Радость труда

Эрик Баркер – журналист, автор Wired, создатель сайта по личной эффективности Barking Up The Wrong Tree.

1. Заведите себе твердые ежедневные ритуалы

Вот совет из книги Питера Брегмана «18 минут», посвященной техникам сосредоточенности:

Шаг 1 (5 минут): утренние минуты. Это ваш шанс спланировать что-то наперед. Прежде чем включать компьютер, сядьте и поработайте со списком дел на день – определите, что именно сделает предстоящий день успешным.

Шаг 2 (1 минута каждый час): повторное сосредоточение. Пусть ваши часы, телефон или компьютер звонят каждый час – напоминают вам, что нужно начать работу, которая значится у вас в календаре. Когда услышите сигнал, глубоко вдохните и спросите себя, продуктивно ли вы потратили предыдущий час. Потом загляните в календарь и задумайтесь о том, как вы проведете следующий час. Управляйте своим днем час за часом. Не позволяйте часам управлять вами.

Шаг 3 (5 минут): вечерние минуты. В конце дня выключите компьютер и вспомните, как прошел день. Спросите себя: что сегодня было? Что я узнал о себе? Нужно ли мне сообщить кому-то последние новости? И так далее. Отправьте пару писем, сделайте пару звонков – нужно оставаться в контакте с важными для вас людьми.

2. Автоматизируйте дела

Как успевать больше? Автоматизируйте. Решения истощают ваши силы. Автоматизация, наоборот, требует меньше энергии.

Похоже, что у каждого из нас есть определенный запас воли и дисциплины, который постепенно истощается с каждой попыткой сознательной саморегуляции. Иными словами, если вы тратите усилия, пытаясь запретить себе съесть шоколадное печенье, то у вас окажется меньше энергии на решение сложной проблемы. Воля и самодисциплина неизбежно испаряются к концу дня.

Продумайте процедуры и правила, в соответствии с которыми вы не решаете, а просто делаете. Когда вы только учитесь водить, кажется, приходится делать тысячу дел – газовать, переключать передачи, смотреть в зеркало, тормозить и так далее, – но по мере тренировки вы начинаете делать все это на автопилоте, и стресса нет совсем.

3. Составляйте списки

Хирург Атул Гаванде из Гарварда проанализировал эффективность работы по спискам в своей книге The Checklist Manifesto. Что происходит, когда систематически заставляешь пользоваться списками дел в отделении реанимации?

Доля пациентов, не получивших рекомендованного ухода, сократилась с 70% до 4%; число случаев пневмонии упало на четверть; умерло на 21 меньше пациентов, чем за предыдущий год. Исследователи обнаружили, что даже когда врачи и медсестры просто составляют собственные списки – что, по их мнению, следует делать каждый день, – стабильность медицинской помощи сильно растет: в считанные недели средняя продолжительность пребывания пациента в реанимации сокращается вдвое.

Что нужно для хорошего списка? Нужно прописывать пункты конкретно и указывать, сколько времени примерно потребуется на каждый из них.

4. Сражайтесь с прокрастинацией

Действуйте рывками: нужны короткие выбросы сфокусированных действий, во время которых вы заставляете себя не заниматься ничем, кроме того самого дела, которое все время откладываете. Продолжительность рывка может быть совсем маленькой – пусть даже всего минуту.

Прокрастинация во многом возникает из-за страха: задача кажется ужасающей и невыполнимой. И эти ощущения вы должны атаковать в первую очередь.

Разбивая проблему на мелкие части – даже комически мелкие, требующие лишь одной минуты усилий, – и справляясь каждый раз только с одной этой маленькой частью, вы доказываете себе, что задача вовсе не является непреодолимой.

Сильнее всего мотивирует движение вперед. Даже ощущение крохотного, банального продвижения вперед может мотивировать вас и внушить позитивные эмоции, которые помогут набрать достаточно энергии для продуктивного решения проблемы.

Ну, в теории звучит хорошо. Но вы наверняка думаете: в чем состоит первый шаг, и не будет ли он ужасно болезненным? В любой ситуации, когда вы никак не можете взяться за дело, самое главное – это потратить минуту и просто записать список шагов, которые вам нужно предпринять, чтобы закончить это дело.

Этого должно хватить, чтобы убить все негативные эмоции, прибавить вам энергии и подтолкнуть вас вперед.

5. Научитесь избавляться от стресса

Как не испытывать стресса? Добиться ощущения, что все под контролем. Ученые раз за разом обнаруживают, что ощущение власти над источником стресса снижает его влияние.

Поэтому заранее предпринимайте действия, которые повышают ваш контроль над ситуацией. Согласно одному исследованию, самая эффективная техника управления стрессом – это заранее спланировать свой день так, чтобы свести стресс к минимуму.

Лучший способ снизить стресс на работе – это четко представлять, чего от вас ожидают.

А как не волноваться о рабочих делах, находясь дома? Составлять конкретные планы, по которым вы должны решить вопросы до того, как уйдете из офиса.

Большинство действий, которые вы инстинктивно предпринимаете для борьбы со стрессом, не работают.

Из книги «Сила воли»:

Исследование Американской психологической ассоциации показало, что самые распространенные стратегии против стресса – одновременно и весьма неэффективные, по мнению тех самых людей, которые этими стратегиями пытаются пользоваться. Например, лишь 16% людей, которые едят ради снижения стресса, заметили, что этот способ им помогает. В другом исследовании обнаружилось, что женщины чаще всего склонны есть шоколад в моменты тревоги и депрессии, но главное изменение в настроении, которое они замечают – это усиление чувства вины из-за употребления этого сладкого наркотика.

А что тогда делать?

По данным Американской психологической ассоциации, самые эффективные методики снижения стресса – это физические упражнения, игровые виды спорта, молитва или посещение религиозной службы, чтение, прослушивание музыки, общение с друзьями и родственниками, массаж, прогулки на улице, медитация или занятия йогой, а также творческие хобби. (А самые неэффективные – это азартные игры, шоппинг, курение, выпивка, еда, видеоигры, интернет-серфинг, а также просмотр ТВ или кино в течение более 2 часов.)

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно:

1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый.

2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский, например: разногласия между марксистами и немарксистами; всем неспециалистам доклад понравился; нерусский взглянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу (Некрасов).

4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд), нераспустившийся (цветок), нержавеющая (сталь), нелюбимый (ребенок), нескрываемая (злоба), несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному); но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребенок, еще не экзаменовавшиеся студенты (в таких случаях причастие близко по значению к глаголу).

Примечание. При пояснительных словах, обозначающих степень качества, не с причастием пишется слитно (в этих cлучаях причастия с не близки к прилагательным), например: крайне необдуманное решение, совершенно неподходящий пример, но: совершенно не подходящий к правилу пример (не пишется раздельно ввиду наличия пояснительного слова к правилу).

В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.

6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно», например: незачем туда идти), нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.

Написание наречий и наречных сочетаний, в состав которых входят отрицание, предлог, существительное или прилагательное (например, невдомек, невпопад, невзначай, не под силу), определяется правилами, изложенными в § 83, пп. 5 и 6.

7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы), недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь), недосыпать (спать меньше нормального).

Примечание. От глаголов с приставкой недо- надо отличать глаголы с приставкой до-, имеющие впереди cебя отрицание не и обозначающие не доведенное до конца действие, например: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть пьесу.

§ 89. Не пишется раздельно:

1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьет, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.

О слитном написании несмотря, невзирая и глаголов с приставкой недо- см. § 88, пп., 6 и 7.

Примечание. Употребительные в просторечии глагольные формы нейдет, неймет, неймется пишутся слитно.

2. При причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшито; б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова (см. § 88, п. 4), а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принес не законченную работу, а только отдельные наброски.

3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин); утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью»); не завтра (здесь не может не быть противопоставления).

Примечание. Следует обратить внимание на некоторые случаи раздельного написания частицы не. Частица не пишется раздельно: а) если при прилагательном, причастии или наречии в качестве пояснительного слова стоит местоимение, начинающееся с ни, например: никому (ни для кого и т. п.) не нужная вещь, никогда не встречающаяся ошибка, никому не выгодно за это браться; б) если не входит в состав усилительных отрицаний далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, нисколько не и т.п., предшествующих существительному, прилагательному или наречию, например: он вовсе не приятель нам, далеко не единственное желание, отнюдь не справедливое решение, нисколько не лучший выход, далеко не достаточно.

4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.

О случаях слитного написания не с местоимениями и местоименными наречиями см. § 88, п. 5.

Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.

5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из…, не под…, не то… не то.

Раздельно пишется выражение не раз, например: Не раз он oбвинял себя в излишней осторожности (Фадеев).

6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.

7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.

§ 90. Ни пишется слитно:

2. В наречиях никогда, нигде, никуда, ниоткуда, никак, нисколько, нимало, нипочем, ничуть и в частице -нибудь.

§ 91. Во всех остальных случаях частица ни пишется раздельно.

Об употреблении частицы ни см. § 48.

Еще не имея опыта самоуправления, ребенок в этих ситуациях испытывает психофизические перегрузки, может быть подавленным или агрессивным. Это, безусловно, вредит его здоровью.
Ученые установили, что отсутствие желания трудиться, потеря интереса к работе являются самыми популярными среди причин, вызывающих у человека нервозность и конфликтность. Занимаясь любимым делом, человек почти не чувствует усталости и гораздо чаще пребывает в хорошем расположении духа, чем тот, у кого «душа не лежит» к своему делу.
В этом случае человеку могут помочь специальные приемы, способствующие формированию стойкого благоприятного отношения к своей деятельности, в частности, учебно-познавательной.
Грамотные в этих вопросах родители несомненно смогли бы помочь своим детям. Нужно постоянно убеждать ребенка в том, что, оказывается, любое дело, в том числе и учебу, можно превратить в любимое и очень увлекательное занятие, да еще и сделать его успешным. Стоит только захотеть! А всего-то… — изменить свое отношение к работе (учебе).
Необходимо объяснить ребенку, что гораздо легче можно научиться тому, что интересно! А сделать учебную работу интересным занятием совсем не трудно. Нужно только немного пофантазировать.
Тома Сойера, например, трудно было назвать прилежным и примерным учеником. Однако именно Том Сойер сумел вывести «формулу успеха», которая может помочь достичь высоких результатов в различных сферах, в том числе и в учебе.
Вспомним события, о которых говорится в известном произведении.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого Том боялся больше всего…
Бен сказал:
— Что, брат, заставляют работать?
Том круто повернулся к нему:
— А, это ты, Бен! Я и не заметил.
— Слушай-ка, я иду купаться… да, купаться! Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну конечно, еще бы!
Том посмотрел на него и сказал:
— Что ты называешь работой?
— А разве это не работа?
Том снова принялся белить забор и ответил небрежно:
— Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе.
— Да что ты? Уж не хочешь ли ты сказать, что для тебя это занятие ― приятное?
Кисть продолжала гулять по забору.
— Приятное? А что же в нем такого неприятного? Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?..

Классный час на тему

«УЧЕНЬЕ И ТРУД ВСЕ ПЕРЕТРУТ»

3 класс.

Цели и задачи.

1. На примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд.

2. Развивать у учащихся духовно-нравственные качества и гражданскую позицию.

3. Сформировать понятия «прилежный», «старательный» как синонимы, дать положительную оценку данным качествам;

4. Воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный классный час, так как мы будем с вами говорить о том, что у человека нельзя отобрать, занять, украсть, о том, что человеку нельзя предложить, подарить, о том, что с ним остается всю жизнь и принадлежит только ему — это знания.

Ученик: «Я снова думаю сейчас: Зачем хожу я в школу, в класс?
Мне б игрушку подарили, я б сумел вам доказать,
Что играть ничуть не хуже, чем писать, считать, решать»

Воспитатель: Кто бы сомневался, играть все умеют – это легко и интересно. А все ли из вас, ребята согласны, что учиться хуже, чем играть? Да, учиться тяжело, учёба это труд, но зато какой интересный!

2. Знакомство с пословицами о труде.
— Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд
— Ученье и труд всё перетрут — такова тема нашего кл. часа (на доске)
— Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)
— «Собери пословицу» (2 команды)
-Терпенье и труд все перетрут.
-По труду и награда.
-Дело мастера боится.
-Как ты к работе, так и работа к тебе.
-По работе и работника знают.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-К большому терпенью придет и уменье.
(По ходу значение некоторых пословиц объясняют.)

3. Беседа по вопросам:

· Какое значение имеет учёба в жизни человека?

Учитель. Учение — это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда легко все дается. Если математика дается вам без труда, то, наверное, выводить каллиграфическое письмо вам потребуется определенное время. Или, к примеру, ну, никак не запоминается стихотворение.

— Что же делать в данном случае? (ответы детей)Послушайте сказку

Л.Н.Толстой «Две лягушки»
Попали две лягушки в кувшин с молоком.
Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно — всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.
А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует — стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.
— Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)

«Терпение и труд все перетрут», — гласит народная мудрость. Трудолюбие — это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательными и трудолюбивыми.

Приведите примеры людей, которые добились известности, признания своим трудолюбием и настойчивостью?

Великий полководец А. В. Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд над собой помог ему стать непобедимым.

Михаил Васильевич Ломоносов великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен.
А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой (семгой).
ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ — УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой.

Валентина Терешкова путем изнуряющих тренировок, учебы стала известной всему миру первой женщиной-космонавтом.

— А все ли у нас в классе старательно выполняют задания и учатся хорошо?

— Для чего мы учимся?

Примерные ответы:

· иметь хорошие оценки;

· так хотят родители;

· для продолжения учебы;

· быть образованным;

· быть успешным человеком;

· мне нравится учиться;

· для того чтобы больше знать и быть интересным собеседником;

— Чем отличается образованный человек от необразованного?

Примерные ответы:

— с образованным человеком интереснее общаться;

— у образованного человека больше шансов найти интересную работу;

— образованный человек может больше дать своим детям;

— образованный человек больше знает;

— образованный человек лучше понимает.

Учение – это большой труд. Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь

В. Осеева «Сыновья» ( чтение рассказа учителем)

«Сыновья» В.А. Осеева

Рассказ для детей

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!
— Почему старичок так ответил женщинам? ( Ответы детей)
— Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю.
Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Знаете ли вы, что отметки были не всегда такими, как сегодня.

Михаил Васильевич Ломоносов предлагал, например, ставить такие отметки:

В.И. – всё исполнил.

Н.У. – не знал уроки.

Н.Ч.У. – не знал части урока.

З.У.Н.Т. – знал урок нетвёрдо.

Н.З. – не подал задачи.

Б.Б. – был болен.

И только в 1835 году появились оценки «5», «4», «3», «2», «1». А перед Великой Отечественной войной и в начале войны отметки были: «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо» и «очень плохо». Вот почему пятёрочника сегодня зовут отличником! Сегодня в школе знания учащихся оцениваются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», и об оценке «1» мы почти забыли.

5.Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах».
(читают наизусть 3 человека)
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать и за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: » Я ничего не успеваю делать!»
Таких людей, как правило, удача не посещает.
-Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
Притча о строителях.
При постройке Шартрского собора во Франции трём разным рабочим задали один вопрос: «Что ты здесь делаешь?»
Один процедил: «Камни таскаю, будь они неладны!»
Второй ответил: «Деньги зарабатываю для семьи».
А третий сказал: «Я строю Шартрский собор!»
-Кому из них работа приносила радость и почему?(3)
(Ответы детей)
6.Обобщение
-Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать.
(на доске составляют)

Придерживаться распорядка дня.
Доводить начатое до конца.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Отдыхать с удовольствием.
Подведение итогов.
— Закончите предложение: » Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что…».(Разные ответы детей)

Ученик:

«Учимся трудиться мы упорно, стараемся двигаться вперёд.
Трудолюбивых и целеустремлённых, бесспорно,
Жизнь удивительная и увлекательная ждёт».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *