Радость в Библии

исполненный радости

Смотреть что такое «исполненный радости» в других словарях:

  • Радость — Имена существительные ВЕСЕ/ЛЬЕ, оживле/ние. Состояние радостного оживления, беззаботности, обычно сопровождаемое развлечениями, забавами, смехом и т.п. ВЕСЕЛЬЧА/К, балагу/р, шутни/к, книжн. сангви/ник. Тот, кто обладает радостным… … Словарь синонимов русского языка

  • ра́достный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Испытывающий чувство радости. С ранней весны Елена возится, бывало, в этом цветнике, радостная и оживленная, и господин Будников, тоже радостный, принимал в этом участие. Короленко, Не страшное. Я шел радостный и веселый … Малый академический словарь

  • сия́ющий — ая, ее. 1. прич. наст. от сиять. 2. в знач. прил. Блестящий, сверкающий от радости, счастья и т. п. (о глазах). Фенечка вбежала к нему с сияющими глазами и объявила о приезде «молодых господ». Тургенев, Отцы и дети. Алексей слушал, смотрел в… … Малый академический словарь

  • День св. Пантелеимона — великого учителя великий ученик — Святой великомученик Пантелеимон родился во времена царствования императора Максимиана, известный жестокими расправами с христианами. Изначально родители дали сыну имя Пантолеон, что значит «во всём лев», а Пантелеимоном… … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • светоза́рный — ая, ое; рен, рна, рно. трад. поэт. Озаренный ярким светом или излучающий яркий свет; сияющий, сверкающий. Светозарное облако. □ мнится, что он куда то въезжает на белом коне, что он облачен в светозарные одежды. Салтыков Щедрин,… … Малый академический словарь

  • СВЕТОЗАРНЫЙ — СВЕТОЗАРНЫЙ, светозарная, светозарное; светозарен, светозарна, светозарно (поэт. ритор.). Сияющий, яркий, сверкающий. Светозарное солнце. Светозарная молния. «Напрасно и день светозарный вставал над этим печальным болотом.» А.Блок. || перен.… … Толковый словарь Ушакова

  • Время дхармы — Между тем Такшака, царь змей, услышав, что сын испепеленного им Парикшита получил разрешение совершить жертвоприношение, взлетел на небо и, явившись в покои Индры, сказал ему Прибегаю, владыка, царь богов, к твоей защите Моему… … Энциклопедия мифологии

  • радостный — См … Словарь синонимов

  • сверкающий — звездящийся, лучезарный, поблескивающий, блистательный, лучащийся, искрящийся, огненный, играющий, блистающий, пылающий, переливающийся, светящийся, искрометный, блескучий, искристый, пламенный, светящий, сияющий, блестящий, блещущий, мерцающий,… … Словарь синонимов

  • сияющий — искрящийся, переливающий, светозарный, горящий, лучистый, звездящийся, искристый, блистающий, поблескивающий, яркий, играющий, глазам больно, глазам больно смотреть, ослепительный, сверкающий, светящийся, лучезарный, переливающийся, просветленный … Словарь синонимов

  • Елей радости — образное выражение, означающее радостное состояние . Елей применялся для ухода за кожей. Иногда его смешивали с особыми ароматич. веществами. см. Масть, умащать, помазание… Библейская энциклопедия Брокгауза
  • к радости (своей) — вводное выражение Выделяется знаками препинания или обособляется вместе с относящимися к нему словами. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2… Словарь-справочник по пунктуации
  • к радости — к ра́дости нареч. качеств.-обстоят. 1. Предвещая радость. 2. Употребляется как вводное словосочетание, выражающее удовлетворение по поводу чего-либо и соответствующее по значению сл.: к счастью… Толковый словарь Ефремовой
  • На Радости — на ра́дости нареч. обстоят. причины разг. По случаю радостного, приятного события или удачи в чём-либо; на радостях… Толковый словарь Ефремовой
  • На Радостях и На Радости — нареч. разг. 1… Толковый словарь Ефремовой
  • с радости — с ра́дости разг. нареч. обстоят. причины… Толковый словарь Ефремовой
  • На радости — Разг. Экспрес. По случаю удачи, какого-либо радостного события. — Ты, дед, на радости бы хоть курицу придушил к обеду, — ворчала Маня, роясь в подполье среди банок с вареньями и соленьями … Фразеологический словарь русского литературного языка
  • Радости на радости: Макар с товарищи. — См. ГОСТЬ -… В.И. Даль. Пословицы русского народа
  • Ни в гадости ни в радости — Пск. О тяжёлой, безрадостной жизни. ПОС 6, 125… Большой словарь русских поговорок
  • Ни в радости ни в корысти — 1. Дон. Безрадостно. СДГ 3, 76. 2. Волг. О тяжёлом, безвыходном положении. Глухов 1988, 108… Большой словарь русских поговорок
  • Ни в чисте ни в радости — Волг. О тяжёлом, безвыходном положении. Глухов 1988, 108… Большой словарь русских поговорок
  • гормон радости — сущ., кол-во синонимов: 1 • эндорфин… Словарь синонимов
  • лишенный радости — прил., кол-во синонимов: 5 • грустный • нерадостный • печальный • полный печальных событий • туманный… Словарь синонимов
  • не доставляющий радости — прил., кол-во синонимов: 2 • галимый • не в радость… Словарь синонимов
  • не знающий радости — прил., кол-во синонимов: 3 • не знающий счастья • несчастливый • несчастный… Словарь синонимов
  • не приносящий радости — прил., кол-во синонимов: 1 • малоутешительный… Словарь синонимов

Жажда счастья и потребность в радости – дарованные Богом устремления

Слово на Литургии в день памяти преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

9 октября/26 сентября 1977 г.

Каждый человек на земле хочет и стремится быть счастливым и радостным. Но далеко не всегда мы хорошо понимаем, что такое истинное счастье и что такое подлинная радость. И потому наши стремления к счастью нередко обращаются в погоню за призраками, а радость так легко сменяется унынием, тоской и разочарованием.

А между тем, жажда счастья и потребность в радости – это не какое-то суетное желание, не каприз нашей омраченной грехом природы. Нет, это врожденные и дарованные нам Богом устремления, составляющие неотъемлемую принадлежность нашего существа, созданного по образу и подобию Божию.

Сам Господь, наш Творец, Промыслитель и Спаситель, хочет, чтобы мы были подлинно счастливы и здесь, на земле, и в будущей вечной жизни. Он зовет нас к самой высокой степени счастья, которую Его божественное слово именует блаженством. Он указывает нам верные пути к этому высочайшему счастью. Он предлагает нам надежные способы его достижения, и Свои заповеди блаженства завершает словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика наша награда на небесах» (Мф. 5,3 – 12).

Сегодня, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, хочется снова и снова говорить о счастье, о радости, о полноте жизни, к которой все мы призваны волею Всещедрого и Всеблаженного Бога и Спасителя нашего, почерпая на этот раз преимущественно от источников мудрости великого «богословов начальника» и «зрителя неизреченных божественных откровений».

Возлюбленный ученик Господа Иоанн, сын Зеведеев, прожил долгую жизнь, в которой познал и радости и скорби. Светлые годы близкого общения с Божественным Учителем скоро сменились для него трудами и подвигами апостольского благовестия о Христе Распятом и Воскресшем, пастырскими заботами о верующих и многими тяжкими нравственными испытаниями, вплоть до исповедничества за имя Христово.

Но и в самые трудные годы своей жизни св. Иоанн был счастлив и блажен в своем действовании (Иак. 1,25). Да и мог ли, несмотря на все болезни и труды своего апостольского служения, быть когда-либо несчастлив тот, кто удостоен был возлежать на персях своего Учителя и Господа на Тайной Вечери, кто был усыновлен Пречистой Деве Богоматери Ее умиравшим на кресте Божественным Сыном, кто имел утешение проявлять сыновнюю заботу о Ней, вплоть до самого Ее блаженного успения?!

И мы легко можем понять, что именно опыт огромного лично испытанного счастья, опыт блаженной жизни во Христе соделал св. апостола и евангелиста Иоанна верным свидетелем и провозвестником того счастья, которое может испытать, и той радости, к которой может приобщиться еще здесь, на земле, не говоря уже о будущей блаженной жизни, каждая верующая душа, если только, отвергнув путь греха и порока, она решится неуклонно следовать за Христом.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии … Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная … И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна… Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 3,2; 2,25; 1,4; 5,20)

Желая стать счастливым, человек использует для достижения этой цели разные способы. Обычно он заботится о приобретении как можно большего количества знаний, опыта, полезных навыков. Снискивая себе уважение своим умением трудиться и создавать общественные ценности, он не забывает и о том, чтобы как можно лучше устроить личное и семейное благополучие. С христианской точки зрения это вполне естественно и похвально, если, конечно, человек общей пользе не предпочитает свою личную выгоду, если не обращает благородное дело служения другим людям в способ эгоистического самоутверждения.

Но опыт показывает, что даже при наличии вполне достойных мотивов жизнь в обстановке внешнего благополучия далеко не всегда чает человеку истинное и глубокое внутреннее удовлетворение. Самых напряженных усилий и самых добрых намерений нередко бывает недостаточно для подлинного счастья человека. А иногда, среди, казалось бы, полного благополучия, душу человека начинают разъедать сомнения и разочарования, особенно при различных жизненных невзгодах и при мысли о неизбежности приближающейся смерти. И невольно возникает вопрос: неужели нет в мире такой силы, которая могла бы сделать человека счастливым в любых условиях: в радости и в горе, при удачах и при неудачах, независимо от личных успехов и от каких бы то ни было иных внешних обстоятельств?

Св. апостол Иоанн Богослов в своем учении о Боге, о мире и человеке дает ясный и утвердительный ответ на этот вопрос. ЕСТЬ такая сила, и притом сила единственная и ничем другим не заменимая, которая может сделать человека истинно счастливым и радостным в любых условиях, озаряя все его существование неземным светом, согревая его душу благодатной теплотой, и вливая в его сердце неоскудевающую бодрость и энергию Сила эта — ЛЮБОВЬ!

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8) — таково важнейшее в нравственном отношении свидетельство возлюбленного ученика Христова. Два самых главных догмата христианства — догмат Троичности и догмат Боговоплощения и Искупления — становятся наиболее близкими и доступными нашему разумению в свете учения о Боге как о Триипостасном Боге любви.

Слова первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21), согласно богомудрому разъяснению святых отцов и учителей Церкви, ясно указывают на то, что существенным содержанием внутренней жизни Божества является неразрывное единение взаимной любви между Тремя Лицами Св. Троицы.

Но эта высочайшая божественная любовь не замыкается сама в себе. Она проявляет себя и в отношении к созданному Богом миру. Она изыскивает способ спасти человека и после того, как чрез грехопадение он лишился способности быть в блаженном общении с Богом — Источником жизни, света и радости. «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Тайна искупления велика и необъятна, но нравственный смысл ее вполне доступен нашему уму и сердцу. Искупление было актом беспримерного самопожертвования, который ради нас и ради нашего спасения благоволил совершить воплотившийся Единородный Сын Божий. И только чрез всецелое благодарное принятие этой великой жертвы Богочеловека, в которой открылась нам безмерная любовь Божия, можем мы спастись, т.е. преодолеть порабощающую нас силу греха, начать ходить в обновленной жизни (Рим. 6,4) и стать сынами воскресения (Лк 20,36).

Господь Иисус Христос, чистый и безгрешный, пришел в мир, чтобы разрушить дела тьмы: вражду, ненависть, жестокость: все, что является прямым отрицанием любви и потому несовместимо с радостью и разрушительно для счастья человека. Он пришел, чтобы Своей небесной чистотой, безукоризненностью Своих поступков, всецелой правдивостью победить и обезоружить мировое зло. Он совершил это в Своей личной земной Богочеловеческой жизни, «во дни плоти Своей» (Евр. 5,7), но Он продолжает совершать это и теперь в событиях повседневной человеческой жизни и в событиях мировой истории чрез тех, кто «берет крест свой и идет за Ним» (Мф. 16,24).

Как Вождь некоего великого духовного воинства, Он Сам возглавляет всемирную борьбу со злом, — борьбу, которая окончится лишь в конце времен пред наступлением будущего века. Он, сказавший некогда ученикам и апостолам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33), ныне каждому добровольному и деятельному участнику этой борьбы подает невидимые, но могущественные благодатные силы для победы над злом и грехом — будь то в личной, семейной или общественной жизни.

Любовь Божия есть поистине величайшая нравственная сила. Изливаясь в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5,5), она вселяет в нас совершенную радость и возбуждает в нас ответную благодарную и деятельную любовь ко Христу, нашему Божественному Искупителю.

Любовь к Богу невозможна без любви к людям. «…мы, — говорит св. апостол Иоанн, — имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4,21). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин 4,20).

Любовь к людям может выражаться многими и различными способами. Это и родительская любовь, которая заботится не только о внешнем благополучии детей, но и об их достойном нравственном воспитании. Это и забота о процветании Родины, о безукоризненном выполнении своих гражданских обязанностей и патриотического долга. Это и содействие развитию добрых отношений между людьми и народами. Это и поддержка усилий, направленных на устранение всего, что создает угрозу жизни людей и миру на земле.

Любовь — это лучшее украшение человеческой жизни Сколько счастья и радости излучает из себя жизнь той семьи, или такого человеческого сообщества, в котором не слышно сквернословия или гнилых слов взаимного недоброжелательства, где царит верность, чистота, целомудрие, где славится и с любовью призывается имя Божие, где молитва становится первейшей духовной потребностью человека, где все вообще взаимные отношения строятся на принципе неуклонного соблюдения двуединой заповеди о любви к Богу и к ближним, — заповеди, которая составляет непреложную основу всего Божественного нравственного закона.

Любовь к Богу и к ближним требует подвига, ответственных решений, а иногда и глубокой перестройки всей жизни христианина, перемены наших понятий, нравов и привычек. Но если мы хотим быть подлинными христианами, действительно счастливыми и способными показать путь к счастию другим людям, то мы должны к делу нашей веры и к терпению упования на Господа нашего Иисуса Христа присоединять труд любви, без которого немыслимо истинное следование за Христом

Древнее предание повествует, что когда св. апостол Иоанн достиг глубокой старости и уже не мог, как прежде, произносить продолжительные поучения, он обычно заканчивал свои краткие наставления словами: «Детки, любите друг друга». И когда некоторые спрашивали его, зачем он так часто их повторяет, он отвечал: «Это заповедь Господня, и если соблюдаете ее, то и довольно».

Пусть же эти святые слова чаще звучат в наших сердцах, как бессмертное завещание благостного старца и великого апостола любви. Пусть они побуждают нас к усердным молитвам о мире всего мира, о спасении всех людей, ближних и дальних, и вдохновляют нас на подвиг любви, в качестве награды за который обещано нам блаженство вечной жизни и непрестающая радость о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Хотей — бог богатства

Хотей по фен шуй является богом счастья, общения, веселья и благополучия. Его часто называют смеющимся Буддой, Буддой Изобилия и «холщовым мешком». Статуэтки с изображением бога богатства Хотея во всем мире используются в качестве действенного денежного талисмана, как и .

Легенда о Хотее гласит, что давным – давно (в конце Х-го века) в одной стране (назовем её Китаем) жил монах, он был маленьким и толстым, а звали его Це-Цы.

Монах постоянно странствовал и его верными спутниками были лишь большой холщовый мешок да деревянные четки. Кстати, от мешка и произошло знакомое всем имя – Хотэй (Хо Тэй – холщевый мешок по японски). А в Китае монаха прозвали Будаем.

На Востоке живот считается пристанищем для души, поэтому Хотэя можно назвать очень душевным, а еще он (живот) является олицетворение щедрости и широты души.

В легенде о Хотэе сказано, что там куда он приходил, у людей сразу появлялись здоровье, удача и благосостояние. Некоторые люди спрашивали, что несет монах Хотэй в мешке, он говорил, что несет за плечами «Весь Мир».

Позднее содержимое его мешка стало считаться Великой Пустотой (Та-Кхун), которая олицетворяет «ничто», из которого родилось великое «всё». После смерти монаха, Хотея стали считать восьмым по счёту воплощением Будды, Буддой Майтрейей.

По канонам буддизма, Будда Майтрейя является бодхисаттвой девятого уровня, которому предстоит родиться Буддой Мануши через 5000 лет после смерти великого Шакьямуни Гаутамы, приход которого станет достижением мировой гармонии.

Сейчас он живёт в небесной стране Тушита (Сад Радости) и, по Японской легенде, в виде Хотея спускается к людям порадовать их. Канонизирован как бог беззаботности и счастья (одним из семи богов счастья) в Японии в 17-м веке.

Само слово Хотей (Hotei) имеет японскую природу и в переводе означает – «холщовый мешок». Пузатый, весёлый толстяк с мешком стал, наверное, самым любимым образом среди японских фигурок нэцкэ, ведь в этом виде искусства, где любят с юмором и фантазией добиваться выразительности, Хотей (ещё его называют «Смеющийся Будда») как раз подходящий персонаж.

Весьма почитаем эта скульптура и в китайском философском учении фэн-шуй. Этот бог счастья воплощает в себе благополучие, веселье и процветание. Полагают, что Хотей управляет людскими судьбами и исполняет их заветные желания.

Всему миру известно поверье о том, что если поглаживать пузатый живот Хотея триста раз и думать при этом о своей мечте, то она обязательно исполнится волею смеющегося божества.

Всё это заставляет людей относиться к маленькому толстому Хотею с огромной симпатией. А фен-шуй нашёл ему достойное применение и использует фигурку божества для активации финансовой зоны.

Куда поставить Хотея для привлечения денег

Присутствие Смеющегося Будды благоприятно скажется на любом помещении, так как считается, что изображение этого божества излучает положительную Ци.

Более того, Хотей способен поглощать всю негативную и смертоносную Ци внутри дома, он является хорошим противоядием от ежегодного нашествия летящих звезд, несущих с собой болезни и потери.

Прежде чем размещать фигурку Хотея, следует решить, что вы хотите приобрести.

Если ваша цель – почет и уважение, то статуэтку поставьте в прихожей рядом с входной дверью. При этом согласно фен шуй Бог Хотей должен смотреть на дверь.

Если вы мечтаете о признании, то Хотея следует поместить в южную часть дома.

Если вы стремитесь стать удачливым в деньгах, выиграть большие деньги в лотерее, то идеальное место для талисмана Хотея – юго-восточная зона.

Если вы желаете обрести гармонию в семье, то поставьте статуэтку восточный сектор. Бог богатства Хотей, размещенный на рабочем столе, отведет от вас заговоры, стрессы и предательство, привлечет карьерный рост. Хотея с монетами или золотыми слитками необходимо расположить в зоне, которая отвечает за богатство.

Лучшее место для Хотея с тростью – сектор здоровья. Бог богатства, несущий жемчуг, должен размещаться в зоне мудрости. Хотея, окруженного детьми, можно поставить в юго-западную или в западную часть дома.

Но в любом случае фигурку можно поставить в наиболее заметном месте дома. Можно приобрести несколько фигурок бога богатства и разместить их в разных частях дома.

Предыдущая статья: Денежный бамбук: куда поставить, как ухаживать Следующая статья: Бобы тонка — бобы исполнения желаний

РАДОСТЬ | Симфония для Библии

1Пар 12:40 …так как радость была для Израиля…
1Пар 16:27 …могущество и радость на месте Его…
Неем 8:10 …потому что радость пред Господом – подкрепление для вас…
Неем 8:17 …Радость была весьма великая…
Неем 12:43 …потому что Бог дал им великую радость…
Есф 8:16 …А у Иудеев было тогда освещение и радость,..
Есф 8:17 …была радость у Иудеев и веселье, пиршество и праздничный день…
Есф 9:22 …в который превратилась у них печаль в радость,..
Иов 8:19 …Вот радость пути его!..
Иов 20:5 …и радость лицемера мгновенна?..
Иов 29:13 …и сердцу вдовы доставлял я радость…
Пс 29:6 …вечером водворяется плач, а на утро радость…
Пс 47:3 …Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион;..
Пс 50:10 …Дай мне услышать радость и веселие,..
Пс 50:14 …Возврати мне радость спасения Твоего…
Притч 8:31 …и радость моя была с сынами человеческими…
Притч 10:28 …Ожидание праведников – радость,..
Притч 12:20 …радость – у миротворцев…
Притч 14:10 …и в радость его не вмешается чужой…
Притч 15:21 …Глупость – радость для малоумного,..
Притч 15:23 …Радость человеку в ответе уст его,..
Притч 19:22 …Радость человеку – благотворительность его,..
Притч 21:15 …Соблюдение правосудия – радость для праведника…
Притч 29:17 …и доставит радость душе твоей…
Еккл 2:26 …Он дает мудрость и знание и радость;..
Ис 9:3 …Ты умножишь народ, увеличишь радость его…
Ис 22:13 …Но вот, веселье и радость!..
Ис 24:11 …помрачилась всякая радость;..
Ис 35:10 …и радость вечная будет над головою их;..
Ис 35:10 …они найдут радость и веселье,..
Ис 51:3 …радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение…
Ис 51:11 …и радость вечная над головою их;..
Ис 51:11 …они найдут радость и веселье:..
Ис 52:7 …благовествующего радость, проповедующего спасение,..
Ис 58:14 …то будешь иметь радость в Господе,..
Иер 15:16 …и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего;..
Иер 31:13 …и изменю печаль их на радость…
Иер 48:33 …Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава…
Плач 5:15 …Прекратилась радость сердца нашего;..
Иоиль 1:16 …от дома Бога нашего – веселье и радость?..

«Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) О христианском понимании радости

(16 голосов: 4.1 из 5)

Среди мирских людей распространено представление о православных христианах как об унылых типах, чуждающихся всего того, чему радуются неверующие.

Может быть, православные и удаляются от того, в чем почитают радость люди неверующие, – впрочем, лишь от того, что связано с грехом, – но не удаляются от самой радости, ведь одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16; Фил. 4:4). И радуются православные христиане, конечно, не тому и не так, чему и как радуются неверующие.

Чтобы понять, в чем состоит особенность православного понимания радости, имеет смысл обратиться к словам Священного Писания и святых отцов.

В Священном Писании радость указывается как то, что свойственно Самому Богу. Так, Премудрость Божия говорит: «Я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притч. 8:30).

Неудивительно, что воссоединение отпавшего человечества с Богом мыслится в категориях обретения вечной радости, о чем предсказывали еще ветхозаветные пророки: «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис. 35:10).

С этим связано то, что явление на земле Спасителя сопровождается возвещением радости как архангелом Гавриилом, явившимся Деве Марии, так и позднее, в ночь Рождества, пастухам, которым «сказал ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2:10).

Как пишет святитель Андрей Критский, «является Бог на земле, Бог с небес, Бог между человеками, Бог во чреве Девы – Тот, Которого не вмещает вся вселенная. Теперь природа человеческая начинает предвкушать радость и получает начало обожения… Гавриил служит таинству и взывает к Деве: “Радуйся!” (Лк. 1:28), чтобы Дочь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь… В самом деле, была ли и будет ли для рода человеческого какая-нибудь радость более той, как быть причастником Божественного естества, быть в соединении с Богом, быть с Ним едино по причине соединения, и притом ипостасного?»

Сам Господь Иисус Христос испытывал радость, о чем говорил апостолам: «Радуюсь за вас» (Ин. 11:15). И более того, Он свидетельствует о желании поделиться Своей радостью с учениками: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:11).

И Он же учит их расставлять верные ориентиры в радости: «Однако же не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но тому радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20).

Господь также указал, что радость Его учеников отлична и даже противоположна радостям мира сего: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20).

Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир” (Ин. 16:21)… Он привел этот пример только для того, чтобы показать, что печаль временна, а радость постоянна».

Вхождение в Царство Божие Господь Иисус Христос определяет как вхождение в радость: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21). Также и апостол Павел определяет Царствие Божие как «радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В другом месте он указывает радость как «плод духа» (Гал. 5:22).

Апостол Павел дает и заповедь: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15). Комментируя ее, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Для того, чтобы радоваться с радующимися, душе нужно более любомудрия, нежели для того, чтобы плакать с плачущими. К последнему влечет нас сама природа, и нет такого каменного человека, который бы не плакал при виде несчастного; но для того, чтобы, видя человека в благополучии, не только ему не завидовать, но еще разделять с ним радость, нужна душа очень благородная. Потому и сказал об этом раньше. Ничто так не располагает нас к любви, как то, когда мы разделяем друг с другом и радость, и печаль».

Наконец, апостол Павел записал известные слова: «Всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16).

Наиболее полно эту заповедь, равно как и вообще смысл христианской радости, раскрыл преподобный Иустин (Попович): «Всегда радуйтесь, поскольку зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? Вы – совершенные господа этой вечной радости до тех пор, пока добровольно не предадитесь греху, страсти и смерти. Радость кипит в наших сердцах от Его истины, милосердия, правды, любви, воскресения, от Церкви и святых Его. Но есть еще большее чудо: радость кипит в сердцах наших от мучений за Него, насмешек ради Него и смерти за Него. В мучениях за неизменного Господа наши сердца исполняются неизреченной радостью, поскольку эти мучения вписывают наши имена на небеса, в Царство Божие. На земле, в человеческом роде, не существует истинной радости без победы над смертью, а победы над смертью не существует без воскресения, а воскресения – без всесильного Богочеловека Христа, поскольку Он есть единственная истинная радость для всех людей. Воскресший Богочеловек Христос, Победитель всех смертей, вечный Творец жизни и Основатель Церкви, непрестанно изливает эту единую истинную радость в души Своих последователей посредством святых таинств и добродетелей, и эту радость никто не может у них отнять… Наша вера исполнена этой вечной радостью, поскольку радость веры во Христа есть единственная истинная радость для человеческого существа… Эта радость – плод и порождение древа евангельских добродетелей и подвигов, а древо это питается благодатью святых таинств».

Достойны внимания также объяснение и совет к практическому исполнению этой заповеди, данный святителем Василием Великим, который говорит: «Апостол приглашает всегда радоваться, но не всякого, а того, кто подобен ему самому, не живет во плоти, но имеет живущего в себе Христа; потому что общение с высочайшим из благ никак не допускает сочувствия с тем, что беспокоит плоть… Вообще душа, однажды объятая любовью к Создавшему и привыкшая увеселяться тамошними красотами, радости своей и благодушия не променяет на разнообразное превращение плотских страстей; но скорбное для других увеличит ее веселье. Таков был апостол, который благоволил в немощах, в скорбях, в изгнаниях, в нуждах (см.: 2Кор. 12: 10)…

Итак, если когда случится с тобою что-либо неприятное, прежде всего, настроив к тому мысли, не подвергайся смущению, а упованием на будущее облегчай для себя настоящее. Как больные глазами, отвращая взоры от предметов, слишком блестящих, успокаивают их, останавливаясь на цветах и зелени, так и душе надобно не смотреть непрерывно на скорбное и не заниматься настоящими горестями, но возводить взор свой к созерцанию истинных благ. Так в состоянии будешь всегда радоваться, если жизнь твоя всегда обращена будет к Богу; и упование на воздаяние облегчит житейские скорби».

Возникал вопрос о том, как сочетаются слова «всегда радуйтесь» (1Фес. 5:16) со словами «блаженны плачущие» (Мф. 5:4)? Преподобный Варсонофий Великий давал такой ответ: «Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния суть: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лице же и слово – благоприличную веселость».

Радуются ангелы, радуются и святые. О первом засвидетельствовал Сам Господь: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10). О втором – преподобный Антоний Великий: «Когда мы совершенствуемся в праведности, то доставляем радость народу святых, и они усердно молятся и ликуют перед нашим Создателем».

Это есть истинная радость, святая. Но бывает извращенная, ложная, сатанинская радость, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Не отчаивайся, ибо это доставляет радость диаволу, которою да не даст ему Бог возрадоваться, но скорее да восплачется о спасении твоем чрез Христа Иисуса, Господа нашего».

Из этих слов видно, что сатанинская радость, которую также называют злорадством, представляет собой искажение, выворачивание наизнанку заповеди «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15), то есть диавол радуется над плачущими в отчаянии и плачет над имеющими святую радость.

Подобная извращенная радость, в отличие от истинной радости, не вечна: «Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна» (Иов. 20:5)

Должно сказать, что не только злорадство, но и вообще земные, плотские радости нельзя уравнивать или отождествлять со святой христианской радостью. Как свидетельствует блаженный Августин, «никакая временная радость не может нисколько сравниться с радостью вечной жизни, какую будут иметь святые».

Более подробно об этом говорит святитель Василий Великий: «Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства… Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того, думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит, распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о таком плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное».

Глубокий смысл существования земных, плотских радостей раскрывает в своей «Исповеди» блаженный Августин: «Страсти кипели во мне, несчастном; увлеченный их бурным потоком, я оставил Тебя, я преступил все законы Твои и не ушел от бича Твоего; а кто из смертных ушел? Ты всегда был рядом, милосердный в жестокости, посыпавший горьким-горьким разочарованием все недозволенные радости мои, – да ищу радость, не знающую разочарования. Только в Тебе и мог бы я найти ее».

В аскетической православной литературе имеются свидетельства о том, что христианин, ведущий подлинную духовную жизнь, обретает вышеуказанную святую радость. Например, преподобный Зосима Верховский, говоря о практике Иисусовой молитвы, описывает в качестве одного из первых ее действий то, когда подвижник, «сидя долгое время, в одну только молитву углубившись… вдруг внезапно восчувствует ни с чем не сравнимую радость услаждающую, такую, что уже более и молитва не творится, но только чрезмерною любовью ко Христу пламенеет он».

Преподобный Григорий Синаит, в свою очередь, указывает, что это духовное чувство бывает разных видов: «Радость имеет два различия, именно: есть радость спокойного характера, которая именуется биением, воздыханием и рассуждением духа, и есть бурная сердечная радость, называемая игранием , восторженным движением, или трепетанием, или величественным взлетом живого сердца в божественную воздушную сферу».

Вместе с тем святые отцы предупреждают, что, пытаясь соблазнить подвижника, диавол во время молитвы может фальсифицировать радость, и это ложное чувство всевать в него, дабы выдать за истинное: «Иногда враг внутри природных чресл мечтательно видоизменяет духовное как хочет, предлагая одно вместо другого. Он… вместо веселья возбуждает животную радость и мокротное наслаждение, отчего явно происходят самомнение и тщеславие».

О том, как отличить духовную святую радость от лживой бесовской, пишет блаженный Диадох: «Если душа непоколебимым движением воспламенится к любви Божией, влеча в глубину сей неизреченной любви и само тело, то это есть действо Святого Духа. Будучи вся преисполнена приятных чувств от неизреченной оной божественной сладости, она и не может в ту пору помышлять ни о чем другом, а только чувствует себя обрадованной некоей неистощимой радостью. Если же при таком возбуждении ум воспримет некое сомнительное колебание или какое нечистое помышление… то нужно знать, что такое утешение – от прельстителя и есть только призрак радости. Такая радость навевается извне и является не как качество и постоянное расположение души; видимо, тут враг хочет опрелюбодействовать душу».

Истинная радость доступна для человечества только во Христе и через Христа, благодаря Его воплощению, смерти, воскресению и вознесению. О ней говорил святитель Григорий Чудотворец: «Днесь Адам обновлен и, вознесенный на небо, ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям… Днесь исполнилось предречение Давида, которое говорит: “Да веселятся небеса и да торжествует земля… да возрадуются поля и все дерева дубравные от лица Господня, потому что грядет” (Пс. 95: 11–13)… Господь наш Иисус Христос возвестил неиссякаемую радость всем верующим в Него. Ибо Он говорит: “Увижу вас, и возрадуетесь, и радости вашей никто не отнимет у вас” (Ин. 16:22)».

Юрий Максимов
Православие.ру

Андрей Критский, святитель. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы.
Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 79: 1.
Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание к римлянам. 22: 1.
Иустин (Попович), преподобный. Толкование на 1-е Послание к фессалоникийцам святого апостола Павла. 5.
Василий Великий, святитель. Беседа 4.
Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 737.
Антоний Великий, преподобный. Послание братиям, обитающим повсюду. 5.
Варсануфий и Иоанн, преподобные. Руководство к духовной жизни. 550.
Августин Иппонийский, блаженный. О том, как оглашать людей необразованных. 8.
Василий Великий, святитель. Беседа 4.
Августин Иппонийский, блаженный. Исповедь. 2: 4.
Повествование о действиях сердечной молитвы старца Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским. 1: 10.
Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и молитве. 5.
Григорий Синаит, преподобный. О безмолвии и двух образах молитвы. 10.
Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 33.
Григорий Неокесарийский, святитель. Беседа 1 на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *