Псково печерский монастырь старец никон где принимает

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Пещеры Псково-Печерского монастыря

Само название монастыря напрямую связано с пещерами, которые находятся в нём. 1473 год ознаменовался освящением пещерной церкви Успении, что была выкопана из песчаника в холме преподобным Ионой. Этот же год, по преданию, является датой основания монастыря, а холм, в котором находятся церковь и пещеры, называется Святой горой.

Комплекс монастырских пещер состоит из ближних и дальних:

  • ближние – протяжённостью около 15 м. В них же находятся гробницы с мощами великих преподобных;
  • дальние – состоят из 7 подземных галерей-улиц протяжённостью около 200 м, к которым примыкает пещерная церковь Воскресения Христова (конец 6-й улицы). Также эти пещеры являются кладбищем монастыря. На нём захоронены останки известнейших людей православной культуры.

Так существуют и определённые правила погребения:

  • монахов монастыря – на 5-й и 6-й улицах;
  • мирян – на других.

Хоронят их в гробах, которые размещены в стенах пещер, и не засыпают землёй. Всего число захоронений колеблется около цифры в десять тысяч человек.

Святые Псково-Печерского монастыря

Великая история монастыря вылилась в его не менее величайшем наследии, ибо только благодаря этому он смог сохранить древние монашеские традиции и соединить их с цветом мирового старчества.

В конце XX века в нём осуществляли свою деятельность ныне прославленные в лике святых:

  • митрополит Вениамин;
  • иеросхимонах Симеон;
  • архимандриты Иоанн и Алипий;
  • схиигумен Савва;
  • иеросхимонах Михаил;
  • валаамские старцы и другие подвижники Божьего Слова.

Также в храме находятся величайшие святыни православной религии, известные во всём мире:

  • мощи преподобных Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря, Симеона и мученицы Татианы;
  • иконы Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы” и «Умиление”, икона Николая Чудотворца.

Старцы Псково-Печерского монастыря

Монастырь во все времена привлекал к себе паломников со всего мира. Некоторые ехали, дабы увидеть великие святыни, а многие – за советом мудрых старцев.

Одним из них был Лазарь Прозорливый, который восстал из гроба на третий день после смерти и ещё 16 лет прожил, повторяя: «Смерть грешников люта”. Однажды император Александр I пожелал встретится с ним, и старец говорил с ним о том, что нужно служить примером для своих подданных, ибо жизнь любого человека на земле недолга.

Особо почитаемым старцем храма был канонизированный преподобный Симеон. Он был известен благодаря своим чудодейственным возможностям исцелять тело и душу человека, даже временить приход кончины.

Также в почёте у православных людей всегда находился старец-исповедник Иоанн. За утешением и мудрым советов к нему при жизни приезжали люди из разных стран.

Наиболее известными старцами Псково-Печерского монастыря сегодня являются:

  • архимандрит Тихон;
  • схиархимандрит Никон.

Тихон в Псково-Печерском монастыре находится с 1995 года. Став выходцем из семьи священнослужителей, он также всю свою жизнь посвятил этому благородному и праведному делу. Его путь к Господу был насыщен смирением и покаянием в делах:

  • представитель братии храма;
  • монах;
  • иеродиакон;
  • иеромонах;
  • помощник келаря и благочинного;
  • выпускник Духовной Семинарии;
  • преподаватель духовного училища;
  • наместник монастыря;
  • выпускник духовной академии со степенью кандидата богословия.

Его дела на протяжении духовного становления отличались своей праведностью и благочестием, а вклад в развитие православной культуры переоценить невозможно. И всё же главным полем деятельности для него остаются люди, которые нуждаются в его помощи и поддержке. Тысячи прихожан ежедневно приходят к старцу за мудрым слово, дабы обрети долгожданное спокойствие и смирение.

Старец Никон. В Псково-Печерском монастыре сегодня он также занимает очень важное место. Его дорога жизни была не менее тернистой, но всегда рядом с ним находился Господь, который и указал ему истинное предназначение.

Деяния Никона всегда были направлены на духовное образование православного народа: своими проповедями он пытается исцелить души и направить людей по праведному пути. Богослужения, которые он проводит и в которых принимает участие, – это красивые и духовное богатые мероприятия, цель которых – дать человеку самому осознать, понять и принять Бога в душе.

Старцы Псково-Печерского монастыря – это поистине великие люди прошлого и настоящего, потому что в их словах – вера и правда, а в делах – доброта и благодать. Они – оплот православной религии, и их значение для её дальнейшего развития огромно.

Как доехать в Псково-Печерский монастырь

Добраться до монастыря на сегодняшний день не составляет особого труда, так как к нему регулярно ездят экскурсионные автобусы. Но если уж духовной целью является совершение паломничества самостоятельно, то удобнее всего будет сделать это следующим образом:

  • из Москвы или Петербурга добраться поездом до Пскова;
  • от Пскова до старого города Печоры, близ которого и находится храм;
  • далее – к самому монастырю (дорогу знает каждый, кто живёт в этой местности).

И следует помнить, то дорога к храму – это путь к Богу. И его нужно пройти каждому христианину.

Смотрите видео о Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре:

Поездка в Псков

Так нежен облик твой,

прекрасный, дивный край.

Блеск золотых крестов,

звон колокольный…

Быть может так

мог начинаться рай,

Святой, Божественной

любовью полный?

В мое ты сердце

навсегда попал.

Не жди, что я тебя забуду скоро.

Ты стал так дорог, ты родным мне стал.

Когда же вновь вернусь назад, в Печоры?

Первое, с чего нужно начать: слава Богу за все! Как хорошо, что съездили!

Маше не пришлось меня долго уговаривать, мне и самой хотелось поехать в какое-нибудь святое место, тем более, что в Пскове я еще не была. Туда мы ехали через Москву, обратно – через Санкт-Петербург.

Оставив вещи в камере хранения Ленинградского вокзала Москвы, пошли гулять по столице. На Красной площади шла подготовка к какому-то массовому зрелищу, вся площадь превратилась в огромную сцену со зрительными местами. Дошли до Иверской часовни, приложились к иконе, даже удалось послушать немного проповеди батюшки, который там отслужил молебен с акафистом. Потом у храма Василия Блаженного сделали несколько фотоснимков. Погодка была отличная, солнечная, как летом, только ветерок слегка подувал. На Ленинградский вокзал шли пешком, через мосты и фотографировали красивейшие виды Москвы: храм Христа Спасителя, Успенский собор Кремля…

От Пскова до Печор примерно полтора часа езды на автобусе, автовокзал находится рядом с железнодорожным. Псков нас встретил дождливой погодой: серое небо, низкие дождевые тучи. Когда ехали в автобусе, начался дождь. Но в Печорах выглянуло солнышко и… невозможно было не улыбнуться ему в ответ. Там погода все дни стояла отличная, даже лучше, чем в Ярославле – вот тебе и северный район!

Прямо с автобуса мы почти бегом (от радости!) побежали в монастырь, поклониться, поздороваться… Вот только потом подниматься в гору с сумками было несладко. Но ничего, поднялись и пошли устраиваться на улицу Кузнечную, дом 17, где нас уже ждала раба Божия Любовь, ласково встретив с подносом, и пригласила: «Попейте чайку!» Пили чай, устраивались, располагались…

До вечерней службы еще оставалось время, и мы решили погулять по местности, посмотреть, что тут есть, и заглянуть в магазин – кушать-то ведь хочется! А солнышко нам «улыбалось», было по-весеннему (или даже по-летнему!) тепло. Я гуляла в одной теплой кофте, а моя Марийка в легкой курточке.

Печоры небольшие, за день можно обойти несколько раз. Мы купили в магазине картошки, хлеба, масла, чтобы потом, дома что-нибудь приготовить. В святых местах не особо думаешь о еде, о ней и не хочется думать, только бы немножко подкрепиться, уж не до изысканного вкуса. Даже простой непритязательный суп с макаронами пролетал незаметно.

Наступило время вечерней службы. В монастыре особый дух, ни с чем несравнимый, ни на что не похожий. А монашеский хор! Конечно, главное само желание человека, придя в храм, встретиться с Богом, но в монастырях особенно все располагает к молитве…

Основание обители связано с открытием Богом зданных пещер. В XIV веке на этом месте был глухой непроходимый лес, изрезанный оврагами, с прозрачными речками, в которых водилась рыба. В лесу было много диких зверей. Однажды охотники, придя сюда, услышали дивное пение. Приняв его за ангельское, рассказали своим согражданам города Изборска. Изборяне выкупили эти земли и разделили между собой. Участок земли с глубоким оврагом достался крестьянину Ивану Дементьеву, который положил начало деревне Пачковке, стоящей до сего дня рядом с монастырем. Однажды в 1392 году Иван Дементьев пришел на обрыв оврага и срубил большое дерево, а оно, падая, увлекло за собой еще несколько деревьев, под корнями которых обнаружился вход в пещеру. Над пещерой была надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана эта надпись, известно лишь Богу. Монастырская летопись повествует о том, что один юродивый монах, именем Варлаам, неоднократно приходил и стирал эту надпись, которая чудесным образом появлялась снова. После, вразумившись этим чудом, перестал стирать надпись. Здесь подвизались пустынники, и пещеры служили для них местом Богослужений и жилья. Предание говорит, что пустынники были монахами из Киево-Печерской Лавры.

В один из дней мы посетили эти пещеры. Взяв с собой свечи, так как в пещерах темно, вместе с монахом-проводником спустились под землю. Войдя в пещеры, оказываешься в настоящем подземном городе с улицами, каждая из которых имеет свое название, и даже с храмом. Вот только жители этого города уже давно пребывают с Господом. Здесь же покоятся их святые мощи, в специальных погребальных ячейках в стенах, закрытых керамидами – это глиняные или каменные надгробные плиты. В Ближних пещерах почивают мощи святых угодников Божиих: преподобной матери Вассы, преподобного Марка – первого Печерского старца, преподобного Ионы – первого строителя Псково-Печерского монастыря и праведного иеросхимонаха Лазаря.

Проходя вглубь пещер, попадаем на первую улицу, называемую Главной. От нее уже идут ответвления других улиц. Всего в пещерах семь улиц, каждая из которых заканчивается тупиком, где расположен либо храм (как, например, пещерный храм в честь Воскресения Христова), либо кладбище (как в конце Малой Братской улицы находится Братское кладбище за иконой Воскресения Христова), либо канун для совершения панихид.

У нас была уникальная возможность поклониться святым мощам схиигумена Саввы (Остапенко), архимандрита Серафима (Розенберга), архимандрита Нафанаила (Поспелова), иеросхиомнаха Симеона (Желнина), который имел от Бога дар прозорливости и благодатной молитвы. Особым местом в пещерах для нас стало место погребения «народного» Батюшки архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Полюбите! – писал отец Иоанн. – И вы будете радоваться с другими и за других. Полюбите ближнего! И вы полюбите Христа».

Здесь нужно остановиться подробнее. Узнав, что в определенное время можно попасть в келью отца Иоанна, мысль об этом не давала нам покоя. И вот, двери кельи открыты. В комнате светло, уютно, много икон, есть книги, облачения. На память мы взяли конфеты…

В другой день, когда мы хотели вновь попасть к отцу Иоанну, это был праздник святых Адриана и Наталии, у нас получилось вот что. Пришли мы, сели на лавочку и ждем отца Филарета, чтобы он открыл келию. Подошли еще несколько человек, ждем. А в коридоре у одной двери особо много посетителей, это келия отца Адриана, к которому люди едут из разных уголков страны со своими проблемами. Вдруг из-за этой двери выходит женщина и говорит о том, что кто хочет поздравить отца Адриана с праздником, могут проходить в порядке очереди, но задерживать батюшку вопросами не надо, он себя плохо чувствует. Мы как услышали – сразу подбежали и заняли очередь. И удалось же! Слава Богу за все! Батюшка Адриан с любовью нас благословил, помазал маслицем. Небольшая келья, иконы, книги… простота, и так близок Господь!

В книге «Михайлов день» Нина Павлова пишет: «Помню, как в Псково-Печерском монастыре один иерарх жаловался на отца Адриана:

— Вот иду я по монастырю, и вокруг тишь, благодать, благолепие. Но стоит выйти из кельи отцу Адриану, как сразу начинается скандал – кто-нибудь тут же завизжит, загавкает или захрюкает…»

Мы до конца не понимали тогда, к кому попали. Да и сейчас тоже, эх… Батюшка Адриан, помолись за нас, грешных!

На территории монастыря находятся несколько церквей: Михайловский собор (в котором пребывает рука святой мученицы Татианы), Никольская церковь, Сретенская (мощи преподобного Симеона) и Благовещенская церкви, но главное – самый большой и красивый Успенский собор (мощи преподобномученика Корнилия). Прямо к нему ведет «кровавый путь», о нем-то и пойдет речь далее.

Преподобномученик Корнилий – знаменитый устроитель и благоукраситель монастыря, написавший первоначальную летопись Псково-Печерской обители – был убиен неправедно прогневавшимся царем Иоанном Грозным. Приближаясь к монастырю, царь напрасно полагал, что преподобный хочет отделиться от Российского Государства. Игумен Корнилий с братией вышли навстречу царю. Иоанн Грозный в гневе, не владея собой, отсек святому игумену голову. Но тотчас же раскаялся при виде невинной жертвы. Он взял на руки тело преподобного и внес в обитель. Эта дорога с тех пор и поныне называется «кровавым путем». Преподобный закончил свою земную жизнь, как говорит летописец, будучи «земным царем предпослан к Царю Небесному» в вечное жилище.

Душеполезные листки, которые выпускает Лавра, знакомят паломника с монастырем и правилами поведения в нем, ее святыми, чтимыми праздниками, есть даже отдельная рубрика о Боге для детей – «Колокольчик».

На территории монастыря есть святой источник и каждый желающий может набрать здесь воды. Вокруг множество цветов, которые радуют глаз и заставляют восхищаться этой красотой и благолепием. А один раз мне даже показалось, что на сосну забралась белка, но она пробежала так быстро, что я не успела сфотографировать. Среди прочих деревьев можно встретить и яблони, сплошь увешаны зелеными яблоками.

Конечно, какое паломничество без послушаний. Вот и мы решили не нарушать этого правила, и получили благословение мыть помещение просфорной. Нас вели туда неизвестными закоулками, лестницами, подъемами и спусками, это было интересно. Как и везде, за выполнение послушаний полагается обед. Мы тоже ели в монастырской трапезной, где матушки так заботливо и вкусно приготовили, казалось бы, простую еду.

В другой раз нам досталось помогать послушнику Андрею по храму. Это был Успенский собор. Храм не очень большой, но с достаточным количеством икон, поэтому помощь оказалась не лишней. Тут мы не просто помогали, но и прикладывались к иконам, к которым в другое время просто невозможно подойти. А еще послушник Андрей раскрыл перед нами некоторые тайны этого собора, что был интересным и познавательным.Нам представилась удивительная возможность приложится к иконе, написанной самим преподобномучеником Корнилием. Она находится прямо за другой иконой в алтарной стене Успенского храма, поэтому простому прихожанину ее не увидеть. Икона хорошо сохранилась, не смотря на то, что ей уже около пятисот лет!

В соборе находится главная святыня монастыря – чудотворная икона «Успение Пресвятой Богородицы». Андрей пригласил нас обязательно посетить их престольный праздник Успения в следующем году. Здесь бывает такое торжество! Накануне праздника после малой вечерни икону выносится из Успенского собора и по совершении литии торжественным крестным ходом по дорожке, выложенной из живых цветов, переносится на паперть Михайловского собора. Всенощное бдение с пением акафиста заканчивается за полночь. В самый день праздника, под колокольный звон крестный ход движется вокруг Святой обители. Завершается празднество чином Погребения Богоматери по древней иерусалимской традиции. Новой таинственной Пасхой, чудом всемогущества Божия называл праздник Успения Божией Матери архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Святая Православная Церковь в своих молитвенных прошениях к одной только Богоматери обращается со словами: «спаси нас». Божия Матерь есть величайшая Заступница и Помощница всех труждающихся в благоугождении Богу.

За время нашего пребывания в монастыре мы побывали почти во всех его храмах на Богослужениях. Любовались колокольным звоном. Да-да, не только слушали, но и любовались, потому что у нас такого нет. Там, чтобы собрать людей на Богослужение, выходит монах или послушник и звонит при помощи специальной петли на тросе, куда вставляется нога. Кстати, такая колокольня находится рядом со Сретенским храмом, в котором нас однажды благословлял схимник отец Никон. От одной паломницы мы узнали, что отец Никон каждый день в определенное время служит молебен у мощей преподобного Симеона и освящает там масло, воду, сухарики. Отец Никон благословил нас, помазал маслом, окропил святой водой, угостил вкусными сухариками.

Стоит ли говорить, что уезжать нам не хотелось. За несколько дней просто сродняешься с обителью. Здесь совершенно другой мир: без суеты, тихий, благодатный…

По приезду в Псков сдали вещи в камеру хранения вокзала и пошли паломничать дальше. Маша предложила первым посетить Снетогорский женский монастырь Рождества Богородицы. Конечно, я согласилась, раньше и не подозревала о существовании этого монастыря, а тут такая история…

Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях 1299 года, когда 4/17 марта ливонские рыцари осадили Псков. Тогда святая обитель была разорена; игумен ее, преподобный Иоасаф, а также 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме. Судьба святых иноков не могла не привлечь к себе внимание псковских жителей и с XIV века Снетогорский монастырь пользуется большим почетом. В соборе Рождества Богородицы находится икона Божией Матери «Снетогорская». На иконе изображена Богородица с Младенцем на руках, Ей предстоят Архангелы Михаил и Гавриил, а у престола – святой благоверный князь Довмонт и преподобный Иоасаф. На трерритории монастыря кроме указанного находятся еще Никольский и Вознесенский храмы. Кстати, дивные настенные фрески в храме Рождества Богородицы сохранились и до наших дней. Сюда в 1825 году приезжал Александр Сергеевич Пушкин, а в 1920-х гг. экономом был Псково-Печерский старец преподобный Симеон (Желнин). В советское время монастырь был превращен в дом отдыха. С 1993 года в монастыре возрождается монашеская жизнь. Монастырь имеет подсобное хозяйство и ферму в деревне. В ноябре 2002 года в монастыре был пожар и сейчас он нуждается в материальной поддержке на восстановление. Богослужение в монастыре совершается каждый день по полному суточному кругу. По воскресеньям читается акафист Божией Матери перед Ее иконой «Игумения Афонской Горы», в среду – Николаю Чудотворцу.

Наши прогулки по Пскову надолго, а, может навсегда, останутся в моей памяти. Такой красивый город, не смотря на дождевые тучи, прекрасные виды храмов, стоящих на берегах рек: Великая, Пскова, Мирожка.

Далее наш путь пролегал через «сердце» Пскова – Свято-Троицкий кафедральный собор Кремля. На полиелее мы были там. Большой, величавый, красивый, предстает он перед взорами паломников и всех приходящих сюда. Как написано в летописи: первая равноапостольная святая княгиня Ольга, проплывая по реке Великая, напротив крутого мыса на слиянии двух рек – Псковы и Великой – сделала остановку. Она встала на молитву и увидела чудное явление с неба – Три Светоносных луча покрыли весь мыс. Она изрекла: «…На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велик зело и славен будет…» На месте видения святая княгиня поставила дубовый Крест. Первый храм Святой Троицы – деревянный – существовал недолго, порядка 180 лет. В настоящее время это уже четвертый «Белостенный, среброглавый, осенен великой славой светлый Троицкий собор». В соборе много старинных икон, рака со святыми мощами псковских святых, мироточивая икона целителя Пантелеимона. Многое можно еще рассказать об этом удивительном месте, но лучше один раз там побывать.

Потом мы дошли по набережной реки Великой до Спасо-Мирожского монастыря, находящегося в живописном месте, но он оказался закрыт. Начинался дождь, позже перешедший в ливень. Темнело. Едва не заблудившись и вымокнув, не смотря на зонт, мы дошли до вокзала. Сапоги я промочила насквозь, они стали непригодны для ношения.

Еще одна ночь в поезде и мы в Санкт-Петербурге рано утром!

Набережная реки Карповки на Каменном острове…

Первым местом паломнического пребывания стал Свято-Иоанновский монастырь. В нем покоятся мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского. Погода была «серая», начинался дождь, а мы шли на воскресную Божественную литургию в монастырь. Перед входом внутрь находится икона во весь рост Батюшки Иоанна, с которой он смотрит, радостно улыбаясь и, как будто приветствуя тебя, приглашает войти. Это был первый лучик радости, пронзивший сердце сквозь затянутое небо серыми тучами. И что удивительно – к середине службы небо изменилось. Когда мы уже вышли, нас встретило яркое солнце и голубое небо. Согрел теплом наши сердца Великий Батюшка.

В 2010 году монастырь выпустил книгу «Светильник веры и благочестия», в которую помимо жития святого, включены его чудеса – новые! Это нам лишний раз доказывает, что Батюшка вновь и вновь слышит нас и молится, помогая превозмогать скорби и решать разного характера важные вопросы.

Одно из чудес, произошедших в монастыре – обновление иконы Покрова Богоматери. Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве. Обновление совершилось на глазах множества людей. Перед освящением главного монастырского храма в честь Двенадцати Апостолов (1991 г.) монахини обратились к приходам с просьбой пожертвовать иконы. Матушка Серафима выбрала большую икону, где с трудом удалось различить фигуру Божией Матери, держащей Свой Покров. Икону поместили в алтаре храма в монастыре, к тому же она подходила по форме к одной из алтарных ниш. Вскоре после Пасхи 1992 г. алтарница заметила, что Лик Пречистой Девы на иконе Покрова просветлел. Затем он стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери. Священнослужители видели, как каждый день небольшой участок иконы просветлялся, краски становились яркими и насыщенными, а мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти всё изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой. По благословению Патриарха Алексия II икона была перенесена в храм для всенародного поклонения. С тех пор каждую пятницу после вечернего богослужения перед ней поется акафист Покрову Божией Матери.

Далее на Смоленском кладбище, где тихо и светло, мы ждали своей очереди к святой Ксении и читали ей акафист. Воистину она «…граду сему похвала и утверждение» (из кондака). При жизни помогала людям и теперь не оставляет. А очередь не уменьшалась, потому что народ все приходил и приходил…

Хорошо гулять по чудному граду святого Петра! Его улицы, каналы, мосты и даже переменчивая погода поражает своим разнообразием.

Мы вышли на Невский проспект. Вскоре показался Казанский собор. Как он величественен, как прекрасен! Главная святыня храма – почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Вместе с паломниками из Италии мы приложились к иконе. Кроме того, в соборе находится гробница генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. На полуциркульной площади перед собором можно увидеть бронзовые памятники прославленным русским полководцам М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Большие и красочные газеты выпускает собор с детской страничкой, объясняющей основы православной жизни во Христе.

К набережной Невы мы шли через храм Спаса на Крови, который очень напоминает храм Василия Блаженного в Москве. Исаакиевским собором любовались снаружи.

Вот вроде бы и всё путешествие, и на поезд опаздывать не хотелось, но…

Александро-Невская Лавра находится недалеко от вокзала, и мы поехали. На площади Александра Невского возвышается памятник, изображающий его, сидящим на коне. Кстати, Великий князь перед смертью принял монашество (схиму) с именем Алексий и является небесным покровителем Петербурга. В архитектурном облике Лавры доминирует стиль русского барокко XVIII века, благодаря чему она так радует наши взоры. Времени у нас было катастрофически мало, поэтому только забежали в Лавру, приложились к мощам святого Александра, к иконе Спасителя в белом хитоне и побежали обратно. Да, именно побежали, но успели заметить, что в Лавре красиво, просторно, много цветов. А еще нас снова поливал дождь, а в небе мы увидели радугу. Вот такие интересные явления природы в северной столице нашей страны.

Оказывается в Свято-Троицком храме Лавры помимо мощей благоверного князя, находится чудотворная икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», подобной иконы больше нигде нельзя встретить. Есть еще одно место в Лавре – Некрополи. Там погребены некоторые известные личности: А.В. Суворов, М.В. Ломоносов, П.И. Чайковский, Ф.М. Достоевский, Д.И. Фонвизин и другие.

И вот, поезд примчал нас домой. Родному городу, конечно, обрадовались, но и там, в паломничестве, было хорошо…

Слава Богу, мы домой приехали!

Слава Богу, были в тех местах…

Сколько повидали мы хорошего,

Не напишешь в 20-ти листах!

Сколько было радости, волнения,

Разговоров, иль прерванных снов,

Слава Богу, все по Его милости,

Я надеюсь, мы вернемся вновь…

Вновь туда, где сердце дышит радостью,

Где молитвы трепетно поют,

Где душа от скверны очищается,

Вновь туда, где Ангелы живут!

«И мы еще должны явить миру красоту православного духа через храмы, через фрески, через иконы, через святые мощи.

Потому что порой людей внешних сначала поражает красота богослужения, красота храма, красота внутреннего его наполнения.

Человек, может быть, еще не знает ни песнопений, ни Евангелия, ни церковнославянского языка, ни богослужебных текстов, но он уже душой чувствует, что это иное пространство, иное время, иная обстановка.

Как о наших храмах говорят – это небо на земле». (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Предваряя повествование о нашем паломничестве 2-3 марта 2019 в полюбившуюся нашим паломникам обитель, не случайно приведены эти слова отца Иоанна из беседы батюшки в конце 80-х годов с будущим Оптинским архимандритом Мелхиседеком.

Приезд именно в эту удивительную Обитель, пронизанную особым духом святых его насельников, накануне Великого Поста, да еще и в Неделю о Страшном Суде, помогал, даже, более того, — рождал именно состояние пребывания на земле, как на небе. Во всяком случае, рождал стремление туда переселиться когда-нибудь.

Рано утром в субботу 2 марта наша небольшая группа прибыла в г. Печоры и после краткого размещения в привычных уже «келиях», отправилась в Михайловский собор на Божественную Литургию.

Духовный подъем, в котором единодушно пребывала наша группа, позволил всем нам, поисповедовавшись, причаститься Святых Христовых Таин во Вселенскую родительскую субботу.

Промыслительно и то, что у каждого из нас было, о ком помолиться в этот день. Известно, что просить, взывать о милости к усопшим лучше с очищенной душой.

Трапезничали неподалеку от Обители, в очень уютном и гостеприимном кафе. С фотографий, с любовью размещенных на стенах, на нас смотрели уже хорошо нам знакомые по книге архимандрита Тихона (Шевкунова) – «несвятые святые»: архимандрит Алипий (Воронов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Адриан (Кирсанов), схиигумен Савва; а также лица именитых и сановитых гостей, в разные годы посетивших Обитель.

Вся атмосфера в стенах ли монастыря, или вне их, самый воздух, вливали неожиданные силы и радость от встречи.

До начала Всенощной оставалось немного времени и, по многолетней паломнической традиции мы собрались в одной из «келий», чтобы поделиться информацией из истории Обители, рассказать о ее святых насельниках, подвизавшихся в разные периоды ее существования. И, как показывает современная история монастыря, древние монашеские традиции, основой которых было старчество, не утрачены. И по сей день живут в Печорах чада отца Иоанна (Крестьянкина), схиигумена Саввы. Из их уст мы узнали то, о чем не слышали и не читали.

История Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, насчитывает более 500 лет. Этот не самый древний монастырь милостью Божией никогда не закрывался, его не коснулись гонения и грабежи в безбожные времена.

Благодаря чему, в Печорах нашли себе тогда пристанище иноки, связанные с духовными традициями Оптиной, Вышенской, Макарьевской на реке Лезне и Глинской пустынь — ученики учеников знаменитых старцев.

Печерские насельники смогли соприкоснуться и с живыми традициями валаамского монашества, когда в 1957 году к ним прибыли из Финляндии семь братии Ново-Валаамской обители (в 1939 году древний Валаамский монастырь был эвакуирован с островов Ладожского озера, оказавшихся после финской войны в границах СССР).

Это были: иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий (позднее трудился на приходском служении, где и скончался), монах Сергий и принявшие схиму уже в Печорах схимонах Николай (до схимы Борис), иеросхимонах Иоанн (до схимы Лавр), схимонах Герман (до схимы Гурий).

Здесь обрел последнее пристанище после многих лет поистине скитальческой жизни митрополит Вениамин (Федченков).

До конца дней по мере своих сил и здоровья он трудился, совершая богослужения в монастырских храмах и проповедуя, а также завершил свое богатое духовно-литературное наследие.

В этом повествовании о поездке в Печоры, не хотелось бы детально останавливаться на историческом экскурсе, связанном с зарождением обители, знаковых датах и событиях. Достаточно подробно рассказывалось ранее. Эта поездка, как и все предшествовавшие, не похожи ни на одну из них.

Тот, которого мы знали, как автора книги «Несвятые святые» и фильма «Псково-Печерская обитель», стал Митрополитом Псковским и Порховским и священноархимандритом этой Обители. Владыка Тихон (Шевкунов). Собственно наше путешествие началось с того, что с Владыкой мы ехали в одном поезде. В общем потоке людей только и можно было бросить беглый взгляд, на стоящего у вагона в ожидании посадки батюшку в черной одежде без сановных отличий. Но и этого было достаточно для узнавания. Но мы себе не поверили. Как это часто и случается. Каким-то предзнаменованием это все же было, наверное.

Позднее мы вполне ощутили результаты его деятельности, изменения, произошедшие за период его пребывания в новом качестве.

Архиерейский корпус – место нынешнего пребывания Владыки Тихона (верхний этаж). На первом этаже справа вход в келью, в которой некогда жил будущий Владыка. Слева вход в келью отца Нафанаила (Поспелова).

Впрочем, незаметно приблизилось время вечернего богослужения, о чем нам возвестил большой колокол Михайловского собора.

Нам впервые довелось быть в обители на всенощной за неделю до начала Великого поста.

До начала богослужения в Михайловском соборе у нас была возможность приложиться к его святыням: чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Умиление» — одной из главных святынь Псково-Печерского монастыря, чтимой иконе Божией Матери «Одигитрия»; деснице, святой мученицы Татианы.

Непохожесть монастырского предпостового богослужения и по содержанию песнопений и канона задавала новую тональность всей службе и её восприятию.

Позади первый день нашего пребывания в Обители. Пришло время краткого отдыха. Легкий ужин в маленькой трапезной нашего «Странника» и паломники разошлись по кельям.

В воскресный день нам предстояло отправиться не в Сретенский храм, куда обычно мы приходили на раннюю Литургию, а в Успенский пещерный храм. В Сретенском храме, где покоятся мощи святого преподобного Симеона Псково-Печерского, нам так и не довелось побывать.

С недавних пор Сретенский храм открыт только в будни. По праздничным и выходным в течение дня открыт Успенский пещерный храм, попасть в который в былые наши приезды почти не удавалось.

Ранняя Литургия в Успенском пещерном храме начинается в 7 часов, а народ уже в 6.00 ожидает старца, схиархимандрита Никона.

Сегодня он исповедует. Маленький пещерный храм вмещает немного людей, но как-то все разместились, даже не создавая при этом толчеи. Феномен в том, что в этих местах люди не имеют обыкновения во время службы ходить по храму. До службы можно приложиться к святыням: иконе Успения Богородицы и честным мощам преподобномученика Корнилия.

Даже у свечного ящика суеты не заметно и во время службы. Все делается, почти молча, бесшумно.

Еще одно новшество. И в этом, и во всех монастырских храмах для расчетов принимают пластиковые карты.

По окончании Божественной Литургии Храм не сразу опустел. Старец схиархимандрит Никон оказался в гуще людей, окруживших его. Кто с просьбой помолиться или ответить на наболевшие вопросы. Большая часть – получить благословение. В их числе была и наша маленькая группа.

В полумраке Храма соборно прочли Акафист преподобномученику Корнилию.

Голубые купола Успенского и Покровского храмов. Слева – вход в «Богом зданные пещеры», где упокоились преподобные Иона, Марк, Лазарь Прозорливый, матерь Васса.

По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. В пещерах поселились монахи, бежавшие в псковскую землю от набегов крымских татар. «Начальным иноком» монастыря называют одного из этих затворников, преподобного Марка. Также по преданию, земля вокруг будущего монастыря принадлежала Ивану Дементьеву. По Божьему промыслу пещера была найдена во время рубки деревьев, когда от упавшего дерева земля провалилась, и обнаружился вход, на котором к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры».

Именно в эти пещеры мы и отправились после Литургии, на сей раз со светским экскурсоводом. С недавних пор (это повторяющееся словосочетание, надеюсь, дает понять, с каких именно) мирских людей монахи и послушники уже не сопровождают по пещерам.

И Святая горка, посещение которой мы всегда с нетерпением ожидаем, закрыта для экскурсий.

Возможно, из-за наметившихся в некоторых местах обрушений, о которых нам говорили в прошлом году. Есть и еще одно предположение, которое, как знать, и недалеко от истинной причины.

Святая горка. Под ней находятся пещеры, где на братском кладбище покоятся и бывшие насельники, сокрытые Богом святые. Святую горку – святым. Известно, что Святая Горка была излюбленным местом монахов для уединенной молитвы.

Как впрочем, и местом, где все иноки находят свое упокоение. Точнее, в пещерах, находящихся под Святой горкой.

12 сентября 2018 отошел ко Господу наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). По его просьбе он упокоен не в погребальной нише, без надгробной плиты с надписью, а — на братском кладбище, как простой монах.

Печерские пещеры делятся на Ближние и Дальние. Так же, как и в Киево-Печерской Лавре. Только протяженность Ближних Печерских — всего 15 метров.

В этих пещерах упокоились основатель обители, преподобный Иона преподобные Марк, Лазарь Прозорливый, преподобная Матерь Васса.

Святые Псково-Печерские.

Первым своим подвижничеством освятил эти места Марк – пустынножитель, по преданию, пришедший из Киева в период нашествия татарских полчищ, разоривших Киево-Печерскую обитель.

В конце 15 века в этих местах обосновался и положил начало созданию Обители священник Иоанн, бежавший с женой Марией и двумя сыновьями из ливонского города Юрьева (ныне Тарту) от притеснений латинян. Супруга отца Иоанна была первой постриженицей обители. Болезнь матушки не сулила выздоровления и незадолго до своей кончина она приняла монашеский постриг с именем Васса. Похоронив супругу, отец Иоанн также принял монашество с именем Иона. По преданию, после погребения, гроб Вассы дважды оказывался на поверхности земли, что было воспринято как свидетельство святости. Гробница преподобной Вассы была помещена в отдельной, изготовленной для нее, пещерной нише. Там же находится и гробница преподобного Ионы.

К сожалению, в пещерах не благословляется фотографировать, а поэтому прибегну к единственному доступному способу показать и гробницу преподобной Вассы, вериги преподобного Лазаря Прозорливого, улицы — галереи пещер и то, как выглядят живые цветы у погребальных ниш, стоящие в темноте без воды.

Никогда прежде в рассказе о нашей поездке в Печоры, не упоминалось о преподобном Лазаре Прозорливом, хотя он того более, чем достоин.

Иеросхимонах Лазарь подвизался в Псково-Печерском монастыре на рубеже 18-19 веков. Служил приходским священником в городе Опочке Псковской губернии, но стяжал любовь и уважение не только среди прихожан. Овдовев, решил принять иноческий сан, поступил в Псково-Печерский монастырь, где и принял монашеский постриг. В обители отец Лазарь прожил всю жизнь до своей блаженной кончины. Прилагал подвиги к подвигам, пребывая в непрестанной молитве, посте и трудах. Шил ризы и вырученные за работу деньги, вместе с приношениями от различных лиц, раздавал нищим и посетителям, приходившим к нему за благословением и наставлением, отделяя часть денег на содержание устроенной им богадельни.

В житии преподобного приводится необычайный случай, даже скорее — явление в жизни отца Лазаря.

«Трое суток он находился как бы совершенно мертвый; уже положен был в гроб, совершалось над ним, как над покойником, чтение по чиноположению Церкви; все приготовлено было к погребению тела его; была приготовлена и плита для закрытия гроба его в пещере, общей усыпальнице, по избранию места самим о. Лазарем.

Но, к общему изумлению и радости, старец ожил. Никто не мог с точностью определить сего чудного явления. Сам старец, по чувству, конечно, глубокого смирения, никому не открывал этой тайны до смерти. По некоторым данным с вероятностью можно полагать, что это явление не было естественное; в нем заметны следы особенного Промысла Божия.

После своего оживления о. Лазарь еще увеличил свои подвиги — ношением вериг более тяжелых, чем прежде; и посвятил себя строжайшему безмолвию. В беседе, впрочем, с некоторыми из посетителей, с чувством глубокой скорби, старец повторял: «Люта смерть грешника, люта смерть грешника» (Пс. 33, ст. 22). Это дает повод заключить, что о. Лазарь, вероятно, во время обмирания удостоен был свыше откровений о жизни загробной и о состоянии души грешников».

Рассказано много случаев, когда прозорливость старца спасала жизнь людям, обреченным на верную гибель.

Незадолго до своей кончины старец удостоился посещения его кельи Государем Императором Александром I, в бытность Его Величества в Псково-Печерском монастыре, на пути из Пскова в Ригу.

«Смиренный старец, изнемогший уже телом, но бодрый духом, с детскою простотою, святою любовию и радостию принял дорогого Гостя — Царя, яко «помазанника Господня» (2 Цар. 1, 14).

В искренней келейной получасовой беседе на вопрос Его Величества, между прочим: «Какая молитва доступнее к Богу?» — старец отвечал: «Тебе, Государь, это известно — молитва Господня есть образец молитв; а на требование Твое от моего убожества наставления — признаю делание правды светилом для Царя пред Отцом Небесным. Жизнь Царя должна служить примером для подданных. Помни, Государь, что нам остается недолго жить на земле…»

Государь Император глубоко был тронут облагодатствованным словом старца-подвижника и, конечно, внутренно убежден был, что это один из тех, «их же, — по свидетельству Апостола, — не бе достоин мир» (Евр. 11, 38). На прощание старец пал в ноги Государю; и Помазанник Божий, со своей стороны, почтил его земным поклоном.

Следы трогательно-назидательной беседы о. Лазаря видны были в струившихся из царственных очей слезах по выходе Его Величества из старческой кельи. (Тогда же праведный Лазарь предсказал и день своей кончины)».

При крайнем измождении тела подвижник был крепок духом, силен, обитавшею в нем благодатию и дожил до глубокой старости. 27 мая 1824 года преставился на 91-м году от рождения.

Оставил служение ранней обедни только за три дня до смерти.

Император Александр I скончался 1 декабря 1825 года. И по сей не угасают споры о том, не была ли его смерть инсценировкой. При этом исследователи находят множество тому подтверждений.

Из благоговейной памяти к отцу Лазарю по усердию некоторых помещиков, сделана над гробницей его медная вызолоченная доска — по краям с вылитыми из того же металла херувимами и с надписью: «На сем месте погребено тело Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Лазаря, приявшаго схиму после 15-ти летняго монашества в 1800 году и скончавшагося в 1824 году мая 27-го дня, на 91-м году от рождения». «Помяни, Господи, раба Твоего Лазаря, зде лежащаго и всех, чтущих память его, во царствии Твоем». «По Р. X. в 1835 году».

Продвигаясь вглубь Пещер, слабо освещаемых трепещущим пламенем наших свечей, невольно, уже в который раз, неизменно поражалась чистоте воздуха.

А ведь это некрополь, где покоится более десяти тысяч людей. И их число и по сей день растет.

В конце одной из улиц за кануном находится большой крест, за которым в нишах упокоены митрополит Вениамин (Федченков), новомученик Георгий (Садковский), Валаамские старцы, архимандриты Иоанн (Крестьянкин) и Серафим (Розенберг).

После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде.

Цветов в пещерах достаточно много: розы, хризантемы, перемежающиеся с цветами неизвестных наименований.

Больше всего их у надгробий отца Иоанна, отца Саввы, отца Алипия.

Ни один букет не завял. Хотя сменяют цветы один раз в месяц.

Поклонившись старцам, и испросив их благословения на обратный наш путь в первопрестольную, мы покинули это удивительное место «вне времени», умиротворения и, как бы уже обретенного покоя.

Выходим из пещер с удивительным чувством, как бы после встречи с очень дорогими и близкими людьми.

Замечено, что завершение нашего путешествия по пещерным улицам-галереям синхронно совпадает с окончанием поздней Литургии в Михайловском соборе и колокольным звоном на звоннице Успенского храма.

Колокола отличаются своей особой историей и особым способом звона, «очепным». Чепа, к которой крепятся большие и малые колокола, приводится в движение снизу.

Зрелище – непривычное и необычное. Хотя такой же способ звона можно наблюдать и в одном из храмов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Отправляемся в пещерную келью преподобного Симеона Псково-Печерского, до своего прославления в лике святых, также почивавшего в пещерах. Сейчас в его нише упокоен отец Иоанн.

Говорят, что дело не такого уж и отдаленного времени, когда гробницы Владыки Вениамина (Федченкова) и отца Иоанна (Крестьянкина) покинут свои ниши, как прославленные в сонме святых Русских.

Святой старец, преподобный Симеон (в миру, Василий Иванович Желнин), проживший в обители 64 года с 1896 по 1960, прославлен в лике святых 1 апреля 2003 года.

В эту, совсем не благоустроенную, а точнее вовсе не приспособленную для жизни пещеру, и был приведен настоятелем Обители епископом Иоанном (Булиным) после пострижения в схиму в феврале 1927 года иеромонах Симеон.

С момента появления в пещерной келье отцу Симеону пришлось своими руками приводить ее в жилое состояние, настилать пол, сооружать печь. Но это все, для открытого взору приходящих к старцу людей. Сокрытое же от него — за небольшой занавесью – небольшое углубление в стене пещеры с каменным ложем, на котором старец отдыхал.

Печь, сделанная прп. Симеоном. В ней он сам выпекал просфоры и оделял ими гостей его кельи. У иных, побывавших у старца при его жизни, и приезжающих в Обитель, они и поныне хранятся, как святыня.

В этой келье проходил молитвенный старческий подвиг иеросхимонаха Симеона. Долгое время Симеон был духовником братии и паломников.

Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своем преставлении ко Господу.

По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. «Хорошо,– ответил ему смиренный старец,– ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему». Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения.

В келье преподобного все сохранилось в неизменном виде: интерьер, все предметы быта, вещи, подаренные старцу.

Особенно поразил подарок отца Серафима (Розенберга), сделанный им своими руками: макет храма, полностью до деталей, воспроизводящий его внутреннее убранство.

Экскурсия по Обители завершилась рассказом о комплексе монастырских храмов и построек.

Промозглая погода не слишком благоприятствовала ее продолжительности. Тем более что ни в один из увиденных нами храмов, кроме тех, о которых упоминалось выше, посещение не предполагалось.

На фото в центре – Сретенский храм. Красный с голубыми куполами Храм: слева – Благовещенский, в котором богослужения пока не совершаются. Примыкающий к Благовещенскому, храм — ризница монастыря. В центре – Корнилиевский источник.

В ризнице хранятся золотые и серебряные кресты, драгоценные оклады и ризы, плащаницы, облачения, золотая и серебряная церковная утварь, подарки монастырю от русских царей и императоров.

Все эти ценные предметы были вывезены во времена Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов. Возвращены в Обитель при помощи правительства ФРГ в 1973 году при наместнике Алипии (Воронове). Из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (местонахождение 62 предметов неизвестно).

Впервые мы узнали, что это здание с фронтоном и колоннами – братский корпус, где находится кухня и трапезная.

Хлеб в трапезной выпекается в обычных печах, которые топят дровами, в особых формах. Каждый — весом 12 кг. Причем корка должна быть толстой, чтобы хлеб внутри долго не черствел.

Мы попрощались с нашим добрым Виталием, который рассказал нам много нового и отправились перед отъездом на трапезу.

Святые врата. Икона Нерукотворного Спаса встречает всех, «труждающихся и обремененных». И провожают, надеющихся вновь их когда-нибудь переступить.

Вот и приблизилось время покинуть наши любимые Печоры.

Обитель, притягательность которой не объяснить словами.

Впереди – дорога, осмысление увиденного и услышанного.

И надежда – сберечь, не растерять в суете то, чем обогатились.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *