Пути господни неисповедимы – что это?

Откуда возникло выражение «Пути Господни неисповедимы»?

Иеромонах Иов (Гумеров)

Источником этого афоризма являются слова св. апостола Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

Апостол изумляется величием и премудростью Божественного Промысла, который непостижимыми для человека путями ведет человечество к предназначенной Им от века цели. «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их» (блаж. Феофилакт). Славянское слово неисповедимый значит «невыразимый словами», «неизреченный».

О путях Божественного Промысла мы знаем в той мере, в какой Сам Господь нам открывает для нашего спасения. Все, что сверх этого, сокрыто в бесконечной Премудрости Божией. «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?» Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно»» (Отечник).

В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, часто встречаешь людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости» (Преп. Иоанн Лествичник).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Пути Господни неисповедимы» — в чем смысл известной крылатой фразы? Кто был её автором? На эти вопросы Вы сможете найти ответ, прочитав статью на Правмире.

«Пути Господни неисповедимы» — кто автор фразы?

На самом деле, автором выражения, которое «ушло в народ» является никто иной, как апостол Павел: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим.11:33).

«Пути Господни неисповедимы» — смысл этих слов заключен в том, что человеческий разум не имеет возможности полноценно осознать ход исторических событий и понять причинно-следственные связи даже в собственной жизни. Лишь Господь знает Свой замысел о мире и о каждом из нас.

Апостол Павел не говорил о том, что за замыслом Господа надо следить, а восхищался мудростью Творца. Блаженный Феофилакт говорил о послании апостола: «О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

«Неисповедимый» на старославянском языке так говорили не о поступке, которое нужно исповедовать, а о чем-то, что невозможно выразить словами или познать. Фактически «неисповедимо» в данном случае — синоним слова «неисследимо».

Известные слова встречаются и в Отечнике: «Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиною домостроительства Божия (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: «Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?” Долго был он занят этим размышлением, и пришел к нему глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно”».

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости», — писал Преподобный Иоанн Лествичник.

Та же мысль часто встречалась в произведениях древних писателей. Сюжет трагедии Софокла (496—406 гг. до н. э) «Царь Эдип» также строится вокруг непредсказуемости и неотвратимости Божественной воли.

На латыни фраза «пути Господни неисповедимы», глубокий смысл которой помогает людям пережить тяжелые испытания до сих пор, звучит как Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.

Существуют известные притчи, раскрывающие смысл фразы:

Спасение после крушения корабля

Потерпев крушение, корабль затонул неподалеку от острова. Выжил лишь молодой мужчина, который подплыл к острову и стал ждать спасения счастливый, что выжил.

День за днем он ждал и молился, но помощи все не было.
В один из дней он возвращался в дом, который построил и увидел, что дом горит. Сгорело и все имущество, которое он использовал для жизни на острове.

Мужчину охватили ярость и отчаяние.

— Я столько дней здесь молился! Я просил Тебя! — Обратился он к Господу, — Ты же не только не спасаешь меня, но отнимаешь все, что у меня было.

В изнеможении он заснул рядом с пепелищем.

Следующим утром мужчина проснулся и увидел на горизонте корабль, который подплыл и забрал его с острова. Он спросил у капитана: «Как вы меня нашли? Я ждал столько дней». «Мы увидели большой костер на острове», — ответил капитан.

О справедливости

Жил один старец, который мучился вопросом: «Почему одни становятся бедными, а другие богатыми? При этом бедняки часто одарены, а в богатых семьях растут обычные люди, которым просто повезло?». Он часто задавал этот вопрос Богу и однажды Бог послал к старцу своего ангела. Ангел поместил старца на высокое дерево и велел три дня наблюдать за тем, что происходит вокруг.

В первый день старец увидел всадника в дорогих одеждах и сверкающих латах. Всадник проскакал мимо на вороном коне и обронил мешок.

На второй день к тому же месту пришел пообедать фермер. Он увидел мешок, раскрыл его, в мешке было золото. Фермер бросил свою еду и скорее убежал с мешком.

На третий день появился нищий странник, который обрадовался еде и сел ее есть. Тут вдруг появился богатый всадник. Решив, что странник забрал его золото, всадник пытал странника, но, ничего не добившись, убил его.

Старец был возмущен, он сказал «я должен был увидеть высшую справедливость, но увидел еще больше несправедливости». Тогда к нему снова явился ангел, чтобы растолковать смысл увиденного. Ангел сказал: «Всадник был сборщиком податей. Его гнала прочь жадность, поэтому он потерял свой мешок. Фермер был разорен со злым умыслом. Если бы он не нашел мешок, погибла бы вся его семья. Нищий в молодости совершил страшное убийство, он раздал имущество и бродил по свету в поисках мученической смерти, моля о том, чтобы мученическая кончина искупила его тяжкий грех. Всадник, убивший его, от мук совести перестанет собирать подати и обратиться к Богу».

«Несправедливо всё на свете,
Ну где же Бог? Зачем молчит?
Зачем же терпит Он всё это?
Ведь на несчастьях мир стоит…»
Такими мыслями терзаясь,
По лесу юноша шагал,
Вопрос такой понять стараясь,
Домой тропинку потерял.
Но вдруг навстречу путник с сумкой
Идёт дорогою лесной,
И на вопрос: «Укажешь путь мне?»,
Ответил: «Да, пойдём со мной».
Змеёй в лесу тропинка вилась
(Скорей бы долгожданный дом),
Вдруг перед ними появилась
Избушка под большим кустом.
Хозяин, их радушно встретив,
И накормил, и напоил,
А юноша, добро отметив,
О чаше золотой спросил.
«О, мне подарок — эта чаша,
От бывшего уже врага,
И это символ дружбы нашей,
Она мне очень дорога».
Хозяин вышел на минутку,
А путник вещи все собрал,
Потом припрятал чашу в сумку,
И вместе с юношей удрал.
Спросив за тот поступок подлый,
Услышал юноша в ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
К другой избушке их дорога
Немного позже привела,
Но из неё вдруг голос строгий,
Как будто острая стрела:
«Эй, убирайтесь-ка отсюда,
Для вас здесь нет ничего,
И если жить хотите, люди,
Идите с места вы ceго!»
Хозяин дома их отправил,
Но перед тем, как уходить,
Вдруг путник чашу там оставил,
Решил подарок подарить.
«Но ведь несправедливо это, —
С досадой юноша сказал, —
Ведь он скорей достоин смерти,
А ты ему подарок дал…»
Но путник наш, вздохнув свободно
Сказал ему опять в ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
Уйдя от злого человека,
Ночной дорогой в лес пошли.
В избушке старой дровосека
Они ночлег себе нашли.
Тот дровосек был беден очень,
Да шестерых имел детей.
Хоть кушать нечего, но впрочем
Он принял радостно гостей.
Единственным богатством были
Любовь да дружба в доме том,
Но чем уж очень дорожили,
Так это был их старый дом.
С утра детишки побежали
Грибы к обеду собирать,
Хозяйка всё белье собрала,
Пошла на речку полоскать.
В лесу дрова рубил хозяин,
Он зарабатывал, как мог,
А путник, будто злобный Каин,
Взял спички и их дом поджёг.
Тут наш герой не смог сдержаться:
«Да как так можно поступать?!
Ведь этот дом — все их богатство,
Зачем им нужно так страдать?!»
Но снова путник тот негодный
Уже знакомый дал ответ:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет».
Вот у окраины дороги
Стоит избушка над рекой,
Хозяин там, хоть был и строгий,
Но пригласил гостей домой.
Хозяин — пожилой мужчина,
Жену недавно потерял.
Одну имел он радость — сына,
А людям всем не доверял.
Как бы то ни было, принявши,
Гостей хозяин накормил,
А сына попросил, чтоб дальше
За речку он их проводил.
Вот мост дошли до половины
И путник мальчика позвал,
С ним поравнявшись, что есть силы
Столкнул его, и тот упал.
Тут юноша не мог сдержаться:
«Да как же так? Кто ты такой?
Да сколько ж может продолжаться
Несправедливость эта? Стой!»
Тут путник, словно луч весенний,
Вдруг ярким светом засиял,
И через несколько мгновений
Прекрасным ангелом он стал.
Потом, взмахнув рукой свободно.
Он отвечал, рассеяв свет:
«Молчи, мой друг, пути Господни
Не человеческие, нет.
Ты помнишь первый дом и чашу,
Хозяин, что имел ее…
Так вот, туда был яд подмешан,
Ему я жизнь дал за нее.
А помнишь злого человека,
Который нас тогда прогнал?
Ему оставил чашу эту…
Я дал лишь то, что он избрал.
В сгоревшем доме, разгребая
Золу и пепел, дровосек
Тот золото нашел, рыдая,
Богатым стал тот человек.
А мальчик, что в последнем доме,
Как вырос бы — убийцей стал.
А так в пришествии Христово
В число спасенных он попал!
Когда отца утешат люди,
Добрей намного станет он,
И в будущем он тоже будет,
Когда Иисус придет, спасен.
Что видишь, то незнанью сродни.
Не отвергай прозренья свет,
И помни, что пути Господни
Не человеческие, нет…»
Как часто в жизни скоротечной
Мы видим горе и беду,
И в этой горести сердечной
Живем, как будто бы в аду.
Но ты, мой друг, доверься Богу,
Ведь знает Он, как повернуть
Твою невзрачную дорогу
На новый, светлый, чистый путь.
Так что ты помни, друг, сегодня
И через много-много лет:
Воистину пути Господни
Не человеческие, нет!
Сергей Степанюк

Неисповедимы пути Господни

Неисповедимы пути Господни (также Пути Господни неисповедимы, из Рим. 11:33, О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!) — библейское крылатое выражение, выражающее непредсказуемость жизни, невозможность предвидеть все повороты судьбы, известной лишь Богу. Употребляется в отношении того, что может произойти или уже произошло, но не поддаётся объяснению. Обозначает непостижимость Божьего замысла (ср. Ис. 55:9, Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших).

Выражение применяется во многих языках. В отличие от русского языка, где употреблено книжное слово высокого стиля «неисповедимы», в большинстве других переводов Библии используется нейтральная лексика.

При использовании выражения журналистами оно часто модифицируется (до четверти случаев использования), обычно заменяется слово «Господни», например, «пути моды неисповедимы», «неисповедимы пути русской классики».

Примечания

Литература

  • Неисповедимы пути Господни // Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
  • Реунова Елена Владимировна. Лингвопрагматический анализ библеизмов в русском, испанском, итальянском, французском и английском языках. — Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — Москва, 2015.
Это заготовка статьи по библеистике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Пути Господни неисповедимы! Что это значит, и откуда пошло такое выражение?

Очень часто в речи мы употребляем фразу «Пути Господни неисповедимы!» Что это значит, и откуда пошло это выражение? Ведь говоря кому-то эти слова, человек даже не задумывается о том, что кроется в них, какой их тайный смысл?

Чаще всего эти слова служат утешением в каком-то горе и надеждой на счастливое будущее. Их произносят и священники, и простые обыватели, которые даже никогда не открывали Священного Писания. А ведь именно в Библии впервые можно прочитать эту фразу.

Изначально смысл слов можно встретить в обращении апостола Павла к римлянам. Сейчас для людей эта фраза звучала бы несколько непривычно, поэтому после ряд изменений мы начали говорить: «Пути Господни неисповедимы!»

Смысл фразы

Чтобы понять истинное значение каждого слова в Библии, нужно понимать его не умом, а душой и сердцем. Тем не менее эти слова можно объяснить следующим образом:

  • у Господа свои планы, и обычному человеку понять их не представляется возможным;
  • узнать, какой путь выбрал для вас Бог невозможно;
  • заглянуть в будущее считается грехом;
  • гордыня человеческая всегда будет наказана, поэтому не нужно думать, что можно что-то сделать самому без воли Всевышнего.

Каждый православный должен верить Богу и благодарить его за любое происходящее событие. Даже если судьба посылает тяжелые испытания, следует смириться, терпеть и ждать милости. Только тогда Всевышний может приоткрыть завесу тайны.

В древние времена люди намного больше почитали Бога, чем теперь. Они верили в него и знали, что Господь ведет их только по пути, которого они достойны. И эта дорога приведет их к очищению души и воссоединению со Всевышним.

Сейчас же многие подвержены гордыне, они не верят, что есть кто-то свыше, который может вершить судьбу. Такие люди верят только в себя. Они строят планы, которые реализовывают самостоятельно, не думая иногда о других. Но иногда система дает сбой. И, казалось бы, решенное дело не так-то просто завершить. Или случаются ситуации, которые выбивают нас из привычного ритма жизни, неожиданно наступает болезнь или смерть близкого человека. Вот тогда для поддержки кто-нибудь обязательно скажет эти значимые слова.

Притчи, содержащие смысл слов

В христианской литературе есть несколько притч, в которых звучит эта мысль: «Только Господь знает, что впереди».

  1. Притча о спасении. Однажды у берегов необитаемого острова затонуло крупное судно, и в живых остался лишь один молодой матрос. С трудом он выбрался на берег, построил себе хижину и ждал, что вскоре его найдут. Шли дни, но бедного юношу так никто и не спас. В один из дней в его владениях случился пожар. Огнем было уничтожено все, что могло продлить существование этого одинокого моряка. Тогда юноша в ярости упал, стал биться головой и восклицать, что такое наказание не заслуженно. Он и так старался, как мог, чтобы выжить в одиночку. Вдруг на горизонте показался небольшой корабль. Когда спасенный моряк спросил, как они его нашли, капитан ответил: «Мы случайно разглядели высокий костер и решили, что кто-то просит помощи».
  2. Притча о монахе и его сновидении. В горах в совершенном одиночестве и молитве жил монах, который мечтал о том, чтобы узнать все тайны Господа, изучить все Его заповеди и проникнуться верой в Него. Неожиданный сон заставил его забыть эту мечту. Ему привиделся неизвестный, который поманил отшельника с собой в путь. Всего 3 дня путешествовали они вместе, но каждый из этих дней приносил отшельнику только разочарования. Сначала путник украл золотую чашу, потом устроил пожар и в третий день сбросил в реку человека. Все свои действия он оправдывал замыслами Бога.

Только объяснения открыли глаза монаху. Оказывается, во-первых, жидкость в чаше должна быть отравлена, во-вторых, после пожара бедный крестьянин найдет зарытый клад, и в-третьих, сброшенный в реку паренек должен был стать кровавым убийцей.

Услышав это, монах понял, что только Господь знает, что ему делать, и нельзя вмешиваться в Божий промысел.

Прочитав эти притчи, можно понять, что фраза «Пути Господни неисповедимы» очень сложна и значит лишь слепую веру в Бога. Каждый верующий должен слепо доверять Господу, постольку только Он знает, как правильно поступать. Ведь иногда даже самые грустные события приводят к самым радостным моментам.

Суть знаменитого изречения, о котором пойдет речь, заключается в том, что человеку бесполезно искать смысл событий его жизни и пробовать самостоятельно выстроить свою судьбу. Даже ситуации, которые кажутся тупиковыми, могут привести к счастливому финалу, поскольку пути Господни неисповедимы.

Пути господни неисповедимы

Происхождение фразы

Еще сюжет знаменитой трагедии Софокла «Царь Эдип» построен на непредсказуемости замыслов Всевышнего.

Люди всегда размышляли над тем, почему одни живут долго, а другие рано умирают, отчего одни бедны, а другие богаты, почему тираны царствуют, а праведники бедствуют.

И большинство великих мыслителей делали вывод: человек не может в полной мере понять причинно-следственные связи даже в своей жизни, не говоря уже о том, чтобы осмыслить ход событий истории. Это по силам только Господу.

Так появились термины «неисследуемо» или «неисследимо”, обозначающие то, что невозможно описать словами или познать.

А наиболее точно и емко то, что значит «пути Господни неисповедимы», выразил апостол Павел во фразе, которая на латыни звучит как «Investigabiles viae Domini или Viae Domini imperceptae sunt.»

Об авторстве выражения

Итак, автором выражения, наиболее полно раскрывающего глубинный смысл замыслов Господа, был апостол Павел, который в своем послании к Римлянам писал о бездне богатства и премудрости Всевышнего, о непостижимости судеб и неисследимости пути Его.

Павел учил не тому, как следить за замыслами Творца всего сущего, а как восхищаться тем, насколько прекрасны эти замыслы.

Затем слово «неисследимы» было заменено на «неисповедимы». Так изречение обрело свое современное звучание, но смысл его остается прежним — абсолютное доверие к Богу и благодарность за все, что с нами бы ни происходило.

Толкование смысла

Учение Павла было развито многими христианскими проповедниками, которые внесли свою лепту в понимание того, что Господь ведет людей только по пути, которого они достойны. Кроме того, проповедники предостерегают нас от попыток заглянуть в Божьи замыслы, поскольку такой поступок является проявлением гордыни, а она является грехом.

Истолковать смысл апостольского изречения можно следующим образом:

  1. У Бога есть замыслы, которые обычному человеку понять невозможно.
  2. Узнать о пути, избранном для вас Богом, нельзя, а заглядывать в будущее грешно.
  3. Самостоятельные попытки, без воли Господа, вершить свою судьбу наказуемы.
  4. Человек обязан доверять Господу и благодарить его за все, что происходит.
  5. Ниспосланные судьбой тяжелые испытания следует принимать со смирением — на то воля Всевышнего.

Значение фразы

В Библии

Апостол Павел наставляет людей принять на веру, могущество и справедливость Всемогущего Бога, которому одному единственному дано знать все во все времена. Сама мысль о великом таинстве путей господних обладает способностью утешать во времена суровых испытаний. А понять ее правильно поможет не несовершенный человеческий ум, а душа, склонная верить без доказательств.

В современном мире

Современный, чересчур рациональный мир создает иллюзию того, что человек способен самостоятельно строить планы на будущее, оценивать и анализировать события, игнорируя Священное Писание. Смирение становится редчайшей добродетелью, а гордыня разъедает человечество подобно ржи.

Однако все тщеславные помыслы разбиваются о каменную стену мироздания и убеждают заблудших в том, что поддержку следует искать только у Творца.

Притчи о путях господних

О старце

О том, насколько мало мы понимаем в том, что происходит вокруг нас, повествует одна христианская притча.

Старик, пытавший разобраться в окружающем его мире, постоянно просил у Господа помощи в том, чтобы понять происходящее.
Однажды к старику явился ангел и предложил влезть на дерево, чтобы три дня наблюдать за тем, что происходит внизу.
В первый день старик увидел, как богато одетый всадник, решив отдохнуть под деревом, забыл там мешок с золотыми монетами. На другой день под деревом остановился пообедать бедный крестьянин и нашел золото. На третий день еду, оставленную крестьянином, нашел нищий. В это время вернулся всадник и убил его, заподозрив в краже денег.
Возмущенный старик уже готов был отречься от веры.
Однако ангел пояснил, что всадник — сборщик податей, известный своей жадностью. Нищий — бывший разбойник, который молил о смерти для искупления прошлых грехов.
После его убийства мытарь раскается и уверует в Господа, а крестьянин, разоренный большими податями, сможет благодаря кладу спасти свою семью от голодной смерти.

О монахе

Доверять Всевышнему, не требуя от него объяснений, — этому нас учит история монаха-отшельника, который никак не мог понять замыслов Божьих.

Во сне монах совершил путешествие с таинственным незнакомцем, который вел себя очень странно. В первый день пути похитил из дома приютившего их крестьянина золотую чашу, подаренную соседом.
На другую ночь незнакомец поджег хижину приютившего их бедняка.
У третьего крестьянина, пустившего странников на ночлег, спутник монаха попросил в проводники сына и сбросил юношу в реку.
Три дня путешествия стали для монаха сплошным разочарованием в вере. Однако спутник все разъяснил старцу.
Оказалось, что золотая чаша была отравлена, погибший юноша должен был по наущению отца стать жестоким разбойником, а на пепелище дома крестьянин обнаружит богатый клад.
Последний сможет обеспечить достойную жизнь своей семье. Отец, потерявший сына, раскается в своих грехах, уверует в Бога и будет до конца своих дней помогать людям.
После этих объяснений монах проснулся и с тех пор уже не сомневался в том, что Господь лучше всех знает о том, как все устроить.

Видео о смысле изречения

В этом видео смысл знаменитого изречения раскрывается на основе известных христианских притч.

После приветствия задаю слушателям одну библейскую загадку: кто из героев Библии три раза говорил неправду, и Бог был с ним, а как только один раз сказал правду – Бог оставил его. Для ответа всего лишь откроем книгу Судей 16:4-22.
Давайте теперь обратимся к 11-й главе книги Иова, стихи 7-8. «Можешь ли ты исследованием найти Бога…» Об этом же мы сможем прочитать и в послании к Римлянам 11:33 » …как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»
В книге Иисуса Навина мы можем прочесть о Раав-блуднице (И. Навина 2:1 и 6:16-24), во 2-й книге Царств 11-й главе о Давиде и Вирсавии.
А как прекрасно цитирует самого Господа пророк Исаия (Ис. 55:8-11) – «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, — говорит Господь»
Эти слова ясно свидетельствуют нам о суверенности Бога, о том, что лишь Он полностью самостоятелен в Своих решениях. Чтобы ещё раз утвердится в этом, мне кажется, необходимо поделиться с вами одной притчей, которая встретилась мне как-то в христианской литературе. Был некогда один монах-отшельник, который пытался увидеть Божьи пути, но не мог определить, в чём же Божьи планы, в чём промысел Господний в тех или иных жизненных обстоятельствах. И вот однажды приснился ему сон.
В этом удивительном сне к нему подошёл какой-то человек и просто потребовал, чтобы монах отправился с ним. Они тут же, без долгих сборов, ушли из пристанища этого отшельника, а вечером заночевали в отдалённой деревне у какого-то человека, который поделился с ними великой радостью. Между ним и его соседом была давняя вражда, не просматривалось никаких путей, чтобы помириться, никаких точек соприкосновения, но буквально сегодня (вот в этот день) сосед пришел к нему с миром и в знак примирения подарил ему золотую чашу.
Но утром, когда оии отправились в путь, отшельник очень удивился, когда его спутник показал ему прекраснейшую чашу, украденную им у этого гостеприимного хозяина. Опешив от подобного коварства, монах едва открыл рот, как этот человек строго сказал ему: «Молчи, это пути Божии…»
Так они прошли ещё целый день и к вечеру подошли к одной едва не падающей от ветхости хижине. Им казалось неудобным беспокоить такого бедняка, но хозяин очень дружелюбно принял их и даже угостил тем, что сам имел на ужин – миской постной похлёбки.
На следующий день, когда они снова отправились в путь, отшельник увидел, что его спутник немного поотстал. Когда же он услышал шаги своего попутчика, то, обернувшись, увидел, как горит хижина, в которой им довелось переночевать. На прямой вопрос этот непонятный спутник ясно ответил, что это он поджёг хижину. Огорченный таким его поведением, отшельник хотел отвернуться и уйти от него, но тот снова произнёс вчерашнюю фразу: «Пойми, это пути Божии…»
Молча шли они дальше, и отшельник рассуждал про себя – ну, как же это может быть Божьими путями, Бог бы так никогда не поступил!
Вечером им пришлось заночевать в первом попавшемся доме, хотя взгляд угрюмого хозяина вовсе не вызывал доверия. Но быстро стемнело, и они всё же остались на ночлег в этом доме. Им казалось, что этот человек вряд ли способен на что-то доброе, следовало, судя по всему опасаться этого хозяина. Лишь ненадолго его лицо просветлело, когда он обратился с какой-то просьбой к сынишке, возившемуся в углу. Прошла ночь, и на следующее утро спутник нашего монаха попросил хозяина, чтобы мальчонка проводил их до главной дороги в этой местности.
Хозяин долго не соглашался, но всё же был вынужден отпустить малыша с ними. Через некоторое время они подошли к узкому мостику, переброшенному над горной речкой. А, если быть более точным, это были всего несколько жёрдочек, внизу же порогами и водопадами шумела и клокотала река. Отшельник рискнул идти первым.
Достигнув противоположного берега, он обернулся. О ужас! Его спутник столкнул мальчика в бурлящий поток. Шум потока заглушил его предсмертные крики, а вскоре он совсем скрылся из глаз.
Совершенно возмущённый монах закричал в сердцах: «Да ты – сам сатана! Я больше не сделаю вместе с тобой ни шагу…» Но спутник и в этот раз повторил ему:
«Молчи, это пути Божии!» При этом неописуемый небесный свет озарил его лицо.
Желая успокоить отшельника, он продолжал говорить – «Ты хочешь знать причину эти событий?! Да, я забрал в первом доме чашу, так как примирение было притворным, а чаша – отравленной. Едва хозяин попытался бы воспользоваться ею, как тут же погиб бы на месте. Не ясен был тебе и второй случай. А он ещё проще…
В мусоре сгоревшей хижины хозяин должен найти драгоценные камни, оставленные кем-то из его предков. Они помогут бедняку, и отстроить новый дом, и начать новую, на сей раз безбедную жизнь. Вот теперь и сегодняшнее происшествие. Хозяин из любви внушил бы мальчику стать таким же, как и он, разбойником и убийцей.
Скорбь же о потерянном сыне ещё может помочь ему измениться, будет отцу в благословение. Не так ли?.. Видишь, у Бога в каждом случае были добрые и мудрые намерения, хотя тебе они были непонятными и даже казались неугодными Богу».

Закончив свой рассказ, таинственный спутник (а это был ангел Божий!) просто растворился в воздухе. Отшельник проснулся со слезами на глазах. Этот сон научил его доверять Богу, не пытаясь рассуждать и осмысливать Его, Божьи, поступки.
Напоследок мне хотелось бы привести вам ещё один пример из Библии. Откроем Бытие, 43-ю главу. Домоправитель, начальник над домом Иосифа беспрекословно принимал повеления хозяина. «Брось этих людей в темницу!» или «Пойди, пригласи их обедать со мной!» или «Возврати им их серебро!» или «Приведи их скорее обратно!..» Он умел доверяться и принимать все решения и просьбы, какими бы странными и противоречивыми они бы не выглядели на первый взгляд. Много позже он узрел великий план Божий в отношении Иосифа. Я думаю, что каждый из нас должен выработать в себе эту важную привычку – в доверии Господу идти до конца. Не зря же в Послании Иакова написано – «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих». (Иакова, 1:8)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *