Псалом 39 на русском

Псалом 39

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2–9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10–11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей – (12–18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в Пс.39_7 ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений.

Пс.39:2. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

Пс.39:3. извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

Пс.39:4. и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

«Твердо уповал я на Господа», я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой «вопль» о помощи: Он освободил меня от бедствий. «Страшный ров» – ров страдания, глубокие, сильные бедствия; «тинистое болото» – т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые – благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы.

Пс.39:5. Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

Поэтому блажен тот, для кого Господь – единственное упование и кто своего внимания не обращает «к гордым и к уклоняющимся ко лжи». Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива.

Пс.39:6. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека.

Пс.39:7. Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши;2 всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

Пс.39:8. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

Пс.39:9. я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши». Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У LXX-ти: «уготовал мне тело» (σῶμα), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом – мыслями, чувствами и поступками. Слово σῶμα означает человека с душой и телом. Оба выражения – еврейское и греческое, – означают таким образом одно и тоже.

Таким временем, когда Бог не вменял во грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секелаг (ср. Пс. 15). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид отозвался с радостным чувством: «тогда я сказал: вот, иду». Об этом послушании «написано… в свитке книжном», в свитке книги закона, которым эта послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа, («я желаю исполнить волю Твою»); в своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием – «закон Твой у меня в сердце», он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне.

Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношения, а для человека благотворен не самый процесс совершения обряда, но то возвышенное, внутреннее настроение приносящего, которое должно вызываться пониманием смысла идейной стороны внешнего действия.

Этим фактом невменения Давиду во грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены последней другим видом служения Богу уже предуказывалось, что самый закон имеет не непреложное, вечное значение, но временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом Богослужения. С пришествием Мессии это и совершилось: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу «духом и истиною» (Ин. 4:23). Как указание на отмену ветхозаветного закона это место выясняется и в посл. Ап. Павла к евреям (Евр. 10:5–10).

В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8 ст. Давид говорит, что «в свитке книжном написано о мне». Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте свящ. книг о нем нет такого пророчества. Между тем, еще в кн. Бытия говорилось о Семени жены, настолько сильном и чистом, что Оно сотрет главу змия, уничтожит его власть над миром.

В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано еще полнее: Он – пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. И только к последнему с буквальной точностью могут быть приложены слова, что он всегда носил закон «в сердце», всегда был верен Богу.

Личность Давида в данном случае была прообразовательной: его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его закону, все это нашло полное и точное осуществление в служении Мессии – Христа, семени Давида по плоти.

Пс.39:10. Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

Пс.39:11. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

Под «правдой», «милостью» и «истиной» здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии.

Пс.39:12. Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

Пс.39:13. ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

Пс.39:14. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

Пс.39:15. Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

Пс.39:16. Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

Пс.39:17. Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

Пс.39:18. Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Все остальное содержание псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей, которые он переживал во время гонений от Авессалома. – «Милость Твоя и Истина Твоя да охраняют меня непрестанно». Как мы указывали выше, преследования Авессалома и сочувствие ему народа питались клеветой на Давида его врагов, а потому были им незаслуженны, они были, не «истинны». Бог – как носитель и защитник истины, является единственным защитником, к которому Давид смело может обращаться с молитвой, чтобы Он не допустил врагам топтать истину, торжествовать. – «Постигли меня беззакония… нежели волос на голове моей». – Давид здесь разумеет не количество разнообразных преступлений, совершенных им, так как тогда он не мог бы быть божественным избранником, притом, таких преступлений не знают и не указывают за ним исторические книги, но степень сознания им тяжести своего греха с Вирсавией (см. Пс. 37). Чем сильнее были бедствия Давида, безвыходнее казалось его положение, тем большее ликование вызывалось у его врагов (16 ст.). Поэтому Давид и молит Бога защитить его и не дать неправде врагов восторжествовать над правдой, и этой защитой наполнить радостью праведников, которые, как и Давид, увидят, что единственным источником спасения, «помощником… и защитником» является Господь.

По ст. 7–9 этот псалом прообразовательно-мессианского характера.

Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.

История написания

Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида.

Другие псалмы царя Давида:

  • Псалом Давида 4
  • Псалом Давида 5
  • Псалом Давида 8

В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.

Содержание 39 псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей

Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.

Толкование псалма

По своему содержанию текст можно разделить на три основные части:

  • стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
  • стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
  • стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.

Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:

  1. Первая часть говорит о твердом уповании на Бога. Давид всю жизни искал помощи и защиты у Творца, не полагаясь на людей, об этом он и пишет в первой части. «Страшный ров» здесь означает глубокие страдания, которые пережил автор, «тинистое болото» тут постоянное шаткое положение или полная опасностей жизнь. Упоминаются гонения от Саула, Авессалома и проводиться параллель между постоянно шатким положением Давида и твердости упования на Творца. Также автор называет блаженным того человека, который находит свое упование в Господе, тем самым давая понять будущему поколению, что надеяться и искать защиты следует только в Господе. При этом нужно следить за своей жизнью и быть праведным в глазах Творца, т.е. отказаться от злых и нечестивых поступков;
  2. В стихе 6 царь благодарит и вспоминает все благодеяния, которые произошли в жизни по милости Творца. Их было настолько много, что автор даже не может посчитать их. При этом подразумеваются не только личные чудеса в жизни одного человека, но упоминаются и чудеса, совершенные Иеговой для своего народа — Израиля.
  3. Стихи 7 — 9 говорят об отношениях между Богом и человеком. Иегова не требовал от Давида очень многого: совершать жертвы по закону Моисея, делать приношения, все то, что было обязанностью еврея по закону для прощения греха. Вместо этого Бог проколол уши Давиду, что является отсылкой к еврейскому обычаю: раз в семь лет хозяева должны были освобождать рабов, но если раб хотел остаться в услужении добровольно, то хозяин должен был проколоть ему уши. В контексте псалма подразумевается, что Давид пожелал навсегда остаться в услужении у Бога, чтобы служить всем своим естеством. Для этого Иегова «проколол уши», чтобы обозначить Давида своим рабом;

    В 39 псалме Давид и молит Бога защитить его и не дать восторжествовать неправде

  4. Стихи 10 — 18 — это молитва Давида к Богу как благодарность за спасения от многочисленных опасностей. Ничто не было так характерно для псалмопевца, как благодарность Богу за все Его чудные деяния.

Важно! Псалом является мессианским по смыслу — косвенно в нем упоминается об Иисусе Христе как о Семени Божием, пришедшем спасти весь народ Божий.

Правила чтения

Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:

Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжений и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

Для лучшего понимания его можно читать как молитву дома на русском языке:

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Важно! Псалом не только поможет выразить благодарственные мысли Творца, но и наполнит дух радостью. Псалтирь. Псалом 39>Упование на Бога

Свою проповедь об уповании на Бога я разбил на три части:
1. О внутреннем уповании на Бога.
2. О внешнем проявлении внутреннего упования на Бога.
3. Об уповании

1. О внутреннем уповании на Бога

В этой части проповеди я хочу сказать об уповании на Бога, которое должно быть в сердце каждого христианина — уповании, которое может быть не всегда видно людям, но которое видит Господь.

«Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею» (Пс. 27:7).

Здесь Давид рассказывает о том плоде, который принесло его сердечное упование на Господа — это радость и помощь от Господа, за которые он возблагодарил Бога. Это большие темы — радость, приходящая от Бога, помощь Господа и Его прославление, но здесь я хочу лишь показать взаимосвязь этих тем с темой упования на Господа.

«Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя» (Пс. 32:22).

Оказывается, и милость Божия связана с упованием на Него.

«Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Тут даже и комментарии излишни — остаётся только последовать этому призыву. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину… Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит… Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь» (Пс. 36:3,5,34).

Ещё одно обетование для уповающих на Бога — вознесение для наследования земли и избавление от погибели среди истребляемых нечестивых. «Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа» (Пс. 39:2-4).

Здесь Давид приводит реальный пример того, как его упование на Бога привело к избавлению от погибели, и он ободряет своим примером других: как же это здорово — уповать на Бога! «Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление, Он избавит Израиля от всех беззаконий его» (Пс. 129:7,8).

Апостол Павел учил, что «благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников» (Гал. 3:14), и что не тот Иудей, кто таков по наружности, но тот Иудей, кто внутренне таков (Рим. 2:28,29), так что благословение избавления от беззаконий человека по причине его упования на Господа распространяется сегодня на всех верующих — аллилуия!

И ещё вот что Господь обещает всякому уповающему на Него: «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод» (Иер. 17:7,8).

А вот и ещё один пример того, как Господь благословил человека, уповающего на Него: «К Иеремии, когда он ещё содержался во дворе темничном, было слово Господне: иди, скажи Авдемелеху Ефиоплянину: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я исполню слова Мои о городе сем во зло, а не в добро ему, и они сбудутся в тот день перед глазами твоими; но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься. Я избавлю тебя, и ты не падёшь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь» (Иер. 39:15-18).

Может быть, никто из людей не замечал, что этот Авдемелех Ефиоплянин уповает на Господа, но это замечал Господь, видящий как тайное, так и явное. До сих пор я приводил места только из Ветхого Завета. Но об уповании на Господа написано также и в Новом Завете: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1Пет. 1:3).

«Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Пет. 1:13).

Апостол Пётр намекает на интересную мысль, что упование может быть как живым, так и мёртвым, как совершенным, так и несовершенным. Развитие этой идеи можно увидеть у Апостола Павла: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам всё обильно для наслаждения» (1Тим. 6:17).

Павел прямо говорит о том, что бывает упование не на Бога, а на богатство — мёртвое, несовершенное упование (выражаясь в терминах Апостола Петра), и утверждает необходимость правильного наставления относительно упования — не на богатство, а на Бога. «В Нём мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф. 1:11,12). То есть те, кто имеют правильное упование — на Христа — служат к Его похвале.

«Твёрдого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (Ис. 26:3,4). Здесь Господь высказал великую истину, что человек, который уповает на Господа, который знает, что Господь — это вечная твердыня, такой человек имеет совершенный мир. В противоположность этому состоянию совершенного мира Священное Писание говорит о мятущихся язычниках: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?» (Деян. 4:25). Метание, отсутствие чувства стабильности — вот что присуще язычникам и языческому мировоззрению, в котором нет идеи о вечном Боге, контролирующем всё и вся, поперёк воли Которого ничего не бывает. В моменты жизни, когда кризисы, случающиеся в нашем земном греховном мире, постигают нас, в людях очень ясно проявляется, уповают ли они на Бога, или же они уповают на что-то другое. Так было в России в августе 1998 во время дефолта — люди бросились скупать доллары и продукты. 11 сентября 2001, после атаки террористов в Америке, некоторые люди в Москве стали продавать доллары. Во время политических, финансовых, церковных или иных потрясений как раз и проявляется внутреннее упование на Господа — и те, у кого живое упование на Господа, не мечутся как язычники, а имеют совершенный мир, о котором говорил Господь через пророка Исаию. Такой мир имел, например, пророк Аввакум, который говорил о себе: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17,18). Пророк Аввакум говорил о своём спокойствии во время неурожая и истребления скота, то есть во время экономического кризиса, на первый взгляд подрывавшего основы его хозяйства. Но он знал, что в основании процветания и неуспеха его экономической деятельности лежит фактор воли Господа, на Которого он и надеялся.

Когда пришло испытание в жизнь Иова, он не метался как язычник, а остался твёрд в своём уповании на Бога: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27).

Через пророка Исаию Бог сказал: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это» (Ис. 45:7). «Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:18). То есть Библия утверждает, что всё, что происходит в жизни людей, в том числе и все кризисы, бедствия и несчастья, являются результатом Божиих действий. Эту же мысль проповедовал и Апостол Иоанн: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

Как благополучие, так и несчастья приходят в жизнь людей только по воле Бога, Которому всё подконтрольно. Вседержитель Господь Бог, Иегова Адонай весь мир держит словом силы Своей (Евр. 1:3) — это та идея, которой нет в языческих культах, в которых мир рассматривается как место взаимодействия человека с различными богами и как арена противоборства человека с различными духами.

Так и христиане, которые не верят в то, что всё находится у Бога под контролем, верят, что дьявол может действовать против воли Бога, забывая о том, что Бог всеведущ и заранее знает все будущие действия дьявола. Более того, как открывает нам книга Иова, дьявол не может действовать вопреки воле Господа, а только до определённых Господом пределов.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28,29). Эти слова Христа часто используются при евангелизации как обращение к неверующим людям, чтобы они пришли к Христу. Однако первоначальный их смысл немного другой — это было обращение к Израилю, к людям, знавшим Бога. И эти же слова актуальны сегодня для всех христиан, в жизни которых имеет место какая-либо кризисная ситуация. Вообще одно из свойств Слова Божьего — это универсальность, то есть применимость всегда и везде. И те же слова, которые сказал Христос в Галилее, могут быть сегодня проповеданы и в Чечне, и в Афганистане, и в Ираке, и везде, где только есть возможность проповедовать Евангелие.

Если не знать исторической обстановки, в которой Христос сказал эти слова, то может показаться, что Его слова были сказаны в условиях мира и благополучия, когда Он спокойно ходил куда хотел, и только к этому времени и относятся — когда нет ни экономических, ни политических потрясений, когда единственное, о чём остаётся думать — это о вечной жизни. Но на самом деле эти слова были сказаны в условиях политической нестабильности, когда никто не мог жить, не опасаясь за свою жизнь. В Евангелии говорится о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с их жертвами (Лк. 13:1). Иосиф Флавий писал, что после смерти царя Ирода Великого, который умертвил младенцев некоторое время спустя после рождения Иисуса, в Иудее стали действовать отряды претендентов на царскую корону Ирода.

После кончины своего отца сын Ирода, Архелай, убил в иерусалимском храме около 3000 иудеев, пришедших на праздник. В Иудее действовали отряды зилотов — религиозных фанатиков, которые останавливали путешественников-евреев, и проверяли, обрезаны они или нет, а необрезанным евреям они предлагали выбор — обрезание или смерть.

Сама по себе история человечества является наглядным примером того, что в этом мире нет ничего стабильного: постоянно изменяются границы государств, сменяются правительства и политические системы, и в такой обстановке Иисус говорит: «Я успокою вас».

Учение Иисуса о покое позже развил Апостол Павел: «Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой… Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:10-11;18-19).

«Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… А входим в покой мы, уверовавшие… Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне… Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:1,3,8,10-11).

То есть душевный мир и покой при внешних катаклизмах и потрясении — это удел верных, познавших Господа, покорных Ему и доверяющих Ему. Через осознание этой истины Господь хранит в совершенном мире тех, кто на Него уповает: «в тишине и уповании крепость ваша» (Ис. 30:15).

В Священном Писании также описывается состояние людей, которые отвергли упование на Господа: «Горе городу нечистому и осквернённому, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается», и последствия этого — «Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф. 3:1-4).

Аналогичный пример есть и в книге псалмов: «Но они (Сыны Ефремовы) продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне: искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей, и говорили против Бога, и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. «Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?» Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его» (Пс. 77:17-22).

Итак, мы видим, что отсутствие у этих людей упования на Господа привело их к тому, что они грешили, раздражали и искушали Бога, а первопричиной их такого состояния было то, что они не веровали в Бога и не уповали на Его спасение.

2. О внешнем проявлении внутреннего упования на Бога

«И вывел Авия на войну войско, состоявшее из людей храбрых, из четырехсот тысяч человек отборных; а Иеровоам выступил против него на войну с восьмьюстами тысяч человек, также отборных, храбрых. И стал Авия на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых, и говорил: послушайте меня, Иеровоам и все Израильтяне! Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли? Но восстал Иеровоам, сын Наватов, раб Соломона, сына Давидова, и возмутился против господина своего. И собрались вокруг него люди пустые, люди развращённые, и укрепились против Ровоама, сына Соломонова; Ровоам же был молод и слаб сердцем, и не устоял против них. И ныне вы думаете устоять против царства Господня в руке сынов Давидовых, потому что вас великое множество и у вас золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вам богами. Не вы ли изгнали священников Господних, сынов Аарона, и левитов и поставили у себя священников, какие у народов других земель? Всякий, кто приходит для посвящения своего с тельцом и с семью овнами, делается у вас священником лжебогов. А у нас — Господь, Бог наш; мы не оставляли Его, и Господу служат священники, сыны Аароновы, и левиты при своем деле. И сожигают они Господу всесожжения каждое утро и каждый вечер, и благовонное курение, и полагают рядами хлебы на столе чистом, и зажигают золотой светильник и лампады его, чтобы горели каждый вечер, потому что мы соблюдаем установление Господа, Бога нашего, а вы оставили Его. И вот, у нас во главе Бог, и священники Его, и трубы громогласные, чтобы греметь против вас. Сыны Израилевы! не воюйте с Господом, Богом отцов ваших, ибо не получите успеха. Между тем Иеровоам послал отряд в засаду с тыла им, так что сам он был впереди Иудеев, а засада позади их. И оглянулись Иудеи, и вот, им битва спереди и сзади; и возопили они к Господу, а священники затрубили трубами. И воскликнули Иудеи. И когда воскликнули Иудеи, Бог поразил Иеровоама и всех Израильтян пред лицом Авии и Иуды. И побежали сыны Израилевы от Иудеев, и предал их Бог в руки им. И произвели у них Авия и народ его поражение сильное; и пало убитых у Израиля пятьсот тысяч человек отборных. И смирились тогда сыны Израилевы, и были сильны сыны Иудины, потому что уповали на Господа, Бога отцов своих» (2Пар. 13:3-18).

Эта история показывает нам, что когда люди уповали на Господа, то Господь им помог, и они одержали победу даже в условиях двукратного численного превосходства противника, и даже в условиях, когда противник послал им сзади войска, желая обеспечить себе тактическое превосходство. В чём же заключалось их упование и в чём оно выражалось? Авия очень подробно рассказал об этом: они не оставляли Господа, служили Ему, священники и левиты были на своём месте, служа Господу, сжигая всесожжения и делая всё остальное, что было предписано в Торе. То есть их точное следование предписаниям и заповедям Божиим и было проявлением их упования на Господа.

Похожий пример также приведён и в следующей главе этой книги: «И было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч людей храбрых. И вышел на них Зарай Ефиоплянин с войском в тысячу тысяч и с тремястами колесниц и дошел до Мареши. И выступил Аса против него, и построились к сражению на долине Цефата у Мареши. И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем, и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. И поразил Господь Ефиоплян пред лицом Асы и пред лицом Иуды: и побежали Ефиопляне» (2Пар. 14:8-12).

И ещё: «У потомков Рувима и Гада и полуплемени Манассиина было людей воинственных, мужей, носящих щит и меч, стреляющих из лука и приученных к битве, сорок четыре тысячи семьсот шестьдесят, выходящих на войну. И воевали они с Агарянами, Иетуром, Нафишем и Надавом. И подана была им помощь против них, и преданы были в руки их Агаряне и все, что у них было, потому что они во время сражения воззвали к Богу, и Он услышал их за то, что они уповали на Него» (1Пар. 5:18-20).

Эти примеры объединяет одна общая деталь — Бог помогал в критических ситуациях из-за того, что люди уповали на Него. При этом важно отметить, что упование на Бога в этих случаях — это не результат паники, не сиюминутное движение человеческой души, а повседневное служение Богу, следование Его заповедям, исполнение Его воли. Именно это является внешним проявлением упования на Господа.

Именно эту мысль подчёркивали и Апостолы в посланиях Нового Завета, когда говорили о практическом выражении упования. Вот, например, что писал Апостол Пётр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети её, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3-6). Апостол Пётр утверждал, что проявление в жизни упования у святых жён — это украшение себя повиновением мужу, украшение себя почтительным отношением к своему мужу. И Апостол противопоставляет это внешним украшениям. С чего бы это? А с того, что замужние женщины, не имеющие упования на Бога, украшаются для того, чтобы продолжать нравиться своим мужьям, и они надеются через это сохранять любовь мужа к ним. Не секрет, что женщины украшают себя украшениями, чтобы выглядеть поэффектней, попривлекательней для мужчин — незамужние это делают, чтобы выйти замуж, а замужние — чтобы удержать мужа возле себя. Это упование женщин, не знающих Бога. А святые жёны, уповающие на Господа, надеются сохранить любовь своего мужа к ним через приближение к Господу, то есть через послушание своему мужу и почтительное отношение к нему.

А вот как о своём уповании на Господа писал Апостол Павел: «Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4:10).

То есть в его жизни упование на Господа выражалось в том, что он трудился для Господа и терпел поношения из-за этого.

3. Об уповании

«И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:5,6).

Если мы имеем упование на Бога, мы Его дом, а если нет, то мы уже не являемся Его домом. Поэтому-то Апостол Павел и призывал: «будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23). «Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).

Также написано: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5-7). То есть мы становимся наследниками вечной жизни по упованию. Следовательно, без упования вечную жизнь не получить. «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей» (Пс. 117:8,9).

Здесь псалмопевец высказал интересную мысль, что упование на Господа превосходит даже упование на власти (князей). Например, министров или церковных деятелей. В кризисной ситуации, происходящей в сфере экономики или политики, для плоти естественно опереться и уповать на свои связи с министрами. В кризисной ситуации церковной жизни для плоти естественно опереться на авторитет церковных лидеров. Но псалмопевец говорил не с позиции греховной плоти, а с позиции возрождённого духа.

Христиане могут по-разному реагировать на одни и те же события, проявляя свои внутренние мотивы служения Богу. Так, например, Апостол Павел описывал реакцию христиан на его арест: «и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование» (Фил. 1:14-17).

Интересную картину он описывает: большая часть христиан ободрилась его узами, следовательно, были и те, кто не ободрился его узами. Далее, из тех, кто ободрился, часть стала проповедовать Христа по зависти, а часть – из любви. Также и сегодня те христиане, которые не имеют живого упования на Бога, смотрят на происходящие события с позиции плоти. Да благословит нас Господь иметь живое упование на Него. Аминь.

Андрей Марин, г. Москва

Входящий в состав шестой кафизмы псалом 39 несет в себе глубокий смысл. Иисус Христос представлен в лике Мессии, пришедшим спасти весь род человеческий. Когда и как читают молитвенное обращение к Господу Богу, узнаете из нашей статьи.

История и период написания

Библейская книга Псалтирь состоит из 150 отдельных песнопений, большая часть из которых принадлежит руке пророка Давида. Псалом 39 является одним из таких произведений.

Точная информация о дате и обстоятельствах написания молитвы отсутствует. После детального анализа каждой строки произведения языковеды пришли к единому мнению: 39 псалом был написан царем Давидом на последних годах его жизни. Гонения царя Саула не вызывают столь ярких эмоций и тяжких переживаний. Автор лишь упоминает об этом периоде из своей жизни.

Псалом 39 из шестой кафизмы несет в себе глубокий смысл

Строки, в которых говорится о восстании Авессалома, также относятся к прошедшим событиям. Поэтому написанный пророком Давидом 39 стих относят к посмертным откровениям и рассуждениям псалмопевца. Автор, который всю свою жизнь твердо уповал и веровал в Господа Бога, учит будущее поколение смиренности, искренности и вере.

Толкование и значение псалма 39

По своему смысловому наполнению псалом 39 считается мессианским. Главная мысль произведения заключается в том, что Сын Божий будет ниспослан на землю, чтобы защитить и спасти весь род человеческий.

Первые стихи – с 2 по 9 – напоминают дневник и размышления автора. Псалмопевец рассказывает о гонениях и жизненных трудностях, выпавшими на его пути. «Страшный ров» и «тинистое болото» – такими речами он описывает свою жизнь. Именно в первой части произведения упоминаются преследования царем Саулом и гонения Авессаломом. При этом автор не теряет веру во Всевышнего и убежден в милости Божией.

Строки 10 и 11 посвящены откровениям пророка. Давид повествует о собственных переживаниях и размышлениях, которыми он всегда готов был делиться с окружающими.

В 12–18 стихах молитвы царь просит защиты и покровительства Божиего. В этих строках прослеживается благодарность христианина. Верующий в милость и силу Господнюю псалмопевец произносит благодарственные речи за спасение от многочисленных опасностей, выпавших на его жизненном пути.

Гонения царем СауломВосстание АвессаломаОткровения царя Давида

Когда и как читать

39 псалом читают дома и в храме Божием. Написанное пророком произведение входит в состав шестой кафизмы и зачитывается на богослужениях в начале недели. Священнослужители произносят каждую строку нараспев.

В храме Божием читают церковнославянскую версию, в домашней молитве можно использовать перевод текста на русский язык.

Читать псалмы в домашних условиях лучше в тишине и уединении. Перед ликом Иисуса Христа зажигают свечу и произносят православные молитвы. По окончании прочтения молитв зачитываются песнопения из библейской книги Псалтырь.

В молитвенных обращениях можно просить как за самого себя, так и за близких родственников. Чтение псалма 39:

  • укрепляет отношения внутри семьи;
  • помогает избежать конфликтов и разладов на работе;
  • предупреждает финансовый крах и различные неприятности.

Видео «Чтение псалма 39»

В этом видео представлена аудиозапись перевода молитвенного обращения на русский язык.

Текст псалма 39 на русском языке

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: “хорошо! хорошо!”

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: “велик Господь!”

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты – помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Читая псалом 39, как, впрочем, и другие откровения пророка Давида из священной книги Псалтырь, важно говорить сердцем, а не разумом. Господь внимает искренним и чистым просьбам молящихся.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Псалом 39 — слушать и читать текст. Толкование.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 39

Толкование Псалма 39

Пс. 39 (предваряющая его надпись соответствует стих 1) зримо делится на две части: вознесение благодарственного славословия Господу за оказанную помощь (стихи 2-11) и мольба о новой помощи — в новых бедствиях (стихи 12-18).

А. Посвящение себя Богу (39:2-11)

Пс. 39:2-5. Псалом начинается радостно — торжественным возвещением народу об избавлении Давида от бедствий — в ответ на вопль его и упование на Господа.

После долгих молитв Давида и его терпеливого ожидания Бог произвел в его жизни поразительные изменения. Прежнее свое состояние псалмопевец образно описывает как «страшный ров», как «тинистое (засасывающее) болото»; вырвав его из них, Господь поставил… ноги Давида на твердом камне. Тогда он пел печальные песни, полные мольбы, но, в корне изменив его обстоятельства, Господь дал ему повод петь новую песнь — хвалу Богу (стих 4; сравните Пс. 32:3; 95:1; 97:1) — в назидание всем, кто видел, что сделал для Давида Господь, и кто слышит теперь новый его гимн, — да убоятся, и будут уповать на Господа и они. Из сказанного им псалмопевец делает вывод о том, что блажен человек, который… не обращается к гордым и лживым людям, имеющим силу и власть, но на Господа возлагает надежду свою (стих 5).

Пс. 39:6 Чудные дела и планы («помышления») Господа, направленные на благо человечества, столь многочисленны, что Давид не в силах, как бы ни хотел этого, воспеть их все.

Пс. 39:7-9. Эти стихи имеют мессианский подтекст они явно не относятся только к Давиду. Жертвы и приношения Ты не восхотел, говорит псалмопевец и уточняет: не потребовал. Применительно к Давиду это может означать, что под бедствиями, от которых избавил его Господь, он разумел весь период преследования его царем Саулом. Именно тогда Давид, вынужденный постоянно «уходить» от Саула, лишен был возможности приносить жертвы в скинии, как этого требовал закон Моисея.

Однако Бог не поставил этого в вину ему, но вменил Давиду посвятить всего себя на служение Ему. Примечательна в этой связи фраза Ты открыл (по другим переводам — «проколол») мне уши. Согласно древнееврейскому обычаю ухо прокалывалось рабу — иудею же, который, по окончании срока своего служения, желал остаться в доме господина своего (Исх. 21:6).

Здесь это «проколол — открыл» означает как добровольное желание Давида всегда быть рабом Господа, посвятить Ему себя, так и признание того факта, что Господь «открыл ему уши», чтобы он слышал слово Его и повиновался Ему. В Септуагинте эта фраза переведена как «(Ты) уготовал тело Мне»; переводчик воспользовался тут так называемой «синедохой» — литературным приемом, исходящим из того, что часть служит восприятию целого (т, е «ухо», как здесь, выражает понятие «тела»). При этом мысль, выраженная в псалме, — о служении Давида Богу всем существом его («всем телом») была передана вполне адекватно.

В согласии с написанным в книге закона (в свитке книжном; стих 8), т. е. в слове Божием, о необходимости послушания Господу, Давид выражает сердечную готовность исполнить волю Его (Тогда я сказал: вот, иду… закон Твой у меня в сердце; стихи 8-9).

Выше говорилось о мессианском подтексте этих стихов. Он обнаруживает себя при цитировании сказанного здесь автором Послания к евреям (Евр. 10:5-7) применительно к Иисусу Христу (ем. комментарии на Евр. 10:5-7). В новозаветном контексте Пс. 39:7-9 становится гораздо значительнее, а в чем-то и конкретнее.

Так, Давид говорит, что «в свитке книжном» сказано о нем; между тем, такого (как подразумеваемое здесь) пророчества о Давиде в Священном Писании евреев нет, но есть (и неоднократные) — о великом Потомке Давида, к Которому слова (в частности) о законе Божием в сердце относятся буквально. Автор Послания к евреям как раз и противопоставлял совершенное послушание Христа недостаточности ветхозаветных жертв. Слова «Ты… уготовал тело Мне» применительно к Мессии говорят о воплощении Его ради полноты исполнения Божиего плана — как об этом «написано… в свитке книжном». Итак, Давид выступает в Пс. 39 как прообраз Христа.

Пс. 39:10-11. Подчиняясь воле Господа, Давид с охотой и радостью возвещал правду Его в собрании еврейского народа. Он «не удерживал уст своих» — не возбранял им, свидетельством чему является этот и другие псалмы Давида.

Б. Мольба об избавлении от новых бед (39:12-18)

Пс. 39:12-13. Начиная с этих стихов, тон псалма драматически меняется. Новые белы постигли царя (может быть, имелся в виду заговор Авессалома и его сторонников), и он молит Господа не отнимать от него милости и щедрот Своих (Не удерживай их, Господи, да окрыляют меня непрестанно; стих 12). Слова Давида в стихе 13, где он говорит, что «беззаконий», совершенных им, более чем волос на голове его, не следует понимать буквально: ведь Давид всегда оставался избранником Божиим. Скорее, сознавая свою греховность и, вероятно, особенно остро переживая тот свой трех, который был связан с Вирсавией, Давид выражал — в столь эмоциональной форме — свои переживания.

Пс. 39:14-16. Следует мольба об избавлении от нового бедствия (Господи! поспеши на помощь мне), о посрамлении тех, кто жаждут гибели Давида и, не скрываясь, злорадствуют, говоря ему в лицо: «хорошо! хорошо!»

Пс. 39:17-18. Псалом завершается молитвой о торжестве «всех ищущих Господа и любящих спасение Его» — да славят Его непрестанно, убедившись на примере Давида, что единственным источником защиты и помощи является Господь Последним смиренным аккордом звучит стих 18 — Давид признает свои «бедность и нищету» перед Господом и радуется, что Он печется о нем. Боже мой! не замедли, просит псалмопевец.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Среди песен в Псалтири есть благодарственные, плачи, пророчества, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к последней категории, так как царь Давид собрал в нём мудрость, накопленную с годами, которую представил в виде советов.

Текст молитвы псалом 39

На церковнославянском языке с ударениями

1 В конец, псалом Давиду

2 Терпя́, потерпе́х Го́спода, и внят ми, и услы́ша моли́тву мою.

3 И возведе́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои́, и испра́ви стопы́ моя́,

4 и вложи́ во уста́ моя́ песнь но́ву, пе́ние Бо́гу на́шему. У́зрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Го́спода.

5 Блаже́н муж, ему́же есть и́мя Госпо́дне упова́ние его, и не призре́ в суеты́ и неистовле́ния ло́жная.

6 Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Го́споди, Бо́же мой, чудеса́ Твоя́ и помышле́нием Твои́м несть кто уподо́бится Тебе́: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че числа́.

7 Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси́, всесожже́ний и о гресе́ не взыска́л еси́.

8 Тогда́ рех: се прииду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне:

9 е́же сотвори́ти во́лю Твою́, Бо́же мой, восхоте́х, и зако́н Твой посреде́ чре́ва моего́.

10 Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не возбраню́: Го́споди, Ты разуме́л еси́.

11 Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га.

12 Ты же, Го́споди, не удали́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя́ и и́стина Твоя́ вы́ну да засту́пите мя.

13 Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть числ́а, постиго́ша мя беззако́ния моя́, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас главы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя.

14 Благоволи́, Го́споди, изба́вити мя: Го́споди, во е́же помощи́ ми вонми́.

15 Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я.

16 Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже.

17 Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе́ вси и́щущии Тебе́, Го́споди, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Госпо́дь, лю́бящии спасе́ние Твое.

18 Аз же нищ есмь и убо́г, Госпо́дь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси́ Ты, Бо́же мой, не закосни́.

На русском языке

1 К исполнению. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много сотворил Ты, Господи, Боже мой, чудес Твоих, и в замыслах Твоих никто не сравнится с Тобой! Я возвестил и сказал: «Умножились они сверх числа!»

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Царь Давид жил за 1000 лет до Рождества Христова, поэтому о том времени сохранилось немного информации. Точных сведений об истории написания текста молитвы псалом 39 не найдено, но ученые, на основе анализа этой песни и других трудов Давида, сделали несколько выводов. Во-первых, царь повествует о гонениях царя Саула, но пишет о том времени, как о чем-то далеким, из-за чего можно сказать, что Давид на момент написания был далеко не юношей. Во-вторых, упоминается восстание Авессалома, родного сына царя, а значит, песнь была написана позднее.

Наиболее вероятно, что царь Давид псалмом 39 хотел наставить молодое поколение на праведный путь, поделиться опытом и знаниями, которые достались ему трудным путем за долгие годы. Он говорит о том, что только в Господе истинное спасение и утешение, и лишь милость Божья дарует жизнь.

Когда и как читать псалом 39?

В начале недели в храмах читают шестую кафизму, в состав которой входит и псалом 39. Молитву во время церковной службы традиционно читают на старославянском языке, но псалом 39 на русском языке рекомендуется к прочтению для лучшего понимания его смысла.

Не существует строгих правил и ограничений для обращения к Господу, но ряд рекомендаций всё же есть. Желательно посетить храм, где перед иконой обратиться с молитвой к Богу, но читать псалом 39 можно и дома. Делать это лучше в одиночестве, успокоившись и сосредоточившись на тексте. Как и любое обращение к Господу, слова песни должны читаться искренне, без притворства.

Толкование

Царь Давид и его приближенные были праведными и богобоязненными людьми, находившими единственное спасение и утешение в Господе. Это отразилось и в толковании псалма 39, в каждом отдельном стихе.

  • Стих 2-9 – царь Давид вспоминает все горести и опасности, которые вставали у него на пути. Вспоминает о том, что помощи от людей он не ждал, а верил и полагался лишь на Господа. Праведные, по словам автора, всегда блаженны, так как находят утешение в Боге. Здесь же он говорит о несчетных благах, дарованных Господом не только ему, но всем христианам.
  • Стих 10-11 – здесь говорится об откровениях и проповедях Давида народу, в которых он без утайки рассказывал о своей вере, любви к Господу.
  • Стих 12-18 – просьба, молитва Богу о спасении и сохранении жизни. Благодарности за помощь и блага.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *