Раскол Украина

У канонической Украинской православной церкви есть все возможности выиграть дело против Украины в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), в случае если обратится туда, уверен заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ РПЦ Вахтанг Кипшидзе. Потому что действия украинской власти нарушают не только собственное законодательство, но и являются «абсолютно недемократическими, нарушающими религиозную свободу». Последние решения власти — новый закон об изменении юрисдикции религиозных общин, который может лишить каноническую Церковь ее храмов, и скандальный закон о переименовании Украинской православной церкви — только усиливают «беспрецедентное нарушение» религиозных свобод.

Правозащитники говорят о беспрецедентном нарушении религиозных свобод на Украине

Для давно присутствующей на многих международных площадках Русской церкви, по мнению Вахтанга Кипшидзе, никогда не приходилось сталкиваться с подобным уровнем презрения базовой религиозной свободы. Информация о том, что на Украине подвергаются травле как священники канонической Украинской православной церкви, так и простые верующие, будет донесена до всех международных организаций, сказал вчера не пресс-конференции директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. Он отметил новую тенденцию — начало преследования журналистов, которые выступают против раскола. А «травля священников», по его мнению, может повлечь их массовый отъезд из страны.

Тема положения православия на Украине станет центральной в ходе предстоящих встреч с руководством православных церквей мира, которые приедут на празднование десятилетия избрания Патриарха Кирилла Предстоятелем Русской церкви, — сообщил журналистам заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Николай Балашов. При этом он отметил, что ни одна из Поместных церквей не собирается посылать 3 февраля своих представителей на интронизацию главы новой церковной структуры на Украине Епифания.

«Разъединившаяся через полгода после своего основания новая «церковь» лучше всего иллюстрирует глубину провала попыток единоличного руководства сложным организмом под названием мировое православие и изначальную ложность избранного Фанаром пути «уврачевания» раскола, итогом движения по которому, повторюсь, стало лишь умножение раскола», — написал он на своей странице в Telegram-канале.

Легойда отметил, что желание Константинополя помирить каноническую Украинскую православную церковь и непризнанные Киевский патриархат и Украинскую автокефальную поместную церковь (УАПЦ) привело лишь к увеличению количествоа церковных структур. «Итогом управлявшегося Фанаром процесса объединения двух украинских неканонических группировок стало их умножение. Вместо двух стало три. Раскол порождает только раскол, о чем и Фанар, и украинские раскольники были не раз предупреждены», — добавил он.

Ранее поместный собор УПЦ КП отменил постановление о своей ликвидации, которую требовал провести Константинопольский патриарх Варфоломей. Он также считает, что томос об автокефалии не соответствует статусу автокефальных церквей, а потому ставит ее в зависимость от Константинополя, помимо этого, представителей УПЦ КП не удовлетворяет его содержание. В документе также говорится, что главой УПЦ КП «продолжает быть патриарх Филарет, избранный таковым пожизненно». Кроме того, УПЦ КП продолжает быть владелицей всех денег и всего имущества, приобретенного ранее за свой счет.

Церковный раскол на Украине

Прежнее руководство Украины с момента прихода к власти в феврале 2014 года активно продвигало идею о создании в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с каноническим Московским патриархатом. В апреле прошлого года экс-президент Петр Порошенко лично обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить украинской церкви автокефалию, его обращение было поддержано парламентом.

15 декабря в Киеве представителями Константинопольского патриархата при активном участии украинской власти был проведен так называемый объединительный собор, на котором две раскольнические организации — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь — объявили о создании так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ). 6 января Константинопольский патриарх передал главе ПЦУ митрополиту Епифанию томос об автокефалии.

РПЦ считает и томос об автокефалии, и «объединительный собор» в Киеве канонически ничтожными. Из-за этого в октябре 2018 года Московский патриархат разорвал молитвенное общение с Константинопольским патриархатом. Каноническая Украинская православная церковь (УПЦ) приняла аналогичное решение. Ни одна поместная церковь так и не признала ПЦУ.

<strong>МОСКВА, 12 мар — РИА Новости.</strong> Украинские раскольники пытаются убедить окружающих в собственной значимости. Они тиражируют результаты соцопросов, из которых следует, что «Православную церковь Украины» (ПЦУ) поддерживает чуть ли не большинство граждан страны. Однако, как выяснил корреспондент РИА Новости, красивые цифры не соотносятся с реальностью, а подобные социологические исследования проводятся неспроста.За потерей потеряНа улицах Винницы в минувшие выходные было особенно многолюдно. Более семи тысяч верующих канонической Украинской православной церкви прошли по улицам города крестным ходом и совершили молебен у Спасо-Преображенского кафедрального собора.В конце 2018 года храм захватили раскольники. Бывший митрополит Винницкий Симеон (Шостацкий) тогда рассчитывал, что вслед за главным храмом епархии новосозданной «Православной церкви Украины» отойдут все 320 приходов УПЦ. Но он просчитался, в чем летом прошлого года публично признался.»Я потерял очень много. У меня было 320 приходов, сейчас осталось 20. Имел 280 священников, а теперь только 30″, — заявил тогда украинским журналистам ушедший в раскол иерарх.Спустя полгода в каноническую Церковь вернулись три священника. Они покаялись в грехе раскола, который в христианстве считается одним из самых тяжких, и были восстановлены в сане, в связи с чем правящий архиерей Винницкой епархии митрополит Варсонофий призвал и остальных священнослужителей к примирению.А ведь к моменту создания ПЦУ в декабре 2018 года лидеры раскольников вместе с представителями Константинопольского патриархата, выдавшего грамоту об автокефалии новой структуре, убеждали общественность, что украинские граждане, не задумываясь, пойдут к ним в храмы. Первые три месяца команда тогдашнего президента Петра Порошенко делала все для создания соответствующей картинки. К апрелю 2019 года в «незалежную церковь» перешли около 500 общин УПЦ.Однако впоследствии выяснилось, что лишь около сотни приходов ушли в раскол добровольно. Остальные либо насильственно захвачены, либо перерегистрированы местными властями. То есть реально от Украинской церкви откололось меньше одного процента общин. Всего в юрисдикции УПЦ свыше 12 тысяч приходов, тогда как у ПЦУ — около шести тысяч.Это не мешает лидеру раскольников Епифанию Думенко раз за разом анонсировать «новую волну переходов» в его структуру. Тут он и приводит данные соцопросов, судя по которым возглавляемой им организации симпатизируют около половины украинцев.Такие данные содержатся и в свежем <a href=»https://checklink.mail.ru/proxy?es=E2Mjh7iXJYPgZ2nTJDVxRML%2BAhWran3m95ywtyiwkQE%3D&amp;egid=vqGcZiitloLcsWnjYQoD%2FaOe2Rpqhncu7PDC2lHawc8%3D&amp;url=https%3A%2F%2Fclick.mail.ru%2Fredir%3Fu%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.kiis.com.ua%252F%253Flang%253Dukr%2526cat%253Dreports%2526id%253D921%2526page%253D1%26c%3Dswm%26r%3Dhttp%26o%3Dmail%26v%3D2%26s%3D889dade4b14834d2&amp;uidl=15838513711735288615&amp;from=skripunow%40mail.ru&amp;to=» target=»_blank»>исследовании</a> Киевского международного института социологии (КМИС): «позитивно относятся» к ПЦУ 60,4 процента украинцев, в то время как каноническая Украинская церковь вызывает одобрение якобы у 25,7 процента граждан.»Негативное» отношение к УПЦ, согласно данным КМИС, выразили 28 процентов опрошенных. В представленном исследовании, где фигурирует еще и Украинская греко-католическая церковь, это единственная структура с отрицательным рейтингом одобрения.Игра цифрамиВ Украинской православной церкви говорят, что подобные «исследования» преследуют одну цель — манипулирование общественным мнением. Делается это не впервые.»Еще до появления ПЦУ Филарет Денисенко (именно он учинил церковный раскол на Украине в начале 90-х. — Прим. ред.) говорил, что у его «Киевского патриархата» (на базе этой структуры и была создана ПЦУ) — 80 процентов верующих и менее трети храмов. Он опирался на данные соцопросов, которые, по сути, сам и провел. Людям прямо задавали вопрос: «Вы за нашу церковь или за московскую?» А те, естественно, говорили «за нашу». А ведь и Украинская церковь Московского патриархата — тоже наша и по уставу обладает полной административной и финансовой самостоятельностью. То есть речь идет об обычной подтасовке данных», — обращает внимание пресс-секретарь УПЦ Василий Анисимов.Он отмечает, что соцопросы сами по себе ничего не показывают. Например, согласно представленным в ноябре прошлого года Украинским центром экономических и политических исследований имени Александра Разумкова цифрам, ПЦУ поддерживают не 60, а всего 13 процентов украинцев. Десять процентов — за Украинскую церковь. А 30 процентов граждан называют себя «просто православными».Центр социальных и маркетинговых исследований «Социс», проводивший опрос в январе прошлого года, сообщает: ПЦУ симпатизируют 38,4 процента украинцев, за УПЦ — 15,2 процента.Что интересно, эти же организации еще три года назад в унисон твердили: мол, Украинскую православную церковь поддерживает меньшинство, а больше всего сторонников — у Филарета Денисенко (по данным Центра имени Разумкова, опубликованным летом 2017 года, — 39,5 процента взрослого населения страны). А сегодня на его стороне оказалось всего семь процентов украинцев.Теперь в тренде ПЦУ. Отчет КМИС прямо указывает на это. Из шести вопросов, заданных по телефону респондентам, три посвящены «новой церкви». Гражданам предлагали выбрать «наиболее важные направления деятельности» для этой структуры, «какой она должна быть в первую очередь» в глазах украинцев, а также согласиться/не согласиться с оценкой ее деятельности.В остальных трех вопросах респондентам предлагалось сравнить ПЦУ с униатами и Украинской церковью. Причем о многочисленных задокументированных случаях атак «думенковцев» на храмы УПЦ ни в одном из вариантов ответов не упоминается.»Даже несмотря на волну захватов храмов раскольниками, Украинская церковь остается крупнейшей конфессией страны. У нее двенадцать с половиной тысяч приходов — причем не по документам, а на самом деле, 250 монастырей, более ста епископов, 13 тысяч священников. И УПЦ выстояла, несмотря на многочисленные нападки», — подчеркивает Анисимов.Тем временем захваченные раскольниками храмы Украинской церкви, по словам пресс-секретаря, пустуют, ведь тема томоса сошла на нет с приходом к власти президента Владимира Зеленского — сразу после своей победы на выборах весной прошлого года он демонстративно дистанцировался от темы церковного раскола в стране.»Другая реальность»С момента инаугурации нового украинского лидера ПЦУ приросла лишь несколькими храмами. А перерегистрация приходов «Киевского патриархата» затормозилась. Епифаний Думенко, по-видимому, решил поспорить с действительностью, заказав ряд социологических исследований.Формулировки вопросов респондентам весьма любопытны. Например, предлагается найти виновника непопулярности раскольнической структуры. В числе вариантов — «отсутствие юридической поддержки со стороны власти» и «противодействие со стороны УПЦ МП».»Бывает, что на выборах заказные опросы срабатывают, так как человек склонен присоединяться к большинству. Так и здесь — исследование показывает, что за ПЦУ якобы большинство украинцев, и граждане начинают задумываться: не пойти ли к ним в храмы. А вторая цель такой «социологии» — раздуть значимость, придать вес персоне Епифания Думенко, в том числе и за рубежом, чтобы извлечь из этого материальную выгоду. Вы же знаете, если человека без музыкального слуха и голоса показать по всем телеканалам, — он уже звезда», — рассуждает в беседе с РИА Новости украинский политолог Ростислав Ищенко.Однако с реальностью у таких данных, по его словам, мало общего. Настоящий показатель поддержки, подчеркивает эксперт, — численность участников крестных ходов. В минувшее воскресенье на шествия, организованные УПЦ по всей стране, вышли десятки тысяч человек.Наиболее ярко отношение к Украинской церкви проявилось в дни празднования Крещения Руси, 27 и 28 июля. В крестном ходе УПЦ, напоминает политолог, участвовали тогда свыше 250 тысяч верующих, тогда как у ПЦУ еле набралось десять тысяч участников.»Если бы «Православную церковь Украины» и в самом деле поддерживали 60 процентов украинских граждан, то они бы уже давно закрыли УПЦ, выгнав духовенство из страны. Не применяют жестких силовых мер лишь потому, что боятся реакции верующих. Например, когда в 2018 году была угроза захвата Киево-Печерской и Почаевской лавр, простой народ самоорганизовался и встал на защиту святынь. Реально большая часть украинского населения поддерживает именно УПЦ. Это самая крупная религиозная организация в стране», — подчеркивает Ищенко.

Три сценария для страны

В предыдущей колонке я описал сценарий будущего под названием «Управляемый хаос». Кроме него можно говорить еще о трех сценариях для Украины, вероятность реализации которых зависит от влияния разных факторов объективной реальности в условиях социально-политической и экономической нестабильности.

Вот уже год, как мы слышим о том, что рано или поздно Путин начнет масштабную войну, которая может закончиться покорением Европы и даже ядерным ударом. Сценарий под названием «Большая война» несет наибольшие риски для Украины и является наиболее нежелательным не только для Киева, но и для Запада. Впрочем, Россия тоже вряд ли получит особые дивиденды, развязав полномасштабную войну, поскольку с большой вероятностью проиграет ее и распадется на несколько частей.

Для реализации такого сценария необходимы следующие условия:

— политический диалог и дипломатия исчерпают все свои возможности;

— санкции Запада по отношению к РФ усилятся и Россию отключат от SWIFT, а также введут запрет на посещение российскими гражданами стран Запада;

— агрессия России по отношению к Украине только усилится, и Запад предоставит Киеву летальное оружие в больших объемах;

— дипломатические отношения между Западом и Россией будут разорваны.

«Большая война» несет для Украины полную разруху. Именно на территории нашего государства может проходить главный фронт борьбы демократии с имперскими амбициями России. Таким образом, пострадает население, инфраструктура, тяжелая промышленность и аграрная сфера. Также нельзя исключать этнических чисток, которые могут проводить оккупанты на территории Украины.

Сценарий «Возрождение» — наиболее позитивный для Украины. После всего пережитого украинцами, он также видится и самым справедливым

С другой стороны, в данном контексте Запад не может оставаться безмолвным и вялым. Но существует риск того, что, ни США, ни ЕС не окажут полномасштабной поддержки Украине, пока Путин не дойдет до восточных границ ЕС.

Усиливать крах Путина будут его имперские амбиции. Нельзя исключать, что параллельно с наступлением в Украине, он не будет наступать на Балтику, ту же Грузию или Беларусь. При таких условиях, Россия рискует закончить свое «победоносное шествие» очень быстро, потому что НАТО не сможет больше этого терпеть.

По состоянию на сегодня вероятность реализации такого сценария низка. Применение же Россией ядерного оружия в «большой войне» возможно, но маловероятно.

Другой сценарий будущего Украины под названием «Раздел» подразумевает распад страны на несколько частей с разными, четко определенными центрами влияния. Вероятность реализации сценария — выше средней.

«Раздел» зависит исключительно от действий украинской власти, а также ее способности адекватно реагировать на вызовы России и демонстрировать не имитацию процесса, и именно процесс и результаты.

При сценарии «Раздел» к 2020 году государство Украина в его современных границах может исчезнуть с карты Европы. С большой вероятностью страна может распасться не на две части, а на три-пять. Так, восток Украины может отойти к России; Львовская, Волынская, Ивано-Франковская, Тернопольская и часть Ровенской области – к Польше. Закарпатье отдадут Венгрии, а Черновцы и часть Одесской области – Румынии. А вот то, что останется, и составит Украину.

Данный сценарий очень мрачный, но он имеет право на жизнь. Его реализации будут способствовать:

— усиление внутриполитической борьбы в Украине, которая будет носить характер кланово-олигархического, но не идеологического противостояния;

— усталость Запада от Украины и готовность достигнуть мирного соглашения с Россией в ущерб независимости суверенного европейского государства;

— активизация российских лоббистов на Западе;

— учащение неформальных встреч мировых лидеров с целью создания нового мирового порядка.

Последний сценарий называется «Возрождение» и подразумевает создание новой сильной страны с кардинально другим мировоззрением и подходами власти к собственному предназначению.

Для реализации сценария «Возрождение» Украине необходима перезагрузка. Во главе страны должен стоять человек с авторитарными наклонностями, которые будут проявляться только в вопросе управления государством. Это означает, что такой лидер должен быть авторитарным исключительно на пользу Украины, а не в целях личной выгоды. И, конечно же, речь идет о реформаторе.

Такой правитель не должен делить народ, бизнесменов, политиков на «ваших» и «наших», а руководствоваться буквой закона и канонами справедливости. В некой мере, это прагматик и фанатик, чей патриотизм проявляется не на экранах телевизоров, а в повседневной тяжелой работе. При этом такой лидер должен демонстрировать личную скромность в быту и повседневной жизни, а также свою независимость от той или иной финансово-промышленной группы.

При «Возрождении» к 2020 году Украина имеет шанс выйти из кризиса. В 2018-2019 годах может произойти прирост ВВП, что отобразится, в первую очередь, на улучшении социальной политики государства. С другой стороны, создание благоприятного инвестиционного климата при относительной социально-политической стабильности и росте доверия граждан к власти, может способствовать созданию новых рабочих мест и значительному пополнению золотовалютных запасов Украины.

Для реализации такого сценария необходимы следующие условия:

— государственный деятель с широкими полномочиями и врожденным чувством ответственности и справедливости;

— радикальная борьба с коррупцией с применением жестких методов (к примеру, конфискация имущества не только чиновника, уличенного в коррупции, но также и членов его семьи; тюремный срок от 10 до 25 лет без права досрочного освобождения по прошествии половины срока).

-определение аграрной сферы, малого и среднего бизнеса, а также логистического потенциала Украины (включая морские пути) в роли основных китов, которые разрешат пережить период кризиса и выйти на нулевой прирост ВВП (перспектива 2015-2018);

— создание свободных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов (должна соблюдаться жесткая проверка компаний с целью определения российского капитала, капитала основных украинских олигархов, представителей политического режима Виктора Януковича в уставном фонде таких компаний, а также перепроверка компаний странами мирового сообщества по запросу Украины).

Сценарий «Возрождение» — наиболее позитивный для Украины. После всего пережитого украинцами, он также видится и самым справедливым. Ведь люди давно готовы к изменениям, модернизации, которая и принесет такую долгожданную стабильность.

Москва. 8 ноября. INTERFAX.RU — Предстоятель еще одной православной церкви — патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II признал украинскую неканоническую религиозную структуру — Православную церковь Украины (ПЦУ).

Как следует из размещенной в интернете видеозаписи литургии в храме Архангела Михаила в Каире, Александрийский патриарх впервые упомянул имя главы ПЦУ Епифания как предстоятеля одной из поместных православных церквей. Таким образом, Александрийский патриархат присоединился к церквям, признающим автокефалию ПЦУ.

Информацию о том, что Александрийский патриархат признал автокефалию ПЦУ, также подтвердил архиепископ Черниговский и Нежинский, заместитель главы управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий (Зоря). Об этом архиепископ написал в своем фейсбуке, опубликовав фото письма от Александрийского патриархата.

В конце октября ПЦУ признал глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним II, несмотря на противодействие со стороны собственного епископата. После этого, в начале ноября Русская православная церковь (РПЦ) прекратила евхаристическое общение с главой Элладской церкви, обвинив Иеронима II в признании «украинского раскола».

Александрийский патриарх — «второй по чести» после Константинопольского среди предстоятелей поместных православных церквей мира. В молодости он учился в Одесском университете, с 1985 по 1990 годы был настоятелем Александрийского подворья в Одессе. До сих пор патриарх Феодор был известен как один их главных защитников канонического православия на Украине.

Год назад вскоре после того, как Константинопольский патриарх признал украинский раскол, Феодор II совершил визит в Одессу, чтобы выразить солидарность с канонической церковью этой страны, и обещал ей свою поддержку на международном уровне.

ПЦУ была создана в декабре 2018 года при содействии Константинопольского патриархата и тогдашнего руководства Украины. До недавнего времени она не была признана ни одной из православных церквей мира, за исключением Константинопольской.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *