Псалом 102 текст

Как читать псалом 102

Псалом 102 является торжественным восхвалением Господа и всего того, что с Ним связано. Псалмопевец Давид в своих стихах говорит о Нем как об избавители от всех беззаконий, целителе всех недугов, венчателе милостью своею и щедротами своими. Весь псалом 102 пропитан благодарностью и хвалою имени Бога, которому он поет, просит свою душу и всю свою потребность не забывать и не быть неблагодарными по отношению к Господу. Давид возносит благодарность Всевышнему за то, что Он благословлял царя щедротами своими и милостью к пророку, помогал находить правильные решения и укреплял в нем оптимистический дух.

Псалом 102 текст которого является как бы разговором Давида с самим с собой, демонстрирует рассказ от второго лица. Каждый стих псалма сто два — это откровения человека, который ощутил на себе всю полноту власти Господней и его благодать. Господь творит и правду и суд свой над теми, кто совершает плохие деяния. Народу Израилевому суждено было увидеть суды над теми, кто причинял зло этому народу.

Толкования милосердия Господа в псалме 102

В стихах псалма 102 Давид восхищается Богом Израиля, его щедростью и милостью. Он говорит о том, что благодаря своему милосердию, Бог не до конца гневается за проступки христиан, никогда не отворачивается от оступившихся и всегда помогает раскаявшимся. Если бы Господь обращал свой гнев на каждого за проступки его, то не осталось бы на земле ни единого с самого момента согрешения в Эдеме. Господь многомилостив, и поэтому, все люди имеют возможность покаяться и принять путь Бога для себя.

Текст псалма 102 гласит о том, что милость Его безгранична и невозможно измерить ее величину, так как все ее получают и даже самые большие грешники. Господь сравним с отцом, милующим детей своих, поэтому Он многотерпим и понимает, что каждый немощен и не может не согрешать в мире, который полон соблазнов и преткновений. Давид в псалме 102 сравнивает человека с прахом под ногами, а его дни как дни полевого цветка — они кратковременны и полны опасностей. Как только подует ветер препятствий, человек может сломиться и исчезнуть.

Псалом 102 — это напоминание людям о том, что только тем, кто боится Господа и суда Его, тем, кто осознает величие и могущество Творца всего живого на земле, помнят Заповеди Его и хранят заветы Его, приходит Его помощь. Давид обращается в псалме 102 ко всем служителям Господним, ангелам крепким силою благословлять Господа и всем служителям Бога как на небе, так и на земле.

Толкование Псалма 102

Это искренний, проникновенный гимн Божией любовной заботе о человеке, трогательной снисходительности Творца к нему, тленному Своему творению. Автором псалма, как следует из надписи, был царь Давид.

А. Благослови, душа моя, Господа (102:1-5)

Пс. 102:1-5. Всем существом своим хочет славить царь Господа, не забывая многочисленных и явных благодеяний Его. К числу этих благодеяний он относит и прощение Богом многих недостойных поступков своих («беззаконий»), и исцеление от болезней; под «недугами» во 2-ой фразе стиха 3 могут, кстати, пониматься и недуги духовные. Давид «напоминает» своей «душе», т. е. самому себе, что и от прямой угрозы погибели не раз избавлял его Господь, и неоднократно являл ему милость Свою и щедроты (стих 4).

В первой части стих 5 та, очевидно, мысль, что всякое желание человека, направленное на благо, Господь исполняет. Во второй части этого стиха подразумевается древнее поверье, бытовавшее на Востоке, что организм орла полностью обновляется каждые десять лет; псалмопевец говорит, таким образом, о том, что Господь, поддерживая в человеке бодрость тела и души, как бы хранит его в состоянии непреходящей юности (сравните со схожими мыслью и образом в Ис. 40:31).

Б. Давид о снисходительности и сострадании Господа к людям (102:6-18)

Обращаясь к явлению Бога в истории Израиля, Давид размышляет о верности Его слабым и грешным людям, с которыми Он связал Себя узами завета.

Пс. 102:6-9. Господь вступается за всех обиженных: праведный суд Его в конечном счете совершается в их пользу (стих 6). В стихе 7 Давид говорит о решающем факте израильской истории; о даровании Божиего закона Моисею. И там же — о явлении Господом чудных дел Своих перед сынами Израилевыми и для их блага. Псалмопевец напоминает (стих 8) самому себе и своим слушателям о том, что Господь — щедр… долготерпелив и многомилостив. В таких словах, обращаясь к евреям на Синае, дает им откровение о Себе Сам Бог (Исх. 34:6).

От Его же имени об этих Его свидетельствах говорил народу пророк Иоиль (Иоил. 2:13); сравните Неем. 9:17; Пс. 85:15; 144:8; Ион. 4:2. В стихе 9 та мысль, что гнев Бога — и по силе своей и по продолжительности — далеко «уступает» тому, что в действительности заслуживают люди, упорствующие в грехах своих, заблуждениях и непослушании.

Пс. 102:10-13. Здесь предыдущая мысль развивается на языке аллегорий. В стихе 12 подразумевается, в частности, то, что как далек восток от запада, так далеко «не соответствуют» наказания Божии греховности человеческих дел и поступков. Воистину, делает из этого вывод псалмопевец, Господь… милует… боящихся Его… как отец милует сынов (стих 13).

Пс. 102:14-18. Несмотря на хрупкость человека и скоропреходящность его жизни, в глазах Господа ценны хранящие завет Его и исполняющие заповеди Его. Они и потомки их ощущают на себе праведность («правду», стих 18) Господа, находятся под защитой Его. В стихах 14-16 — образы упомянутой человеческой хрупкости, незащищенности, о которых Господь, сотворивший людей и сострадающий им, знает лучше всех. Он знает… что мы — персть, т. е. прах: из праха сотворены и в прах уходим.

Знает, что и следа не остается от человека на месте, где он когда-то жил: …и место его уже не узнает его (стихи 14,16). Противопоставляя бренность человеческого существования вечному бытию Божию, Давид обосновывает нужду людей в Боге: не друг на друга, а только на Господа следует полагаться им, ибо милость… Господня от века и до века к боящимся Его (стих 17).

В. Славословие Господу (102:19-22)

Пс. 102:19-22. Господь царствует над всем Своим (стих 19). Да благословляет оно (все дела Его; стих 22), как и все силы небесные (Ангелы и все воинства, служители его; возможно, имеются в виду различные иерархии «небесных служителей») своего Творца. Проникновенным, из сердца идущим славословием, с которого начал этот псалом, Давид и завершает его: Благослови, душа моя, Господа!

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *