Псалом 36 29

Псалом 36

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.

1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,

2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.

2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.

3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.

3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;

4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.

4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.

5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:

5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,

6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.

6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.

7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.

7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!

8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.

8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,

9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.

9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.

10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.

10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.

11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.

11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.

12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.

12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,

13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.

13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.

14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.

14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.

15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.

15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.

16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.

16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,

17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.

17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.

18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.

18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,

19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.

19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,

20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.

20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.

21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.

21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,

22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.

22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.

23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.

23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,

24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.

24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.

25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.

25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –

26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.

26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.

27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.

27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,

28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.

28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.

29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.

29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.

30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.

30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –

31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.

31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.

32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.

32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,

33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.

33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.

34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.

34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.

35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.

35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;

36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.

36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.

37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.

37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,

38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.

38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.

39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.

39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;

40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.

Слава:

Слава:

Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне. Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление. Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю. И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место его, и не обрящеши. Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира. Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его. Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся. Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа. Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут. Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша. Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку его. Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы. Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет. Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века. Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится. Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней. Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити его. Господь же не оставит его в руку его, ниже осудит его, егда судит ему. Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши. Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках его, и не обретеся место его. Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся. Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Слава:

Псалом 36 — текст на русском, толкование, зачем читают

Многие сталкиваются с недоброжелательным отношением окружающих. В такой ситуации мало приятного, как же должен повести себя христианин? Именно этому учит текст 36 псалма. В данной статье говорится о его содержании и толковании.

Время и цель написания

Библейские даты не поддаются точному определению. Но ведь великая книга является, прежде всего, духовным маяком в жизни верующих. Датировка тут не имеет принципиального значения. Специалисты могут лишь утверждать, что написал его царь Давид (как и большинство псалмов). В это время он был уже опытным пожилым старцем, которому довелось пережить многое. Поэтому он решил поделиться своей мудростью с будущими поколениями.

Тяжелым периодом в жизни царя было вынужденное бегство от собственного сына, который хотел погубить его, занял трон и восстанавливал народ против законного царя. Об этом — возвышении и падении неправедного человека — идет речь в псалме 36. Уже пройдя через этот этап, автор хотел предостеречь последующие поколения от роковых ошибок.

Текст псалома 36 на русском

1 Давидов. Не раздражайся, видя порочных, не завидуй делающим беззаконие.

2 Ибо они, как трава; скоро подсекаются, и как травная зелень увядают.

3 Уповай на Господа, и делай добро; живи на земле, и храни истину.

4 Утешайся Господом, и Он исполнит тебе желания сердца твоего.

5 Предай Господу путь твой, и надейся на Него, и Он совершит.

6 И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень.

7 Положись на Господа и ожидай Его. Не раздражайся, видя успевающего в пути своем, человека, совершающего свои замыслы.

8 Утиши гнев, и оставь ярость, не раздражайся до того, чтобы делать зло;

9 Ибо делающие зло истребятся, а ожидающие Господа наследуют землю.

10 Еще немного, и не будет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

11 А смиренные наследуют землю, и насладятся множеством мира.

12 Нечестивый злоумышляет против праведника, и скрежещет на него зубами своими.

13 Но Господь смеется ему; ибо видит, что приближается день его.

14 Нечестивые обнажают меч, и натягивают лук свой, чтобы сразить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем.

15 Меч их пойдет в их сердце, и луки их сломятся.

16 Лучше немногое у праведника, нежели богатство многих нечестивых;

17 Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

18 Господь знает дни непорочных, и удел их вечно пребывает.

19 Не посрамятся они во время лютое, и во дни глада будут насыщены.

20 А нечестивые гибнут, и враги Господни, как краса лугов, исчезают, как дым исчезают.

21 Нечестивый берет взаймы и не платит, а праведник дарит и дает.

22 Ибо благословенные Им наследуют землю, а проклинаемые Им истребляются.

23 Господом тверды шаги его мужа, и путь его угоден Ему.

24 Когда будет падать, не упадет; ибо Господь поддерживает его за руку.

25 Я был молод и состарелся, и не видал праведника оставленного, и детей его просящих хлеба.

26 Он всякий день дарит и взаймы дает, и над потомством его благословение.

27 Уклоняйся зла, и делай добро, и живи вовек.

28 Ибо Господь любит правосудие, и не оставляет святых Своих; вечно хранятся они: , и племя нечестивых истребится.

29 Праведники наследуют землю, и будут жить на ней вовек.

30 Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит истину.

31 Закон Бога его в сердце у него, стопы его не колеблются.

32 Нечестивый присматривает за праведником и ищет умертвить его:

33 Но Господь не предает его в руки ему, и не допустит обвинить его, когда будут судиться.

34 Ожидай Господа, и держись пути Его: и Он поставит тебя владеть землею, увидишь истребление нечестивых.

35 Видел я нечестивого, грозного, расширявшегося, как укоренившееся ветвистое дерево:

36 Но он исчез, и вот нет его; ищу его и не нахожу.

37 Храни чистоту и наблюдай правду: ибо у человека мирного останется потомство.

38 А беззаконники исчезнут вовсе, потомство нечестивых истребится.

39 От Господа спасение праведникам, Он крепость их во время скорби.

40 Господь поможет им и избавит их, избавит их от нечестивых, и спасет их; ибо они на Него уповают

Толкование текста

Сегодня сделано много переводов Библии, в том числе на русский. Это очень большой труд, который позволяет ознакомиться со святыми словами на родном языке. Для многих так проще изучать Священное Писание.

О чем же писал Давид? Он предупреждает — не следует завидовать временному благополучию злодеев.

  • Краткая земная жизнь — это временный рай для тех, кто решил игнорировать Бога и заповеди.
  • Для праведников Господь уже приготовил небесные обители, где они будут жить после всеобщего воскресения и Страшного суда.
  • Даже если враги чинят препятствия, злословят и смеются — это не повод сворачивать с прямого пути. Утешение надо находить в Боге, как говорится в 4-й строке 36 псалма. Здесь же дается обещание — Он исполнит все, что нужно.

Надо уклоняться от гнева, который толкает на злые поступки. Ведь только смиренные смогут найти дорогу к вечному блаженству. Если же человек предается мыслям о том, как будет мстить обидчикам, само тело восстает на него. Желудок вырабатывает кислоту, которая разъедает его, причиняя боль, покой оставляет душу, сон бежит прочь. Намного лучше положиться на Бога, доверить Ему суд и собственную судьбу.

  • Текст Псалома 34 на русском;
  • Толкование 33 псалома.
  • Зачем читают 26 псалом — https://bogolub.info/molitva-psalom-26/.

Зачем читают

Для чего читают 36 псалом? Особенно полезен он будет в минуты сомнений. Когда кажется, что на земле нет справедливости — ведь вокруг процветают воры, обманщики, множество преступников остается безнаказанными.

Человек думает — возможно, мне ничего не будет, если я преступлю заповеди? Ведь другие идут против совести и живут спокойно. Очень опасные мысли! Внимательно ознакомившись с Евангелием, мы находим ответ — сердца людей охладевают именно потому, что они смотрят на беззакония и предаются сомнениям.

Не подобает христианину жить, как все, следовать дурным примерам, потворствовать своим страстям. Библейский пророк Малахия написал, что придет день, когда разница между праведником и нарушителем Божьего закона для всех станет очевидной. Об этом же говорит и псалмопевец в завершающих стихах — земля достанется в удел тем, кто был послушен Творцу.

Псалом 36

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.

Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

Пс.36:1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,

Пс.36:2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.

«Не ревнуй» – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Пс.36:3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.

«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

Пс.36:4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

Пс.36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

Пс.36:6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Пс.36:8. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,

«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

Пс.36:9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.

Пс.36:10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.

Пс.36:11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.

«Уповающие же на Господа» то же, что и «кроткие» (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

Пс.36:16. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,

Пс.36:17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.

Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет».

Пс.36:18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:

Под «достоянием …непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

Пс.36:21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,

Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

Пс.36:25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:

Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Пс.36:27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:

Пс.36:28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится.

«Жизнь вовек» зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они». Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения «жизнь вовек», в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

Пс.36:29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.

Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

Пс.36:37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;

«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

Уильям Макдональд

Псалом 36: Подлинный мир

«Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут». (Пс.36:18-20).

Давид в своей жизни много пострадал от рук безбожных и бессовестных людей. Теперь, уже в старости, он делится советами о том, как себя вести, когда мы становимся жертвами злобных интриг и ядовитых языков.

Прежде всего, мы не должны позволять злодеям нарушить наше душевное равновесие. Опасность состоит в том, что мы, улегшись вечером спать, начнем снова прокручивать в уме недавний возмутительный случай. Сперва мы вспомним, что сказали и сделали наши обидчики, потом что мы на это ответили, и тогда уж примемся сожалеть, что сразу не сообразили, как нужно было дать отпор! Очень скоро наш желудочный сок превратится в разъедающую серную кислоту, а мы будем ворочаться с боку на бок и вздыхать, думая о том, когда же, наконец, придет сон! Наши переживания вредят только нам самим и ни к чему хорошему привести не могут. Мы не должны поддаваться этому искушению!

И что бы ты ни делал, предостерегает Давид, не завидуй беззаконным! Этот земной мир единственный рай для них. Они скоро будут подкошены косой Божьего воздаяния, и все их блестящие достижения увянут и превратятся в прах.

Это была негативная форма совета не раздражайся из-за них и не желай оказаться на их месте. Переходя теперь к позитивной форме, первое, что необходимо это уповать на Господа и делать добро. Такое упование отнюдь не подразумевает безосновательный, легкомысленный оптимизм, надежду, что все как-нибудь утрясется. Напротив, оно требует глубокой и твердой веры в Бога, обещавшего наказывать безбожных и вознаграждать праведных. Его Слово никогда не бывает ложным. Верующие действительно будут обитать на земле, обретя мир и покой. Несмотря на всю враждебность и злобу бесов или людей, ни одна овца Христова не пропадет (Ин. 10:2729). Обитель в доме Отца обязательно дождется всякого, кто верует во Христа (Ин. 14:16).

Джон Уэсли однажды выслал финансовую помощь своему другу, священнику, которого звали Самуил Бредберн. Вложив в конверт пятифунтовую банкноту, он написал: «Дорогой Сэм! Уповай на Господа и делай добро; так ты будешь обитать на земле и поистине ни в чем не будешь нуждаться». Бредберн прислал ответ с выражением благодарности, где написал: «Меня часто изумляла красота стиха из Писания, приведенного в твоем письме, но, должен признаться, я никогда еще не встречал такой убедительной иллюстрации к этой цитате».

Но предположим, что вами овладело великое стремление совершать определенное служение для Господа. Вы чувствуете уверенность, что Он руководит вами, и ваша единственная цель славить Его. Однако могущественные противники вам мешают, создают препятствия и вредят вам на каждом шагу. Как вам поступать в подобных случаях? Ответ состоит в том, чтобы утешаться Господом, зная, что в предначертанное Им время Он исполнит желания сердца твоего. Вам нет нужды отвечать ударом на удар. «Ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20:15). «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:14).

Или, может быть, ваши слова искажают, на вас клевещут и накладывают ложные обвинения. Если бы во всей этой критике была хоть какая-то крупица истины, вам бы не было так тяжело ее слышать. Но это абсолютно беспочвенные и лживые наветы. Как вам быть? Нужно вверить все это дело Господу. Переложите ваше бремя на Него. Предоставьте Ему действовать за вас, и тогда вы будете полностью реабилитированы. В конечном счете всем станет совершенно ясно, что вы ни в чем не виноваты. Барнс пишет:

«Если вас оклеветали, если вашу репутацию порочат, стараются бросить на нее тень словно от тучи, если вас очернили такие козни безбожных людей, которым вы противостоять не в силах тогда, коль скоро вы предоставите разбираться в вашем деле Богу, Он защитит вашу честь, рассеет тучи, и ваша репутация и все ваши побуждения засияют своей чистотой, как под лучами солнца в безоблачный день». Предав путь свой Господу, следующим, нужно спокойно надеяться на Него. Поскольку Он несет наше бремя, нам нет необходимости тоже его нести. А ведь очень часто мы именно это и делаем. Нерешительно переложив наши заботы на Господа, мы при любой неожиданности поспешно взваливаем их снова на себя.

Воля Божья мне известна:

Чтобы я покойно жил,

Чтобы все свои заботы На Него переложил.

Но, увы, я неразумен Если в дверь стучат нежданно,

Вновь впрягаюсь в воз забот,

И тревожусь неустанно.

Т. Бэйрд

И надейся на Него. Отметим, как все источники духовных сил верующего поочередно отождествляются с Господом: Уповать на Господа (ст. 3). Утешаться Господом (ст. 4).

Предать путь свой Господу (ст. 5). Покориться Господу (ст. 7а). Надеяться на Господа (ст. 7б). Иногда для нас исполнить это труднее всего. Просто ждать и надеяться мы совсем не любим! Но истинная вера ждет с полной уверенностью, что Бог в силах исполнить обещанное (Рим. 4:21).

И во второй раз Давид говорит: «не ревнуй… » Для чего здесь этот повтор? Разумеется, для необходимого усиления. Даже после решения не расстраиваться изза того, как с нами обращаются, мы зачастую готовы вернуться в своих размышлениях к этому вопросу и снова взбаламутить весь осадок. Но ведь это и бессмысленно, и просто вредно. Даже если нечестивый успевает в пути своем даже если преуспеяние дается человеку лукавствующему, злокозненному христианина это не должно выводить из эмоционального равновесия, не должно вызывать у него гнев, возмущение, злобу и ненависть. Если мы позволим себе предаваться подобным настроениям, они могут в конце концов привести нас к несдержанным словам и действиям. А тогда мы сами станем беззаконными.

Грядет день, когда вся несправедливость на земле будет исправлена. 36:9-11

Тогда все делающие зло истребятся, а доверившиеся Богу святые обретут все благословения, которые Им обещаны. Не так уж много времени пройдет до тех пор, когда нечестивые исчезнут. Тогда, как бы мы ни искали их в их обычных местах обитания, все поиски будут тщетны! В тот день кроткие наследуют землю и во всей полноте насладятся невиданным благоденствием на ней. Когда придет этот день? Для Церкви он наступит тогда, когда Спаситель, грядущий на облаках, заберет народ Свой, ждущий Его, в его небесную обитель. Для верующего остатка Израиля и для множества народов он начнется тогда, когда Господь Иисус вернется на землю, чтобы произвести опустошение в рядах Своих врагов и установить тысячелетнее царство мира. В Нагорной проповеди Иисус, предвосхищая наступление этого дня славы, говорил: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5).

А до тех пор мошенники, вымогатели и притеснители вынашивают свои замыслы против сынов Божиих. Они проявляют величайшую враждебность к тем, кто любит Господа. Но Иегова не беспокоится, слыша, как они скрежещут зубами своими. Он знает, что день возмездия близок. Благо для нас, если мы сумеем смотреть на своих врагов с такой же отстраненной невозмутимостью, если сумеем, как сказал кто-то, отойти от мира мелких людей.

Нередко кажется, что «истина всегда на эшафоте, а ложь на троне царствует всегда». Нечестивые хорошо вооружены и хорошо подготовлены к противоборству. Праведные, по сравнению с ними, выглядят совсем неподготовленными и слишком наивными. Но в сфере нравственности непреложно действуют определенные законы. Путь преступившего их в конце концов приводит к несчастью. Грехи рано или поздно обязательно вернутся к грешнику. Люди не могут вечно отмежевываться от своих грехов. Неизменно действует эффект бумеранга: меч их войдет в их же сердце. Их оружие отказывает, когда оно нужнее всего: луки их сокрушатся.

Скудное достояние праведника все-таки лучше, чем несметные богатства многих нечестивых, ведь у святых есть Господь, а у грешников Его нет. Священнописатель Послания к Евреям, перечислив все несравненные сокровища, которые верующий обретает во Христе, добавляет с долей парадоксальности: «имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: ‘не оставлю тебя и не покину тебя'» (Евр. 13:5).

Мышцы нечестивых (то есть их сила) сокрушатся. Совсем другое ждет праведников. Господь дает им силы из неисчерпаемого источника. Он знает все дни непорочных, все, что наполняет эти дни, и к чему они в конечном счете приведут. Он знает, что наследие праведных пребудет вовек это их достояние, нетленное, чистое, неувядаемое, хранящееся на небесах для всех тех, кто силой Божией через веру оберегается для спасения, готового открыться в последнее время (1 Пет. 1:4, 5).

Святые не будут постыжены в своей вере, когда придут трудные времена. У них есть сокровенные духовные богатства, чтобы пережить эти времена. В дни нужды у них будет особого рода изобилие. Прежде всего, они давно научились жить жертвенной жизнью, поэтому не будут слишком страдать, когда житницы оскудеют. Но кроме того, у них есть Господь, Который может приготовить трапезу в пустыне. Им дана привилегия увидеть чудеса Бога, питающего их; есть особенная, неизъяснимая сладость в такой манне небесной.

А нечестивые погибнут. На протяжении всего этого псалма слышится погребальный звон это отпеваются враги Господни. Они названы так: нечестивые, делающие беззаконие, злодеи, те, кто успевает на пути своем, лукавствующие, те, кто злоумышляет, враги Господа, проклятые Господом, потомство нечестивых и беззаконники. Слово «нечестивые» (нечестивцы) употребляется в данном псалме четырнадцать раз и составляет один из его лейтмотивов.

Враги Господа словно пышная краса пастбищ и лугов. Вот они обильно покрылись полевыми цветами и зеленью; а вот уже скошены косой или зачахли при наступлении суровой поры. Эфемерные, они исчезнут, как дым.

Нечестивый берет взаймы и не отдает. Здесь возможны два смысла: он не спешит отдавать деньги, либо просто не может. Но почему он, при всех его богатствах, не может вернуть долг? Ответ заключается в том, что он всегда переоценивает свои активы. В своей жадности он начинает спекулировать деньгами. Когда спекуляция лопнет, он будет занимать деньги для покрытия убытков. Это старая история о кредитах для выплаты долгов. Он строит свою кредитную пирамиду, а потом, когда приходит время расплаты, он в отчаянии подпирает ее чем попало. За видимостью процветания кроется финансовая пропасть.

Хотя праведник зачастую далек от финансового преуспевания, он невероятно щедр, и всегда видит благословение в том, чтобы отдавать, а не брать. Он доказывает, что у верующего, который действительно стремится отдавать, никогда не возникнет недостатка средств для этого. Как учит Павел:

«Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8).

Удел праведных и нечестивых обусловлен их взаимоотношениями с Господом. Те, кто оправдан верою это люди, благословенные Господом; им будет принадлежать земля. Те же, кто отказался от предложенного Богом спасения, сами себя обрекли на незавидную участь быть проклятыми Богом; они будут уничтожены.

Господом утверждаются стопы такого человека… Хотя слово «такого» в тексте оригинала отсутствует, этот смысл, бесспорно, подразумевается в стихах 23 и 24. Бог предопределяет и благоустраивает пути человека, который живет в общении с Ним. Им утверждаются стопы того, чьи пути Ему благоугодны. Хотя такой человек может проходить через испытания и беды, они никогда не поглотят его, ибо Господь поддерживает его за руку. Верно также, что праведный человек, если впадет в грех, не будет оставлен Господом, хотя в данном стихе не идет речь именно о таком падении.

На протяжении всей жизни Давида а он уже состарился, когда это писал он ни разу не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Если кто-нибудь возразит, что знает случаи, когда подобное все-таки происходило, то мы хотели бы сделать два замечания. Во-первых, Давид, может быть, говорит о том, что никогда не видел, чтобы праведник был окончательно оставлен. Во-вторых, Давид здесь может утверждать общий принцип, не отрицая возможности отдельных исключений. В Писании такое бывает часто. В нем делаются обобщенные утверждения, описывающие обычное, нормальное действие духовных законов. Исключения не опровергают эти общие правила.

Отнюдь не испытывая нужды посылать своих детей просить милостыню, праведный человек, напротив, часто творит милостыню и взаймы дает. Следуя Слову Божиему, он отличается трудолюбием, скромностью и бережливостью. Он много работает, неприхотлив в потреблении, избегает излишеств, бережет ресурсы и, извлекая таким образом максимум из своих средств, способен помогать нуждающимся. Потомство его будет благословенно, потому что в совершенстве усвоило эти уроки в родительском доме, и следует им на протяжении всей своей жизни.

Данный стих принадлежит к числу тех библейских стихов, которые, на первый взгляд, учат о спасении через дела. Из таких мест Писания, как Еф. 2:810 и Тит. 3:5, мы знаем, что думать так было бы неверно. Мы должны прийти к тому выводу, что человек, коль скоро он спасен, непременно будет делать добро, и что лишь такие верные святые будут существовать вечно.

Господь любит правду, и Его праведность подразумевает, что святых Своих Он будет сохранять вовек. Речь идет не о том, что эти святые заслужили вечную жизнь, а о том, что Христос умер, искупив их для жизни вечной, и что Бог должен действовать согласно этому искуплению.

Псалмопевцу радостно размышлять о безопасности верующих (см. стихи 18, 24, 28 и 33). Все, кто рожден свыше через веру в Господа Иисуса Христа, знают в силу авторитета Слова Божиего, что они спасены вовек. Ф. У. Диксон пишет:

«Если вам не хватает уверенности, есть только один способ обрести или вернуть ее принять Слово Божие. Примите его и верьте в него. Бог сказал, что мы Его; что мы в абсолютной безопасности, мы хранимы, и что Он никогда не допустит нашей погибели; принимайте это целебное средство в неограниченных количествах».35 Но притом, что праведные вовек сохранятся, потомство нечестивых истребится. Печальное дело размышлять об участи неспасенных. Каково это навеки быть отлученным от Бога, от Христа и от всякой надежды?

Главным упованием Израиля была жизнь на земле под владычеством Мессии. У благочестивых иудеев, впрочем, была также надежда на жизнь небесную (Евр. 11:10), но в целом ветхозаветная эпоха сосредотачивалась на материальных благословениях на земле Израиля в золотом веке мира и процветания. Когда мы читаем, что праведные будут обитать на земле вовек, необходимо понимать, что земное Царство Христа будет длиться одну тысячу лет, а затем сольется с Его вечным Царством. Возможно, в вечности искупленный Израиль будет обитать на новой земле, предреченной в Отк. 21:1; если это так, то обетование о владении землей вовек можно понимать буквально.

Противопоставление праведных нечестивым продолжается.

В речах праведного человека изобилует премудрость. Он изрекает истины здравые, основательные, основанные на Библии. Он говорит правду не лжет и не обманывает. Он постоянно размышляет над Словом Божиим, и благодаря этому не поколеблются стопы его в сторону греха и позора. Как отмечал Сперджен, у него есть: «лучшее достояние закон его Бога, в лучшем месте у него в сердце, и приносит оно лучший результат его стопы не поколеблются».

Нечестивый подсматривает, поджидая возможность нанести удар безвинному и уничтожить его. Но Иегова не оставит безвинного во власти врагов и не допустит, чтобы его объявили виновным, если дело дойдет до суда над ним. Бог Хранитель и Защитник всего Своего народа.

Поэтому лучшая линия поведения для нас вера (уповай на Господа) и послушание (держись пути Его). Нет другой возможности быть счастливым в Иисусе!

Но это еще не все. В шестой раз псалмопевец обещает, что именно эти люди унаследуют землю. Затем он добавляет еще одно подтверждение. Когда будут истребляемы нечестивые, единственной ролью верующих будет роль зрителей.

Это ужасное зрелище не принесет им радости, однако сами они будут освобождены от всякого осуждения.

Давид был внимателен и восприимчив, наблюдая человеческую жизнь. Однажды он проследил путь нечестивца, обладающего властью человека, который преуспевал подобно укоренившемуся многоветвистому дереву. Очевидно, смысл в том, что такое дерево никогда не страдало от пересадки в другую почву. Оно хорошо укоренилось на той почве, в которую было изначально посажено, и поэтому стало пышным и могучим. Подобным образом, нечестивец сделался могущественным и процветающим.

Но когда Давид в следующий раз оказался в этой местности, того человека уже там не было. Давид искал его, но не смог нигде найти. Он процветал недолго. Могущество его было лишь на краткий срок, а затем сгинул он сам и вместе с ним все его могущество и преуспеяние.

Псалмопевец наставляет нас наблюдать за праведным, непорочным человеком, отмечая, как разительно отличаются от него беззаконники. У праведника есть будущность, это мир, тогда как у нечестивых нет будущего, они все истребятся. И праведные, и нечестивые порождают долгую череду своих физических потомков. Толак говорит о человеке, будущность которого есть мир: «В конце концов, такой человек обретет благо». Но для нечестивых этих обетований завтрашнего дня не существует.

Главное благословение в жизни праведников это их приобщение к Богу. Бог их Спаситель, их сила в бедственную пору. Ничего удивительного, что христиане интуитивно тянутся к Нему во время скорби! Они видят, что Он помогает им, избавляет от бед и спасает, ибо они на Него уповают. У вас сейчас беда? Уповайте на Него. Он вас выручит!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *