Распорядок дня в монастыре

Миротворец Сергий Радонежский

Деулинское перемирие стало важным событием в истории России XVII века. Еще в 1612 году Второе ополчение изгнало польских захватчиков из Москвы, а через год на царский престол избрали Михаила Федоровича Романова. Смута в России завершилась, но королевич Владислав не отказался от претензий на русский престол. В 1618 году он с десятитысячной армией пошел на Москву. На этот раз полякам не позволили пройти к столице, и захватчики повернули к Троице-Сергиеву монастырю. Полякам не удалось взять крепость штурмом, поэтому они отступили и встали лагерем в десяти верстах от обители. Русская армия, в свою очередь, не смогла выгнать захватчиков. Народ, измученный бедствиями Смутного времени, требовал прекращения войны даже ценой уступок противнику.

Местом для мирных переговоров избрали деревню Деулино в трех верстах от монастыря. Село стояло между лагерем поляков и Троице-Сергиевой обителью. Первый съезд послов в Деулино не дал результата. Поляки настаивали на том, что королевич Владислав должен стать московским царем. Второй съезд также ни к чему не привел. Историк Д.И. Скворцов приводил в своей книге описание обстановки переговоров: «королевские послы вельми ожесточишася… Яко псы лаяху, а роты многие у них приправлены стояху заведены на лесу около поля того Деулина».

Русские послы, монахи и народ молились у мощей Сергия Радонежского, чтобы он подал мир своим людям и не допустил продолжения кровопролития и разорения. Через два дня после этой всенародной молитвы поляки, настроенные до этого воинственно, неожиданно сами предложили возобновить переговоры. К монастырю прискакал польский гонец, который предложил встретиться послам в третий раз и заключить мирный договор. Бояре вновь отслужили молебен Сергию Радонежскому и поехали из монастыря в Деулино.

На этот раз переговоры закончились подписанием мира с Польшей. Русские дипломаты пошли на большие уступки, но в Троицком монастыре окончание войны вызвало ликование. Мир между странами утвердили на 14 лет, Владислав забирал Смоленск и ряд других городов, на деле отказывался от притязаний на Московское царство, но формально в документах Речи Посполитой мог именоваться «царем русским». Худой мир лучше доброй ссоры: с этого времени русское государство возвращалось к мирной жизни после периода Смуты.

В старых документах Деулино называли также селом Мирным. Через год после подписания соглашения с поляками троицкий архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын поставили в Деулино памятную деревянную церковь. Ее посвятили преподобному Сергию Радонежскому – «истинному миротворцу» – как писал историк А.В. Горский. Термин «миротворец» встречается в Библии. В начале Евангелия от Матфея приводится знаменитая Нагорная проповедь Иисуса Христа с девятью заповедями блаженства. Согласно этой проповеди великую награду на небесах получат нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, миротворцы, изгнанные за правду и гонимые за Христа. Заповедь о миротворцах седьмая по счету, полностью она звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».

Храм-пирамида

В середине XIX века рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского построили каменный храм-памятник Спаса Нерукотворного. Новая церковь получила интересный облик: на кубе-четверике поставлен восьмигранный невысокий шатер с мощным куполом. Шатровые каменные храмы часто строились в XVI-XVII веках, а потом их запретил патриарх Никон.

В Подмосковье есть два старинных прообраза Деулинской церкви: Успенский храм Брусенского монастыря в Коломне и Ильинская церковь в селе Пруссы Коломенского района. Оба эти храма представляют куб, на котором стоит шатер. В отличие от классических образцов у них между кубом и шатром нет промежуточного уровня декоративных кокошников. При этом храм в Деулино имеет не такой высокий шатер, как у церквей в Пруссах и в Брусенском монастыре.

В XIX веке пирамидообразные часовни и церкви стали отличительной чертой памятников героям войны. Старинный шатровый храм в Брусенском монастыре Иван Грозный построил также в память о взятии Казани. В 1823 году в самой Казани построили часовню павшим при взятии Казани в 1552 году. Этот храм-памятник представлял собой усеченную пирамиду. По подобию Казанской часовни в Севастополе в 1857 году стали строить храм-пирамиду святителя Николая Чудотворца. Его посвятили погибшим защитникам города в Крымской войне. В конце XIX века в Москве построили две пирамиды-часовни Александра Невского в память о героях Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Первая четырехгранная часовня стояла на Манежной площади у Кремля, но в 1920-х годах постройку снесли. Сохранилась вторая часовня Александра Невского в Ильинском сквере, посвященная героям сражения под Плевной 1877 года. Она имеет форму высокого восьмигранного шатра.

Могила игумена Бориса Храмцова

Спасский храм в Деулино был закрыт в советские годы. В 1990 году его вернули верующим, после чего церковь получила статус подворья Троице-Сергиевой лавры. На церковном погосте стали хоронить иноков монастыря. Здесь есть одна особая могила: на примыкающем к церковной территории участке похоронен игумен Борис Храмцов.

Игумен Борис – в миру Илья Михайлович Храмцов – родился в Тюменской области, его детство и юность прошли в Сибири. В городе Тобольске он принял монашеский постриг с новым именем в честь святого князя Бориса. За последние десять лет жизни священник восстановил из руин несколько храмов и монастырей. В 1990 году отец Борис возглавил возрождение Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. Одновременно он помогал возрождать богослужебную жизнь в другом лаврском скиту – Параклите. В 1995 году отца Бориса направили под Ростов восстанавливать Троице-Сергиев Варницкий монастырь, откуда был родом преподобный Сергий Радонежский. Последние годы игумен Борис провел в Ивановской области. Он построил новый храм Александра Невского, а в пригороде Иваново создал приют для сирот. Отец Борис также основал монашескую общину в Никольского погосте на Сахотском болоте, где в XV веке чудесно явился «Годеновский крест».

Игумен Борис Храмцов скончался от тяжелой болезни в 2001 году в 46 лет. Отца Бориса отпевали в Троице-Сергиевой лавре и похоронили у Спасской церкви в Деулино. Могила священника почитается его духовными детьми и теми, кто при жизни не был с ним знаком. Над местом погребения игумена построили деревянную часовню, которая открыта для посещения каждый день. Автобусы с паломниками, которые едут через Сергиев Посад в Николо-Сольбинский женский монастырь, Калязин или Углич, нередко делают короткую остановку в Деулино ради посещения часовни и могилы отца Бориса. В часовне есть тетрадь с записями, которые оставляют паломники о чудесной помощи покойного игумена.

Антон Саков

Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил

Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу вне зависимости от своего прежнего морального образа жизни. Как правило, новоначальными не могут быть несовершеннолетние, а также родители, имеющие малолетних детей, требующие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь, разумеется, в разных обителях: мужской и женской, согласно 18 правилу Василия Великого).

Новопоступивший в монастырь проходит испытание в течение определенного срока и, если окажется достойным, постригается в монашеский чин. В период испытания ему определяется опытный наставник в духовной жизни, обычно именуемый старцем. Духовному наставнику новоначальный должен открывать свое духовное состояние и получать от него наставления и духовную поддержку. После пострижения он становится монахом , пред которым открывается возможность стать схимником. Поведение новоначальных часто оговаривается уставом монастыря.

ПОВЕДЕНИЕ НОВОНАЧАЛЬНЫХ

1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.

3. Новоначальный должен всемерно стремиться к духовной жизни как первой цели своего звания, оставляя светские привычки, помня наставление святого Василия Великого к начинающим инокам: «Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благовременно, хранить молчание при старших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания, не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью».

4. По отношению к настоятелю и насельнику монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.

5. Входить в чужую келью следует с молитвой и только когда будет получен ответ «Аминь».

6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

7. Подобает беспрекословно повиноваться наместнику, начальствующим монастыря, помня, что и Сам Христос сказал о Себе: «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38). Распоряжения наместника по монастырю не принято монашествующими обсуждать, критиковать, но с молитвою и смирением выполнять. Если какой-то брат не согласен с распоряжениями начальствующих, он с кротостию и наедине вполне может высказать свое мнение давшему это распоряжение на его дальнейшее усмотрение.

8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.

11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келья должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.

12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.

13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов к греху.

15. Везде и всегда прилично монаху воздерживаться от празднословия, помня слова Господа: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12.36). Если кто-либо из новоначальных постоянно нарушает правила иноческой жизни, то таковой берется под особое наблюдение старших братьев, его увещевают и наставляют с целью исправления, а в случае упорства его в своих грехах, следует такого нарушителя отсечь от общества иночествующих, как поврежденный член тела».

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *