Радуница праздник

Православный мир отмечает Радуницу (Радоницу), или День поминовения усопших — один из древнейших праздников.

© Sputnik Виктор Толочко

Радуница (Радоница) берет свое начало в языческой традиции: у восточных славян это событие было связано с культом предков.

По одной из версий, в основе названия этого праздника лежит слово «радость», однако есть и версия, что понятие пошло от слова «род».

Так или иначе, сегодня православные христиане молятся в храмах о спасении душ ушедших родных и посещают кладбища с целью оповестить умерших о том, что Иисус Христос воскрес, как воскреснет каждый из нас.

Ежегодно в этот праздник более миллиона белорусов ходят на кладбища. В православных храмах на Радуницу (Радоницу) по традиции служат заупокойную литургию и панихиду.

Когда Радуница в 2020 году

Радуницу (Радоницу) отмечают на девятый день после Пасхи, в нынешнем году это вторник, 28 апреля.

В Беларуси, в отличие от многих стран, этот праздник является официальным нерабочим днем.

Чего нельзя делать

Православная церковь отрицательно относится к трапезам на кладбищах: особенно это касается употребления спиртных напитков. От них вовсе лучше отказаться в этот день, ведь эти традиции связаны с язычеством.

© Sputnik / Виктор Толочко Радуница на Северном кладбище Минска

Также в этот день не стоит плакать, Радуница — праздник не грусти и скорби, а радости вечной жизни, победы Сына Божьего над смертью.

Что можно делать

В праздник можно привести могилы близких в порядок. Кроме того, в этот день можно работать, праздновать день рождения, крестить детей и выходить замуж, но нельзя венчаться. Однако это не связано с Радуницей: по вторникам венчание в храмах не совершается.

Советы врачей

На фоне распространения коронавируса Минздрав попросил белорусов не посещать мест скопления людей, в том числе и кладбищ. Воздержаться следует в целях профилактики — чтобы минимизировать риск заражения.

Поэтому вам лучше съездить на кладбища позже — когда ситуация будет более спокойной.

Радоница – широко известный православный праздник. Это время поминовения усопших, традиционно отмечающееся после Пасхальных торжеств.

Идея празднования возникла еще во времена язычества. Тогда Радоница имела несколько названий: Радостное, Радуница, Радунец. При этом единым для всех оставалось значение: радость, род.

Суть празднования

Радоница — многовековая традиция, доставшаяся нам от предков. В поминальные дни наблюдается пиковая посещаемость могил и отмечается Пасха для умерших.

Суть Радоницы кроется в обряде почтения усопших. В эти дни люди спешат отмечать воскресение Христа. Они несут к местам захоронения родных куличи, яйца, зажигают свечи и лампадки.

Радоница символизирует собой Воскресение всех смертных и будущую новую жизнь каждого христианина. Именно поэтому церковь не рекомендует проявлять чрезмерную скорбь в поминальные дни.

При этом православие оставляет место определённым традициям, обрядам. Так, в частности, принято заказывать панихиды.

Застолья на местах захоронения. Все «за» и «против»

Многие православные устраивают на могилах настоящие застолья. Представители православной церкви осуждают такое поведение, поскольку видят в нем отголоски языческого обряда. Также не рекомендуется распивать спиртное, оставлять его на кладбище. Принесенные угощения лучше раздать и прочитать молитву.

Рекомендуется тихо помянуть усопших, воздерживаясь от громких веселий и застолий.

Традиции, связанные с Радоницей

Христианская церковь все же официально признала празднование языческой Радоницы. На сегодняшний день древние обряды органично «переплелись» со многими православными обрядами.

Наряду с рядом действующих торжеств с древне языческими корнями, Радоница также имеет привязку к Пасхе. Она отмечена в церковном календаре и олицетворяет празднование Пасхи усопших, посему является крайне важным праздником Церкви.

Древние славяне верили в существование мистики. Они выделяли определенные дни, когда ушедшие души могли возвращаться и оказывать влияние на жизнь, благополучие мирян. Также существовала вера в силу мертвых, их способность влиять на будущий урожай.

На Радуницу семья шла на кладбище. Чаще всего это случалось во второй половине дня. На могилу несли окрашенные заранее яйца, выпечку, пиво. Эти дни знаменовались шумными застольями, сопровождались громкими песнями и большой радостью.

Представленный обряд был направлен на задобрение душ ушедших и имел называние тризны. Люди верили, что будущая судьба живых находится в полной зависимости от настроения усопших. Последние могли, как помочь, так и навредить в решении ряда определенных вопросов. Именно поэтому все усилия живых были направлены на всяческое задабривание мертвых.

Древне славянское празднование Радуницы сопровождалось игрищами на могилах. Люди того времени искренне верили в силу и возможности мертвых, а также их радость от созерцания веселья живых в эти дни. Почтив усопших, старшие члены семей шли домой, а молодые тем временем продолжали шумные гуляния с большими хороводами и звонкими песнями.

Обычаи на Радоницу

  • Существует поверье, что на Радоницу недопустимо скорбеть, ведь в этот день души усопших радуются Воскресению Христа наряду с живыми.
  • В эти дни люди традиционно идут в церковь, молятся о покое умерших.
  • Во время службы принято заказывать панихиды, для чего священнику передают записанные имена.
  • Перед началом православной Радоницы проводят уборку на кладбищах, местах захоронения. Особое внимание уделяется могилам, памятникам, оградкам.
  • На кладбище несут букеты живых и искусственных цветов;
  • Наши предки считали, что покойники посещают родной дом именно на Радоницу, поэтому старались оставлять чашки с водой на окне и лишние тарелки на столе;
  • Специально для усопших топилась баня в эти дни, оставлялось чистое белье. После этого в баню запрещалось входить на протяжении суток;
  • На Радоницу готовились угощения, которые позже раздавали нуждающимся;
  • На Радоницу проводили обряд окликания дождя, который обещал хороший урожай.
  • Детвора бегала, умывалась дождевой водой;
  • Девушкам рекомендовалось умывать лицо дождевой водой сквозь кольца, что олицетворяло сохранение красоты, здоровья, молодости.
  • В эти дни разрешалось работать лишь до обеда, так как после семьи шли на кладбище.

Этимологически термин «радоница» происходит от корней «род» и «радость». Поэтому можно утверждать о том, что этот праздник не ориентирован на вечную скорбь и печаль. В эти дни рекомендуется поминать умерших, но не обязывает христиан излишне скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких. Скорее наоборот, церковь призывает радоваться их возрождению в новую вечную жизнь. В 2020-м православные отметят Радуницу 28 апреля.

Победа над смертью вытесняет всю грусть и печаль, а также акцентирует внимание на временной разлуке и скорой встрече с родными.

Получивший же в настоящее время обычай посещать кладбища непосредственно в день Пасхи противоречит всем древнейшим установлениям Церкви. Последняя гласит, что вплоть до девятого дня после Пасхи никогда не совершается поминовение усопших. Если случается смерть на праздник, то процесс похорон протекает по особому обычаю.

Сама же Пасха считается временем исключительной радости и символизирует победу света над тьмой.

Сегодня, 28 апреля, все православные верующие празднуют Радоницу. Это особый день молитвенного поминовения усопших, который всегда отмечается на девятый день после Пасхи. До этого целых две недели – неделю до Пасхи и неделю после нее – в храмах нет поминальных служб. А в этот день они возобновляются. О том, как можно отпраздновать Радоницу в условиях самоизоляции, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков.

– Отец Георгий, что значит слово «Радоница»?

Отец Георгий (Кочетков): Это очень просто. Радоница – по-русски просто «радость», которая объявляется нами всем умершим. Сейчас все верующие празднуют Пасху, а это все-таки Воскресение Христово. И когда у человека есть это живое отношение ко Христу, когда он начинает воспринимать пасхальное откровение Жизни Вечной, как то, что не разменивается на мелкую монету, он наполняется радостью. Эту радость человек приносит всем вокруг, в том числе и тем, кто уже завершил свой земной путь: своим родным, близким, друзьям. Человек в этот день поминает усопших. Обычно – на могилах или в храме. А если нет возможности выйти на могилку, то дома молится об упокоении душ всех преставившихся родных и близких ему людей. Человек просто вспоминает их, как бы христосуется с теми, кто закончил свой земной путь. Это какое-то удивительно теплое движение души к своим предкам, к тем людям, которые до сегодняшнего дня не дожили. Это очень хорошая русская традиция. Ее нет в уставе церкви, но ее, конечно, надо уважать и любить.

– Как вы думаете, праздновать Радоницу – это не отжившая традиция?

Г.К.: Наоборот, потребность поминать умерших близких в нашем народе очень велика. Раньше первый раз поминали усопших только накануне дня Святой Троицы – на Троицкую родительскую субботу или в сам День Троицы. Потом это у нас как-то перенеслось ближе к Пасхе. В нашем народе всегда была какая-то тяга к общению, не только с живущими, но и с ушедшими. К тому же, всегда бывали те, кто заканчивал свою жизнь не в то время, в какое мог бы закончить – слишком быстро, слишком рано. С таким расставанием с близкими всем трудно согласиться. А в XX веке таких людей, ушедших преждевременно и часто трагически, стало значительно больше, чем когда бы то ни было в прежней нашей истории.

– Что нужно сделать на Радоницу? Как поминать усопших в условиях нынешней пандемии?
Г.К.: Что нужно сделать? Помолиться! Прежде всего, надо вспомнить человека и сказать ему: «Христос воскрес!» – от всего сердца, чтобы не оставалось никакой трагической подавленности в отношении людей, которые ушли с нашей земли. Это все делается пред лицом Божиим и пред лицом усопших людей, которых мы помним, которых мы хотим вспоминать, которых мы хотим простить, или, может быть, попросить у них прощения.

В христианской традиции такое воспоминание всегда связано с трапезой, общением. Это замечательно, что можно устроить дополнительную пасхальную трапезу, полупоминки-полуагапы, то есть трапезы любви, трапезы благодарения, на которые пригласить друзей. Сейчас трудно приглашать людей прямо к себе домой, но можно собраться и виртуально. Сейчас люди научились общаться онлайн, учатся тому, чего раньше не умели. Это очень хорошо. Конечно, личного общения глаза в глаза ничто не заменит, но, тем не менее, и голос, и вид человека, пусть даже через электронные носители, может нас радовать и вдохновлять. Не надо пропускать эти дни, пренебрегать этими возможностями. Русские традиции замечательны, православные традиции прекрасны, если их правильно понимать и ими не злоупотреблять.

– Какие нужно прочесть молитвы? Как поминаете усопших лично вы?

Г.К.: Я лично предпочитаю воспоминать усопших первый раз вечером в Троицын день, когда впервые после Пасхи совершаются уже коленопреклонные молитвы. Мы в Преображенском братстве в этот день всех вспоминаем – почивших братьев и сестер, друзей нашего братства, родных. В этом году, скорее всего, мы соберемся виртуально.

Для того, чтобы помолиться об упокоении усопших дома, есть специальные молитвы, которые можно найти в интернете. Они называются «Чин литии, совершаемой мирянином на кладбище». Можно и просто помолчать, вспоминая покойного.

Главное – не поддаваться в этот день печали и унынию, а помнить, что вы намерены поделиться с усопшими радостью: своей уверенностью, что в будущем их ждет воскресение. Для нас поминовение усопших – это молитва о победе силой Христовой веры и любви над всяким страхом и над всякой, даже смертельной, разлукой.

Радоницу отмечают на 9-й день от Светлого Воскресения

Даже после принятия на Руси православия некоторые языческие праздники сохранились. Одним из них является Радоница, называемая иначе поминальным родительским днем. У него нет фиксированной даты.

Радоницу отмечают на 9-й день от Светлого Воскресения. В 2020 году дата припала на 28 апреля: православные христиане отправляются на кладбище, чтобы убрать на могилах родственников, близких, оставить угощение, зажечь церковную свечу, прочитать молитву. На Радоницу нельзя скорбеть и плакать.

Что означает в православии праздник Радоница

Радоница является особым днем поминовения умерших. В этот день до или после Литургии служат специальную панихиду с чтением заупокойных текстов, соединенных с пасхальными. Праздник так назвали, поскольку в такой день радуются Воскрешению Иисуса Христа: название пошло от слова «радость». Церковь всегда считала душу человека бессмертной.

В этом году Радоницу отмечают 28 апреля, на 9-й день после Пасхи. Утром православные собираются в храмах на литургию и панихиду, после которых они идут на кладбище, где у могил усопших читают молитву за упокой, убираются, приглашают священнослужителя для проведения литии, краткой заупокойной службы.

На Радоницу нельзя плакать у могилы, грустить, иначе душам усопших также будет тяжело. С ними нужно разделять радость от Воскрешения Иисуса Христа. Священники напоминают: когда умирает человек, его душа остается живой, и лучшее для нее «лекарство» – это молитва. На кладбище не плачут, ведь теперь душа усопшего рядом с Господом, она живет в лучшем мире. Лучше вспомнить о приятных событиях, связанных с умершим, поговорить с ним через молитву.

В православии принято считать, что в определенные дни души умерших спускаются на землю. Таким днем является и Радоница. На могилку нужно принести церковную свечу, зажечь, прочитать молитву. Нельзя устраивать трапезы, распивать алкоголь. Перед тем как идти на кладбище, нужно прийти в храм и оставить поминальную записку с именем усопшего. Рекомендуется отслужить панихиду. День Радоницы нужно провести с близкими, а все дела перенести на другое время.

Молитва об усопшем на Радоницу

Радоницу в православии называют Пасхой мертвых, христиане соблюдают определенные правила, традиции. После кладбища дома устраивают поминальный ужин, на стол ставят кашу из любой крупы с изюмом, медом, иными добавками. Едят крашеные яйца, а спиртное не употребляют.

Души умерших нуждаются в молитвах. В Радоницу читают об усопшем христианине:

На Радоницу не рекомендуется:

  1. красить оградки, наводить порядки на кладбище – эту работу нужно выполнить до поминального дня;
  2. заниматься физическим трудом, работать с землей;
  3. называть усопших покойниками: считается, что в этот день их души спускаются на землю и все слышат, поэтому нужно называть их родственниками, близкими;
  4. употреблять алкоголь на кладбище, произносить ругательные слова;
  5. оставлять много еды – на могилке нужно оставить только одно крашеное яйцо, а остальные угощения раздать детям и нуждающимся.

Красная горка в условиях карантина из-за коронавирусе

На сегодняшний день повседневную жизнь каждого россиянина серьезно подкорректировала пандемия коронавируса, которая терзает не только нашу страну, но и весь мир. В нынешних условиях приоритетом является не соблюдение многолетних традиций, а забота о своем здоровье и о своих близких. Поэтому крайне важно на время карантина оставаться дома и не нарушать самоизоляцию, ведь каждый необоснованный выход из дома напрямую приводит к риску заразиться данным заболеванием. Представители церкви также поддерживают введенные меры предосторожности и на крупные церковные праздники рекомендуют нашим соотечественникам оставаться дома в целях вашей же безопасности.

Источник: Пронедра

Радоница в 2020 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье!

Радоница в 2020 году – какого числа?

Радоница в 2020 году – 28 апреля

«Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2020 году – 28 апреля. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В Священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» (Псалтирь 103:15). Но Библия предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка», – напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой Пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Как относиться к могиле православного христианина?

Кладбища – это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.
Могила – это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.
Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.
Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

Радоница: чему радуемся?

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен ниже – «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище»).
По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших.
Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.
Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.
Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Как правильно поминать усопших на Радоницу в 2020 году?

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.
Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).
После литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.
Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.
Это дни:
1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
2. Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.
3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.
Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения – парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.
Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:
4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.
5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября – дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
6. Поминовение усопших воинов – 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя – правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше – молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радоница: мед Сампсона и Ионафана

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их), душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрешения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ея) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Радоница в Валаамском монастыре (видео)

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Кондак, глас 8:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

С использованием материалов zavet.ru

Радоница в 2020 году – 28 апреля, в этот день рекомендуется вспомнить об усопших, посетить кладбище и помолиться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *