Простить

Тире между подлежащим и сказуемым

Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.

1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).

2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).

3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.

4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:

  • существительным и инфинитивом, например: Наша задача – отразить атаку;
  • инфинитивом и существительным, например: Помогать инвалидам – наш долг;
  • числительным и существительным, например: Четыре – четное число;
  • существительным и словосочетанием с числительным, например: Площадь треугольника – пять квадратных сантиметров.

5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.

6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).

К этому правилу есть три примечания. Тире между подлежащим и сказуемым, которые выражены существительными, глаголами в неопределенной форме, числительными или сочетаниями этих частей речи, НЕ ставится, если

1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство);

2. Перед сказуемым стоит сравнительный союз (КАК, СЛОВНО, БУДТО), например: Закат словно зарево пожара.

3. Между подлежащим и сказуемым-существительным стоит вводное слово, обстоятельство или дополнение, а также союз или частица: Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у него нет (Паустовский); Москва теперь порт пяти морей; Этот ручей лишь начало реки.

УПРАЖНЕНИЕ

  1. Грушницкий _ юнкер (Лермонтов).
  2. А вы _ не охотник? (Тургенев).
  3. Главный предмет его _ естественные науки (Тургенев).
  4. Рацеи разводить _ болтать пустое (Островский).
  5. Пруд _ как блестящая сталь (Фет).
  6. Они _ какие-то помещики (Достоевский).
  7. Воспоминания _ один только стыд и рвание волос (Гончаров).
  8. Его цель _ сделаться героем романа (Лермонтов).
  9. Дальние проводы _ лишние слезы (Островский).
  10. Нуль да нуль _ нуль (Фонвизин).
  11. Невежда без души _ зверь (Фонвизин).
  12. Вы _ студент? (Достоевский).
  13. Мать от радости прослезилась, а отец _ хоть бы что!
  14. Календарь _ это расписание работы солнышка на весь год (Виталий Бианки).
  15. Вспомните, что автор «Симфонии» _ юноша, студент-естественник, работающий в лаборатории по органической химии и ведущий двоякого рода разговоры: и с товарищами экстремистами, проповедующими, что «все мы летим куда-то»; и с приличными, блюдущими традиции приват-доцентиками (Белый).
  16. Отец его _ военный доктор, сосланный Николаем Первым … (Белый).
  17. И вечная мука _ вечно молчать, не говорить как раз о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове ! (Бунин).
  18. И это все, что было в моей жизни, а остальное _ ненужный сон (Бунин).
  19. По моему понятию, тут вот что выходит: трудовому человеку, ежели он _ не хитник, не барышник, охота, поди, поглядеть на красоту горы, а всяк лезет в яму с какой-нибудь своей думкой (Бажов).
  20. Это чувство _ не обида, нет, а сожаление (По Чехову).
  21. — Мне вот кажется, что счастливые люди _ это не молодые, а пьяные, — продолжала она шептать. (Горький).
  22. — Скажите, Мастаков _ пара для моей Лиды или не пара? (Аверченко).
  23. Корни деревьев у дорожки _ как пальцы гигантов.
  24. Запомни, Даша, что лгать _ это унижать самого себя (Брюсов).
  25. Раз нельзя было сказать правду, единственное, что ему оставалось делать, _ это прекратить интимность с Жоржем и отныне поддерживать лишь просто товарищеские отношения (Степняк-Кравчинский).
  26. Талант у него _ дай бог каждому.
  27. Мои совесть и ум говорят мне, что самое лучшее, что я мог бы теперь сделать, _ это прочесть мальчикам прощальную лекцию, сказать им последнее слово, благословить их и уступить свое место человеку, который моложе и сильнее меня (Чехов).
  28. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе _ это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига (Чехов).
  29. Цель моя _ победить эту многоголовую гидру (Чехов).
  30. Театр _ это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры _ миссионеры (Чехов).
  31. Сам Ефим _ пальца в рот не клади (Шукшин).
  32. Неправда, равнодушие _ это паралич души, преждевременная смерть (Чехов).
  33. Когда он вернулся домой, она, уже одетая и причесанная, сидела у окна и с озабоченным лицом пила кофе и перелистывала книжку толстого журнала, и он подумал, что питье кофе _ не такое уж замечательное событие, чтобы из-за него стоило делать озабоченное лицо, и что напрасно она потратила время на модную прическу, так как нравиться тут некому и не для чего (Тургенев).
  34. Нигилист _ это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип (Тургенев).
  35. Не сам ли ты сегодня говорил, что она странно вышла замуж, хотя за богатого старика выйти, по мнению моему, _ дело ничуть не странное, а, напротив, благоразумное (Тургенев).
  36. Я хочу только сказать, что аристократизм _ принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди (Тургенев).
  37. Боже мой, я _ секретарь земской управы, той управы, где председательствует Протопопов, я _ секретарь, и самое большее, на что я могу надеяться, _ это быть членом земской управы! (Чехов).

Разрушительная сила непрощения

Мы часто не можем простить обидевшего нас человека и живем с чувством обиды в сердце, оправдывая и жалея себя. Истина в том, что наше непрощение – это большой грех, который неизбежно приводит к разрушению нашей души и всей жизни. Непрощение можно понять и оправдать, но стоит ли оно гибели нашей души?

Нам нелегко избежать конфликтов, непонимания, враждебности, потому что мы все далеко не совершенны. Как бы мы ни хотели, сколько бы усилий ни прилагали, чтобы жить в мире и взаимопонимании с людьми, наступает момент, когда все наши старания разбиваются вдребезги.

Мы причиняем боль, несправедливо обижаем, разочаровываем людей вокруг нас, даже тех, которых искренне любим. Сами также часто терпим оскорбления, несправедливые обвинения и обиды от окружающих. Однако мы можем научиться, как справляться с обидами, от которых страдаем, и как их прощать. Лекарство от этих «болезней” дает нам Слово Божье. Библия учит: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф. 4:32).

Повеление Божье очень ясное и конкретное: когда нас обижают, оскорбляют, несправедливо обвиняют, мы не должны наказывать обидчиков, но простить их и не держать в своей душе горечь, обиду и возмущение их поступками. Однако, даже имея такое ясное указание Бога, нам трудно его исполнить, когда нанесенная рана болит и кровоточит, несправедливость и оскорбление терзают душу.

Предлагаю порассуждать о том, что может произойти, если мы не выполним Божьего повеления и будем жить с чувством обиды и непрощением в сердце.

Дух непрощения поражает нашу личность.

Непрощение подобно яду, который быстро распространяется и поражает весь организм. Как капля чернил, растворенная в стакане воды, непрощение в конечном счете поражает душу и сердце, и разрушает нашу личность.

Вспомним притчу Иисуса Христа о человеке, который не хотел простить своему товарищу небольшой долг, в то время как ему самому государь простил долг, который был намного больше. Узнав об этом, государь сильно разгневался и «отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Мтф. 18:34­-35).

Если Бог простил нам все грехи наши, то мы не имеем права не прощать своих ближних, обидевших нас. Наше ожесточение, попытки свести счеты с обидевшими нас, желание отомстить в конечном итоге поражают нас самих, мучают и терзают до конца дней.

Непрощение поражает нас духовно. Не прощение нанесенных нам обид не только причиняет нам эмоциональные мучения, но и останавливает наш духовный рост, препятствует служению Богу, огорчает Святого Духа, пребывающего в нас, лишает нас Его даров и дает сатане возможность привести в полный беспорядок нашу жизнь, разрушить мир в душе и наши отношения с Богом.

Библия учит нас: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф. 4:26­-32).

Подумайте о серьезных последствиях непрощения. Стоит ли нам лишаться всех благ, которые мы получаем от Отца нашего Небесного?

Непрощение поражает физически. Не прощение обиды неизбежно изменяет черты и выражение лица и вредит физическому и умственному здоровью. На лицах людей, в сердцах которых гнездится непрощение, гнев и обида, часто можно заметить следы депрессии и эмоциональных проблем как результат ожесточения и глубокой печали.

Если мы не избавимся от этого греха, то будем страдать от нанесенного нам оскорбления и разрушения мира и спокойствия в душе, потому что «питаем” свою душу ядом непрощения.

Наше непрощение негативно влияет на наши отношения с окружающими.

Горечь обиды сама по себе никогда не исчезнет, но она может повлиять на другого человека. Апостол Павел писал: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтоб им не осквернились многие” (Еф.2:15).

Когда кто-­то общается с нами и, сочувствуя, становится соучастником нашей душевной проблемы, то наша горечь непроизвольно поражает и его. И он, по существу, впадает в наш грех.

Дух непрощения отрицательно влияет на наши взаимоотношения с Богом. Непрощение абсолютно не совместимо с вестью о кресте. Иисус Христос отдал Свою жизнь, чтобы мы могли получить прощение своих грехов. Он взял на Себя все грехи мира, вознес их на крест, претерпел страшные муки и искупил нас Своей кровью. Как же мы осмеливаемся думать, что не можем простить оскорбление, нанесенное нам каким­то человеком, в то время как наши собственные грехи перед Богом (которых было намного больше) были прощены по великому милосердию Господа Бога нашего?

Иисус Христос, когда учил молиться Своих учеников, сказал: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мтф. 6:12, 14­-15).

Когда человек поверит, что Христос является Спасителем и Богом и раскается в своих грехах, все его грехи прощаются. С этих пор он должен ходить в послушании перед Богом. Это не значит, что он будет абсолютно безгрешным. Он будет совершать ошибки и грехи, но он должен будет исповедовать их перед Богом, получать очищение и оставить их. Евангелист Иоанн писал: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас” (1 Ин 1:9).

Что конкретно нужно делать, чтобы избавиться от греха непрощения?

1. Признайте непрощение грехом и исповедуйте его перед Богом.

Некоторым из нас хотелось бы считать дух непрощения благородной борьбой за справедливость, потому что за совершенное несправедливое оскорбление человек должен понести наказание и справедливое возмездие должно восторжествовать.

Однако, когда это касается нас, нам не хочется, чтобы Бог поступал в соответствии с этом правилом. И мы стремимся оправдать себя и избежать порицания или наказания. Действительно, зло, причиненное нам, является грехом, но мы должны признать, что и наше не прощение греха, совершенного против нас, тоже является грехом.

2. Покайтесь в том, что совершили грех и навсегда оставьте его.

Мы не должны сводить счеты с человеком, обидевшим нас, и наказывать его. Нужно отдать все это в руки Господа и попросить Его вырвать этот грех – желание отомстить – из нашего сердца.

Этот первый шаг очень важен, но мы также должны осознать, что процесс заживания глубокой раны может длиться долго. Однако у нас всегда есть возможность возложить свою боль на Бога, благодарить Его за прощение наших грехов и просить помочь нам простить своего обидчика.

3. Молитесь за обижающих вас.

Молиться за обижающих нас – это самое эффективное средство изменить наше отношение к тем, кто обижает нас. Это также является заповедью Христа. «Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас” (Лук. 6:28). Господь удивительным образом смягчает наше сердце, когда мы изливаем нашу боль в молитве к Нему.

4. Любите грешников и оскорбителей и делайте им добро.

Иисус Христос сказал: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас… И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними” (Лук. 6:28,31).

Своими собственными силами мы никогда не сможем выполнить это повеление Христа, но мы имеем силу Святого Духа, Который поможет нам исполнить то, что требует от нас Бог. Проявление доброты и внимания к нашему обидчику может стать средством, с помощью которого Бог хочет использовать нас для Своих целей.

Использует ли нас Бог для этой цели или нет, в любом случае это есть благословение для нас, чтобы мы могли осознать наше ожесточенное сердце и горечь в душе, и заменить эти пагубные, разрушительные чувства добротой, любовью и всепрощением.

Мы никогда не будем похожи на Христа, если не будем прощать своих ближних и любить своих врагов. Обиды и оскорбления, от которых мы страдаем, не должны вызывать у нас негодование и враждебность. Мы должны смотреть на наши обиды и страдания как на возможность довериться Богу и позволить Ему изменять нас и делать похожими на Иисуса Христа, воспитывать в нас прощение, терпимость, сострадание и безусловную любовь к своим ближним и врагам.

Если мы отдадим свое сердце Богу, зная, что Он имеет благие цели на нашу жизнь, в нас потечет от Него поток мира и радости вместо горечи обид, которые мы научимся прощать.

Чарльз Стэнли
С англ. Людмила Успленьева

Прощение играет очень важную роль в жизни христианина. Не научившись прощать, нам очень трудно построить созидательные взаимоотношения друг с другом. Дело в том, что в процессе нашего взаимодействия с людьми, мы постоянно сталкиваемся с обстоятельствами, когда кто-то поступает с нами неправильно. Эти неверные действия обязательно есть у всех людей.

— Кто-то делает их по незрелости, недосмотру, или неопытности, абсолютно не желая причинить нам боли или сделать нам какую-то неприятность.
— Кто-то — из обиды, в порыве чувств, не имея в себе силы победить злобу.
— А чьи-то действия могут быть намеренным шагом, спланированным для того, чтобы досадить нам.

Это жизненная реальность, связана с тем, что мы живём в греховном мире. Вокруг нас несовершенные и грешные люди, во многом, такие же, как и мы. Неправильные действия людей, по отношению к нам становятся особенно трудными и болезненными для нас тогда, когда мы пытаемся им помочь, пытаемся их исправить. Мы жертвуем ради их блага своим временем, и внутренними силами. А они, вместо того, чтобы послушать нас и спокойно признать свою вину и начать исправляться, говорят о каких-то наших проблемах и недостатках, совершенно не связанных с вопросом, о котором идёт речь.

Очень часто подобная реакция людей выводит нас из себя. У нас нарушается мир в сердце. Наши взаимоотношения с ними, а часто и с другими людьми приобретают напряжённый характер. Мы больше не способны пытаться помогать кому-либо, опасаясь, что реакция будет такой же. По этой причине, Иисус Христос в нескольких местах Нового Завета специально подчёркивает, прежде чем начать созидать других, нам нужно приготовиться прощать. То, что с нами будут поступать неправильно, нам будут причинять боль — это факт. И нам нужно быть к нему готовыми.

Служение созидания невозможно без прощения. Горечь обиды или желание мести будут постоянно вносить разрушающее действие в наши взаимоотношения, лишая нас способности положительно воздействовать на других. В Новом Завете, прощение чаще всего выражается греческим словом afieymi. Его основное значение: «отпустить или перестать держаться за что-то». Прощение связано с определённой позицией нашей души, которая происходит в результате того, что мы решаем проявить милость к согрешившему против нас. Хотя специалисты в вопросах взаимоотношений могут видеть несколько граней и стадий прощения, его основное определение можно выразить следующим образом:

Прощение означает, что вы в своём сердце не держите зла или обиды на того, кто причинил вам боль или неудобства. Простить — это значит не позволять обиде и никакой форме злости определять ваше отношение к тому, кто причинил вам боль. Вы продолжаете желать этому человеку максимального добра, и делаете всё, что в ваших силах, чтобы достигать его.

Несколько важных характеристик или элементов прощения помогают нам лучше понимать его сущность.

I. Прощение необходимо тогда, когда нам причиняют боль или неудобство

Прощение касается ситуаций, в которых нам действительно причинили незаслуженную боль. Тех, кто не делает нам зла прощать не нужно. Нам их и так легко любить, воспринимать, вмещать и т. д. Прощать нужно тех, кто каким-то образом осложняет нашу жизнь, причиняя нам боль или неудобства. Иногда это может быть большое зло и большая боль. Иосиф простил своих братьев, сделавших ему много зла (Быт 50:20). Иногда это может быть что-то незначительное. Например, вам не нравится, как человек себя ведёт. Его необузданность, не уважение, не благодарность, не учтивость, не опрятность формируют в вас определённое негативное отношение к нему. Казалось бы, это не большое дело, если человек не поблагодарил вас за сделанное ему добро. Но если в ваше сердце закралась горечь, эта горечь сделает вас неспособными помочь этому человеку научиться быть благодарным, и, скорее всего, серьёзно затруднит ваши взаимоотношения с ним. Единственным средством, которое позволит вам иметь созидательные отношения с такими людьми является прощение.

Итак, прощение необходимо как в больших, так и в малых ситуациях. И там и там нам нужно «отпустить того, кто нам должен»

II. Прощение зависит от прощающего

Прощение это то, что происходит в душе прощающего.

Рим 9:16
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Мы часто видим причину нашего не прощения вне нас. Кто-то или что-то препятствует тому, чтобы мы простили. Нам кажется, что мы могли бы простить, если бы какие-то обстоятельства не помешали нам, если бы люди были бы чуть лучше, если бы они сделали первыми движение к нам и т. д.

Исправление согрешающего действительно зависит от его покаяния. Но наше прощение зависит только от состояния нашего сердца. Это мы должны «отпустить вину», перестать держать её в своём сердце. Это мы, в нашем сердце можем, или продолжать держаться за вину согрешившего, прокручивая её снова и снова в своём сознании, или же отказаться от этого.

III. Прощение — это сознательный отказ от зла

Прощение не основывается на чувствах. Прощение — это решение воли. Это сознательный отказ от того, чтобы злиться на обидчика, отказ от того, чтобы позволять его вине нарушать мир вашего сердца. Отказ вспоминать и думать об этом. Речь не идёт о том, чтобы отказаться вспоминать и думать об этом человеке вообще. Это отказ думать об причинённой обиде.

Многие люди говорят, «я не могу простить!» Это означает, что они находятся в плену эмоциональной реакции, основой которой является жалость к себе, страх или гордость. Именно поэтому они не хотят отпустить вину ближнего. Часто к такому положению привыкают, и даже считают его правильным, или же единственно возможным. В таких случаях, люди постоянно ищут оправдания своего не прощения, вместо того, чтобы искать возможности простить. В таком состоянии сердца созидание невозможно. Для того, чтобы такому человеку научиться прощать, ему нужно, прежде всего, научиться правильно мыслить, и затем, на основе этого, принимать волевые решения простить обидчика. Оно должно быть решением нашей воли!

«Когда мы прощаем, мы принимаем сознательное решение не думать, и не говорить о том, что сделал нам кто-то, что причинило нам боль или неудобства». Ken Sande, The Peacemaker.

Мы не говорим о том, что, решив простить кого-то, мы сразу сможем это сделать. Нам ещё предстоит процесс работы, в котором нам нужно будет достичь победы над негативными чувствами. Всё начинается с того, чтобы научиться мыслить о прощении по библейски. Затем, на основании этого, мы принимаем волевое решение о том, чтобы отпустить вину ближнего и не держать на него зла в сердце. Наше библейское мышление и решение простить сделают возможным изменение наших чувств, вытесняя из них горечь и обиду.

IV. Прощение необходимо самому прощающему

Есть несколько причин, по которым прощение необходимо тому, кто прощает, прежде всего.

А. Прощение даёт сердцу мир!

B. Прощение — это освобождение от зла

Всякий раз, когда мы не хотим изгнать зло из своего сердца, мы проигрываем. Всякий раз, когда мы находим оправдание злу, вместо того, чтобы искать возможности освободиться от него, мы причиняем себе огромный ущерб.

C. Зло разрушает нашу жизнь!

Оно наполняет нас горечью, лишая нас мира и удовлетворённости! Оно делает нас несчастными. Поэтому, мы сами должны быть лично заинтересованы в том, чтобы прощать, избавляясь от горечи в сердце.

D. Прощение делает нас способными созидать!

Зло лишает нас способности правильно поступать в сложных ситуациях. Не отпустивши вину из своего сердца, сохраняя и оправдывая вращающуюся в наших мыслях злобу, мы не имеем возможности созидать. Мы не можем исправить того, кто поступает с нами неверно. Более того, наша обида и горечь обязательно производят дополнительную негативную реакцию человека, причинившего нам неприятность. Это ещё более повергает нас в обиду и горечь. В результате всё более и более осложняем нашу жизнь! И мы делаемся абсолютно неспособными созидать души вокруг нас! Причина этого — в нашем не желании и неумении простить!

Итак, прощение нужно нам самим. Прощение это средство избавления от горечи в душе. Прощение ставит нас на основание, с которого мы можем научиться созидать. Прощать очень трудно, но жить в состоянии не прощения ещё труднее

V. Прощение не означает одобрение того, что сделано

Нас могут обижать самые разные ситуации.

Например:

— Водитель машины впереди вас или рядом с вами создал вам помеху своими действиями.
— Компания, продавшая вам какой-то товар, обманула вас, прислав вам не то, что вам обещали.
— Молодой человек не посчитался с вашим возрастом, ведя себя не почтенно, по отношению к вам.

Всё это неправильно. Простить этих людей, не значит одобрить их действия. Это значит не держать на них зла. Искренне желать им добра.

1 Петра 3:9
не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.

Зло в людях можно победить только добром.

Рим 12:21
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Только тогда, когда мы откажемся от зла в сердце, мы приобретем способность, правильно исправить ситуацию, насколько это будет возможно.

Что такое прощение?

Перед необходимостью простить врага или обидчика многие люди теряются, поскольку неверно представляют себе, что такое прощение или вообще этого не понимают. Я хочу пояснить, в чем заключается смысл прощения.

Прощение — это не оправдание обидевшего нас человека, когда мы находим разные причины, по которым он заслуживает прощения. Истинное прощение не зависит от поведения обидчика, которое искупает (или не искупает) содеянное им зло. Прощение определяется исключительно вашим внутренним решением простить по любви, простить ради самого прощения.

Если человек причинил зло намеренно, он никогда не сможет полностью оправдаться и целиком искупить свою вину. Но, тем не менее, необходимо прощать тех, кто причинил вам зло. Это нужно в первую очередь вам самим — чтобы жить в свободе и с легким сердцем, не сгибаясь под тяжким грузом непрощения.

Прощение вовсе не требует умаления боли и страданий. Простить — не значит сказать: «Мои переживания — ерунда, они ничего не стоят» или «Не так уж сильно я и пострадал». Прощение выражается словами: «Я принимаю решение не держаться за причиненные мне боль и обиду, я отказываюсь от желания отомстить обидчику, я отпускаю его с миром».

Прощение не означает, что обидчик не должен понести справедливое наказание за содеянное. Допустим, я прощаю человека, но если его преступление требует наказания или возмещения ущерба, то закон остается в силе. Прощая, вы передаете человека в руки Бога, чтобы суд вершил Он. Прощение — это акт доверия Богу, вера в то, что Он Сам разберется с этим человеком, как посчитает нужным. Суд Божий — это Высший Суд, который вершится под эгидой милосердия и любви. И не забывайте, что божественные понятия о справедливости очень часто не совпадают с человеческими, земными понятиями.

Многие считают, что время лечит душевные раны. Мне такие случаи не встречались. Конечно, воспоминания со временем теряют остроту. Люди растут и меняются. Но поток времени не способен унести тяжелые чувства и переживания. И десятки лет спустя мучительные события детства вдруг отзываются все той же болью.

Можно легко забыть мелкие обиды, которые едва задевают душу. Но для того, чтобы простить за глубокие душевные раны или за серьезное зло, требуется пройти нелегкий путь. Чтобы пройти его до конца, необходимо время и желание. Никогда не стоит забывать, что прощение является волевым действием.

Следует также помнить, что прощение — это проявление силы. Некоторые люди считают, что прощать – удел слабых. Неправда. Много ли надо усилий, чтобы затаить в себе гнев, ненависть или обиду? Совсем не надо: эти непрошеные постояльцы обосновываются в душе сами по себе. А вот чтобы изгнать их и жить с миром в душе, необходима немалая сила духа. Есть люди, стойкость и сила которых известна многим, а они призывают к прощению. Махатма Ганди однажды сказал: «Слабые люди не могут простить. Прощение — привилегия сильных».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В молитве Господней «Отче наш» мы выражаем нашу ежедневную нужду в хлебе насущном и такую же нужду в еже- дневном Божьем помиловании, говоря: «И прости нам долги наши…» на том основании, что и мы всё простили должникам нашим.

Если мы не выполняем этого Божьего порядка,— все наши молитвы о собственном прощении напрасны. Не прощая других, мы сами остаёмся непрощёнными Богом. Своим непрощением мы разрушаем мост, через который нам самим приходится переходить ежедневно. Не прощая брата, мы выносим смертный приговор брату, а Бог выносит смертный приговор нам.

Вы спросите: почему Бог так неумолим в этом вопросе? Потому что дух непрощения — не Божий Дух. Наше непрощение обнажает нашу же душу и показывает всем: кто мы?

Непрощающий человек обычно не имеет сознания и чувства собственной греховности и виновности перед Богом. Он не представляет себе, насколько ничтожна задолженность ближнего перед ним по сравнению с собственной задолженностью перед Богом. Наш ближний вряд ли способен нагрешить против нас столько за всю жизнь, сколько мы можем за- должать Богу за один короткий день.

Непрощающий показывает тем самым, что он сам никогда ещё не пережил Божьего оправдания; ибо только рожденный от Бога получил от Него новую способность любить и прощать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *