Распространение христианства в Европе

Всемирная история. История Украины — 6 класс — Бандровский 2014

Преображение. Рафаэль Санти, 1519-1520 гг. Рим. Ватикан.

• Рассмотрите фрагмент картины Рафаэля, итальянскою художника конца 15 — начала 16 в. • Подумайте, какая идея воплощена в образе Иисуса Христа — основоположника одной из наибольших мировых религий — христианства. • Чем это изображение Бога отличается от изображений других богов стран Древнею Востока и Греции?

1. Кто такой Иисус Христос?

Что рассказывают о нем исторические источники?

В Римском государстве времен республики даже самый бедный гражданин мог участвовать в выборах или обратиться к трибуну. В период империи государством руководил император, а люди не могли влиять на политические события. Это порождало разочарование, что способствовало распространению разных пророчеств, астрологических предвидений.

На Ближнем Востоке популярными были религиозные учения о конце света, приходе спасителя. Особенно ярко это проявлялось в иудаизме.

В 63 г. до н. э. Рим покорил Палестину. В 37 г. до н. э. ее правителем стал Ирод Великий. При господстве римлян существенно укрепилось экономическое положение иудейских священников и, соответственно, усилилось их влияние. Иерусалимский храм опять стал центром религиозной жизни.

В виду этих обстоятельств в Палестине начал проповедовать Иисус Христос. Правда, римские источники лишь кратко упоминают об Иисусе. В 1971 г. найдена арабская копия текста еврейского историка Иосифа Флавия, в котором этот противник христианства рассказывал историю жизни Христа. В источнике, в частности, речь идет о том, что в Галилее жил проповедник Иисус (Иешуа). Первыми восприняли его проповеди самые бедные прослойки палестинского общества. В начале Иисус пришел к Иоанну Крестителю, который окрестил его. Иисус был провозглашен Мессией — спасителем мира.

Впрочем, основным источником, рассказывающим о жизни Христа, являются книги Нового Завета Библии, которые называют Евангелиями.

Сборник книг, из которых состоит Библия, называют Святым Писанием.

Евангелие (с греч. «добрая весть») — так называют каждую из первых четырех книг Нового Завета, написанных апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В книгах описана земная жизнь Господа, Сына Божьего Иисуса Христа. Его учение, чудеса, крестные страдания, смерть, воскресение и вознесение на небо.

Проповеднической деятельности Иисуса препятствовали иудейские священники — фарисеи. Как-то они спросили Иисуса, следует ли платить налоги Риму. Иисус ответил: «Отдавайте Богу Божье, а кесарю (то есть императору) — кесарево». Впоследствии фарисеи осудили Иисуса на смерть. Этот приговор должен был утвердить римский наместник Понтий Пилат. Человек опытный, Пилат не мог не понимать, что становится участником расправы над невинным. Но, отпустив Иисуса, он бы вызвал недовольство иудейских священников, которое могло повлечь мятежи и восстания против господства Рима. И Понтий Пилат утвердил смертный приговор Иисусу.

1. Иерусалим во времена Иисуса Христа. Современная реконструкция.

2. Иисус Христос в виде молодого пастуха, который символизирует пастыря верующих, а заблудшая овца на его плечах — раскаявшегося грешника.

3. Изображение рыб — зашифрованное обозначение имени «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Кто из римских императоров был современником Иисуса Христа?

Почему Палестина стала страной, где начали проповедовать христианство? Где относительно Рима расположена Палестина?

Прочитайте отрывок из произведения Иосифа Флавия «Иудейские древности». Какую историческую информацию узнаем из этого документа?

«…В то время был Иисус, мудрый человек. Он вел праведную жизнь и славился своей добродетелью; и многие из числа иудеев и других народов стали его последователями. Пилат приговорил его к распятию и смерти; однако те, кто стали его последователями, не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, будто он объявился им через три дня после распятия и был жив. Поэтому они утверждали, что он — Мессия, о котором извещали иудейские пророки».

Проповедь — речь торжественного, поучительного содержания.

Прочитайте отрывок из Нагорной проповеди Иисуса Христа (из Евангелия от Матфея) и подумайте, какими новыми идеями пропитано христианское вероучение.

«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судими, и в какой мере будете мерять, такой и вам отмеряют. И чего в глазу брата своего ты сучок видишь, бревна же в собственном глазу не замечаешь? Не давайте святого псам и не рассыпайте жемчуг свой перед свиньми, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, чтобы не растерзали и вас… Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо каждый просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

От какого события происходит счет лет по современному календарю? В каком году по римскому летоисчислению родился Иисус Христос?

Апостолы — в Новом Завете так названы 12 первых последователей и учеников Христа.

Слово церковь значит «дом Божий», то есть святое место, предназначенное для богослужений и молитв, а также — община верующих.

2. Как возникали первые христианские общины? Как относились императоры Рима к христианам?

После казни Иисуса его ученики — апостолы — начали проповедовать учение учителя в разных частях Римской империи: в частности, Андрей учил в Малой Азии, Скифии и Греции.

Христиане в разных землях империи создавали свои общины. Первые христианские общины основывались на демократических принципах.

Глава общины распоряжался имуществом и деньгами для организации молитвенных собраний и помощи тем, кого настигла беда. Свои собрания первые христиане проводили в тайных местах.

Впоследствии отдельные общины строили молитвенные дома — церкви.

Количество сторонников новой религии росло.

Однако жизненные правила, которых придерживались первые христиане, противоречили присяге римского гражданина. Человек, принимающий эту присягу, признавал богом императора и присягал именем Юпитера и других римских богов. Этого не признавали христиане, поэтому всячески уклонялись от присяги.

Отказ присягать императору и приносить жертвы власть воспринимала как неповиновение и проявление мятежного свободомыслия. Следуя заповеди «не убий», христиане отказывались служить в войске, что тоже вызывало обеспокоенность власти. Образ жизни христиан разрушал устоявшиеся представления, в чем власть видела намерение расшатать римское государство. Именно поэтому христианские общины преследовались.

Римские катакомбы 4 в. с изображением Иисуса Христа.

Поводом для гонений стал пожар в Риме в 64 г., в котором император Нерон обвинил христиан. После Нерона с особенной жестокостью преследовал сторонников новой веры последний из Флавиев — император Домициан. Жестокими были гонения на христиан и при императоре Диоклетиане.

Во избежание преследований, христиане стали проводить свои собрания в подземельях Рима, где прятали покойников, — катакомбах, протяженностью много километров.

Почему первые христиане испытывали гонения и преследования?

Рассмотрите иллюстрацию. Почему художник назвал картину, посвященную событиям 64 г. в Риме, «Светочи христианства», или «Факелы Нерона»?

Генрих Семирадский «Светочи христианства», или «Факелы Нерона», 1876 г.

3. Как и когда христианство стало в Римской империи государственной религией?

Во время кризиса, охватившего Римскую империю в 3 в., христианство стало самой распространенной религией в государстве. Невзирая на жестокие преследования христиан в начале 4 в. почти половина населения империи исповедовала новую религию. Произошли изменения в организации христианских общин: теперь их хозяйством руководили епйскопы, которые со второй половины 3 в. возглавили христианские общины.

Император Константин понял, что церковную организацию и авторитет христианства можно использовать для укрепления своей власти. Он вернул христианам церковное имущество, конфискованное его предшественником, освободил христианских священников от уплаты налогов и военной службы, провозгласил свободу молитвенных собраний. Сам император праздновал и христианские, и традиционные римские праздники.

В 325 г. в городе Никея созвали собор (собрание) епископов Запада и Востока. В нем участвовал и сам император, чтобы увеличить его значимость. Было утверждено Символ веры — короткое и точное изложение основных христианских истин.

Важнейшее в нем было то, что единственный Бог выступает в трех равных проявлениях (ипостасях) — Бога-Отца, Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого, которые вместе представляют Святую Троицу. Решения Никейского собора способствовали окончательному оформлению христианской церкви — общины единоверцев, людей, исповедующих одну веру.

Была введена семидневная неделя вместо привычной для римлян восьмидневной. Седьмой день считался днем молитв и собраний, днем отдыха. Были оформлены первые рукописи Библии.

При императоре Феодосие (379-395 гг.) ввели обязательное христианское вероисповедование для всех римских граждан. Так христианство стало единственной государственной религией Римской империи. Языческие храмы начали разрушать, статуи римских богов уничтожать.

В 5 в. на Западе власть в церкви закрепилась за епископом Рима — Папой Римским, на Востоке главой церкви стал епископ Константинополя — константинопольский патриарх.

Мозаика с изображением Константина Великого в Соборе святой Софии в Константинополе (в настоящее время Стамбул, Турция).

Что способствовало распространению христианства в Римской империи? Почему император Константин, а не Феодосий, вошел в историю под именем Великий?

Оцените себя

1. Кто такой Иисус Христос? Какие исторические факты о нем известны? Что рассказывают об Иисусе Евангелия?

2. Объясните понятия и термины: христианство, Святое Письмо, Евангелие, апостолы, церковь, Символ веры.

3. Какие изменения произошли в положении христианских общин в течение 1-4 в.?

4. Какова была роль императоров Константина и Феодосия в превращении христианства в государственную религию?

Почему императорская власть препятствовала распространению христианства? В каких наставлениях христианского вероучения император усматривал угрозу своему господству? Почему жестокие преследования не остановили распространения веры в Иисуса Христа? Какие общечеловеческие ценности утверждало христианство?

Христианизация Европы

В Европе христианство начало распространяться среди германских племен. В IV – начале V в. приняли христианство готы, вандалы, бургунды и другие народы. Известно, что на первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ. Вторая волна христианизации Германии началась после Великого переселения народов. В конце V-VI вв. среди германских племен следа не осталось от христиан. Только к концу VIII в. христианская вера вновь победила на всей территории Германии. Франки в конце V в. приняли крещение. Но, несмотря на это, еще многие оставались язычниками. Только с появлением монастырей и школ христианство окончательно закрепило свою победу во Франции.

Святой Пахомий

На юг Великобритании вместе с римским господством христианство проникло еще в III в. Но в IV в. Великобританию захватили язычники-англосаксы. Распространение христианства было остановлено, только в конце VI в. началась новая волна христианизации Англии. С VII в. христианство стало проникать в земли славянских народов.

Император Лев VI. Мозаика у имперских ворот Айя-Софии. IX в. н. э.

Первыми христианами среди славян стали хорваты и сербы. В 988 г. князь Владимир крестил Киевскую Русь. Одновременно с распространением христианства среди славянских народов оно появилось в странах Скандинавии. В первой половине XI в. христианской страной стала Дания, а во второй половине XI в. – Швеция и Норвегия. Но, распространяясь среди языческих народов, христианство многое воспринимало из местных верований, что облегчало населению принятие новой религии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Возникновение христианства и его распространение

Сумма этих представлений и составляла идеологическое содержание хри­стианства. Последнее как самостоятельное течение, по-видимому, начало оформляться к середине I в. н. э. Оно постепенно стало отделяться от других восточных культов и приобрело собственные организационные формы. Это произошло раньше всего в городах восточной половины империи, в Малой Азии, Сирии, Египте, откуда новая религия быстро перекинулась на Запад.

Самый ранний памятник христианской литературы — «Апокалипсис» Иоанна — адресован семи малоазийским христианским общинам. Связь раннего христианства с иудейством заставляет предположить, что новая религия впервые начала оформляться среди еврейских общин крупных го­родов Востока. Перенесение места возникновения христианства в Палес­тину (в частности, в отсталую Галилею) является результатом поздней­ших конструкций.

Однако, возникнув в иудейской среде, христианство быстро начало впи­тывать в себя наиболее общие религиозные представления эпохи, порвало с иудейством и стало совершенно новой религией, носящей универсаль­ный характер. Причиной быстрого распространения христианства явля­лось не только то, что оно сумело удачно объединить все основные рели­гиозные идеи своей эпохи и придать им наиболее общий характер, свобод­ный от всех местных особенностей. Успехи новой религии не в меньшей степени были вызваны ее организационными формами. Христиане в каж­дом городе составляли общину верующих. Это было не только объедине­ние единоверцев, но и своеобразный союз взаимопомощи и благотворительности. Так как большинство членов общины первоначально принад­лежало к неимущим и малоимущим слоям городского населения, то этот момент играл огромную роль. В каждой общине существовала касса, из средств которой раздавались пособия и устраивались общие трапезы. Эта касса пополнялась за счет взносов.

Идеология, господствовавшая в ранних христианских общинах, была идеологией социальных низов, напоминающей настроения сивиллиных пророчеств: уравнительные стремления, нападки на богатых, восхваление бедности, ненависть к всеобщему угнетателю — Риму.

В науке по проблеме возникновения христианства традиционно су­ществует две школы — мифологическая и историческая. С. И. Кова­лев был сторонником мифологической школы. Для полноты пред­ставлений по данному вопросу необходимо познакомиться с точкой зрения и аргументами другого направления.

Дискуссия между двумя школами разворачивается вокруг проблемы историчности центрального персонажа христианской традиции—Иису­са Христа: мифологическая школа отрицает его историчность, истори­ческая — признает, и спор ведется уже в течение двух веков. Круг ис­точников, относящихся к этой теме, включает две главные группы — новозаветные сочинения и произведения античных языческих писате­лей. Образ Иисуса Христа в новозаветной традиции сложен. В Откро­вении Иоанна облик Христа абстрактен, только в евангелиях идея и образ христианского мессии предстают совершенно разработанными: здесь прослеживается вся земная жизнь Иисуса Христа от рождения до смерти на кресте и воскресения. Главными же аргументами в пользу историчности Иисуса Христа являются данные античных языческих писателей. «В этой группе источников первое и важнейшее место при­надлежит сочинениям иудейского историка Иосифа Флавия, творчество которого падает на вторую половину I в. н. э., время, прямо совпадав­шее с возникновением христианского движения или, во всяком случае, недалеко отстоявшее от него. Флавий дважды свидетельствует об Иисусе Христе. В «Иудейских древностях», рассказывая о ряде бедствий, по­стигших Иудею в то время, когда в Риме был императором Тиберий, а наместником в Иудее — Понтий Пилат (управление последнего дати­руется приблизительно с 27 по 37 год), Флавий упоминает о казни Хри­ста: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вооб­ще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он при­влек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нем и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его име­ни» (XVIII, 3, 3, пер. Г. Г. Генкеля). Второй раз об Иисусе Христе упоминается Флавием в тех же «Иудейских древностях» в связи с рас­сказом о событиях времен Нерона. Характеризуя самоуправство и жестокость одного из иерусалимских первосвященников Анана Млад­шего, историк упоминает и о таком факте: «Он (Анан) собрал сине­дрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями» (XX, 9, 1).

Первый отрывок — самое знаменитое место в античной языческой традиции о Христе. Он вызвал огромную полемику в научной литера­туре Нового времени. Критическое направление, отвергавшее исто­рическое существование Иисуса Христа, объявило этот отрывок (как, впрочем, и другие свидетельства о Христе у ранних античных писате­лей) неподлинным, видя в нем позднейшую вставку какого-либо хри­стианского переписчика или редактора. И действительно, при ближай­шем рассмотрении в рассказе Флавия бросаются в глаза такие детали, которые странно выглядят у писателя, бывшего правоверным иудеем, и потому возбуждают сомнения в подлинности свидетельства. Это касается оговорки о том, что Иисуса едва ли можно было считать че­ловеком, утверждения, что он именно и был мессией — Христом, а более всего — заявления о его воскресении после смерти. В противоположность этому второй отрывок, где упоминается об Иакове, брате Иисуса Христа, не вызывает никаких подозрений, и это заставляет с осторожностью отнестись к решению вопроса о под­линности первого. Быть может, правильнее было бы, не отрицая под­линности свидетельства в целом, признать здесь наличие некоторой последующей христианской обработки, которая и придала рассказу Флавия флер благочестия в христианском духе. Но даже если, как мы сейчас допустили, оба свидетельства Флавия об Иисусе Христе в целом являются подлинными, то это еще не значит, что они облада­ют силой первоисточника. В любом случае нельзя исключить воз­можности того, что Флавий опирался на уже существующую хрис­тианскую традицию. Как человек любознательный, живо интересо­вавшийся современным религиозным движением в Иудее, как вдум­чивый историк и писатель, внимательно изучавший все доступные ему материалы, он не мог пройти мимо христианских свидетельств о творцах их веры, в чем бы эти свидетельства ни заключались — в письменных ли сочинениях или устном предании» (Курбатов Г. Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988. С. 95—96).

Свидетельства других античных авторов — Плиния Младшего, Та­цита и Светония — не имеют решающего значения. Исходя из всего вышеизложенного нужно признать, что существо­вание двух различных научных направлений в вопросе возникнове­ния христианства правомерно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Регион Восточной Македонии занимает особое место в истории Христианства. Считается, что Апостолу Павлу, во время его второй миссионерской поездки, примерно 50 лет н. э., было видение, которое привело его в Македонию, чтобы он там проповедовал Слово Божие и впервые приносит учение Христа в Европу.

Апостол Павел в Самофракии, в Кавале и в Филиппах

Из Троады в Малой Азии он прибыл в Самофракию, оттуда добрался до Неаполя, сегодняшней Кавалы. Затем он прибыл в Филиппы, один из важнейших городов Восточной Македонии, в то время колонии Римской Империи, чтобы провозгласить Христианскую веру. Его сопровождали Апостолы Сила ( в Кавале есть Монастырь Силы, возведенный в честь Святого Силы) и Тимофей, а также Евангелист Лука.

Первое Крещение

Во время пребывания Апостола Павла и его сопровождающих в Филиппах, было совершено первое Таинство Крещения на европейской территории. Была суббота, все жители города вышли на улицу и собрались у реки Зигакти, потому что услышали, что все собираются там, чтобы славить Бога. Именно тогда Апостол Павел решил прочитать свою первую проповедь, и он обращался по большей части к женщинам.

Среди них была торговка багряницею, Лидия, родом из города Тиатира, в Малой Азии. Это была благочестивая женщина, принявшая слово Апостола и ставшая христианкой. Лидия была первая христианка из Европы, которая приняла крещение вместе со своей семьей, там, на берегу реки Зигакти, она также приняла в своем доме Апостола Павла и его товарищей и помогла в распространении Евангелия по всей Европе. Поэтому православная церковь возвела ее в ранг Святых.

Арест Апостола Павла

После крещения Лидии, Апостол Павел продолжал проповедовать безостановочно. Он прошел через весь город вместе со своими сопровождающими и вещал Слово Божие даже приняла женщина, которую жители города считали «одержимой», и она тоже в свою очередь стала проповедовать учение Христа. После этого, как распространился слух о том, что ее «излечили от демона, который в нее вселился», что вызвало гнев религиозных властей города. Это событие привело к аресту Апостола Павла и Силы, их потащили на рыночную площадь, сорвали с них одежды и жестоко избили. После этого их арестовали. В ту же ночь в городе произошло землетрясение.

Храм святого Апостола Павла и Баптистерий Лидии в Филиппах.

Современный город Филиппы находится примерно на расстоянии 10 километров от древнего города с таким же названием. С начала 20-го века, в районе древнего города Филиппы ведутся археологические раскопки поселений эпохи Римской Империи и становления христианства в Северной Греции.

За храмом Агиу Николау в Кавале в память о событиях, связанных с миссионерством Апостола Павла, был возведен мозаичный монумент под названием «Трибуна Апостола», работа художника Власиоса Цоцониса и мозаичника Pino Pastorutti, а в честь Святой Лидии в Филиппах основали новый храм, на том месте, где было совершено Таинство Крещения — баптистерий, по стандартам старого баптистерия.

Церковь города Филиппы

Церковь города Филиппы была основана Апостолом Павлом в 50 году н. э., это был первая Греческая Православная церковь на европейской земле. Филиппы в то время получили известность благодаря своей новой религии и переноса столицы римского государства в Константинополь. Эта церковь сыграла важную роль в укреплении миссии Апостола Павла.

Кроме того, стоит добавить, что эта церковь подверглась различным административным и организационным изменениям, и сегодня она называется Собор Филипп, Неаполя и Тасоса, с резиденцией в Кавале. Местными церковными властями был основан храм в честь покровителя города Апостола Павла (в 1900 году), Апостола Павла почитают здесь 29 июня, вместе с Апостолом Петром.

М.: Изд-во АН СССР, 1954. – 267 с.
Научное изучение истории возникновения христианства всегда находилось в тесной связи с социальным устройством и мировоззрением того общества, где приходилось работать ученым. В Западной Европе, как и в Америке, до сих пор сохраняется традиционная схема происхождения христианства в том виде, как ее построила и закрепила церковь, выработавшая во II в. н. э. кодекс «священных книг», именуемый Новым заветом. Хотя Новый завет возник в обстановке рабовладельческого общества античного мира, он продолжает служить идейным оружием в руках господствующих классов капиталистического общества.

Предисловие. Критические приемы и конструктивные проблемы в изучении истории возникновения христианства
Государство и религия в античном мире
Государство и религия в эллинистических монархиях
Кружки и товарищества в Греции в последние три века до нашей эры
Религиозные движения в эпоху наибольшего развития рабовладения
Основные социально-религиозные направления в римском и иудейском мире
Высшие слои римского рабовладельческого общества I в. и. э. (по данным Сенеки, Тацита, Светония, Валерия Максима и Веллея Патеркула)

Господа и рабы
Быт и нравы высшего римского общества
Мировоззрение римского высшего общества в эпоху раннего принципата
Человеколюбие и богоискательство в сочинениях Сенеки
Сенека и христианство
Научное мировоззрение Плиния Старшего
Появление у власти провинциальной знати
Плиний как философ и сатирик
Вопрос об основателях христианства
Критика понятия «основатели христианства»
В какой мере новозаветные книги могут служить историческим источником
Религиозно-политические группировки в Иудее I в. н. э. (по данным Иосифа Флавия)
Христианские интерполяции. в сочинениях Иосифа Флавия и Тацита
Иисус и Христос в верованиях иудейских сектантов
Иисус и Христос — два различных образа
Иисус — божество
Христос — ожидаемый царь Израиля
Воинственный мессианизм в иудейском восстании 66-73 гг.
Социальное устройство и социальные идеи предшественников христианства
Общие замечания о положении религий в империи I в. н. э.
Предшественники христианства в I в. н. э.
Предшественники христианства в иудейской среде
Предшественники христианства в греко-римском мире. Появление восточных религий в Риме
Рим и появление новой религии
Положение Римской империи при Антонинах
Развитие колоната
Политические и социальные взгляды господствующего класса Римской империи начала II в. н. э.
Разделение римского общества по Тациту
Разделение общества согласно евангелию
Социальные и политические взгляды господствующего класса Римской империи времени Траяна
Морально-философские и религиозные взгляды греко-римского
общества начала II и. н. э.
Характерные черты мировоззрения позднего стоицизма
Положение религиозных партий при Траяне.
Иудейские общины 73-117 гг.
Религиозные движения и религиозные партии при Адриане.
Появление ;имени «христиане»
Религиозные движения в империи в 20—30-х годах II в. н. э.
«Обличение всех ересей» Иринея, епископа Лугдунского
Сочинения гностиков как подготовка христианской религиозной философии
Начало «евангелического» мифотворчества
Христианские общины как явление социально-экономической жизни Римской империи
Римская империя середины II в. н. э. (40-е и 50-е годы)
Группировки п направления христианства в 40-х и 50-х годах II в. н. э.
Христианство и иудейство в середине II в. н. э.
Гностики
Маркионитм
Юстин и составители евангелий
Монтанисты
Характеристика христианства в устах «просвещенного язычника» (70-е годы II в. н.э.)
Иудейство и христианство, рассматриваемые как суеверия
Классовая ограниченность мировоззрения Цельса
Возникновение Нового завета (60-е и 70-с годы II в. н. э.)
Основная цель составления Нового завета

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *