Путешествие в страну музыки

Конспект ООД «Путешествие в музыкальную страну»

Валентина Крячкова
Конспект ООД «Путешествие в музыкальную страну»

Тема: «Путешествие в музыкальную страну».

Цель: развитие творческих способностей детей на основе музыкально-игрового творчества.

Задачи:

Образовательные:

— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

— побуждать детей к различным проявлениям творчества: музыкально-ритмические движения, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.

— закреплять полученные знания, обогащать музыкальные впечатления детей через музыкально-игровые ситуации.

Развивающие:

— развивать у детей чувство ритма, слуховое внимание через упражнения в игре на музыкальных инструментах;

— развивать осознанное эмоциональное, заинтересованное отношение к музыке, умение двигаться адекватно её характеру и настроению;

— создать предпосылки к формированию творческого мышления, развивать способность перевоплощения в игровые образы;

Воспитательные:

— формировать умения свободно обсуждать свои исполнительские возможности, оказывать помощь друг другу;

— воспитывать умение получать удовольствие от музыкально-игровой деятельности;

— преодоление трудностей, веру в свои силы.

Предварительная работа с детьми:

Оборудование: ковёр, конверт с письмом, магнитофон с мелодиями из мультфильмов, 2 стрелки, музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, бубен, маракасы, деревянные ложки, бубенцы; дерево с различными предметами например (шишка, шляпка, зеркало и т. д., смайлики с различным настроением.

Используемые технологии:

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это такое? (показывает ковёр). Откуда он взялся? Назар ты принёс? А может быть ты Света? и т. д. (ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, что это может быть за ковёр (выпадает письмо).

Воспитатель: Ой, ребята письмо какое-то. А кто -нибудь сможет прочитать. Что в нём написано? (ответы детей).

Воспитатель: Хорошо давайте прочтём его вместе (читаем письмо)

«Здравствуйте ребята пишет вам старик Хоттабыч. Я хочу сделать вам подарок и подарить ковёр -самолёт. Я очень люблю играть в музыкальные игры и знаю что вы тоже любите. Поэтому предлагаю на моём ковре –самолёте отправиться в путешествие».

С уважением старик Хоттабыч.

Воспитатель: Внимание, внимание объявляется посадка на ковёр-самолёт, следующий по маршруту «Тридевятое царство-музыкальное государство».

Посадка завершится через пять минут, вместо билетов требуется назвать любимый музыкальный инструмент или любимую сказку.

Внимание, внимание наш полёт проходит не высоко, ни низко, ни далеко, ни близко. Температура за бортом сказочная, нас ждут интересные игры и сюрпризы. Ой ребята. А посмотрите это что ещё за штука, ой да тут и флешка есть, давайте попробуем включить (включает музыку играют мелодии из мультфильмов). Наверное нужно отгадать из какого это мультфильма (отгадывают мелодии).

Воспитатель: Вижу, вижу на горизонте «Тридевятое царство-музыкальное государство». Наш ковёр самолёт снижается, прошу всех выйти.

Ой ребята посмотрите здесь какие-то стрелочки. Давайте подойдём к этой стрелочке, так, так, так, тут что-то написано (читает) «Направо пойдёшь музыкальные инструменты найдёшь». Пойдёмте направо посмотрим. (ответы детей)

Воспитатель: Вау, какие классные инструменты, ребята, а вы знаете как они называются? (ответы детей).

Воспитатель: А для чего они вообще нужны? (ответы детей)

Воспитатель: А давайте мы попробуем с вами что-нибудь сыграть (играет вместе с детьми, поощряет). Вау тут ещё одна стрелка. А что же ней написано? (читает) «Налево пойдёшь, чудо-дерево найдёшь»(подходят к дереву). И правда чудо-дерево, ух ты шишка висит, йогурт, что ещё здесь есть? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята посмотрите, а тут есть какая-то записка, здесь что-то написано, давайте её прочтём (читает) «Мы раньше обувью служили, крестьяне нами дорожили».

Что же это за чудо такое растёт, чтобы это могло быть? (ответы детей).

Воспитатель: А я знаю одну игру, пока звучит музыка мы будем передавать их по кругу, как только музыка остановится, тот у кого в руках окажутся лапти должен будет (спеть, сплясать, проквакать и т. д.) играют несколько раз.

Воспитатель: Ой ребятки какая была классная игра, мне очень понравилась. Давайте ка посмотрим, а может наше чудо дерево ещё приготовило нам сюрприз. Супер какие классные смайлики, я себе вот этот возьму, потому что у меня настроение просто чудесное. А какое настроение у тебя Ксюша…. ?и т. д. (ответы детей).

Воспитатель: Ну что пришла пора возвращаться в детский сад.

Давайте займём места на ковре-самолёте.

Воспитатель: Ребята, а где мы сегодня с вами побывали? (ответы детей).

Воспитатель: А вам понравилось в музыкальной стране? (ответы детей).

А что понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Вижу, вижу на горизонте наш детский сад.

Наш ковёр-самолёт снижается.

Прошу всех выйти.

Вам понравилось наше путешествие на ковре-самолёте? (ответы детей).

Воспитатель: Хоттабыч же подарил нам ковёр, поэтому он останется у нас в группе, чтобы в дальнейшем мы смогли путешествовать по разным волшебным странам.

Путешествие в Музыкальную страну

Путешествие в Музыкальную страну

Сценарий праздника «Посвящение в юные музыканты»

Звучит музыка — песня «Дорогою добра

Ведущий: Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой?
Куда по свету белому

Отправиться с утра?
Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

И по дороге пусть сопровождает всех хорошая и вечная музыка.

Ведущий: Здравствуйте, наши музыкальные друзья! Мы рады приветствовать всех, кто собрался в зале — и ребят, и их родителей, бабушек и дедушек, и всех — всех на музыкальном празднике.

Школа наша непростая,
Музыкальная такая.
В ней играют и поют,
Дружно с музыкой живут.

Но не просто научиться
Песни петь или играть,
Нужно очень потрудиться,
Чтобы музыкантом стать.

И сегодня в день осенний

Мы начинаем посвящение!

Посвящение в юные музыканты наших первоклассников.

Мы отправляемся в музыкальное путешествие. Будьте готовы к испытаниям.

Пусть ключик скрипичный укажет нам путь,

Когда нам вступать и когда повернуть.

Он нежно и сладко, как скрипка поёт,

И нас он в Волшебное царство ведёт.

Отправляемся в путь с веселой песенкой. Кто знает, подпевайте. В путь.

Звучит песня в исполнении зрителей «Голубой вагон»

Ведущий: Стоп, машина. На нашем пути первая остановка. Станция «Музыкальных знатоков».

Музыка для нас устраивает испытание.

Она наш друг, большой и умный,

Не даст скучать и унывать,

Затеет спор веселый, шумный,

Поможет новое узнать.

А вот и сам Академик музыкальных наук.

Ведущий подходит к одному из первоклассников

Ведущий: Что же вы скромничаете, выходите вперед. Вот и мантия Ваша и шапочка.

Ведущий надевает на первоклассника мантию, шапочку, очки и дает папку

Ведущий: Вот теперь — порядок. Уважаемый Академик, давайте проверим, хорошо ли первоклассники подготовились к музыкальному путешествию? А помогут нам волшебные нотки. Доставайте! (Достают нотки с загадками из папки)

Ведущий загадывает загадки детям. Помогают ему — ученик из зрителей в шапке Академика — берет из папки первую ноту с загадкой и загадывает зрителям. Отгадавший становится ассистентом-помощником и загадывает следующую загадку

Ведущий: Что ж, весело и интересно с Вами, уважаемый Академик музыкальных наук, но пора следовать дальше. В путь! (Ученик садится в зрительный зал)

Звучит музыка «Голубой вагон»

Ведущий: Наше путешествие по королевству Музыки продолжается. Вы слышите?

Звучит Гамма

Ведущий: Слышите? Мы оказались с вами на станции «Веселые нотки».

Строчка в пять линеек, как пальцы руки,

И на каждой линии написаны значки.

А в начале строчки – знак необычный.

В музыке его знают – это ключ скрипичный.

Командир скрипичный ключ

Всеми управляет,

Потому и ноты ключ этот уважают.

Нас встречает Главнокомандующий нотных наук.

Выходит Главный распорядитель нот

Главный распорядитель нот:

Вышли нотки погулять, разбежались кто куда.

Не найти их, не догнать; вот несчастье, вот беда.

Появился ключ скрипичный, пять линеек начертил

И движением привычным всех подружек воротил.

Трам-там-там, трам-там-там, ну-ка, ноты, по местам.

Так вот вы где, среди ребят спрятались. Сейчас я вас отыщу, а ребята мне в этом помогут. — Загадывает загадки о нотках, отгадавшие зрители — это и есть нотки. Нотки выходят на сцену.

Главный распорядитель. Все нотки в сборе. Сколько их? (Ответ). А давайте споем их. — Все семь нот.

Звучит гамма — все поют гамму.

Главный распорядитель. Молодцы, ребята, до новых встреч.

Звучит музыка «Голубой вагон»

Ведущий: А вот и следующая станция «Бременских музыкантов». Вот удача! Мы с вами попали на парад музыкальных инструментов. А вот и дирижер парада.

Концерт. — Перед каждым номером — стихотворение о музыкальном инструменте.

Звучит торжественная музыка.

Ведущий: Итак, мы прибыли на главную станцию королевства Музыки — станцию «Торжественная». Все первоклассники прошли музыкальное испытание в нашем волшебном путешествии и мы рады их принять в «Юные музыканты».

Слово предоставляется директору ДШИ п.Строитель Голиковой Марине Николаевне.

Вручение свидетельств первоклассникам.

Ведущий: Все мы рады вас сегодня
В музыканты посвятить,
От души вас всех поздравить
С музыкою подружить.

Звучит песня в исполнении вокальной группы

«Песня кота Леопольда»

Ведущий: Всего вам хорошего. До свидания!

«Сказка про гнома и волшебный колокольчик»

«Сказка про гнома и волшебный колокольчик» подходит для чтения младшим школьникам. Дети от 7 лет начинают задумываться, что было бы, если все их желания исполнялись. В сказке про гнома они смогут найти ответ на свой вопрос.

«Сказка про гнома и волшебный колокольчик»

В одном волшебном лесу на солнечной опушке стоит маленький домик. Его крыша покрыта травой и цветами. Перед домом небольшой дворик с лавочкой и гамаком. А живет в этом необычном домике маленький человечек — гном. Он ходит всегда в каком-нибудь головном уборе. Сегодня колпак наденет, завтра цилиндр, послезавтра панамку. У гнома был один секрет, который он старательно прятал. На шее весела веревочка с золотым волшебным колокольчиком. Он исполнял любые желания, если позвенеть в него и сказать магические слова.

Как-то раз на опушке появились дети. Удивился гном, ведь сюда люди приходили очень редко. Мальчик с девочкой зашли к нему во двор без спроса. Смотрит гном из оконца, а дети разлеглись в гамаке, отдыхают. Вышел хозяин и говорит:

— Это что такое? Кто же вам разрешал в чужой двор без спроса входить, да еще и ложиться вальяжно, — возмутился гном.
— Мы с сестрой к тебе специально шли. Устали в пути и заслужили отдых. Да еще кое-что заслужили. Награда нам полагается, за то, что тебя отыскали, — ответил спокойно мальчик.
— Это как так?
— Мы в сказке прочитали, что если тебя найдем, то ты исполнишь любое наше желание!
— Это правда, — вздохнул гном, — отыскать меня не просто. Теперь я должен исполнить ваше желание. Хотя мне и не хочется. Помню, давным-давно ко мне пришел мальчик. И был он такой вежливый и воспитанный. У калитки постоял, меня покричал. В двор вошел и в дверь постучал.
— А что он попросил? — спросила девочка.
— Он попросил себе друга настоящего найти.
— А я желаю, чтобы у меня появлялась каждый месяц новая кукла.

Достал нехотя гном колокольчик из-за пазухи. Прозвенел в него разок и что-то прошептал. Оп! И в руках у девочки появилась кукла. Красивая, большая, в красном платье в белый горошек. Обрадовалась она такому подарку.

Мальчик оказался хитрее.

— А я хочу, чтобы все мои желания исполнялись!
— Вот какой умный. Как будто никто до тебя такое не загадывал! Потом жалели они. Ну ладно, исполню твою просьбу. — Позвенел в колокольчик волшебный гном и сказал магические слова. В этот момент вокруг мальчика появились звездочки. Они закрутились, засияли и волшебство случилось.

Дети попрощались с гномом и пошли обратно к себе домой. Девочка была рада, что у нее теперь будут новые куклы. А мальчик начал загадывать: «Хочу сразу дома с сестрой оказаться». Бац и они очутились дома на кухне. «Хочу вырасти большим за секунду!» и вдруг вырос так, что даже стукнулся о потолок. «Нет, хочу быть маленьким». Оп! Уменьшился до такого размера, что стал чуть больше мышки.

— Не настолько маленьким! — привередничал мальчик, — а таким же, как и был раньше.

И снова стал прежнего роста. «Хочу себе машинку, нет много машинок, самых быстрых и красивых». Стали по волшебству появляться машинки. Они все прибавлялись и прибавлялись. В комнате как будто началось наводнение из машинок.

— Ой, ой! — закричала девочка. — Брат, останови это!
— Хватит машинок, — испугался мальчик и магия прекратилась. — Надо бы научится своими силами управлять.

Пошли брат с сестрой на улицу. Смотрят, а дети воздушных змеев запускают. Парят они яркими пятнышками в небе голубом. Пожелал мальчик и себе воздушного змея, да непростого.

— Хочу, чтобы он был самый большой и светился.

В этот миг все вокруг потемнело. Казалось, что кто-то выключил свет. Оказывается, это его воздушный змея закрыл все солнце. Дети испугались и разбежались кто-куда. Мальчик сразу передумал и отменил свое желание. На улице стало светло.

— Что толку, когда все исполняется, но не так, как нужно? — размышлял мальчик.

Прошло несколько дней и он научился правильно загадывать желания. Что не попросит, так у него уже появляется: игрушка, йогурт, мороженое и даже говорящий пингвин. Мальчику даже становилось скучно. Он смотрел, как его сестра радуется, когда кукла появляется раз в месяц. Она ее с нетерпением ждала. А ему стоило только сказать — и вот оно в руках. Прошло еще время. Сестра начала раздавать куклы своим подругам из школы. Они не могли себе их покупать, а ей было не жалко. Смотрит на нее брат и думает, что его желания бестолковые. Никому пользы не несут.

В один жаркий день вышел он во двор и пожелал столько мороженого, чтоб всем людям хватило. Начало оно сыпаться с неба, как дождь. Все сначала обрадовались. Дети бросились его есть. Да только потом уже земли стало невидно. Во дворе появились сугробы из мороженого, они становились выше и скоро доставали до окон домов. Мальчик потребовал остановиться магии, но она не слушалась. Мороженое продолжало сыпаться с неба.

— Ой беда-беда! — сказал мальчик.
— Надо быстро оказаться у гнома и попросить отменить твое желание! — придумала сестра.

Мальчик загадал оказаться у гномика во дворе. Смотрит, а он лежит в гамаке. Натянул колпак на глаза и спит. Рядом резвятся зайцы.

— Гном, забери мое желание. Не хочу, чтобы они все исполнялись. У нас уже двор весь в мороженом.

Гном встрепенулся, потянулся, зевнул и говорит:

— А ты как думал, легко это? Желания загадывать тоже надо уметь. Но если тебе все сразу без труда дается, то уже удовольствия от этого нет.
— Гном, пожалуйста, я все уже понял. Там уже, наверное, наш дом мороженым засыпало. Сделай же что-нибудь, — просил мальчик.

Позвенел в колокольчик гномик и шепнул волшебную фразу. Оп, вокруг мальчика снова закрутились звездочки и погасли. Магия исчезла. Мальчик поблагодарил гнома.

— И мое желание отмени, — попросила девочка. — Хватит мне кукол, я больше люблю тех, которые мне дарят мама и папа, бабушка и дедушка. А эти куклы, появляются каждый месяц и все.

Выполнил и это гном. Мальчик с девочкой потом стали часто приходить к нему в гости. Но желания уже не загадывали. Они поняли, что когда все дается по волшебству, то никакой радости от этого нет. Но девочку интересовал один вопрос.

— А что стало с тем мальчиком, который друга себе верного попросил?
— Он его нашел. До сих пор ко мне приходит, как и вы в гости. Мы с ним стали лучшими друзьями.

«Сказка о музыкальных колокольчиках «(доминантное занятие для детей старшего дошкольного возраста) план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Занятие

(доминантное занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «Сказка о музыкальных колокольчиках»

Цель: Развитие звуковысотного слуха.

Задачи:

  1. Способствовать развитию слухового внимания;
  2. Уметь правильно предавать мелодию, добиваясь чистого интонирования;
  3. Развивать творческие музыкальные способности, воображение.

Методические приёмы: музыкальная сказка, музыкальные загадки, практический метод, наглядно – демонстрационный метод.

Ход занятия:

М,Р: Жили – были 3 весёлых колокольчика.

Старшего брата звали «Дон» (появляется на экране)

Среднего брата звали «Дан» (появляется на экране)

А третий колокольчик был вовсе не брат, а сестричка и звали её «Динь» (появляется на экране)

М.Р.: Колокольчики всегда вместе гуляли, не ссорились и очень любили петь. У каждого была своя любимая песенка и своё любимое место на лесенке.

«Дон» садился на нижнюю ступеньку и пел низким голосом. его песенка звучала так «ДОН — ДОН — ДОН»

(появляется на экране песенка Дона)

А средний братец Дан садился на ступеньку выше и пел так: «ДАН — ДАН — ДАН»

(появляется на экране песенка Дана)

Ну а маленькая «Динь» забиралась на самую высокую ступеньку и пела высоким голосом: «ДИНЬ — ДИНЬ — ДИНЬ»

(появляется на экране песенка Динь)

М.Р.: (Проигрывает песенки) Давайте, покажем рукой лесенку на которой сидят колокольчики.

М.Р.: Так песенка колокольчиков вверх по лесенке поднимается.

(дети поют песенку вверх)

М.Р.: И вниз по лесенке спускается.

(дети поют песенку вниз)

( на экране исчезают колокольчики)

М.Р.: Ребята, колокольчики шалуны и непоседы, убежали. Вернём их на место, определив их звучание.

Играю. – Какой колокольчик звучит (Дон)

— Почему ты так думаешь? (так как он звучал низко)

— А сейчас чей голос звучит? (Динь)

— Где любит сидеть сестричка Динь?

— А это чей голос? (Дан)

(М.Р. играет мелодию. Дети по высоте звука определяют место и называют колокольчик. Колокольчики снова появляется на экране 1й,3й,2й).

М.Р.: Колокольчики не только любят петь, но сочиняют свои мелодии. Вспомните, как поют колокольчики.

М.Р.: Я вас попрошу пропеть песню колокольчиков. А движение мелодии вам подскажут стрелки. Кто готов исполнить песню?

( на экране появляется песня колокольчиков, дети индивидуально её пропевают. 2 варианта песни.)

М.Р.: А теперь колокольчики предлагают вам стать композиторами, сочинить свою песню и выложить её на фланелеграфе.

(дети выкладывают на мини – фланелеграфе свою песню)

М.Р.: Замечательно! Лиана, спой свою песенку.

( фланелеграф выставляется на доске, дети анализируют)

— правильно исполнила песню Оксана?

А как звучит песенка Оксаны?

М.Р.: А теперь мы попробуем сыграть свою мелодию на музыкальных инструментах, начиная с любого звука.

( дети исполняют свою мелодию на муз. инструментах)

М.Р.: А я придумала свою песню. Послушайте её слова. Давайте споём её вместе.

«Колокольцы – бубенцы

Раззвонились удальцы.

Динь – дон, дан – дон,

Наш прощальный перезвон!»

М.Р.: Колокольчики с нами прощаются, и я хочу с вами попрощаться «Спасибо, до свидания!» (пропеваю)

«Жизненные правила для музыкантов» Роберта Шумана!

▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.

▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.

▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.

▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!

▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.

▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.

▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.

▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.

▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.

▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.

▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.

▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.

▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.

▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.

▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.

▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.

▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.

▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.

▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.

▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.

▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.

▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.

▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.

▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.

▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.

▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.

▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.

▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.

▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.

▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.

▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.

▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.

▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.

▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.

▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.

▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.

▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.

▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.

▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.

▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.

▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.

▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.

▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.

▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.

▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.

▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.

▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.

▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.

▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.

▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.

▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.

▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!

▪»Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.

▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание… Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.

▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.

▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.

▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.

▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.

▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.

▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.

▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.

Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.

▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.

▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.

▪Ученью нет конца.

Динамика (музыка)

У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика.

Дина́мика в музыке — совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания.

Обозначения

Громкость (относительная)

Два базовых обозначения громкости в музыке:

  • (фо́рте, итал. forte) — громко,
  • (пиа́но, итал. piano) — тихо.

Умеренные степени громкости обозначаются следующим образом:

  • (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко,
  • (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

Кроме знаков f и p, есть также

  • (форти́ссимо, итал. fortissimo) — очень громко,
  • (пиани́ссимо, итал. pianissimo) — очень тихо.

Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы f и p. Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».

В редких случаях при помощи дополнительных f и p указываются ещё более крайние степени силы звука. Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал pppppp и ffff, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии — fffff. Уникальный случай представляет собой Шестая соната для фортепиано Галины Уствольской. Композитор использовала обозначение ffffff (шесть форте), а также маркировку Espressivissimo («экспрессивнейше»).

Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf. У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.

Ниже приводится таблица соответствия этих обозначений уровням громкости звука в фонах и сонах.

Обозначение Наименование Уровень громкости, фон Громкость, сон
fff Форте-фортиссимо — крайне громко 100 88
ff Фортиссимо — очень громко 90 38
f Форте — громко 80 17,1
p Пиано — тихо 50 2,2
pp Пианиссимо — очень тихо 40 0,98
ppp Пиано-пианиссимо — крайне тихо 30 0,36

Постепенные изменения

Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины крещендо (итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и диминуэндо (итал. diminuendo), или декреще́ндо (decrescendo) — постепенное ослабление. В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.). Для этих же целей используются особые знаки — «вилочки». Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся (<), это означает усиление звука, если сходятся (>) — ослабление. Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:

«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке. Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. — изменения на более долгом интервале времени.

Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (рус. по́ко — немного), poco a poco (рус. поко а поко — мало-помалу), subito или sub. (рус. су́бито — внезапно) и т. п.

Обозначение сфорцандо

Резкие изменения

Сфорца́ндо (итал. sforzando) или сфорца́то (sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается sf или sfz. Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется ринфорца́ндо (итал. rinforzando) и обозначается rinf., rf или rfz.

Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.

Акцент

Основная статья: Акцент (музыка)

Акцент (итал. accento) — выделение отдельных тонов или аккордов посредством более сильного ударения. При письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.

Музыкальные термины, связанные с динамикой

  • al niente — буквально «до ничего», до тишины
  • calando — «понижаясь»; замедляясь и снижая громкость.
  • crescendo — усиливая
  • decrescendo или diminuendo — снижая громкость
  • marcato — подчёркивая каждую ноту
  • morendo — замирая (затихая и замедляя темп)
  • perdendo или perdendosi — теряя силу, сникая
  • più — более
  • meno — менее
  • poco — немного
  • poco a poco — мало-помалу, постепенно
  • sotto voce — вполголоса
  • subito — внезапно

История

Указания на динамические оттенки одним из первых ввёл в музыкальную нотацию композитор эпохи Возрождения Джованни Габриэли, однако до конца XVIII века подобные обозначения использовались композиторами редко. Бах использовал термины forte, piano, più piano и pianissimo (написанные словами), и можно считать, что обозначение ppp в тот период означало pianissimo.

Примечания

  1. Алдошина И. А. Громкость сложных звуков, часть 2 Архивная копия от 27 февраля 2007 на Wayback Machine / Основы психоакустики, часть 12 // Журнал «Звукорежиссёр»
  2. Акцент (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) // Риман Г. Музыкальный словарь . — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

См. также

  • Список музыкальных обозначений

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *