Проскомидия

Записки «О упокоении»: что важно знать

23 МАРТА 2017 (Четверг) 13:01:27 Накануне родительской субботы многие приходят в храм подать записки об упокоении своих близких. Порой человек теряется — на обедню или панихиду подавать записку? Другой, подав записку, решает, что этого вполне достаточно, и на само богослужение не идёт. А кто-то приходит на службу, во время молитвы внимательно следит за словами священника и сильно переживает, когда имён его близких, указанных в записке, не произносят вслух.
На наболевшие вопросы о записках отвечает протоиерей Павел Кивович, клирик минского Радосте-Скорбященского прихода, настоятель прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы д. Старое Село Минского района.
— Отец Павел, поясните, пожалуйста, когда во время богослужения молятся о упокоении усопших? Есть обедня, есть панихида…
— Обедня – это слово народное, по-другому это «поминание за Божественной Литургией», мы называем её обедней, т.к. Литургия служится в дневное близкое к обеду время. Во время Литургии есть несколько моментов, когда положено поминать живых и усопших.
Первое поминовение совершается во время первой части Литургии — Проскомидии, второе поминовение может быть, но не всегда, во время заупокойной (или заздравной) ектеньи по прочтении Евангелия. Третье поминовение совершается уже после всего богослужения – это молебен за здравие и панихида за упокой.
Помимо этого ещё есть общее поминовение живых и мёртвых после освящения Святых Даров, которое люди не слышат, но оно является самым важным. Общими словами в нём поминаются все, а если есть необходимость и возможность у священника, то за время пения «Достойно есть» поминается и тот, кто действительно требует особой молитвы в этот день, например, новопреставленный, если мы говорим об умерших.
— Когда записки об упокоении стоит подавать на обедню, а когда на панихиду?
— Есть мнение некоторых священнослужителей, что во время литургийного поминовения, особенно во время Проскомидии, когда из просфоры вынимается частица за человека, как символ приношения дара Богу, а этот человек крещёный, но живёт вне Церкви (не исповедуется, не причащается), то и частицу за него на Проскомидии не следует вынимать. Это касается и христиан, не принадлежащих Православной Церкви. Как же тогда за них помолиться? В частной молитве и в дополнительных богослужениях, которые не входят в суточный круг – молебен за здравие или панихида за упокой, где нет действий, связанных с Евхаристией, с мистическим единением со Христом.
— Случается, что люди расстраиваются, когда их записки не читают вслух. Что по этому поводу можно сказать?
— У нас сейчас люди приходят в церковь, как в комбинат бытового обслуживания, с таким отношением: «Слушайте, я заплатил деньги, почему я не слышал свои записки?». В церкви нет подобных услуг. В день подаются тысячи записок, хорошо если около 10 человек их поминают, а если это деревенский храм – то один, два человека. Поэтому некоторые записки читаются вслух, некоторые – про себя, но это же не значит, что Господь их не слышит. Важно, что все записки читаются. Поэтому, когда человек говорит «где моя записка?», то это говорит лишь о том, что он не понял, куда пришёл и не доверяет тому, что здесь происходит.
Ведь что такое записка? Это просьба ко всей Церкви помянуть усопших. Просьба, а не требование. А у нас, бывает, даже пишут в записках – «вслух помянуть», так что получается, этот человек чем-то лучших остальных? Это говорит о невежестве человека, о полном непонимании его, куда и зачем он пришёл.
В воскресные дни Великого поста совершается Литургия Василия Великого, на которой нет вообще заупокойной ектеньи по прочтении Евангелия, т.к. по Уставу вообще не положено заупокойной ектеньи в воскресные дни в церквях, где совершается суточный круг богослужений во все дни седмицы. С понедельника по субботу – можно, а в воскресный день – уже не положено. Так вот, во время Литургии Василия Великого заупокойной ектеньи нет, но заупокойное поминовение есть – после освящения Святых Даров. И там есть такие слова: «И ихже мы не помянухом, неведением, или забвением, или множеством имён, сам помяни, Боже…». Ведь помянуть всех невозможно – многих сродников усопших мы не знаем по именам, да и живых не всех можем вспомнить, поэтому Сам всех и вся помяни Господи, их же имена Ты Сам веси.
— Бывает, что человек подал записку, а сам на службу не пришёл, по разным обстоятельствам. Приемлемо ли это?
— Важна внутренняя подоплека. Одно дело, если человек чего-то требует от Церкви, приносит записку, чтобы всё сделали за него, а сам участвовать в богослужении не желает. Другое дело, когда человек – добрый и порядочный христианин, при возможности посещает храм полноценно и участвует во всех богослужениях, но бежит на работу, при этом доверяет Церкви, верит, что его братья и сестры во Христе помолятся о его сроднике – тут вопросов нет.
Важно помнить, что, конечно, Господь слышит каждую молитву, но Он Сам сказал – где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их. Он сказал — собраны, а это требует от человека внутреннего усилия. И в кресле хорошо петь «Аллилуйя», но мы становимся на молитву, и поклоны делаем, которые помогают нам меняться.

Перед таинством причащения священники проводят первую часть Литургии — проскомидию. Проскомидия о здравии в православии — священный обряд, во время которой осуществляется особое приношение перед Богом родных и близких, имена их указаны в записке.

В чем заключается обряд проскомидии

Каждый православный человек заботится о своем ближнем, ибо повелел нам Господь возлюбить ближнего своего, как самого себя. (Мат.22)

Порой возникают такие ситуации, во время которых помочь ближнему своими силами у людей не получается. Тогда они обращаются к Богу.

Проскомидия — не просто молитва за здравие, это целый обряд, позволяющий во время службы представить душу ближнего своего перед престолом благодати. Священный обряд символизирует омовение человека Кровью Иисуса.

Эта часть Литургии представляет собой прообраз единой Церкви, когда на дискосе собраны воедино Агнец Божий, Богоматерь, святые и люди, за которых просили молиться родные и ближние.

Символом этого обряда есть вечная жизнь, ибо как частичка просфоры умирает в вине, так она воскрешает в Крови Иисуса.

Благодаря священному приношению, раскаявшиеся грешники получают возможность примириться с Богом, больные — получить исцеление.

Таинство причащения берет свое начало с Тайной вечери Иисуса Христа и Его учеников. Иисус взял хлеб, разломил его как прообраз Своего тела, растерзанного на кресте за грехи людей, раздал ученикам. Спаситель взял в руки кубок с виноградным вином, пустил его по кругу, сказав, что пьющий его с воспоминанием о страшной смерти, очистится Кровью Иисуса.

С тех пор христиане принимают причастие в виде красного вина, специально испеченного хлеба.

Внимание! По мнению некоторых православных, эти частички очищают грехи тех, имена которых указаны в записках. Это самообман, от греха можно избавиться только через личное покаяние, изменение жизни, творя добрые дела. Человек, имя которого подано в записке, должен сам желать своего очищения, признав свои грехи и раскаяться.

В чем тогда сила проскомидии? Каждая частичка просфоры символизирует очистительную жертву Христа, принесенную благодать, возможность отпущения грехов и последующее освящение.

Большая просфора символизирует Тело Господнее, частички ее — людей. Опускание в потир напоминает людям о наполнении Божественной кровью, дарующей духовное наполнение тем, о ком написано в прошениях.

Пречистая Кровь Иисуса Христа омывает живых, помогая им оставить грехи и войти в жизнь вечную.

Записки о здравии

Как подать записку о здравии на проскомидию

Непосредственно перед началом Литургии прихожане могут подать списки людей, за которых они просят Бога о здравии. Православные верят, что таким образом можно облегчить страдания больных, при этом не исключаются домашние молитвы о здравии.

Сам Иисус говорил, что, где двое или трое чего не попросят в Его имя, дано будет. (Матв.18:19)

Церковное прошение обладает силой именно по этой причине, ибо, чем больше людей молятся, тем выше молитва поднимается в Небеса.

Апостол Павел подчеркнул, что многое может усиленная молитва, прошение праведных. (Иак.5:16)

Господь дарует чудеса исцеления по молитве веры, однако, при этом важно, чтобы сам больной выполнил несколько действий:

  • должен быть крещенным по православным обрядам;
  • верить в силу исцеления от Бога;
  • отказаться от пагубных привычек, очищаясь телесно и душевно.

Записки на проскомидию о здравии в православии пишутся на бланках, предварительно приобретенных в церковной лавке, или заготавливаются заранее дома. Покупая записку, следует обратить внимание, чтобы вверху было написано «О здравии», ибо есть еще бланки для поминовения умерших «Об упокоении».

Четким, разборчивым почерком или печатными буквами в один список вносится не более десяти имен. Имена пишутся в родительном падеже, допускается перед именем писать — младенец, болящий, путешествующий, заключенный.

Записки о здравии бывают двух видов:

  • разовые;
  • длительные.

Разовые списки бывают разные:

  1. Разовая простая записка читает алтарником.
  2. Заказная записка читается священником, притом не раз, а дважды. Первый раз заказная записка читается на проскомидию, когда священник вынимает кусочки специального хлеба, которые впоследствии опустят в вино — символ Крови Иисуса. Второй раз заказной список читается во время проведения ектеньи, в конце Литургии.
  3. Особая записка прочитывается четырежды:
    • проскомидия;
    • ектенья;
    • дважды молебен.

При этом чтение каждого имени сопровождается прошением. Больным здоровья, финансовым должникам — решения проблем, путешествующим — доброго пути.

Молебен отличается от проскомидии тем, что читается только за здравие. Молебен — богослужение, которое заказывается Иисусу Христу, Пречистой Богоматери и святым. Молебны в основном совершаются после Литургии, но иногда священник сам выбирает время его проведения.

Многоразовое чтение проводится каждые полгода, год или на сорокоуст.

Многоразовое поминание читается на сорокоуст, сорок дней подряд, во время проведения службы священник читает списки, вынимая при этом за каждого человека частичку священного хлеба.

Записка на полгода, год означает, что в течение 6,12 месяцев каждый раз, когда в храме будет совершаться служба, священник будет читать имена, указанные в поданном списке.

Любой храм Русской православной Церкви открыт для подачи записок на проскомидию.

Сколько будет указано имен перед службой, столько кусочков хлеба будет лежать на алтаре. По окончании проскомидии они все будут опущены в вино.

Запрещено подавать в записке имена людей, не принявших православное крещение.

С вечера пишутся записки, когда проскомидия проводится за упокой.

Проскомидия

Проскомидия или обедня

Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.

Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».

Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить в своего духовника.

Порядок проведения проскомидии

Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.

Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.

Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.

Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».

После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.

Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)

Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.

До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.

Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.

Дискос, потир, звездица, копие, лжица

Значение предметов в Литургии

Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.

Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.

Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.

Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.

Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.

С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.

Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.

Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.

Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)

Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)

После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.

Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.

После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.

Чем заканчивается проскомидия

Заканчивают священный обряд выносом звездицы, символом Вифлеемской Звезды.

Звездица покрывает Агнца и не допускает касание Его полотнами, покрывающими потир и дискос с хлебами по окончании проскомидии. Три полотна напоминают мирянам как о пеленках младенца, так и о погребальных пеленах, которыми был повит Иисус после смерти.

Далее храм наполняется благоуханием ладана, который разносится от кадила иерея. Ладан — один из даров волхвов, пришедших первыми поклониться младенцу, будущему Царю царей.

Звучит прошение к Богу о милости принятия дара в виде частиц просфор, опущенных в вино. Иерей просит Господа помянуть как присутствующих в церкви, которые подали записки, так и тех, за кого просили молиться.

После этого Царские ворота открываются как символ Воскресения Господнего, вход Его в Небесное Царство и человеческое спасение.

После проскомидии начинается вторая, торжественная часть Литургии.

Посмотрите видео о проскомидии

Записка как форма церковного поминовения

В традициях православных христиан существует обычай поминовения близких людей. У монахов и монахинь, а также во многих благочестивых семьях имеются особые книжечки – «Помянники», в которые записываются имена всех близких – как здравствующих, так и упокоенных. Имена, записанные в помянник, вычитываются во время совершения молитвы, при этом общих правил здесь нет. Если монахи часто это делают во время ночных молитвенных правил, то в благочестивых семьях чаще имена вычитываются во время утренних или вечерних правил. Таким образом, о людях, записанных в помянниках, возносятся келейные (домашние) молитвы.

Во многих благочестивых семьях помянники передаются из в поколения в поколение, выступая памятью о своих предках. Исконно к ним относились очень благоговейно (бережно), храня рядом с иконами в домашних иконостасах. Постепенно традиция домашнего поминовения возрождается: сегодня практически в каждой церковной лавке можно купить книжечки-помянники, хотя спрос на них и не очень велик.

Старинный помянник. Разворот с именами усопших

(Фото с сайта pravmir.ru)

Если семейные помянники предназначены для домашних молитвенных правил, то для церковных молитвенных поминовений используют церковные записки. В этом случае за тех, кто указан в записке, молится уже вся церковь в процессе богослужения.

В общее понятие “Церковная записка” входит весь список треб (прошений), передаваемых человеком в церковь. К ним относятся проскомидии, заказные молебны, акафисты ко святым Божиим, поминовения на Литургии и многое другое. Однако если человек приходит в церковь и просит подать записку о здравии, то скорее всего ему предложат для заполнения бланк записки для поминовения на проскомидии.

Проскомидии о здравии

В церковных записках (на проскомидию) указываются имена людей, нуждающихся в молитвенной поддержке и исцелении от болезней. Церковная молитва считается наиболее сильной. Это имеет свое обоснование в словах Господа, обещавшего людям, что даже если только двое будут согласны просить Господа “о всяком деле”, то по их просьбе “будет им”, причем дастся, “чего бы ни попросили”. Получено же это, по словам Господа, будет от Бога Отца (Мф. 18:19). Исходя из этого утверждения, каждый христианин понимает, что даже самая тяжелая болезнь, в случае искренней церковной молитвы, отступит, а болящий человек сможет стать вновь здоровым. Для полного исцеления, однако, необходимо, чтобы человек был крещен (поэтому не принимаются в монастырях, а также церквях записки о некрещенных). Важно также, чтобы человек осознанно решил что-то изменить в своей жизни, так как исцеление тела является лишь внешней стороной духовной проблемы, имеющейся у человека, а значит, для исцеления необходимо желание самого человека. В этом случае исцеление тела становится, как бы продолжением изменений духовного состояния, происходящего в самом человеке. В послании апостола Иакова (Иак. 5:16) можно найти подтверждение необходимости молитв друг о друге для исцеления, отмечается, что усиленная молитва праведного, может очень много. Вряд ли кто-то из воцерковленных христиан сможет о себе сказать, что он является праведником, поэтому в традицию вошло именно общее церковное поминовение и поминовение в монастырях, где собрались люди, ищущие богообщения и помышляющие о Горнем.

Как происходит поминовение на проскомидии

Хотя традиционно записки на проскомидию в современной церкви подаются накануне вечером (до или после вечерней службы), в большинстве случаев, каждый может подать ее до начала утренней Литургии, а в некоторых церквях — и во время ее (в начале), до начала поминовения.

Имена, написанные в записке, читаются поименно в алтаре, где, произнося каждое имя вслух, священнослужителем вынимается за каждое имя частичка из просфоры со словами: «Помяни Господи, имя рек» (вместо “имя рек” читается имя, указанное в записке). Этого поминовения прихожане, участвующие в богослужении не видят, так как оно проводится при закрытых Царских вратах. Однако оно же служит первым из череды поминовений имен, написанных в записках.

Частичка просфоры, над которой была прочитана молитва, кладется на дискос вместе с другими, которые вынимаются из богослужебных просфор. Дискос в Церкви считается святым местом. Его символизм заключается в том, что он выступает в Литургии всей Церковью Христовой, соответственно частички, вынутые за каждого указанного в записке, как бы приобщаются к лону Церкви.

Существует мнение, что частицы, которые приносятся, выступают очистительной жертвой человеческих грехов. Это заблуждение. Очиститься от греха можно лишь покаянием, исправлением жизни, добрыми делами.

Церковные записки
(Фото с сайта azbyka.ru)

Какова же цель приношения частиц, вынутых из просфор? Для того это совершается, чтобы верующие, имена которых в записках написаны, получили от очистительной жертвы, приносимой на Престоле, благодать, отпущение грехов и освящение.

Вынутая из просфоры Частица, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена кровью Божественной, исполняется святыни, а также духовных дарований, которые ниспосылаются тому, чье имя поминается. После приобщения Святых Тайн, в потир влагается диаконом частицы о святых, о живых и мертвых, возлежащие на дискосе.

Делается это для того, чтобы те, чьи имена указаны в записках – омывшись Пречистой кровью Сына Божия, получили оставление грехов и вечную жизнь. Об этом же говорит и священник: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною”.

Вот почему так важно совершать поминовение на литургии в Церкви – именно здесь Кровию Христовой происходит очищение грехов, совершаемых нами ежедневно.

Жертва, которую принес на Голгофе Господь наш Иисус Христос и ежедневно приносит на святом Престоле во время литургии, является совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу — и лишь она в силах попалить все прегрешения в человеке.

Существуют общие правила заполнения записки о здравии на проскомидию:

1. Писать нужно разборчиво, обычно в одной записке упоминается не более 10 имен (лучше уточнить у того человека, которому записка отдается).

2. Если записку пишите не на готовом отпечатанном бланке, изобразите Святой Крест сами и озаглавьте — “О здравии”.

3. Имена пишите в полной форме, родительном падеже, церковном написании (например, не Алексея, а Алексия).

4. Первыми пишутся имена архиереев и иереев с указанием сана.

5. Допускается указание в записке только следующих слов: “младенца”, “монаха”, “монахини”, “воина”, “болящего”, “заключенного”,”путешествующего”.

В записках пишут имена только крещеных в Православной Церкви.

Просфоры на проскомидии

Во время церковной службы используется не менее пяти особых хлебов, которые иначе называют просфорами. Все они имеют своё назначение.

Из первой, самой большой, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо — дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.

Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.

Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.

Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых — патриархе и священнослужителях. Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.

Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. Начинается очень важный этап службы.

Скорее всего, Вам пригодится информация о том, что подарить на крестины мальчику.

Поминовение на проскомидии

До начала службы верующие подают записки, в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя из просфоры вынимается часть, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.

Получается, что частицы, вынутые за упомянутых в записках людей, участвуют в богослужении. Поэтому такое поминовение считается очень важной, сильной молитвой, которая оказывает душе большую помощь.

Важно понимать, что такое проскомидия о здравии и проскомидия за упокой. Для каждой из них подаются отдельные записки с именами здравствующих или покойных православных. Поминовение о здравии можно заказать не только о болеющем человеке, но и для здравия в широком смысле слова — для душевного покоя, для мира и благополучия, а в первую очередь для спасения души. Проскомидия за упокой предназначена для облегчения загробной участи усопших, которые уже не могут подать милостыню или покаяться, поэтому им необходима помощь живущих.

Записка на проскомидию

Обычно на свечном прилавке можно взять специальные бланки, на которых изображён крест и написан заголовок — «О здравии» или «Об упокоении». Если нет бланков, то обязательно найдутся чистые листки, на которых следует самостоятельно нарисовать крест и написать заголовок. Нужно быть внимательным и не перепутать заголовки.

Для записок на проскомидию действуют те же правила, что и для записок на обедню или на панихиду. Имена пишутся столбиком, в родительном падеже, полностью. Следует писать имя, которое дано было при крещении, оно может отличаться от того, что стоит в документах. Например, не Иван, а Иоанн, не Светлана, а Фотиния. Женщина, официально носящая имя Олеся, может быть крещена и как Ольга, и как Александра. Поэтому необходимо точно знать церковные имена людей.

Нельзя указывать самоубийц, некрещенных, иноверцев. Имена священнослужителей нужно писать с указанием сана, желательно записывать их первыми. Детей в возрасте до семи лет указывают как младенцев, от семи до четырнадцати лет — как отроков (или отроковиц). Кроме того, в списке на поминовение о здравии допустимы такие уточнения, как «болящего», «путешествующего», «воина», «заключённого». Беременных женщин возможно записывать как «плодоносящих». Вот примерный образец записки о здравии:

  • протоиерея Виктора;
  • Геннадия.
  • болящей Татианы;
  • младенца Марии;
  • путешествующего Иоанна;
  • отроковицы Анны.

В записке об упокоении допустимы следующие уточнения: «воин», «убиенный», «приснопамятный» (указывается, если служба проходит в день именин или смерти покойного). В течение сорока дней после смерти покойный именуется новопреставленным. Например, вот так:

  • приснопамятного Феодора;
  • Ольги.
  • новопреставленной Евдокии;
  • воина Сергия.

Сами записки на проскомидию могут никак не отличаться от записок на обедню или панихиду, достаточно написать их отдельно, а затем сказать служителю церковной лавки, что они предназначены именно на проскомидию.

>Проскомидия

Что такое проскомидия?

«Проскомидия», как и многие другие слова церковного обихода, пришло из греческого языка и в переводе означает «принесение». Это понятие связано с тем, что в первые века христианства все необходимое для совершения богослужения приносилось в храм участниками общины. Сегодня обычай приношения также сохранился, но осуществляется он в ином виде: мы покупаем свечи, делаем пожертвования на храм, из которых и приобретается все нужное для Евхаристии.

Проскомидия является вводной, подготовительной частью, с которой начинается Божественная литургия. Ее совершает иерей в алтаре, когда читаются третий и шестой часы.

Чинопоследование проскомидии связано с воспоминанием двух важных событий евангельской истории — Рождества Христова и Его смерти на Кресте. Кроме того, именно во время проскомидии происходит поминовение всех членов Церкви (живых и умерших), а также приготовление к главному таинству Православия — Евхаристии.

Когда проскомидия не совершается

Прежде всего, в те дни, когда не служится и сама литургия. Они в основном приходятся на период Великого поста и подготовительных недель.

Кроме этого, проскомидия не совершается перед Литургией Преждеосвященных Даров:

  • по средам и пятницам первых шести недель Великого поста;
  • по вторникам и четвергам пятой недели;
  • в первые три дня Страстной седмицы;
  • в понедельник, вторник и четверг со второй недели поста, если на эти дни выпадают полиелейные службы.

Священные предметы и их значение

Священные предметы, используемые во время богослужения, имеют глубоко символическое значение. Перед началом службы эти предметы размещаются на жертвеннике в алтаре, где и происходит проскомидия.

Среди предметов богослужения особое значение имеют следующие:

  • чаша, или потир — символизирует саму Христову жертву;
  • дискос (небольшое блюдо на подставке) — является символом пещеры, в которой родился Младенец, а также Голгофы;
  • нож — это копье, которым воин проткнул ребра Христа;
  • звездица (две скрещенные дужки из металла) — вифлеемская звезда и крест;
  • покровцы (крестообразно сшитые покрывала) — рождественские и погребальные пелены, а также плащаница.
Хлеб, вино и вода

Кроме всех описанных предметов, на жертвеннике располагаются хлеб (просфора — в пер. с греч. «принесение»), а также сосуды с вином и водой. По традиции для богослужения используется квасной хлеб (приготовленный на закваске или дрожжах), потому что Сам Господь предложил ученикам именно такой хлеб во время Тайной Вечери.

К вину, которое употребляется на проскомидии, также есть определенные требования: оно должно быть красным, сделанным из винограда, без всяческих добавлений и примесей.

Вода, которой разбавляют вино, должна быть свежей, сырой и чистой.

Как происходит проскомидия

Среди членов древних христианских общин было принято собираться за некоторое время до начала богослужения и ожидать предстоятеля. Сегодня практика выглядит иначе: священник обычно появляется первым, облачается в алтаре и начинает богослужение. «Со встречей» происходят только архиерейские службы.

Облачившись в богослужебные одежды, священник провозглашает: «Благословен Бог наш…» (этот возглас является одновременно сигналом к чтению часов) и начинает проскомидию.

В практике Русской Православной Церкви для проскомидии используется пять больших просфор (в память чуда насыщения пяти тысяч человек пятью хлебами). По форме они должны быть двухъярусными, что символизирует двойственную природу Иисуса Христа — Богочеловека.

Одна из просфор (именуемая агничной) имеет на своей верхней части изображение круга с вписанным в него крестом и буквами (сокращение греческой фразы «Иисус Христос побеждает»). Из этой просфоры вырезается четырехугольный фрагмент — агнец — и кладется на дискос. Все молитвы и действия, совершаемые с агничной просфорой, символически связаны с судом и смертью Господа на Кресте.

Вторая большая просфора посвящена Богородице. Из нее иерей извлекает одну большую частицу в честь Девы Марии и кладет ее рядом с агнцем — в знак того, что Матерь Божия сидит в Царстве Небесном одесную Христа.

Из третьей просфоры (девятичинной) священник вынимает соответственно девять частиц, поминая разные чины святых: Иоанна Предтечу, святителей, мучеников, пророков, безсребренников, праотцев Иоакима и Анну, а также святых, которые наиболее почитаются в этом городе или стране, или же тех, чья память совершается в этот день. Последняя частица из третьей просфоры извлекается за создателей чинопоследования литургии — святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. Все девять частиц кладутся слева от агнца в строго обозначенной последовательности.

Из четвертой и пятой просфор (а также из принесенных прихожанами) извлекаются частицы соответственно за живых и за мертвых, при этом поминаются Предстоятель Церкви, церковные и мирские власти, а также те, чьи имена были перечислены в записках, которые подают прихожане.

Поверх всех сложенных на дискосе частиц для сохранения порядка размещается звездица. Дискос и Чаша накрываются двумя небольшими покровцами и одним побольше, который называется воздухом. По окончании Евхаристии все частички просфор будут ссыпаны в Чашу, что также является глубоко символичным моментом.

После того как действия с просфорами закончены, дьякон с кадилом обходит храм по периметру, останавливаясь и кланяясь у икон и перед прихожанами. Завершив каждение, дьякон становится перед престолом рядом со священником и произносит: «Время сотворити Господеви». Эти слова означают, что пришел момент, когда действия людей окончились, а началось время действия Самого Бога через священнослужителей.

Как подать записку на проскомидию

Существуют определенные правила составления записок на проскомидию.

1) Отдельно подаются записки с именами живых и умерших. Обычно в храме можно найти специально подготовленные листочки, в которые остается только вписать имена. Однако составить список имен можно и заранее, сделав в верхней части записки соответствующую надпись — «О здравии» или «Об упокоении».

2) В записках на проскомидию можно указывать только имена православных христиан. Часто это условие становится причиной непонимания и обид для людей малоцерковных. Однако следует понимать, что запрет вписывать имена католиков, буддистов, мусульман или людей неверующих отнюдь не связан с восприятием их как недостойных. Дело в том, что во время проскомидии те люди, за которых вынимаются частички, становятся участниками таинства. Но если они не являются членами Православной Церкви, то, соответственно, и в таинствах Ее участвовать не могут.

3) Запрещается вписывать имена самоубийц. По православному учению, самоубийцы — это люди, которые сами отделили себя от тела Церкви, поэтому за них не вынимаются частицы из просфор (как и не совершается отпевание). Из этого правила существуют определенные исключения, о которых следует подробно расспросить священника. Кроме того, запрет вписывать определенные имена в записки никоим образом не означает, что нельзя молиться за этих людей в храме или во время домашней молитвы.

4) Что касается формальной стороны, имена православных христиан следует вписывать в полной форме (например, Надежды, а не Нади) в родительном падеже (о здравии кого? — Николая, Нины, мл. Ольги). Такое требование не является догматическим вопросом, но лишь вопросом удобства. Во время проскомидии священник называет сотни женских и мужских имен, и чтобы облегчить ему задачу, мы вписываем имена в той форме, в которой они должны звучать, — в форме родительного падежа.

Заключение

Проскомидия — это подготовительный, но очень трепетный и таинственный этап литургического цикла. Во время нее происходит самое важное поминовение всех живых и усопших членов Церкви, а также совершается подготовка к Причастию. Подавая записки с именами наших близких на проскомидию, мы даем им возможность участвовать в Божественной литургии наряду со всеми, кто присутствует в храме.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *