Проскомидия

Проскомидия — это самое важное поминовение о живых и усопших. На Литургии священник из просфор вынимает частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующими подавались записки.

Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в это время священник произносит слова: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Частицы соприкасаются с Телом и Кровью Христа Спасителя.

В этом-то и состоит сила и действенность изъятия частей из просфор.

Тут не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой самой бескровной Жертвой. Тут каждая часть, проникаясь Кровью Спасителя, делается уже предстательницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута.

Вот почему вынуть из просфоры частицу о живом или умершем за Литургией в Православной Церкви всегда считалось самым спасительным и плодотворным действием.

Проскомидия еще символизирует собой рождество Иисуса Христа и совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Поэтому ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В АЛТАРЬ МОЖНО ТОЛЬКО ЗА КРЕЩЕНЫХ В ПРАВОСЛАВИИ! Не принимаются также 40-усты за самоубийц.

В НАШЕМ ХРАМЕ, помимо разового поминания на проскомидии, можно подать подать и на ДЛИТЕЛЬНОЕ ПОМИНАНИЕ. Разница такого поминания только во времени — периоде поминания (ЧАСТИЦА ИЗ ПРОСФОРЫ ВЫНИМАЕТСЯ). В некоторых других храмах частица не вынимается на период больше, чем сорокоуст.

МОЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ В НЕСКОЛЬКИХ ХРАМАХ


Как заказать сорокоуст, поминание на полгода, год?

Для этого надо прийти в храм, подойти к лавке, где продают свечи и сказать: «Мне надо заказать сорокоуст/ на полгода/ на год о здравии/упокоении и назвать имя человека.

Как заказать разовое поминание?

Для этого вам надо самим написать записку (можно дома, можно взять бланк в церковной лавке), в которую можно вписывать до 10-15 имен.
«О упокоении» и «О здравии» подаются отдельно. Эту записку надо отдать продавцу в лавке. Поминальные записки всегда платные.

Поминовения о здравии заказывают не только о больных, но и здоровых людях — чтобы Господь хранил их, помогал им в их добрых делах, даровал им здравие душевное и телесное, а также помог в исправлении.

Почему для некторых поминовений избран такой временной отрезок, как сорок дней? Нам известно из Священного Писания и Предания что часто для достижения определенного духовного результата нужен подвиг, длящийся именно 40 дней. Здесь тайна.

Мы также знаем из святоотеческого откровения, что душа усопшего человека на сороковой день по кончине получает определение о своей участи на частном суде Божием. И потому особенно молимся в этот период. Из вышесказанного следует, что есть смысл в непрерывном сорокадневном молении.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется «седминами и сороковинами». «Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами».

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.
Проскомидия — это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает «принесение» — древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, — так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба — этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, «агничная», полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, «богородичной», священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, «девятичинной», вынимаются девять частиц — в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых — о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших — Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы — сначала за живых, ниже — за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания — записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это — первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

«На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная… Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. — В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!»

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это — заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения «Святая Святым» эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспносылает их тому, о имени которого воз носится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз- радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии — ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов. Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Что такое просфора

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Богослужебная просфора

Церковная просфора — история и приготовление

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия. Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию. С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи. Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой.

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа). А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»). На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога».

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание” (Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви.

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках.

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: «И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился. И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия.

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек.

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам.

Как есть просфору дома

«Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней.

Что делать, если просфора заплесневела?

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор.

«Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Метки: просвирка церковная, просфора что это, просфора что это и для чего, просфора это, что такое просфора

Как часто утром в храме можно наблюдать такую картину – чтец читает третий и шестой час, а прихожане ставят свечи, пишут записки, а порой даже разговаривают между собой. И не всегда помнят о том, что в это время в алтаре совершается первая часть Литургии – проскомидия.

Правила Церкви

Литургия – главное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения или Евхаристия. Она состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных.

Проскомидия (от греч. приносить, принесение) первая часть Литургии, во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения Таинства Евхаристии. Название первой части Литургии связано с обычаем древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «Никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» (Втор. 16, 16). В наши дни хлеба и вина христиане не приносят. Вместо этого они жертвуют деньги за записки о здравии и упокоении своих близких. На эти деньги и приобретают все потребное для богослужения.

По церковным правилам, проскомидия должна совершаться в православном храме, освященном епископом или, по его благословению, священником. О запрещении совершать литургическое богослужение, к которому относится проскомидия, вне храма, кроме особых случаев, нам говорит 31-е правило VI-го Вселенского Собора.

Один и тот же священник не имеет право совершать в один день две Литургии или более. Соответственно, он не может совершать более одного раза и проскомидию. «Ибо Христос принес за нас Себя, как жертву, однажды, и умер на Кресте только раз», – объясняется это правило в «Новой скрижали».

Не может приступать ни к Литургии в целом, ни к проскомидии священнослужитель, находящийся под запрещением. Кроме того, категорически запрещено служить, имея не очищенный покаянием тяжкий грех.

Непосредственным местом в алтаре, на котором священник совершает проскомидию, является жертвенник. В древности жертвенник находился в отдельном помещении, куда обычно полагали хлеб и вино, приносимые верующими для совершения таинства. В настоящее время в подавляющем большинстве храмов жертвенник находится в северо-восточной части алтарной апсиды, то есть слева от престола. На жертвеннике обязательно должны находиться распятие и светильник (свеча или лампада).

Приношение Господу

Еще с Ветхого Завета известно правило – Господу необходимо приносить только лучшее. Поэтому хлеб, используемый для проскомидии, должен быть обязательно чистым, выпеченным из лучшей муки. Он также должен быть квасным (т.е. вскисшим), а не пресным, поскольку в Новом Завете употребляется слово «артос», когда речь идет о евхаристической трапезе (Мф. 26, 26, Мк. 14, 22, Лк. 22, 19, Деян. 2, 42, 1Кор. 16, 16). Артос же переводится именно как «поднявшийся», «вскисший». Пшеничным хлеб должен быть потому, что во дни жизни Иисуса Христа иудеи употребляли именно такой хлеб. И еще потому, что Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным (Ср. Ин. 12, 24).

В настоящее время в Русской Церкви на проскомидии употребляются пять хлебов, именуемых просфорами (греч. «приношение»). По внешнему виду просфора должна быть круглой и двухсоставной, напоминая о двух естествах Господа Иисуса Христа – Божественном и человеческом.

Из каждой просфоры священник вынимает по частице и располагает их на дискосе в строгом порядке. Сначала в центре полагается кубическая часть просфоры. Она называется «Агнцем», в воспоминание смирения и кротости Христа, пострадавшего за всех нас. Частицу из второй просфоры, называемой «Богородичною» (в честь Божией Матери), священник полагает по правую сторону «Агнца».

Частицы из девятичинной просфоры (в честь всех святых) – по левую сторону «Агнца» (по три частицы в ряд): в честь Иоанна Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны, святого храма и дня, равноапостольных, составителя Литургии – святителей Иоанна Златоуста или Василия Великого.

Частицы за живых полагаются ниже «Агнца», частицы за усопших – еще ниже. Для того, чтобы помянуть наших близких, мы подаем записки с их именами. На пожертвования, полученные за эти записки, приобретаются небольшие просфоры. Вынутые из этих просфор частицы полагаются вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Соединение на дискосе всех частиц в таком порядке означает всю Церковь Божию под началом Господа нашего Иисуса Христа.

Вино должно быть виноградным, красным. По примеру Самого Господа, употребившего па Тайной вечери вино с водой, на проскомидии вино также соединяется с водой. Это происходит также в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий.

Символы проскомидии

Слова и действия проскомидии имеют двоякое значение: с одной стороны, изображают Рождество Христово, с другой – Страдания и Смерть Его. Поэтому над жертвенником помещают иконы: «Рождество Христово», «Снятие с Креста», «Моление о Чаше».

Приготовление Святого Хлеба и изъятие Агнца знаменуют Рождение Иисуса Христа. Жертвенник изображает вертеп, в котором Христос появился на свет. Дискос – ясли, в которых был положен Младенец Христос, звездица означает чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлием на поклонение родившемуся Спасителю. Копие символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на Кресте. Покровцы – пелены, которыми был повит Спаситель во Гробе

Молитвы и славословия, совершаемые священником и диаконом, изображают поклонение и славословие, которые воздали Спасителю вифлеемские пастыри и волхва.

Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают Распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53, 7). Как сказал протоиерей Валентин Свенцицкий: «В Божественной Евхаристии дана нам Голгофа в таинстве», – потому проскомидия есть постоянное пребывание при распятии Христа-Спасителя.

Последование

Приготовление к Божественной Литургии и, соответственно, к проскомидии, как первой ее части, включает три этапа: входные молитвы, облачение священнослужителей и умовение рук.

Естественно для любого христианина, а тем более священнослужителя, начинать дело с молитвы. И прежде чем приступить к непосредственному совершению таинства священнослужители совершают молитвы, называемые входными, то есть молитвы, творимые сразу же по приходе в храм и перед службой.

Облачение происходит в ризнице (в древней Церкви она называлась сосудохранительницей) если таковая существует. Если ризницы нет, то священнослужители производят облачение прямо в алтаре, стараясь не мешать друг другу.

По облачении диакон и священник поочередно умывают руки, творя одну и ту же молитву: «Умыю в неповинных руце мои…». Эта молитва является стихами из 25-го псалма. Умывание рук священнослужителей восходит к Ветхому Завету: в скинии по повелению Божиему была поставлена умывальница, в которой приходящие служить умывали не только руки, но и ноги. Как писал святитель Кирилл Иерусалимский: «Следуя сему, священнослужители Нового Завета умывают руки, для показания чистоты своих душ и совести, с которою приступают они к Священнодействию». Причем обычай этот в древности распространялся и на мирян, для которых перед входом в церковь располагалась наполненная водой умывальница. Об этом свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Две суть купели (умывальницы) пред дверьми церковными: одна с водою, в которой умываеши руки; другая же – руки нищих, в которых очищаеши твою душу»

После умовения рук диакону полагается идти для приготовления жертвенника и утвари для совершения проскомидии. Он снимает покрывало на жертвеннике, зажигает лампаду или свечу, без которого совершать проскомидию не полагается. В ризнице он берет святые сосуды и располагает их на жертвеннике.

Затем совершается непосредственно проскомидия – вынимаются частицы из просфор, как было описано выше. По окончании изъятия частиц из просфор священник с помощью губки собирает с краев дискоса все частицы Святого Хлеба, чтобы ни одна из них не выпала с дискоса. Заключительным этапом проскомидии является каждение.

Проскомидия является отправной точкой для Евхаристии, приготовлением к ней. Можно сказать, что проскомидию мы видим уже на самой Тайной вечере: ведь кто-то принес необходимые вещества для Божественной трапезы и кто-то приготовил, в смысле – намеренно отобрал именно эти вещества и именно такого состава. Можно даже усмотреть повеление Господне на проскомидию, когда «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 8).

Во время совершения проскомидии необходимо сохранять тишину и благоговение, внимательно слушать, что читает чтец. А если вы пришли в храм до начала часов, нужно помолиться о своих живых и усопших сродников.

Марина Шмелева

аборт автомобиль акафист апокалипсис артос архитектура аскеза
астрология афон бизнес благоговение благочестие богословие богослужение
болезнь брак венчание вера вино власть влюбленность
волонтеры воскресение воскресная школа воспитание восприемник воцерковление вселенная
гордость гре грехи деньги дети долги дом
духовник душа ереси ересь женщины животные жизнь
жития замужество записки зарплата иконы имена именины
имя инославие инославные искушения испо исповедь йога
катехизация католики католичество кино колдовство коронавирус крест
крестные крещение литература литургия любовь менструации милостыня
мир молитва молодежь монофизиты надежда обида обручение
общение община одежда освящение отдание отношения отпевание
отречение паломничество панихида переводы писание подарки подготовка
подчинение пожертвования покаяние поминовение послушание пост похороны
правила правило православие праздники преждеосвященная прелесть прелюбодеяние
приход причасие причасите причастие проблемы проклятия проповедь
проскомидия прощение псалтирь психология работа радость развод
раздражение раскол расписание родители ростовщичество рыбки сайт
свекровь свечи святой святость святые святыня семья
символ служение смерть смирение сны соборование соборы
соседи сотворение спасение ссоры страх судьба суеверия
счастье таинства творение труд тщеславие уныние усопшие
успех усталость феминизм физика философия форма франция
хобби храм церковно-славянский чтение школа энциклопедия эпидемия
юмор язык

Задать новый вопрос

Юлия 01.03.2020 12:43 Вопрос: Батюшка, здравствуйте! Не знала, что Прощёное Воскресенье и затеяла небольшой ремонт в этот день. К сожалению, мастер имеет возможность приезжать только по воскресеньям. Считается ли это грехом?
Ответ священника:
Здравствуйте, Юлия! Грехом было бы — заниматься устройством своей частной жизни ВМЕСТО воскресной литургии. Если Вы найдете возможность устраивать ее ВМЕСТЕ (после) литургии, никакого греха не будет. С уважением, п. Д. Пашков.

Теги: литургия, работа, дом

Алексей 17.03.2019 06:54 Вопрос: Отец Дмитрий, расскажите, пожалуйста, почему литургия Василия Великого служится только 10 раз в году? Отличия ее от литургии Иоанна Златоуста более или менее (скорее менее) понятны. Интересно, почему ее так редко служат?
Ответ священника:
Наверное, чтобы она всегда воспринималась бы как знак особенной радости, чтобы было что-то, к чему мы не привыкаем и воспринимаем как приятный духовный сюрприз.

Теги: литургия

Алексей 25.12.2018 07:30 Вопрос: Отец Дмитрий! Подскажите, пожалуйста, чем отличается простая записка от заказной. Что значит заказать по человеку проскомидию, обедню. И как ее заказать. Спасибо за ответ
Ответ священника:
Алексей, обедня — это простонародное название Божественной Литургии. Проскомидия — это приуготовление Литургии, которое совершает священник до её начала в алтаре на жертвеннике. Сначала приготовляются с определёнными молитвами святые Дары: вырезается и полагается на дискос (широкая тарель на ножке) святой хлеб, — Агнец, а в чашу наливается вино. Святые Дары на Литургии пресуществляются в пречистые Тело и Кровь Христа. Затем на проскомидии поминаются святые, а после них — живые и усопшие наши сродники, — они называются по именам (как раз в этот момент и читаются записки), а вместе с именами вынимаются частички из просфор. Частички полагаются рядом с Агнцем, на дискосе. Это и есть — поминовение на проскомидии (синонимы: «заказать проскомидию, обедню»), означающее то, что поминаемые нами люди тоже сопричастны принесению бескровной жертвы на Литургии и получают благодать. Чтобы батюшка помянул ваших близких, придите в храм, найдите стол с листочками и ручками, нарисуйте сверху записки маленький крестик и напишите заглавие: «О здравии» или «О упокоении», а затем — имена в родительном падеже (Ивана, Марии, Петра, Павла и т.д.). После этого отнесите записочки за «свечной ящик», где дежурит «свечница». — «Простая» от «заказной отличается лишь размером пожертвования. По существу они не различаются.

Теги: молитва, поминовение, литургия, записки, проскомидия

Ирина 27.01.2016 13:34 Вопрос: Добрый день, Батюшка! Я слышала, что существует два различных мнения по-поводу поминовения близких в «заказных» записках (имеется ввиду то поминовение, когда на Литургии за близких вынимается частица из просфоры). Одни считают, что для наших близких, хотя и крещенных, но далеких от Церкви и христианской жизни, это необходимо, поскольку эти молитвы могут помочь им обратиться ко спасительному пути. Другое мнение говорит об обратном — что нельзя за людей, не задумывающихся о Боге и даже не пытающихся жить по-христиански (насколько это в силах каждого человека), подавать такие записки, чтобы не усугублять их греха. Так следует или не следует поминать ближних за Литургией? Спасибо.
Ответ священника:

Добрый день, Ирина! Сколько людей, столько и мнений… Я поддерживаю первое по Вашему перечню. Я считаю, что за крещеного человека можно молиться всей полнотой «молитвенных средств». Даже в священнических молитвах Литургии говорится о том, что мы приносим бескровную Жертву «о наших грехах и о людских неведениях», т.е. о заблуждениях всех несчастных людей, которые блуждают во мраке маловерия. Я бы не стал молиться за явного богоборца или хулителя, но таковых к счастью среди наших близких немного (если вообще имеются).

С уважением, прот. Д. Пашков.

Теги: молитва, поминовение, литургия

Что такое проскомидия?

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш…» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *