Путь Сантьяго

Общая информация

Массивное здание собора гордо возвышается между четырех площадей. Богато украшенные башни, причудливая резьба входов и барочный фасад образуют архитектурную симфонию исторических эпох и стилей. С XI по XIII век собор строился в романском стиле, но затем перестраивался. Посмотрите на главный западный фасад со стороны Праза-до-Обрадойро, барочный шедевр Фернандо Касас-и-Нова (1750). Он был выполнен из гранита цвета золота и украшен парными башнями, которые подчеркивают родство готики и бароко. Поднявшись по ступенькам внутрь, вы увидите великолепный Портик Славы, созданный мастером Матео в 1188 г. Паломники столетиями касались центральной колонны в благодарность за благополучное окончание путешествия, и эти прикосновения оставили на камне свои следы. Рядом находится статуя Санто-дос-Крокес, т.е. «святой с шишками» — возможно, автопортрет самого мастера Матео. Говорят, кто стукнется о нее головой, обретет мудрость. Вверху центральной части фасада, под каменным балдахином с башенкой, возвышается фигура Св. Иакова.

Чтобы избежать длинной очереди к восточному порталу (Пуэрта-Санта), где находится проход в крипту с мощами Св. Иакова, можно обогнуть южный фасад со стороны Праза-дас-Пратериас и войти в собор через Пуэр-та-де-лас-Платериас. Здесь замечательные скульптурные рельефы с библейскими сюжетами, фигурами Адама и Евы и бичеванием Христа (1103).

Несмотря на множество посетителей, внутри Собор Святого Иакова сохраняется рабочая обстановка, многочисленные исповедальни и боковые приделы все время заняты. Во время больших празднеств из-под купола свешивается огромная курильница (ботафумейро), которую 8 мужчин раскачивают, как маятник, над высоким барочным алтарем. Сокровищницу, крытые галереи XVI в. и музей-крипту можно осмотреть по единому билету. В сокровищнице (в южном нефе справа, если стоять лицом к алтарю) хранятся позолоченный бюст Св. Иакова Алфейского (1332) и его мощи. Из поперечного нефа (трансепта) можно пройти в крытые галереи XVI в., выполненные в стиле платереско. С верхних этажей, украшенных фламандскими гобеленами, открывается прекрасный вид. В музее-крипте выставлены современные модели цитры, виолы и лютни, с которыми изображены старцы на Портике Славы.

История

Собор Святого Иакова был построен на месте небольшой базилики IX в. и быстро стал третьим по значению, после Иерусалима и Рима, центром христианского паломничества. Дороги, которые вели сюда, были обеспечены приютами, убежищами и церковными сооружениями. Паломники выходили из Тура, Везле и Ле-Пюи во Франции, шли через Ронсеваль или Сомпорт в Пиренеях и встречались в Пуэнте-ла-Рейна, чтобы вместе продолжать свой 13-дневный Французский путь. Путешествие приобрело такую популярность, что в XII в. было даже написано нечто вроде путеводителя для паломников (Книга св. Иакова), где подробно описывались встречающиеся области и их обитатели. Причем Страна Басков и Наварра характеризовались в довольно жестких тонах, а сведения о Кастилии и, особенно, Галисии были более поэтичными: «это земли, украшенные реками, лугами и чудесными садами, здесь выращивают замечательные фрукты и имеются хрустально чистые источники, местность изобилует золотом и серебром, тканями и мехами, а также прочими богатствами». Обнадеженные паломники стремились сюда из Португалии, Германии, Нидерландов, Италии, приплывали из Англии и скандинавских стран. Но доминировал все же Французский путь, который сохранил свое значение до наших дней.

Вдоль всего маршрута тянулись городки и селения; строились мосты и здания в романском и готическом стиле. Помимо приютов и больниц, паломники нуждались и в защите от разбойников. Эту функцию выполняли замки, форты и военно-религиозные ордена, вроде рыцарей ордена Сантьяго. Здесь же торговали амулетами, связанными с Путем Св. Иакова.

Статус паломника подтверждался раковиной морского гребешка. В старинном путеводителе содеражалась легенда о Св. Иакове: некий всадник бросился в волны у португальского побережья в тот самый момент, когда там находилось судно с апостолом. Чудесным образом конь и всадник возникли из пучины в раковинах гребешка. Из этой легенды и взяли символ, который с 1987 г. используется как официальный дорожный знак на Пути Св. Иакова.

С нач. VI в. изображения И. З. отмечены устойчивыми портретными чертами: это средовек с черной бородой и усами (в сцене «Причащение апостолов» на миниатюре из Россанского Евангелия, VI в.- Музей кафедрального собора, Россано, Fol. 4r, и на серебряном блюде 578 г.). Основные иконографические типы изображения И. З., выработанные до VI в. включительно, связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях (Мф 4. 21; 27. 56; Лк 9. 54; Мк 3. 17; 10. 35-41).

Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252)
Шествие на гору Фавор. Миниатюра из Евангелия. XII в. (Ath. Pant. 2. Fol. 252)

В ранних памятниках И. З. показан как один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса Христа (в соответствии с указанием большинства апостольских списков, он чаще всего занимает место, близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его жизни, напр. воскрешения дочери Иаира, Преображения, моления о чаше (в мозаиках «Умножение хлебов», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды» центрального нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции «Преображение» в конхе центральной апсиды кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене «Вознесение» в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит (VI — нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10 из Монцы), а также как участник событий, описанных в Деяниях св. апостолов (в сцене «Избрание ап. Матфея» (Деян 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы — Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.).

В памятниках 1-й группы встречаются изображения И. З., представленного погрудно в медальоне (imago clipeata): напр., на сводах апсиды в Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц. Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди 12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия (543-553).

Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом, И. З. изображался в иллюминированных Псалтирях как молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных миниатюрах Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129. Л. 75 об., сер. IX в.), где стихи Пс 76 проиллюстрированы изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также, возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов «детьми грома». Единоличные изображения И. З. встречаются в монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен в медальоне — на арке нартекса и на своде крипты. Ростовой образ И. З. включался в декорации поствизант. храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения И. З. чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам относится икона из мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура И. З.- средовека с темными короткими волосами и недлинной раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными складками. Ладонью правой руки он касается свернутого свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд И. З. устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в небесном сегменте помещена полуфигура Христа, благословляющего апостола. Благородство и строгость образа И. З. подчеркивается обращением к классическому репертуару, где апостол изображается подобно статуе античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано, вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но и с почитанием И. З. как брата святого, к-рому посвящен мон-рь.

Образ апостола входит в иконографию большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой частью декора правосл. храмов как в монументальном убранстве, так и в иконописи: «Преображение», «Вознесение», «Благословение на проповедь», сюжеты Страстного цикла («Омовение ног», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Предательство Иуды», «Уверение Фомы»), сцены апостольского служения.

Образ И. З. присутствует в сцене «Евхаристия» в мозаиках собора в Св. Софии (40-е гг. XI в.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого мон-ря в Киеве (1008-1118; в левой части композиции рядом с ап. Варфоломеем). В этой композиции, традиционно для древнерус. иконописи размещаемой в навершии царских врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.

Успение Пресв. Богородицы. Фрагмент иконы. Посл. треть XVIII в. (собрание К. В. Воронина)
Успение Пресв. Богородицы. Фрагмент иконы. Посл. треть XVIII в. (собрание К. В. Воронина)

Иногда образ И. З. встречается в изображениях «Воскресение — Сошествие во ад», как, напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене «Преображение» в визант. традиции X-XII вв., как в монументальной живописи, так и в иконописи и книжной миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре Хлудовской Псалтири — ГИМ. Хлуд. 129. Л. 88 об., сер. IX в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря — Ath. Iver. 1. Fol. 296v, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае — И. З. слева). В ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками: фреска каппадокийской Токалы-килисе (1) в Гёреме, X в.; композиция «Преображение» на иконе «Деисус и праздники» (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в., см.: Qhsauroi tou Agiou Orouj. Qessalonikh, 1997. S. 63); фреска в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В эмоциональных, экспрессивных произведениях палеологовского времени, когда апостолы в этой композиции словно «разлетаются» в страхе в разные стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона «Преображение» из Благовещенского собора Московского Кремля нач. XV в., ГММК). В нек-рых рус. памятниках XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым ликом, причем около его фигуры появилось надписание «апостол Иаков», как, напр., на иконе Назария Истомина Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК). Еще в искусстве средневизант. времени «Преображение» иногда иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона (Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и И. З. на гору Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v). Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб, отличаются также цветом одежд, напр. И. З. облачен в светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в сцене теофании его хитон голубой, а гиматий — лиловый. С XIV в. получила распространение иконография «Преображение» с фигурами Христа и апостолов, восходящих на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор встречаются изображения апостолов до момента Преображения (икона сер. XVII в. из собрания К. В. Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // ИХМ. Вып. 10. С. 290-306).

В сценах апостольского служения образ И. З. представлен: на фреске «Проповедь ап. Иакова» из цикла деяний апостолов в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 — мученичество.

Образ И. З. присутствует в иконографии «Собор 12 апостолов», не получившей широкого распространения, напр. на визант. иконах: из собрания А. Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на Афоне (нач. XIV в., ГМИИ); ок. 1330 г. (см.: Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986); кон. XV в. (см.: Τσιγαρίδας Ε., Λοβερδού-Τσιγαρίδα Κ. Αρχαιολογικές έρευνες στο Βελβέντο Κοζάνης // Δημοσιέυματα της Εταιρείας Μακεδονικών Σπουδών. Θεσσαλονίκη, 1982. Τ. 22. Εικ. 5a, 6). Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ) идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба апостола — И. З. и Иаков Алфеев. Буквы «IA» на нимбе изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова, как и почетное место рядом с первоверховными апостолами. В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где И. З. изображен слева в верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я четв. XV в., НГОМЗ) И. З. сидит справа, после апостолов Павла, Иоанна и Матфея.

В кон. XV в. в рус. искусстве получил распространение вариант извода «Собор 12 апостолов» — «Союзом любви связуемы апостолы», литературной основой к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В верхней части этой композиции — 3-фигурный Деисус в цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя отходят ветви, образующие пространство для полуфигур апостолов. По мнению исследователей, истоки этой иконографии восходят к иконографии «Древо Иессеево». Самый ранний сохранившийся памятник — софийская таблетка «Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов» (кон. XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен И. З. с небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).

В шитье этот сюжет использован для украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов, число апостолов увеличено; И. З. изображен в молении.

Традиция изображения на епитрахилях апостолов (среди к-рых присутствует И. З.) связана с темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит — как в греч., так и в рус. практике — к композиции «Собор 12 апостолов»: на епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658 гг., апостолы также изображены в рост (ГММК).

Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ)
Апостолы Андрей и Иаков Зеведеевы. Фрагмент иконы «Союзом любви связуемы апостолы». Кон. XV в. (НГОМЗ)

В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене «Успение Пресв. Богородицы» из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в., ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на кайме; на плащанице «Положение во гроб», дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647, ГММК), полуфигура И. З. изображена за ап. Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы «Положение во гроб» из Чудова мон-ря (1678, ГММК) и на нижней кайме плащаницы «Положение во гроб», вложенной иером. Матфеем в Соловецкий монастырь (1704, ГММК). В ризнице Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6 апостолов, среди них — И. З.

Фигура И. З. входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине (ГТГ), икона 1-й четв. XVIII в. из деисусного (апостольского) ряда в Спасо-Преображенской ц. в Кижах; икона кон. XVIII в. из иконостаса церкви дер. Селезениха Новоторжского у. Тверской губ. (см.: Красилин. 1996. С. 90. Ил. 12). В Новое время образы апостолов в иконостасах иногда группировались по неск. фигур, как, напр., на иконах кон. XVII в. «Апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома» из ц. Покрова в Филях (ЦМиАР) и «Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн Богослов, Фома, Марк, Петр» (кон. XVIII в., Гос. музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе «Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев» из собр. А. А. Кирикова (2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360, Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции Нового времени, напр. поясное изображение И. З. на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В балканском искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы И. З. не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч. Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны (см.: Манастир Дечани. Београд, 2005. С. 88).

В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома; см.: Костромская икона. 2004. Кат. № 77), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» кон. XVII в. из собрания К. В. Воронина, «Распятие с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК). На этих иконах изображены проповедь Евангелия и усекновение главы И. З. В связи с разработкой апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты апостольских страстей и образы апостолов часто включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683), где И. З. изображен в рост в откосе окна, сюжет «Усекновение главы ап. Иакова» помещен на галерее храма. Композиция «Призвание апостолов Иоанна и Иакова» представлена на юж. стене ц. прор. Илии в Ярославле, а образ И. З.- на сводах этого храма (1680).

В иконописи были распространены изображения 12 апостолов, среди к-рых был И. З., на полях икон с разными сюжетами в среднике: «Спас Вседержитель, с апостолами» (кон. XIV — нач. XV в., ГТГ) — на левом поле полуфигура И. З. со свитком в руке; «Распятие, с апостолами» (XIV в., ГРМ), балканская икона «Деисус с этимасией и святыми на полях» (кон. XIV-XV в., ГТГ) — И. З. в медальоне; «Христос на троне, с апостолами» мастера Лонгина (1590, ризница монастыря Дечаны) — в рост, на поле иконы «Свт. Николай Чудотворец» мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо следует отметить икону «Деисус и праздники», являющуюся своеобразным прообразом рус. «апостольских» Деисусов (2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) — после 7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов.

Изображение И. З. представлено среди образов апостолов и мучеников на полях иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская)» (Успенский собор, ГММК, XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества Христова в Измайлове (Москва) (Толстая Т. В. Икона «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского собора Московского Кремля и ее легенда // Визант. мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы «Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова // Там же. С. 663-668).

В композициях «Страшный Суд» в иконописи и в монументальной живописи И. З. изображается восседающим вместе с др. апостолами по сторонам Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе (2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). Жестикуляция И. З. может быть различна: поднятая рука в пророческом, указующем или благословляющем жесте.

Лит.: Künstle K. Ikonographie der Heiligen. Freiburg i. Br., 1926. S. 316, 326; The Saints: A Concise Biographical Dictionary. N. Y., 1958; Reau. Iconographie. Vol. 3/2. P. 69, 74; LCI. Bd. 7. Sp. 23-39; Byzantium at Princeton: Byzantine Art and Archeology at Princeton University: Catalogue of an Exhibition at Firestone Library. Princeton, 1986; Ендольцева Е. Ю. Становление иконографии св. апостолов Иоанна и Иакова Заведеевых // БТ. 2005. Т. 40. С. 148-165.

Лит.: Антонова, Мнева. Т. 1. Кат. 46. С. 183; Weitzmann K., Chatzidakis M., Miatev K., Radojčic S. A Treasury of Icons 6th to 17th Cent. from the Sinai Peninsula, Greece, Bulgaria and Yugoslavia. N. Y., 1966. N 39. Р. XXVI-XXVII; Θησαυρο τοῦ ῾Αγίου ῎Ορους. Σειρά Α´. Εἰκονογραφημένα Χειρόγραφα / Σ. Πελεκανίδου, Π. Κ. Χρήστου, Χ. Μαυροπούλου-Τσιούμη, Σ. Ν. Καδᾶ. ᾿Αθῆναι, 1975. Τ. 2. Εἰκ. 5, 31, 294, 295. Σ. 28, 46, 170, 171; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 32-40, 50-51, 254, 308, 315; Князева Л. П. и др. Иконопись Палеха из собр. Гос. музея Палехского искусства. М., 1994. С. 76, 148. Ил. LXV; Βοκοτόπουλος Π. Λ. ῾Ελληνική Τέχνη: Βυζαντινές Εἰκόνες. ᾿Αθῆναι, 1995. Σ. 44, 46; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 10; Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство // Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII — нач. XX в. М., 1996. С. 90-113; Βλαχοπούλου-Καραμπίνα Ε. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβὴρων: Χρυσοκέντητα ἄμφια κα πέπλα. ῞Αγιον ῎Ορος. 1998. Σ. 56, 104; Комашко Н. И., Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях. М., 2003. С. 60; Костромская икона XIII-XIX вв. / Авт.-сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. № 27, 77; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье. Кат. М., 2004. Кат. 98, 110, 129, 151; Бенчев И. З. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 6-7; Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Вел. Новгорода: Софийские святцы. М., 2007. Табл. XXI; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 196; Сызранская икона. Самара, 2007. Кат. 57; Иконы Вел. Новгорода XI — нач. XVI в. М., 2008. С. 36; Хауштайн-Берн Е., Бенчев И. З. Музей иконы в Рекклингхаузене. М., 2008. С. 243.

Е. М. Саенкова

Свя­тый Иа­ков, сын Зе­ве­де­ев и брат свя­то­го еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва, был од­ним из две­на­дца­ти апо­сто­лов, из­бран­ных Гос­по­дом в уче­ни­ки Се­бе из про­стых ры­ба­рей. По­зван­ный Иису­сом Хри­стом, Иа­ков вме­сте со сво­им бра­том оста­вил ко­рабль, от­ца и ры­бо­лов­ные се­ти и по­шел за Хри­стом (Мф.4:21-22), сле­дуя за Ним всю­ду, вни­мая ре­чам Его и ви­дя чу­де­са, со­вер­ша­е­мые Им. И Гос­подь так воз­лю­бил обо­их бра­тьев, что од­но­му поз­во­лил воз­ле­жать на пер­сях Сво­их (Ин.13:23), а дру­го­му (Иа­ко­ву) обе­щал дать пить ча­шу, ко­то­рую Сам дол­жен был ис­пить (Мф.20:22-23). И са­ми апо­сто­лы так силь­но воз­лю­би­ли Гос­по­да сво­е­го и по­ка­за­ли та­кую пре­дан­ность Ему, что хо­те­ли низ­ве­сти на неве­ру­ю­щих в Него огонь с неба, чтобы ис­тре­бить их (Лк.9:54); и они сде­ла­ли бы это, ес­ли бы Сам ми­ло­сер­дый Гос­подь Иисус Хри­стос не вос­пре­тил им. Этим двум апо­сто­лам, Иа­ко­ву Зе­ве­де­е­ву и Иоан­ну, а так­же апо­сто­лу Пет­ру Гос­подь пре­иму­ще­ствен­но пред все­ми дру­ги­ми апо­сто­ла­ми от­кры­вал Свои Бо­же­ствен­ные свой­ства и Свои тай­ны, как это бы­ло, на­при­мер, на Фа­во­ре, ко­гда Гос­подь, по­же­лав по­ка­зать сла­ву Сво­е­го Бо­же­ства, взял с Со­бою Пет­ра, Иа­ко­ва и Иоан­на (Мф.17:1-9).
По­сле воль­но­го стра­да­ния, вос­кре­се­ния и воз­не­се­ния Гос­по­да на­ше­го и по нис­по­сла­нии Свя­то­го Ду­ха свя­той апо­стол про­шел Ис­па­нию и дру­гие стра­ны с про­по­ве­дью сло­ва Бо­жия. По­том он сно­ва вер­нул­ся в Иеру­са­лим и был здесь для Иуде­ев как гром (Мк.3:17), ибо му­же­ствен­но и дерз­но­вен­но про­по­ве­до­вал Иису­са Хри­ста, го­во­ря, что Он есть ис­тин­ный Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра. Иа­ков по­беж­дал в спо­рах фа­ри­се­ев и книж­ни­ков, об­ли­чая и уко­ряя их за же­сто­ко­сер­дие в неве­рие. Они же, не бу­дучи в си­лах про­ти­во­стать ему, за день­ги на­ня­ли про­тив него неко­е­го волх­ва, по име­ни Гер­мо­ге­на, дабы он всту­пил в пре­ние с Иа­ко­вом и по­сра­мил бы его. Но волхв, бу­дучи гор­дым, не по­же­лал сам бе­се­до­вать с Иа­ко­вом, а по­слал сво­е­го уче­ни­ка, по име­ни Фили­та, ска­зав:
– Не толь­ко ме­ня са­мо­го, но да­же и уче­ни­ка мо­е­го Иа­ков не смо­жет одо­леть в спо­ре.
Филит при­шел и бе­се­до­вал со свя­тым апо­сто­лом Иа­ко­вом, но, бу­дучи не в со­сто­я­нии про­ти­вить­ся пре­муд­ро­сти Ду­ха Свя­то­го, ко­то­рой был пре­ис­пол­нен апо­стол, мол­чал, как немой, и не мог со­вер­шен­но от­крыть сво­их уст для воз­ра­же­ния апо­сто­лу. По­знав ис­ти­ну, Филит сми­рил­ся и, воз­вра­тив­шись к сво­е­му учи­те­лю-волх­ву, воз­ве­стил ему, что нель­зя пре­одо­леть Иа­ко­ва, ко­то­рый под­твер­жда­ет сло­ва свои да­же чу­де­са­ми. При сем Филит со­ве­то­вал учи­те­лю сво­е­му оста­вить свое муд­ро­ва­ние и волх­во­ва­ние и сде­лать­ся са­мо­му уче­ни­ком Иа­ко­ва. Но гор­дый Гер­мо­ген сво­и­ми ча­ра­ми при­звал 6есов и по­ве­лел им дер­жать Фили­та на од­ном ме­сте свя­зан­ным так, что он не мог сдви­нуть­ся с ме­ста, и ска­зал при этом:
– По­смот­рю, как из­ба­вит те­бя твой Иа­ков.
Филит же по­слал тай­но к апо­сто­лу из­ве­стие о том, что он ча­ра­ми Гер­мо­ге­на свя­зан бе­са­ми. Узнав о сем , апо­стол по­слал к нему свое по­ло­тен­це, ска­зав , чтобы он взял по­слан­ное к нему по­ло­тен­це и про­из­нес та­кие сло­ва: «Гос­подь ре­шит око­ван­ныя, Гос­подь воз­во­дит низ­вер­жен­ныя» (Пс.145:7-8).
Лишь толь­ко Филит про­из­нес эти сло­ва, тот­час осво­бо­дил­ся от неви­ди­мых уз, ибо бе­сы, устра­шив­шись по­ло­тен­ца апо­сто­ла и си­лы про­из­не­сен­ных слов, оста­ви­ли Фили­та и убе­жа­ли от него. То­гда Филит, по­сме­ясь над Гер­мо­ге­ном, при­шел к свя­то­му Иа­ко­ву и, на­учен­ный им свя­той ве­ре, кре­стил­ся.
Гер­мо­ген же, ис­пол­нив­шись силь­ной яро­сти и гне­ва, за­клял бе­сов, слу­жив­ших ему, при­ве­сти к нему свя­зан­ны­ми Иа­ко­ва и Фили­та. Но ко­гда бе­сы при­бли­зи­лись к то­му жи­ли­щу, в ко­то­ром оби­тал свя­той Иа­ков с Фили­том, тот­час Ан­гел Гос­по­день по по­ве­ле­нию Бо­жию взял тех бе­сов и, свя­зав их неви­ди­мы­ми уза­ми, стал их му­чить. Бе­сы же в слух всех вос­кли­ца­ли, бу­дучи му­чи­мы си­лою Бо­жи­ею:
– Иа­ков, апо­стол Хри­стов, будь ми­ло­сер­дым к нам, ибо мы по по­ве­ле­нию Гер­мо­ге­на при­шли свя­зать те­бя и Фили­та, а вот ныне са­ми креп­ко свя­за­ны и же­сто­ко стра­да­ем.
Свя­той Иа­ков ска­зал бе­сам:
– Ан­гел Бо­жий, свя­зав­ший вас, да раз­ре­шит вас от уз, и вы пой­ди­те и при­ве­ди­те ко мне сю­да Гер­мо­ге­на, не сде­лав ему ни­ка­ко­го вре­да.
Тот­час бе­сы, раз­ре­шен­ные от уз, по­шли к Гер­мо­ге­ну и, схва­тив­ши его, в мгно­ве­ние ока по­ста­ви­ли свя­зан­ным пред апо­сто­лом и про­си­ли апо­сто­ла, чтобы он поз­во­лил им ото­мстить свои оби­ды на Гер­мо­гене. Апо­стол же спро­сил бе­сов, по­че­му они не свя­за­ли Фили­та, как по­ве­лел им сде­лать это Гер­мо­ген. Бе­сы на это от­ве­ча­ли:
– Мы да­же и му­хи не мо­жем тро­нуть в тво­ем до­ме.
То­гда апо­стол ска­зал Фили­ту:
– Гос­подь наш по­ве­лел за зло воз­да­вать доб­ром, по­се­му и ты осво­бо­ди Гер­мо­ге­на и из­бавь его от бе­сов.
По­сле это­го апо­стол ска­зал Гер­мо­ге­ну, осво­бож­ден­но­му от бе­сов­ских уз:
– Гос­подь наш не же­ла­ет иметь слуг по при­нуж­де­нию, но же­ла­ет иметь слуг доб­ро­воль­ных; по­се­му ты сту­пай ку­да по­же­ла­ешь.
Но Гер­мо­ген ска­зал:
– Как толь­ко я вый­ду из тво­е­го до­ма, ме­ня тот­час убьют бе­сы, ибо я знаю, как ве­ли­ка их ярость; знаю так­же, что мне невоз­мож­но из­ба­вить­ся от них, ес­ли ты не за­щи­тишь ме­ня.
То­гда апо­стол дал ему в ру­ки свой жезл, ко­то­рый он упо­треб­лял в пу­ти. Гер­мо­ген по­шел с тем жез­лом в свой дом и по до­ро­ге не пре­тер­пел от бе­сов ни­че­го ху­до­го. По­знав та­ким об­ра­зом си­лу Хри­сто­ву и уви­дев немощь бе­сов, Гер­мо­ген со­брал все свои вол­шеб­ные кни­ги, при­нес свя­то­му Иа­ко­ву и, при­пав к но­гам его, вос­клик­нул:
– Ис­тин­ный раб Ис­тин­но­го Бо­га, из­бав­ля­ю­щий от по­ги­бе­ли ду­ши лю­дей! По­ми­луй и ме­ня, и при­ми тво­е­го вра­га в уче­ни­ки се­бе.
На­учен­ный Иа­ко­вом свя­той ве­ре, Гер­мо­ген при­нял кре­ще­ние, по по­ве­ле­нию апо­сто­ла сжег свои вол­шеб­ные кни­ги и сде­лал­ся ис­тин­ным слу­гою Хри­сто­вым, так что име­нем Иису­са Хри­ста тво­рил чу­де­са.
Иудеи, ви­дя все со­вер­шив­ше­е­ся, при­шли в силь­ную ярость и уго­во­ри­ли ца­ря Иро­да воз­двиг­нуть го­не­ние на Цер­ковь Хри­сто­ву и умерт­вить Иа­ко­ва: «В то вре­мя царь Ирод под­нял ру­ки на неко­то­рых из при­над­ле­жа­щих к церк­ви, чтобы сде­лать им зло, и убил Иа­ко­ва, бра­та Иоан­но­ва, ме­чом. Ви­дя же, что это при­ят­но иуде­ям, вслед за тем взял и Пет­ра, – то­гда бы­ли дни опрес­но­ков, – и, за­дер­жав его, по­са­дил в тем­ни­цу» (Де­ян.12,1-4).
Ев­се­вий, епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской, по­вест­вуя о свя­том Иа­ко­ве, пи­шет, что, ко­гда он был осуж­ден Иро­дом на смерть, некий че­ло­век по име­ни Иосия, один из до­нес­ших Иро­ду на апо­сто­ла, ви­дя му­же­ство и дерз­но­ве­ние свя­то­го Иа­ко­ва и ура­зу­мев невин­ность и свя­тость его, а так­же ис­ти­ну ска­зан­ных им слов (о при­ше­ствии Мес­сии – Хри­ста), уве­ро­вал во Хри­ста и сде­лал­ся ис­по­вед­ни­ком Хри­сто­вым. Тот­час и он, вме­сте со свя­тым апо­сто­лом Иа­ко­вом был осуж­ден на смерть. Ко­гда они вме­сте шли на ме­сто каз­ни, то на пу­ти встре­ти­ли рас­слаб­лен­но­го, ле­жа­ще­го при до­ро­ге, и свя­той апо­стол ис­це­лил его. Ко­гда же они при­к­ло­ни­ли свои го­ло­вы на усе­че­ние, Иосия мо­лил свя­то­го Иа­ко­ва, дабы он про­стил ему грех , со­де­лан­ный им по неве­де­нию, – про­стил ему, что он до­нес на него ца­рю. Апо­стол , об­няв и об­ло­бы­зав его, ска­зал ему: «мир с то­бою» – и оба они, пре­кло­нив свои го­ло­вы на усе­че­ние, вме­сте скон­ча­лись (око­ло 42 го­да от Рож­де­ства Хри­сто­ва).
По­сле усек­но­ве­ния их уче­ни­ки свя­то­го апо­сто­ла Иа­ко­ва, взяв те­ло его, по Бо­же­ствен­но­му из­во­ле­нию от­нес­ли его в Ис­па­нию, где и до­ныне по­да­ют­ся от гро­ба его ис­це­ле­ния бо­ля­щим и со­вер­ша­ют­ся чу­де­са во сла­ву Хри­ста Бо­га, со От­цем и Свя­тым Ду­хом всею тва­рью про­слав­ля­е­мо­го во ве­ки. Аминь.

МОЛИТВЫ

Тропарь апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова
глас 3

Tour Saint-Jacques

Не счесть всех достопримечательностей Парижа, но среди них есть несколько таких, которые были незаслуженно преданы забвению и только сегодня они вновь обретают свое место в истории и на карте достопримечательностей.

Такая участь постигла и башню Сен-Жак, которая находится совсем рядом со славной площадью Шатле.

Немного истории

Эта готическая красавица, высотой 52 метра, сегодня после проведенной недавно реставрации, выглядит несколько искусственной, кажется, что вместе со смытой копотью ушла и часть таинственности.

Башня производит несколько странное впечатление, одинокая готическая башня, рядом ни церкви, ни замка, нет даже развалин крепостных стен. На самом деле история ее настолько таинственна и глубока, что, кажется, само провидение сохранило эту древнюю свидетельницу былых времен Парижа, ее не разрушили ни преобразования, ни революции, пощадило время. Вот и стоит она в самом сердце Парижа еще с начала XVI века.

Венчает вершину одинокой башни статуя святого Иакова (Сен-Жак, Сантьяго, Сент-Джеймс), работа скульптора Шеньон. Но башня не всегда находилась в одиночестве, в былые времена это была колокольня огромнейшей церкви, занимавшей площадь всего нынешнего сквера, окружающего башню.

Сен-Жак – помощница алхимиков и ученых:

Это была Сен-Жак-де-ла-Бушери — старинная парижская церковь, находившаяся на пересечении главных дорог, в том числе и дороги на юг, тропы паломников к Сантьяго-де-Компостела, святыне находящейся в Испании. Жертвовали на церковь зажиточные мясники, богатые буржуа и писари, крошечные хибарки которых ютились рядом. Среди них был и Никола Фламель. Существует легенда, якобы в руки Фламелю попал таинственный манускрипт, с того времени занялся он поиском философского камня и формулы превращения металла в золото. Говорят – нашел, и тайны все раскрыл, но…

Никола Фламель умер и унес с собой все тайны, похоронили его в церкви, чудом сохранился и надгробный камень с надписью.

Со знаменитой церковью связано имя великого математика XVII века Блеза Паскаля, который неоднократно поднимался на вершину башни и там проверял свои открытия о земном притяжении и пустоте. Говорят, что именно здесь он придумал свой гидравлический пресс.

В этой церкви в начале XVIII века играл Франсуа Куперен – выдающийся композитор, а в конце XVIII века в Париже случилась революция…

Церковь была разграблена, продана на слом, но даже революционные власти не решились ломать башню Сан-Жак. В 1836 году Париж выкупил ее. Реконструкция и восстановление начались в 1854 году, башня представляла жалкое зрелище, сброшены на землю лев, орел, телец и ангел – символы евангелистов, сброшена и фигура Сен-Жака. К счастью, по крупицам удалось все восстановить. Глядя на «пламенеющую готику» башни, невольно задумываешься, над тем, какие тайны скрывает эта хранительница вечности.

Путь Святого Иакова через Европу Путь во Франции

Путь Сантьяго , также известный как Путь Святого Иакова, простирается из разных стран Европы и даже Северной Африки на пути к Сантьяго-де-Компостела и Финистерре . Местные власти пытаются восстановить многие древние маршруты, даже те, которые использовались в течение ограниченного периода, в интересах туризма.

Далее следует обзор основных маршрутов современного паломничества .

Списки всемирного наследия ЮНЕСКО

Маршруты Северной Испании и Франция пути (Camino Frances) являются те , перечисленными в Списке всемирного наследия по ЮНЕСКО .

Маршруты Северной Испании

Маршруты Северной Испании — это сеть из четырех христианских паломнических маршрутов на севере Испании.

Camino Primitivo

Камино Примитиво отделяется от северного побережья к югу от Вильявисиоса, недалеко от Овьедо, и его протяженность составляет 355 км (включая примерно 40 км по Камино Франсес в конце). Как следует из названия, это один из первых Каминосов.

Прибрежный путь

Основная статья: Португальский путьСтавки 1669 года Пьера Марии Бальди , нарисованные во время паломничества будущего великого герцога Козимо III Медичи .

Португальский путь ( испанский : Camino Portugués , португальский : Caminho Português ) начинается в Лиссабоне или Порту в Португалии. Из Порту вдоль реки Дору паломники едут на север, пересекая реки Аве , Кавадо , Лима и Минью, прежде чем попасть в Испанию, а затем пройти через Падрон, прежде чем прибыть в Сантьяго. Это второй по популярности способ после французского. Длина маршрута 610 км, старт в Лиссабоне, и 227 км, старт в Порту. Из Лиссабона отправной точкой является Лиссабонский собор , пересекающий термальную больницу Калдаш-да-Раинья (1485 г.) и направляющийся к монастырю Алкобаса (1252 г.), который был альберге (общежитием) для средневековых паломников, которые могли остаться там только на одну ночь . Используя римские дороги, паломники направились в Коимбру и должны были добраться до Порту до наступления темноты, так как ворота города закрылись, однажды паломники направились в церковь Сан-Мартинью-де-Седофейта (ок. 1087 г.).

Есть два традиционных маршрута из Порту: один внутренний (Центральный путь) и прибрежный путь ( Каминью-да-Коста ). Ставки считаются центральным местом на португальском пути. Этот путь использовался со времен средневековья, и древний монастырь Ратес (перестроенный в 1100 году) приобрел значение благодаря легенде о святом Петре Ратесе . Легенда гласит, что святой Иаков рукоположил Петра первым епископом Браги в 44 году нашей эры. Петр умер мученически, пытаясь обратить местных язычников .

Прогулка по деревенской церкви монастыря Рейтс демонстрирует богатое наследие романского искусства . Храм сохранился без особого вмешательства со времен средневековья.

Тарифы также являются местом расположения первого современного хостела для паломников ( Albergue ) по-португальски. По пути к монастырю Ратес находится средневековый мост Дом Замейро. Он был (пере) построен в 1185 году для легкого перехода через реку Аве средневековыми паломниками. Он является частью римской улицы Виа Ветерис и известен в средние века как Karraria Antiqua (старый способ), так как мост имеет римское происхождение. После выхода из монастыря, переправа через реку Каваду была совершена с использованием барж, приземляющихся в Барка-ду-Лаго, что буквально означает «баржа у озера». Братство Барса-ду-Лаго заявило в 1635 году: «Этот отрывок очень популярен и уже более 400 лет находится в нашем мирном владении». Португальский король Санчо II совершил переход здесь во время паломничества в 1244 году, а столетия спустя король Мануэль I сделал то же самое в 1502 году. В настоящее время переход, который заменяет баржи как на прибрежном, так и на прибрежном отводе центрального пути, осуществляется через Понте. de Fão, построенный в 1892 году, направляясь к замку Нейва , ныне утерянному, Нейва был городищем Кастро и раннесредневековым замком. Для паломников, предпочитающих внутренний путь, переход осуществляется через средневековый мост Барселуш , построенный между 1325 и 1328 годами.

Португальская позднеготическая церковь Матрис в Вила-ду-Конде, построенная во время паломничества Португалии Мануэля I в 1502 году.

Переправа через реку Лима осуществляется по Эйфелеву мосту (1878 г.) прибрежным путем, первоначально на баржах. Мост и город Виана-ду-Каштелу отмечены осмотром памятника-храма Санта-Лузия (1904 г.) на вершине холма. Фонарь башня святилища, где паломник может видеть большую часть своего маршрута в одном из самых знаковых взглядов Северной Португалии. Паломников лечили в Старой больнице Виана-ду-Каштелу, общежитии для паломников с начала 15 века. Для внутреннего маршрута используется мост Понте-де-Лима . Более поздний мост, возможно, датируется I веком и был перестроен в 1125 году. Одна из самых утомительных частей внутреннего пути Португалии находится на холмах Лабруджа в Понте-де-Лима, которые трудно пересечь. В классической античности Лима имела свойства потери памяти из-за событий древней битвы между Турдули и кельтами . Страбон сравнил ее с мифологической Летой , рекой невнимательности. Два древних каноэ, найденные в Ланезесе ( Виана-ду-Каштелу ), и маршрут римского пути Лока-Маритима предполагают, что это было место, где римские солдаты опасались переправы во время завоевания региона в 136 году до нашей эры.

Прибрежный путь получил известность в 15 веке из-за растущего значения прибрежных городов с наступлением эпохи открытий . После выезда из Порту маршрут отделяется от центральной дороги в сельской местности Вила-ду-Конде . Город до сих пор венчает монастырь Санта-Клара (1318 г.). Город известен строгой готикой и роскошной позднеготической архитектурой. Церковь Матрис в Вила-ду-Конде была построена королем Португалии Мануэлем I во время паломничества. Растущее значение Повуа-де-Варзин привело к появлению этого нового направления. В Повуа-де-Варзим, небольшая часовня Святого Иакова (1582 г.) на площади Праса-да-Република хранит икону Святого Иакова XV века, найденную на пляже, путь следует на запад к пляжу. направляясь в Эшпозенде , Виана-ду-Каштелу и Каминья, не доезжая до испанской границы.

Современная версия прибрежного пути, продвигаемого немецкими паломниками, непрерывно проходит через Северную Португалию вдоль моря по пляжным дорожкам. Эта версия Прибрежного пути, также называемая Сенда Литорал, приобретает все большее значение, поскольку традиционный маршрут становится все более урбанизированным, а новый вариант некоторые паломники считают более приятным. Непосредственно перед пересечением в Испанию есть также 2-3-дневный объезд от прибрежного пути, который называется Духовный обход ( variante espiritual ), известный своим уединением и красотой.

Путь Camino вьется вглубь страны, пока не достигает испанской границы на реке Минью через Валенсу , направляясь в 108 км пешком до Сантьяго, проходя через Туи .

Менее популярный португальский маршрут, Caminho Português Interior , начинается либо в деревне Фарминьян, либо в соседнем городе Визеу и продолжается вдоль долины реки Дору через Ламего, Чавес и Верин, а затем соединяется с Виа де ла Плата в Оренсе. . Маршрут по этому маршруту, общая протяженность которого составляет около 420 км, проходит с перерывами до испанской границы.

Прибрежный путь соединяется с французским путем через Лиебанский маршрут.

Северный путь

Маркер маршрута на побережье Кантабрии .

Северный путь ( исп . Камино-дель-Норте ) (также известный как «Маршрут Льебаны») — это пятинедельный прибрежный маршрут протяженностью 817 км из Страны Басков в Ируне , недалеко от французской границы, по северному побережью Испании в Галисию, где он направляется вглубь страны к Сантьяго, присоединяясь к Камино Франсес в Арсуа . Этот маршрут проходит по старой римской дороге Виа Агриппа и является частью прибрежного маршрута ( исп . Ruta de la Costa ). Этот маршрут использовался христианскими паломниками, когда мусульманское господство распространилось на север и делало путешествие по французскому Камино опасным.

Маршрут проходит через Сан-Себастьян , Гернику , Бильбао и Овьедо . Это менее населенный, менее известный и, как правило, более сложный пеший туризм. Приюты находятся на расстоянии от 20 до 35 километров друг от друга, а не через каждые четыре-десять километров, как на Камино Франс, есть общежития ( исп . Albergues ) или монастыри.

Туннельный путь

Туннельный путь также известен как Туннельный маршрут, Баскский внутренний маршрут и Сан-Адрианский маршрут. В раннем средневековье, когда Северный (Прибрежный) Путь был предметом стычек викингов и присутствия мусульман, а набеги угрожали паломникам и торговым путям в приграничных территориях, Тоннельный Путь обеспечивал безопасную дорогу к северу от приграничной зоны, то есть Гипускоа и Алава . Это может быть самый старый и самый важный участок Пути Святого Иакова до его расцвета в 13 веке. От начальной точки в Irún , дорога руководители юго-запад вверх по Ория долине ( Villabona , Вильяфранка-де-Ордисия , Zegama ), достигает своей высшей точки в тоннеле Сан — Адриан и проходит через Алавана равнины ( Залдуондо , Salvatierra / Agurain , Витории и Миранда де Эбро ). Однако до последнего в наши дни паломники обычно делают объезд на юг в сторону Аро и далее в Санто-Доминго-де-ла-Кальсада из-за его лучшего обеспечения.

Camino Francés

Основная статья: French Way

Французский путь ( исп . Camino Francés ) — самый популярный из маршрутов. Он проходит от Сен-Жан-Пье-де-Порт на французской стороне Пиренеев до Ронсесвальеса на испанской стороне, а затем проходит в Сантьяго-де-Компостела через крупные города Памплона , Логроньо , Бургос и Леон .

В Испании и Португалии

Следующие маршруты в Сантьяго проходят на Пиренейском полуострове .

Арагонский путь

Основная статья: Арагонский путь

Арагонский путь ( исп . Camino Aragonés ) спускается от перевала Сомпорт в Пиренеях и проходит через старое королевство Арагон . Он следует по реке Арагон, проходящей через такие города, как Хака . Затем он переходит в провинцию Наварра к Пуэнте-ла-Рейна, где соединяется с Камино Франсес .

Английский путь

Основная статья: Английский путь

Английский путь ( исп . Camino Inglés ) традиционно используется паломниками, которые отправились в Испанию морем и высадились в Ферроле или Ла-Корунья . Затем эти паломники отправились в Сантьяго по суше. Он назван так потому, что большинство этих паломников были англичанами, хотя некоторые приехали со всех концов Северной Европы.

Камино Мосарабе и Виа де ла Плата

Иногда неверно известное на английском языке как Серебряный путь или Путь — «Плата» является искажением арабского слова балат , означающего асфальтированную дорогу.

Виа — де — Ла — Плата (один раз в римской дамбе , соединяющей Италийский и Asturica Augusta ) начинается в Севилье , откуда она идет на север , в Самора через Сафра , Касерес и Саламанке . Он гораздо менее посещаем, чем Французский путь или даже Северный путь — в 2013 году из 215 000 паломников, получивших путевку в Сантьяго, 4,2% путешествовали по Виа-де-ла-Плата , по сравнению с 70,3% по Камино Франсес . После Заморы есть три варианта. Первый маршрут, или Камино Санабрес, направляется на запад и достигает Сантьяго через Оренсе . Другой маршрут продолжается на север в Асторгу , откуда паломники могут продолжить свой путь на запад по Камино Франсес в Сантьяго. Третий, редко используемый маршрут, пересекает Португалию и проходит через Брагансу , соединяясь с Камино Санабрес около Оренсе.

Camino Mozárabe маршрут из Альмерии , Гранады и Малаги , проходит через Кордову , а затем соединяется с Via — де — Ла — Плата в Мериде .

Камино де Мадрид

Путь Мадрида идет на север от Мадрида, через Сеговию и недалеко от Валладоида, соединяясь с Камино Франсес в Саагуне .

Камино дель Эбро

Путь Камино-дель-Эбро начинается в Каталонии в Сан-Жауме-д’Энвежа, недалеко от Дельтебре , где традиционно считается, что Святой Иаков покинул Испанию на пути домой, чтобы принять мученическую смерть в Палестине, и следует по реке Эбро мимо Тортосы и Сарагосы , присоединяясь к Камино Франсес в Логроньо .

Камино-де-Сантьяго-де-Сория

Это место, которое иногда называют Кастеллано-Арагонес , покидает Камино-дель-Эбро в Галлуре и проходит мимо Сории в Санто-Доминго-де-Силос , где соединяется с Камино-де-ла-Лана .

Камино де ла Лана

Камино — де — ла — Лана (иногда Рута — де — ла — Lana ), или шерсть дорога, листья Аликанте и направляется в основном в северном направлении на 670 км, соединяющего Camino Frances в Бургосе .

Камино де Леванте

Камино дель Суресте

В Camino дель Sureste начинается в Аликанте и следует широко схожий маршрут как Камино дель Levante из Альбасета до Медины — дель — Кампо, где маршруты раздвоенной, с Sureste заголовка на севере к Тордесильясскому , соединяющему Виа — де — ла — Плату в Бенавенте , а Levante идет на запад к Торо и Заморе.

Камино де Торрес

Путь Торрес начинается в Саламанке , проходит мимо Сьюдад-Родриго , пересекает португальскую границу возле Алмейды , продолжается мимо Браги и присоединяется к Португальскому пути в Понте-де-Лима .

Camino de Invierno

Этот маршрут протяженностью 275 км уходит от Французской дороги в Понферраде и обходит О-Себрейро, а вместо этого проходит через Кирогу, Монфорте-де-Лемос и Лалин, а затем присоединяется к Виа-де-ла-Плата в А-Лаксе. Традиционно паломники использовали этот способ, чтобы избежать снежного покрова О-Себрейро зимой, от которого и произошло его название. Он был официально признан одним из действующих маршрутов для получения Компостелы в 2016 году. Этот маршрут уникален, так как проходит через все четыре провинции Галисии: Оренсе, Луго, Понтеведра и Ла-Корунья.

Во Франции

Считается, что Путь Святого Иакова берет свое начало во Франции, где он называется Le Chemin de Saint Jacques de Compostelle . Это причина того, что сами испанцы называют Путь Святого Иакова «французской дорогой», поскольку большинство паломников, которых они видели, были французами. Происхождение паломничества чаще всего упоминается как Codex Calixtinus , который определенно является французским документом. Хотя в Кодексе каждый был призван присоединиться к паломничеству, было четыре основных отправных пункта в соборных городах Тур , Везеле , Ле-Пюи-ан-Веле и Арль . Сегодня это все маршруты сети Grande Randonnée .

Маршрут Париж и туры

Маршрут Париж и Тур ( Via Turonensis ) когда-то был излюбленным местом паломничества жителей Нидерландов, а также жителей Северной и Западной Франции. Поскольку другие маршруты становятся переполненными, этот маршрут становится все более популярным из-за религиозных и туристических аспектов памятников на пути.

Одна из отправных точек — Тур Сен-Жак в Париже, а затем Орлеан- Тур или Шартр- Тур. Из Тура маршрут проходит через Пуатье и Бордо , лес в Les Landes, а затем соединяется с Camino Francés, национальной трассой GR 65 , недалеко от Остабата, незадолго до Сен-Жан-Пье-де-Порт или до Камино-де-ла-Коста. в Ируне .

Маршрут Везеле

Vézelay маршрут проходит через Лимож и присоединяется к GR 65 рядом Ostabat.

Маршрут Ле Пюи

Основная статья: Via Podiensis Знаки, обозначающие начало Via Podiensis

Маршрут Ле-Пюи ( лат . Via Podiensis , французский : route du Puy ) путешествуют паломники, начинающиеся в Ле-Пюи-ан-Веле или проходящие через него . Он проходит через Конк , Каор и Муассак, прежде чем попасть в Сен-Жан-Пье-де-Порт. Это часть GR 65 .

Arles Way

Арль Way ( французский : La Voie d’Арль или Chemin d’Арль ) на юге Франции, названная в честь этого главного собора города проходит в Монпелье , Тулузе и Олорон-Сент-Мари доходя до испанской границы на Col де Somport в максимуме Пиренеи . Его также называют Виа Толосана , название, которое следует латинскому соглашению для других французских маршрутов, потому что оно проходит через Тулузу, само по себе известное место паломничества. После прохождения Пиренеев его называют Арагонским путем . Это единственный французский маршрут, который не ведет к Камино Франс в Сен-Жан-Пье-де-Порт. Получив свое арагонское название, он присоединяется к Камино Франсес в Пуэнте-ла-Рейна .

В Бельгии и Нидерландах

Считается, что Путь Святого Иакова в Нидерландах начался после того, как Святой Бонифаций принес христианский мир во Фрисландию, и поклонение его мощам возле Доккума стало популярным с 800 года. Однако маршрут не стал популярным до 15 века, много позже легенды о Сантьяго Матаморос . Голландское братство Св. Иакова считает несколько соборных городов официальными отправными маршрутами . Харлем , многовековая отправная точка, был отправной точкой современного велосипедного маршрута в Сантьяго-де-Компостела с 1983 года, когда международная рабочая группа ученых исследовала старый маршрут, а одна из них разработала набор карт. С того времени были опубликованы другие велосипедные маршруты в Сантьяго-де-Компостела из других голландских городов, в первую очередь из Маастрихта . Голландцы и северные (фламандские) бельгийцы называют этот маршрут Jacobsroute . В Валлонии (южная Бельгия) он называется Le Chemin de Saint Jacques de Compostelle .

Другой голландский дальний путь, Пелгримспад (Путь паломников), ведет из Амстердама в Висе в Бельгии (примерно в 100 км от Намюра) и, возможно, был маршрутом для паломников Святого Иакова, отправлявшимся из Амстердама, и соединялся с одним из основных маршрутов. в Везеле. Другой древний маршрут можно проследить через Гент (обратите внимание на гребешок на шляпе паломников в нижней правой части Гентского алтаря ) и Амьен, чтобы соединиться с Парижем и Виа Туроненсис, одним из четырех основных французских маршрутов.

Ошибочно полагать, что средневековые паломники были сосредоточены только на одной цели. Большинство паломников Святого Иакова на протяжении веков останавливались, чтобы посетить другие знаменитые реликварии, и многие из самых популярных из них во Франции и северной Испании перечислены в Кодексе. У многих были и раковина морского гребешка, и пальмовая ветвь, что указывало на то, что они были или собирались как в Рим, так и в Сантьяго-де-Компостела.

В Германии

См. Также: Палатинские пути святого Иакова

Все дороги в Германии называются Wege der Jakobspilger . Другие названия, которые можно увидеть на разметке троп, — это » Jakobsweg » и » Jakobspilgerweg «.

Один участок Пути Святого Иакова проходит через немецкие земли Саксония , Саксония-Анхальт , Тюрингия и Гессен по историческому торговому маршруту Via Regia от Герлица через Баутцен , Каменц , Гросенхайн , Вюрцен , Лейпциг , Мерзебург. , Наумбург (Заале) , Эрфурт , Гота , Айзенах и Вача в Фульду . Его длина составляет 500 км. 6 июля 2003 года в Кенигсбрюке открылся первый участок в Эрфурт . Открытие второй секции последовало 11 октября 2003 года в Ваче. Участок исторической «Виа Региа» также называется «Путь экуменических паломников» ( Ökumenischer Pilgerweg ).

Предоставление ссылки на Франконие , саксонского Путь Святого Иакова на франконском Road ( Саксонская Jakobsweg ан — дер — Frankenstraße ) проходит от Königsbrück через Wilsdruff до Грумб (старое земляного полотно до 15 — го века) и из Бауцена через Бишофсвердо , Дрезден , Кессельсдорф , Грумбы , через лес Тарандт в Фрайберг и далее в Хемниц и Цвиккау , чтобы присоединиться к Виа Империи, идущей из Лейпцига, прежде чем продолжить путь через Плауэн , Хоф и Байройт в Нюрнберг. Вывеска проводилась в 2009-13 гг. Между Wilsdruff и Grillenburg в Тарандте лесу он работает в том же древнем маршруте коридоре , как Святой путь из Чехии в Мейсен , который также возрождается.

В Швейцарии

Паломнический мост к аббатству Айнзидельн между Рапперсвилем (SG) и Hurden (SZ) , Heilig Hüsli и Seedamm справа (декабрь 2009 г.)

Путь Святого Иакова также известен в Швейцарии как Якобсвег, а в Швейцарии — это Виа Якоби . Многие маршруты, начинающиеся из Скандинавии, Германии, Австрии, Восточной Европы и даже Италии / Южного Тироля, вели в Швейцарию, а оттуда во Францию. Начиная с раннего средневековья (9-10 века), паломники, прибывшие из Северной и Восточной Европы, пересекали Швейцарию на Боденском озере и путешествовали через всю страну в Женеву на французской границе. Путешествуя по сельской местности, паломники миновали три традиционных места паломничества: аббатство Айнзидельн , Флюэли Ранфт и пещеры Святого Беатуса . Они также путешествовали по историческим городам и деревням, включая Санкт-Галль , Люцерн , Швиц , Интерлакен , Тун , Фрибург и Лозанну . Сегодня оригинальные пути были отреставрированы, и Виа Якоби является неотъемлемой частью Европейского Пути Святого Иакова.

В Ирландии

Ворота Святого Иакова в Дублине традиционно были отправной точкой для ирландских паломников, отправляющихся в путь по Камино-де-Сантьяго (Путь Святого Иакова). Паспорта паломников ставились здесь перед отплытием, обычно в Ла-Корунья , к северу от Сантьяго. Ирландские паломники по-прежнему могут поставить штамп на этих традиционных документах в церкви Святого Иакова , и многие это делают по пути в Сантьяго-де-Компостелла .

В Польше

Знак маршрута Камино в Войнич — от Сандомира до Кракова

  • Из Сандомира в Краков — это Малопольский путь
  • От Гнезна в Познань , Лешно , Wschowa и Głogów является Велькопольским Way
  • От Глогува до Згожелеца и Герлица — это Нижнесилезский путь
  • Из Литвы через Ольштын , Торунь , Познань и Слубице идет Camino Polacco.
  • Из Кретинги через Эльблонг и Гданьск в Щецин проходит Камино Полакко-дель-Норте и Поморский путь Святого Иакова.
  • Из Еленя-Гуры в Любань проходит Виа Червимонтана.
  • Из Кракова в Чехию проходит Силезско-Моравский путь.
  • Из Корчовой / Пильзно через Краков в Гёрлиц проходит Via Regia.
  • От Кракова до Левоча в Словакии известна как Spišská Jakubská cesta SK.

В Словакии

Словацкий участок Пути Святого Иакова называется » Светоякубска цеста » (официальное название: » Святоякубска цеста на Словенску «). Другое название, которое иногда можно увидеть на разметке троп, — это также » Jakubská cesta «.

Основной маршрут в Словакии начинается в Кошице перед собором Святой Елизаветы и заканчивается в Братиславе на площади SNP (Братислава) . Весь маршрут составляет более 620 км и может быть завершен примерно за 30 дней.

внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы по теме Путь Святого Иакова .

  • Эль-Камино-де-Сантьяго — Путь Святого Иакова
  • Прогулка по Виа-де-ла-Плата — короткое видео
  • Каминос-де-Сантьяго
  • Caminho Português, Путь Святого Иакова в Португалии
  • Маршрут Арля
  • Путь Святого Иакова в Восточной Германии
  • Путь Святого Иакова в Швейцарии
  • Путь Святого Иакова в Словакии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *