Пушкин птичка стихотворение

Вопрос:

Каков идейный смысл стихотворения А.С. Пушкина «Птичка»? О каком празднике говорится в нем?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784 – 1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было . Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое Воскресеніе выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это —

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку отпускаю
На светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью:
За чем на Бога мне роптать
Когда хоть одному творенью
Могу я волю даровать?»

Птичка

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Из приведенного письма видно, что светлым праздником весны в стихотворении названа святая Пасха. Стихотворение написано в 1823 г. Тогда Светлое Христово Воскресение праздновалось 22 апреля (по юлианскому календарю). Письмо к Н.И. Гнедичу было написано 13 мая, ровно через три недели. День этот был воскресный – 4-я неделя по Пасхе (О раслабленном).

Стихотворение «Птичка» проникнуто личными переживаниями. Поэт был в ссылке в Бессарабии (в чужбине). Неволя сильно томила его. На Руси на святой праздник Пасхи был древний христианский обычай: люди, располагавшие средствами, употребляли их на выкуп из тюрьмы попавших туда невинных должников. В обычае выпускать в день святой Пасхи на волю птиц поэт видит символическое выражение данной Богом человеку свободы творить дела милосердия, в том числе и освобождать людей из неволи.

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

Анализ стихотворения «Птичка» Пушкина

Стихотворение «Птичка» (1823 г.) было написано Пушкиным в Южной ссылке. Поэт послал его в письме к Н. И. Гнедичу, объяснив, что оно посвящено трогательному русскому народному обычаю выпускать на волю птиц в Светлое воскресенье.

Несмотря на миниатюрный размер и внешнюю незамысловатость Пушкин затрагивает в произведении серьезные темы. В первую очередь, он подчеркивает свою святую преданность заветам родины. Юг Российской империи в то время воспринимался как совершенно особый регион, не имеющий ничего общего с русскими землями. Даже в сознании обычных людей это была чужбина. Что уж говорить о романтически настроенном Пушкине, который находился там по принуждению. Даже чисто русское высшее общество на Юге невольно перенимало местные обычаи и нормы поведения. Выпустив птицу в Светлое воскресенье, лирический герой демонстративно подчеркивает, что не намерен подчиняться местным правилам. Такое поведение свидетельствует о горячем желании Пушкина как можно скорее вернуться на родину.

Во втором четверостишии просматривается скрытый упрек поэта в адрес царской власти. В один из главных христианских праздников Пушкин окончательно смирился перед Богом с неизбежным наказанием. Заглушив в своей душе справедливое негодование, он тем самым возвысился над своими «судьями». Вдобавок лирический герой совершает богоугодное дело — дарует свободу живому существу, над которым имеет власть. Пушкин не развивает эту тему, но вывод напрашивается сам собой. Почему же император не может даровать свободу такому же беззащитному перед ним изгнаннику? Выходит, что для царя христианские заветы добра и милосердия ничего не стоят.

В философском плане физическая неволя не страшна для человека, если свободна его душа. Лирический герой смог духовно очиститься. Ему намного легче переносить свое изгнание, ощущая чистоту перед Богом.

В широком смысле в произведении Пушкин размышляет о присущей каждому божьему творению от рождения свободе. Это право стоит выше человеческих законов и произвола властей. Поэтому свою ссылку поэт считает грубым нарушением божьей воли.

При публикации стихотворение «Птичка» сопровождалось припиской издательства о том, что оно посвящено еще одному православному обычаю — выкупу из тюрьмы невинно осужденных должников. В Светлое воскресенье некоторые русские помещики отпускали на волю часть крестьян. Эти милосердные поступки придают вес завуалированному упреку Пушкина.

Тире ставится:

1) между подлежащим и сказуемым, если они выражены именами существительными в именительном падеже и между ними нулевая связка: Великая радость — работа, в полях, за станком, за столом! (В. Брюсов);

2) перед словами это, это есть, вот, значит, это значит: Судьба изобретателя — это судьба его изобретений (М. Ильин);

3) между подлежащим и сказуемым, выраженными инфинитивом: Жизнь прожить — не поле перейти (Посл.);

4) между подлежащим и сказуемым, если один из главных членов выражен инфинитивом, а другой — именем существительным в именительном падеже: Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие (К. Паустовский);

5) между подлежащим и сказуемым, выраженными количественными числительными в именительном падеже: Семью восемь — пятьдесят шесть;

6) между подлежащим и сказуемым, когда один из главных членов выражен количественным числительным, а другой — именем существительным в именительном падеже: Мощность двигателя мотоблока — пять лошадиных сил;

    Примечание. В технической литературе при характеристике предмета тире, как правило, опускается. Например: Мощность двигателя пять лошадиных сил.

7) для внесения ясности в смысл предложения: Отец—мой учитель; Отец мой — учитель.

Тире не ставится:

1) в простых предложениях разговорного стиля: Моя мать учительница;

    Примечание. Постановка тире перед сравнительными союзами возможна, если необходимо логически выделить сказуемое-сравнение: Заря над полем — как красный тын. (С. Есенин)

3) если перед сказуемым стоит отрицательная частица не: Душа Печорина не каменистая почва… (В. Белинский);

    Примечание. В случаях, когда необходимо логически выделить сказуемое и интонационно его подчеркнуть, ставится тире: Любовь к Родине — не отвлечённое понятие… (А.Н. Толстой)

4) если между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член, относящийся к сказуемому: После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К. Федин);

5) если сказуемое предшествует подлежащему: Какое большое удовольствие бродить в лесу! (В. Солоухин);

6) если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — именем существительным в именительном падеже: Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли! (С. Есенин);

    Примечание. В случае необходимости логически выделить и подчеркнуть сказуемое тирс ставится: Мы — огонь, вода и пажити… (Н. Клюев)

7) если сказуемое выражено именем прилагательным, местоименным прилагательным, предложно-именным сочетанием: Я златострунный и пригожий. (Н. Клюев)

Идет 1823 год. Александр Сергеевич Пушкин находится в далекой и очень тяжелой для него Южной ссылке.

Он официально служит у генерала Инзова в кишиневской канцелярии, где переводит бессарабские документы с французского на русский язык. Работа нудная, неинтересная.

И хотя к Пушкину относились положительно, даже снисходительно, по-отечески, все же отдаленность от дома, рутинность, вынужденная служба были ненавистны пылкому поэту. Он отчаянно хотел домой и воспринимал свое вынужденное отчуждение тяжелым, невыносимым заключением.

Именно там в таком психологическом состоянии великий гений написал «Птичку».

Стихотворение очень короткое и кажется совсем простым, но в нем скрыт глубокий смысл, а также слышится отчаянная тоска по воле, свободе.

Отправляя свое творение Гнедичу, Пушкин сопроводил его пояснением о старинном русском обычае в Святую Пасху отпускать на волю маленьких птичек.

Наверное, автор сам представлял себя пташкой, которой вдруг открыли клетку. Стихотворение напечатали в год написания.

Литературное направление

Практически все произведения молодого Пушкина романтические. «Птичка» не стала исключением.

Род

По роду литературы это лирика, а точнее смешение философской и гражданской лирики.

Жанр

По жанровой принадлежности произведение можно определить как камерное, глубоко личное и чувственное стихотворение.

Проблематика

Автор затронул животрепещущие, очень важные для него проблемы – свободы и несвободы, заточения и воли.

Кроме того, возможно, тут поднимается непростой вопрос крепостного права – в образе птицы, заключенной в клетку.

Тематика

Читая небольшой текст, можно выделить такие серьезные, многогранные темы, как милосердие по отношению к близкому, сопереживание и сочувствие, обретение свободы.

Идея

Александр Сергеевич написал это произведение, чтобы выразить собственное отношение к несвободе и воле, раскрыть внутренние переживания, пусть и в такой иносказательной форме.

Небольшой текст затрагивает одно из самых страстных желаний всех живых существ – быть свободными, жить на воле, а не в заточении.

Для Пушкина в период Южной ссылки эта идея была, пожалуй, основной. Вокруг нее вращалось все творчество молодого поэта.

Пафос

Читая стихотворение, мы переживаем разнообразие искренних эмоций, которые сообщает нам поэт.

Это и тоска по свободе, по родине, и страстное желание вырваться из «клетки», и сочувствие таким же узникам – птичкам. И радость обретенной свободы, и сопереживание.

Яркая гамма чувств достигается за счет того, что стихотворение объединяет гражданскую и философскую лирику в таком камерном сюжете.

Система образов

Образов немного, и вообще, произведение не поражает сложностью предстающей перед глазами картины.

Мы видим образ лирического героя – человека, находящегося вдали от родины. Он выпускает на волю птичку, следуя обычаю, принятому в родной стране, по которой он так тоскует.

Центральные персонажи

Центральных персонажей мало. Их только два: лирический герой и птица, которую он отпускает из клетки.

Автор испытывает нежность, сочувствие к беспомощному созданию, вновь обретающему свободу. Он рад, что хотя бы кому-то сумел подарить волю – то бесценное сокровище, которого лишен сам.

Птичка значима и важна для понимания сути произведения. Она является олицетворением обретенной свободы. В то же время поэт не дает никакого описания пташки, мы даже не знаем, какая она.

Подобное обобщение является знаковым: неважно, что это за птичка, ведь свобода нужна абсолютно каждому живому существу, независимо от его вида.

Такую мысль иносказательно передает нам автор через образы своего маленького шедевра.

Лирический герой

Лирическим героем произведения можно назвать художественную проекцию самого Пушкина.

Это он чувствует себя в заточении. Это он отпускает на волю птицу, давая свободу пусть не себе, так хотя бы другому существу, нуждающемуся в ней ничуть не меньше.

Сюжет

Стихотворение хоть и совсем маленькое, но имеет четкий сюжет.

Сначала автор рассказывает об обычае, который он соблюдает на чужбине и который видел в родном краю: выпускать в светлое воскресенье птичек из клетки.

Проникаясь чувством ответственности, жалея невинное создание, лирический герой дает волю пташке. И на его душе становится легко, светло и радостно от доброго поступка.

Композиция

Композиция линейная, со всеми четкими точками.

  • Экспозиция – описание старинной традиции, которую лирический герой свято чтит даже на чужбине.
  • Завязка – отпускание пташки на волю.
  • Развитие действия – психологические переживания автора, его ощущение, что он утешился.
  • Кульминацией является понимание, открывшееся несчастному изгнаннику: не надо роптать на Бога.
  • И тут же мы видим развязку, пояснение изменившегося отношения к жизни: раз смог даровать хотя бы одному живому существу свободу, значит, жалеть не о чем.

Условно можно сказать, что основные сюжетные моменты заключены в первом четверостишии, а уже психологический их итог и оценка – во втором.

В первой строфе происходит действие. Лирический герой отпускает птицу, придерживаясь родной традиции.

Во второй строфе читателю открывается внутренний мир персонажа, его чувства, переживания, новое понимание, снизошедшее сверху.

Размер, рифма и строфика

Произведение состоит всего из двух строф-четверостиший.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.

Художественное своеобразие произведения

Язык максимально простой, используется обычная бытовая лексика.

Однако в строках, посвященных Богу, проскальзывает слово, относящееся к возвышенной литературе: «роптать». Оно имеет явный церковный оттенок, поэтому органично встает в отрывок текста, где автор упоминает о Творце.

Так же гармонично выглядит и еще одно «высокое» слово – «даровать», если учитывать контекст, в котором оно употреблено.

Средства художественной выразительности

Как ни странно, но это пушкинское произведение практически лишено средств художественной выразительности. В нем нет любимых поэтом метафор, эпитетов и других тропов.

Зато сам смысл глубоко символичен, иносказателен. Издавна птица олицетворяла собой человеческую душу. Выпуская ее на свободу, лирический герой как бы освобождает сам себя. Пусть он находится вдали от родины, но всеми своими мыслями и чувствами остается с ней.

Значение произведения

Произведение помогает понять состояние молодого Пушкина, находящегося в ссылке. Оно пропитано любовью к родине и наполнено яркими художественными образами.

Актуальность

Тоска по родине и стремление быть свободным – нормальные чувства, желания любого человека, в каком бы веке он ни родился.

В этом смысле «Птичка» будет актуальна всегда.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *