Псалом 44 толкование

Начало ХVII
Дерево, темпера, басменный оклад.
(Царский «Деисус»)
Икона иллюстрирует текст 44-го псалма «Псалтыри»: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена…». Христос изображается как Царь царем и Великий Архиерей восседающим на престоле, Ему одесную (по правую руку) предстоит Богородица в царских одеждах, слева — Иоанн Предтеча в короне и со свернутым свитком. За престолом предстоят Архангелы.
Иисус Христос представлен в царском облачении, в венце, с жезлом и Евангелием. Поверх лоратной императорской (византийского типа) далматики изображен омофор – древний знак пасторства и священства.
Отличительными особенностями иконы из Свияжска являются композиция, редкие иконографические детали, оригинальный авторский стиль.
Композиционное построение имеет ряд редких черт. Фигуры святых заполняют весь ковчег – плотная компоновка в пространстве фона.
Образ Царя царей и Великого Архиерея «по чину Мельхиседекову» представлен на престоле с высокой спинкой древней формы, в необычном по рисунку венце, с архиерейским посохом, расположенном по диагонали к престолу, жест опирающейся на Евангелие его руки встречается в ранних изводах подобной иконографии. Лик Спаса находится под поздней записью масляными красками – не был раскрыт во время реставрации по причине плохой сохранности.
Богоматерь изображена без жезла, в городчатом венце древней формы. Иоанн Предтеча представлен в таком же венце как поэтический образ «друга жениха» из псалма пророка и царя Давида. Темная одежда Ионна имеет также некоторое отличие от обычной для него милоти (короткая одежда из верблюжьей шерсти) и гиматия (плаща), подхваченных кожаным (по тексту Нового завета) поясом. Свернутый свиток плотно сжат в левой руке пророка Предтечи, правая рука поднята в жесте молитвы. Живописному описанию облика святого вторит словесный образ — в соответствии с повествованием Евангелия от Марка.
Яркой иконографической характеристикой свияжского образа по ветхозаветному псалму является изображение за престолом Христа сил небесных в херувимских крыльях, подобно тому, как они изображаются на богородичных иконах Знамения Воплощения.
Икона написана на темно-зеленом фоне. Начальная строчка текста 44 псалма написана на верхнем поле в правой и левой части доски. Фон, поля и нимбы святых покрывает драгоценная позолоченная серебряная басма, сама являющаяся памятником декоративно-прикладного искусства начала XVII века.
Икона имеет в нижней части полукруглый вырез неправильной формы. Предположительно, икона была размещена над арочным проемом в интерьере храма. Хранилась в Троицкой церкви.
С образами Иоанна Богослова и князей Бориса и Глеба, происходящих из Троицкой церкви Свияжска, представляет художественный единый комплекс как икона, вышедшая из одной с ними иконописной мастерской, ориентирующейся на псковскую творческую традицию.

Псалом 44: Царь царей

44:2 Писать этот псалом автору было очень просто. Фактически, сердце его кипело, когда он писал эту песню о Царе. Слова лились свободно и легко; ему казалось, что он буквально родился заново. Язык его был подобен трости скорописца, и не будет преувеличением утверждать, что автор этого псалма – Сам Святой Дух.

44:3 Прежде всего нам представляют Самого Царя. Его красота невероятна. Он главный из десяти тысяч, Возлюбленный. Благодать излилась из уст Его; Его речи сладки. Он так прекрасен, что благословил Его Бог на веки.

Справедливейший из людей,

Совершенный в Своей красоте;

Твои уста полны благодатью,

Твое нежное сердце полно любви.

Благословенный Боже, мы преклоняем колени

и обретаем всю полноту, что пребывает в Тебе.

Автор неизвестен

44:4-6 Почти сразу же речь заходит о втором пришествии Христа, когда Он вернется на землю в силе и великой славе. На этот раз Он приходит как воин-победитель, а не как скромный плотник из Назарета. Перепоясанный мечом, Сильный нисходит в славе и красоте. В Своем сияющем великолепии Он совершает триумфальный подход во имя истины и кротости и правды. Его пронзенная гвоздем десница держит меч, устрашающий Его врагов. Его стрелы нацелены в сердце врагов Царя; народы падут к Его ногам.

44:7, 8а Теперь дым битвы рассеялся, Царь восседает на престоле славы в Иерусалиме. С небес слышен голос

Бога, называющий Его Богом и определяющий Его правление как вечное. Мы знаем, что это голос Бога, потому что в Послании к Евреям 1:8, 9 нам сообщается:

«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих». Обратите внимание: Бог называет Своего Сына Богом, что является одним из наиболее явных доказательств божественности Христа во всей Библии. Действительно, в некоторых переводах Псалма 44:7 это выражение передается как «Твой божественный престол пребудет во веки веков» вместо «Твой престол, Боже, во веки веков». Но когда эта фраза цитируется в Послании к Евреям, она выглядит так: «Престол Твой, о Боже, во веки веков». Таким образом, не только престол Христа божественен, но и Сам Он есть Бог.

Царство Христа будет длиться вечно. После Его тысячелетнего правления на земле, Его земное царство превратится в «вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11).

Царский жезл Христа – это жезл справедливости. Жезл символизирует царскую власть. Здесь речь идет о том, что Мессия будет вершить абсолютное правосудие. Его правление будет совершенно святым, ибо Царь любит правду и ненавидит беззаконие.

44:8б, 9 Так как Бог справедлив и праведен, Он помазал Господа Иисуса елеем радости более соучастников Его, других правителей. Елей радости – это святой елей помазания, которым священники посвящались на должность (Исх. 30:22-25). Так как Господь наш будет Священником-Царем, будет использован именно этот елей. Смирна и кассия – две основные составляющие этого елея, а алой – одно из основных благовоний, упомянутых в Песне Песней 4:14.

Все это значит, что Личность и деяния Господа нашего источают непередаваемый аромат. Смирна и алой, возможно, имеют отношение к Его страданиям и смерти, потому что использовались для приготовления Его тела к погребению (Ин. 19:39).

Из чертогов слоновой кости увеселяют Его. Эта царская симфония звучит в честь радости всего мира: дни стенаний и скорби людей закончились, наконец наступил золотой век!

44:10 Царь не одинок в этот день Своей власти. Дочери земных царей сопровождают Его. Одесную Его сидит царица, украшенная офирским золотом. Кто эта царица? Здесь нам придется сопротивляться искушению отождествить ее с церковью, потому что о церкви не говорится в ветхозаветных откровениях (Еф. 3:5-9; Кол. 1:26). Мы полагаем, что царица – это искупленный остаток верующих Израиля (Иез. 16:10-14), а дочери царей – это, возможно, языческие народы, пришедшие к Христу благодаря свидетельству Израиля.

44:11, 12 Неизвестный голос, возможно, Святого Духа, советует царице забыть народ свой и дом отца своего. Конечно, это значит, что она должна отринуть все, что связывает ее с жизнью до обращения, и полностью хранить верность своему Царю и Господу. Этот совет предвосхищает слова нашего Спасителя в Евангелии от Луки 14:26:

«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником». Наша любовь к Христу должна быть так велика, чтобы все остальные привязанности по сравнению с ней казались ненавистью. Ему угодна преданность от всего сердца. Он – Господь, поэтому заслуживает всего, что у нас есть и что есть мы сами.

44:13 Богатая дочь Тира придет к царице с дарами. Богатейшие люди мира съедутся в Иерусалим с лучшими подарками.

44:14 Дщерь Царя появляется в своем дворце, облаченная в великолепные царские одежды, чтобы предстать перед Царем. Освобожденная от тяжести греха, она теперь в своей комнате облачается в одежду, шитую золотом.

44:15, 16 Теперь она ведется к Царю, в многоцветной одежде и в сопровождении дев. Они движутся среди ликования и входят в чертог Самого Царя.

«Кто может описать эту радость, радость Отца и Сына и Святого Духа, и святых ангелов, не говоря уже о собственной радости вступающих в радость своего Господа! Очаровательные как само очарование, прекрасные как сама красота, благодатные как сама благодать, прелестные как сама прелесть, привлекательные как сама привлекательность, они подобны образу Божьего Сына» (источник неизвестен). 44:17, 18 В последних двух стихах Бог Отец говорит с Царем Христом. Он обещает Ему сыновей, которые будут достойными наследниками патриархов и «разделят между собою весь мир» (Нокс).

Что же касается Самого Царя, то имя Его станет памятным в род и род. Народы никогда не перестанут поклоняться Ему.

Для любого современного человека бракосочетание является одним из важнейших событий в его жизни. Так было и в древние времена. Сама по себе церемония связана со множеством ритуалов и традиций, к числу которых относят и наставления молодым. О них и идет речь в псалме 44, произведении, которое также называют «свадебной песней» или «песней любви».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Молитва при операции за больного.

История написания

Псалом 44 связывают с конкретным важным событием, речь идет о бракосочетании могущественного властителя и его возлюбленной. Многие эксперты считают, что речь идет о царе Соломоне. В начале царствования он проживал в роскошном дворце, тогда он был известен благодаря своей мудрости, которой вызывал у окружающих глубочайшее уважение.

Невзирая на то, что у Соломона было мощное и большое войско, он не желал воевать, стремился к миру. Царь был праведником, уверовавшим в Господа, поэтому во время бракосочетания с египтянкой он просит ее отказаться от родителей, нации, оставить в прошлом язычество.

В каких случаях читают псалом 44?

Чтение псалма 44 позволяет женщинам и мужчинам понять, какими качествами должен обладать их будущий избранник/избранница, какой должна быть христианская семья и как в ней растить детей. Акцент в песне сделан на восхваление мудрости человека.

Эта мудрость раскрывает молодоженам главную истину – разные качества важны для совместной гармоничной жизни, но самое важное – душевная чистота. В конце произведение снова речь заходит о понимании слова»семья» в христианстве. Традиционно псалом 44 зачитывают на церковнославянском языке, но русский перевод использовать не запрещается.

Текст псалма 44

На церковнославянском языке

На русском языке

Толкование

Предположительно песнь была сложена Кореевыми сынами. В ней они размышляют на тему бракосочетания. Смысл произведения раскрывается полностью тем, кто изучает значение отдельных его стихов:

  • Стих 1. Автор говорит о том, что его отношение к царю исключительно благожелательное. Положительные эмоции переполняют его.
  • Стих с 2 по 5. Псалмопевец восхваляет царя, описывает его внешность, красоту, мощь его армии. При этом он акцентирует внимание на том, что самое ценное в правителе скрыто в глубине его сердца. Речь идет о его мудрости, правдолюбии. Автор призывает царя пользоваться своей силой и властью, дарованным ему могуществом во имя истины, кротости и не только. У него не возникает сомнений относительно победы Соломона над врагами. Это гарантирует не только многочисленная его армия, но и тот факт, что властитель избрал правильный путь.
  • Стих 6. Мудрый и прекрасный царь является представителем Господа и царствия Его на земле. Учитывая это, деяния его воспринимаются, как деяния Бога, а правление Соломона будет вечным.
  • Стих с 7 по 9. Правитель стремится к истине, к жизни с Единым Господом в сердце, он справедливый, поэтому и был удостоен Божьего благословения. Речь в этой части произведения также идет о его невесте, ее роскошном наряде, расшитом золотом. Здесь присутствует и описание дочерей глав иных государств, прибывших во дворец Соломона в качестве гостей.
  • Стих с 10 по 13. Псалмопевец переключается с царя на его прекрасную невесту. Ей он советует забыть отца и мать родную, позабыть о своем доме и народе. Место девицы теперь в Израиле, рядом с избранником. За покорность она будет вознаграждена бесконечной любовью супруга, благами, дарованными им.За это ее ждут уважение и почет в домах богатейших и уважаемых семей Израиля и иных государств.
    Повторно автор описывает привлекательную внешность невесты, ее роскошное одеяние, которое не сравнится с ее душей, красота которой в разы превосходит красоту телесную. Во дворец Соломона избранница его вошла с подругами, которые следуют за ней везде. Любимая правителя обязана дарить любовь, которая предназначалась ранее ее родителям, своим сыновьям, долгожданным князьям.
  • Стих 16 и 17. Автор подчеркивает, что брак Соломона и египетской красавицы благословен, а имя правителя будет прославляться и после смерти его, так как последующие поколения не забудут его добрых дел.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *