Протоиерей сергий правдолюбов

ПРАВДОЛЮБОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Правдолюбов Сергий Анатольевич

Сергий Анатольевич Правдолюбов (1890 — 1950), митрофорный протоиерей, священноисповедник

Память 5 декабря в день кончины, 21 сентября в день обретения мощей, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Соловецких, Воронежских, Липецких и Рязанских святых

Родился 13 июня 1890 года в селе Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя духовного училища священномученика Анатолия Правдолюбова. Двое из его братьев — Владимир и Николай — впоследствии приняли мученичество за Христа.

Детство Сергея проходило в Рязанской губернии — в селе Маккавееве и городе Касимове. В 1896 году он перенес тяжелую болезнь, после которой почти совсем потерял слух. Врачи утверждали, что глухота останется на всю жизнь. В сентябре 1896 года отец Анатолий Авдеевич был в Чернигове на открытии мощей святителя Феодосия Черниговского. Он привез с собой небольшой плат и елей от мощей Святителя. Плат возложил на голову больного ребенка, а елей капали в уши. Ребенок совершенно исцелился и всю жизнь прекрасно слышал.

С 1901 по 1905 год обучался в Касимовском духовном училище. Продолжил учебу в Рязанской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую закончил в 1915 году со степенью кандидата богословия. В том же году поступил псаломщиком в Киеве.

В 1913 году женился на Лидии Дмитриевне Федотьевой, дочери касимовского протоиерея Димитрия Федотьева. Венчались в небольшом селе Панино Рязанской губернии Спасского уезда, где служили родственники Лидии Дмитриевны. У супругов родилось семь детей:

  • Анатолий (1914 — 1981), стал священнослужителем, протоиереем
  • Владимир (1916 — 1918)
  • Виктор (1919 — 1943), погиб на фронте
  • Вера (11 сентября 1922 — 25 августа 2014 )
  • Сергий (1925 — 1943), погиб на фронте
  • София (род. 1927)
  • Владимир (род. 1931), стал священнослужителем, протоиереем

26 октября 1915 года был рукоположен во священника Спасской церкви слободы Кукарки (ныне город Советск Кировской области) епископом Вятским Никандром (Феноменовым).

В 1916 году возведен в сан протоиерея и переведен настоятелем в Троицкий собор слободы Кукарка и назначен благочинным первого округа Яранского уезда Вятской епархии, законоучителем девятиклассной женской гимназии, двух мужских средних училищ и председателем педагогического совета гимназии .

В 1923 году по просьбе своего отца переехал в город Касимов Рязанской епархии, где 8 сентября того же года был назначен настоятелем Троицкого храма. В городе проживало и служило много родственников: в Успенской церкви служил его отец протоиерей Анатолий Правдолюбов, в Казанском монастыре — брат, иерей Николай, в кладбищенской церкви всех святых — отец его жены, протоиерей Димитрий Федотьев; в окрестных селах служили дяди отца Сергия — протоиерей Михаил, протоиерей Феодор и иерей Александр Дмитревы.

Каждую неделю родственники собирались в доме отца Анатолия Правдолюбова. Когда в Касимов приехал отец Сергий, он стал постоянным участником этих встреч.

Отца Сергия ценили как необыкновенного проповедника, оратора, апологета не только священники, но и прихожане, собиравшиеся послушать его из других храмов города. В эти годы он произнес весьма пространный цикл проповедей под названием «Объяснение Божественной литургии». Сохранились очень подробные записи этих проповедей.

Протоиерею Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые собиралось множество народа.

Благодаря сплоченности местного духовенства, в чем немалую роль сыграла твердость отца Сергия, обновленческий раскол, распространившийся тогда повсеместно, в Касимове успеха не имел.

В 1924 году вместе со своим отцом и братом Владимиром был в Москве на приеме у патриарха Тихона.

По смерти патриарха отец Сергий сохранял верность митрополиту Сергию и убеждал других в том, что верность ему сохранит Церковь от полного ее уничтожения.

В 1920-х годах неоднократно подвергался репресиям со стороны советской власти.

В 1919/1920 году в Кукаркскую Слободу, пришел карательный отряд красноармейцев. Многих влиятельных людей города они расстреляли на месте, а когда подошли к дому отца Сергия в поисках «главного попа», он сам вышел к ним и сказал: «Это я». Ему не поверили, т.к. вид у священника был очень простой — лысина, маленькая бородка. Красноармейцы ответили ему: «Нет, ты не главный поп, ты — простой поп». Отец Сергий ответил: «Да, я простой священник». Каратели ушли, но отыскали престарелого заштатного протоиерея Алексия и расстреляли его. Отец Сергий всю жизнь молился за убиенного протоиерея Алексия. По другой версии каратели разбудив сторожа Троицкого собора, потребовали сказать, в каком доме живет «главный поп». Сторож показал не на дом настоятеля и благочинного, а на дом прежнего настоятеля, который был в преклонных летах и находился на покое, но для сторожа по многолетней привычке и был «главным попом». Старого священника разбудили, вывели из дома и тут же расстреляли.

Позже отца Сергия арестовали и продержали под стражей два с половиной месяца. Арестованных водили на работу и называли их «трудовым ополчением».

Во время этого ареста группу заключенных, в которую входил и отец Сергий, вывели в лес и приказали копать траншею. Все были уверены, что их расстреляют. Когда всё было готово, подошел состав с испорченной рыбой. Охранник приказал разгрузить четыре вагона тухлой рыбы и закопать в траншею. Люди, выполняя эту тяжелую работу, радовались и благодарили Бога за спасение.

В конце 1929 году отец Сергий был повторно арестован и приговорен к двум годам заключения, но, по многочисленным просьбам верующих, неожиданно к празднику Пасхи был освобожден.

Сидят (слева направо): прот. Димитрий Федотьев, архим. Георгий (Садковский), прот. Анатолий Авдеевич Правдолюбов; стоят (слева направо): иерей Николай Анатольевич, Анатолий Сергеевич и прот. Сергий Анатольевич Правдолюбовы (перед ссылкой на Соловки)

В 1935 году был арестован в очередной раз и отправлен на Соловки. Вместе с ним было арестовано более десяти человек, среди которых были его сын Анатолий и двое братьев: сщмч. Николай и мч. Владимир. Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия — царевича Иакова (XVII век) и Петра Отшельника (современника преподобного Серафима Саровского).

В Соловецком лагере отец Сергий провел пять лет в тяжелейших условиях. Крест исповедничества нес с большим достоинством, духовным опытом и смирением. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Владимира Анатольевича отправили в Карагандинский лагерь и там расстреляли.

Большой поддержкой на Соловках для Правдолюбовых было знакомство с сщмч. Аркадием (Остальским), с которым у них завязалась глубокая духовная дружба.

Несмотря на условия тюрьмы, у заключенных в те годы были возможности для общения, молитвы и даже богослужения. Сохранился Соловецкий антиминс, а у внука отца Сергия, протоиерея Сергия Правдолюбова, как драгоценная реликвия хранится соловецкая епитрахиль в виде простого полотенца, которую отцу Сергию прислали «с воли».

Сын протоиерея Сергия, протоиерей Анатолий, оставил свои воспоминания о годах заключения на Соловках, среди которых есть рассказы о чудесных событиях. Так по молитвам протоиерея Сергия его сын был спасен от неминуемой гибели: узникам, которых задержали на отдаленном островке до глубокой ночи на работах, пришлось добираться до главного острова в полной темноте. Поднялся сильный ветер, очертания островов исчезли во мраке, ветер быстро сносил лодку в открытое море. Неожиданно все увидели яркий свет, похожий на большой костер, разложенный на главном острове. Когда подошли к острову и вышли на берег, с удивлением обнаружили, что никакого огня на берегу не было. Только один отец Сергий стоял у воды и молился за людей, находившихся в море.

В другой раз протоиерей Сергий предупредил своего брата и сына об искушении от нечистого духа, охватившего всех, находящихся с ними рядом в лагерном бараке. Был также случай, когда отец Сергий запретил заключенному-узбеку заниматься гаданием, и тот вынужден был прекратить, т.к. у него после запрета не получалось гадать.

После освобождения из лагеря вернулся в Касимов. Существовал со своей семьей случайными требами, временным служением в том или ином храме, во время болезни штатных священников и тем, что работала его жена, помогая прокормить большую семью.

В августе 1942 года снова был отправлен в тюрьму на шесть месяцев. Ему ставилось в вину «нарушение правил светомаскировки в военное время», которых он не нарушал.

В 1943 году был приглашён на освободившееся место в Никольскую церковь, но прослужил недолго, т.к был мобилизован на трудовой фронт и направлен в Малеево в качестве сторожа Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд.

Три года отец Сергий провел на каменоломнях. Все это время усердно изучал Добротолюбие, творения Святых отцов, а иногда ему удавалось совершать всенощные бдения, на которых пели такие же ссыльные, как и он, среди которых нашелся даже регент церковного хора.

Здесь же, в каменоломнях, он написал свое Завещание, которое озаглавил: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Таин». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям .

С весны по декабрь 1947 года был благочинным Спасского округа и настоятелем Вознесенской церкви города Спасск-Рязанский.

В декабре 1947 года переведен в город Лебедянь, входивший в те годы в Рязанскую епархию, а на его место — благочинным и настоятелем — назначили его родного сына, протоиерея Анатолия. В Лебедяни служил в Преображенском храме.

Здоровье было подорвано в заключении, где он перенес инфаркт. В шестьдесят лет он выглядел восьмидесятилетним старцем.

Скончался 18 декабря 1950 года. Погребен в Лебедяни, у южной части алтаря Преображенского храма.

Священноисповедник Сергий Правдолюбов

Отрывок из завещания священноисповедника Сергия Правдолюбова

Пришло время поста, скажем — Великого. Семь недель почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопоклонная и Страстная — особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом. Трудно? Очень. Особенно в середине и второй поло­вине поста. Плоть корчится, протестует, требует, что­бы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одер­жи верх над телом, проведи весь пост как следует. И ес­ли одолеешь себя — вот и первый твой подвиг!

Настало время молиться? Принудь себя — вот и подвиг!

Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Вооружись, оставь все и иди — вот и подвиг !

Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста — вот и подвиг !

В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце ? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту — вот и подвиг!

Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи — вот и подвиг!

Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенного сердца — вот и подвиг!

Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остано­вись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро — это уже великий подвиг! Святитель Дмит­рий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и мо­лится за них, тот чудотворец».

Открывается тебе случай к неправедному, не­честному приобретению? Уклонись — вот и подвиг!

Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей — вот и подвиг!

Вызывает тебя мир на веселость, на игру во вре­мя поста? Останься дома — вот и подвиг!

Хочется книжку светскую почитать постом, му­зыку послушать, поиграть? Воздержись — вот и подвиг!

Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью — вот и подвиг, подвиг блистательный!

Подашь нуждающемуся человеку, а руку протя­нет невидимо и примет Христос. И будет у тебя на­копляться богатство нетленное на Небесах.

Тропарь. Глас 5

Пастырскаго служения правило / неустанный проповедниче слова Божия / послушания священноначалию наставниче / единства церковного ревнителю / Сергие, исповедниче Христов / Егоже моли // спастися душам нашим.

Кондак. Глас 2

Во священницех благочестно пожив / и многажды темничное злострадание и поношение претерпев / вышнюю радость и славу наследовал е си / сего ради почитаем тя усердно вопиюще // от бед избави нас твоими молитвами Сергие, исповедниче Христов.

Священноисповедник Сергий Касимовский

Протоиерей Сергий Анатольевич Правдолю­бов родился 13 июня (ст. ст.) 1890 года в с. Мак-кавеево Касимовского уезда. От природы он был очень одаренным человеком, но также по­лучил и прекрасное об­разование в Касимов­ском духовном училище, Рязанской духовной се­минарии и Киевской ду­ховной академии, которую закончил с присужде­нием ученной степени кандидата богословия. Служил священником в Слободе Кукарки Вятской епархии. При карательной операции отряда ла­тышских стрелков чудом остался жив.

В 1923 г. о. Сергий с семьей переехал на родину, в Касимов. С 8 сентября назначен настоятелем Троицкой церкви. Всем был известен его неза-заурядный проповеднический дар, послушать его проповеди приходили прихожане из других церк­вей. Сохранились очень подробные записи этих проповедей, которые и сейчас поражают глубиной веры, красотой слова и вместе с тем доступностью богословских истин, для каждого слушающего.

О. Сергию приходилось принимать участие и в публичных диспутах с атеистами, на которые со­биралось множество народа. Но очень скоро они были запрещены, так как атеисты неизменно тер­пели сокрушительные поражения.

Появились приходы, в которых не поминали имя митрополита Сергия и тем самым фактически от­делились от церковного единства. Отец Сергий всегда сохранял верность митрополиту Сергию и убеждал других в том, что отношение к нему как к главе Русской Церкви является залогом ее един­ства. Вёл активную борьбу против обновленцев, пользовавшихся поддержкой карательных органов государства. О. Сергий был награжден крестом с украшениями «за усердное проповедание Слова Божия» и митрой.

В 1929 г. о. Сергий был арестован и заключен в Касимовскую тюрьму со многими священнослу­жителями города и района. Он был приговорён к двум годам заключения, но по ходатайству каси­мовских прихожан в Рязань был освобождён через несколько месяцев.

В 1935 о. Сергий снова был арестован и отправ­лен на Со­ловки. Вме­сте с ним были аре­стованы бо­лее десяти человек, среди кото­рых был его сын Анато­лий и двое братьев: иерей Николай (канонизиро­ван как священномученик) и Владимир (канонизи­рован как мученик). Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Ана­тольевичем жизнеописания всеми почитаемой Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия: царевича Иакова и Петра Отшельника. Крест исповедничества был несён им с достоинством, духовным опытом и смирением, что хорошо показано в соловецких рассказах его сына Анатолия, свидетельствующе­го, что о. Сергий был неким «духовным корнем, из которого все мы выросли».

В 1940 г. отца Сергия освободили, и он вернулся в Касимов. В 1941 г. все церкви были закрыты. О. Сергий изредка служил литургии у себя дома. А в августе 1942 г. его снова без суда и следствия от­правили в тюрьму на шесть месяцев за мнимое «нарушение правил светомаскировки в военное время». Только через полгода отец Сергий был освобожден, а в марте 1943 г., во многом благода­ря ему, начались службы в Никольском храме.

В декабре того же года о. Сергий был мобилизо­ван на трудовой фронт и отправлен в ссылку ноч­ным сторожем на карьер по добыче белого камня в Малеево на 3 года. Как заметил один из внуков

отца Сергия, «каменоломни были всегда местом

работы рабов и заключен­ных». Иногда ему удавалось совершать всенощные бде­ния, на которых пели такие же ссыльные, как и он. Здесь же, в каменоломнях, он написал свое Завещание, ко­торое озаглавил: «Моим де­тям и внукам о том, как про­водить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн». По своему настроению это Завещание очень близко к святоотеческим творениям, а детьми и внуками исповедника может считать себя каждый христианин, если с любовью вос­принимает его наставления.

В 1946 о. Сергий был освобожден, но в Касимо­ве служить ему запретили. Он стал благочинным в Спасск-Рязанском. Затем его перевели в Лебедянь, где прошли последние три года его жизни. Его здоровье было подорвано в заключении. В 60 лет он выглядел 80-летним старцем. 18 декабря 1950 г. о. Сергий скончался. Погребен в Лебедяни. 4 октября 2001 г. было совершено обретение честных мощей сщисп. Сергия. 15 сентября 2002 г они были перенесены в Троицкий храм г. Касимо­ва. Каждый вечер вторника у мощей священноисповедника читается акафист.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *