Псалтирь кафизма 13

КАФИ́СМА ТРЕТИЯНА́ДЕСЯТЬ.

Псалом 91.

1 Псало́м пе́сни в день суббо́тный.

2 Бла́го есть испове́датися Го́сподеви, и пе́ти и́мени Твоему́, Вы́шний: 3 возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́ и и́стину Твою́ на вся́ку нощь, 4 в десятостру́ннем псалти́ри с пе́снию в гу́слех. 5 Я́ко возвесели́л мя еси́, Го́споди, в творе́нии Твое́м, и в де́лех руку́ Твое́ю возра́дуюся. 6 Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, зело́ углуби́шася помышле́ния Твоя́. 7 Муж безу́мен не позна́ет, и неразу́мив не разуме́ет сих. 8 Внегда́ прозябо́ша гре́шницы я́ко трава́, и пронико́ша вси де́лающии беззако́ние: я́ко да потребя́тся в век ве́ка. 9 Ты же Вы́шний во век, Го́споди. 10 Я́ко се врази́ Твои́, Го́споди, я́ко се врази́ Твои́ поги́бнут, и разы́дутся вси де́лающии беззако́ние. 11 И вознесе́тся я́ко единоро́га рог мой, и ста́рость моя́ в еле́и масти́те. 12 И воззре́ о́ко мое́ на враги́ моя́, и востаю́щыя на мя лука́внующыя услы́шит у́хо мое́. 13 Пра́ведник я́ко фи́никс процвете́т, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится. 14 Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т, 15 еще́ умно́жатся в ста́рости масти́те, и благоприе́млюще бу́дут. 16 Да возвестя́т, я́ко прав Госпо́дь Бог наш, и несть непра́вды в Нем.

Псалом 92.

В день предсуббо́тный, внегда́ насели́ся земля́, хвала́ пе́сни Дави́ду.

1 Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся: облече́ся Госпо́дь в си́лу и препоя́сася, и́бо утверди́ вселе́нную, я́же не подви́жится. 2 Гото́в Престо́л Твой отто́ле: от ве́ка Ты еси́. 3 Воздвиго́ша ре́ки, Го́споди, воздвиго́ша ре́ки гла́сы своя́. 4 Во́змут ре́ки сотре́ния своя́, от гласо́в вод мно́гих. Ди́вны высоты́ морски́я, ди́вен в высо́ких Госпо́дь. 5 Свиде́ния Твоя́ уве́ришася зело́, до́му Твоему́ подоба́ет святы́ня, Го́споди, в долготу́ дний.

Псалом 93.

Псало́м Дави́ду, в четве́ртый суббо́ты.

1 Бог отмще́ний Госпо́дь, Бог отмще́ний не обину́лся есть. 2 Вознеси́ся Судя́й земли́, возда́ждь воздая́ние го́рдым. 3 Доко́ле гре́шницы, Го́споди, доко́ле гре́шницы восхва́лятся? 4 Провеща́ют и возглаго́лют непра́вду, возглаго́лют вси де́лающии беззако́ние? 5 Лю́ди Твоя́, Го́споди, смири́ша и достоя́ние Твое́ озло́биша. 6 Вдови́цу и си́ра умори́ша и прише́льца уби́ша, 7 и ре́ша: не у́зрит Госпо́дь, ниже́ уразуме́ет Бог Иа́ковль. 8 Разуме́йте же безу́мнии в лю́дех и бу́ии не́когда умудри́теся. 9 Насажде́й у́хо, не слы́шит ли? Или́ созда́вый о́ко, не сматря́ет ли? 10 Наказу́яй язы́ки, не обличи́т ли, уча́й челове́ка ра́зуму? 11 Госпо́дь весть помышле́ния челове́ческая, я́ко суть су́етна. 12 Блаже́н челове́к, eго́же а́ще нака́жеши, Го́споди, и от зако́на Твоего́ научи́ши eго́, 13 укроти́ти eго́ от дней лю́тых, до́ндеже изры́ется гре́шному я́ма. 14 Я́ко не отри́нет Госпо́дь люде́й Свои́х, и достоя́ния Своего́ не оста́вит, 15 до́ндеже пра́вда обрати́тся на суд, и держа́щиися ея́ вси пра́вии се́рдцем. 16 Кто воста́нет ми на лука́внующыя? Или́ кто спредста́нет ми на де́лающыя беззако́ние? 17 А́ще не Госпо́дь помо́гл бы ми, вма́ле всели́лася бы во ад душа́ моя́. 18 А́ще глаго́лах, подви́жеся нога́ моя́, ми́лость Твоя́, Го́споди, помога́ше ми. 19 По мно́жеству боле́зней мои́х в се́рдце мое́м, утеше́ния Твоя́ возвесели́ша ду́шу мою́. 20 Да не прибу́дет Тебе́ престо́л беззако́ния, созида́яй труд на повеле́ние. 21 Уловя́т на ду́шу пра́ведничу, и кровь непови́нную осу́дят. 22 И бысть мне Госпо́дь в прибе́жище, и Бог мой в по́мошь упова́ния моего́. 23 И возда́ст им Госпо́дь беззако́ние их и по лука́вствию их погуби́т я́ Госпо́дь Бог (наш).

Слава:

Псалом 94.

Хвала́ пе́сни Дави́ду, не надпи́сан у евре́й.

1 Прииди́те, возра́дуемся Го́сподеви, воскли́кнем Бо́гу Спаси́телю на́шему: 2 предвари́м лице́ Его́ во испове́дании, и во псалме́х воскли́кнем Ему́. 3 Я́ко Бог Ве́лий Госпо́дь, и Царь Ве́лий по всей земли́, 4 я́ко в руце́ Его́ вси концы́ земли́, и высоты́ гор Того́ суть. 5 Я́ко Того́ есть мо́ре, и Той сотвори́ е́, и су́шу ру́це Его́ созда́сте. 6 Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Ему́, и воспла́чемся пред Го́сподем сотво́ршим нас: 7 я́ко Той есть Бог наш, и мы лю́дие па́жити Его́, и о́вцы руки́ Его́. Днесь а́ще глас Его́ услы́шите, 8 не ожесточи́те серде́ц ва́ших, я́ко в прогне́вании, по дни искуше́ния в пусты́ни, 9 во́ньже искуси́ша Мя отцы́ ва́ши, искуси́ша Мя, и ви́деша дела́ Моя́. 10 Четы́редесять лет негодова́х ро́да того́, и рех, при́сно заблужда́ют се́рдцем, ти́и же не позна́ша путе́й Мои́х, 11 я́ко кля́хся во гне́ве Мое́м, а́ще вни́дут в поко́й Мой.

Псалом 95.

Хвала́ пе́сни Дави́ду, внегда́ дом созида́шеся по плене́нии, не надпи́сан у евре́й.

1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви вся земля́, 2 воспо́йте Го́сподеви, благослови́те и́мя Его́, благовести́те день от дне спасе́ние Его́. 3 Возвести́те во язы́цех сла́ву Его́, во всех лю́дех чудеса́ Его́. 4 Я́ко Ве́лий Госпо́дь и хва́лен зело́, стра́шен есть над все́ми бо́ги. 5 Я́ко вси бо́зи язы́к бе́сове: Госпо́дь же небеса́ сотвори́. 6 Испове́дание и красота́ пред Ним, святы́ня и великоле́пие во святи́ле Его́. 7 Принеси́те Го́сподеви оте́чествия язы́к, принеси́те Го́сподеви сла́ву и честь. 8 Принеси́те Го́сподеви сла́ву и́мени Его́, возми́те же́ртвы, и входи́те во дворы́ Его́. 9 Поклони́теся Го́сподеви во дворе́ святе́м Его́, да подви́жится от лица́ Его́ вся земля́. 10 Рцы́те во язы́цех, я́ко Госпо́дь воцари́ся, и́бо испра́ви вселе́нную, я́же не подви́жится: су́дит лю́дем пра́востию. 11 Да возвеселя́тся небеса́, и ра́дуется земля́, да подви́жится мо́ре и исполне́ние eго́. 12 Возра́дуются поля́, и вся я́же на них: тогда́ возра́дуются вся древа́ дубра́вная 13 от лица́ Госпо́дня, я́ко гряде́т, я́ко гряде́т суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем и́стиною Свое́ю.

Псалом 96.

Псало́м Дави́ду, егда́ земля́ его́ устроя́шеся, не надпи́сан у евре́й.

1 Госпо́дь воцари́ся, да ра́дуется земля́, да веселя́тся о́строви мно́зи. 2 О́блак и мрак о́крест Eго́, пра́вда и судьба́ исправле́ние Престо́ла Его́. 3 Огнь пред Ним предъи́дет, и попали́т о́крест враги́ Его́. 4 Освети́ша мо́лния Его́ вселе́нную: ви́де, и подви́жеся земля́. 5 Го́ры я́ко воск раста́яша от лица́ Госпо́дня, от лица́ Го́спода всея́ земли́. 6 Возвести́ша небеса́ пра́вду Его́, и ви́деша вси лю́дие сла́ву Его́. 7 Да постыдя́тся вси кла́няющиися истука́нным, хва́лящиися о и́долех свои́х, поклони́теся Ему́ вси А́нгели Его́. 8 Слы́ша и возвесели́ся Сио́н, и возра́довашася дще́ри Иуде́йския, суде́б ра́ди Твои́х, Го́споди, 9 я́ко Ты Госпо́дь Вы́шний над все́ю земле́ю, зело́ превозне́слся еси́ над все́ми бо́ги. 10 Лю́бящии Го́спода, ненави́дите зла́я, храни́т Госпо́дь ду́шы преподо́бных Свои́х, из ру́ки гре́шничи изба́вит я́. 11 Свет возсия́ пра́веднику, и пра́вым се́рдцем весе́лие. 12 Весели́теся, пра́веднии, о Го́споде и испове́дайте па́мять Святы́ни Его́.

Слава:

Псалом 97.

Псало́м Дави́ду.

1 Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, я́ко ди́вна сотвори́ Госпо́дь. Спасе́ Его́ десни́ца Его́, и мы́шца свята́я Его́. 2 Сказа́ Госпо́дь спасе́ние Свое́, пред язы́ки откры́ пра́вду Свою́. 3 Помяну́ ми́лость Свою́ Иа́кову, и и́стину Свою́ до́му Изра́илеву, ви́деша вси концы́ земли́ спасе́ние Бо́га на́шего. 4 Воскли́кните Бо́гови вся земля́, воспо́йте, и ра́дуйтеся, и по́йте. 5 По́йте Го́сподеви в гу́слех, в гу́слех и гла́се псало́мсте. 6 В труба́х ко́ваных и гла́сом трубы́ ро́жаны воструби́те пред Царе́м Го́сподем. 7 Да подви́жится мо́ре и исполне́ние eго́, вселе́нная и вси живу́щии на ней. 8 Ре́ки воспле́щут руко́ю вку́пе, го́ры возра́дуются. 9 От лица́ Госпо́дня, я́ко гряде́т, я́ко и́дет суди́ти земли́, суди́ти вселе́нней в пра́вду, и лю́дем пра́востию.

Псалом 98.

Псало́м Дави́ду.

1 Госпо́дь воцари́ся, да гне́ваются лю́дие: седя́й на Херуви́мех, да подви́жится земля́. 2 Госпо́дь в Сио́не вели́к, и высо́к есть над все́ми людьми́. 3 Да испове́дятся и́мени Твоему́ вели́кому, я́ко стра́шно и свя́то есть. 4 И честь царе́ва суд лю́бит: Ты угото́вал еси́ правоты́, суд и пра́вду во Иа́кове Ты сотвори́л еси́. 5 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся подно́жию но́гу Его́, я́ко свя́то есть. 6 Моисе́й и Ааро́н во иере́ех Его́, и Самуи́л в призыва́ющих и́мя Его́: призыва́ху Го́спода, и Той послу́шаше их. 7 В столпе́ о́блачне глаго́лаше к ним: я́ко храня́ху свиде́ния Его́ и повеле́ния Его́, я́же даде́ им. 8 Го́споди Бо́же наш, Ты послу́шал еси́ их: Бо́же, ты ми́лостив быва́л еси́ им, и мща́я на вся начина́ния их. 9 Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего, и покланя́йтеся в горе́ святе́й Его́, я́ко Свят Госпо́дь Бог наш.

Псалом 99.

Псало́м Дави́ду, во исповеда́ние.

1 Воскли́кните Бо́гови вся земля́, 2 рабо́тайте Го́сподеви в весе́лии, вни́дите пред Ним в ра́дости. 3 Уве́дите, я́ко Госпо́дь той есть Бог наш: Той сотвори́ нас, а не мы, мы же лю́дие Его́ и о́вцы па́жити Его́. 4 Вни́дите во врата́ Его́ во испове́дании, во дворы́ Его́ в пе́ниих: испове́дайтеся Ему́, хвали́те и́мя Его́. 5 Я́ко благ Госпо́дь, в век ми́лость Его́, и да́же до ро́да и ро́да и́стина Его́.

Псалом 100.

Псало́м Дави́ду.

1 Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди. 2 Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́. 3 Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех. 4 Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х. 5 Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х. 6 О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше. 7 Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма. 8 Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

Слава:

По 13-й кафисме, Трисвятое по Отче наш:
Таже тропари, глас 8:

О́ком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние, я́ко пома́ле жизнь моя́ иждива́ется, и от дел несть мне спасе́ния. Сего́ ра́ди молю́ся: о́ком благоутро́бным, Го́споди, виждь мое́ смире́ние и спаси́ мя.

Слава: Я́ко Судии́ предстоя́щу, попецы́ся, душе́, и стра́шнаго дне час помышля́й, суд бо неми́лостив есть не сотво́ршым ми́лости. Возопи́й у́бо Христу́ Бо́гу: Сердцеве́дче, согреши́х, пре́жде да́же не осу́диши, поми́луй мя.

И ныне: Стра́шнаго Твоего́ и гро́знаго, и неумы́тнаго суда́, Христе́, во уме́ прие́м день и час, трепе́щу, я́ко злоде́й, студа́ дела́ и дея́ния име́яй лю́тая, я́же еди́н аз соде́ях приле́жно. Те́мже стра́хом припа́даю Тебе́, вопия́ боле́зненно: моли́твами ро́ждшия Тя, Многоми́лостиве, спаси́ мя.

Го́споди, поми́луй (40) и молитва:

Го́споди Святы́й, И́же в вы́шних живы́й, и всеви́дяшим Твои́м о́ком призира́яй на всю тварь. Тебе́ приклони́хом вы́ю души́ и телесе́, и Тебе́ мо́лимся, Святы́й святы́х: простри́ ру́ку Твою́ неви́димую от свята́го жили́ща Твоего́, и благослови́ вся ны: и а́ще что к Тебе́ согреши́хом во́лею и нево́лею, я́ко Благ и Человеколю́бец Бог прости́, да́руяй нам и ми́рная блага́я Твоя́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

История написания

Надписание песни говорит: «Начальнику хора. В конец. Псалом Давида» хотя фраза «в конец» есть не во всех переводах Библии.

В 13 псалме звучат слова надежды и хвалы Господу

Какой вывод можно сделать из данного надписания?

  • Во-первых, автором текста был царь Давид.
  • Во-вторых, данную песнь пел хор на Сионе, в месте богослужений при ковчеге Завета. Это делалось только с особенными псалмами, которые касались судьбы всего израильского народа. В некоторых переводах в надписание добавлено, что песнь пели и играли на струнных орудиях, т.е. после написания текст был передан начальнику хора, который руководил его изучением и последующим пением. Струнные орудия использовались только для участия в богослужениях.
  • И, в-третьих, слова «в конец» указывает на конец времени, т.е. псалом относится к кончине мира, являясь пророческим текстом.

На заметку! По самому же содержанию псалом является рассуждением про праведников и грешников, про Божью любовь и конечную победу Всевышнего над злом.

Толкование псалма

Пророческие слова, которые звучат в данной песне — это слова надежды и хвалы Господу. Несмотря на все грехи человечества, Бог презрел на него и спас. Толковать псалом следует по стихам:

  1. В первом стихе употребляется слово «безумен», однако, в оригинале слово, которое употребляет Давид означает человека нечестивого, живущего неправедной жизнью. Переводчики использовали наиболее близкое по смыслу слово, ведь из дальнейшего текста понятно, что только безумный человек может отвергать Божье существование.
  2. В стихах 2–3 описывается картина, которую увидел Господь с небес — «нет делающего добро». Безусловно, в Священном Писании есть рассказы про многих праведников (Ной, Авраам, Иосиф и пр.), да и сам автор был назван «мужем по сердцу Божьему» именно поэтому толкователи приходят к мнению, что здесь идет речь о всеобщем грехе человечества. Перед Богом каждый человек грешен, как бы праведно он не жил, именно поэтому Иисус Христос должен был умереть на кресте, чтобы спасти весь мир.
  3. В стихе 4 автор задает вопрос, неужели люди нечестивые не понимают, что Господь все видит и рано или поздно им придется платить за свои дела? Толкователи тут расходятся во мнениях, одни утверждают, что речь все так же идет о грешниках мира, другие — что о врагах еврейского народа, которые постоянно притесняли их не за что.
  4. В стихах 5 и 6 пророк говорит, что Господь все равно явит свою милость над Израилем и не оставит свой народ, защитит их от врага. Тут же указывается, что бедные люди более верны Господу и уповают на Него увереннее и чаще, нежели богатые. Пророк утверждает, что богачи поплатятся за то, что презирают бедных и потешаются над ними в то время, когда сами не имеют такой веры.

    Псалом 13 читают, когда требуется укрепление в вере

  5. Седьмой стих (в некоторых переводах 8) задает риторический вопрос «Кто даст от Сиона спасение Израилево?», т.е. автор спрашивает, как бы уже зная ответ, что спасение народа только в Господе. Именно для этого он выше рассказывал о греховности всего человечества, чтобы подвести читателя к осознанию единственно правильной мысли — спасение человека только в Боге. Тут стоит отметить, что автор употребляет имя патриарха Иакова как бы давая надежду народу — Бог всегда верен.

На заметку! Сам псалом 13 по своему содержанию и написанию очень похож на псалом 52. Единственные различия в них — это отдельные выражения, которые присутствуют в надписании и самом тексте.

Правила чтения

Псалом 13 относится ко второй кафизме и читается обычно на воскресном утреннем богослужении на церковнославянском языке:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Для лучшего понимания церковных чтений рекомендуется накануне прочитывать текст псалма на русском языке:

Начальнику хора. Псалом Давида.

1 Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

5 Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных.

6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Совет! Можно читать текст и в домашних условиях в минуты, когда требуется укрепление в вере, поддержка и желание глубже познать Господа. Псалтирь. Псалом 13

13 псалом — текст на русском, зачем читают, толкование

Перед тем, как стать известным на весь мир правителем, Давид был малоизвестным молодым пастушком. Хотя Господь через пророка объявил его своим ставленником, Саул не собирался отдавать власть просто так. О противостоянии двух врагов повествует 13 псалом, в нем всего шесть стихов, но они наполнены страстью и верой. Попробуем поглубже вникнуть в смысл этого псалма, хорошо известного православным христианам.

Общие сведения

Большинство святых отцов сходятся во мнении, что данная глава посвящена преследованиям со стороны Саула. Его противостояние с народным любимцем было довольно продолжительным, хотя точно обозначить этот срок никто не может. Ученые выдвигают различные версии — от 3 до 40 лет. Псалом 13 заставляет всерьез задуматься о том, какие темные времена пришлось пережить Давиду.

Среди немногочисленных друзей он скрывался в чужой стране, постоянно опасаясь за свою жизнь. При этом старался не терять веры в Божьи обетования, для чего постоянно пребывал в молитвах. Об этом как нельзя лучше свидетельствует литературное наследие, вдохновленное Духом Святым, то есть книга Псалмов. Текст 13 псалма православные верующие читают в ряде случаев:

  • когда хотят, чтобы Господь избавил от нападок недоброжелателей;
  • во время нападений нечистой силы.

Считается, что лучше продолжать молитвы в течение трех дней. Но главное все же не количество повторов, важно при этом полностью сосредоточиться на общении с Богом.

Текст 13 псалма на русском

1. Сказал безумец в сердце своем:
«Нет Бога».
Они развратились, гнусны их дела;
нет делающего добро.
2. Господь взирает с небес на людей,
чтобы увидеть, есть ли понимающий,
ищущий Бога.
3. Все сбились с пути,
все, как один, развратились;
нет делающего добро,
нет ни одного.
4. Неужели не вразумятся делающие зло –
те, кто поедает мой народ, как хлеб,
и Господа не призывает?
5. Там их охватит страх,
потому что Бог на стороне праведных.
6. Вы осмеяли надежды нищих,
но прибежище их – Господь.
7. О, кто дал бы с Сиона спасение Израилю!
Когда Господь восстановит Свой народ,
пусть ликует Иаков и радуется Израиль!

(Псалтирь 13:1-7)

Толкование 13 псалма

В первых же строках автор обвиняет окружающих в том, что они ведут неправедную жизнь, не соблюдают иудейский Закон. Далее следуют пророческие строки о том, какое наказание уготовал Бог тем, кто отступил от Его путей. Как будущий лидер, Давид пытается вразумить всех отступающих от воли Божией. Он молится за своей народ, делится радостным предвкушением награды, которая ждет праведников.

  • Давид описывает Саула, как «безумца», потому что тот отказывается признавать волю Господа. К чести Давида следует сказать — он никогда не собирался свергать своего предшественника, терпеливо ожидая, когда сбудется пророчество. Саул же многократно покушался на его жизнь. Он считал бывшего фаворита революционером, стремящимся к власти.
  • Но здесь отражается не только личная неприязнь. Правитель Израиля был виновен в том, что собрал вокруг себя людей нечестных, корыстных. Они вовсе не думали о благе народном, как задумано Богом. Эти представители власти искали только средств обогащения, забыв о Законе, потеряв страх наказания.
  • Пророческие стихи должны были заставить их задуматься об участи своей бессмертной души. Всех, кто согрешает, ждет неизбежное наказание.

В переносном смысле 13 псалом Давида применим ко всем, кто творит беззаконие. Грешники являются безумцами, поскольку отрицают существование и силу Господа. Это не более, чем заблуждение их слабого разума. Такие люди выдают желаемое за действительное.

Человек изначально сотворен чистым, невинным. Насколько безумны отступники, что извращают пороком совершенный свой образ, портят его, становятся отвратительны своему Создателю. Несут такой сильный отпечаток греха, что становятся неспособны на добро. Господь предстает заинтересованной стороной. С небес Он наблюдает за жителями земли, но не может найти ни одного доброго. Буквально все сошли с предначертанного пути.

  • 103 псалом — текст на русском;
  • псалом 33 — текст, для чего читают;
  • Псалом 33 — текст, для чего читают: https://bogolub.info/psalom-33/.

Главная опасность в том, что грешники считают себя мудрецами, не предвидят наказания, которое обязательно последует. Давид пытается вразумить их. Добровольное отречение от Бога делает их все более черствыми, бессердечными настолько, что пороки становятся им также необходимы, как пища.

Но остается надежда — есть еще те, кто ищет Бога. Именно эти люди увидят Мессию — ведь только Ему под силу спасти человечество. С текстом 13 псалма на русском языке следует ознакомиться до того, как начнете учить церковнославянский вариант:

Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх, яко Господь в роде праведных. Совет нищаго посрамисте, Господь же упование его есть. Кто даст от Сиона спасение Израилево? Внегда возвратит Господь пленение людей Своих, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Псалом 117 – песнь свободы, благодарность Богу за строительство и освящение новой святыни – храма. Пророк всем возвещает о милости Бога и всех приглашает к Его славословию.

Текст молитвы псалом 117

На церковнославянском языке с ударениями

Аллилуиа

1 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

2 Да рече́т у́бо дом Изра́илев: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

3 Да рече́т у́бо дом Ааро́нь: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

4 Да реку́т у́бо вси боя́щиися Го́спода: я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

5 От ско́рби призва́х Го́спода, и услы́ша мя в простра́нство.

6 Госпо́дь мне Помо́щник, и не убою́ся, что сотвори́т мне челове́к.

7 Госпо́дь мне Помо́щник, и аз воззрю́ на враги́ моя́.

8 Бла́го есть наде́ятися на Го́спода, не́жели наде́ятися на челове́ка.

9 Бла́го есть упова́ти на Го́спода, не́жели упова́ти на кня́зи.

10 Вси язы́цы обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им,

11 обыше́дше обыдо́ша мя, и и́менем Госпо́дним противля́хся им,

12 обыдо́ша мя, я́ко пче́лы сот, и разгоре́шася, я́ко огнь в те́рнии, и и́менем Госпо́дним противля́хся им.

13 Отринове́н преврати́хся па́сти, и Госпо́дь прия́т мя.

14 Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, и бысть ми во спасе́ние.

15 Глас ра́дости и спасе́ния в селе́ниих пра́ведных:

16 десни́ца Госпо́дня сотвори́ си́лу. Десни́ца Госпо́дня вознесе́ мя, десни́ца Госпо́дня сотвори́ си́лу.

17 Не умру́, но жив бу́ду, и пове́м дела́ Господня́.

18 Наказу́я наказа́ мя Госпо́дь, сме́рти же не предаде́ мя.

19 Отве́рзите мне врата́ пра́вды, вшед в ня испове́мся Го́сподеви.

20 Сия́ врата́ Госпо́дня, пра́веднии вни́дут в ня.

21 Испове́мся Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́, и был еси́ мне во спасе́ние.

22 Ка́мень, его́же небрего́ша зи́ждущии, сей бысть во главу́ у́гла:

23 от Го́спода бысть сей, и есть ди́вен во очесе́х на́ших.

24 Сей день, его́же сотвори́ Госпо́дь, возра́дуемся и возвесели́мся в онь.

25 О, Го́споди, спаси́ же, о Го́споди, поспеши́ же.

26 Благослове́н гряды́й во и́мя Госпо́дне, благослови́хом вы из до́му Госпо́дня.

27 Бог Госпо́дь, и яви́ся нам: соста́вите пра́здник во учаща́ющих до рог олтаре́вых.

28 Бог мой еси́ Ты, и испове́мся Тебе́, Бог мой еси́ Ты, и вознесу́ Тя. Испове́мся Тебе́, я́ко услы́шал мя еси́, и был еси́ мне во спасе́ние.

29 Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его.

На русском языке

Аллилуиа

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Да скажет ныне дом Израилев: Он благ, ибо вовек милость Его.

3 Да скажет ныне дом Ааронов: <Он благ,> ибо вовек милость Его.

4 Да скажут ныне боящиеся Господа: Он благ, ибо вовек милость Его.

5 Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

6 Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек?

7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.

8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

10 Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;

11 обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;

12 окружили меня, как пчелы <сот>, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.

13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

14 Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!

16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу!

17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.

19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.

20 Вот врата Господа; праведные войдут в них.

21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.

22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.

24 Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

25 О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!

26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.

27 Бог — Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

28 Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, {буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением}.

29 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

По мнению некоторых историков, автор написал псалом 117, возможно, в первый год после возвращения евреев из плена, к торжественному празднику кущей. Пророк благодарит Бога за возрождение своего народа вопреки всем языческим козням. Кроме того, надежда на Божью помощь в построении второго еврейского храма оправдалась.

>Для чего читают псалом 117?

Читать 117 псалом в православии принято:

  • для защиты от вражеских нашествий;
  • чтобы Бог обезвредил варваров и их злые угрозы.

Толкование

  • Стихи 1-4: Псалом 117 – торжественный, восхваляющий Господа. Эта радостная песнь человека, избавленного от многих бед Богом. От благодарности своего сердца он зовет всех присоединиться к его молитве: дом Израилев, дом Ааронов, всех, боящихся Господа. Троекратные повторения одного и того же выражения «во век милость Его» тайно указывают нам на пророческий смысл текста, ибо троекратные повторения всегда есть отблеск Триединого Божества.
  • Стихи 5-7: Человек молится горячо и жарко в минуту беды, именно скорбящее сердце обращается к Богу. Обрадовавшись о спасении, он чувствует себя бесстрашным и непобедимым.
  • Стихи 8-9: Неоднократно высказывает пророк уверенность в том, что надежнее призывать на помощь Бога, а не полагаться на людей.
  • Стихи 10-14: В этом псалме, может быть ярче, чем в других, говорится о имени Господнем. Святые сравнивали его с крепкой башней, в которой спасается праведник. Имя Господа – это меч, которым можно воевать. «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их», — троекратно повторяя это изречение, пророк уверяет в том, что имя Господне, призываемое с верой, дает нам такую благодать, которая делает человека непобедимым видимыми и невидимыми врагами.
  • Стихи 15-21: Общенародное ликование начинается, когда пришла всесильная помощь свыше – от Бога, когда освятили вновь построенный храм. Псалом говорит нам о том, что мы будем жить вечно и будем «возвещать» дела Господа. Вот врата – в них войдут святые в тот день, когда Господь призовет их к радости.
  • Стихи 22-29: Камень, который отвергли строители – это Христос, краеугольный камень, положенный в Сионе, верящий в это не постыдится. Об этом камне сказано также, что если кто упадет на него – разобьется, если он на него упадет – того раздавит. Мы поем эти стихи на «Бог Господь» в начале каждой утрени. В день, сотворенный Господом, – это уже о Пасхе, эти слова торжественно и громогласно воспеваются на службе. «Составите праздник во учащающих» – то есть делайте Богу жертвы (добрые дела и мысли, торжествуйте, радуйтесь, пойте), славьте Господа, потому что Его милость вечна.

Правила чтения псалма 117

Псалом 117 читается во время служения благодарственного молебна, а также используется на ежедневном богослужении в праздники и в будни на утрени.

>Свт. Афанасий Великий.

91

(1). Псалом песни в день субботный.

Под субботством, или субботою, можно разуметь будущее наследие, потому что за здешними трудами последует упокоение, когда приимем награды свои. Поэтому, Пророк и восхваляет тот будущий покой.

(2). Благо есть исповедатися Господеви. Имеет в виду хвалу, и дает обещание повторять ее непрестанно день и ночь за соделанное Единородным. Что же соделал Он? Не то ли, что уготовал нам воскресение?

(3). Возвещати заутра милость Твою, утром возвещать милость Твою, а ночью непреложность Твою.

(4). В десятоструннем псалтири с песнию в гуслех. Десятострунным псалтирем называется тело, как имеющее пять чувств и пять душевных деятельностей, поскольку в каждом чувстве обнаруживается особенная деятельность.

(5). Яко возвеселил мя еси Господи в творении Твоем. Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению.

(6). Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! Песнословя дела Твои и глубину помышлений Твоих. изумляюсь тому, что соделано Тобою по домостроительству. А неразумные не понимают глубины таинства.

(7). Муж безумен не познает. В разных словах выражает одно и тоже; потому что, кто болен умом и лишен смысла, тот вовсе не знает этого и не будет слушать об этом.

(8). Внегда прозябоша грешницы яко трава. Не разумеющие таинства, говорит, уподобятся траве, т.е. не имея глубины, они скоро падут и посохнут.

(11). И вознесется яко единорога рог Мой. Когда враги будут рассеяны и погибнут, тогда рог Мой, т. е. уготованное царство, соделается славным. А мы, ведущие Тебя, увидев истребление врагов Твоих, возвеличимся и превознесемся Тобою, как освободившиеся от прелести многобожия и поклоняющиеся Тебе истинному Богу. Ибо Псалмопевец и здесь опять упомянул о единороге, чтобы единым рогом навести на мысль об едином Боге. Как это животное получило от природы один рог: так и питомцы благочестия покланяются единому Божеству. И старость моя в елеи мастите. После понесенных мною трудов, как бы елеем воспользуюсь тогда для царского священия, — и это будет для меня наградою за долговременные труды.

(12). И воззре око мое на враги моя. В ряду с прочими благами будет для меня и то, что соделаюсь зрителем падения злоумышлявших на душу мою.

(14). Насаждени в дому Господни. Эти уподобленные оным кедрам, насадителем своим имеют Бога, а садом для них служить Божественный храм. Во дворех Бога нашего процветут, т. е. в горних обителях, который называет и дворами Господними.

(15). Еще умножатся в старости мастите, и благоприемлюще будут. Сказано: благоприемлюще — вместо: блаженствуя; ибо воздано им будет благами, ихже око не виде, и ухо не слыша (1 Кор. 2, 9).

(16). Яко прав Господь Бог наш. Когда в горних обителях насладятся уготованными благами, тогда возвестят, что праведен и правь Господь, Который соделал, что беззаконные и нечестивые посохли как трава, а праведных и благочестивых насадил в горних селениях, подобно кедрам и финикам. И несть неправды у Бога, потому что Он недоступен злу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *