Пустозерский острог

Данный проект («Лесные жители Пустозерска») направлен на привлечение молодежи к добровольческой деятельности и обустройству создаваемой экологической тропы на территории Государственного бюджетного учреждения культуры «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск», путем установки на протяжении маршрута экологической тропы фигур животных из древесины.

Вызвавшиеся добровольцы, вместе с работниками Пустозерского музея-заповедника, поставили палаточный лагерь недалеко от территории музея-заповедника. Они жили 2 недели в полевых условиях, обучались правилам проживания и работы в таких условиях, изучали природу Ненецкого автономного округа, учились обеспечивать себя всем необходимых (дрова, вода, приготовление пищи). Под присмотром работников музея-заповедника добровольцы занимались обустройством экологической тропы: сбором мусора на протяжении экотропы, спиливанием и выкарчевыванием веток и пней, которые могли помешать посетителям и туристам исследовать маршрут экотропы. Это была первая площадка, которую мы создали в рамках проекта.

Вторая площадка находилась на территории города Нарьян-Мар. Именно здесь приглашенные специалисты с фестиваля «Тайбола» создавали арт-объекты из древесины, а точнее — покупного горбыля. Фигуры создавались в стиле «Land-art», которому характерна природная составляющая. Помимо этого, на территории города Нарьян-Мар был организован добровольческий корпус с привлечением аудитории несовершеннолетних для помощи специалистам «Тайболы»: добровольцы занимались изготовлением дополнительных указательных табличек к фигурам.
Говоря о социальном эффекте данного проекта, можно сказать, что он нацелен на культурное развитие общества, привлекая местных жителей к изучению родного региона; помимо этого, данный проект должен стать катализатором эко-туризма в округе, захватывая все слои населения и привлекая уже участвующих в подобном. Проект дает каждому шанс узнать новое и быть этим новым, участвуя в мероприятиях.

Вы можете свободно дополнить или поправить информацию о городе
(принцип энциклопедии WiKi)

Задать вопрос администрации города >>

Просмотреть законодательные акты по этому городу >>

Пустозёрск, первый город в Заполярье, был заложен в 1499 г. московскими князьями Петром Ушатым и Семеном Курбским, возглавлявшими поход «в новгородскую землю… и на вогуличи». Отряд более чем из 4 тыс. воинов должен был окончательно покорить отдаленные и воинственные племена, постоянно нарушавшие договоры с Москвой, нападавшие на дружественные Москве племена, обитавшие в верховьях реки Вычегды и на ее притоках. Вся эта огромная рать была разделена на три отряда, шедшие разными путями до Печоры, где, соединившись, они должны были двинуться в Югру. Как видно из дошедших до нас документов, Иван III прекрасно понимал все трудности этого похода, а потому он был очень тщательно продуман и подготовлен, были учтены все известные со времен Новгорода маршруты, все имевшиеся о печорских и югорских землях сведения.
Для дальнейшей колонизации Печорского и соседнего с ним Зауральского края, для включения их в хозяйственную жизнь страны, для защиты интересов Московского государства в низовьях Печоры необходимо было иметь опорный пункт. Место для будущей крепости было выбрано не случайно. «Зарубили» Пустозерск в восьмидесяти верстах от устья Печоры, чтобы «и морем и реками можно добраться». Острог, разместившийся на полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был защищен на случай нападения «немирных» самоедов. Зимой же безлесные снежные равнины отлично просматривались, и подойти незаметно к острогу было не так
просто. Интересно, что Пустозерск был построен не на пустом месте. До конца XIII в. здесь существовало святилище аборигенного населения, именуемого в русских летописях «печера». Позже здесь возник своеобразный торговый центр, где пришлое русское население обменивало свои товары на пушнину и другие продукты северных промыслов.
Оставив в крепости гарнизон, снабдив его продовольствием и другими необходимыми припасами, 21 ноября войско покинуло берега Пустоозера и двинулось к устью реки Усы, а оттуда на Щугор и спустя две недели достигло Уральских гор. Здесь произошло первое столкновение с самоедами, около пятидесяти из которых было убито. Пройдя Камень, дошли до первого городка вогуличей — Ляпина, который сдался без боя. Кроме Ляпина были взяты еще около 40 остяцких и вогульских городков, более тысячи «лучших людей». Успешно завершив поход, воеводы вернулись в Москву весной 1500 г.
Гарнизон, оставленный в Пустозерской крепости, должен был охранять границы Московской Руси с Югрой, а также собирать дань с местных жителей. Постепенно город становится главным опорным пунктом в освоении Севера и Сибири. Жителям Пустозерска принадлежит немалая заслуга в открытии путей на арктические острова — Новую Землю, Шпицберген и др. В результате уже в XVI—XVIII вв. огромная территория Пустозерской волости простиралась с севера на юг от Баренцева моря до реки Вычегды, с востока на запад от Урала до реки Мезени. Пустозерск стал самым крупным городом края, экономическим, культурным и торговым центром. По морским путям сюда прибывали караваны купеческих судов, через него шли сухопутные торговые пути за УралКамень и в Сибирь.
Со второй половины XVI в. широкую известность получили Пустозерские крещенские ярмарки, на которые съезжались сотни самоедов европейского, обского и енисейского Севера, промышленные и торговые люди из всех поморских городов. Пустозерцы и ненцы торговали рыбой, пушниной, олениной и дичью. Эти товары они обменивали на хлеб, ткани, изделия из металла, пеньку, орудия промысла, хозяйственный и бытовой инвентарь. К ярмарке приурочивался сбор ясака.
Оживленная торговля в Пустозерске прекратилась в начале XVII в., когда царь Михаил Федорович своим указом закрыл морской путь в сибирские города. Такое решение было связано с проникновением в Печорский край иностранцев, которые пытались вести торговлю с Сибирью, минуя русские порты Беломорья и Пустозерск. Английские купцы вели незаконную скупку мехов в Пустозерске. А в Дании с ведома официальных властей началась чеканка фальшивых монет для расчетов с местным населением. Возникла реальная угроза потери государственного контроля над пушной торговлей (а это означало потерю третьей части доходов казны!). С 1620 г. фактории иностранных купцов в Пустозерске и других поморских городах были закрыты. Морская дорога, предвосхитившая появление Северного морского пути, надолго оказалась заброшенной. Население в Пустозерске стало уменьшаться. К тому же Городецкий Шар стал мелеть и перестал быть транспортной артерией для русских, живущих на Печоре. Все это, а также вооруженные конфликты с ненецкими племенами ослабили Пустозерск, и в 1780 г. Пустозерский уезд упразднили.
На противоречиях между русскими и ненцами, выливавшихся в вооруженные конфликты, стоит остановиться несколько подробнее. Их причина заключалась прежде всего в произволе пустозерских воевод по отношению к ненцам. Несмотря на царский указ, в соответствии с которым надлежало «жить в мире с окологородной самоядью» и «не правды им никоторых чинить не велеть», пустозерцы обманом и воровством собирали дань с окрестных ненцев, промышляли в их охотничьих и рыболовных угодьях. К разорению коренного населения края вел и неэквивалентный обмен товаров.
Первое известное нападение ненцев на Пустозерский острог было совершено в 1644 г. Разорению подвергся весь посад. Правительство сурово расправилось с восставшими, зачинщики были повешены. Но, несмотря на столь жесткие меры, нападения на Пустозерск, продовольственные обозы не прекратились. В 1663 г. Пустозерск вновь подвергся нападению, практически все его население было убито, а острог сожжен.
Нападения ненцев встревожили московское правительство. В 1668 г. для усиления пустозерского гарнизона были направлены 500 стрельцов. Но и после усиления гарнизона ситуация не изменилась. В 1730 г. была организована очередная карательная экспедиция. Было схвачено около сотни «воровской самояди». Многих ненцев, участвовавших в нападении, после поимки вешали на мысе, расположенном на противоположной от Пустозерска стороне Городецкого озера, отчего этот мыс назван Виселечным. В качестве висельниц использовали вековые лиственницы, некоторые из них сохранились до начала прошлого века.
Стремясь подчинить коренное население тундры, власти предприняли меры к обращению его в христианскую веру. Начало этому было положено еще в конце XVI в., когда царь Федор Иоаннович издал соответствующий указ. Но самый важный шаг в этом отношении сделала духовная миссия во главе с архимандритом Вениамином, которая за 18251830 гг. обратила в христианство 3303 человека. Наряду с этим миссия подвергла уничтожению многие ненецкие святилища, на местах которых устанавливала православные кресты. Подобные действия вызвали протест ненцев, вылившийся в отказ от крещения. Особенно активно против принятия христианства выступали пустозерские ненцы. В 1844 г. из 1799 пустозерских ненцев было крещено лишь 840, в то время как другие ненецкие племена были крещены практически поголовно. Со второй половины XVII в. Пустозерск стал местом ссылки государственных преступников — участников восстаний К. Булавина, С. Разина, Соловецкого «сидения». В 1667 г. в Пустозерский острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое «Житие». По указу царя Аввакум был заключен в осыпную земляную тюрьму, а затем сожжен «за великие на царский дом хулы» вместе с тремя единомышленниками.
В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенские старообрядцы во главе с купцом Протопоповым (по преданию, родственником Аввакума) установили восьмиконечный деревянный поклонный крест. В 1788 г. он был заменен новым. Преследуя старообрядцев, местный священник Иннокентий Попов в 1846 г. написал донос архангельскому губернатору, который отдал указание становому приставу Маркову перенести крест «по ветхости» в притвор пустозерской Преображенской церкви, оградку убрать, холмик сровнять с землей, а также под страхом сурового наказания запретил всем почитание места казни Аввакума и его сподвижников. Впоследствии старообрядцы неоднократно хо-датайствовали об установлении на этом месте нового креста, но безуспешно. Даже в 1910 г., уже после легализации старой веры, Министерство внутренних дел отклонило их просьбу, а присланная старообрядцами металлическая табличка, которую они собирались укрепить на кресте, была разрублена на мелкие части и возвращена им в таком виде. В сентябре 1989 г. краеведы НарьянМара на предполагаемом месте сожжения Аввакума установили памятный знак с колоколом (автор М. Фещук). В июне 1991 г. старообрядцы Поморской общины из Прибалтики воздвигли неподалеку и освятили поклонный крест.
Жизнь в Пустозерске окончательно замерла после 1940х гг., когда усилилась работа по переводу кочевого населения на оседлость, и многие населенные пункты были объявлены «неперспективными». Упразднение города Пустозерска произошло в 1954 г., все строения были перенесены в деревню Устье. В конце 1950х — начале 1960х гг. его покинули последние жители. В 1974 г. Пустозерская крепость была объявлена природноисторическим памятником федерального значения. С 1987 г. здесь ведутся археологические работы. В 1964 г. на месте бывшего города был установлен четырехгранный обелиск — памятник Пустозерску. Автор этого памятника — В.М. Кибирев. Сооружал его ленинградский мастер СТ. Устинов при участии студентов НарьянМарского стройучилища. Памятник сложен из камня фундамента пустозерской Преображенской церкви. На обелиске укреплена мемориальная плита с надписью.

Статьи о городе Пустозёрск:

Пустозерск — был «зарублен» по приказу царя Ивана III осенью 1499 года во время похода более чем четырехтысячного войска за Урал, в Югру воеводами Семеном Федоровичем Курбским, Петром Федоровичем Ушатым, Василием Ивановичем Гавриловым (Бражником-Заболотским).
В силу своего особого географического положения, Пустозерску было суждено сыграть выдающуюся роль в освоении «новых землиц». В XVI-XVII веках он являлся важнейшим форпостом на северо-востоке страны, опорным пунктом на Мангазейском морском пути, Чрезкаменном пути за Урал, важной базой поездок на Новую Землю (Матку), Шпицберген (Грумант), к устьям неисследованных сибирских рек.

С момента появления «город и крепость» Пустозерск — так он именуется в книге австрийского посла XVI века в Москве Сигизмунда Пустозерск Автор И. Иевлев, 1963 г Герберштейна «Записки о Московии», превратился в центр всей низовой и средней Печоры от Тиманской тундры до северного Урала, от побережья Баренцева моря и Вайгача до рек Выми и Усы. Это был самый крупный населенный пункт на Крайнем севере, административный, торгово-промысловый, культурный и религиозный центр Печорского края, военно-опорный пункт.
Привлекая иноземцев разнообразием ценных пород рыб, морским зверем и пушниной, Пустозерск был зоной развития торгово-меновых контактов русских, коми, ненцев, норвежцев, финнов, саамов.
План пустозерского острога XVII век Из фондов Российского государственного военно-исторического архива Первое население Пустозерска составляли в основном служилые и ратные люди, набранные в разных районах Поморья, позднее хлынул сюда поток смелых и отважных людей с Двины и Пинеги, Мезени и Устюга, с Выми и Вычегды и из более отдаленных уездов. В 1563 — 64 гг. в Пустозерске 97 дворов, в 1574-75 — 144 двора. К началу XVII века здесь проживало не менее 700 человек. К Пустозерску была приписана «окологородная самоядь» в количестве 49 человек в 19 чумах, «которая и по тундре зверя бьет да у пустозерцев оленей пасет, тем себя и кормит».
Во второй половине XVI века в Пустозерске открылась воеводская канцелярия с царским целовальником — для сбора податей, даньщиками — для сбора ясака с пустозерской и югорской самояди, с таможенниками — для взимания пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых с Печоры товаров.
Однако в северных землях было неспокойно. «Самоядские люди» нападали на обозы с «государевой ясачной казной», грабили и убивали. Пустозерские воеводы и сборщики дани часто допускали произвол. Воспринимающие враждебно появление Пустозерска и доведенные до отчаяния притеснениями самоеды неоднократно совершали разоряющие набеги на острог. Первое известное нападение на Пустозерск было в 1644 году. В ответ властями принимались самые жестокие меры. Царь Михаил Федорович приказал вешать «воров-самоедов по пяти и шести по дорогам, чтобы другим неповадно было». Несмотря на жестокие расправы, как «ясачная», так и воинственная «карачейская» самоядь продолжали нападать на Пустозерский острог, «государеву казну» и разные поселения Пустозерского уезда. Набеги не прекратились и в XVIII веке.
С Пустозерском связаны первые попытки развития нефтяного дела России. На земле Пустозерского уезда еще в XV веке открыты и позднее разработаны рудные План Пустозерска XVII в. из книги Н. Витсена «Северная и Восточная Тартария», Амстердам 1705 годместорождения. В самом Пустозерске имелась специальная «изба для рудознатцев», экспедиции которых отправлялись на реки Цильму и Сулу, а также на арктические острова. Рукописные источники XV века свидетельствуют, что еще в те времена местные жители добывали здесь нефть и использовали её для смазки тележных осей и как лекарство. В начале XVIII века о наличии нефтяного ключа на р. Ухта было сообщено властям и после специального указа Петра I началась организованная добыча нефти. Путь первых нефтяников к месторождению проходил через Пустозерск.
В 1644 году в Пустозерске была поставлена тюрьма для воров и опальных людей — самая страшная и дальняя на севере государства. Здесь около 15 лет томился в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум. Несколько лет находился знаменитый дипломат и культурный деятель XVII века боярин Артамон Матвеев. Среди узников были князья Семен Щербатый, Иван Долгорукий, участники восстаний К.Булавина, С.Разина, Соловецкого «сидения» и др.
В XVII веке в Пустозерске имелась таможня, «изба для иностранцев», воеводская управа, размещался гарнизон стрельцов, был «дом для приезжих рудознатцев», дом торгового человека Бородина, церкви, подворье Пинежского Красногорского монастыря, дома горожан, склады, тюрьма, кабак.
Пустозерск Преображенская церковь 1910 год Из фондов ОГУ «Историко-культурный и ландшафтный музей-заповедник «Пустозерск» Пустозерск был большим религиозным и культурным центром. Еще в 1545 году, согласно грамоте Ивана Грозного пожалованной Канинским и Тиманским самоедам, в Пустозерске имелось три церкви — Никольская, Преображенская, Введенская. В XVII веке их было уже четыре, в первой половине XIX века — пять. В Пустозерске находился один из государственных архивов, а также архивы 4 благочиния Мезенского уезда и 3 благочиния Печорского уезда. При церквях имелись библиотеки с духовной литературой. В XIX-XX в. в Пустозерск доставлялись журналы «Православный вестник», «Архангельские епархиальные ведомости», газета «Приходской листок». С торговыми людьми, ссыльными, со стрельцами попадали сюда книги. Ходили по рукам рукописные сборники. Именно в Пустозерске была создана жемчужина древнерусской литературы «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Основу хозяйства населения составляли промыслы.
В Пустозерье на промысел приходили и из других районов Севера: «Да в Пустозерский же уезд на морские острова приходят двиняне, устяжане и пинежане да на море Протопоп Аввакум промышляют, бъют зверь моржа, а царю к великому князю в казну дают с того своего промыслу десятую кость, зуб лутчей…» (книга «платежница» XVI века). Сами пустозерцы еще и по реке Печоре имели 21 промысловую «жиру». «Жира» — поселение, куда выезжали для рыбных и иных промыслов. Многие «жиры» впоследствии стали самостоятельными населенными пунктами — Устье, Тельвиска, Оксино, Бедовое, Голубковка, Макарово, Норыга, Андег, Никитцы, Куя, Великая Виска, Лабожское, Пылемец, Екуша, Сопка, Тошвиска.
Оленеводы европейских и зауральских тундр, промышленники и торговые люди с различных уездов приезжали в Пустозерск на зимние ярмарки. Летом в Пустоозеро заходили поморские и иностранные корабли, а пустозерцы на своих кочах и ладьях отправлялись на промысел к берегам Новой Земли, Шпицбергена, Вайгача, Колгуева, в сибирские реки.
Здесь зимовали, застигнутые льдами в Югорском шару или Карском море суда поморов, пробивавшихся на Обь. Из Пустозерска отправлялись в плавание отряды Великой северной экспедиции во главе с Муравьевым, М.Павловым, С. Малыгиным. Здесь несколько лет жил и работал известный гидрограф П.К. Пахтусов. Пустозерцы принимали активное участие в экспедициях Д.Л. Овцына, П.К. Пахтусова, А.К. Цывольки, Ф.П. Литке, П.И. Крузенштерна, А.И. Вилькицкого, А.В. Журавского, В.А. Русанова, Г.Я. Наливайко и других.
В Городке бывали писатель С. Максимов, фольклорист Н.Е. Ончуков, ботаник А. Шренк, этнограф В. Иславин, выдающийся финский исследователь ненецкого языка Матиас Кастрен, художник А.А. Борисов и многие другие деятели науки и культуры.
Пустозерск 1923-1928 гг. Автор А.М. Спирихин, художник Е.А. Одегов Иноземные купцы проявляли упорный интерес к Северной магистрали. Тобольские воеводы жаловались, что терпят огромные убытки от иностранного проникновения. После этого царь Михаил Федорович в 1620 году издает указ о закрытии «Мангазейского морского хода» в Сибирь, на Обь и Енисей «морем-окияном, мимо Пустозерский острог». Для досмотра и контроля на Вайгаче была поставлена стража из полуста пустозерских стрельцов.
События на юге страны, связанные с покорением Казанского ханства дали возможность установления новых больших и удобных торговых дорог в Сибирь. Поэтому в 1704 году закрывается северный Чрезкаменный путь за Урал. Кроме того, в XVIII веке Городецкий шар начинает постепенно затягивать песком, и кораблям становится всё труднее по нему проходить, даже по большой воде. Оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать не лучшие времена. В 1762 году разбирается пустозерская крепость. В 1780 году Пустозерский уезд был упразднен и его территория входит в состав Мезенского уезда; в Мезень из Пустозерска переводится воеводская управа и воинский гарнизон.
(В 1891 году Пустозерская, Усть-Цилемская и Ижемская волости выделились в самостоятельный Печорский уезд с центром в с.Усть-Цильма. Топоним Пустозерская волость существовал до конца 20-х годов ХХ века. Еще в переписной книге Пустозерского уезда 1710 года есть Пустозерское озеро, Усть-Пустоозерская виска, а Пустозерский шар уже значатся как Городецкое озеро).
Начало XX века Пустозерск (Городок) встречает как маленькая северная деревушка. Тем не менее сохраняет функции волостного центра, а в апреле 1918 года в селе Пустозерск Пустозерской волости образован исполнительный комитет волостного Совета крестьянских депутатов (волисполком). В 1920 году на территории волости действовало 4 сельских совета, в т.ч. Пустозерский. В 1920 году в Пустозерске образован революционный комитет (ревком) для «поддержания порядка, спокойствия и охраны имущества населения». В 1924 году центр волости был переведен из Пустозерска в с. Великовисочное. В начале 1927 года Пустозерский и Оксинский сельсоветы объединены под названием Пустозерского с центром в с. Оксино. 14 января 1929 года в стране вводилось новое административно-территориальное деление, и в этой связи Пустозерский волисполком был упразднен. Постановлением ВЦИК от 15 июля 1929 года был образован Ненецкий национальный округ в составе Северного края. Постановлением ВЦИК от 20 декабря 1929 года в состав Ненецкого округа включена территория бывшей Пустозерской волости на правах Пустозерского района. В 1930 году в Пустозерске организован колхоз «Новая Заря» (переименован в им. А.И. Микояна в 1938 году), с которым связана вся дальнейшая жизнь пустозерцев. В Пустозерске располагался детский дом, дом инвалидов, школа ликвидации неграмотности и начальная школа. В 1930-е годы в Пустозерске прошел ряд репрессивных мер. В 1936 году в списке населенных пунктов Нижне-Печорского района Пустозерск впервые назван деревней.
«До лета 1924 года Пустозерск – административный центр Пустозерской волости, где проводились первые съезды Советов волости и находился волостной исполнительный комитет, центральный орган Советской власти Нижнепечорья. В августе 1924 волостным центром стало с. Великовисочное, а Городок – центром Пустозерского сельсовета. В 1928 году центр сельсовета перенесли в с. Оксино, и Пустозерск перешел в разряд третьестепенных населенных пунктов»П.М. Спирихин «Пустозерск моего детства»
Пустозерский погост В годы Великой Отечественной войны из Пустозерска на фронт ушел 41 человек (не вернулось — 19). Но численность населения Пустозерска в 1943-44 годах возросла до 106 человек, в основном за счет прибывших сюда переселенцев. Однако после войны число жителей стремительно сокращалось и к 1951 году составило 28 человек. Детский дом закрыт, в 1951 г. упразднено почтовое отделение, начальная школа переведена в д. Устье. По итогам переписи населения в Пустозерске в 1959 году проживало 6 человек. В 1964 году из Пустозерска в соседнюю деревню Устье перевезён последний дом. В 1967 году деревня была снята с государственного учета, так как из нее выбыли все жители.
«Пустозерск 20-х годов – это не город, а обычная, небольшая северная деревня, насчитывающая 25-30 жилых домов и около сорока нежилых построек.
Хозяйственные книги тех лет регистрируют 40-45 хозяйств, да постоянных жителей в пределах от 180 до 240 человек. К примеру, на 1 января 1918 года в Пустозерске проживало 45 семей, общим счетом около 200 человек. В списке населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 года в Пустозерске – 39 дворов и 239 жителей (104 мужчины и 135 женщин)» П.М. Спирихин «Пустозерск моего детства»
На месте Пустозерска остались лишь кладбища со множеством крестов и памятные знаки, среди которых белокаменный обелиск (1964 г.) — дань памяти исчезнувшему городу.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года № 624 Пустозерское городище 1499 года основания включен в список памятников истории и культуры, находящимся на государственной охране.
Решением № 4 (протокол 1) от 7 января 1987 года Исполнительного комитет Ненецкого окружного Совета народных депутатов определены четкие границы памятника площадью 412 гектаров.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *