Прощенное воскресенье

Смс и короткие поздравления с Прощенным Воскресеньем 2019

Прошу за все меня простить,
Зла не держать и не бранить.
Ведь обижаться — это грех,
Тогда и Бог простит нас всех.

Вас с Прощеным воскресеньем
Поздравляю нынче я.
Я прошу за всё прощенья,
Не сердитесь на меня.

Бог нас прощает, и ты меня прости. В Прощёное воскресенье желаю, чтобы на душе было легко, а в жизни светло. И пусть не будет места в сердце для обид и огорчений.

В Прощеное воскресенье
У тебя прошу прощения.
Ты прости и улыбнись,
Пусть добрее станет жизнь!

Если что не так, простите,
Только строго не судите.
Все мы в жизни ошибались,
Ведь никто не идеален.
А в святое воскресенье
Час настал просить прощенья.

В этот светлый день воскресный
Я прошу меня простить.
И обиды все, что были,
Попрошу скорей забыть.

Прости меня, и я тебя прощаю,
Пусть этот день нам счастье принесет.
С Прощеным воскресеньем поздравляю.
Пусть нам с тобой во всём всегда везет!

Я прошу меня простить,
Все обиды отпустить,
Свою душу очищая,
Вас я искренне прощаю.
Душам грешным исцеление
Даст Прощеное воскресение.

Хочу прощения попросить,
Обиды старые забыть,
Начать всё с чистого листа
И с добротою жить всегда!

Я прошу у всех прощенья,
Ну а вас Господь простит.
Пожелаем вам терпенья,
Ангел дом ваш пусть хранит.

С прощеным воскресением
Поздравить вас спешу!
От всей души прощения
За всё у вас прошу!

Попросить у Вас прощения
Я спешу без промедления.
В светлый день и в этот час
Я, в ответ, прощаю Вас!

Любимые, милые, близкие люди,
Простите меня, помечтаем о чуде.
Пусть Бог нас хранит, и здоровья прибудет,
А каждый живет и другого не судит.

В этот день пора нам в небо
Все обиды отпустить.
С воскресением Прощеным!
Я прошу меня простить!

Прости меня, пожалуйста, за всё
И все обиды напрочь позабудь!
Пусть счастье каждый миг тебе несет,
А Бог благословляет жизни путь!

С Прощеным воскресеньем поздравляю,
Прошу простить меня за все, что было.
И чистых помыслов, добра, любви желаю.
Чтобы в семье всегда тепло, уютно было!

В воскресенье Прощеное прошу я прощения,
Пожелаю Вам мира, добра и везения.
Вы из сердца обиды скорей удалите,
Хорошо, беззаботно и долго живите.

Прощеное настало воскресенье.
Сегодня надо все обиды позабыть.
Прошу у всех знакомых я прощения,
Чтоб дальше с легким сердцем просто жить.

С Прощеным воскресением!
Душе — добра, веселия,
Всеобщего прощения,
А мыслям — очищения!

Тебя прощаю я и ты меня прости,
Что было на душе плохое — отпусти,
Забудем о былом, не будем вспоминать,
Друг друга будем впредь любить и уважать.

Всех прощать сегодня нужно,
Праздник древний так велит.
Всем желаем только счастья,
Не держать в душе обид!

Прощёное воскресенье

Эта статья — о церковном праздновании. О народной обрядности см. Проводы.

Прощёное воскресенье


Адам и Ева. Э. Делакруа. Вторая треть XIX века. Библиотека дворца Бурбонов

Тип

Христианский

Официально

Воспоминание Адамова изгнания
(по церковному уставу)

Значение

заговенье на Великий пост

Отмечается

православными христианами

Дата

за 7 недель до Пасхи

В 2018

5 февраля (18 февраля)

В 2019

25 февраля (10 марта)

В 2020

17 февраля (1 марта)

Празднование

богослужение, чин прощения

Традиции

просить у всех прощения

Связан с

Великим постом

Прощёное воскресе́нье, или Неде́ля сыропу́стная (церк.-слав. недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ, греч. Κυριακή τῆς Τυρινής, Κυριακή τῆς Τυρο-φάγου), также Неде́ля Ада́мова изгна́ния (греч. Κυριακή τῆς ἐξορία τοῦ Ἀδάμ; лат. Quinquagesima; Esto mihi), (Сыропуст; Прощёный день) — четвёртое и последнее из четырёх воскресений подготовки к Великому посту в Православии (седьмое воскресенье перед Пасхой), которое следует после Недели о Страшном Суде, последний день, когда, согласно Типикону, разрешается есть скоромную пищу: яйца и молочные продукты. Входящее в название славянское слово «сыропустная» обозначает «сыр опускаю», то есть «сыр оставляю»; по-гречески дословный перевод Κυριακή της Τυρινής — это «Воскресенье сырное» (греч. τύρευμα — сыр) или Κυριακή της Τυροφάγου — это «Воскресенье сыроеда».

Описание

В православии самый долгий в году пост — Великий пост — предваряется днём, который именуется Прощёным воскресеньем. В этот день православные христиане на литургии имеют возможность слышать чтение Евангелия, где говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ:

Глава 6

14Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, 18чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, 20но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут, 21ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

— Евангелие от Матфея

В этот день все верующие просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни, чтобы очистить сердце от грехов на исповеди и с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Иисуса Христа.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища (но без мяса).

В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на Земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.

— Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, из Рая.

Богослужение

Византийская мозаика. Палатинская капелла, Палермо. XII век

Второе название — «Адамово изгнание» — происходит от того, что в этот день в песнопениях в стихирах на вечерни и на утрени и в каноне вспоминается изгнание из Рая Адама по причине грехопадения. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. На литургии в этот день читается Евангелие от Матфея зачало 17 (Мф. 6:14–21), в котором говорится о прощении грехов, о посте и о собирании небесных сокровищ (имеются в виду добродетели). В неделю вечером совершается вечерня и после неё повечерие, в конце которого совершается Чин прощения: настоятель читает молитву, а затем просит прощения у всех христиан, то же самое делают прихожане. Таким образом, примирившись друг с другом, православные христиане начинают поприще Великого поста. По причине совершения Чина прощения Неделя сыропустная имеет название — Прощёное воскресенье.

Стихира (слава с Господи воззвах), кондак и икос

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
стихира Ἦχος πλ. β’

Ἐκάθισεν Ἀδάμ, ἀπέναντι τοῦ Παραδείσου, καὶ τὴν ἰδίαν γύμνωσιν θρηνῶν ὠδύρετο. Οἴμοι, τὸν ἀπάτῃ πονηρᾷ πεισθέντα καὶ κλαπέντα, καὶ δόξης μακρυνθέντα! οἴμοι, τὸν ἁπλότητι γυμνόν, νῦν δὲ ἠπορημένον! Ἀλλ’ ὦ Παράδεισε, τρυφῆς ἀπολαύσω, οὐκέτι ὄψομαι οὐκέτι σου τῆς τὸν Κύριον καὶ Θεόν μου καὶ Πλάστην· εἰς γῆν γάρ ἀπελεύσομαι, ἐξ ἧς καὶ προσελήφθην. Ἐλεῆμον Οἰκτίρμον βοῶ σοι· Ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

глас 6

Се́де Ада́м пря́мо рая́, и сво́ю наготу́ рыда́я пла́каше: увы́ мне, пре́лестию лука́вою увеща́нну бы́вшу и окра́дену и сла́вы удале́ну! Увы́ мне, просто́тою на́гу, ны́не же недоуме́нну! Но о раю́, кто́му твоея́ сла́дости не наслажду́ся: ктому́ не узрю́ Го́спода и Бо́га моего́ и Созда́теля: в зе́млю бо пойду́, от нея́же и взят бых. Ми́лостиве ще́дрый, вопи́ю Ти: поми́луй мя па́дшаго.

глас 6

Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: «Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: Помилуй меня падшего!»

кондак Ἦχος πλ. β’

Τῆς σοφίας ὁδηγέ, φρονήσεως χορηγέ, τῶν ἀφρόνων παιδευτά, καὶ πτωχῶν ὑπερασπιστά, στήριξον, συνέτισον τὴν καρδίαν μου Δέσποτα. Σὺ δίδου μοι λόγον, ὁ τοῦ Πατρός Λόγος· ἰδοὺ γὰρ τὰ χείλη μου, οὐ μὴ κωλύσω ἐν τῷ κράζειν σοι· Ἐλεῆμον, ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

глас 6

Прему́дрости наста́вниче, смы́сла пода́телю, нему́дрых наказа́телю, и ни́щих защи́тителю, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́ Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во, се бо устне́ мои́ не возбраню́, во е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

глас 6

Премудрости наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце мое, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

икос Ἐκάθισεν Ἀδὰμ τότε, καὶ ἔκλαυσεν ἀπέναντι τῆς τρυφῆς τοῦ Παραδείσου, χερσὶ τύπτων τὰς ὄψεις, καὶ ἔλεγεν· Ἐλεῆμον, ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

Ἰδὼν Ἀδὰμ τὸν Ἄγγελον, ὠθήσαντα, καὶ κλείσαντα τὴν τοῦ θείου κήπου θύραν, ἀνεστέναξε μέγα, καὶ ἔλεγεν· Ἐλεῆμον, ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

Συνάλγησον Παράδεισε, τῷ κτήτορι πτωχεύσαντι, καὶ τῷ ἤχῳ σου τῶν φύλλων, ἱκέτευσον τὸν Πλάστην, μὴ κλείσῃ σε. Ἐλεῆμον, ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

Παράδεισε πανάρετε, πανάγιε, πανόλβιε, ὁ δι’ Ἀδὰμ πεφυτευμένος, καὶ διὰ τὴν Εὔαν κεκλεισμένος, ἱκέτευσον Θεὸν διὰ τὸν παραπεσόντα. Ἐλεῆμον, ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα.

Се́де Адам тогда́ и пла́кася, пря́мо сла́дости рая́, рука́ма бия́ лице́, и глаго́лаше: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго

Ви́дев Адам а́нгела изрину́вша, и затвори́вша боже́ственнаго сада́ дверь, воздохну́в вельми́, и глагола́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

Споболи́ раю́ стяжа́телю обнища́вшему, и шу́мом твои́х ли́ствий умоли́ Соде́теля, да не затвори́т тя: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

Раю́ вседоброде́тельный, всесвяты́й, всебога́тый, Ада́ма ра́ди насажде́нный, и ра́ди Е́вы заключе́нный, умоли́ Бо́га о па́дшем: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.

Сел Адам тогда и заплакал напротив рая сладостного, руками ударяя себя по лицу, и возглашал: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

Адам, увидев Ангела, его изгнавшего, и затворившего божественного сада дверь, восстенал громко и возглашал: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

Сострадай, о рай, твоему владельцу обнищавшему, и шумом твоих листьев умоли Создателя, не затворять тебя: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

Рай всесовершенный, всесвятой, всеблаженный, ради Адама насажденный, и из-за Евы затворенный, умоли Бога о падшем: «Милостивый, помилуй меня, падшего!»

В католичестве

Аналог Прощёного воскресенья в римской литургической традиции — лат. Quinquagesima (буквально «пятидесятый «, поскольку это день за 50 дней до Пасхи). Это название появилось в VI веке. Кроме того, это воскресенье также называлось Estomihi (лат. esto mihi — буквально «будь мне») по первым словам входного песнопения (Пс. 30:3). До реформы Римского календаря в 1969 году это воскресенье входило в подготовительный период перед Великим Постом (литургический цвет — фиолетовый), а после было отнесено к Рядовому времени и утратило свои названия. В настоящее время как особое празднование Quinquagesima сохраняется в экстраординарной форме римского обряда. В обычаях западноевропейских народов это воскресенье приходилось на период карнавала.

Цитаты

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой… Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Славянские традиции

Основная статья: Масленица

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали или отдавали скотине, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки — «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают — «сжигают соломенного мужика».

> См. также

  • Масленица
  • Прощёный день на Светлой неделе

Примечания

  1. Последнее воскресенье перед Вел. Постом называется «Сыропустом», потому что им оканчивается ядение сыра, масла и яиц
  2. 1 2 Масленичная неделя по дням (недоступная ссылка). Дата обращения 28 августа 2012. Архивировано 1 февраля 2013 года.
  3. Прощёное Воскресенье
  4. Богослужебные книги на греческом. Постная Триодь, Неделя Адамово изгнание (недоступная ссылка)
  5. Богослужебные книги. Постная Триодь, Неделя Адамово изгнание Архивировано 22 февраля 2014 года.
  6. Богослужебные книги, переводы. Постная Триодь, Неделя Адамово изгнание
  7. Si tenga presente che a seguito della lettera apostolica Summorum Pontificum del papa Benedetto XVI si parla di forma ordinaria e forma straordinaria del rito romano. In seguito alla riforma liturgica, è stata adottata la forma ordinaria del rito romano, derivata dalla profonda revisione voluta dal Concilio Vaticano II. Rimane come forma straordinaria la formulazione precedente del rito romano, che prevede l’adozione del Messale di papa Giovanni XXIII (1962)
  8. Как провести традиционную русскую Масленицу, часть 2
  9. Дубровский, 1870, с. 43.
  10. Масленичное чучело // Российский Этнографический музей
  11. Дубровский, 1870, с. 16.

Литература

  • Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
  • Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
  • Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
  • Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания
  • Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
  • Святитель Николай Сербский (Велемирович)Неделя сыропустная.
  • Дубровский Н. Масляница. — М.: Типография С. Селиванова, 1870. — 46 с. Архивная копия от 21 августа 2017 на Wayback Machine

Ссылки

  • О Прощёном воскресенье на сайте «Православие и мир»
  • Прощёное воскресенье // Российский Этнографический музей
  • Видео. Прощёное воскресенье // Выпуск Церковного календаря. «Союз (телеканал)»
  • Святой Митрополитъ Филаретъ Исповедникъ: «Слово въ Прощённое Воскресенье!» // Интернет-газета «Ньюслаб.ру»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh85109895

Пасхальный цикл в православном календаре

Неделя память святых отцов седьмого Вселенского собора • Дмитриевская суббота • Подготовительные недели к Рождеству Христову • Неделя святых праотец • Неделя святых отец • Неделя по Рождестве Христовом: Неделя святых богоотец • Неделя новомучеников и исповедников российских. • Неделя о Закхее-мытаре • Подготовительные недели и седмицы к Великому посту • 1-я Неделя: О мытаре и фарисее • 2-я Неделя: О блудном сыне • Вселенская родительская суббота (мясопустная) • 3-я Неделя: О Страшном суде • Сырная седмица • Суббота сырной седмицы: Собор всех преподобных отцов, в подвиге просиявших • 4-я Неделя: Прощёное воскресенье (Память Адамова изгнания) •

Великий пост • 1-я седмица Великого поста • 1-я Суббота Великого поста: Память Феодора Тирона • 1-я Неделя Великого поста: Торжество Православия • 2-я седмица Великого поста • 2-я Суббота Великого поста родительская • 2-я Неделя Великого поста: Память Григория Паламы • 3-я седмица Великого поста • 3-я Суббота Великого поста родительская • 3-я Неделя Великого поста: Крестопоклонная • 4-я седмица Великого поста • 4-я Суббота Великого поста родительская • 4-я Неделя Великого поста: Память Иоанна Лествичника • 5-я седмица Великого поста • Четверг 5-й седмицы Великого поста: «Мариино стояние» • 5-я суббота Великого поста: Похвала Пресвятой Богородицы • 5-я Неделя Великого поста: Память Марии Египетской • 6-я седмица Великого поста • Лазарева суббота • Вход Господень в Иерусалим • Страстная седмица • Великий понедельник • Великий вторник • Великая среда • Великий четверг • Великая пятница • Великая суббота •

Пасха • 1-я седмица по Пасхе: Светлая седмица • Светлый понедельник • Пятница Светлой седмицы: Живоносный Источник • 2-я Неделя по Пасхе: Неделя апостола Фомы • 2-я седмица по Пасхе • Вторник 2-й седмицы по Пасхе: Радоница • 3-я Неделя по Пасхе: Память Жён-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима • 3-я седмица по Пасхе • 4-я Неделя по Пасхе: О расслабленном • 4-я седмица по Пасхе • Среда 4-й седмицы по Пасхе: Преполовение Пятидесятницы • 5-я Неделя по Пасхе: О самаряныне • 5-я седмица по Пасхе • Среда 5-й седмицы по Пасхе: Отдание Преполовения Пятидесятницы • 6-я Неделя по Пасхе: О слепом • 6-я седмица по Пасхе • Среда 6-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Пасхи • Четверг 6-й седмицы по Пасхе: Вознесение Господне • 7-я Неделя по Пасхе: Память святых отцов Первого Вселенского собора • 7-я седмица по Пасхе • Пятница 7-й седмицы по Пасхе: Отдание праздника Вознесения Господня • Суббота 7-й седмицы по Пасхе: Троицкая родительская суббота • 8-я Неделя по Пасхе: Пятидесятница • 1-я седмица по Пятидесятнице • Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице: День Святого Духа • Суббота 1-й седмицы по Пятидесятнице: Отдание праздника Пятидесятницы • 1-я Неделя по Пятидесятнице: Собор всех святых •

Петров пост • 2-я Неделя по Пятидесятнице: Неделя всех святых, в земле Русской просиявших • Неделя святых отцов шести Вселенских соборов •

Прощеное воскресенье 2020: у кого и как просить прощения

Оно приходит к нам каждый год накануне первого дня Великого поста. Нынешней весной – 1 марта. Почему у Прощеного воскресенья нет определенной даты в календаре? Потому что начало поста выпадает на разные дни февраля или марта, в зависимости от даты Воскресения Христова – Пасхи.
В нашем народе издавна бытует убеждение (и совершенно справедливое), что, если нет взаимного прощения обид, то пост, сведенный к простому воздержанию от пищи, теряет свой высокий смысл. Каким бы длительным он не был – а Великий пост длится аж целых семь недель! – аскетизм и лишения могут и не быть засчитаны Богом как дела веры и покаяния. Поэтому надо в первую очередь прощать других и просить прощения самому. Как следствие такого подхода – возникновение традиций Прощеного воскресенья.
Утром на богослужении в церкви священник или дьякон читают, в числе прочих, отрывок из Евангелия от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *