Псалтирь читать кафизма 2

ПСАЛТИРЬ ЦАРЯ И ПРОРОКА ДАВИДА

КАФИЗМА 2

1 К исполнению, о тайнах Сына. Псалом Давида

2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои,

3 возвеселюсь и возрадуюсь о Тебе, воспою имени Твоему, Всевышний!

4 При обращении врага моего вспять изнемогут и погибнут они пред лицом Твоим,

5 ибо совершил Ты суд мой и тяжбу мою, сел на престоле, Судия праведный.

6 Ты погрозил народам – и погиб нечестивый; имя его изгладил навек, и во век века.

7 У врага не осталось оружия совсем, и города разрушил Ты, погибла память о нем с шумом!

8 И Господь вовек пребывает, для суда Он приготовил престол Свой.

9 И будет Он судить вселенную по правде, рассудит народы в правоте.

10 И стал Господь прибежищем для бедного, помощником в благополучии и в скорби, –

11 и да уповают на Тебя знающие имя Твоё, ибо не оставил Ты ищущих Тебя, Господи.

12 Воспойте Господу, живущему на Сионе, возвестите среди народов деяния Его,

13 ибо вспомнил Он, взыскивающий за их кровь, не забыл вопля бедных.

14 Помилуй меня, Господи, взгляни на унижение моё от врагов моих, Ты возносишь меня из врат смерти,

15 чтобы я возвестил все хвалы Твои во вратах дочери Сиона: возрадуюсь я о спасении Твоём.

16 Погрязли народы в пагубе, которую сотворили, в сети той, что скрыли они, увязла нога их.

17 Познаётся Господь, творящий суды: в делах рук своих погряз грешник.

18 Да возвратятся грешники во ад, все народы, забывающие Бога,

19 ибо не до конца забыт будет нищий, терпение бедных не погибнет до конца.

20 Восстань, Господи, да не укрепляется человек, пусть судятся народы пред Тобою.

21 Поставь, Господи, законодателя над ними, да познают народы, что люди они.

22 Для чего Ты, Господи, встал вдали, не замечаешь благополучия и скорби?

23 Когда надмевается нечестивец, загорается нищий, – запутываются они в замыслах, которые измышляют.

24 Ибо похваляется грешник в пожеланиях души своей, и неправедного благословляют.

25 Раздражил Господа грешник: «По множеству гнева Своего Он не взыщет» – нет Бога пред ним.

26 Оскверняются пути его во всякое время, отстраняет он суды Твои от лица своего, всеми врагами своими овладеет.

27 Ведь сказал он в сердце своём: «Не поколеблюсь, из рода в род пребуду без зла», –

28 тот, чьи уста полны проклятия, и горечи, и коварства, под языком его беда и горе;

29 сидит он в засаде с богатыми в тайных местах, чтобы убить невинного, глаза его за бедным наблюдают.

30 Подстерегает втайне, как лев в логове своём; подстерегает, чтобы схватить нищего, схватить нищего, когда завлечёт его.

31 В западне своей смирит его, но согнётся и падёт, когда возобладает над бедными.

32 Ибо сказал он в сердце своём: «Забыл Бог, отвратил лицо Своё, чтобы не видеть, до конца!»

33 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца!

34 Для чего раздражил нечестивый Бога? Ведь сказал он в сердце своём: «Он не взыщет».

35 Ты видишь, ибо Ты замечаешь горе и ярость, чтобы предать его в руки Твои; на Тебя оставлен нищий, сироте Ты был помощником.

36 Сокруши мышцу грешному и злому, – поищут грех его и не найдут его.

37 Господь – Царь вовек и во век века; сгиньте, язычники, с земли Его!

38 Желание бедных услышал Ты, Господи, готовности сердца их вняло ухо Твоё,

39 соверши суд сироте и униженному, чтобы уже не величался больше человек на земле.

Псалом 10

1 К исполнению. Псалом Давида.

На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»?

2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем.

3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём;

4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих.

5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу.

6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши.

7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его.

Слава:

Псалом 11

1 К исполнению, о дне восьмом. Псалом Давида.

2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо умалилась истина у сынов человеческих.

3 Суетное сказал каждый ближнему своему, коварны уста в их сердце, и в сердце сказали злое.

4 Истребит Господь все уста коварные, язык высокомерный,

5 тех, кто сказали: «Язык наш возвеличим, уста наши с нами, кто нам господин?»

6 «Ради бедствия нищих и от стенания бедных ныне восстану, – говорит Господь, – явлю в Себе спасение, ясно возвещу о нём!»

7 Слова Господа – слова чистые, серебро, раскалённое огнём, испытанное в горниле земли, очищенное семикратно.

8 Ты, Господи, сохранишь нас и сбережёшь нас от рода сего и вовек.

9 Вокруг нечестивые ходят; по высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих.

Псалом 12

1 К исполнению. Псалом Давида.

2 Доколе, Господи, будешь забывать меня до конца? Доколе будешь отвращать лицо Твоё от меня?

3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорби – в сердце моём день и ночь? Доколе будет возноситься мой враг надо мной?

4 Взгляни, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну я смертным сном,

5 да не скажет враг мой: «Я укрепился против него».

6 Теснящие меня возрадуются, если я поколеблюсь,

7 но я на милость Твою уповаю. Возрадуется сердце моё о спасении Твоём: буду петь Господу, облагодетельствовавшему меня, и воспою имени Господа Всевышнего.

Псалом 13

1 К исполнению. Псалом Давида.

Сказал безумный в сердце своём: «Нет Бога!» Они развратились и стали гнусны в поступках; нет делающего добро.

2 Господь с небес взглянул на сынов человеческих, увидеть, есть ли разумеющий или ищущий Бога.

3 Все уклонились, вместе стали негодными, нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не познают все, творящие беззаконие? Поедающие народ мой, как едят хлеб, Господа не призвали.

5 Там оробели они в страхе, где не было страха, ибо Господь – в роде праведных.

6 Совет нищего вы осмеяли, но Господь – надежда его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю?»

8 Когда возвратит Господь плен народа Своего, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Слава:

Псалом 14

1 Псалом Давида.

Господи, кто будет обитать в жилище Твоём, или кто поселится на святой горе Твоей?

2 Поступающий непорочно и творящий правду, говорящий истину в сердце своём,

3 кто не льстил языком своим, и не сделал соседу своему зла, и не принял поношения на ближних своих.

4 Ничтожен в глазах его бесчестный, а боящихся Господа он славит, клянется ближнему своему и не отпирается.

5 Серебра своего он не отдал в рост и не принял даров против невинных. Делающий это не поколеблется вовек.

Псалом 15

1 Надпись на столбе, Давида.

Сохрани меня, Господи, ибо я на Тебя уповаю.

2 Я сказал Господу: «Ты – Господь мой, ибо в благах моих не нуждаешься».

3 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них.

4 Умножились немощи их, вслед за тем в суету погрузились. Сборищ их не соберу я за кровь, не помяну и имён их устами моими.

5 Господь – доля наследия моего и чаши моей, Ты возвращаешь наследие моё мне.

6 Верви мне выпали в наилучших местах, и вот, наследие моё – лучшее для меня.

7 Благословлю Господа, вразумившего меня; а ещё и до ночи наставляла меня внутренность моя.

8 Видел я Господа пред собою всегда, ибо Он – справа от меня, чтобы я не поколебался.

9 Потому возвеселилось сердце моё и возрадовался язык мой, а ещё и плоть моя упокоится в надежде.

10 Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.

11 Ты показал мне пути жизни, Ты исполнишь меня радости пред лицом Твоим. Наслаждения в деснице Твоей – до конца!

Псалом 16

1 Молитва Давида.

Услышь, Господи, правду мою, внемли молению моему, прими молитву мою не из уст коварных.

2 От лица Твоего суд мне да изыдет, очи мои да увидят правоту.

3 Ты испытал сердце моё, посетил ночью, испытал меня в огне – и не нашлось во мне неправды.

4 Чтобы не говорили уста мои о делах человеческих, ради слов уст Твоих я сохранил пути твёрдые.

5 Исправь шаги мои на стезях Твоих, да не поколеблются стопы мои.

6 Я воззвал, ибо Ты услышал меня, Боже; склони ухо Твоё ко мне и услышь слова мои.

7 Дивно яви милости Твои, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.

8 Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыл Твоих Ты покроешь меня

9 от лица нечестивых, стеснивших меня, – враги мои душу мою захватили;

10 они в туке своем затворились, уста их говорили надменно.

11 Изгоняющие меня ныне окружили меня, очи свои решились уклонить в землю.

12 Застигли меня, как лев, готовый к охоте, и как львёнок, обитающий в укрытиях.

13 Восстань, Господи, опереди их и низвергни их, избавь душу мою от нечестивого, меч Твой отними у врагов руки Твоей.

14 Господи, от немногих на земле отдели их при жизни их. И сокровищ Твоих насытилось чрево их; родилось у них довольно сынов, и оставили остатки младенцам своим.

15 Я же в правде явлюсь лицу Твоему, насыщусь, когда явится мне слава Твоя.

Слава:

После кафизмы 2
Трисвятое по Отче наш:

Тропари, глас 2: Я бесплодное дерево, Господи, плода сокрушения не приношу совсем, и быть срубленным страшусь, и огня боюсь того неугасимого. Потому Тебя молю: «Прежде той беды обрати и спаси меня!»

Как морские волны, на меня восстали беззакония мои, как корабль в пучине, я один терплю от бури согрешений многих, но к тихой пристани направь меня, Господи, покаянием и спаси меня.

Слава: «Помилуй меня», – сказал Давид, и я к Тебе взываю: «Согрешил я, Спаситель; изгладив покаянием грехи мои, помилуй меня!»

И ныне: Горячая Защитница христиан, моли Сына Твоего, Богородица, избавить нас по милости и состраданию от всякого злодейства и лютости врага, и по молитвам Твоим дать нам прощение всего, в чем мы согрешили, Матерь-Дева.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыка Вседержитель, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Единородного Твоего Сына, даруй мне тело неосквернённое, сердце чистое, ум бодрый, мысль без заблуждений, Духа Святого пришествие, да получу полноту истины во Христе Твоём – с Ним Тебе слава подобает, честь и поклонение, со Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Основное содержание псалма 2 доносит мысль о том, нападение врагов на царя бессмысленно: помазанник Божий находится под его защитой и покровительством. В молитве выражается уверенность в том, что власть Мессии распространится от Сиона по всему миру.

Текст молитвы псалом 2

На церковнославянском языке с ударениями

Во время богослужения текст псалма 2 читается на церковнославянском (старославянском) языке. Он позволяет создать особую атмосферу, чтобы донести слова молитвы до Бога:

Псалом Давиду

1 Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным?

2 Предста́ша ца́рие зе́мстии, и кня́зи собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́.

3 Расто́ргнем у́зы их и отве́ржем от нас и́го их

4 Живы́й на Небесе́х посмее́тся им, и Госпо́дь поруга́ется им.

5 Тогда́ возглаго́лет к ним гне́вом свои́м и я́ростию Свое́ю смяте́т я́

6 Аз же поста́влен есмь Царь от Него́ над Сио́ном, горо́ю свято́ю его́,

7 возвеща́яй повеле́ние Госпо́дне. Госпо́дь рече́ ко Мне: Сын Мой еси́ Ты, Аз днесь роди́х Тя.

8 Проси́ от Мене́, и дам Ти язы́ки достоя́ние Твое́, и одержа́ние Твое́ концы́ земли́.

9 Упасе́ши я́ жезло́м желе́зным, я́ко сосу́ды скуде́льничи сокруши́ши я́.

10 И ныне, ца́рие, разуме́йте, накажи́теся вси судя́щии земли́.

11 Рабо́тайте Го́сподеви со стра́хом и ра́дуйтеся Ему с тре́петом.

12 Приими́те наказа́ние, да не когда́ прогне́вается Госпо́дь и поги́бнете от пути́ пра́ведного, егда́ возгори́тся вско́ре я́рость Его́. Блаже́ни вси наде́ющиеся Нань.

На русском языке

Чтобы уменьшить сложность восприятия и понимания отдельных строк молитвы для современного верующего, а также возможности чтения молитвы в домашних условиях (келейно), молитва переведена на русский язык. Если читать псалом 2 на русском языке, его содержание более глубоко проникает в душу:

Псалом Давида

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

3 Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их.

4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

История написания

Так как псалом 2 относится к вступительным песням Псалтыри, возможно было предположить, что его происхождение относится к наиболее ранним, написанным Давидом. Исследования показали, что написание относится приблизительно к периоду правления Давида, когда случилась самая большая война за всю историю его правления. На это же время приходится, предположительно перенос Ковчега завета на Сион.

Для чего читают псалом 2?

Главный посыл псалма 2 обращен к царям и сильным мира сего: повиноваться Господу и почитать его. Та ответственность, которая лежит на их плечах, обязывает заботиться о людях, вникать в их проблемы, а не относиться к ним свысока, пренебрегая в своей жизни решением их проблем.

Псалом 2 используется при богослужении в храмах. Эта песня звучит обычно при всенощных воскресных бдениях с прибавлением троекратного «Аллилуиа». Проводится в Великую пятницу Страстной недели (Великий пяток). Этот день является скорбным, так как вспоминается смерть и погребение Спасителя.

Толкование псалма 2

Чтобы понять содержание каждой строки молитвы, необходимо их толкование, что позволит понять глубину его содержания, если читать псалом 2 на русском языке.

  • Стих 1: рассказывает о тех язычниках, кто не принимает Христа, а замышляет крамолу и мятеж. Врагами Христа являются не только чуждые народы, поклоняющиеся языческим идолам, но и жители Иудеи фарисеи и другие искусители, желающие гибели Христа, но тщетно преследующие эти цели.
  • Стих 2: те, кто восстал против Христа, не были простыми людьми: это были цари и другие известные в зеле Иудейской люди, возомнившие себя богами и поклоняющиеся языческим идолам. После его гибели именно они начали гонения на христианскую церковь.
  • Стих 3: в нем даются пояснения, почему начались восстания против Христа: язычникам и идолопоклонникам был противен закон духовной чистоты и нравственности, который проповедует христианство. Оно оказывается неприемлемым для нечестивцев, людей, погрязших в грехе, низменных страстях.
  • Стихи 4-5: певец утверждает, что сопротивление христианскому закону бессмысленно, так как Бог все видит и все знает. Ему не составляет труда обратить в прах все козни, замышляемые врагами. Они будут наказаны отлучением от Христа, который только посмеется над ними. Но противников ждет и наказание. Те, кто восстал против Христа и небесного учения будут поражены гневом Господним. Те, кто устраивает гонения на христианскую веру, сам будет уничтожен.
  • Стихи 6-7: в этих стихах псалма певец от имени Христа обращается к восставшим против него и поясняет, что он поставлен над народами Всевышним, поэтому вера, независимо от их сопротивления, распространится по всей земле. Это – повеление Господа. Сионом в молитве называется не только гора, где был заложен священный город Иерусалим, но и вся христианская церковь.
  • Стих 8: в нем сообщается пророчество о рождении Сына Божьего и о том, что он воцарится над всем миром, как и христианская церковь, которая станет почитаемой и принимаемой всеми народами мира.
  • Стих 9: в этом стихе ведется разговор от лица Бога, который сообщает, что все народы покорятся и примут христианскую церковь. Над ними будет вершиться суд Божий, и власть его будет тверда и безгранична. С теми же, кто будет противиться, будет позволено обращаться, как гончар поступает с плохо сработанными изделиями: разбивает и уничтожает их.
  • Стихи 10-11: продолжая начатый в предыдущем стихе разговор, певец наставляет царей и «судей земных» не сопротивляться Христу, Сыну Божию. Это именно он – Царь всего мира, низвергнуть которого невозможно. Он советует не упорствовать, а покориться, служить ему, радоваться и просить милости Господа.
  • Стих 12: последняя строка псалма содержит призыв, наставление пророка не противиться воле Божьей, исправиться, покаяться и ступить на путь праведный, чтобы не будить ярость Господа и открыть себе путь к спасению.

КАФИ́СМА ВТОРА́Я.

Псалом 9.

1 В коне́ц, о та́йных Сы́на, псало́м Дави́ду.

2 Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м, пове́м вся чудеса́ Твоя́. 3 Возвеселю́ся и возра́дуюся о Тебе́, пою́ и́мени Твоему́, Вы́шний. 4 Внегда́ возврати́тися врагу́ моему́ вспять, изнемо́гут и поги́бнут от лица́ Твоего́. 5 Я́ко сотвори́л eси́ суд мой и прю мою́, сел eси́ на Престо́ле, судя́й пра́вду. 6 Запрети́л eси́ язы́ком, и поги́бе нечести́вый, и́мя eго́ потреби́л eси́ в век и в век ве́ка. 7 Врагу́ оскуде́ша oру́жия в коне́ц, и гра́ды разруши́л eси́, поги́бе па́мять eго́ с шу́мом. 8 И Госпо́дь во век пребыва́ет, угото́ва на суд Престо́л Свой, 9 и Той суди́ти и́мать вселе́нней в пра́вду, суди́ти и́мать лю́дем в правоте́. 10 И бысть Госпо́дь прибе́жище убо́гому, помо́щник во благовре́мениих, в ско́рбех. 11 И да упова́ют на Тя зна́ющии и́мя Твое́, я́ко не оста́вил eси́ взыска́ющих Тя, Го́споди. 12 По́йте Го́сподеви, живу́щему в Сио́не, возвести́те во язы́цех начина́ния Его́, 13 я́ко взыска́яй кро́ви их помяну́, не забы́ зва́ния убо́гих. 14 Поми́луй мя, Го́споди, виждь смире́ние мое́ от враг мои́х, вознося́й мя от врат сме́ртных, 15 Я́ко да возвещу́ вся хвалы́ Твоя́ во врате́х дще́ре Сио́ни, возра́дуемся о спасе́нии Твое́м. 16 Углебо́ша язы́цы в па́губе, ю́же сотвори́ша, в се́ти сей, ю́же скры́ша, увязе́ нога́ их. 17 Зна́емь eсть Госпо́дь судьбы́ творя́й, в де́лех руку́ своéю увязе́ гре́шник. 18 Да возвратя́тся гре́шницы во ад, вси язы́цы забыва́ющии Бо́га. 19 Я́ко не до конца́ забве́н бу́дет ни́щий, терпе́ние убо́гих не поги́бнет до конца́. 20 Воскресни́, Го́споди, да не крепи́тся челове́к, да су́дятся язы́цы пред Тобо́ю. 21 Поста́ви, Го́споди, законоположи́теля над ни́ми, да разуме́ют язы́цы, я́ко челове́цы суть. 22 Вску́ю, Го́споди, отстоя́ дале́че, презира́еши во благовре́мениих, в ско́рбех? 23 Внегда́ горди́тися нечести́вому, возгара́ется ни́щий, увяза́ют в сове́тех, я́же помышля́ют. 24 Я́ко хвали́мь eсть гре́шный в по́хотех души́ своея́, и оби́дяй благослови́мь eсть. 25 Раздражи́ Го́спода гре́шный, по мно́жеству гне́ва своего́ не взы́щет, несть Бо́га пред ним. 26 Оскверня́ются путие́ eго́ на вся́ко вре́мя, отъе́млются судьбы́ Твоя́ от лица́ eго́, все́ми враги́ свои́ми облада́ет. 27 Рече́ бо в се́рдце свое́м, не подви́жуся от ро́да в род без зла, 28 eго́же кля́твы уста́ eго́ по́лна суть, и го́рести и льсти, под язы́ком eго́ труд и боле́знь. 29 Приседи́т в лови́тельстве с бога́тыми в та́йных, éже уби́ти непови́ннаго, óчи eго́ на ни́щаго призира́ете. 30 Лови́т в та́йне я́ко лев во огра́де свое́й, лови́т éже восхи́тити ни́щаго, восхи́тити ни́щаго, внегда́ привлещи́ и́ в се́ти свое́й. 31 Смири́т eго́, прекло́нится и паде́т, внегда́ eму́ облада́ти убо́гими. 32 Рече́ бо в се́рдце свое́м: забы́ Бог, отврати́ лице́ Свое́, да не ви́дит до конца́. 33 Воскресни́, Го́споди Бо́же мой, да вознесе́тся рука́ Твоя́, не забу́ди убо́гих Твои́х до конца́. 34 Чесо́ ра́ди прогне́ва нечести́вый Бо́га? Рече́ бо в се́рдце свое́м: не взы́щет. 35 Ви́диши, я́ко Ты боле́знь и я́рость смотря́еши, да пре́дан бу́дет в ру́це Твои́, Тебе́ оста́влен eсть ни́щий, си́ру Ты бу́ди помо́щник. 36 Сокруши́ мы́шцу гре́шному и лука́вому, взы́щется грех eго́ и не обря́щется. 37 Госпо́дь Царь во век и в век ве́ка, поги́бнете, язы́цы, от земли́ Его́. 38 Жела́ние убо́гих услы́шал eси́, Го́споди, угото́ванию се́рдца их внят у́хо Твое́. 39 Суди́ си́ру и смире́ну, да не приложи́т ктому́ велича́тися челове́к на земли́.

Псалом 10.

В коне́ц, псало́м Дави́ду.

1 На Го́спода упова́х, ка́ко рече́те души́ мое́й: превита́й по гора́м, я́ко пти́ца? 2 Я́ко се, гре́шницы наляко́ша лук, угото́ваша стре́лы в ту́ле, состреля́ти во мра́це пра́выя се́рдцем. 3 Зане́ я́же Ты соверши́л eси́, oни́ разруши́ша, пра́ведник же что сотвори́? Госпо́дь во хра́ме святе́м Свое́м. 4 Госпо́дь, на Небеси́ Престо́л Его́, óчи Его́ на ни́щаго призира́ете, ве́жди Его́ испыта́ете сы́ны челове́чeския. 5 Госпо́дь испыта́ет пра́веднаго и нечести́ваго, любя́й же непра́вду ненави́дит свою́ ду́шу. 6 Одожди́т на гре́шники се́ти, oгнь и жу́пел, и дух бу́рен часть ча́ши их. 7 Я́ко пра́веден Госпо́дь, и пра́вды возлюби́, правоты́ ви́де лице́ Его́.

Слава:

Псалом 11.

1 В коне́ц, о осме́й, псало́м Дави́ду.

2 Спаси́ мя, Го́споди, я́ко оскуде́ преподо́бный, я́ко ума́лишася и́стины от сыно́в челове́ческих. 3 Су́eтная глаго́ла ки́йждо ко и́скреннему своему́, устне́ льсти́выя в се́рдце, и в се́рдце глаго́лаша зла́я. 4 Потреби́т Госпо́дь вся устны́ льсти́выя, язы́к велере́чивый, 5 ре́кшыя: язы́к наш возвели́чим, устны́ на́ша при нас суть, кто нам Госпо́дь eсть? 6 Стра́сти ра́ди ни́щих и воздыха́ния убо́гих ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь, положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем. 7 Словеса́ Госпо́дня словеса́ чи́ста, сребро́ разжже́но, искуше́но земли́, очище́но седмери́цею. 8 Ты, Го́споди, сохрани́ши ны и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век. 9 О́крест нечести́вии хо́дят, по высоте́ Твое́й умно́жил eси́ сы́ны челове́чeския.

Псалом 12.

1 В коне́ц, псало́м Дави́ду.

2 Доко́ле, Го́споди, забу́деши мя до конца́? Доко́ле отвраща́еши лице́ Твое́ от менé? 3 Доко́ле положу́ сове́ты в души́ мое́й, боле́зни в се́рдце мое́м день и нощь? Доко́ле вознесе́тся враг мой на мя? 4 При́зри, услы́ши мя, Го́споди Бо́же мой, просвети́ óчи мои́, да не когда́ усну́ в смерть, 5 да не когда́ рече́т враг мой, укрепи́хся на него́. 6 Стужа́ющии ми возра́дуются, а́ще подви́жуся. 7 Аз же на ми́лость Твою́ упова́х, возра́дуется се́рдце мое́ о спасе́нии Твое́м, воспою́ Го́сподеви благоде́явшему мне и пою́ и́мени Го́спода Вы́шняго.

Псалом 13.

В коне́ц, псало́м Дави́ду.

1 Рече́ безу́мен в се́рдце свое́м: несть Бог. Растле́ша и омерзи́шася в начина́ниих, несть творя́й благосты́ню. 2 Госпо́дь с Небесе́ прини́че на сы́ны челове́чeския, ви́дети, а́ще eсть разумева́яй или́ взыска́яй Бо́га. 3 Вси уклони́шася, вку́пе неключи́ми бы́ша: несть творя́й благосты́ню, несть до eди́наго. 4 Ни ли́ уразуме́ют вси де́лающии беззако́ние, снеда́ющии лю́ди моя́ в снедь хле́ба? Го́спода не призва́ша. 5 Та́мо убоя́шася стра́ха, иде́же не бе страх, я́ко Госпо́дь в ро́де пра́ведных. 6 Сове́т ни́щаго посрами́сте, Госпо́дь же упова́ние eго́ eсть. 7 Кто даст от Сио́на спасе́ние Изра́илево? 8 Внегда́ возврати́т Госпо́дь плене́ние люде́й Свои́х, возра́дуется Иа́ков, и возвесели́тся Изра́иль.

Слава:

Псалом 14.

В коне́ц, псало́м Дави́ду.

1 Го́споди, кто обита́ет в жили́щи Твое́м? Или́ кто всели́тся во святу́ю го́ру Твою́? 2 Ходя́й непоро́чен и де́лаяй пра́вду, глаго́ляй и́стину в се́рдце свое́м. 3 И́же не ульсти́ язы́ком свои́м и не сотвори́ и́скреннему своему́ зла, и поноше́ния не прия́т на бли́жния своя́. 4 Уничиже́н eсть пред ним лука́внуяй, боя́щыя же ся Го́спода сла́вит, клены́йся и́скреннему свое́му и не отмета́яся. 5 Сребра́ своего́ не даде́ в ли́хву и мзды на непови́нных не прия́т. Творя́й сия́ не подви́жится во век.

Псалом 15.

Столпописа́ние, Давиду.

1 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко на Тя упова́х. 2 Рех Го́сподеви: Госпо́дь мой eси́ Ты, я́ко благи́х мои́х не тре́буеши. 3 Святы́м, и́же суть на земли́ Его́, удиви́ Госпо́дь вся хоте́ния Своя́ в них. 4 Умно́жишася не́мощи их, по сих ускори́ша: не соберу́ собо́ры их от крове́й, ни помяну́ же име́н их устна́ма мои́ма. 5 Госпо́дь часть достоя́ния моего́ и ча́ши моея́, Ты eси́ устроя́яй достоя́ние мое́ мне. 6 У́жя нападо́ша ми в держа́вных мои́х, и́бо достоя́ние мое́ держа́вно eсть мне. 7 Благословлю́ Го́спода, вразуми́вшаго мя, eще́ же и до но́щи нака́заша мя утро́бы моя́. 8 Предзре́х Го́спода предо мно́ю вы́ну, я́ко одесну́ю менé eсть, да не подви́жуся. 9 Сего́ ра́ди возвесели́ся се́рдце мое́, и возра́довася язы́к мой, eще́ же и плоть моя́ всели́тся на упова́нии. 10 Я́ко не оста́виши ду́шу мою́ во а́де, ниже́ да́си преподо́бному Твоему́ ви́дети истле́ния. 11 Сказа́л ми eси́ пути́ живота́, испо́лниши мя весе́лия с лице́м Твои́м, красота́ в десни́це Твое́й в коне́ц.

Псалом 16.

Моли́тва Дави́ду.

1 Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. 2 От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, óчи мои́ да ви́дита правоты́. 3 Искуси́л eси́ се́рдце мое́, посети́л eси́ но́щию, искуси́л мя eси́, и не обре́теся во мне непра́вда. 4 Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. 5 Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. 6 Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя eси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. 7 Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющыя на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. 8 Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу óка, в кро́ве крилу́ Твоéю покры́еши мя. 9 От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. 10 Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. 11 Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, óчи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. 12 Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. 13 Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, oру́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́, 14 Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцeм свои́м. 15 Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.

Слава:

По 2-й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 2:

Аз сый дре́во непло́дное, Го́споди, умиле́ния плода́ не ношу́ отню́дь и посече́ния страшу́ся, и огня́ о́наго бою́ся негаси́маго. Те́мже Тя молю́: пре́жде о́ныя ну́жды обрати́ и спаси́ мя.

Я́ко во́лны морски́я, на мя воста́ша беззако́ния моя́, я́ко корабле́ц в пучи́не, аз еди́н обурева́юся от прегреше́ний мно́гих, но в ти́хое приста́нище наста́ви мя, Го́споди, покая́нием и спаси́ мя.

Слава: Поми́луй мя, рече́ Дави́д, и аз Тебе́ зову́: согреши́х, Спа́се, грехи́ моя́ очи́стив покая́нием, поми́луй мя.

И ныне: Предста́тельство те́плое христиа́н, Сы́на Твоего́ моли́, Богоро́дице, вся́каго злоде́йства и лю́тости изба́вити нас ра́тника, и да́ти проще́ние нам, о ни́хже согреши́хом, милосе́рдия ра́ди щедро́т, Твои́ми моли́твами, Ма́ти Де́во.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва:

Влады́ко Вседержи́телю, О́тче Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, даждь ми те́ло нескве́рное, се́рдце чи́стое, ум бодр, ра́зум незаблу́дный, Ду́ха Свята́го наше́ствие, к стяжа́нию и дово́льству и́стины во Христе́ Твое́м: с Ни́мже Тебе́ сла́ва подоба́ет, честь и поклоне́ние, со Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Беседы о Псалтири. Кафизма вторая

Каждый воскресный день, начиная с 20 января 2019 года, в актовом зале Сретенской духовной семинарии проходят беседы о Псалтири. Проводит беседы насельник Сретенского монастыря, преподаватель Сретенской духовной семинарии иеромонах Ириней (Пиковский). Вход на встречи свободный, без ограничений по возрасту, без предварительной записи. Начало в 13:00.

Предлагаем Вашему вниманию видео встречи, посвященной разбору второй кафизмы.

Вторую кафизму славянской Библии составляют 7 псалмов (9–16). Нумерация псалмов греческой и еврейской Библии на 9 псалме раздваивается. В изданиях, которые основываются на Масоретском тексте, данный текст разделен на 2 псалма: на 9 и 10 псалмы. Если сопоставить с Синодальным переводом, то стихи 9:1–21 русского текста будут соответствовать 9 псалму Еврейской Библии (Biblia Hebraica), а стихи 9:22–39 – 10 псалму. Нумерация псалмов в русском Синодальном переводе соответствует греческой Библии.

Текст 9 псалма передает ту напряженность, которая связана с испытанием веры праведника. Хотя Давид старался всегда ходить путями Господними (9: 2–7), Бог в минуту скорби словно отошел в сторону (9: 22). Нечистивые надменно хвалятся своим богатством, уста их полны коварства, подстерегают они бедного и говорят про себя «Бог забыл», «не взыщет», «закрыл Свое лицо» (9: 24–32).

Псалом 10 также описывает преследование праведных со стороны нечестивых. Но здесь нет того недоумения, «для чего, Господи, стоишь вдали» (9: 22) и срочной просьбы к Богу, «Восстань, Господи» (9: 33), которые обозначены в псалме 9. Вместо этого приводится характер преследования врагов, от которых спасается псалмопевец (10: 2–4), а затем подчеркивается та уверенность с которой Давид размышляет об испытаниях от Господа (ст. 5–7). В псалме 10, как и в псалмах 45 и 47 выражается уверенность, что несмотря на общественные беспорядки, Бог не оставляет верных Ему людей.

Основной акцент в 11 псалме сделан на контрасте между ложностью человека и божественной правдой.

Псалом 12 является короткой молитвой, в которой заметен разительный переход от плача до славословия.

Псалом 13 – это плач человека, окруженного злыми людьми.

Первый стих 14 псалма «кто может пребывать в жилище Твоем?» (14: 1) открывает рассуждение о критериях допуска людей к участию в общественном богослужении (ср. Пс. 23: 3–6). Бог не причастен злу, творящие зло отдаляются от Бога сами.

Хотя псалом 15 продолжает идею предыдущего псалма, но в нем больше оптимизма и радости. Автор псалма согласно надписанию – Давид. Он противопоставляет свой образ жизни тем, кто поклоняется ложным богам и свидетельствует о том, что Бог за его верность благословляет его уже сейчас. Более того, он надеется, что Бог спасет его даже от разрушительного действия смерти.

Кафизма вторая. Псалом девятый
(продолжительность: 30:17)

Кафизма вторая. Псалом десятый
(продолжительность: 13:54)

Кафизма вторая. Псалом одиннадцатый
(продолжительность: 12:20)

Кафизма вторая. Псалом двенадцатый
(продолжительность: 12:13)

Кафизма вторая. Псалом тринадцатый
(продолжительность: 8:56)

Кафизма вторая. Псалом четырнадцатый
(продолжительность: 20:52)

Кафизма вторая. Псалом пятнадцатый
(продолжительность: 17:01)

Кафизма вторая. Псалом шестнадцатый
(продолжительность: 13:33)

Псалом Давида 2: текст молитвы на русском языке

Каждое послание царя Давида поистине уникально. Псалом 2 – пророческое воззвание к человечеству, в котором Давид демонстрирует недовольство царями, не слышащими Господа Бога. Вместе с первым псалмом второй представляет вступление к книге Псалтырь.

Второй псалом считается мессианским, то есть содержащим в себе пророчества о Христе. В еврейской, греческой и латинской библиях этот псалом не имеет в написании имени Давида, но в славянской традиции оно существует. Однако в книге «Деяний апостолов» приведены слова Петра, цитирующего псалом в ответ на гонения верующих христиан священниками, которым управляли Ирод и Понтия Пилат. При этом апостол Петр отмечал, что так утверждает раб Божий, отец Давид.

Отталкиваясь от обетования псалма 2, Петр рассказывает о покровительстве Иисуса Христа тем, у кого сильная вера. Ученые подразумевают, что написание этого псалма относится к тому времени, когда Божий ковчег уже перенесли на Сион.

В первых стихах псалма 2 царь Давид недоумевает, как князья и цари могут восстать против Создателя.

С 1 по 4 стих Давид, сражающийся в бесконечных войнах, знает, что Господь находится рядом с ним, называет все войны против Всевышнего бессмысленными. Они спровоцируют гнев и смех Господний. То есть все попытки свергнуть Помазанника Господнего завершатся их поруганием и посмеянием. Никому не удалось свергнуть Давида, который заручился поддержкой самого Господа.

В 7 стихе говорится о том, что Господь Бог родил Сына Своего. Царь Давид считает себя им. Также в стихе мы находим строки о том, что Мессия изначально был с Богом, еще от самого сотворения мира.

В 8-9 стихах звучит сильное обетование от Создателя. Христиане могут просить у него все, главное на добро и с чистой верой. Все враги и проблемы будут уничтожены жезлом и пропадут как осколки глиняного сосуда.

Господь дает право царю Давиду властвовать на земле, держа в руках железный жезл, а все его враги станут словно глиняные сосуды, которые он легко поразит.

10-11 стих – это обращение к царям, имеющим власть. Они со страхом и трепетом служат Творцу.

Для чего читается псалом 2?

Строгих правил по чтению псалма 2 нет. Хотя некоторые считают, что его нужно читать людям высокого ранга, например, премьер-министрам, депутатам, директорам, президенту. То есть тем, кто наделен некими полномочиями, властью и несет ответственность за людей. Тогда это относилось к царям, сегодня к президентам и всем людям, которые имеют высокое положение и определенную власть.

Как бы там ни было, привычка читать псалмы царя Давида меняет мышление человека, наполняя его:

  • сильной верой;
  • желанием посылать молитвы Господу;
  • желанием творить добро людям;
  • чувством защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Псалом 2: толкование и объяснение

Как Вы уже поняли, псалмы бывают разными. Есть псалмы покаянные, радостные, благодарственные, а есть особый раздел псалмов – «мессианские». Мессия – это одно из ключевых понятий священного писания и священной истории. В переводе с еврейского оно означает «помазание» и по-гречески звучит как «Христос». Кстати, по-еврейски слово «мессия» звучит как «машиах». Дело в том, что у греков нет в словаре буквы «Ш», и там где еврей говорил «Ш», грек произносил «С». Так «Моше» превратился в «Моисея», а «Шломо» в «Соломона».

Впервые о Мессии писание говорит тогда, когда рассказывает о грехопадении. Господь Бог положил между змеем, вовлекшим жену и ее мужа в грехопадение, и между женой. От семени жены Господь пообещал пришествие в мир искупителя, который сотрет главу змея.

До сегодняшнего дня главным различием между иудеями и христианами является то, что мы веруем в Мессию, уже пришедшего, а иудеи все еще ждут его. Это главная тема всей еврейской истории. Страстное ожидание пришествия искупителя и страстное желание приблизить этот час.

Псалом 2 говорит о Мессии как уже пришедшем. Псалом говорит о том, что князья земли и цари, славные люди, собрались вместе, чтобы свергнуть с себя божественный закон.

Христос называет свои заповеди и учения благим игом. Именно это иго пытается сбросить с себя уже несколько столетий разгородившиеся от своих знаний люди. Так, больной горячкой срывает с себя бинты и пластыри. Ситуация эта понятна изнутри нашей жизни, которую мы проживаем. Люди уже несколько столетий пытаются стереть с себя последние знаки принадлежности к вере. Человеку свойственно гордиться тем, что выше его. Так, индус гордиться ведами, а мусульманин – Хараном. Только бывшие христиане, цивилизованные и образованные, гордятся не Христом и его Евангелием, а актрисами и спортсменами, путешественниками и учеными. На трапезе мира Господу отвели последнее место, как последнему нищему.

В псалме Господь Бог изображается как смеющийся, и ему прекрасно известно, что враждующие против него враждуют сами против себя. У Ивана Андреевича Крылова есть прекрасная басня о том, как люди начали враждовать с небом. Они набрали кучу смертоносного металла, камней, дротиков, стрел и стали ожесточенно и яростно метать все это вверх. Финал предсказуем. Оружие обрушилось на голову безумцев. Так бывает со всяким, кто враждует против Бога.

Псалом обещает гневное возмездие. Причем гневаться и наказывать будет Сын – Помазанный, Мессия. В псалме втором Христос выступает не в том образе, в котором мы привыкли на него смотреть в Евангелии. Если там он кроток и милостив, то в псалме 2 он больше похож на себя самого из апокалипсиса. Он грозен и велик, а в его руках жезл, которым он сокрушает народы, как глиняные горшки.

«Прославьте сына, чтобы он не прогневался, почтите сына», – говорит псалом. И эти слова одинаково касаются как евреев, не верующих во Христа, так и в бывших христиан, образом жизни отвернувшихся от солнца.

Псалом 2: текст с ударениями и переводом на русский язык

Текст на церковнославянском языке с ударениями:

Текст на русском языке:

Читая начало этого псалма, мы понимаем, что назревает какой-то глобальный конфликт, в который втянуты народы и племена. То есть речь идет не о противостоянии еврейского народа с филистимлянами, а нечто более глобальное, нечто более значительное. Но любое восстание против Бога никогда не увенчается успехом. Во время этого глобального восстания люди пытались свергнуть с себя ига Божьих заповедей. Их цель – снять все табу, чтобы исполнить свои какие-то гедонистические устремления. Но все их попытки изначально представляются суетными, не имеющими смысла, все они бессмысленные.

Цари и князья устроили некий заговор против Господа и его Помазанника, держат совет друг с другом. Они задумали свернуть заповеди синайского откровения и отказаться от ига евангельских заповедей.

Но чем может увенчаться их восстание, когда все цари и князья единодушны против Бога? Чем завершится их столь глобальный проект? Конечно же, они не могут одержать победу над Создателем.

Пока мы будем сохранять верность главе церкви – Господу Богу, враг не сможет нас одолеть. Почему Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи!». Все потому, что змея всегда защищает свою голову, так как при нападении все пытаются угодить именно в нее.

Но если цари и князья вразумятся и будут дальше служить Господу со страхом и радостью, у них есть шанс на спасение.

Далее идет речь о почтении Сына Божьего. А почему здесь не говорится о почтении Отца? Дело в том, что мы не можем прийти к Отцу, минуя сына. Получается, что верующий в Сына, верит и в Отца. Поэтому почтение к Сыну – это почтение и к Отцу, и к Духу Святому.

Почему считают, что 1 и 2 псалмы были единым произведением? Потому что первый псалом начинается словом «блажен», а второй заканчивается «блаженные все уповающие на него». На этом основании древние христиане и иудеи считали, что это один псалом, который был разделен на два, чтобы подчеркнуть особенности мессианского смысла 2 псалма по отношению к первому, который является общей конституцией, квинтэссенцией всего содержания Псалтыри.

Псалтирь. Псалом 2. Слушать.

Как уже мы отмечали выше, в древнейших рукописях этот псалом не надписан. Однако уже в первом веке существовала традиция отождествления авторства с Давидом.

Псалом 2 – царский. Можно предположить, что изначально он исполнялся при торжественном праздновании восхождения царя на иерусалимский трон в допленный период. Возможно, что этот псалом ежегодно повторялся в храме в день коронации царя.

Если следовать еврейской версии текста, то стихи 1-6 и 10-12 звучат как бы от предстоятеля богослужения, в то время как 7-9 стихи звучат как ответные стихи самого царя.

Если следовать греческой версии псалма, в нем весь текст идет как бы от лица псалмопевца, то есть царя.

Послушайте, насколько красиво звучит 2 псалом, ведь традиция песнопения сформировалась еще в период Ветхого Завета, поэтому большинство псалмов предназначались для пения. Отмечается, что православные во время псалмопения испытывают особую близость к Богу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *