Псалом 91 текст

Текст хвалебной песни псалом 91 посвящен празднованию Шаббата. В иудаизме это праздник субботы. Поэтому он и назван в честь этого дня недели. Данная песнь очень схожа с предыдущим псалмом 90.

Текст молитвы псалом 91

На церковнославянском языке с ударениями

1 Псалом песни в день субботный,

2 Бла́го есть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́, Вы́шний:

3 возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́ и и́стину Твою на вся́ку нощь,

4 в десятостру́ннем псалти́ри с пе́снию в гу́слех.

5 Яко возвесели́л мя еси́, Го́споди, в творе́нии Твое́м, и в де́лех руку́ Твое́ю возра́дуюся.

6 Яко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, зело́ углуби́шася помышле́ния Твоя́.

7 Муж безу́мен не позна́ет, и неразу́мив не разуме́ет сих.

8 Внегда́ прозябо́ша гре́шницы я́ко трава́, и пронико́ша вси де́лающии беззако́ние, я́ко да потребя́тся в век ве́ка.

9 Ты же Вы́шний во век, Го́споди.

10 Яко се врази́ Твои, Го́споди, я́ко се врази́ Твои́ поги́бнут, и разы́дутся вси де́лающии беззако́ние.

11 И вознесе́тся я́ко единоро́га рог мой, и ста́рость моя́ в еле́и масти́те.

12 И воззре́ о́ко мое́ на враги́ моя́, и востаю́щыя на мя лука́внующыя услы́шит у́хо мое́.

13 Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится.

14 Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т,

15 еще́ умно́жатся в ста́рости масти́те, и благоприе́млюще бу́дут.

16 Да возвестя́т, я́ко прав Госпо́дь Бог наш, и несть непра́вды в Нем.

На русском языке

1 Псалом-песнь, ко дню субботы.

2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,

3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

4 на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях.

5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.

6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.

8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, —

9 Ты, Господи, высок во веки!

10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;

11 а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;

12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.

13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,

16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

История написания

К сожалению, нет подтверждений на счет авторства и времени написания текста псалма 91. Есть только факт, который гласит, что у еврейского народа песнь была в литургическом употреблении. Если верить одной из версий написания, то ее автором в первоначальном варианте является Адам. Первый человек был создан в пятницу, и с наступлением субботы воспел Господа. Данная песнь была немного отредактирована пророком Моисеем.

Для чего читают псалом 91?

Текст молитвы зачитывают в храмах на церковнославянском. Дома праведники читают Псалом 91 на русском языке в следующих случаях:

  • При искушениях;
  • При опасениях со стороны;
  • От нападков злых людей.

Толкование псалма 91

Текст прост в толковании, его наизусть знают многие христиане. В одном произведении сопоставляется судьба праведников и нечестивых.

Стихи 1-3: Прославление Господа, его заповедей и законов. Воспевание его действий. Верующий человек полон чувств к Всевышнему.

Стихи 4-10: Каждый восхищается творениями Господними. Дела Бога совершенны. Но не все могут это понять. Нечестивые не живут законами праведными. И врагов нужно наказывать.

Стихи 11-13: Описываются опасения, которые могут затронуть человека среди врагов. Но Бог все видит. И сила нечестивых не вечна.

Стих 14: Вера в Господа прекрасна. И в трудную минуту он не оставит своих детей.

Правила чтения

В иудаизме песнь исполнялась левитами во время литургии. Зачитывается во время субботней службы. В праздники чтение происходит два раза. В неторжественные субботы – один. Дома текст молитвы псалом 91 читается на русском языке также по субботам.

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом Богом.
Песнь Богу в Субботу
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Благо есть исповедатися Господеви
И пети имени Твоему, Вышний:
Возвещати заутра милость Твою,
И истину Твою на всяку нощь,
В десятоструннем псалтири
С песнию в гуслех.
Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем,
И в делех руку Твоею возрадуюся.
Яко возвеличишася дела Твоя, Господи:
Зело углубишася помышления Твоя.
Муж безумен не познает,
И неразумив не разумеетъ сих.
Внегда прозябоща грешницы яко трава,
И проникоша вси делающии беззаконие,
Яко да потребятся в век века.
Ты же Вышний во век, Господи.
Яко се, врази Твои, Господи,
Яко се врази Твои погибнут,
И разыдутся вси делающии беззаконие.
И вознесется яко единорога рог мой,
И старость моя в елеи мастите,
И воззре око мое на враги моя,
И востающия на мя лукавнующия услышит ухо мое.
Праведник яко финикс процветет,
Яко кедр, иже в Ливане, умножится.
Насаждени в дому Господни,
Во дворех Бога нашего процветут;
Еще умножатся в старости мастите,
И благоприемлюще будут.
Да возвестят, яко прав Господь Бог наш,
И несть неправды в Нем.
На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
Песнь Богу в Субботу
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
Благо есть славить Господа
И петь имени Твоему, Всевышний,
Возвещать утром милость Твою
И истину Твою в ночи,
На десятиструнном и псалтири,
С песнью на гуслях.
Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим:
Я восхищаюсь делами рук Твоих.
Как велики дела Твои, Господи!
Дивно глубоки помышления Твои!
Человек несмыслённый не знает,
И невежда не разумеет того.
Тогда как нечестивые возникают, как трава,
И делающие беззаконие цветут,
Чтобы исчезнуть на веки.
Ты, Господи, высок во веки!

Ибо вот, враги Твои, Господи,
Вот, враги Твои гибнут,
И рассыпаются все делающие беззаконие.
Мой рог Ты возносишь, как рог единорога,
И я умащён свежим елеем,
И око моё смотрит на врагов моих,
И уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.
Праведник цветёт, как пальма,
Возвышается подобно кедру на Ливане.
Насаждённые в доме Господнем,
Они цветут во дворах Бога нашего;
Они и в старости плодовиты,
Сочны и свежи.
Да возвестят, что праведен Господь,
И нет неправды в Нём.
МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ
(образец подготовки в течение недели):
Понедельник (по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
Вторник: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
Среда: Канон Ангелу-Хранителю.
Четверг: Канон святому Иоанну Предтече.
Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.
Суббота: Иисусу Сладчайшему.
Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.
Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.
Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

(1) Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. (2) Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. (14) «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое».

Интересный иудаизм
Теhилим на все случаи жизни

Меир Левинов

+39

Какие теhилим (псалмы) читают в каком случае, например, во время болезни и т.п.

Только учтите — теhилим не лекарство, и чтение само по себе не является таким «магическим» средством.

По старому анекдоту:

— Реббе, у сына понос, что делать?
— Читайте псалмы.
Через неделю:
— Реббе, у сына запор, что делать?
— Читайте псалмы.
— Ну, что вы, реббе, псалмы — это же от поноса.

Выборки из Шимушей Теhилим:

2. Спастись от бури на море.
4. Для успеха в делах.
7. Спастись от людской ненависти и от преследований.
9. При болезни ребенка.
11. Избавиться от преследований людей и нелюдей, опасностей.
12. Для того, чтобы не попасться на дурной совет.
13. Чтобы избежать трагической гибели.
14. При опасении, что кто-то клевещет за спиной или же, если не верят сказанной вами правде.
17. Для успеха в дороге.
18. Для защиты от разбойников.
20. Перед тем, как предстать перед судом.
21. Перед там, как предстать перед власть предержащими.
24. При наводнении.
26. Для тех, кто попал в плен.
28. Ради установления дружбы с врагом.
34. Перед там, как предстать перед власть предержащими с просьбой или прошением.
41-43. Читают три раза в день (утром, в полдень и перед заходом солнца), если потеряли должность.
43. Читают перед сном те, кто желает получить ответ на мучающий вопрос. Перед этим следует поститься с восхода солнца.
45. Тем, у кого неудачная жена.
46. Супругам, при неудачной семейной жизни.
47. Для успеха в торговле.
50. Читается при любой опасности.
52. Тому, кто склонен к греху злословия.
56. Заключенным.
60. Читают семикратно перед тем, как идти на войну.
61. Если по какой-то причине опасаются войти к себе домой.
65. Читать, перед тем как встретиться с человеком, от которого что-то нужно.
69. При склонности к разного рода грехам.
71. Тем, кто скрывается и боится, что его поймают. Читать семь раз каждый день.
73. Чтобы спастись во время массового бедствия.
76. Чтобы спастись от воды и огня.
78. Помогает, чтобы стать угодным властям.
82. Если вас отправили с миссией к другим. Прочесть перед выходом в дорогу.
83. Этот псалом, написанный на пергаменте, следует носить на себе во время войны.
87-88. Читают при опасности общине или городу.
93. Перед тем, как предстать перед судом.
96-97. Для радостной обстановки в семье.
98. Для восстановления дружбы.
102-103. При бесплодии.
110. Для примирения с врагом.
114. Для всех, кто связан с торговлей. Полезно повесить в магазине.
116. Постоянное чтение этого псалма защищает от трагической или внезапной гибели.
117. Тому, кого злостно оклеветали.
121. Читать всякому, кто идет один в ночное время.
122. Перед тем, как пойти к важной персоне.
124. Перед путешествием по воде.
131. Полезно читать тем, кто склонен к гордыне.
132. Полезно читать для того, чтобы выполнить данные клятвы и обещания.
133. Для укрепления дружбы.
137. Для преодоления вражды.
138. Для установления любви.
139. Для установления любви между мужчиной и женщиной.
140. Для преодоления вражды между мужем и женой.
141. Для тех, у кого слабое сердце.
145. Для тех, кто охвачен страхом. После этого следует семикратно прочесть 91 псалом.
149. Читают, чтобы пожар не распространялся.

Библия и пальма

Псалмопевец сравнивает праведника с пальмой: «А праведник цветет, словно пальма, возвышается, как кедр на Ливане. Посаженные в доме Господнем, они зацветут во дворах храма нашего Бога. Они и в старости будут плодовиты, сочны и свежи…» (Псалом 91:13-15)
А что же такого в пальме особенного? Самая высокая пальма достигает 60 метров в высоту. Это самое устойчивое дерево в мире. Пальма после урагана остается такой же, как и до урагана. Когда Давид говорит это о праведнике он думал, праведник может устоять во время урагана. Это пальма, которую ветер не сдует. Это пальма, которая не упадет от урагана.


Я хочу, чтобы ты тоже был таким сильным и никогда не падал, чтобы в твоей жизни была сила противостоять любому урагану. И даже если тебя ветер тебя наклонит, ты всегда выпрямишься и будешь стоять ровно.
О пальме сказали: «Чем больше ее топчут, тем быстрее она растет». Пальма служит нам прекрасным примером стойкости против житейских невзгод. Пальма –это царица пустыни, ей не страшен ураган, буря, она прилегает к самой земле и снова выпрямляется. Ветер ее ломает, а она стоит. И еще, деревья, на которых растут лишь листья, не имеют никакой ценности, но эти – плодовиты, сочны и свежи.

Интересные факты:
Пальмовые деревья росли в Ханаане и сейчас растут в тропических странах.
* * *
Его высота достигает до 60 метров, живет более 200 лет.
* * *

Арабский фитолог как-то сказал: «Пальма-царица оазиса, она погружает ноги в воду, а голову в зной небес». Она как –будто тянется к небу, чего не скажешь о людях.
* * *
Самым большим чудом в пальмы являются ее листья, они имеют ширину в среднем 70 см длина достигает более 3 метров. Особенно прекрасны цветы длиной 14 и шириной 12 см. Количество цветков в одном суцветьи около 100 тысяч. Сто тысяч маленьких фабрик аромата, которые издают приятное, чудное благоухание для человека. Таковыми Бог желает видеть нас. Павел в 2Кор.2:14-15 пишет: «Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе в благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.

Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь..» Как мы живем и что распространяем находясь среди людей?
* * *

Царей встречали с пальмовыми ветвями, вспомните торжественный въезд Иисуса в Иерусалим. Спасенные души держат в руках пальмовые ветви, как символ победы добра над злом.
* * *
Семейство пальмовых насчитывает 1200 видов. Они разные как люди. Пальма изумляет своим плодоношением, это мать – кормилица и убежище для в путников в ненастную погоду. Своими листьями она создает природный шалаш. Она дает древесину. С листьев делают крышу, с ее волокон скручивают веревки, маты, матрасы, мешки, сумки, шляпы и многое другое. Этим пальма служит примером полезности нашей жизни. Иисус сказал: «Тем прославится Отец ваш небесный если вы принесете много плода и будете Моими учениками». Ин.15:8
* * *
Пальма это еще природная пищевая кладовая: Зеленые листья и бутоны используют для салата, сушенные финики едят и делают из них муку, крупу. Из финик делают пальмовое молоко, пекут хлеб, а из сушенных косточек готовят кофе. Одна пальма может дать 270 литров молока и 250 кг финик.
* * *
Кроме того, если брать историю Востока, то пальма — это еще и кормилица, семья, у которой во дворе росла пальма, могла кормиться с нее круглый год, собирая несколько урожаев плодов.
* * *
И последнее: Пальма –это царица пустыни, ей не страшен ураган, буря, она прилегает к самой земли и снова выпрямляется. Ветер ее ломает, а она стоит. Не заметили вы, что она служит нам прекрасным примером стойкости против житейских невзгод? Праведник стоит как пальма, ни ветры, ни буря (искушения и испытании) его не собьют с правильного пути. Он падает, встает, изнемогает и укрепляется, Иисус дает ему руку помощи..
* * *

Похож ли я на пальму? Какие плоды я приношу Богу? Как я переношу испытания и искушения? Тянусь ли я к небу в тяжелые минуты жизни? Могут ли в моем доме найти приют, утешение, и убежище нуждающиеся? Задумайтесь над этим, друзья мои!

Места Писания для тех, кто в преклонных летах

1) «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем» (Пс.91:13-16).
2) «Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (Пс.70:17,18).
3) «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня…» (Пс.70:9).
4) «… И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить ; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4).

5) «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем» (Быт.24:1).
6) «Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его» (Быт.21:5).
7) «И, не изнемогши в вере, он (Авраам) не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим.4:19-21).
8) «…И отдалит от тебя Господь всякую немощь, и никаких лютых болезней Египетских, которые ты знаешь, не наведет на тебя…» (Втор.7:15).
9) «Дух человека переносит его немощи…» (Прит.18:15).
10) «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис.53:4).
11) «Но сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор.12:9).
12) «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер.17:7,8).

Псалом 91

Этот псалом не имеет надписания имени автора. При общности же его содержания нет точных данных, по которым можно было бы его отнести с положительностью к какому-либо времени, почему о последнем можно только догадываться.

Псалом указывает на гибель многочисленных врагов (Пс.91_8–10), на спасение от них праведника и его возвышение (Пс.91_11–13), и на чудесный характер этой защиты (Пс.91_14). Такие указания псалма и радостно-благодарное чувство к Богу, проникающее его, очень сближает псалом с 90, где высказывается то же самое (Пс. 90:1, 7–10, 16), почему можно думать, что и написан он по тому же поводу и в то же время, как и Пс.90, т. е. во время Езекии, по поводу, чудесного уничтожения под Иерусалимом войск Сеннахерима. Кто был его писателем, точно указать нельзя, может быть и сам Езекия.

Надписание «песнь на день субботний» указывает на время богослужебного исполнения псалма в храме по субботам. Такое назначение псалма сохраняется у евреев и доныне.

Как отрадно славить Господа и весь день воспевать его милости (2–4)! Ты наполнил меня весельем от Твоих дивных дел, которые часто недоступны пониманию человека (5–6). Нечестивые умножаются и цветут, но для того, чтобы погибнуть, а праведника Ты возносишь, подобно пальме и кипарису (7–13). Как эти деревья плодовиты и сочны даже в старости, так и праведник, насажденный в доме Господнем, всегда будет восхвалять Тебя.

Пс.91:2. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,

Пс.91:3. возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,

«Благо есть славить». Прославление Бога, составление и воспевание Ему хвалебно-благодарственных песней, доставляет писателю душевную отраду. Он полон религиозно-восторженного чувства, и выражение последнего в словах и песнях – есть его жизнь и счастье. «Возвещать утром… и… в ночи» – постоянно, целый день быть полным такого настроения.

Пс.91:5. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.

Пс.91:6. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!

Пс.91:7. Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.

Пс.91:8. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, –

Пс.91:9. Ты, Господи, высок во веки!

Пс.91:10. Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие;

Пс.91:11. а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем;

Пс.91:12. и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.

Пс.91:13. Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.

Такое чувство и настроение писателя питается величием и недосягаемостью для человеческого понимания дел, совершаемых Богом. Многие события по естественному человеческому пониманию могут вселять в него опасения и тревогу, тогда как они приводят к иному результату и концу. Так, напр., умножение и процветание нечестивых является угрозой праведнику, на самом же деле они гибнут по воле Божией, а праведник возносится, чем ясно указывается, как неведомы и глубоки дела и помышления Господа. Писатель здесь разумеет, вероятно, те опасения и тот страх, который навели на евреев и Езекию многочисленные и богохульствующие над его верой в Бога полчища Сеннахерима. По естественному соображению гибель Езекии и Иерусалима казалась неминуемой, по Божественному же определению и воздействию погибли враги, а «рог» «праведника» вознесся, и через это нападение врагов, значение Езекии не только не умалилось, но имя его сделалось настолько известным среди других народов и положение Еврейского государства так упрочилось, как славна на Востоке за свою плодовитость пальма или как прочен кедр, краса и гордость лесов Ливана.

Пс.91:14. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего;

«Насажденными в доме Господнем» являются праведники, живущие верой в Иегову и цветущие от этой веры. Здесь указание на то, что каждый праведник, как в данном случае Езекия, прибегающий искренне к Божественной помощи, не бывает оставлен Им, а получает от Него неожиданную и сверхъестественную помощь. Так было с ассириянами, в одну ночь по воле Бога погибшими в количестве 185 тысяч.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *