Псалом асафа

Бог ста в сонме, богов.

Христос, говорит, стал в собрании книжников, фарисеев и старейшин народа, которых Давид назвал здесь богами по причине начальственного и судебного их достоинства, как и Моисей назвал богами судей: Богов не злословь (Исх. 22,28) и мы сказали о том довольно пространно и подробно в 49 псалме, при изъяснении слов 1го стиха: Бог богов Господь возглаголал. А Григорий Богослов разумел сии слова иначе в слове на крещение.

По словам Григория Богослова, которого приводит сочинитель, и Василия, сии слова относятся ко второму явлению Христову, когда праведники возсияют как солнце; ибо тогда среди спасаемых станет Бог среди богов и царей, распределяя и разделяя достоинства тамошнего блаженства и различая, кто какой чести и обители достоин. Слова Феодорита: Поелику истинно судия есть Бог, и людям поручено (от Него) судить; то те, которым это вверено, названы богами, как действительно в том уподобляющееся Богу. Но праведный Судия обличает здесь неправедно судящих и не держащих весы правосудия неуклонно и наперед говорит о будущем праведном своем суде. Евсевия: Бог судит не на возвышенном месте и на подобие правителей, сидя, но нисходя к судимым и среди их стоя, Он подобен им по виду, как сделавшийся непреложно человеком.

Посреде же (народа) боги разсудит.

Став, говорит, Христос открыто будет суд производить, то есть, обличать богов—начальствующих и судей народных; так как Христос и обличал их открыто, обвиняя их и говоря: горе вам книжники и фарисеи—лицемеры, что вы делаете то и то, как говорит о том Матфей подробно в 23й главе. Иудеи думают о сем так, что Бог стал среди начальствующих, поелику Он находится невидимо, и посему среди многих обличит их, то есть, чрез пророков, если они начальствуют и судят неправедно.

Слова Оригена: Жившим суетно приличен суд. Так сказано в другом месте: и будет судить среди народов; а святым— не суд, а нечто большее—различие, ибо различит их как царь в радостный день, награждая каждого достойного чести, кто достоин восстать в воскресение в виде солнца, кто в виде луны и кто в виде звезд. Итак станет в сонме богов, а не людей, т. е. живущих по обычаям человеческим и различит, кому из сих богов, иметь достоинство солнца, кому луны и кому звезд.

Псалом 81: Суд над правителями земли

81:1 Созывается суд. Судья занял Свое место. Это Сам Бог. Он созвал специальное заседание суда, чтобы рассмотреть дело правителей и судей земли. Их называют богами, потому что они – представители Бога на земле, призванные служить Ему и поддерживать порядок в обществе. На самом деле, конечно же, они – всего лишь люди, как и мы. Но они занимают положение помазанников Господа. Даже если они не знают Бога лично, они выступают как официальные представители Бога, поэтому здесь удостоены чести называться богами. Основное значение этого титула – власть имущие.

81:2 Прежде всего Бог упрекает их за злоупотребление положением. Они виновны в вымогательстве и коррупции. Их правительство благосклонно к богатым и угнетает бедных. Преступники остаются безнаказанными, а невинные страдают без причины. Источник справедливости превратился в источник угнетения.

81:3, 4 Потом Судья всей земли еще раз напоминает им об их обязанностях в области общественного правосудия. Они должны защищать права бедного и сироты, угнетенного и нищего. Они должны помогать всем неимущим и бесправным.

81:5 Но, несмотря на предупреждения Господа, мы не видим надежды на улучшение. Бог огорчается, когда поступкам правителей не хватает мудрости и понимания. Так как они сами во тьме ходят, вряд ли они могут наставить других людей, нуждающихся в наставлении. Им не удается вести себя праведно и мудро, поэтому основания общества колеблются. Закона нет, порядка тоже.

81:6, 7 Хотя у этих людей много высоких привилегий, они будут низвергнуты и наказаны. То, что Бог называет их богами и сынами Всевышнего, не гарантирует им освобождения от суда. Они будут судимы, как все остальные люди, и падут, как всякий из князей. Их наказание будет даже более строгим, потому что им было дано больше привилегий.

В одном из споров со Своими врагами Господь наш процитировал шестой стих этого псалма (Ин. 10:32-36). Его как раз обвиняли в богохульстве, потому что Он претендовал на равенство с Богом.

Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? С точки зрения нашей западной логики такое доказательство может показаться непонятным и неубедительным, но, очевидно, оно убедило тех, кто услышал его тогда. Они поняли, что Иисус идет от меньшего к большему. Логика довода такова:

В Псалме 81 правителей и судей Бог называет богами. На самом деле они не имеют божественной природы, но, как служители Бога, удостоились звания богов. Их отличает то, что к ним было слово Божье, то есть они были официально помазаны Богом как правители, несущие правосудие (Рим. 13:1).

Если таких людей можно назвать богами, то насколько больше подходит имя Бога Господу Иисусу. Он был освящен и послан в мир Богом Отцом. Это значит, что Он жил с Богом Отцом на небесах всю вечность. Потом Отец послал Его с миссией на землю и сделал так, чтобы Он родился в Вифлееме.

Иудеи прекрасно поняли, что Иисус претендует на равенство с Богом. Они пытались схватить Его, но Он ушел от них (Ин. 10:39).

81:8 Вернемся к последнему стиху этого псалма:

Восстань, Боже, суди землю, Ибо Ты наследуешь все народы. Асаф просит Господа вмешаться в дела людей, заменив коррупцию и неравенство правдой и справедливостью. Ответ на эту молитву будет дан, когда Господь Иисус вернется, чтобы править землей. В это время, как предсказал пророк, «суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле» (Ис. 32:16). Земля будет наслаждаться периодом социальной справедливости и свободы от взяточничества и обмана.

Он назвал Себя Сыном Божиим и за это притязание они готовы были побить Его камнями. Иисус ответил и на это, приведя два довода.

Первый довод был чисто иудейский, который нам трудно понять. Он привел им на память Пс. 81,6. Этот псалом обращен к несправедливым судьям, чтобы они оставили свои несправедливые методы, и начали честно защищать бедных и невинных. Это обращение к судьям как раз и оканчивается этими словами: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы».

Судья назначен Богом быть богом для людей.

Эта мысль проступает весьма ясно в некоторых местах книги Исход.

В Исх. 21,1-6 говорится о том, как иудейский слуга может быть освобожден от своих обязанностей на седьмой год: «То пусть господин его приведет его пред богов (то есть пред судьей)».

1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, —
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
(Исх.21:1-6)

По-иудейски это слово звучит не судья, а элохим — бог. Та же форма выражения употребляется в Исх. 22:9 и 28.

9 О всякой вещи спорной, о воле, об осле, об овце, об одежде, о всякой вещи потерянной, о которой кто-нибудь скажет, что она его, дело обоих должно быть доведено до судей: кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое.
(Исх.22:9)

28 Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси.
(Исх.22:28)

Значит, даже Священное Писание называло богами тех, которые были назначены Богом на специальное служение. Поэтому Иисус сказал: «Если и Писание говорит так о людях, почему же Я не могу так говорить о Себе?»

Иисус говорил о Себе две вещи:

АОн был освящен Богом для специального дела. Освящен — хагиацеин — происходит от слова хагиос — святой. Это слово всегда означает отделение человека или предмета от других людей или предметов для специального употребления.

Так, к примеру, суббота — свята.

11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
(Исх.20:11)

Алтарь — свят.

19 и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
(Лев.16:19)

Священники — (освящены) святы.

18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не тебе это в честь у Господа Бога.
(2Пар.26:18)

Пророк — освящен.

5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
(Иер.1:5)

Когда Иисус сказал, что Бог освятил Его, сделал святым, Он имел в виду, что Бог отделил Его от других людей потому, что дал Ему особое задание.

БОн сказал, что Бог послал Его в мир. Слово, которое употреблено здесь, то же самое, которым бы выразили посылку вестника, или армии.

Иисус не столько видел Себя Пришедшим в мир, сколько посланным в мир. Его пришествие было актом Божиим, и пришел Он для того, чтобы исполнить то, что поручил Ему Бог.

И потому Иисус сказал: «В древние времена Писание могло называть судьей богами, потому что они были назначены Богом нести истину и справедливость в мир. И Я был отделен (освящен) для особого дела, Я был послан в мир Богом: как можете вы противиться тому, что Я называю Себя Сыном Божиим? Ведь Я же просто делаю то, что говорит Писание».

Пророк Асаф. Миниатюра из Псалтири Иоанна Грозного, 1580-е гг.

Асаф (XI — X в. до н.э.), начальник певцов, пророк

Сын Берехии, левит из рода Гирсона (1 Пар 6, 39-43). Известнейший певец из начальников певцов и священных музыкантов при царе Давиде. Управлял богослужебным пением в Скинии Завета, между тем как четыре его сына управляли четырьмя певческими классами.

Именование Аасафа «прозорливцем» (2 Пар. 29, 30) и пророческий характер его псалмов позволяют говорить о нем как о храмовом пророке . По энциклопедии под. ред. Лопухина, «носил почетный титул «прозорливца».

В талмудической традиции, согласно одной версии, Асаф помогал Давиду в написании псалмов , по другой — Асаф жил в эпоху плена и, видя разрушение храма, радовался, что Господь «излил гнев Свой только на бревна и камни» .

Его потомки унаследовали его дарование и впоследствии под именем «сынов Асафа» образовалась целая школа музыкантов и певцов, которые впоследствии играли ведущую роль в богослужении Второго храма, поскольку только певцы из этой династии упоминаются среди возвратившихся из плена (1 Езд 2, 41; Неем 7, 44). Священное Писание особенно отмечает их пророческое служение (1 Пар 25, 1-2; 2 Пар 20, 14-23). Позднее авторитет Асафа, чьи псалмы пелись при восстановлении служения в храме при царе Езекии, приравнивался к Давидову (2 Пар 29, 30).

Псалтирь содержит двенадцать «псалмов Асафа» — 49, 72-82. Однако на основании описанных в псалмах событий более позднего периода их авторство, приписываемое Асафу, ставится под сомнение библейской критикой. Выдвигались предположения, что они были писаны кем либо из его потомков, в связи с тем что должность начальника хора, по-видимому, осталась наследственной в его роде (см. 1 Пар 25, 1). Придерживающийся этой точки зрения архимандрит Никифор (Бажанов) приписывает собственно Асафу лишь Пс. 49, 72, 80 и 82. А. П. Лопухин считал псалмы 73-78, 82 принадлежащими потомкам Асафа . Псалмы 75-77, 79 обычно датируют временем ассирийского нашествия (кон. VIII в. до н.э.). Считалось, что псалмы 73 и 78, содержащие предсказания о разрушении храма, были написаны во времена разрушения Иерусалима Навуходоносором II (587 до н.э.), но новейшие текстологические исследования показывают их синхронность с остальными псалмами Асафа .

Литература

Использованные материалы

Примеры употребления слова сонм в литературе.

Страх Альбион объял — тринадцати ангелов сонм Скинул, раздрав, одежды, скиптры свои побросал.

Сонмом четвертым начальствовал сын благородный Анхизов, Славный Эней, и при нем Акамас и Архелох, трояне, 100 Оба сыны Антенора, искусные в битвах различных, Но Сарпедон предводил ополченье союзников славных, Главка к себе приобщив и бесстрашного Астеропея: Их обоих почитал он далеко храбрейшими многих После себя предводителей, сам же всех превышал он.

В сонме богов и богинь многочисленны солнечные красавицы небес — сурасундари или апсары, помощницы Урваши.

И, говоря о сонме молитвенников наших, хочется сегодня вспомнить, что именно в этот день исполнилось сорок лет со дня кончины владыки митрополита Григория — великого архипастыря, исповедника, того, кто способствовал возрождению этой священной митрополии в трудные годы жизни Церкви.

Впрочем, не так-то это и важно, ведь Бабур уже при жизни приобщился к сонму ангелов.

Но я чувствовал, как за спиной у меня семенят, несутся безостановочно сонмы слепцов, неизменно ведомых к своей насущной жизненной цели.

Страх постепенно отпускал Никлина — он понял, что гиромагнитные демоны в своей предсмертной агонии породили и выпустили сонм озорных кинетических бесенят.

Силы, Престолы, Господствия, Власти окружали Ее, и в сонме пророков, у самого подножия Премудрости — Иоанн Предтеча, с такими же тонкими руками и ногами, длинными, как у журавля, с такими же белыми исполинскими крыльями, как на иконе, но с другим лицом: по оголенному лбу с упрямыми морщинами, по щетинистым бровям, длинной седой бороде и седым волосам, узнал Евтихий запечатлевшееся в памяти его лицо старика, похожего на Илью пророка, который два года назад приходил к нему в мастерскую — лицо Леонардо да Винчи, изобретателя человеческих крыльев.

При нем Роланд и Оливье-барон, Спесивец Ансеис, и дук Самсон, И Жоффруа, Анжу его феод, В сраженьях знамя Карла он несет, Жерен, Жерье16, бойцов отборных сонм — Всего пятнадцать тысяч храбрецов.

Песнь: Мы — златокрылый сонм Господен, Мы зорко бдим, Чтоб невредим Был сей, кто Господу угоден, Тогда как весь живущий люд 150 Дик, будто звери.

В чью честь хвалу на арфах златострунных Слагают сонмы херувимов юных, И трубы серафимов вторят им Раскатом победительным своим, И праведники с просветленным взором Псалмы и гимны хором Поют спокон веков.

Алексий в Москве, в Успенском соборе, прилюдно, с целым сонмом иерархов, игуменов монастырей, архимандритов и попов, рукоположил во епископы Суздалю, Нижнему Новгороду и Городцу игумена нижегородского Печерского монастыря Дионисия.

Далее Кардано воображал, что его преследуют и за ним шпионят все правительства, что против него ополчился целый сонм врагов, которых он не знал даже по имени и никогда не видел и которые, как он сам говорит, чтобы опозорить и довести его до отчаяния, осудили на смерть даже нежно любимого им сына.

Галлеру и Амперу, считали себя обреченными на вечные муки или преследуемыми целым сонмом озлобленных врагов, в чем были убеждены Ньютон, Свифт, Бартец, Кардано и Руссо.

Все эти годы упражнений, бессчетные дни трудной учебы под суровым и неусыпным оком Клотагорба, все эти сонмы долгих вечеров, отданных чтению и конспектированию древних фолиантов, принесли наконец плоды.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *