Протестант

ПОЧЕМУ БАПТИСТЫ НЕ ПРОТЕСТАНТЫ

Baptist International Evangelistic Ministries

В нашей стране людей делят на три религиозных группы. Если ты не еврей и не римо-католик, то автоматически протестант. Следовательно, баптистов обычно называют «протестантами». Однако это не соответствует фактам. Баптисты никогда не были протестантами.
Началом Протестантской Реформации, как правило, считается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к двери церкви Виттенбергского замка в Германии. Но это было только одним из ряда событий, приведших к открытому разрыву протестантов с Римом. Другим событием огромной важности, но часто пренебрегаемым, бил Второй Сейм (или Собор) в Шпейере 25 апреля 1529 года. Это был Римско-католический Собор, одной из целей которого было — остановить прогресс лютеран и других, не подчиняющихся Папе группировок. Некоторые лютеранские князья предстали перед этим Сеймом с официальным протестом против вопросов, в которых Сейм шёл вразрез со Словом Божиим, т. е. тем, как они его понимали. Протест был подписан Саксонским курфюрстом Иоанном, маркграфом Георгом Бранденбургским, ландграфом Филиппом Гессенским, графом Вольфгангом Ангальским и представителями четырнадцати имперских городов. Протест должен был оградить их от решений Сейма, он был защитной мерой. Прославленный церковный историк Филипп Шааф делает такое, достойное внимания, замечание: «На основании этого протеста и воззвания лютеран начали называть протестантами» («История Христианской Церкви», том VII, стр. 692). Те же факты есть в Католической Энциклопедии (том XII, стр. 495).
Эти лютеранские лидеры (и несколько реформатских) которые подавали протест на знаменитом Шпейерском Сейме, говорили от своего имени, а не от имени баптистов. О баптистах же они сами говорили, что «все анабаптисты и перекрещенцы, мужчины или женщины зрелого возраста, подлежат суду и казни огнём, мечом и другими средствами, как подобает таким лицам; без предварительного следствия перед духовными судьями». Следовательно, баптисты не были причастны к этому протесту, и не могут носить название «протестант». Я продолжу объяснение, почему баптисты не протестанты, приводя следующие основные причины.

Исторически баптисты не протестанты
Протестантизм начался в шестнадцатом веке. В это движение входят лютеране, реформаты и другие, кто был когда-то римо-католиком, и оставил Римско-Католическую веру, чтобы основать свои церкви или деноминации. Баптисты же никогда не покидали Римско-Католической церкви, как это сделали Лютер, Кальвин и Цвингли. Они не покидали её, потому что никогда не были в ней. Их существование не началось Реформацией, но имело место за сотни лет до неё.
Баптисты не пытаются проследить своё историческое прошлое до времён Апостолов. Они только утверждают, что во все периоды церковной истории бывали группы, которые держались тех же доктрин, каких сегодня держатся баптисты. Эти группы могли быть или не быть связанными между собою, и были известны под различными названиями. Например, были монтанисты (150 г. Н.Э.), новацианцы (240 г. Н.Э.), донатисты (305 г. Н.Э.), павликиане (650 г. Н.Э.), альбигойцы (1022 г. Н.Э.), вальденсы (1170 г. Н.Э.), а название «анабаптисты» было известным до времён Протестантской Реформации. Полная историческая информация опровергает взгляд о том, что пока не появился Мартин Лютер со своим протестом, существовала только одна религиозная группа — Римско-Католическая церковь. Всякий, кто утверждает это, просто не исследовал все доступные данные.
Теперь я хотел бы привести одно не баптистское свидетельство о древности баптистского народа. Кардинал Гостий (1504-1579) был римо-католическим прелатом, посвятившим свою жизнь исследованию и подавлению некатолических групп. Папа Павел IV назначил его одним из папских председателей знаменитого Трентского Собора. Гостий энергично исполнял работу контрреформации. Если уж кто знал в послереформаторский период историю некатолических групп, то этим человеком был Гостий. Кардинал Гостий говорит: «Если бы баптистов не мучили и не отсекали ножом в прошедшие 1200 лет, их набралось бы больше, чем реформаторов» (Letters Apud Opera, стр. 112-113). Заметьте, что этот осведомлённый католический учёный говорит не только о различных гонениях, которым подвергались баптисты, но и ясно отличает их от реформаторов, и датирует их бытность не менее чем 1200 годами до Протестантской Реформации.
Из этого свидетельства явствует, что если баптисты жестоко преследовались протестантскими реформаторами и их последователями, они никак не могли быть протестантами. Несчётные тысячи баптистов потеряли своё имущество, земли и жизнь в этом гонении. Конрад Гребель умер в тюрьме в 1526 году. Феликс Манц был утоплен властями в Цюрихе в 1527 году. Известный баптистский лидер Бальтхаузер Хубмайер был сожжён на костре в Вене 10 марта 1528 года. Спустя три дня его жену сбросили в Дунай с моста с камнем на шее. Все факты обильно подтверждают, что исторически баптисты не протестанты.

Догматически баптисты не протестанты
Точка зрения, что баптисты разделяют общее учение с протестантскими группами, основана на неправильном представлении фактов. Между ними существуют разительные различия. Мы приведём шесть из них.
(1) Баптисты верят всем сердцем, что для жизни и благочестия достаточно только Божьего Слова. Мы читаем: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим. 3:16). Различные протестантские деноминации имеют кредо и катехизисы и целый ассортимент доктринальных мерил и стандартов. Баптисты держатся только Библии.
(2) Баптисты верят, что Христос — Глава Церкви, как и Писание говорит: «…Христос Глава Церкви…» (Еф. 5:23). Над баптистскими церквами нет земного надзирателя. Баптисты не имеют деноминации в смысле организации, которая управляет поместными общинами. Каждая поместная церковь автономна и ответственна только перед Христом, который есть её Глава.
(3) Баптисты верят всем сердцем в свободную церковь и свободное государство. Христос ясно учил, что у церкви и государства есть свои сферы, когда говорил: «…итак отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Матф. 22:21). Баптисты энергично противятся всякому союзу между государством и церковью, и верят, что управляемая государством церковь — жалкая пародия христианства и прямое уклонение от Писания. Все протестантские реформаторы навязали своим последователям государственные церкви! Сегодня американцы наслаждаются отделением церкви от государства только благодаря неусыпной активности баптистов с первых дней нашей истории.
(4) Баптисты твёрдо верят в индивидуальную отчётность перед Богом, потому что Писание ясно учит: «Итак каждый из вас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:12). Священник не может отвечать за тебя. Церковь не может отвечать за тебя перед Богом. Крёстные родители не могут отвечать за тебя. Никто не спасается тем, во что верят его родители. Никто не спасается на основании отождествления с какой-то религией. Он ответит за себя Богу. Как правило, протестанты не держатся этого, основанного на Писании, учения.
(5) Баптисты всегда держались крещения по вере. Никто из протестантских реформаторов не придерживался этого учения. В Писании вера и покаяние всегда предшествуют крещению. В день Пятидесятницы Пётр ясно сказал народу: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас…» (Д. Ап. 2:38). Из этого явствует, что если младенцы не способны каяться, крещения младенцев нет и не должно бить. Нельзя крестить неверующих. В учении о крещении реформаторы последовали за Римом. Баптисты же твёрдо стояли в этом вопросе на учении Христа и Его Апостолов.
(6) Основываясь на Писании, баптисты всегда держались возрождённого членства церкви, то есть такого членства, которое состоит только из людей, имеющих достоверное свидетельство веры в Иисуса Христа. В Апостольской церкви только уверовавшие, только принявшие Слово Божие и покаявшиеся во грехах, допускались к крещению и принимались в члены церкви (Д. Ап. 2:41). В Апостольской церкви не было автоматического, обрядового членства, и сегодня нет такого членства в баптистских церквах.
Из обзора этих простых тезисов становится ещё более ясно, что баптисты не протестанты.

Баптисты не протестанты на практике
Несколько простых наблюдений указывают на то, что баптисты коренным образом отличаются от протестантов по целому ряду аспектов. Протестантские группы ссылаются на своего основателя. Лютеране указывают на Мартина Лютера, реформаты — на Жана Кальвина. Пресвитериане были основаны Джоном Ноксом, методисты открыто признают Джона Весли своим основателем. А кто основал баптистские церкви? Этот исторический вопрос заслуживает серьёзного исследования. Невозможно найти человека, который основал баптистские церкви. Если бы нам и пришлось назвать основателя из людей, мы назвали бы Петра, Павла, Иакова и Иоанна.
Мы отличаемся от протестантов местом своего рождения. Лютеране родились в Германии, реформаты в Швейцарии и Голландии, пресвитериане в Шотландии, епископалы в Англии, но баптистам нужно назвать своим местом рождения Палестину.
К тому же символ веры баптистов — это не Аугсбургское Исповедание, не Каноны Дорта или Вестминстерское Исповедание, но простое Слово Божие. Поэтому невозможно отождествлять баптистов с протестантами.
Баптистов никогда не связывали с протестантами и никогда не отождествляли с Римско-Католической церковью. На протяжении лет до и после Реформации они сохраняли свою идентичность и оставались верными Писанию. Настоящие баптисты держатся простого учения Христа и Апостолов. За эти данные Богом доктрины они готовы были умирать. Баптист шестнадцатого века Ганц Денк сказал: «Вера означает послушание Слову Божьему, будь то на жизнь или на смерть». Для многих это обернулось смертью.
Во время Реформации в Роттенбурге за менее чем десять лет было казнено 900 баптистов. Эти казни бывали часто свирепыми и жестокими. Приговор одному баптисту, Михаилу Сетелеру, звучал так: «Михаил Сетелер будет отдан палачу, который отведёт его на место экзекуции и отрежет ему язык. Затем он бросит его в повозку, и будет дважды рвать его тело горячими щипцами; затем он приведёт его к воротам города, и там опять будет терзать его тело тем же образом». Так умер Михаил Сетелер в Роттенбурге 21 мая 1527 года. Его жена и другие женщины были утоплены, а нескольким мужчинам отсекли головы.
Баптисты не протестанты, но держатся предписаний и дела Христа и Апостолов. Баптисты верят, что чистое Слово Божие достаточно авторитетно во всех вопросах. Баптисты отвергают все человеческие предания и обряды, которые возникли со времени Апостолов.

Реформация Римско-католической церкви, случившаяся в XVI веке, породила новое ответвление христианства — протестантизм. Инициатором Реформации стал немец Мартин Лютер, составивший 95 тезисов об истинном христианстве.

В самом протестантизме за долгое время возникло множество ответвлений. Например, протестантами считаются лютеране, кальвинисты, англикане, баптисты, пятидесятники, адвентисты. Но всех их роднит одно: принципиальные отличия их веры от веры католиков и православных.

Реформация христианской церкви

Первый раскол церквей в христианстве произошёл в 1054 году. Тогда христианская церковь разделилась на Православную и Римско-католическую. А в XVI веке случилось ещё одно разделение, и её инициатором стал член ордена августинцев Мартин Лютер. Долгое время он наблюдал за непотребными, по его мнению, вещами, которыми занимались католические священники. Осудил он и торговлю индульгенциями, не побоявшись открыто высказать своё мнение. Лютер написал 95 тезисов, где утверждал, что господство религиозной доктрины когда-нибудь погубит веру. За это папа Лев X предал Мартина Лютера анафеме и отлучил от церкви. Но к тому времени у Лютера уже было достаточно последователей, принявших протестантизм.

Портрет Мартина Лютера. Л. Кранах Старший

Людям пришлось по нраву утверждение Лютера, что священники не должны торговать отпущением грехов, стремясь к обогащению и власти. К тому же, Мартин объявил, что единственный путь спасения своей души для христианина — это его вера, дарованная Богом. А ещё священники, по мнению Лютера, не являлись необходимыми посредниками между человеком и Богом, так как «человек спасает душу свою через веру, а не через Церковь». Впоследствии учения Мартина Лютера распространились во многих странах. И верования, и церковные обряды протестантской церкви отличны от православной и христианской.

Основные отличия протестантства от других направлений христианства

Протестантизм считается одним из основных направлений христианства, при этом не считаясь ортодоксальной религией. В протестантской церкви нет общего главы, в то время как у католиков есть Папа Римский. Католичество базируется на Священном Предании и Священном Писании. У православных же авторитетом являются Священное писание и труды святых отцов. А в протестантской церкви признаётся лишь Библия. Для православных христиан Бог един в трёх лицах: Боге Отце, Боге Сыне и Боге Святом Духе. Католики же верят, что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына. В протестантизме же принят общехристианский Символ веры.

Последователи протестантской церкви ходят в храмы и молитвенные дома, где, в отличие от католических и православных церквей, нет икон. Встречаются только изображения креста. Отсутствует у протестантов и культ Девы Марии, в то время как православные и католики почитают её. Святым в протестантской церкви тоже не молятся. А в православной и католической церкви им возносят молитвы как заступникам перед Богом. Ещё одно отличие этих христианских вероисповеданий состоит в отношении к церковным таинствам.

В православии и католичестве семь церковных таинств, а в протестантизме — всего два: крещение и причащение. При этом детей во младенчестве протестанты не крестят. Исповеди в протестантской церкви также не считаются обязательными, как и отпущение грехов. Отвергают протестанты и христианское учение о «мытарствах» и чистилище. Православные же верят, что душа умершего проходит испытания после смерти, а католики — что душа попадает в чистилище, где освобождается от грехов.

Сегодня во всём мире насчитывается около 800 миллионов протестантов, что составляет 37% от всех христиан. А в России к протестантской церкви принадлежат свыше 2,5 миллионов верующих.

Читайте также: Почему православные и католики крестятся по-разному

Возникновение протестантизма

Протестантизм — третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

См.также: Реформация, Контрреформация.

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты
  • Баптисты
  • Адвентисты
  • Пятидесятники
  • Свидетели Иеговы
  • Мормоны

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ. quake — «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган — Всемирная конференция меннонитов, находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

10. Narody Dagestana (The Peoples Of Dagestan). Moscow: Nauka, 2002. 588 p. (In Russian).

УДК 94(73):284

E. В. Галкина

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ПРОТЕСТАНТИЗМА (30-е гг. XVII-XVIII вв.)

Статья посвящена особенностям протестантизма в Америке, начиная с заселения северо-восточных колоний переселенцами из Англии. Проведен анализ особенностей религиозной доктрины американского проте-стантизма и его различных деноминаций. В ней определены, как исключительно новые характеристики, приобретенные из опыта жизни колонистов в Новом Свете, так и привезенные из метрополии. Значи-

тельное место в статье занимает вопрос о первом евангелическом движении в Северной Америке «Великом Пробуждении» 1720-1760-х гг., связанном с религиозным обновлением в обществе и церкви.

Ключевые слова: протестантизм, доктрина, Северная Америка, Новый Свет, «Великое Пробуждение», церковь, государственная власть.

Е. V. Са1к1па

DISTINCTIVE FEATURES OF AMERICAN PROTESTANTISM (30s OF THE XVII-XVIII CENTURIES)

Key words: Protestantism, the doctrine, North America, the New World, «The Great Awakening», church, state power.

Актуальная и в прошлом, и в настоящее время концепция «американской исключительности» возникла из особенностей американской прозы XVII в. Поэтому, современными историками не случайно уделяется определенное внимание истокам этой «американской исклю-

чительности» (American uniqueness), которые лежат в основе американского протестантизма, отличавшегося от традиционного пуританизма.

Среди источников американских протестантов в отдельную группу мы относим сочинения пуритан, включающие в себя их речи, литера-

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

турные сочинения, трактаты, поэзию, а также их журналы и памфлеты .

Еще одну значительную группу источников составляют проповеди. Особенность этих источников заключается в целенаправленности усилий их авторов собрать всю совокупность возможной информации о церковной службе новоанглийских конгрегаций. Проповеди помогали решать верующим насущные жизненные проблемы в сфере духа. Это подтверждает анализ проповедей знаменитых (в протестантском движении) квакеров Дж. Фокса (родоначальника квакерского движения), Дж. Вулмана, М. Фелл и др. .

Огромный сервер крупнейшей библиотеки Америки — Библиотеки Конгресса США постоянно пополняет коллекцию исторических текстов. В коллекции редких книг Библиотеки Конгресса широко представлены тексты редких рукописей, памфлетов, книг от 1774-1790 гг. до 1930-х гг. На этом же сервере можно познакомиться с различными выставками. Так, материалы о религии и основании американской государственности содержатся на сайте Библиотеки Конгресса США. В собрании «Американская память» имеются источниковые коллекции о Томасе Джефферсоне (собрания его писем, полная его биография), Бенджамине Франклине и многих других деятелях революционной эпохи.

Исключительно полезными для историков-американистов являются сайты крупнейших университетов Америки,которые ведут фундаментальные исследования в новых отраслях знаний. Это домашние страницы Гарвардского, Браунского Университетов, Канзасского университета и др.

Обратимся к истокам американского протестантизма. В сентябре 1620 г. группа пуритан-сепаратистов, одержимая религиозными гонениями на родине, отбыла в Америку на корабле «Мэйфлауэр» по договору с Плимутской компанией и в конце года высадилась на побережье нынешнего штата Массачусетс, где основала поселение Новый Плимут, который положил начало Новой Англии.

Протестантизм был религиозной основой переселенцев в Новый Свет в северо-восточные американские колонии, начиная с 1630-х гг. .

При анализе религиозной жизни в новоанглийских колониях в XVII — начале XVIII вв. необходимо учитывать ряд обстоятельств. Во-первых, в подавляющем большинстве протестантское население колоний. В начале XVIII в. среди 2,5 миллионов человек только 25 тысяч были католиками и 2 тысячи — иудея-

ми. Во-вторых, в середине XVIII в. в Северной Америке был определенный процент приезжих (формально верующих), не посещающих ни одну церковь. И таких колонистов было гораздо больше, чем в какой-либо европейской стране .

Неудовлетворенность англиканской церковью, гонения со стороны британских властей объединяло всех пуритан, которые стремились к моральному совершенствованию в повседневной жизни, а также к стремлению упростить религиозные обряды и культы. На практике это выражалось в желании улучшить «качество» самих священников, ограничить авторитет и богатство епископата, применять самые строгие принципы своей морали к церкви, обществу, государству.

Важнейшим элементом мировоззренческой и жизненно-практической ориентации эмигранта в Америку стал принцип свободы выбора. Гонения, или, по крайней мере, притеснения, радикальных пуритан в Европе не заставили их долго колебаться в вопросе о переселении. Разочарованные в погрязшей в грехе Европе, они двинулись за океан строить свой чистый, истинно христианский, по их представлениям мир.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Американский протестантизм имел множество деноминаций: американские англикане, пресвитерианцы, конгрегационалисты, квакеры, баптисты, методисты и др.

Обратимся к квакерам, которые известны своими пацифистскими настроениями. Их проповедь была направлена на мирное сосуществование народов, неучастие в военных действиях, жизнь без насилия и пролития крови, без принуждения участвовать в войнах и вооруженной борьбе. Они категорически отказывались брать в руки оружие. Их пацифистская доктрина легла в основу миротворчества в эпоху нового и новейшего времени .

Религиозные догмы квакеров отличались от других протестантских деноминаций особой насыщенностью образов из Библии, самим построением проповеди .

Квакерство отвергало всякое внешнее выражение религиозности, церковные обряды, таинства (даже крещение) и институт священников. В молитвенных домах квакеров отсутствовали какие-либо религиозные символы, не допускались пение и музыка. Сущность религии квакеры видели в озарении Св. Духом, который нисходил на каждого верующего человека и направлял его к нравственному совершенству.

Появление первых квакеров на американской земле совпало с периодом Английской революции XVII в. Квакеры отделились от англиканства в 1689 г., и возникло их самоназва-

ние «Общество друзей», по библейскому выражению: «Вы мне друзья, если соблюдаете заповеди мои» .

Джон Вулман — один из идейных лидеров квакеров писал: «Члены квакерского Общества называли друг друга Друзьями и писали это слово с большой буквы» .

Кальвинистскую доктрину о предопределении и божественном спасении избранных квакеры всячески не принимали, утверждая, что И. Христос пожертвовал своей жизнью во имя спасения всех людей, и божественное озарение есть в каждом человеке.

За радикальные взгляды «Друзей» преследовали в метрополии, применяя достаточно жестокие наказания (например, отрезание пальцев, ушей, бичевание, заключение в тюрьмы) за их религиозную приверженность собственным толкованиям протестантских доктрин .

Маргарет Фелл, верная последовательница идей Дж. Фокса, впоследствии ставшая его женой, составила в 1660 г. «Декларацию Божьих людей, именуемых квакерами», которую подписали, кроме нее, еще 13 «Друзей» (сам Дж. Фокс, Р. Хаберторн, С. Фишер, Дж. Стеббс и др.). В ней в частности говорилось: «Мы -люди, которые следуют принципам, ведущим к миру, любви и единству; мы желаем, чтобы и другие шли таким же путем, и мы отвергаем и свидетельствуем против всякой борьбы, войн и раздоров… Наше оружие не плотское, но духовное» .

Оппозиционность квакеров в Англии заставила их отправиться искать лучшую долю в Новый Свет. Они были категорически против как государственной власти, так и англиканских порядков. Вследствие этого, на родине их жестоко преследовали как государственные власти, так и церковные . Позиции властей в американских новоанглийских колониях не так сильно опирались на церковь, как в метрополии, и квакерам в Новом Свете были предоставлены большие религиозные и политические свободы. Так ими заселялись Пенсильвания (названная в честь квакера У. Пенна), Нью-Джерси, Массачусетс, Род-Айленд, Виргиния, Нью-Йорк и др., где они образовали значительные общины .

Множественные протестантские течения в Новом Свете (англиканство, квакерство, пресвитерианство, баптизм, методизм, конгрегационализм и т.д.), имея свой взгляд на религиозные догмы, все-таки пришли осознанно «к признанию человека как части мироздания, свободного от вмешательства каких бы то ни

было сверхъестественных сил, а также принципов рационализма с его идеей свободы человеческой воли. Поэтому не удивительно, что по своим религиозным убеждениям значительная часть американцев к середине XVIII в. была привержена так называемой «естественной религии» и «сверхъестественному рационализму», согласно которым, человеческий разум в состоянии определить основы «естественной религии», существование Бога, моральный долг и божественную систему поощрений и наказаний» .

Постепенное усиление влияния протестантского рационализма к середине XVIII в. способствовало утверждению идей, в которых значительно смягчалась зависимость человека от воли абсолютного суверенного Бога, который, избирая людей для спасения исключительно по своему усмотрению, не принимал во внимание их устремления и заслуги.

История ранней Америки — это, прежде всего, адаптация традиционного социокультурного опыта поселенцев к условиям Нового Света. Религиозные представления, нормы и ценности иммигрантов способствовали их выживанию в новой среде. Различные протестантские течения действовали в обществе, в определенных условиях американской реальности XVII—XVI11 вв. Сама атмосфера в колониях вынуждала религию становиться более приемлемой для американцев, отвечать новым общественно-политическим и духовным запросам населения, формировать американское национальное сознание.

Представляется, что конфессиональная мо-заичность в Америке способствовала смятению религиозных конфликтов в обществе. Разные ветви протестантизма быстрее находили точки соприкосновения, так как у них были единые противники — мощная католическая церковь, а также государственная церковь Англии, против которых успешно можно было бороться только общими усилиями. Поскольку среди иммигрантов были представители из разных стран, то они не принимали все английское, в том числе и религию.

Еще одной отличительной особенностью американского протестантизма в Америке 1720-1760-х гг. является Первое «Великое Пробуждение». Это евангелическое движение, которое не имеет аналогий в других ветвях христианства .

«Великое Пробуждение» развернулось в 2040-е гг. XVIII столетия сначала в Новой Англии, а во второй половине XVIII в. распространилось на запад и юг Америки. Оно, по мнению

ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

отечественного историка А. А. Кисловой, было «реакцией на авторитарный режим пуританской олигархии Массачусетса и представляло собой массовое народное движение против английских порядков в колониях и борьбу за демократизацию социально-политических институтов» . Это придавало известную силу и религиозному «оживленческому» движению, которое развивалось в форме волны ривайве-лов (религиозных «обновлений») .

Представляется, что «постепенно ривайве-лы начали принимать массовый характер, а проповедники, «специализировавшиеся» на их проведении, позже стали называть себя евангелистами. Центр идейной борьбы был перенесен из церквей на улицы, под открытое небо, на массовые собрания верующих. Внешне ри-вайвелы представляли собой собрание (позже своего рода митинги), где местный, а чаще приезжий проповедник произносил эмоциональную проповедь, призывая слушателей покаяться в совершенных грехах, очиститься от них и, переродившись, изменить свою жизнь, стать настоящими христианами» .

Отметим, что ривайвелы в раннеамерикан-ском протестантизме отличались в желании проповедников активизировать религиозную жизнь у верующих, а не сводить её к формальным отправлениям культа, как это было зачастую на северо-востоке США в новоанглийских колониях.

«Великое Пробуждение» вовлекало в себя религиозных лидеров различных вероисповеданий (конечно, преимущественно протестантских, например, деятельность голландского проповедника Т. Фрелингюйзена в «срединных» колониях Америки — Нью-Джерси, Нью-Йорке, Пенсильвании, проповеди Дж. Эдвардса в Массачусетсе, огромное значение необходимо отдать основателям методизма братьям Уэсли в рамках ривайвелистского движения) и стремилось к ортодоксальности (фундаментализму).

Анализ показывает, что «религиозный фундаментализм включает эсхатологический подход к миру, вытекающий из буквалистского толкования Библии и базирующийся на принципе бескомпромиссного дуалистического разделения участников «драмы истории» на божественные силы добра, ассоциируемые с Америкой, и дья-

вольские силы зла, ассоциируемые со всеми теми, кто безоговорочно и на все 100 процентов не принимает Америку. Это был один из способов сказать «нет» секуляризации мира. Ривай-велизм вновь обострил проблему понимания библейских «чудес», доказывая, что их необходимо толковать не символически, а однозначно текстуально» .

Таким образом, в Новом Свете сформировался свой особый тип протестантизма -американский, со многими специфическими особенностями. Американское общество характеризовалось одной из главных черт — религиозным плюрализмом. Американский протестантизм представляет комплекс множества церковных деноминаций с собственными догмами и организационными принципами. На новой земле протестантизм усвоил все уроки системы гибких компромиссов. Общие трудности сплачивали переселенцев и отодвигали на второй план религиозные и национальные противоречия. Англиканская церковь в колониях являлась достаточно слабой структурой. Хотя она и поддерживалась колониальными властями, тем не менее, даже к середине XVIII столетия у нее не было четкой системы управления, и соответственно, того влияния на население, как в метрополии. При сложившихся благоприятных обстоятельствах в Новом Свете были все условия для развития множественных протестантских течений: пресвитерианства, конгрегационализма, квакерства, методизма, баптизма и др.

В американских условиях протестантские деноминации модифицировались, исходя из более благоприятных религиозных, социально-экономических и политических условий жизни верующих. Стремление привлечь в свои ряды новых верующих не покидала протестантов и в Новом Свете, во многом в силу этого протестантизм стал доминирующей религией в США в рассматриваемый период времени. Добавим, что многочисленное разделение по конфессиям не ослабило протестантизм в целом, а лишь адаптировало его к культурно-этническому разнообразию на новой земле. Политический плюрализм в США дополнялся религиозным, что обогащало жизнь простых верующих, способствовало развитию демократических традиций в Новом Свете.

Источники и литература

1. Вулман Дж. Дневник: Ходатайство о бедных. / пер., вступ. ст. и коммент. Павловой Т. А. / под ред. Спасенко Н. М. М.: Наука, 1995. 335 с.

2. Галкина Е. В. «Великое Пробуждение» как первое евангелическое движение в Северной Америке // Европейский журнал социальных наук (European Social Science Journal). М.: Международный исследовательский институт, 2014. № 8. Т. 3. С. 285-291.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Говорит сам Джордж Фокс / ред. Хью Мак-Грегор Росс, пер. и вступ. статья Т. А. Павловой. М.: ИВИ РАН, 2000. 192 с.

7.Кислова А. А. Идеология и политика американской баптистской церкви (1900-1917 гг.). М.: Наука, 1969. 199 с.

8. Нитобург Э. Л. Церковь афроамериканцев в США. М.: Наука, 1995. 268 с.

9. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М.: Наука, 1981. 256 с.

10. Хроника христианства. / пер. с нем. В. Годфрида. М.: TEPPA, 1999. 464 с.

11. Friend’s Library / ed. by W. and Th. Evans. Philadelphia: Joseph Rakestraw, 1837. Vol. I. 223 p.

12. Gruver R. B. An American History. 4th ed. N.Y.: Knoph, 1985. 933 p.

13. Reay B. The Quakers and the English Revolution. N.Y.: St. Martin’s Press, 1985. 184 p.

8. Nitoburg E. L. Tserkov’ afroamerikantsev v SShA. (Church of blacks in the United States). Moscow: Nauka, 1995. 268 p. (In Russian).

Чтобы люди знали, как жить и что делать, Бог дал им Свои заповеди – Закон Божий. Среди них 10 Заповедей, которые еще называются Декалогом или Десятисловием, занимают особое место. В первых четырех заповедях изложены обязанности человека по отношению к Богу, в остальных шести – общественные обязанности человека к его ближним. Глубокое и благоговейное изучение Десяти Заповедей и следование им открывает человеку неисчерпаемую духовную полноту, несет практическую пользу и духовный подъем.

Десять заповедей
1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой – день покоя – да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убей.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не пожелай чужого (не своего): жену ближнего твоего и не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его… ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *