Психическое здоровье

  1. I. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИ
  2. II. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ
  3. III. ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СОСТОЯНИЯ МЕЖДУ ЗДОРОВЬЕМ И БОЛЕЗНЬЮ
  4. Базовые теории воспитания и развития личности
  5. Берг С. Классический цигун для женщин. Полный курс за 10 уроков. – СПб. : Вектор, 2014. – 160 с. – (Здоровье на все 100)
  6. Бергер о взимоотношении личности о общества.
  7. Важнейшими факторами развития личности являются (фактор — движущая сила, причина какого-л процесса, явления) противоречия, обусловленные наследственностью, средой и воспитанием.
  8. Влияние жизнестойкости на развитие личности в юношеском возрасте
  9. Влияние природно-экологических и социально-экологических факторов на здоровье человека.
  10. Влияние современных соц-эконом-условий на здоровье подрастающего населения. Изменения состояния здоровья детей, связанные с нерациональными условиями воспитания и обучения
  11. Возвеличивание личности
  12. Волевые свойства личности

Цивилизация– это один из этапов развития общества. Цивилизация определяется абстрактными представлениями, регулирующими поведение и взаимоотношения людей в этом обществе.

Цивилизация невозможна без городов, письменности, экономики, политики и других подобных явлений.

Цивилизация – это высший этап развития общества. Для того, чтобы достичь цивилизации, общество должно пройти многие предварительные периоды: научиться возделывать поля и приручать животных, создавать предметы материальной культуры, строить города, изобрести письменность и установить правила морали. Таким образом, процесс становления цивилизации – очень длительный и занимает не одну тысячу лет.

Кроме этого, можно понимать слово «цивилизация» как конкретное общество со своей культурой, существовавшее в прошлом или существующее в наше время.

Это древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, индийская, китайская и многие другие цивилизации, они имели большое значение в истории.

Чтобы понять, что такое цивилизация, нужно обратить внимание на связь культурных норм, по которым живет данная страна или народ. Если же народ подчиняется чужому культурному влиянию и отказывается от своих индивидуальных особенностей, то он прекращает своё существование как самостоятельная цивилизация, и тогда такое определение к нему применить уже нельзя

Соотношение понятий психического и духовного здоровья.

Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных.

Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д.

В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении.

Т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья.

По словам выдающегося американского психолога В. Джеймса, глубочайшимсвойством человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности. У любого человека это страстное желание может быть удовлетворено только в процессе общения среди людей, что и является естественной основой социализации. Для субъективного социального благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью обладать.

Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той или иной мере обладают сами.

Например, люди с низкими духовно-нравственными ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг достоинств.

Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе. Таким образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды.

Тем не менее, гармонично развитая личность (с высоким уровнем культуры здоровья) способна не только противостоять растлевающим воздействиям больного общества, но и активно способствовать его оздоровлению.

Одним из признаков социального здоровья является стремление к общему благу, любознательность, активное участие в общественной работе, способность заинтересованно относиться к решению социальных проблем.

Таким образом, социальное (общественное) здоровье является одним из основных показателей благополучия жизни и гармоничного развития общества, его культурного уровня.

При недостаточно высоком культурном уровне развития общества возникают проблемы в воспроизводстве здорового потомства, политической и экономической сферах жизнедеятельности государства.

Бодрое, жизнеутверждающие начала сменяются всеобщей апатией, пассивностью и заметной деградацией в интеллектуальном, моральном и духовно-нравственном отношениях.

В общественном сознании возникает терпимое отношение к социальным порокам, происходит постепенная замена истинных идеалов и жизненных ценностей на ложные, навязываемые населению отдельными корыстными людьми, группами, партиями; происходят массовые психологические эпидемии (например, почти поголовная наркотизация алкоголем, лекарствами, извращенным питанием, так называемой массовой культурой и т.д.).

В результате создается порочная замкнутая система, в которой больное общество не только не предоставляет возможностей для развития здоровых личностей, но и всячески препятствует этому процессу, отсутствие в социуме критической массы здоровых людей не обеспечивает процесс самоочищения и оздоровления социума.

В нездоровом обществе начинают все активнее действовать механизмы саморазрушения и самоуничтожения, и оно все быстрее движется к своему краху. Это, в частности, проявляется в снижении показателей здоровья, в интеллектуальной, производственной, научной, культурной деятельности, в обострении экологических, политических, экономических и прочих социальных проблем.

Только социально здоровая личность способна заботиться о благополучии государства, вносить свой вклад в защиту и процветание Отечества.

В словаре Даля Отечество определяется как родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, земля народа, к коему кто по рождению языку и вере принадлежит; государство в отношении к поданным своим; родина в обширном смысле.

Психологическое состояние нашего современного общества характеризуется чувством неуверенности в завтрашнем дне, преобладанием мрачного настроения, агрессивностью, вспыльчивостью, стремлением большинства населения к «взбадриванию” себя с помощью лекарств или наркотических средств.

Высокий уровень интеллектуального развития у нас перестал считаться одной из главных общественных ценностей. Об этом можно судить по величине оплаты умственного труда — она иногда намного ниже оплаты даже неквалифицированного физического труда.

В последние годы принципы распределения денежных средств вообще не поддаются никакой критике и граничат с грубым произволом, а не определяются объективной общественной ценностью интеллектуального продукта.

Здоровье человека — это состояние психического, физического и социального благополучия. Оно чрезвычайно изменчиво, зависит от множества факторов и определяется ими (в частности генетически запрограммированными конституциальными особенностями организма). По данным

Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит лишь 8-10% от медицины, на 30% от экологии и на 52-60% — от образа жизни.

Можно оспаривать удельный вес каждого фактора риска отдельно и в совокупности для здоровья отдельно взятого человека, страны, государства, можно спорить о степени угрозы экологической катастрофы, возможностях медицины в лечении тех или иных заболеваний, но не признать их влияния на организм каждого, ныне живущего, невозможно.

С рождением человек получает в дар уникальную сложную биоэнергетическую систему- свою жизнь. В большинстве случаев природа создаёт живой организм 7-здоровым и жизнеспособным, обеспечивая его для жизни, роста, развития, функционирования и полной реализации, его многочисленных функций.

Однако здоровье человека зависит от множества факторов и определяется от медицины- лишь но 8—10%, на 30% от около 60% — от образа жизни.

Незнание законов природы, жизни, собственных потенциальных возможностей, факторов здоровья, их систематическое нарушение в силу невежества, передаваемого и своему потомству, оказывает человечеству плохую услугу, следствием чего является сокращение сроков жизни и ухудшение её качества.

Получая в дар одну — единственную свою жизнь, уникальный организм, состоящий из множества структур, объединённых сложной биоэнергетической системой, мы не знаем, как с ним обращаться.

Мы в полном невежестве мчимся по дорогам судьбы, не зная и не понимая законов природы и связанных с ними законов человеческой жизни. Мы давно перечеркнули наработанный древневосточной медициной опыт соблюдения этих законов и основанных на них правилах врачевания.

Постарается проанализировать те ошибки, которые совершает человек в своей жизни. Гете говорил: «Чего человек не понимает, т.ч. он не владеет». Организм человека — это уникальная высокоорганизованна биологическая система, формирующая и поддерживающая себя за счет мышления, питания, дыхания, движения и очищения.

Гармонический баланс этих процессов обеспечивает здоровье. Нарушение гармонии приводит к болезни.

Стратегия здоровья человека зиждется на понимании и поддержании этих процессов, обеспечивающих жизнь и здоровье При таком подходе физические параметры здоровья лишь часть адаптивности человека, причем не самая решающая. От состояния нашего сознания, психики фундаментально зависит движение в нашей жизни.

Благодаря сознанию и мышлению человек дистанцируется от окружающих нас мира животных и растений, приобретая при этом значительную свободу действий и нее менее значительный круг человеческих болезней. Игнорирование духовно — душевных аспектов жизни, потребительская логика сознания человека, направленная на первоочередное выживание физического тела толкает человека к ускорению темпа жизни, заданного самим же человеком. Логика подсознания — на сохранение природного ритма жизни и соподчиненных ему духовных ценностей. Раздираемый противоречиями, человек уходит в болезнь. Число психосоматических страданий, обусловленных несоответствием образа жизни, мышления природным биоритмам человека, предопределяемым конституциональными особенностями организма, продолжает расти.

На сегодня можно упрекнуть человека за доминирующее непонимание этих аспектов, а академическую медицину в том, что она пренебрегает больным, как целостно и обращается с ним, как с машиной, игнорируя наиболее важные психические аспекты здоровья человека. Не менее распространенной ошибкой в нашей повседневной жизни является отношение к питанию. Без очень многих вещей можно обойтись, но не без еды. Используя знания законов жизни, мы должны относиться первоочередно к питанию, как фундаменту построения человеческого здоровья, а не только как к набору кулинарных рецептов.

Такая распространенная практика питания нарушила здоровье и изменила облик болезней человека, привела к более раннему формированию болезней «цивилизации»: ожирению, атеросклерозу, сахарному диабету, подагре, желчно-почечнокаменной болезни, заболеваниям пищеварительного тракта..

В жизни каждый человек идёт своим путём. Этот принцип индивидуализаци должен и может сохраняться каждым человеком как в вопросах выбора образа жизни, питания, профессии, семейного очага. Важно при этом сохранить гармонию своих природных возможностей и притязаний. Для этого необходимо знать основы своей индивидуальности — конституцию, уметь правильно взаимодействовать с окружающей средой как биологическая так и социальной

Эти черты личности трудно изменить, так как они генетически детерминированы и зависят от толщины слоев в крохотном яйце, из которого разбилась личность, однако, личности не мешает знать об этих генах, чтобы по крайней мере предчувствовать его можно ожидать от окружающих, и снисходительно относиться к различным разновидностям человеческой природы, а также понимать и управлять своими собственными естественными склонностями.

Многообразие человеческой популяции (население, народ), обусловленное комбинацией генетических особенностей, подкрепляется еще и тем, что каждый человек становится тем, что может из него сделать он сам и его окружение.

Как психоэмоциональные аспекты личности зависят от социальной среды (влияние воспитания, обучения), так и биологические находятся в прямой зависимости от окружающей среды обитания человека.

Неправильный образ жизни, неблагоприятные социальные и биологические воздействия искажают истинный жизненный путь заложенный природой человека, создавая подчас индивидуум, не соответствующий своему назначению в мире, как в психоэмоциональном, так и в соматическом (телесный) направлении.

Эти знания призваны оздоровить человека, общество как духовно, так и соматически.

А.В. Кардонова, врач акушер-гинеколог женской консультации

Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, оно представляет собой социальную, общественную ценность. Здоровый образ жизни включает в себя комплекс оздоровительных мероприятий, ко¬торый обеспечивает укрепление физического и морального здоровья человека. Здоровье нашей молодёжи во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление. К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, низкая физическая активность. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • оптимальный двигательный режим;
  • крепкую семью, успешную работу;
  • хорошую гигиену;
  • правильное питание;
  • отказ от любых вредных привычек;
  • правильное сексуальное поведение;
  • закаливание.

С раннего возраста необходимо вести активный, здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Важно понимать, что все основные принципы здорового образа жизни молодёжь должна приобретать в семье на личном примере их родителей.

Но, к сожалению, современная молодёжь не относиться к своему здоровью как к великой ценности, ей свойственны интернет-зависимость, раннее начало половой жизни, отсутствие двигательной активности, неправильное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотических веществ, что неизбежно приводит к разрушению здоровья.

Наркомания — тяжелейшее заболевание, возникающее в результате злоупотребления специфическими средствами, получившими название наркотики. Болезнь характеризуется неудержимым влечением к постоянному их употреблению во всевозрастающих дозах. Вначале возникает стойкая психическая, а затем физическая зависимость от наркотиков, проявляющаяся в расстройствах психики, перерождении внутренних органов, развитии абстинентного синдрома (ломки), когда наркотик прекращает поступать в организм. Употреблять наркотики начинают ещё в молодом возрасте, т.е. предпосылки наркомании связаны с психологической особенностью этого возраста. Наркоманы — это лица: морально неустойчивые и легко внушаемые; психически незрелые и неспособные к направленным волевым усилиям; лишённые ответственности перед обществом и оценки последствий своих действий.

Курение является самой распространенной вредной привычкой. Чаще всего люди начинают курить ещё в молодом возрасте. Кто-то начинает курить, потому что хочет быть похожим на других, или потому что это модно, а кто-то хочет почувствовать себя спокойнее, избежать страхов, чувства тревоги. Однако люди забывают о серьезном риске развития большого спектра заболеваний, связанных с курением. К настоящему времени накоплено немало факторов, свидетельствующих о тесной связи между увеличением числа курильщиков и ростом частоты онкологических, сердечнососудистых и других заболеваний. Для людней, злоупотребляющих курением, характерны следующие болезни: гипертония; стенокардия; ишемическая болезнь сердца; инфаркт; кариес; хронический бронхит; импотенция; гастрит; рак легких, пищевода, гортани, желудка, печени, почек, нижней губы и т. д. Большую опасность для здоровья представляет пассивное курение, когда некурящие находятся в окружении курящих. Курение также несовместимо с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм.

Основными направлениями профилактической работы по снижению табакокурения являются: разработка и внедрение образовательных программ по проблемам курения для различных групп населения; проведение общенациональных информационных кампаний; совершенствование рекламы антитабачной направленности; издание и распространение информационно-образовательных материалов; создание современных клипов и роликов для подростковой аудитории, дискредитирующих имидж курильщика и поддерживающих выбор здоровых привычек; создание зон, свободных от курения.

Каждый курящий в состоянии прекратить курение, если по-настоящему осознает опасность этой привычки и проявит достаточную силу воли. Борьба с курением — это борьба за здоровье не только курящих, но и окружающих их людей, то есть борьба за здоровье всего общества.

Еще одной вредной привычкой является злоупотребление алкоголем. Частое и чрезмерное употребление спиртных напитков приводит к алкогольной зависимости.

Антисоциальным явлением является распространение алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи. В ряде случаев алкоголизм у детей и подростков развивается, основываясь на подражании взрослым. Несомненно, в развитии алкоголизма имеют свое место и такие особенности личности, как нравственная незрелость в виде отрицательного отношения к обучению, и низкий образовательный уровень; низкий культурный уровень, узость интересов, отсутствие увлечений, низкие духовные запросы; уход от ответственных ситуаций и принятия решений; утрата жизненной перспективы и путей развития собственной личности. Алкоголь медленно, но верно ухудшает генетический фонд человечества, тем самым влияя на здоровье ещё не рождённых поколений.

Сохранение и укрепление здоровья молодого поколения — одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание молодёжи приобретает социальную значимость.

Здоровый образ жизни — важнейшая составляющая существования современного человека. Он обеспечивает всестороннее раскрытие творческих способностей, рациональное использование интеллектуальных и физических ресурсов каждого человека в интересах общества и всестороннего удовлетворения личных потребностей, основанных на высоконравственной морали. Образ жизни человека в значительной мере определяется и формируется культурой личности и общества.

Важнейшими факторами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепляют здоровье и развивают физические способности молодежи, сохраняют здоровье, усиливают профилактику неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма.

В Беларуси уделяется большое внимание физическому оздоровлению нации. Стратегия развития физической культуры и спорта направлена на качественное улучшение физического здоровья населения, и в первую очередь молодого поколения, на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди дошкольников, учащихся и студенческой молодежи, а также по месту жительства и в трудовых коллективах.

Таким образом, только хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний способствует снижению заболеваний, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. В формировании здорового образа жизни приоритетной должна стать роль образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровье молодёжи, формирование активной мотивации заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния здоровья или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

К факторам, определяющим здоровья населения относятся и такие факторы как величина реальной заработной платы, продолжительность рабочего дня, степень интенсивности и условия труда, наличие профессиональных вредностей, уровень и характер питания, жилищные условия, образ жизни, состояние здравоохранения и санитарного состояния страны.

За последнее время произошло значительное улучшение социальной обеспеченности населения, что позитивно сказалось на средней продолжительности жизни. Однако с увеличением средней продолжительности жизни увеличилась и заболеваемость психическими заболеваниями, такими как депрессия, деменция, шизофрения и другими хроническими психическими заболеваниями. Параллельно экономическому развитию наблюдается заметный подъем распространенности алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами, повышается частота самоубийств. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения в наши дни на планете существует более 450 миллионов людей, страдающих психическими заболеваниями.

Следует отметить, что каждый период жизни несет опасность начала тех или иных психических расстройств. Так, в первый период жизни проявляется умственная отсталость и детский аутизм, в детстве часто возникает эпилепсия, в юношестве — расстройства личности и нервная анорексия, в молодости и ранней взрослости – шизофрения, панические и обсессивно-компульсивные расстройства, алкоголизм и другие формы зависимостей, в середине жизни – расстройства настроения, в период старения – болезнь Альцгеймера и различные формы старческого слабоумия

Очень высокие показатели распространенности нарушений психического здоровья в Европейском регионе. Распространенность психических заболеваний в Европе, согласно авторам доклада «Размер и бремя психических расстройств и других заболеваний мозга в Европе 2010», составила 38,2%. С поправкой на возраст и коморбидность выходит, что в Европе психическими заболеваниями страдают 164,8 млн человек, т.е. больше, чем болеющих кардиоваскулярными и онкологическими заболеваниями вместе взятыми.

Психические расстройства и заболевания мозга приводят к потере трудоспособности у 26,6% населения Европы, что значительно выше, чем на других континентах. Следует отметить, что на долю всех психических расстройств приходится 40% всех хронических расстройств, они являются важнейшей причиной утраты здоровых лет жизни в связи с инвалидностью. Во многих странах до 35-45% случаев невыхода на работу связаны с проблемами психического здоровья.

Уровень первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами (кроме заболеваний, связанных с употреблением психоактивных средств) среди населения Республики Беларусь в 2014 году составил 764,5 на 100тыс. населения, что выше, чем в 2005 г. на 30,2%. (587,3 на 100тыс. населения)

Общая заболеваемость населения психическими и поведенческими расстройствами (кроме заболеваний, связанных с употреблением психоактивных средств) за исследуемый период увеличилась на 26,9%: с 2893,9 на 100тыс. населения в 2005 г. до 3671,4 − в 2014 г. Из пациентов, обращающихся в течение года за оказанием психиатрической помощи по поводу как вновь возникших, так и ранее существовавших психических расстройств, 53-55% составляли лица трудоспособного возраста.

Показатели первичной и общей заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами выше среди детского населения, чем во взрослой популяции. Первичная заболеваемость в детской популяции составила 966,0 на 100тыс. детей; во взрослой − 718,0 на 100тыс. взрослых, общая заболеваемость – 4450,1 на 100тыс. детей и 3491,8 на 100тыс. взрослого населения. В структуре первичной заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами доля непсихотических психических расстройств выросла с 80,3% в 2005г. до 84,1% в 2014г., в структуре общей заболеваемости – с 59,0% до 68,5%, что может свидетельствовать о повышении доступности психиатрической помощи и доверия населения к специалистам службы охраны психического здоровья.

Из пациентов, являющихся инвалидами по психическому заболеванию, около 60% имеют трудоспособный возраст. В 2014 г. работали 5,6% от общего числа инвалидов (в 2005г. − 5,0%).

Показатель суицидов в республике с 2009года неуклонно снижается вследствие реализации эффективных стратегий по профилактике, включающих своевременную идентификацию потенциальных суицидентов, профилактическую работу с ними, а также с лицами, совершивших суицидальную попытку.

По итогам 2014 года впервые за более чем 20-летний период показатель суицидов в общей популяции населения опустился ниже 20,0 случаев на 100 тыс. населения. В 2014 году, по сравнению с 2013 годом, смертность от суицидов уменьшилась на 8,7% и составила 18,3 случая на 100 тыс. населения; в абсолютных цифрах – 1737 случаев (2013 г. – 1903 случая). Снижение показателей суицидов отмечено как в городской, так и в сельской популяциях населения.

Показатель уровня суицидальной активности за 2014 год

(абс. и на 100 тыс.нас.)

Популяция населения

Число суицидов

Показатель суицидов на 100 тыс. населения

Общая

18,3

Городская

12,6

Сельская

37,2

Таким образом, несмотря на неуклонное и значительное снижения уровня суицидов в Республике Беларусь начиная с 2009 года, за период с 2005 по 2014 гг. в республике отмечается рост первичной и общей заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами, из пациентов, обращающихся в течение года за оказанием психиатрической помощи по поводу как вновь возникших, так и ранее существовавших психических расстройств, 53-55% составляют лица трудоспособного возраста, что подчеркивает значимость проведения мероприятий направленных на охрану психического здоровья.

Учитывая тот факт, что состояние психического здоровья населения является важнейшим фактором благополучия и успешного функционированию любого государства, необходимо признать, что ответственность за формирование психического здоровья общества должна лежать не только на медицинских учреждениях, но и на социальных службах, учреждениях системы образования, общественных организациях. Проблема сохранения и укрепления психического здоровья общества требует комплексных целенаправленных действий и объединения усилий специалистов различных ведомств и служб, а не только врачей психиатров-наркологов и врачей психотерапевтов.

Всемирная ассамблея здравоохранения на 65-ой сессии в мае 2012 года приняла резолюцию, в которой подчеркивается значительное бремя психических расстройств для всего мирового сообщества и признается необходимость комплексных мер каждой из стран в области охраны психического здоровья, включая координированные действия сектора здравоохранения и социального сектора.

ВОЗ предлагает действия, направленные на преодоление тяжёлых экономических и социальных последствий психических расстройств, а также снижение их влияния на состояние здоровья путём внедрения целостного и многосекторного подхода, вовлекающего координированные службы здравоохранения и социального сектора, уделяя при этом особое внимание принципу равенства возможностей, правам человека, доказательности и укреплению прав потребителя. Психическое здоровье, определяется ВОЗ как состояние благополучия, при котором человек реализует свои способности, может справляться с естественным уровнем жизненного стресса, может продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего окружения. Проект Плана Действий ВОЗ зиждется на утверждении «нет здоровья без психического здоровья» и стремится к миру, в котором высоко ценится психическое здоровье, где эффективно предотвращаются расстройства психического здоровья, и где люди, страдающие от этих расстройств, имеют доступ к доказательному здравоохранению и социальным службам и полностью пользуются своими правами человека для достижения наивысшего возможного уровня здоровья и функционирования, без какой бы то ни было стигматизации и дискриминации.

Во всём мире существует пропасть между потребностью в лечении психических расстройств и обеспечением данного лечения. Данные проведённого ВОЗ исследования показывают, что 76% – 85% людей с тяжёлыми психическими расстройствами в странах с низким и средним уровнем дохода вообще не находятся на лечении; соответствующая цифра в странах с высоким уровнем дохода тоже высока: от 35% до 50%.

В глобальном масштабе, например, ежегодные расходы на охрану психического здоровья составляют менее 2 долларов США на одного человека, и менее 0,25 доллара США на одного человека – в странах с низким уровнем дохода.

  • Цель плана действий по охране психического здоровья заключается в распространении психического благополучия, профилактике расстройств психического здоровья и сокращении смертности и инвалидности лиц с расстройствами психического здоровья. План действий ВОЗ по охране психического здоровья рассчитан на период с 2013 по 2020 годы. Этот план действий по охране психического здоровья опирается на ряд общих принципов:
  • Всеобщий доступ и равенство возможностей: Все люди с расстройствами психического здоровья должны иметь равные возможности доступа к здравоохранению и равные возможности достижения или восстановления своей самой оптимальной формы в плане здоровья, вне зависимости от возраста, пола или социального положения.
  • Права человека: Стратегии, действия и лечебные вмешательства, профилактика и просвещение в области охраны психического здоровья должны осуществляться с соблюдением конвенций и соглашений по правам человека.
  • Доказательная практика: Стратегии и лечебные вмешательства, профилактика и просвещение в области охраны психического здоровья должны быть основаны на научных доказательствах и надлежащей практике.
  • Подход, включающий все стадии жизни: Политики, планы и службы в области охраны психического здоровья должны принимать во внимание медицинские и социальные потребности на всех фазах жизненного цикла, включая новорождённых, детей, подростков, взрослых и престарелых.
  • Многосекторный подход: Для достижения целей по охране психического здоровья необходимо использовать комплексные и скоординированные ответные меры со стороны ряда секторов, таких как здравоохранение, образование, трудоустройство, жилищное обеспечение, службы социальной защиты и другие.
  • Расширение и усиление прав лиц с расстройствами психического здоровья: Права лиц с расстройствами психического здровья должны расширяться и укрепляться; они должны вовлекаться в формирование политики в области охраны психического здоровья, в вопросы планирования, законодательства, обеспечения и оценки услуг.

Ответственность за поддержку психического здоровья и предотвращение психических расстройств лежит на всех секторах и всех правительственных ведомствах. Это не может быть по-другому, ибо плохое психическое здоровье подвержено влиянию целого ряда социальных и экономических детерминант, включая уровень дохода, статус трудоустройства, уровень образования, материальный уровень жизни, показатели физического здоровья и подверженность негативным жизненным событиям, в том числе и гуманитарным чрезвычайным ситуациям.

Широкие стратегии поддержки психического здоровья и предотвращения психических расстройств на протяжении всех фаз жизненного цикла помогут сосредоточиться на укреплении центральных характеристик здорового индивида в период формирования личности (такие как обучение жизненно необходимым навыкам в школе); на раннем выявлении и предотвращении эмоциональных или поведенческих проблем, особенно в детские и подростковые годы; на обеспечении здоровых условий проживания и работы (включая программы по управлению стрессом на рабочем месте), способствующих психосоциальному развитию и самоопределению (особенно в отношении уязвимых лиц); на антидискриминационном законодательстве и информационных кампаниях, борющихся со стигматизацией, которая слишком часто ассоциируется с психическими расстройствами; а также на поддержке прав, возможностей и заботы о людях с расстройствами психического здоровья.

ПСИХОГИГИЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПЕРИОД УСИЛЕНИЯ

ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕР ПО БОРЬБЕ С КОРОНАВИРУСОМ

Кокоренко Виктория Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, делится рекомендациями по сохранению психического здоровья в стрессовый период вынужденных органичений в связи с проводимыми противоэпидемическими мероприятиями в стране.

Очевидно, что наряду с широко транслируемыми рекомендациями «Как обезопасить себя от заражения» крайне необходимы психогигиенические рекомендации о поддержании адекватного психоэмоционального состояния и полноценного психического функционирования людей в деятельности, общении и поведении.

Психогигиена, будучи разделом научного знания об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, занимается разработкой и реализацией системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека.

В обстоятельствах предписанной вынужденной изоляции и самоизоляции наши рекомендации обращены к человеку, к осмыслению каждым того, что из предложенного ему подходит в индивидуальной конкретике его жизни, с чем он согласен и в чем видит для себя пользу и смысл для стабилизации своего эмоционального состояния, поддержки психологической устойчивости к воздействию стрессовых факторов, восполнения ресурсов психики в готовности к преодолению трудностей.

  1. В ситуации неопределенности и внешних ограничений важно находить сферу, в которой вы можете управлять своей жизнью и влиять на что-то. Сосредоточьте часть своего внимания и усилий на этом. Любое структурирование повседневной жизни дает психике ощущение размеренности и стабильности, уравновешивая социальную ситуации неопределенности. Составьте себе режим дня, используйте будильник, даже если вы не работаете (если временно работаете дома и достаточно свободны в графике, устанавливайте время пробуждения на час-полтора позже привычного подъема на работу). В своем режиме дня обозначьте границы: работы, труда по дому, перерывов, отдыха, общения и других видов занятий (например, средствами времени и окружающего пространства). Осознание и ощущение границ важно для перехода психики из одних состояний в другие (напряжение – в расслабление и отдых, концентрация умственных сил – в двигательную активность, эмоциональное возбуждение – в снижение активности, состояние человека в уединенности – в желание и готовность к общению и т. д.), для возможности переключения с одной деятельности на другую. Четко обозначенные границы также облегчают фиксацию и осмысление человеком того, чем наполнен был день: что сделал, с кем и о чем говорил, что чувствовал, в чем сомневался, от чего устал, что вызвало раздражение, что понравилось, что придало сил… Кратко резюмируйте вечером итоги дня: мысленно, для себя или в разговоре (переписке, обмене сообщениями) с кем-то. По возможности, удерживая ровное эмоциональное состояние, не погружаясь снова в интенсивное переживание прожитого. Такое подведение итогов дня дает ощущение спокойной удовлетворенности, восприятие дня своей жизни как нормального, наполненного повседневным смыслом: «Для всякого дня довольно своей заботы» (Сёрен Кьеркегор). Коротко планируйте свой завтрашний день накануне: «Что у меня завтра?» Это создает столь необходимую человеку перспективу будущего (ближайшего, конкретно-ситуативного, реалистичного, регулируемого).
  2. Определите для себя меру ежедневной информационной нагрузки, которую вы можете регулировать в зависимости от своего текущего эмоционального состояния, каждодневных задач и распределения сил, своей потребности в той или иной информации. Под «информационной нагрузкой» подразумевается вся возможная насыщенность информации, получаемой из внешней среды: СМИ, телефонные и интернет-коммуникации, непосредственное общение с разными людьми, случайные реплики, вопросы, замечания и т. д. – все, что мы видим, слышим, читаем, пишем и в целом воспринимаем всеми органами чувств. При информационной пандемии с избыточной насыщенностью сообщений эмоциями, прессингом и нагнетанием напряжения жизненно необходимо обеспечить своей психике «охранительный режим». В теории стресса указано, что эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, является «общим знаменателем» всех стрессоров, а у человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители – самый частый стрессор. Определите конкретное время в цифрах: сколько сегодня я смотрю/слушаю/читаю/пишу/обсуждаю всего, где прямо или косвенно фигурирует тема коронавируса. Придерживайтесь собственной установленной для себя границы, ее всегда можно изменить. Следите за тем, чтобы, кроме этой темы, в информационных сообщениях были и другие, добирайте целенаправленно других впечатлений, чтобы тема коронавируса не заслоняла собой всю остальную жизнь в текущем периоде. Соблюдайте равновесие, необходимое для конструктивного психологического баланса: минимум 50/50, а еще лучше – две трети других тем и аспектов жизни. При реагировании на информационные сообщения, которые не касаются вас лично (семьи, близкого круга знакомых), придерживайтесь правила «дать отстояться» (два и более часа в течение дня), то есть не пересылать автоматически это кому-то еще. Если после паузы желание поделиться полученной информацией с кем-то остается, можете переслать, предварительно определившись, кому именно и зачем. В исследованиях, изучавших изменения в общении людей при стрессе, показано, что в целом интенсивность общения людей при стрессе возрастает, могут появляться такие формы активного общения, которые несвойственны для какого-то конкретного человека вне экстремальных условий. Важно, что «самовозрастание» интенсивности общения, информационная и речевая экспансия практически не осознаются общающимися людьми. Пробуйте останавливать деструктивные информационные воздействия на себе, не пускать это дальше, не наращивать напряженность и тревогу социального окружения. Такой опыт развивает ваши возможности саморегуляции, критичного осмысления происходящего, формирования собственной позиции по тем или иным вопросам, способность принимать собственные решения и реализовывать их в своей жизни, тем самым конструктивно влияя и на других.
  3. При осмыслении и реагировании на какие-то информационные сообщения выделите «референтную группу»: людей из своего круга общения, с которыми можно сверяться в восприятии происходящего. Избирательно по темам (для обсуждения конкретных тем – обдуманно выбранные вами люди) или коротко по времени и объему содержания (со всеми в своем кругу). Обсуждение ситуации с людьми разного опыта, профессии, возраста повышает объективизацию восприятия, стабилизирует эмоциональное состояние, поддерживает критичность мышления и возможность адекватного собственного реагирования.
  4. СМИ активно транслируют населению варианты «чем заняться на самоизоляции». В мартовской динамике информационных сообщений движение от иронии («научить бабушку использовать вотсап – один день, перечитать все сообщения от МЧС о погоде – пять дней…») до абсолютно серьезного (!) обсуждения уважаемых публичных лиц с рецептами, «что людям делать дома», и видеороликов с демонстрацией, «чем занять себя», с трудноулавливаемой границей между самоиронией и категорией «полный трэш» (от англ. trash – мусор). Местами и временами смешно, но большей частью печально: то ли взрослые люди действительно настолько инфантильны, что без чьих-то «советов» не в состоянии самостоятельно организовать свою жизнь (по отношению к ребенку: умение занять себя на какое-то время – один из признаков психологической готовности к школьному обучению), то ли людей таковыми воспринимают. Найти, чем заняться (и не только в самоизоляции), – это важно, но попробуйте различать замещающую активность и осмысленную целенаправленную деятельность. Замещающая активность выполняет защитно-регулирующую функцию психики, направлена на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с конфликтом (например, в ситуации ограничений «хочу, но не имею возможности», «не хочу, но надо» и т. д.). Задайте себе вопросы: стал бы я этим заниматься при обычном течении жизни? Для чего я это делаю? Что я получаю в результате? Замечательно, если с нынешним стечением обстоятельств у вас освободилось время для тех дел (нужных вам и желаемых), до которых «не доходили руки» в привычном темпоритме будней. В этом случае вам вряд ли потребуются «советы», как убить время. Занимайтесь не только «короткими» делами, но и теми, которые требуют продолжения в течение времени (среднесрочные, долгосрочные), к которым вы будете возвращаться и по окончании периода ограничений. Этим вы выстраиваете перспективу собственной жизни – среднесрочную, долгосрочную. Так можно минимизировать отсроченное влияние этого сложного периода на психику и свою жизнь, не фиксируясь на этом как на «катастрофе» («жизнь остановилась», «все сломалось», «мир никогда не будет прежним») и не вытесняя в будущем впечатления и воспоминания («выпало из жизни»). Однако будьте критичны в своих собственных притязаниях: не стоит начинать занятия и дела, которые вы с большой долей вероятности забросите, оставите незавершенными, когда вернетесь к привычному ежедневному функционированию. Недовольство собой («начал – бросил») не добавляет самоуважения.

Применительно к осознанной целенаправленной деятельности в психологии существует понятие «надситуативная активность» (способность человека подниматься над уровнем ситуации, ставить цели, превосходящие первоначальную задачу). Посредством надситуативной активности личность преодолевает внешние и внутренние ограничения деятельности, стимулирует свое творчество в разных сферах жизни. Примером проявления надситуативной активности может служить эта статья, написанная в период вынужденных ограничений в связи с распространением коронавируса.

  1. Если есть необходимость работать и/или учиться, не выходя из дома, поддержать свою продуктивность можно следующими средствами.
  1. Переодеваться перед тем, как приступить к работе. Быть полностью «при параде» в галстуке и офисных туфлях не требуется, но переодеться в «рабочее» – это внешними средствами создать условия для перехода в другое психическое состояние, настроиться, сосредоточить внимание, переключить мысли на нужные вопросы.
  2. Организовать себе пространство для работы/учебы. Даже если объективно нет возможности отдельной комнаты, стола, необходимо на этот период выделить место, обязательно локально изменить пространство. Важно, чтобы эти изменения были видны самому человеку и тем, кто находится с ним в его домашнем окружении.
  3. В выделенном рабочем пространстве убрать из поля зрения предметы, которые не имеют отношения к работе, отвлекают внимание. Убрать физически (переставить в другое место) или сесть соответствующим образом (развернуть стул, компьютерное кресло) так, чтобы поле восприятия было наполнено только рабочим содержанием и обеспечением. Стул или кресло для работы должны быть удобными, но не мягкими (не расслабляющими, не для отдыха). О важности стульев (без кавычек) хорошо знают в тренингах, там, где необходимо долго сохранять психофизиологическую готовность к серьезной и продуктивной работе. Найдите дома для себя такой стул.
  4. Убрать еду из поля зрения, а также из пространства в радиусе полутора метров вокруг себя (так, чтобы ее нельзя было достать, не вставая со стула), особенно в тех случаях, когда временное рабочее место в кухне, за обеденным столом, а также для тех, у кого уменьшились привычная ежедневная двигательная активность и объем физической нагрузки. Работая в домашней обстановке, старайтесь не приносить еду к рабочему месту, даже если вы привыкли в офисе к чашке чая/кофе, йогурту на своем столе (перекус «без отрыва от производства»). Таким способом вы ограничиваете возможность отвлекаться, поглощать еду незаметно для себя, а ваш организм и психика будут вовремя и четко сигнализировать вам о том, что требуется перерыв.
  5. Вывести за пределы своей рабочей зоны телефон (если он не является необходимым для конкретной работы) или как минимум отключить все звуки оповещения. Даже если вы уверены, что не отвлекаетесь на него и привыкли не обращать внимание на сигналы оповещения, это дополнительная нагрузка для нервной системы (услышать/увидеть сигнал из внешней среды, опознать его и усилием воли не реагировать).
  6. Делать четкие перерывы с выходом за пределы рабочей зоны. Буквально вставать, выходить в кухню, в комнату, в коридор, к окну, коротко перекусить или прерваться на обед с переключением на общение или наоборот, для возможности отдыха вне общения.
  7. Четко разграничивать работу и домашние дела, не делать разные дела параллельно и вперемежку (хотя именно такой режим для большого числа работающих людей привычен). То же самое относится и к сфере общения с коллегами по работе не по рабочим вопросам (например, привычное для многих общение в чате отдела, организации). Это не только дает возможность переключаться и оценивать конкретные результаты в своей деятельности, но и создает условия для поддержания оптимального баланса разных сфер жизни (рабочей и домашней; личной и совместной).
  8. Ввести правило для себя и домашнего окружения (членов семьи, включая детей): «Если кто-то работает – не отвлекать», подождать перерыва в работе. Если такое правило станет нововведением, скорее всего, опыт нескольких раз (начиная с первого) будет убеждать вас, что «это не работает». В серии психологических экспериментов в лабораторных условиях даже для формирования простейшей двигательной установки на оценку веса двух одинаковых по величине шариков требовалось 6–7 повторов. Проявите настойчивость, выдержку и терпение, дайте некоторое время для формирования привычки. Начните приучать себя и своих домашних соблюдать «временной регламент» работы. В этом проявляется (и с этого начинается!) уважение к самому себе, своей работе и другим людям, занимающимся какой-либо деятельностью. А в вашей работе, почти наверняка, заинтересованы не только вы, но и ваше ближайшее окружение.
  9. На период вынужденной работы дома заменить в своей речи (и предложить это ближайшему окружению) слова «каникулы», «длинные выходные», «весенние новогодние праздники», «отпуск» на адекватные задачам предстоящей деятельности, сложившейся ситуации, своему состоянию, временно изменившемуся образу жизни. С учетом того, что «это временно», годится и стереотипно-расхожее «работа на удаленке», но может быть и более уважительное «работа в дистанционном формате», «работа в домашних условиях» (из жизненного преподавательского фольклора: «ты сегодня работаешь или работаешь дома?»).

Разумеется, если ваше психическое состояние и продуктивность не зависят от внешних условий, вы можете работать, как считаете нужным.

Какие-то из этих рекомендаций для повышения рабочей продуктивности можно подстроить к учебной деятельности школьников и студентов, исходя из конкретики индивидуальной ситуации.

6. Для многих людей домашнее пространство является совместным с другими людьми (членами семьи и другими близкими, иногда друзьями). Для сохранения личной эмоциональной стабильности, психического равновесия и сложившихся отношений с людьми в совместном пространстве жизненно необходимо находить/создавать в течение дня паузы для уединения (на какое-то время буквально отвернуться, развернуться спиной, вывести из своего поля зрения окружающих и выйти из поля зрения других людей). Снижать количество стимулов-раздражителей для органов чувств из внешней среды (свет, цвет, звук, движение). Объясните это домашним, чтобы они могли воспринимать такое ваше поведение нормально и спокойно, а не как «проявление депрессии» или «недовольство». В уединении нуждаются все, и дети – тоже! Перегруженная информационным воздействием социальной среды нервная система нуждается в состоянии покоя для восстановления уровня нормального функционирования, сопротивляемости стрессу, сохранения психического и физического здоровья. Наша психика – саморегулирующаяся система, которая при необходимости и без наших сознательных усилий активизирует защитные барьеры, например адаптивное изменение порогов чувствительности (когда человек становится менее чувствителен) или включение «охранительного торможения» (когда нервная система не в состоянии уже что-либо воспринимать и перерабатывать в ситуации переизбытка информации). Важно понимать, что психические резервы имеют свои границы (даже если и чаще всего мы их не знаем) и задача каждого – не доводить психику до этих границ. Психику свою и других людей.

7. Каждому человеку жизненно необходимо мечтать. Психологическая функция мечты в психической деятельности – формирование образов позитивного будущего. Мечтайте. Мечтайте в уединении и вместе с близкими, с друзьями, с коллегами по работе. Именно сейчас всем нам нужно как можно больше разных «мечт». Они насыщают нашу жизнь оптимизмом и надеждой, уверенностью, что все так или иначе наладится. Они создают столь нужные для здоровья психические состояния: активности, бодрости, готовности к действию, настроя на жизнь – сегодня, каждый день и в будущем. Мечтайте, но не спешите переводить мечты в план. В настоящий период имеет смысл планировать только то, что по минимуму связано с внешней социальной ситуацией и в большей мере зависит лично от вас (например, план сделать летом капитальный ремонт и план освежить стены в кухне краской, которая уже куплена, – чувствуете разницу?). Специфическое эмоциональное состояние фрустрации (от англ. frustration – срыв планов, крушение) возникает, когда на пути к достижению цели человек сталкивается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Это состояние неприятное и напряженное даже в привычных условиях. Как только в развитии общей социальной ситуации будет появляться определенность и признаки стабильности, вы сможете расширить горизонт своих планов.

8. Дома, в спокойной обстановке, когда вашей жизни и здоровью прямо сейчас ничто не угрожает, когда есть все необходимое для вполне нормального жизнеобеспечения (и даже больше), подумайте: «В чем конкретно ситуация с коронавирусом изменила мою жизнь?» Обратите внимание сейчас на формулировку вопроса: «изменила», а не только «ограничила» (это слишком узко, не ограничивайте себя дополнительно неподходящими словами и восприятием, «сжатым до пандемии»). Во многих исследованиях показано, что не «сила стресса», не его объективная качественная характеристика, не реальная ситуация окружающей среды как таковые, а оценка воздействия, ситуации, психологическая оценка сигнала как негативного, отвергаемого, угрожающего при невозможности избавления от него или неподготовленности механизмов «избегания-защиты» становится определяющим фактором для классификации последующей комплексной реакции организма как эмоционально-стрессовой. Психологическая устойчивость и выносливость личности играют значительную роль в сопротивлении болезням, связанным со стрессом. Защищайте себя психологически. Подумайте: «Как (какими средствами, с помощью чего) я могу в разных сферах своей жизни сохранить, усилить, а в какие-то привнести новые элементы стабильности и предсказуемости?» Подумайте и сделайте это. Делайте это каждый раз, когда есть возможность. Ищите и создавайте сами возможности для себя и других людей. Людей, которые связаны с вами.

Таким образом, применение необходимых и реалистичных мер индивидуальной психогигиены будет способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, повышению психологической устойчивости и мобилизационной готовности к преодолению трудностей у конкретных людей, социальных групп и всего населения в целом в стрессовый период вынужденных ограничений и усиления активности, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Дружная и крепкая семья, члены которой всегда поддерживают друг друга, – это обязательное условие для гармоничного развития личности ребенка. Если же взаимоотношения между детьми и родителями становятся натянутыми или полностью нарушаются, увеличивается риск возникновения психических и психосоматических расстройств. Ребенок становится тревожным и беспокойным, у него замедляется физическое и интеллектуальное развитие. Таким образом, от атмосферы в семье здоровье детей зависит напрямую.

Что может негативно повлиять на здоровье детей

Конфликты между родителями. Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых детских страхов. Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.

Гиперопека. Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение. Также страдает и физическое здоровье малыша: у него могут появиться любые психосоматические расстройства.

Гипоопека. Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать нарушениями сна и заиканием. У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.

Виды психосоматических расстройств

Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.

Двигательные нарушения. У детей, растущих в неблагополучных семьях, часто наблюдаются нервные тики, нарушения походки, псведоэпилептические реакции, торсионная дистония. Все названные расстройства наносят значительный вред здоровью.

Кожные реакции. Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.

Нарушения работы ЖКТ. Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.

Нарушение терморегуляции. При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии и здоровье важнейших органов.

Нарушения речи. У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.

Нарушения работы выделительной и эндокринной систем. Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.

Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу

Чаще общаться с ребенком. Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.

Проявлять внимание к ребенку. Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.

Хвалить ребенка за все достижения. Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.

Не злоупотреблять наказаниями. Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *