Псково печерская икона Успения божией матери

Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

Празднование 15 августа

В 1473 году, после освящения Успенской церкви Псково-Печерского монастыря от храмовой иконы Успения Богородицы получила исцеление одна женщина. Икона эта с тех пор стала известна под именем Успения Псково-Печерской.

Псково-Печерская икона Успения Божией Матери

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери. Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому. Икона была поставлена в храме Успения Богоматери. С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами. Согласно Е. Поселянину, купцы Василий и Феодор принесли в монастырь другую чудотворную икону — Умиление.

Особенно прославились обе Псково-Печерские иконы в 1581 году, во время нашествия на Псков польского короля Стефана Батория. Перед осадой города Пресвятая Богородица явилась во сне благочестивому старцу Дорофею и велела доставить из Псково-Печерского монастыря две святыни — чудотворные иконы «Успение» и «Умиление». Иконы принесли в город и стали служить перед ними молебны. Враги долго осаждали и пытались штурмовать Псков, но так и не взяли его.

Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Грозный повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

В 1812 году армия Наполеона взяла Полоцк и продвигалась к Пскову. 7 октября в город были доставлены иконы «Успение» и «Умиление», их пронесли крестным ходом вокруг города, и в тот же день русские войска отбили Полоцк, остановив тем самым наступление французов на Псков.

Использованные материалы

  • Икона Успения Божией Матери // Сайт Псково-Печерского монастыря
  • Поселянин Е. Н., Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002
  • «Икона Божией Матери «Успение» Псково-Печерская» // Страница сайта Рублев.com

Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.

Успенский пещерный храм

Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери.

Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм.

Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители.

Через семь лет после освящения первой церкви основатель монастыря преподобный Иона с миром отошел ко Господу. После смерти на нем нашли вериги — глубоко вросший в тело железный панцирь. Погребли отца Иону в Богом зданной пещере, а панцирь повесили над гробом (панцирь исчез после первого разорения монастыря лифляндцами).

Место отца Ионы заступил священноинок Мисаил, который устроил на Святой горе общежительный монастырь. Построил келий и деревянную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, и обитель начала обильно благоукрашаться. Этому во многом способствовал дьяк (секретарь, правитель канцелярии) царствовавшего в то время великого князя Василия Иоанновича — Мисюрь ( то есть Михаил) Мунехин. Господь расположил сердце этого человека к Пскове-Печерскому монастырю, и он проявил большое усердие в устроении обители. Его попечением в горе выкопали большую — «великую» церковь Успения Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Особая духовная связь существует между Пскове-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем, который «стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность». Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко). Пять темно-синих, с золотыми звездами куполов расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы вторично (после перестройки) была освящена в августе 1523 года при игумене Дорофее. В то же время по заказу псковских купцов Василия и Феодора иконописец Алексий Малый написал икону Успения Пресвятой Богородицы в житии.

В1521 году икону Успения Пресвятой Богородицы в житии принесли в Псково-Печерский монастырь и поставили в «великом» храме. «И восхотел Бог даровать милость Свою страждущим людям и Земле Псковской, — говорит летопись, — да не будет и она лишена Его Божественной благодати, как и многие грады Русской Земли… Земля же Псковская славна и украшена этим святым местом, как светило сияя во все концы, благодаря неизреченным чудесам Пречистой… Икона же эта творит бесчисленные чудеса и исцеления и по сей день».

Множество чудес было явлено от Псково-Печерской иконы Успения Пресвятой Богородицы. Уже освящение первого храма обители при преподобном Ионе ознаменовалось чудом исцеления слепой женщины, которая получила зрение от иконы Успения Божией Матери, называемой «старая». По преданию, эта икона чудесным образом была явлена в пещере в 1472 году. От иконы, написанной Алексием Малым, совершилось множество чудес, небольшая часть которых записана в летописи.

В главном приделе Успенского собора хранятся два чтимых списка с чудотворной Псково-Печерской иконы Божией Матери «Умиление», которая, как и образ Успения Пресвятой Богородицы, явила множество чудес.

Икона «Умиление» написана некиим иеромонахом Арсением с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство преподобного Корнилия. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями — алмазами, изумрудами, яхонтами, аметистами в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Тогда чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова.

Неприятель за пять месяцев осады тридцать раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого события каждый год в седьмую Неделю по Пасхе чудотворную икону «Умиление» носили крестным ходом из Псково-Печерского монастыря в Псков.

Икона Пресвятой Богородицы «Умиление», которую носят крестным ходом, находится на столпе у клироса в главном приделе Успенского собора. А в иконостасе, справа от царских врат, помещена еще одна икона «Умиление», XIX века. Сам иконостас главного придела изготовлен в середине XVIII века, он украшен резьбой с позолотой.

Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.

В главном приделе за возвышением находится царское место. Это специальная сень, где в старину молился царь, когда посещал Псково-Печерский монастырь для богомолья.

В продолжение иконостаса главного придела за столпами, поддерживающими свод, устроен иконостас придела в честь основоположников русского монашества преподобных Антония и Феодосия Печерских. Этот придел был первый раз освящен в 1523 году, а в середине XVIII века перестроен и освящен заново.

За иконостасом сохранились древние фрески с изображением святых отцов. Среди святых — преподобные Антоний Великий и Антоний Киево-Печерский. Когда-то первоначальник русских иноков преподобный Антоний пришел в дремучий лес на берегу Днепра и поселился там в дикой пещере. Вернувшийся с Горы Афон, где местом его подвигов тоже была пещера, никому неизвестный монах Антоний основал первый в Киевской Руси монастырь, который впоследствии стал одним из самых прославленных, — Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.

По традиции Псково-Печерского монастыря ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) в шесть часов утра у мощей преподобномученика Корнилия совершается братский молебен. Из года в год, из века в век молятся ему иноки.

(495)-921-10-27

Псков. Псково-Печерский монастырь.Изборск. Камно.Трёхдневная программа на Рождество

Дни

1 день

4 января (суббота)

20:23 – Отъезд в Псков с Ленинградского вокзала г. Москвы, поездом № 10

2 день

5 января (воскресенье) – Псков, древние монастыри – Печоры

08.05 — прибытие группы поездом 10, встреча с гидом у вагона №5

— посещение Троицкого Кафедрального Собора, поклонение святыням: св. мощи, чудотворные иконы. Знакомство с территорией Кремля, Довмонтова города. Макет ансамбля Псковского Кремля в образе XV века (выставочный зал)

– завтрак в кафе

— обзорная экскурсия по городу. собор Рождества Иоанна Предтечи XII в. – бывший Иоанновский женский монастырь, место пострижения и погребения княгинь Псковских, ныне подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.

— Покровский комплекс – место явления Пресвятой Богородицы при осаде Пскова в 1581 г.

— посещение Спасо-Преображенского Мирожского монастыря XII в., знакомство с обителью.

— фрески Спасо-Преображенского собора XII в. Мирожского монастыря (при

благоприятных погодных условиях).

— посещение Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского женского монастыря

— памятник блг. Кн. Александру Невскому на г. Сокольница

– обед в кафе

— отъезд в Печоры.

— размещение в гостинице «Планета» (2-х местные номера с удобствами)

18.00 – вечернее богослужение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

З

день

6 января (понедельник) – навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) Печоры

07.45- Исповедь

08.00 – Царские часы

09.00 -09.30 – Звон. Великая вечерня. Божественная Литургия в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре (до 12.30)

13.00 – обед в кафе

14.00 – знакомство с историей Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Поклонение святыням: св. мощи, чудотворные иконы. Св. источник св. Иоанна Предтечи

18.00 – ужин в кафе

22.30 – открываются Святые врата.

23.30-24.00 – Звон.

24.00 – Праздничное Рождественское богослужение в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре

день

7 января (вторник) – Рождество Христово Печоры – Изборск – Камно

11.00 – обед в кафе

— отъезд в Изборск

— посещение Изборской крепости, Никольского собора, святых источников 12 Апостолов

— отъезд в Камно

— посещение погоста Камно: Георгиевский храм XV в., могила протоиерея Валентина Мордасова; омовение в святом источнике

— возвращение в Псков

17.30 – ужин в кафе

— отъезд на вокзал

19.20 – отправление в Москву на поезде 10.

день

8 января (среда)

06:14 – Прибытие в Москву на Ленинградский вокзал.

В стоимость входит:

проживание в гостинице «Планета»,

трансфер,

двухразовое питание,

входные билеты в музеи и на территорию Изборской крепости,

экскурсионное обслуживание и сопровождение

В стоимость не входит:

ж/д билеты от 4500 (туда/обратно)

Забронировать место в паломническую поездку в Псков и Псково-Печерский монастырь можно по телефону (495)-921-10-27 с 11 до 19.

Ближайшие поездки в Псков и Псково-Печерский монастырь из Москвы:
Расписание паломнических поездок в Псков и Печоры из Москвы на 2020 г.
дата маршрут цена Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Пушкинские Горы.
Талабские острова.
Четырехдневная 11900 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Талабские острова.
Трехдневная 9500 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6900 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Пушкинские Горы.
Талабские острова.
Четырехдневная 11400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Пушкинские Горы.
Талабские острова.
Четырехдневная 11400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Талабские острова.
Трехдневная 9000 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Пушкинские Горы.
Талабские острова.
Четырехдневная 11400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Талабские острова.
Трехдневная 9000 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Пушкинские Горы.
Талабские острова.
Четырехдневная 11400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Талабские острова.
Трехдневная 9000 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400 Псков. Печоры.
Изборск. Камно.
Двухдневная 6400

Отзывы

159. Светлана (25.02.2016 18:57)
Хочу выразить огромную благодарность за отличную организацию поездки Псков-Печоры-Пушкинские горы, отдельное спасибо дорогой Серафиме Гавриловне за такой четкий продуманный маршрут, опытным водителям, спасибо прекрасным сопровождающим в Пскове, было очень интересно и познавательно, остались самые лучшие впечатления и воспоминания. Обязательно поеду в следующий раз только с Вашей службой по другим святым местам.
150. Лариса (02.09.2015 22:09)
Серафима Гавриловна! Спасибо огромное за необыкновенную поездку Псков-Печоры-Святогорье! За отличную организацию, доброе и чуткое отношение, за очень насыщенный и удивительный маршрут. Спасибо организаторам паломнической службы за такой продуманный маршрут, лояльную стоимость и комфортабельный автобус.
149. анна (23.07.2015 08:34)
Анна и Татьяна. Выражаем огромную БЛАГОДАРНОСТЬ Серафиме Гавриловне за ее потрясающую организацию всех экскурсий в поездке Псков-Печоры-Святые горы. За ее молитвы, за доброе благородное сердце, внимание, радушие. Для меня эта простая скромная добрая женщина стала проводником в другую настоящую жизнь. Незабываемая экскурсия на остров Залита.Желаем Вам, Серафима Гавриловна, хорошего здоровья, радости, благополучия.Спаси и Храни вас Господь. Мы будем стремиться поехать с Вами в другие поездки.
141. татьяна (30.03.2015 23:24)
Добрый вечер. Выражаю благодарность от своей семьи-мужа, внука и меня лично, за четкую организацию в очень насыщенной духовной поездке Псков Печоры Пушкинские горы сопровождающей поездку Серафиме Гавриловне, а так же очень сдержанным и опытным водителям. Все было четко рассчитано по времени, много интереснейшей информации, изумительные сопровождающие во Пскове. Настолько было интересно, что в группе ни кто не позволил себе опоздать, всю информацию просто впитывали , посетили все…и время просто пролетело очень быстро. Я неоднократно от Вашей службы посещаю святые места, но эта поездка восхитительна. С большим удовольствием отправилась бы с этой же командой в новые поеэдки. Очень жалко, что иногда их отменяют.
103. Гершунская (20.06.2012 12:55)
Позавчера вернулась из паломнической поездки в Псково-Печерский Успенский монастырь. Хотите верьте, хотите не верьте, но мне кажется, что я стала другим человеком после этой поездки. Псково-Печерский монастырь – это такое место на земле, где очень ясно чувствуется присутствие Бога. И Бог не грозный, не карающий, а радостный, светлый, полный любви к нам, глупым и немощным. Я не первый раз была здесь. Когда входишь в ворота монастыря, охватывает чувство радостного волнения, предвкушения чего-то значительного, радостного, немножко Пасхального. И сам монастырь – как яичко к Христову дню – яркий, цветной, праздничный.
И все получилось! Все ожидания сбылись! И исповедь, и причастие, даже беседа с настоятелем архимандритом о.Тихоном. Неужели это тот самый величественный настоятель, который только что служил в Михайловском храме? Он прост и доступен, он смеется и отвечает на наши вопросы.
А общение с батюшкой в Троицком храме монастыря? Каждый получил ответ на вопрос, который его мучил, не давал спокойно жить. И каждый уехал с надеждой на Божью помощь, на то, что все разрешится. С тишиной, покоем, миром в душе. Все концы сошлись с концами, все как-то состыковалось, встало на свое место.
А перед этим был Псков, в который не возможно было не влюбиться благодаря рассказам замечательного нашего гида Валентины Павловны. Да, она знает каждый камешек в городе, можете не сомневаться. Но ведь главное в ее работе не загрузить нас знаниями, а вызвать в нас любовь и уважение к Пскову. Она использовала каждую возможность для этого, наполнила каждую нашу минуту — только берите, впитывайте. Спасибо вам за вашу работу, нет, не работу – служение.
Отец Олег (Тэор), настоятель Александро-Невского храма города Пскова, принимал исповедь у наших паломников до двух часов ночи!!!
Серафиме Гавриловне — отдельный наш поклон и благодарность. За умение создать хорошую атмосферу, все спокойно и без шума организовать, за бесконечное терпение и выдержку.
Спасибо и за поездку на остров Залит, и за возможность окунуться в святой источник Спасо-Елеазаровского монастыря, которые не входили в программу. Спасибо и водителям нашим.
И всем, кто был на нашем пути: поварам, официантам, работникам храмов, гостиницы, экскурсоводу в Святогорском монастыре (очень знающему и профессиональному). Необыкновенная поездка!
Низкий всем поклон!
Заведующая детской библиотекой № 77 Гершунская Татьяна Дмитриевна

Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался.

Псково-Печерский монастырь

Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.

Псково-Печерский монастырь

Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов

Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

Неизвестно, отступило бы партийное начальство окончательно, но в это время монастырь посетила премьер-министр Индии Индира Ганди. Она была потрясена тем, что увидела (по воспоминаниям о. Нафанаила, в пещерах монастыря она плакала), и, очевидно, сделала неплохую рекламу – сюда одна за другой стали приезжать иностранные делегации, и вопрос о закрытии отпал.

Богом зданныя пещеры

История Псково-Печерского монастыря берет начало со своих знаменитых пещер, которые были открыты за 80 лет до основания монастыря, в 1392 году. В XIV веке на склоне нынешней Святой горы монастыря рос густой лес (сейчас здесь насаженный монахами сад и храм Преподобных Псково-Печерских отцов). Как рассказывает летопись, местный крестьянин Иван Дементьев рубил там деревья, одно из них повалилось под гору, и под его корнями открылось устье пещеры. Над нею была начертана надпись: «Богом зданныя пещеры». Кем и когда сделана эта надпись, неизвестно. По местному преданию, здесь жили иноки, бежавшие из Киево-Печерской лавры от набегов крымских татар. Основателем же монастыря был даже и не монах, а супружеская пара: священник Иоанн Шестник и его матушка Мария. Они поселились в этих местах в поисках пустынной жизни и покаяния. От суровой работы матушка заболела и перед кончиной приняла постриг с именем Васса. Когда она скончалась, отец Иоанн, совершив чин отпевания, закопал гроб с телом при входе в пещеры. На следующий день он обнаружил гроб на поверхности. Решив, что пропустил какое-то место в чине отпевания, о. Иоанн совершил чин вновь и опять закопал гроб. Но когда чудо повторилось, он увидел в нем Божию волю, сделал в стене нишу и поставил туда гроб. После этого гроб никуда не исчезал, причем от него не исходило никакого дурного запаха. С тех пор всех насельников монастыря хоронят в Богом зданных пещерах, не засыпая землей. А чудеса у гроба инокини Вассы продолжаются и сегодня. Как рассказывают монахи, в начале XX века какие-то вандалы пытались вскрыть ее гроб. Неизвестно, искали они драгоценности или хотели надругаться над святыми мощами, но из гроба вышел огонь и попалил их. Следы этого чудесного огня хорошо видны на гробе.

После смерти жены отец Иоанн также принял монашеский постриг с именем Иона. В 1473 году им была достроена первая монастырская церковь – сейчас главный собор монастыря во имя Успения Божией Матери. День освящения храма – 15 августа 1473 года – считается датой основания Псково-Печерского монастыря.

Сегодня мощи основателей монастыря – прп. Вассы и прп. Ионы покоятся у самого входа в монастырские пещеры. Приложиться к ним можно ежедневно с 10 до 18 часов. Дальше пещеры разветвляются на семь подземных галерей (улиц), которые в разное время удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы называются братскими, так как в их стенах погребают только насельников монастыря. В других галереях захоронены благочестивые паломники и защитники обители. В стенах установлены плиты с именами усопших. Предположительно в пещерах захоронено около 10 тысяч человек.

Монастырь, монашество

В пещерах очень темно и довольно холодно. Идти по ним без сопровождения нельзя.

Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору. На горе находится храм Псково-Печерских преподобных, освященный в 1995 году. Это довольно необычный – клетский храм, какие строили на Севере при основании новых монастырей. Основную часть храма составляет клеть – простой сруб небольших размеров, характерный для русской избы. Как и в пещеры, на Святую гору можно пройти только в сопровождении кого-либо из насельников обители. Не пускают паломников на Святую гору только в гололед или ранней весной, когда все тает. С горы открывается дивный по красоте вид на монастырь и его окрестности.

Старчество

Монастырь привлекал паломников во все времена. Кто-то ехал к святыням, кто-то – за советом старца. В 1822 году в Печеры приехал император Александр I . Услышав о подвижнической жизни одного из насельников, старца Лазаря Прозорливого, который на третий день после смерти, подобно Лазарю Четверодневному, восстал из гроба и прожил еще 16 лет, повторяя: «Смерть грешников люта», император просил о встрече с ним. В беседе старец сказал государю: «Признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь царя должна служить примером для подданных. Помни, государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона.

В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем.

Чудотворные иконы

Открытая крепость

Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление». Обе иконы находятся в Успенском храме. С иконой Успения, перед которой горит неугасимая лампада, связана не менее героическая история, чем «оборона» монастыря в хрущевские времена. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Войско польского короля Стефана Батория подошло к стенам монастыря. Защищали обитель всего три сотни стрельцов. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек, разбили стену. Тогда монахи принесли к пролому главную монастырскую святыню – икону Успения Пресвятой Богородицы. Осажденные молились, и Матерь Божия услышала их молитвы – стрельцам удалось отразить все приступы. Иконы «Успение» и «Умиление» были посланы и защитникам Пскова. За пять месяцев враг более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города не взял. В память этого чудесного избавления печеряне каждый год в седьмую неделю по Пасхе ходили крестным ходом с иконой «Умиление» в Псков. С 1997 года традиция крестного хода возобновлена, только теперь он проходит внутри обители – икону переносят из Успенского храма в Михайловский и обратно. Такой же крестный ход совершается 20 октября – в праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».

«Умилением» назвали икону местные жители. Это не та икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим Саровский. Написана она в XVI веке с Владимирского образа, а в обитель принесена во время игуменства преподобномученика Корнилия. Икона Успения с самого появления в монастыре известна своими чудесами, которые происходят и сегодня. Недавно исцелился от глазной болезни один высокопоставленный чиновник.

Богослужения

Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Первая служба в монастыре начинается в Успенском храме: в 6 часов у мощей прпмч. Корнилия служится братский молебен, затем полунощница. Преподобный Корнилий был здесь игуменом при царе Иване Грозном. В древней рукописи написано: в один из приездов царя игумен Корнилий вышел за монастырские ворота навстречу государю с крестом. Царь, заранее разгневанный на него, своей рукой отсек ему голову, но тут же раскаялся и, подняв тело, на своих руках понес в монастырь. Дорожка, по которой царь нес тело к церкви Успения, названа «Кровавым путем».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *