемент самодисциплины. Если тебе поручили читать определенную кафизму, а ты не сделал этого, то из-за тебя Псалтирь не была прочитана. Если такое случается, надо обязательно раскаяться и исповедоваться.

Не каждый человек готов к такому молитвенному труду. Поэтому не стоит своевольничать, а лучше подойти к духовнику или священнику, который вас знает, и попросить благословения.

Известный проповедник, автор книг, учитель Библии Кеннет Хейгин отметил в книге «Основы духовного роста»:

Согласованная молитва двух или более человек относительно какой бы то ни было нужды, имеет колоссальную силу.

Из всех молитвенных обетовании в Библии, наверное, нет более важного, чем от Матфея 18: 19. Тем не менее, многие преданные Христиане идут по жизни, не зная Слово — прочитав и даже изучив от Матфея 18: 19 -так и не применяя это в своей собственной жизни.

Бог не для того поместил в Библии все обещания по молитве, чтобы просто заполнить пустое пространство. Они там находятся для нашей пользы. Они там для того, чтобы мы по ним поступали.

«Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Второзаконие 32:30).

Мы можем быть могучими в молитве в одиночку, но мы можем быть ещё сильнее, когда кто-то присоединится к нам.

В приведенном выше стихе сказано, что один может преследовать тысячу, но двое могут обратить в бегство тьму (десять тысяч). Когда кто-то согласится с нами в молитве, мы можем сделать в десять раз больше, чем сами по себе. Не нужно привлекать много людей; хватит просто мужа и жены — только двоих.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

21Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз.

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

24Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;

26Тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.

27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.

30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.

32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

View От Матфея 18

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *