Псково печерский монастырь в контакте

С 19 по 23 июля 2016 наш приход принимал паломническую группу воскресной школы Псково-Печерского монастыря во главе с архимандритом Марком – казначеем обители.

Уже несколько лет поддерживаются дружественные связи Бутовского полигона и Псково-Печерского монастыря и, соответственно, наших воскресных школ. Впервые гости из Печор побывали у нас осенью 2010 года, а следующим летом мы проводили в Бутово совместный трудовой лагерь. И в дальнейшем они приезжали к нам, совершая летнее паломничество. Группа наших учащихся с родителями также посещали Печоры в 2011 и 2015 годах, и от этих поездок у всех остались очень яркие и радостные воспоминания.

В этом году наши гости посетили в Москве Кремль и монастыри (Покровский, Сретенский, Зачатьевский) и Свято-Троице-Сергиеву Лавру. Один день был посвящен поездке в Оптину Пустынь и Шамордино, экскурсию проводил Игорь Владимирович Гарькавый – руководитель мемориального научно-просветительского центра «Бутово». На Празднике Казанской иконы Божией Матери наши гости – воспитанники и педагоги хора «Лучики» при воскресной школе Псково-Печерского монастыря – пели совместно с нашим приходским хором на Божественной Литургии. И, конечно, для гостей была проведена обзорная экскурсия по храму и Бутовскому полигону.

Бутовский полигон привлекает паломников всего мира как место страдания Новомучеников. У Псково-Печерского монастыря с Полигоном особая связь: здесь в 1938 году пострадали за веру родные архимандрита Нафанаила (Поспелова, 1920-2002): его отец – сщмч. Николай Поспелов (память 17 февраля) и дядя – сщмч. Николай Красовский (память 31 января). Архимандрит Марк, ученик и приемник о. Нафанаила по должности казначея обители, совершил на Полигоне заупокойную литию и молебен Новомученикам.

Посещение Бутова воскресной школой Псково-Печерского монастыря вылилось в создание литературно-певческой композиции, посвященной периоду репрессий и гонений за веру. В неё вошли стихи прот. Андрея Алексеева «Знамён кровавых тени плыли..», В.Солоухина «Друзьям», Анастасии Цветковой «Где раньше лишь пули свистели..». Одно из стихотворений написал архимандрит Марк во время первой поездки в Бутово. С этой постановкой наши гости выступили в фойе воскресной школы.

Быстро прошли дни паломничества. Печоряне возвратились в родные края, увозя с собой богатые впечатления и оставляя нам замечательный опыт воспитания детей и почитания Святых.

Фотогалерея

12 августа в Печорах стартовала пятая, двухнедельная смена масштабного проекта «Волонтеры наследия» программы «Волонтеры культуры», в рамках которой добровольцы участвуют в восстановлении объектов культурного и исторического наследия региона. Волонтеры проекта ежедневно принимают участие в благоустройстве Печор, Изборской крепости и Псково-Печерского монастыря: очищают территории скверов и парков, красят ограды, приводят в порядок дорожки, ухаживают за клумбами и готовят почву для высадки растений.

Во время культурно-досуговой программы ребята посещают мастер-классы по декоративно-прикладному искусству, занимаются спортом, принимают участие в экскурсиях и посвящают немало времени общению с монахами древней обители. Как выстраивается диалог миллениалов и служителей Церкви, какие «неудобные» вопросы задает молодежь в беседах со священниками и почему они стремятся вернуться в обитель — об этом и многом другом корреспондент Псковской Ленты Новостей поговорил с одним из кураторов проекта, монахом Анастасием.

Непотерянная молодежь

— Отец Анастасий, проект «Волонтеры наследия» стартовал в июне. Проект крупномасштабный — в него было вложено много сил и времени. Чего ждал монастырь от данного проекта и оправдались ли ожидания на сегодня?

— Монастырь этот проект не просто ждал, а ударно к нему готовился. Началось все с того, что у митрополита Псковского и Порховского Тихона и Министра культуры Владимира Мединского появилась идея объединить волонтеров вокруг сохранения памятников истории и культуры. Псковская область, Печоры как нельзя лучше подошли для волонтерского кампуса: богатая история, древний монастырь, множество федеральных и региональных памятников, живописная природа, замечательная экология, возможность разместить большое количество ребят и оказать им должное гостеприимство.

Этот маленький рай для молодежи вырос не на пустом месте. Все это еще предстояло привести в должный вид, оборудовать и тщательно продумать. Более того, проект пилотный. Ничего подобного здесь раньше не происходило. Нужно было хорошо подготовиться.

В течение четырех месяцев владыка почти каждую неделю собирал совещания с братией и светскими организаторами. Я в них тоже участвовал. Мы прорабатывали все – быт, труд, досуг, отдых, обучение волонтеров, принципы общения с нимибратии и организаторов, готовили трапезную, жилой корпус, получали необходимые лицензии.

От волонтеров монастырь ждал помощи по благоустройству обители и прилегающей территории. Кроме того, проект дает уникальную возможность пообщаться с молодым поколением. С одной стороны, далеко не все 20-30-летние ребята сейчас готовы ехать в монастырь, общаться с церковными людьми. С другой, монахи – это достаточно замкнутое сообщество, некий таинственный мир. Столкновение этих двух миров, наверное, – одна из самых интересных вещей, которая произошла в рамках проекта. Столкновение, конечно, не в смысле какого-то конфликта. Просто эти два мира вдруг оказались в одно время в одном месте и получили возможность узнать друг друга.

Монахи увидели молодежь, увидели, чем она живет. Появление молодых ребят с их энергиейвлили новую струю в размеренное течение жизни монастыря, братья очень быстро полюбили ребят. И у ребят тоже уже появились свои любимчики среди братии. Это и отец Арсений, который работает в саду, и отец Авель, наш иконописец, с которым ребята готовили различные изображения, чтобы расписывать здания в Печорах, и отец Августин, и отец Хрисанф, которые проводят с ними беседы. Ребята открыли для себя много нового в общении с монахами.

— Сейчас очень много ведется споров о поколении миллениалов. Высказывается мнение, что это очередное потерянное поколение, ушедшее в мир виртуальности. Молодые «волонтеры наследия» съехались в Печоры со всей России, вы общаетесь с ними в режиме 24/7 — можно ли их действительно назвать «потерянной» молодежью?

— К нам приехали молодые люди более чем из 65 регионов. Впечатления очень положительные. Наверное, в какой-то степени это обусловлено тем, что сюда едут не простые люди, а волонтеры, то есть те, кто готов тратить свое время и силы на то, чтобы сделать какой-то вклад в общее дело, заняться чем-то созидательным. То есть какой-то предварительный внутренний отбор они уже прошли. Что касается «потерянности»– это излюбленная песня любого взрослого человека. Так во все времена говорили. Я сам из поколения, детство которого пришлось на 90-е годы, нас тоже так называли.

Среди волонтеров очень много ребят 18-19 лет – это поколение Z, они действительно выросли на информационных технологиях. Но я бы не сказал, что у них есть какие-то недостатки по сравнению с предыдущими поколениями. У них гибкий ум, они живо интересуются многими вещами, они задают очень глубокие вопросы, серьезные, мировоззренческие: как справиться с тяжелыми жизненными ситуациями, как построить семью, как устроен мир, в чем смысл жизни, зачем я здесь.

Другое дело – в их окружении часто нет людей, которые могут помочь им, если не найти готовые ответы на эти вопросы, то хотя бы просто вместе с ними порассуждать на эти темы. Ребята здесь имеют возможность вырваться из повседневной суеты, поразмыслить о жизни, поговорить с людьми, которые хранят знания, традиции, жизненный опыт предыдущих поколений, в том числе с монахами, священниками. И многие уходят действительно утешенные. Они с большой благодарностью вспоминают об этих разговорах.

Все по-честному

— Волонтеры всех смен имели возможность прийти на встречи, которые назывались «Неудобные вопросы священнику». Интересно, какие вопросы задавали молодые люди?

— Самые разные. Многих волнует, почему мир так несправедливо устроен, почему в мире есть зло, почему горят леса в Сибири, почему люди друг друга убивают. Спрашивают по поводу Церкви — почему она не всегда соответствует тому образу, о котором так много говорит. У многих ребят есть опыт негативного общения с церковными людьми, со священниками: допустим, бабушка наворчала в храме, священник нерадивый попался, или они видели, что он чем-то грешил. О политике спрашивают. Наши отцы ничуть не смущаются, отвечают на все вопросы. Отец Августин так и говорит волонтерам: «Вы можете задавать мне любые вопросы, я обещаю, что предельно честно на них отвечу. Если не смогу ответить, прямо об этом скажу». За пять недель не было ни одного вопроса, на который бы он не решился ответить.

— Много волонтеров приходит на такие встречи?

— Посещать их можно по желанию. На занятия отца Августина приходит от 30 человек (в смене обычно порядка 150-220 человек, это люди разных религиозных убеждений, принадлежащие к разным конфессиям). Он говорит об основах христианства, ведет «Неудобные вопросы священнику», и рассказывает о религиозных сюжетах в произведениях искусства.

На занятия отца Хрисанфа приходит более 50 человек. Он рассказывает о том, как создать будущую семью, как сделать так, чтобы брак не закончился крахом. Не секрет, что сейчас большое количество браков молодых ребят заканчивается разводами. Лет пять назад мы встречались с однокурсниками и радовались за тех, кто женился или вышел замуж. А сейчас мы обсуждаем, кто из них развелся… Люди не могут даже несколько лет прожить в браке, хотя бывают социально успешными, работают в крупных компаниях, имеют хорошее образование.

Проблема в том, что о том, как создать крепкую семью, никто не рассказывает. И священник – один из немногих людей, кто может об этом что-то полезное поведать. Ребята пользуются возможностью послушать отца Хрисанфа, который очень деликатно рассказывает про семейную психологию. Он регулярно проводит индивидуальные беседы со всеми желающими, дает советы, что делать в той или иной жизненной ситуации. Онмного исповедует людей, работает в кабинете кризисной беременности с женщинами, которые находятся на грани того, чтобы прервать беременность.В этом плане – он настоящий кладезь жизненного опыта.

— С вашей точки зрения, насколько необходим церковным служителям опыт общения с молодыми людьми? Что это дает монастырской братии, вам лично?

— Мне очень интересно общаться с ребятами – у каждого свое мировоззрение, они живые, классные, интересные… Ты же целый мир открываешь, когда общаешься с человеком, который на тебя не похож. Почему я с ними долго стараюсь находиться? Потому что ребята постепенно оттаивают. Сначала они осматриваются – думают, что попали в непонятную среду: паломнический центр, монастырь, монахи… К концу смены уже подходят, говорят: «Отец Анастасий, я пять дней к вам присматривалась, решилась спросить». И в такие моменты, когда они раскрываются, я стараюсь быть рядом, чтобы по возможности им чем-то помочь.

Тут создается какая-то удивительная атмосфера! Например, вечер у костра: сидят рядом девочка-буддистка, мусульманка, крещеная, но разочаровавшаяся в православии, и я, новоиспеченный православный монах, и мы очень мирно, деликатно, никому ничего не навязывая, без всякой агрессии обсуждаем серьезнейшие мировоззренческие вопросы – про веру, про то, как она соотносится с религией, что с человеком происходит после смерти. Просто ребятам не с кем об этом поговорить в обычной жизни.

— Атмосфера действительно необычная, недаром многие говорят о желании вернуться в Печоры в качестве волонтера. Между тем, в форумах очень интенсивно муссируется мысль, что волонтеры — всего лишь бесплатная рабочая сила. Почему, с вашей точки зрения, ребята мечтают продолжить свои волонтерские будни в монастыре, что их здесь держит?

— Работа – это лишь одна сторона вопроса. Волонтеры не могут работать больше 4 часов. И на самом деле, если ты хочешь решить вопросы хозяйственные, вопросы благоустройства – проще нанять бригаду, это обойдется дешевле и меньше усилий надо будет тратить.

Но волонтерство не ограничивается только работой. Ребята приезжают открыть для себяДревней Руси, побывать на святых местах, приобщиться к истории своего Отечества. Волонтеры из Красноярска тратят на дорогу туда-обратно в общей сложности восемь дней, из Забайкалья — десять. И все это только для того, чтобы поработать? Конечно, нет. Они приобщаются к истории, знакомятся с другими регионами, у них появляется представление о том, что собой представляет наша страна, они знакомятся с ребятами со всей России. Здесь, в Печорах, их очень тепло встречают и организаторы, и братия, и ребята откликаются на это тепло благодарностью.

Ритм наших сердец

— Среди волонтеров есть не только молодые, но и пожилые люди (их называют «серебряные волонтеры»). Можно понять, что движет молодежью, отправляющейся за тысячи километров от дома. А какая мотивация у взрослых людей? Что они ищут в волонтерстве?

— Я думаю, что они в этом возрасте остаются вечно молодыми, им не хочется выпадать из социальной жизни, хочется приносить пользу, хочется быть среди молодежи и получать от них запал молодости, юной энергии. Они очень активно трудятся и помогают на всех работах. Когда у нас проходя отчетные концерты, они такие номера выдают, что даже молодые ребята удивляются.

Это либо отдельные люди, которые стараются вести активный образ жизни, либо целые волонтерские группы — как, например, с Краснодарского края. Они участвуют в крупных мероприятиях, вроде Олимпиады в Сочи или ЧМ по футболу, стараются не оставаться в стороне. Это целая категория волонтеров, которая стремится сделать свой вклад в общее дело.

— Какие у них отношения с молодежью?

— На работах они задают тон, показывают молодым, как надо работать. Если часть молодежи через два-три часа устает или начинает отлынивать, то старшее поколение, приученное к труду, показывает им пример. Они очень деликатно относятся к ребятам, дружно с ними живут. Если, допустим, на костре молодые хотят петь свои песни, они не навязывают свой репертуар.

— А что поют молодые и «серебряные» волонтеры?

— Взрослые поют народные, советские, военные песни. Ребята тоже эти песни не забывают и добавляют свое: костровую классику русского рока, попсовые хиты 90-2000-х, что-то появляется из сверхнового, того, что даже я не знаю — типа Максима Коржа или чего-то такого. От костра к костру встраиваешься, учишь.

— У вас даже гимн появился?

— К нам приезжают очень талантливые ребята, они танцуют, поют, сочиняют стихи. Таня Россиева из Пензы написала песню и записала ее на диктофон. Она не ожидала, что песня так всем понравится. Мы ее запостили в нашей группе в ВК и теперь это наш неофициальный гимн — «Ритм наших сердец».

«Волонтеры наследия» начинаются здесь

— По сути дела проект достиг своего экватора. Конечно, основные итоги мы будем подводить в конце сентября, но уже сейчас можно говорить о каких-то очевидных результатах волонтерской программы. Каковы они, с вашей точки зрения?

— Если говорить о результатах в масштабе светского и церковного мира России, то «Волонтеры наследия» стали уникальной площадкой соприкосновения двух миров, которые получили возможность в удобном ненавязчивом формате пообщаться друг с другом. Опыт показывает, что ребята независимо от своего мировоззрения остаются довольны этим общением. Для них оно полно открытий, они уезжают отсюда радостные, согретые, с большим количеством друзей.

Второй момент. Этот проект создает сообщество ребят, которые друг друга знают, любят, они поддерживают общение в соцсетях, в чатах, которые создаются вожатыми в WhatsApp’, и это общение не заканчивается с окончанием смены. Они продолжают переписываться, вспоминают своих вожатых с большой любовью. Так создается большое сообщество друзей со всей России. Это тоже очень важный результат.

В-третьих, как мне кажется, найден необычный воспитательный метод. Волонтеры приобщаются к своей истории, делают свой вклад в культурно-социальное пространство, все это становится для них родным. Ты более плотно врастаешь в ткань жизни своего народа, он для тебя становится своим. Ребята видят людей, которые приезжают из разных регионов и у них в целом вырисовывается какой-то образ страны. Это тоже очень важно.

Другой немаловажный результат: руками ребят и монастырь, и город Печоры, и Изборск стали чище, аккуратнее. Волонтеры благоустраивали, красили, пропалывали сорняки, приводили все в надлежащий вид, чистили монастырскую стену от мха – в общем, делали все, что им под силу и разрешено законодательством. В результате облик многих объектов преобразился.
Наконец, проект очень благотворно влияет и на тех, кто принимает волонтеров – все вокруг проникаются желанием ребят облагородить мир вокруг себя. К волонтерам с удовольствием подключились жители Печор, глава Печорского района. Для печерян приезд такого количества молодежи — большое событие, они очень живо обсуждают наши «фиолетовые» группы, ждут, что на будущий год ребята приедут вновь.

— Насколько велика вероятность того, что их ожидания оправдаются?

— Программа рассчитана на шесть лет, насколько я знаю. Но пока неизвестно, будет ли меняться география проекта. Возможно, Печоры останутся в списке регионов, так как опыт оказался очень успешным.

В любом случае, помощь волонтеров в деле реставрации необходима. Понятное дело, что речь не идет о полноценной реставрации, но под руководством специалистов волонтеры вполне могут помочь законсервировать памятники культуры, остановить их разрушение.И в Псковской области, и по всей России таких памятников – огромное множество.

Совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры мы проводили для волонтеров мастер-классы по реставрации объектов из дерева, камня, металла. В продолжение этого начинания появилось желание организовать при Патриаршем совете по культуре курсы по реставрации на базе Псковской епархии. Это будет новый проект, который будет иметь значение для всей страны.

Раньше наши мамы и папы ездили студотрядами на картошку и на БАМ и до сих пор вспоминают, как это классно было. А мы вот собрались вокруг нашей истории, памятников и святынь. И, по-моему, получилось здорово. Новых друзей, впечатлений и воспоминаний после проекта у нас с избытком.

Точнее, чем Таня Россиева в своей песне, которую она написала, побывав на первой смене, я не скажу, поэтому просто оставлю ее здесь:

Ритм наших сердец
В одном городе со всей страны
Соберемся я и ты
Чтобы сохранить все, что было до нас —
Нашу память без лишних фраз

Пусть всего неделя, но что с того?
Каждый точно важен – мы как одно,
Мы все часть одной большой страны.
Волонтеры культуры я и ты.

Припев:
«Волонтеры культуры» объединяют нас
И мы снова вместе, мы вместе здесь и сейчас
Когда мы все рядом проблемы все – не беда
Ритм наших сердец объединяет города.

Раз. Открывай глаза утром.
Два. Улыбайся минутам.
Три. Запоминай все моменты.
Ты волонтер – помни об этом.

И мы соберемся снова и снова.
От Калининграда до Владивостока.
Сохраняя память на много лет,
Мы крикнем вновь друг другу «Привет!».

1. Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Обитель не закрывалась ни разу за свою 500-летнюю историю. Славится «богом зданными пещерами», мощами святых, целебным источником. Окружена крепостной стеной. Главный престольный праздник — Успение Божьей Матери.

Как добраться:

Почти каждый час с автовокзала Пскова отправляется рейсовый автобус. Подробнее о том, как добраться до Печор, смотрите на городском сайте. От городской автостанции идти прямо 130 метров, затем повернуть налево на Рижскую улицу, через 170 метров направо. А через 150 метров по Октябрьской площади и находится монастырь.

Для паломников:

Дом паломника Псково-Печерского монастыря находится по адресу: г. Печоры, ул. Юрьевская, 82 — это около 1,5 км от обители. В монастырь из Дома паломника и обратно можно добраться на монастырском микроавтобусе.

Проживание, питание и экскурсии по монастырю – на пожертвование. Трапеза организуется 2 раза в день: обед и ужин. Срок пребывания в Доме паломника — не более 3-х дней. О желании остановиться в нем паломников просят сообщать заранее.

Сайт

2. Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь

Монастырь основан в 15-м веке пришедшим с Афона преподобным Саввой Крыпецким. В обители принимали постриг чтимые святые и подвижники, в том числе государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин и основатель Никандровой пустыни преподобный Никандр-пустынножитель. В монастыре находится святой источник Саввы Крыпецкого, хранятся чтимые святыни, например, мощевик, содержащий частицу Животворящего Древа Господня.

Как добраться:

1. От подворья в Пскове (ул. М. Горького, 5а) на ближайшей монастырской машине.

2. От Кремля в Пскове на автобусе № 114 до деревни Тупицы, затем 14 км пешком.

3. От автовокзала в Пскове на автобусе № 101 до деревни Крипецкое, затем 7 км пешком по бездорожью.

4. На престольные праздники монастырь организует паломнические поездки на автобусе из Пскова.

Для паломников:

Проживание в гостинице при монастыре бесплатное. Гостиница предназначена для организованных автобусных групп паломников и для тех, кто хочет поработать в монастыре. О приезде паломников просят сообщать заранее (контакты на сайте). Подворье Крыпецкого монастыря — Собор Рождества Иоанна Предтечи (Псков, Комсомольская площадь).

Сайт

3. Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь

Свято-Благовещенский Никандровский мужской монастырь

Основанный в 16-м веке монастырь в честь преподобного Никандра-пустынножителя, здесь находятся его мощи. Обитель была отмечена особым расположением императора Павла I. Позже пришел в запустение, был восстановлен в 2000-е годы. На территории обители расположены 5 святых источников, действуют собор и 2 церкви.

Как добраться:

На автобусе или поезде до Порхова, затем до деревни Загоска. От Москвы и Санкт-Петербурга удобнее добираться через Дно. Подробнее о дороге до монастыря смотрите на сайте обители.

У монастыря нет гостиницы для паломников, поэтому можно спланировать поездку на 1 день или остановиться в гостинице в Порхове.

Сайт

4. Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь

Основан в 16 веке по приказу Ивана Грозного как форпост государства. При монастыре возникло поселение: ныне существующие Пушгоры (Святые Горы). Главная святыня монастыря — икона Богородицы Одигитрии, по преданию была найдена в 16-м веке пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич. Здесь похоронен Александр Сергеевич Пушкин.

Как добраться:

На автобусе от Пскова до Пушкинских Гор (регулярные рейсы с автовокзала), от автостанции в Пушгорах около 2 км пешком по улице Новоржевской до поворота у памятника Пушкину.

Для паломников:

Проживание в гостинице при монастыре стоит 400 руб. в сутки. Возможно питание в монастырской трапезной (за отдельную плату). О прибытии следует известить за 15 дней до даты приезда в письменном виде; сведения о контактах на сайте обители. Для паломников за отдельную плату организуются экскурсии по музею-заповеднику «Михайловское».

Сайт

5. Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь

Монастырь 12-го века, получивший мировую известность благодаря единственным по степени сохранности фрескам Спасо-Преображенского собора. Здесь принял постриг преподобномученик Корнилий Псково-Печерский. Включен ЮНЕСКО в перечень выдающихся памятников мирового искусства. При монастыре действует иконописная школа.

Как добраться:

На городском автобусе № 2 до остановки «Мирожский монастырь».

Для паломников:

При монастыре возможно размещение только паломников мужчин: 500 руб. в сутки. Женщины могут разместиться за пределами монастыря, в комнате в 15 минутах ходьбы от обители: 750 руб. в сутки. Для всех желающих насельниками и православными экскурсоводами проводятся экскурсии по монастырю. Стоимость 1 часа — 1000 руб.

Кроме того, Паломнический Центр Мирожского монастыря организует экскурсии и посещение музеев городов Пскова, Пушкинских Гор, Изборска; оказывает услуги для паломнических групп по бронированию гостиниц, организации транспорта и питания паломников по маршруту. Возможен также трансфер и проезд по святыням Псковской области на легковом автомобиле (до 4 человек). Стоимость от 1500 руб. в час.

Трапезная Мирожского монастыря принимает заказы на питание паломнических групп и паломников, проживающих в монастырской гостинице.

Сайт

6. Снетогорский женский монастырь

Снетогорский женский монастырь

В 14-15 веках монастырь, изначально мужской, был духовным центром Пскова. Здесь, на обрыве над рекой Великой, был построен один из первых после татаро-монгольского ига каменных храмов. Монахами Снетогорского монастыря были преподобные Евфросин Псковский, Савва Крыпецкий. По дороге в Москву в обители останавливалась византийская царевна, бабушка Ивана Грозного Софья Палеолог.

На территории обители находится объект культурного наследия федерального значения Собор Рождества Пресвятой Богородицы, заложенный князем Довмонтом. Уникальные фрески храма сохранились до наших дней. Кроме того, в обители паломники могут увидеть руины Снетогорского столпа — колокольни с церковью Вознесения Господня.

Как добраться:

На городском автобусе № 1 до конечной остановки «Снятная гора».

Для паломников:

Гостиницы при обители нет, можно остановиться в одной из гостиниц Пскова. По предварительной договоренности монастырь организует трапезы для паломников, экскурсии по святыням обители, духовные беседы. В дни школьных каникул организуются детские экскурсии. Для единичных желающих помолиться и поработать в монастыре проживание возможно (оговаривается индивидуально).

Страничка монастыря на сайте Псковской епархии

7. Спасо-Казанский женский монастырь (Симанский)

Спасо-Казанский женский монастырь (Симанский)

Обитель основана в 19-м веке представителями древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Монастырь был разрушен в советское время, с 2003 года возрождается. Главными святынями обители являются особо почитавшийся родом Симанских список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери и епитрахиль Иоанна Кронштадского.

Как добраться:

На автобусе из Пскова (регулярные рейсы). Подъезжая к Острову, нужно предупредить водителя, чтобы остановил в Симанском, у реки Великой. От остановки до монастыря по берегу реки 15 минут пешком.

Для паломников:

Вопрос размещения решается индивидуально. Монастырь также приглашает трудников и трудниц для работы на монастырском подворье (на полевые и сельскохозяйственные работы).

Сайт

8. Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

Свято-Троицкий Творожковский женский монастырь

Обитель основана в 19 веке петербуржской дворянкой Александрой Филипповной фон Розе. По проекту петербургского архитектора Михаила Щурупова был возведен белокаменный собор в честь Святой Живоначальной Троицы. К концу 20-го века монастырь был полностью разрушен. Восстановление началось лишь около 15 лет назад. В обители находится множество святынь: частица древа Животворящего Креста Господня, частица мощей святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святого великомученика Георгия Победоносца.

Как добраться:

От Пскова до Струг Красных на автобусе, затем автобусом «Струги Красные — Давыдово» до остановки «Творожково». Можно добраться на такси: стоимость от 800 руб.

Для паломников:

Гостиница при обители бесплатная, однако необходимо учесть, что дети должны быть одного пола с сопровождающими взрослыми, так как расселение раздельное. О приезде в монастырь нужно предупредить заранее.

Страничка монастыря на сайте Псковской епархии

9. Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Спасо-Елеазаровский женский монастырь

Монастырь основал в 15-м веке Ефросин Псковский, в миру Елеазар, на месте святого источника. По преданию, именно здесь создал старец Филофей теорию «Москва — третий Рим». Монахи Елеазаровской обители считались «железными» из-за очень строгого устава. После советской эпохи монастырь возрожден как женский. На хранение в него передана икона 14-го века «Спас Елеазаровский».

Как добраться:

На автобусе № 127 «Псков — Елеазарово» от пл. Ленина, от автовокзала «Псков — Середка» до деревни Елеазарово».

Для паломников:

Паломнические группы посещают монастырь по предварительным заявкам (контактная информация на сайте обители). В Пскове на ул. Детской, д. 2 находится подворье монастыря (паломническая гостиница). При монастыре действует паломническая служба «Под кров Цареградской».

Сайт

10. Свято-Введенский женский монастырь

Свято-Введенский женский монастырь

По преданию, именно здесь провел детство и юность князь Владимир, креститель Руси. У подножия Володчиной горы, на месте чудесного видения иконы Николая Чудотворца, построен храм. В 2-х км от монастыря расположен древний чудотворный источник. Главные духовные торжества обители — Введение во храм Пресвятой Богородицы и дни памяти святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.

Как добраться:

Автобусом или поездом из Пскова до Острова. Из Острова по средам, субботам и воскресеньям дважды в день ходит автобус до деревни Сигорицы. Оттуда пешком 5 км; если договориться заранее, возможна встреча на машине.

Для паломников:

Обитель приглашает паломников и паломнические группы. Возможно проведение экскурсий, трапез и ночлега; об этом нужно договориться заранее. Также монастырь приглашает желающих потрудиться.

Сайт

Полезная информация:

ГП «Псковавтотранс»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *