Раб

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Михаил»

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.

Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Я — нижняя, саба своего Господина. Его развратная женщина. Я живу по правилам, которые диктует он. Иногда я не понимаю его, иногда злюсь на него, иногда это просто мои капризы. Ничто человеческое мне не чуждо, я как и все люди испытываю разные эмоции. Когда возникает непонимание, то он старается объяснить мне что и почему, отношения между нами не только страсть и жажда друг друга… Также это простые разговоры между двумя людьми на различные темы будь то искусство или то, что сосед хороший человек…
Но ещё есть одно немаловажное обстоятельство…В отношениях есть забота. Забота про меня как нижнюю, как просто человека…И мой Господин это понимает и следит за этим…он всегда проверяет хорошо ли я выспалась, хорошо ли поела сегодня , хорошо ли я себя чувствую…и все это для того, чтобы у меня всегда были силы…силы для него. И он всегда следит за моим здоровьем, можно сказать, что оно зависит от него, не полностью, но большая часть…
Удивитесь, но у него есть правило, каждые пол года я прохожу проверку у всех докторов. «Медкомиссия нижней» так он в шутку это называет. Мы идём вместе, он всегда ждёт меня, сидя в коридорах больницы.. Посчитаете его чудаком? вовсе нет… Это тоже его забота…и я очень ценю и благодарна ему. Он хочет знать всё, что касается меня и если что-то не так, то соответственно начинает реагировать.
Однажды при таком походе меня моя врач гинеколог послала на УЗИ, никогда не было такого, а тут что-то ей не понравилось и она решила перепроверить всё лучше. Я вышла из кабинета совсем взволнована и это не ускользнуло от глаз Господина.
-Что случилось? Ты бледная. Какие-то проблемы?
— Да не знаю я, вот направила на УЗИ…
— Хм… это мне не нравится. Идём. Сейчас узнаем, что не так.
Мы шли по коридору и я видела как ходят его скулы, он с нетерпением просто тянул меня за собой. Когда мы пришли, неожиданно для меня вошёл в кабинет вместе со мной. Я ничего не сказала, но мне стало настолько приятно, что он здесь рядом. Я даже перестала думать про причину, что нас сюда привела…какое-то внутреннее возбуждение наростало. Но меня смутило, что доктор очень молод. Боже, да он ещё совсем мальчик, не удивлюсь когда окажется , что я его первая пациентка. Он был симпатичный, приветливый молодой человек… Господин рядом и этот мальчик, необычное чувство наростало у меня внутри…я начала себе поговаривать :»Успокойся, это приём у врача»
Наверное моё состояние передалось интуитивно им обоим… Господин ухмыльнулся глядя на меня, а юный доктор почему-то покраснел.
Кабинет был небольшой, но светлый, разделенный на две зоны. В одной был умывальник и на стене очень большое и красивое зеркало. В другой его зоне стоял стол со стулом, рядом кушетка, сам аппарат и вверху был монитор, для просмотра.
— Доброго дня. Меня вот… направили.
Скрывая волнение от ситуации выдавила из себя. Доктор прочитав бумагу и предложив моему Господину присеть, обратился ко мне:
— Раздевайтесь и ложитесь вот сюда на кушетку.
Сам он сел за аппарат. В голове кушетки была небольшая ширма, которая заслоняла её от входных дверей. Господин сел таким образом, что я могла видеть только его ноги и руки на коленях.
Я сняла с себя брюки и удобно улеглась. Но когда я посмотрела на доктора, то увидела на его лице улыбку…это была не улыбка вежливости, а именно такая с искорками в глазах. Интересно, что его так развеселило… и тут я поняла. Ведь на мне не было белья, только летние, тонкие брюки бирюзового цвета. И когда я раздевалась он отчётливо заметил, что я сняла только брюки. Это его наверное удивило и развеселило…
Не знаю заметил эту улыбку Господин или нет, но руки его начали отбивать чечётку по коленям. Ему было хорошо видно меня до половины, сидящего доктора и монитор, который находился в ногах. В кабинете так же была медсестра, которая сидела за столом… Доктор приступил к самой процедуре. Он ввёл в меня зонд и начал им обследовать все внутренности… и тут меня кинуло в жар, я не обращала внимания на то, что он говорит…он говорил в голос медсестре, а та всё записывала… Но это для меня было совсем далеко… Я смотрела на руки Господина, которые время от времени сжимались в кулак…Его присутствие здесь выбило меня из колеи, я понимала что возбудилась настолько, что смазки для зонда не понадобилось… В голове шумело: «Боже! Да что это со мной, неужели я сейчас кончу… Нет! Это же приём у доктора, это процедура…Ну зачем Господин пришёл со мной в кабинет. Нет! Надо успокоиться.»
Но успокоиться мне не удалось, я смотрела в сторону сидящего Господина… Что же я хотела увидеть…Я не понимала, но глаз не сводила. Я начала инстинктивно сжимать пальцы на ногах и вцепилась руками в кушетку. «Успокойся! Это всего лишь приём у доктора» не переставала я себе твердить. И вдруг я поняла, почему я смотрю на руки Господина… У него были особые знаки, иногда он руками показывал, что я должна сделать…Я понимала без слов , только по движению пальцев… И в этот момент я ждала знака…знака то него… и да…он понял меня, понял движения моего еле сдерживаемого тела… Знак, который был показан, означал : «Давай девочка, я жду когда ты кончишь!» После этого я уже мало что помню…я отпустила зажатые до синевы пальцы…и закрыв глаза видела только этот знак… Я знала, что сейчас Господин наблюдает за мной и от этого я ещё больше взорвалась внутренне… Да! Боже! Я готова кончить здесь и сейчас….
В присутствии мальчика и медсестры , и мне всё равно что они обо мне подумают…Я это делаю для себя и для него… В этом немом диалоге участвуют только двое..Он и Я…его развратная и похотливая женщина… Ещё мгновение и да! Я окончила… удержав тело от сильной волны удовольствия прокотившей по моему телу… Я повернула голову опять в сторону Господина и увидела знак руками: «Молодчинка»
Доктор довёл процедуру до конца, время от времени поглядывал на меня и наверное удивился от изобилия сока, которое было… Потом он вынул зонд и сказал мне можно одеться. Я встала с кушетки и улыбаясь одела брюки, довольная и полная сил. Доктор нам объяснил, что у меня всё в полном порядке и нечего беспокояться, я абсолютно здорова. Выходя из кабинета мы вежливо поблагодарили молодого специалиста, который наверное так и не понял, что происходило во время его работы. Но может я ошибаюсь, потому что улыбка с искорками была на его лице, когда за нами закрылась дверь.
В коридоре прижав меня к стенке Господин шепнул мне на ухо:»Теперь ты понимаешь насколько мы близки и насколько ты принадлежишь мне, даже в таком месте ты делаешь то, что хочу я… и это тебе приносит наивысшее удовольствие. Ты похотливая и развратная сучка, но это только для меня… Моя…»
~ДХ~

Русский

В Викиданных есть лексема раб (L154574).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. раб рабы́
Р. раба́ рабо́в
Д. рабу́ раба́м
В. раба́ рабо́в
Тв. рабо́м раба́ми
Пр. рабе́ раба́х

раб

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1b по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -раб- .

Произношение

  • МФА: ед. ч. (файл)

    мн. ч.

Семантические свойства

Значение

  1. истор. представитель низших слоёв общества, бесправный человек, являющийся собственностью рабовладельца ◆ «Скажи, что делает твой господин?» ― спросили раба его. Г. С. Сковорода, «Толкование из Плутарха о тишине сердца», 1766—1794 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Если кто-то нарушит это предписание, свободный гражданин заплатит штраф, а раба высекут на месте преступления. «Кунсткамера», 2009 г. // «Наука и жизнь» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. человек, попавший в зависимость от чего-либо или в подчинение кому-либо ◆ Раб привычки. ◆ Раб страстей. ◆ Раб идеи. ◆ Однако мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839—1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ ― Что же он велел передать тебе, раб? ― Я не раб, ― всё более озлобляясь, ответил Левий Матвей, ― я его ученик. М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита, часть 2», 1929—1940 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. крепостной, илот, холоп, невольник

Антонимы

  1. рабовладелец, властелин, владыка, хозяин

Гиперонимы

  1. подчинённый, слуга

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: раба, рабыня, рабство, рабынич
  • прилагательные: рабский
  • наречия: рабски

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • как раб на галерах
  • раб Божий

Перевод

Анаграммы

  • АРБ, бар, бра

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Белорусский

    раб

    Существительное, одушевлённое, мужской род.

    Корень: -раб-.

  1. раб ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Македонский

    раб

    Существительное.

    Корень: -раб-.

  1. край, кайма ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. шов ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. складка ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  4. ребро, грань ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  5. церк. раб ◆ Раб божји. — Раб божий.

Ближайшее родство

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

      Таджикский

      Существительное.

      Корень: —.

  1. господь, владыка (эпитет бога)◆ Ё раб! — О боже.
  2. книжн. господин ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

  • прилагательные: раббони
  • глаголы: рабудан

Происходит от арабск. رب.

    • Русско-таджикский словарь. М. 1985.
    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»

    РАБ 22.04.2017 20:07

    РАБ – по предположениям этимологов, происходит от древнего корня *orbh- «сирота, дитя». Однокоренными являются работа, ребенок (ранее «робя»), робот, робкий (старшее значение «немощный, нуждающийся в опеке и помощи»); английское orphan («сирота»). Однокоренные слова со значениями, близкими к «работа», «неволя», есть в немецком, греческом, санскрите, и еще многих древних и современных языках. В славянских евангельских текстах рабы часто именуются отроками – отлученными от рока (речи), то есть не имеющими права голоса – безгласными и не своевольными людьми. Главной причиной рабства-отрочества является младенческое состояние немощного человека: «И при­­ношáху къ немý дѣ́ти, да кóснет­ся и́х: ученицы́ же прещáху при­­нося́щым. Ви́дѣв же Иисýс негодовá и речé и́м: остáвите дѣтéй при­­ходи́ти ко мнѣ́ и не брани́те и́м, тацѣ́х бо éсть цáр­ст­вiе Бóжiе: ами́нь глагóлю вáм: и́же áще не прiи́мет цáр­ст­вiя Бóжiя я́ко отрочá (в современном переводе «как дитя»), не и́мать вни́ти в нé (не может войти в него). И объе́мь и́х, воз­лóжь рýцѣ на ни́х, благословля́ше и́х» (От Марка, 10:13-16). Главное свойство раба – верность и преданность Господину. Греческое слово, называющее раба, -δοῦλος («дулос» от крито-микенского do-e-ro – тот же корень, что и в доить), восходит к тому же древнему корню *dhei- «кормить молоком», что и славянорусское дитя, детина, дева. Вместо своеволия раб призван отвергаться себя и самоотверженно исполнять волю своего Господа. Образцом внутренней победы над унаследованным от Адама и Евы первородным грехом в Ветхом Завете стал Спас Эммануил, питающийся молоком и медом отрок, по-детски послушный Богу в различении добра и зла: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели Этот Младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее» (Пророчество Исайи, 7: 14-16). Евангельские отношения между господином и его верным рабом подобны отношениям отца и сына: «Ктó же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (От Матфея, 24:46-50). Возрастая в послушании Слову Божию и в исполнении Воли Господа, человек взрослеет и становится уже не ребенком – рабом, а возлюбленным другом Сына Божия Иисуса Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (От Иоанна, 15:12-15).

    См. вера, добро, друг.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *