Рассказ о нравственности

Содержание

Сказки для формирования нравственных качеств

Валентина Удодова
Сказки для формирования нравственных качеств

У ребенка с 4-5 лет начинают формироваться нравственные качества: чуткость, доброта, великодушие, отзывчивость, любовь к природе, чувство дружбы и постепенно — чувство долга. Очень важно на данном этапе воспитывать у него адекватное отношение к окружающему миру.

Идея о сказках собственного сочинения, возникла из собственных наблюдений за отношениями между детьми в группе. Сказки помогают легче воспринимать реальность мира, принимать его нормы и правила. Для того чтобы дети не забывали сказки, мы вместе с ними сождали мнемотаблицы, которые помогают в памяти воспроизвести содержание сказок. Иллюстрированный сюжет сказки с мнемотаблицей мы вывешаем на нашем экране «Остров сказок»

Сказка для детей, которые не хотят убирать за собой игрушки и свои вещи

Жил-был мальчик. Он был еще маленьким, но очень умным. У мальчика было очень много книг, игрушек и вещей. И каких только игрушек не было… Разные машинки, мягкие игрушки, конструктор. Только чем больше у мальчика становилось игрушек, тем меньше он желал их собирать после игры и постоянно ломал. Книги, игрушки, вещи были разбросаны повсюду.

И вот, однажды, когда мальчик уснул, игрушки решили пожаловаться Волшебнику из Страны Добрых дел.

— Я не хочу быть в этом доме, он меня постоянно кидает, откручивает колеса, – сказала машинка

— А меня постоянно ногой пинает и везде меня кидает, – ответил плюшевый мишка.

— А у меня детальки, мои друзья потерялись, – заплакал конструктор.

Игрушки все возмущались и решили и попросили Волшебника забрать в его Страну. А чтобы мальчику не было скучно, позвали Дидюку.

Когда мальчик проснулся, то увидел, что в комнате пусто, а в углу сидела Дидюка и громко смеялась: — Ой, как я люблю таких вредин – деток. Теперь я буду с тобой играть.

Мальчик заплакал. И сказал, что больше так не будет, он будет любить свои игрушки и книги, не будет их ломать, рвать, будет убирать все на место. Волшебник услышал мальчика, взял свой волшебный колпак, и прилетел в комнату, накрыл колпаком Дидюку. Вредина испугалась и улетела. Потом он подошел к мальчику, положил около кроватки большой мешок с игрушками и сказал: — Больше не обижай свои игрушки или они больше не вернуться к тебе, а вернется только Дидюка, я тебе дарю волшебную книгу, которая расскажет о добрых делах. И улетел в свою страну. С тех пор мальчик очень любил свои игрушки, вещи и книги. И Дидюка не прилетала больше к нему

Удодова В. А.

Сказка «Мусорный букет»

Однажды девочка сидела на скамейке и ела вкусное, клубничное мороженое. Съела мороженое, встала со скамейки и ушла. Только вот про фантик то от мороженого забыла на скамейке. Подул ветер и фантик полетел и прилетел в страну Вредин к самой Дидюке. Дидюка, увидав фантик, обрадовалась: — Как я люблю мусор и детишек, которые мусорят, — взяла фантик, свой волшебный зонтик и отправилась в город, где жила девочка.

По дороге Дидюка собрала для девочки настоящий мусорный букет из оберток от конфет, мокрой бумаги и фантиков шоколадок, и даже из грязных коробок от сока.

Собрав большой букет из мусора, Дидюка с радостью отправилась к девочке.

— Здравствуй, девочка, — поздоровалась Дидюка.

— Здравствуйте, а кто Вы? – удивилась девочка.

— Ты что меня не знаешь? Я главная Вредина Дидюка, прилетела к тебе с подарком, вот держи от меня тебе мусорный букет, он такой разноцветный, а ты мне книги — сказки…

— Мне не нужен ваш букет, он не красивый, плохо пахнет и грязный, — ответила девочка, отвернулась и заплакала.

— Ты что? Бери, я специально собирала для тебя, в букете есть и твой фантик от мороженого.

Дидюка положила букет на кровать, собрала все любимые сказки девочки и уже хотела уйти, но вдруг фея из Страны добрых дел, услышав плач девочки, взмахнула крыльями и прилетела в комнату.

— Моя прелестная девочка твой фантик от мороженого, который ты оставила на скамейке, решил к тебе вернуться, да не один, а с друзьями, и Дидюка ему помогла. Мусор живет в своем доме, а дом этот называется мусорное ведро.

— Я больше не буду оставлять мусор, я буду его выкидывать, — ответила девочка, взяла мусорный букет и отнесла его в мусорное ведро.

Фея подлетела к Дидюке, взмахнула крыльями, и Вредина тотчас же исчезла, оставив после себя книги-сказки, которые хотела забрать.

— Спасибо, тебе фея, что прогнала Дидюку!- отблагодарила девочка.

Фея раскрыла свои красивые, большие крылья, а в них лежала волшебная книга.

— Больше не забывай про мусор, а то Дидюка опять к тебе прилетит с мусорным букетом!

Фея положила книгу на кровать, поцеловала девочку и улетела к себе в страну.

С тех пор девочка не мусорит, а даже убирает мусор за другими.

Удодова В. А.

Сказка «Обиженное дерево»

Однажды детям стало скучно, и они решили поиграть с деревом. Они стали раскачиваться на ветках дерева, так, что слышен был хруст. Дидюка увидала забаву детей и тоже решила вместе с ними поиграть, она очень любит деток, которые ломают деревья.

Дети вместе с Дидюкой решили проверить, что же находится под корой дерева. Мальчик оторвал кору и увидел под ней голый столб и много-много жучков. Девочка и Дидюка выдергивали корни. Все веселились, лазили по деревьям, но вдруг что-то простонало.

— Ой, мои бедные маленькие веточки сломаны, мои корешки вырваны, моя кора содрана, как же мне больно, — заплакало дерево и согнулось вниз, закрыв деток и Дидюку своими ветками. Мальчик, девочка и Дидюка хотели убежать, но веточки деревьев сомкнулись крепко так, что они оказались в ловушке самого дерева. Даже зонтик Дидюки не смог помочь.

Дети испугались и сказали дереву: — Мы не будем больше тебя обижать, мы сейчас твои веточки свяжем ленточками, корешки вкопаем в землю, отпусти нас, пожалуйста, а ты – Дидюка, уходи, мы не будем с тобой больше играть.

Но дерево только стонало и ничего не отвечало. Дети заплакали. Тогда волшебник и фея из страны добрых дел, услышав плач детей, прилетели.

Волшебник поднял большие ветки, фея взлетела и привязала их ленточками к стволу, волшебник достал волшебную мазь, помазал ствол, и на нем появилась кора, а потом и выросли новые веточки. Затем волшебник и фея дали лопату девочке, мальчику и Дидюке и попросили вкопать корни в землю.

— Я не буду ничего делать – отвернулась Дидюка.

Рассердился тогда волшебник, накрыл Дидюку волшебным колпаком и Вредина исчезла.

Дерево наклонилось волшебнику и фее, своими веточками прижала к себе и сказало: — «Спасибо!»

-Посмотрите на дерево, какое оно красивое, большое и улыбается теперь вам. Берегите деревья, они нужны нам, они дарят нам чистый воздух, плоды, жилье для насекомых, красоту,- сказал волшебник и исчез, а фея подарила книгу добрых дел детям, поцеловала их и улетела к себе в страну.

С тех пор дети никогда не обижали деревья.

Удодова В. А.

Сказка про Дружбу»

Однажды малыши дружно играли вместе, им было весело. Дидюка из страны Вредин увидела, как радуются дети, решила повредничать, помешать игре. Дети начали водить хоровод, как вдруг появилась Дидюка.

Дидюка раскрыла зонтик и взлетела над хороводом: — Не бывать этому, не будете дружно играть, не будет вам весело. Кружилась, кружилась и остановилась, произнеся заколдованные слова: «Замрите и себя в детей — вредин превратите».

И вдруг малыши начали ссориться друг с другом, драться, слабый стал обижать сильного, отбирать у него игрушки. А Дидюка только летала и язык показывала всем.

Все бы так и продолжалось, но Дидюка не заметила на качели одного мальчика, до которого не долетели заколдованные слова вредины.

Мальчишка увидел, как дети стали ссориться, побежал и начал всех мирить, защищать слабых, но его никто не слышал, а только толкали и дразнили. Волшебник из страны добрых дел увидел, что маленькому другу одному не справиться и прилетел к нему на помощь. Волшебник подошел к каждому малышу, накрыл своим синим, большим колпаком и дети замерли на месте. Потом он обратился с просьбой к самой вредине:

— Расколдуй, пожалуйста, малышей или не видать тебе твоего зонтика.

Дидюка испугалась, подлетела к ребятам, раскрыла свой зонтик, произнеся слова: — «Отомрите и себя в добрых детей превратите» и улетела в страну Вредин.

А дети опять начали играть вместе.

— Ты оказался смелым мальчиком, — обратился волшебник к малышу,- начал всех мирить, защищать слабых, не испугался главной вредины. За твой добрый поступок я тебе дарю волшебную книгу добрых дел. Я жду тебя в гостях в своей стране, — поклонился Волшебник и улетел.

Удодова В. А.

>Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников

Сказки для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) по нравственно-этическому воспитанию

Добро и Зло

Жили с древних времен на земле Добро и Зло.

Добро по городам и деревням ходило и старалось людям помочь, словом ласковым ободрить, из беды выручить. А за Добром черной тенью кралось Зло. Оно- то как раз хотело всем навредить, все испортить, всех погубить и перессорить.

Добро разные облики принимать могло: то теплым лучиком света проникнет сквозь щель в темницу, где пленники томятся, то обернется белой голубкой и добрую весть принесет в клюве, то станет красной девицей и даст воды путнику, чтобы жажду утолить, а то и белоствольной березкой обернется: подарит людям тень и прохладу.

А Зло всегда черное. То вороном черным обернется и беду накаркает, то черной болотной трясиной на пути ляжет, то черной тучей налетит.

Шла как-то по дороге старушка. Сгорбленная, седая. Идет, на палку опирается.

Притомилась она, еле ноги волочит. Увидело бабушку Добро и стало на ее пути кудрявой зеленой березкой. Ветвями береза зашелестела:

— Присядь, старая, отдохни, о своей кручине-печали расскажи!

— Ох, и устала я, родимая березка! День жаркий, путь-то дальний, — вздохнула старушка, присела под березкой, да и задремала.

Березка ее ласкает, зелеными ветвями от жарких лучей укрывает, ветерком обдувает. Отдохнула старушка, а береза ее и спрашивает:

— Какая у тебя, бабушка, на сердце печаль-кручи- на? Расскажи — я тебе помогу.

— Внучек мой, Ванюша, заболел. День-деньской на лавке лежит и стонет. Сказывали мне люди добрые, что за черным болотом, за зыбучей трясиной, в сосновом бору волшебная трава растет. Она силу дает и болезнь прогоняет. За ней-то я и иду.

— Я тебе, бабушка, помогу волшебную травку отыскать, — сказала березка.

Обернулась она белой голубкой и говорит:

— Иди следом за мной. Я полечу и тебе в тот бор заповедный путь укажу.

А Зло весь разговор слышало, оно ведь неподалеку в канаве пряталось. Побежало Зло вперед и легло на пути бабушки болотной трясиной.

Подошла старушка к болоту, а как через него перебраться — не знает. Решила с кочки на кочку переходить, да поскользнулась, чуть трясина ее не засосала. Стала бабушка на помощь звать. Услышала голубка, созвала журавлей со всего болота, попросила птиц помочь старушке. Журавли вытащили ее из трясины, подняли своими клювами и перенесли через болото.

Пошла она дальше. А Зло взбесилось, что не удалось старуху погубить! Обернулось оно огнем и сожгло заповедный бор, в котором волшебная травка росла.

Подошла бабушка к бору, а вместо него — черное пепелище. Села она на обгорелый пень и заплакала горючими слезами.

— Не плачь, старая, — говорит голубка. — Видишь, не весь бор выгорел! Там за рекой сосны остались, огонь через реку не перепрыгнул.

Полетела голубка за реку и разыскала там волшебную травку. Принесла в клюве и отдала старушке.

— Спасибо тебе, добрая голубка! Век тебя не забуду!

Положил она травку за пазуху и собралась в обратный путь.

Вдруг откуда ни возьмись налетела черная туча, загремел гром, засверкала молния и хлынул ливень. Это Зло не унималось, хотело старушку погубить.

Но не тут-то было! Обернулось Добро белокаменным теремом, и распахнула перед бабушкой двери девица- красавица.

— Входи, бабуля, в терем поскорей! — позвала она старушку.

Та в терем вошла, а девица двери и окна поплотней закрыла.

Долго Зло бесновалось, в окна и двери ломилось, а поделать ничего не смогло!

Красная девица старушку накормила, напоила и спать-отдыхать уложила. А наутро, когда ясное солнышко взошло, дала ей тройку быстрых коней, те и домчали старушку домой.

— Ванюша, внучек любимый! Я тебе травку волшебную принесла.

Бабушка прикоснулась к мальчику травкой, и тот сейчас же вскочил на ноги, засмеялся от радости и обнял бабушку.

— Бабуля, какая же ты добрая, хорошая!

— Ах, Ванюша, кто только мне в пути не помогал: и березка, и голубка, и журавли, и красная девица, и быстрые кони. Все вместе мы Зло и победили!

♦ Куда и зачем шла старушка?

♦ Как помогало ей Добро?

♦ Как Зло старалось навредить старушке?

♦ Удалось ли это Злу?

♦ Как вы думаете, почему победило Добро?

Как солдат Страх победил

Жил-был Страх. Нравилось ему людей пугать, смотреть, как задрожат они, будто листочки осиновые, побледнеют, начнут креститься и приговаривать: «Господи! Вот страх-то какой!»

А на самом-то деле Страх был вовсе не такой уж и страшный: просто серое бесформенное облачко.

Вот летело это облачко раз над землей и думало, где бы ему на ночлег устроиться. Видит небольшую деревушку на краю леса. Место Страху понравилось. Свил он гнездо на самом верху густой-прегустой ели. Улегся в гнезде да и задремал. Вдруг слышит голоса в лесу раздались. Кто-то перекликается, аукается.

Посмотрел Страх вниз и видит: по лесу бабы с ребятишками ходят, грибы собирают. У всех в руках корзинки да туески. Не понравилось это Страху: «Покоя нет никакого! Напугаю-ка я их, они от страха разбегутся». Стал он громко ухать, протяжно завывать, свистеть, будто Соловей-разбойник, шишками кидаться, ветками шуршать.

Бабы и ребятишки перепугались, побросали корзины и лукошки с грибами и бросились вон из леса.

— Вот страх-то какой! Видно, нечистая сила в нашем лесу завелась, — стали перешептываться старухи.

С той поры крестьяне боялись в этот лес ходить, грибы-ягоды собирать.

Но ведь недаром говорится: «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Лес, что возле деревни был, и в самом деле исправно кормил людей грибами, ягодами, орехами. А как Страх в лесу поселился, не стало у крестьян лесного угощения. Прежде, бывало, соберут они ягод, грибов, орехов видимо-невидимо, и сами сыты, и в город на продажу везут. А теперь совсем обеднели.

Вернулся солдат с военной службы в родную деревню. Жена и дети рады ему: обнимают, целуют-милуют.

Сели за стол, а жена и говорит:

— Эх, муженек! Нечем нам тебя и угостить! Нету у нас ни орешков каленых, ни морошки моченой, ни рыжиков соленых.

— Отчего же у вас ничего не стало? — спрашивает солдат жену. — Или в нашем лесу больше ни орехи, ни грибы не растут?

— В лесу-то они растут. Да нечистая сила там поселилась, вот мы и боимся в лес по грибы-ягоды ходить.

А солдат тот храбрец был. Он и говорит:

— Не горюйте! Я нечистую силу из леса быстро прогоню. Будут у нас снова и ягоды, и грибы.

Сказано-сделано! Утром собрался солдат и пошел в лес. А там светло, весело. Птицы щебечут, заливаются, пчелки жужжат над цветами. Совсем не страшно! Зашел солдат в дремучую лесную чащобу.

Страх заметил его и очень рассердился: «Ну, погоди, служивый, сейчас я тебя напугаю!»

Зашуршал он травой у самых ног солдата, зашипел, словно ядовитая змея-гадюка, того и гляди кинется и ужалит. Но солдат не испугался, выхватил палку-шашку, раз-два-три, и разрубил гадюку на мелкие кусочки. Потом присел на корточки, пригляделся получше и видит: никакой гадюки-то и нет вовсе. Сухие веточки да сучки порубленные на земле валяются. Рассмеялся солдат. Верно ведь говорят: «У страха глаза велики!»

Страх пуще прежнего разозлился и думает: «Вот придет ночь, тогда я тебя и напугаю».

Долго солдат по лесу бродил, целый мешок орехов собрал да корзину грибов. Стало смеркаться. Солдат развел костерок, нанизал на прут грибочки-рыжики, посолил их, на огне обжарил. Когда грибы зарумянились, достал он из походного ранца краюху ржаного хлеба, луковицу и принялся за еду.

Вдруг слышит: затрещали вокруг кусты, словно ломится кто-то за орехами, волки голодные завыли, между деревьями зеленые огни замерцали. Но солдат не испугался, не убежал, а запел во все горло бодрую походную песню. Сам думает: «Посмотрим, что дальше будет». Спел он песню, раскурил трубочку, сидит возле костра, трубочкой попыхивает.

Надоело Страху солдата пугать, слез он с дерева, подошел к солдату и говорит:

— Здравствуй, служивый! Я — Страх. Почему ты ничего не боишься?

— А чего бояться-то? — отвечает солдат. — Все равно ведь двум смертям не бывать, а одной не миновать.

— Так-то оно так, — говорит Страх. — Только все боятся, когда я их пугаю. Давай с тобой, солдат, уговор держать: если я тебя этой ночью напугаю и ты из леса убежишь, тогда я в лесу навсегда хозяин. А если не напугаю — лес твой!

Солдат согласился. Всю ночь Страх солдата пугал: хохотал, выл, топал, свистел, а тому все нипочем. Сначала он песни распевал, а потом и вовсе спать улегся. Проспал до утра. До первых петухов.

Едва рассвело, солдат проснулся и говорит Страху:

— Ну что ж, Страх, уговор дороже денег! Придется тебе из нашего леса уходить.

Делать нечего! Ушел Страх из леса навсегда, а люди снова стали в лесу грибы-ягоды собирать.

♦ Почему Страху нравилось пугать людей?

♦ Где поселился Страх?

♦ Почему люди перестали ходить в лес?

♦ Почему говорится: «У страха глаза велики»?

♦ Кто смог победить Страх?

♦ Как вы думаете, какой у солдата характер?

Жадная обезьянка

Шел крестьянин с рисового поля, присел отдохнуть на зеленой лужайке, да и залюбовался игрой молодых обезьянок. Проказницы весело скакали по веткам, гонялись друг за другом, срывали с деревьев спелые бананы и плоды манго.

Вдруг из-за высоких деревьев, увитых лианами, появилась обезьянка в золотой короне, украшенной драгоценными каменьями, и в пышной юбочке из розовых, белых и голубых перьев.

Крестьянин даже рот раскрыл от удивления. Никогда прежде он не видел таких красивых обезьян.

«Наверное, это и есть обезьянья принцесса, о которой в детстве рассказывала мне бабушка», — подумал он.

Между тем обезьяны окружили принцессу. Они низко кланялись ей и протягивали вкусные ягоды и плоды. Немного погодя все обезьянье племя исчезло в густом лесу.

Крестьянин пришел домой и рассказал обо всем жене.

Болтливая женщина тут же поделилась новостью с соседкой, та — с другой, другая — с третьей, и скоро об удивительной встрече уже судачила вся деревня.

Прошло немного времени и весть об обезьянке-принцессе долетела до царского дворца.

Жадный царь тут же приказал слугам разыскать крестьянина, видевшего волшебную обезьянку, и повелеть ему поймать ее и доставить во дворец. Он давно мечтал о том, чтобы обезьяна-принцесса украшала его зверинец. Слуги разыскали крестьянина и передали ему царский приказ.

— Если завтра к вечеру изловишь обезьянку-принцессу и принесешь ее во дворец, царь щедро наградит тебя, а не выполнишь приказ — тебе отрубят голову!

Делать нечего. Стал крестьянин думать, как поймать обезьянку. Ничего не придумал и отправился за советом к мудрецу.

Низко поклонился крестьянин старику и спросил его:

— Не знаешь ли, о мудрейший, как изловить принцессу обезьян?

— Знаю, как не знать, — ответил тот. — Отправляйся в огород и сорви там крупную тыкву. Проделай в ней небольшое круглое отверстие, вытащи из тыквы мякоть и семечки. Потом свари немного риса и положи его внутрь тыквы. Да прикажи жене разукрасить тыкву снаружи ленточками, бусами и разрисовать яркими красками. Потом привяжи тыкву к дереву и жди.

Крестьянин так и сделал. Привязал разукрашенную тыкву к дереву, а сам спрятался в кустах. Скоро на лужайке появились обезьяны, стали кричать, кувыркаться, потом заметили красавицу тыкву и побежали за обезьянкой-принцессой.

Та, едва увидев тыкву, соскочила, с дерева и подбежала к ней. Тыква ярко сверкала на солнце бусами, лентами и осколками разноцветных стеклышек. Обезьянка схватила ее, стала рассматривать, вертеть из

стороны в сторону, а потом заметила небольшое отверстие в тыкве.

Надо вам сказать, что обезьянка-принцесса была очень любопытна! Она тут же запустила лапку в отверстие и нащупала там рисовые зерна.

Принцесса схватила пригоршню риса и хотела уже вытащить лапку и полакомиться рисом. Но не тут то было! Обезьянья лапка, сжимающая рис в кулачке, не пролезала в узкое отверстие. Обезьянка и так и этак пыталась вытащить лапку с рисом, но ничего у нее не получалось.

— Ага, попалась! — закричал обрадованный крестьянин. Он вышел из-за кустов и направился к обезьяне.

— Принцесса, бросай тыкву и убегай! — встревожено закричали обезьянки на своем обезьяньем языке.

Но принцесса обезьян отличалась не только любопытством, но и жадностью. Она ни за что не хотела расставаться ни с тыквой, ни с рисом.

«Убегу вместе с тыквой! — подумала она. — Рис съем, а тыква украсит мой дворец».

Она хотела броситься наутек, но вы же помните, что крестьянин привязал тыкву к дереву прочной веревкой.

Обезьянка забегала вокруг дерева, веревка обмоталась вокруг ствола. Тут крестьянин и поймал жадную обезьянку в сетку, а потом отнес ее во дворец к царю. Царь приказал слугам посадить пленницу в большую железную клетку. Так жадность привела принцессу в неволю.

Но все-таки у нашей сказки хороший конец.

Едва обезьянка оказалась в клетке, она тут же вырвала из своей юбочки одно маленькое розовое перышко, дунула на него и сразу превратилась в крошечную прехорошенькую птичку. Птичка взмахнула крыльями, вылетела из клетки, закружилась под потолком большого зала, а потом выпорхнула в раскрытое окно и была такова!

Ведь вы, конечно, догадались, что обезьянка-принцесса была не простая, а волшебная!

♦ Кого увидел крестьянин, возвращаясь с рисового поля?

♦ Почему об его удивительной встрече узнала вся деревня?

♦ Что приказал царь?

♦ Что помогло крестьянину поймать обезьянку-принцессу?

♦ Почему говорят: «Жадность до добра не доведет»?

♦ Припомните сказки, в которых осуждается жадность.

♦ Расскажите сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке».

Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Даль «Старик-годовик»

Сказка о Коломне

Одоевский «Мороз Иванович»

Горький «Воробьишко»

Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Нравственное воспитание детей с помощью русских народных сказок

Русские народные сказки для детей имеют огромное значение, как важнейшее средство нравственного воспитания. Народ, бережно храня и преумножая, передавал из поколения в поколение свои традиции. Ведь в сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы. Язык народных сказаний поэтичен, насыщен эпитетами и речевыми оборотами. При этом он очень возвышает и утончает душу слушающих.

Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказках, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Значение сказки в духовно-нравственном воспитании ребенка
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире. Совершенствуются навыки связной речи, обогащается речевой словарь.
Развиваются социальные навыки: дружелюбие, терпение, стремление помочь и порадовать близкого человека, общительность, внимательность, потребность делиться положительными эмоциями и впечатлениями, усердие.

Детьми усваиваются нравственные понятия и категории: трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни.
Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам детских сказок и вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим.
Воспитываются такие черты характера, как послушание, терпение, любовь к ближнему, милосердие.
Развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.

Особенности проведения занятий и игр

Для более полного ознакомления детей с русским народным фольклором, необходимо использовать при занятиях не только сказки, но и познавательные рассказы, былины, загадки, пословицы, поговорки. Детям младшего дошкольного возраста читайте небольшие, простые для восприятия, детские сказки. Для детей постарше возможно использование на занятиях произведений, более сложных и глубоких по содержанию.
Очень содействует образному восприятию музыкальное сопровождение игр и занятий, которое благотворно влияет на психику ребенка и помогает прочувствовать образы героев. Также желательно использование иллюстраций (репродукции картин и книжные иллюстрации), фотографий, произведений прикладного искусства, открыток.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:
Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.
Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.
Третий этап. Проведение практических занятий – лепка, рисование, аппликация.

Практические занятия, использующие детские сказки для воспитания

Занятие 1 по сказке «Теремок».
Цель: знакомство с понятием «дружба».
Задачи:
— Научить детей понимать поступки героев, их правильность и последствия.
— Познакомить с пословицей «В тесноте, да не в обиде», помочь понять смысл.
— Воспитывать дружелюбие, гостеприимство.
— Рассматривая иллюстрации, развивать умение замечать интересные детали, в том числе особенности домов и построек.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Дружная жизнь зверей в теремке – «Казачок», Даргомыжский А.
Медведь на теремке – «Мужик на гармонике играет», Чайковский П.И.
Проведение практической части:
Изготовление аппликации «Дружный домик».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 2 по сказке «Гуси — лебеди».
Цель: учить чувствам — любовь, ответственность, послушание.
Задачи:
— Привитие детям чувства ответственности за свои поступки, стремление исправлять ошибки в действиях и поведении, выполнять обещания.
— Воспитание заботливости о родных и чувства внимательности.
— Развитие приветливости и послушности.
Музыкальное сопровождение:
Главный образ – «Русская народная песня», Чайковский П.И.
Сцены игр – «Камаринская», Чайковский П.И.
Эпизоды поиска и спасения брата – «Русская песня», Беркович И.
Тема «Баба-Яга и гуси-лебеди» — «Сказка», Прокофьев
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина и природных материалов «Гуси-лебеди»
Материалы для проведения занятия:
Текст детской сказки, иллюстрации, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей, сухие листья, ноты для проигрывания музыкального сопровождения или аудиозапись.

Занятие 3 по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: сопоставление таких нравственных понятий, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь.
Задачи:
— Научить делать выводы на основании поступков героев.
— Воспитывать в детях внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, послушание, терпение.
— Выработать чувство осторожности в общении с незнакомыми людьми
Музыкальное сопровождение:
Знакомство с русским фольклором через народные песни «Некошеный твой лужок», “Спи-ко, усни, дитя Ванюшенька”.
Проведение практической части:
Изготовление поделок из пластилина «Козленочек».
Материалы для проведения занятия:
Текст сказки, иллюстрации, картина М.В. Васнецова «Аленушка», пластилин, дощечка для лепки, аудиозапись.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

12 современных рассказов, от которых подростки не заскучают

В школе дети изучают литературу прошлых веков, о современной же русской (равно как и зарубежной) прозе у них представления самые туманные. Между тем, есть немало современных рассказов, не просто доступных, а вполне интересных подростку. Но мало того: если дети читают их и обсуждают вместе с родителями, такое чтение может сильно сблизить разные поколения. Рекомендации по такому семейному чтению дает Римма Исаковна Зандман, заслуженный учитель России, преподаватель русского языка и литературы в московской гимназии № 1512.

У себя в гимназии я, помимо уроков русского языка и литературы, веду литературную студию, куда приходят подростки, начиная с 13-14 лет. На этих занятиях мы с детьми читаем и обсуждаем новейшую русскую прозу. Это заблуждение, что подросткам она недоступна, что их привлекают только фэнтези и ужастики. Нет, они с живым интересом читают те рассказы современных русскоязычных писателей, которые я им рекомендую, бурно обсуждают их. А студия у нас открытая, на занятия нередко приходят и родители, и наравне с детьми участвуют в обсуждении.

Так вот, я давно уже заметила, что такое совместное чтение и обсуждение не просто развивает детей, но и улучшает их отношения с родителями (равно как и с бабушками-дедушками), помогает разным поколениям в семье лучше понимать друг друга.

И, конечно, такое совместное чтение и обсуждение может происходить не только в формате школьной литстудии, но и просто у себя дома. Инициатива, конечно, тут должна исходить от родителей.

Однако сразу встает вопрос: а что именно читать с детьми? На мой взгляд, для этого лучше всего подходят именно короткие рассказы, а не повести и романы. Это такое чтение, которое не напрягает, но очень содержательно, глубоко, и в семье может быть обсуждено детально. Важно, что это рассказы из сегодняшнего дня, из жизни, которая детям понятна.

Но где же именно их брать, такие рассказы? Я своих ребят давно уже научила пользоваться крупнейшим сетевым ресурсом, публикующим качественную современную прозу и поэзию — «Журнальным залом» (magazines.russ.ru). Кроме того, очень много хороших рассказов можно найти в лонг-листе литературной премии имени Юрия Казакова (он тоже публикуется в «Журнальном зале»).

Понятно, что подбор таких рассказов для чтения и обсуждения с подростками требует большой работы. Я постоянно мониторю периодику, езжу по книжным магазинам и изучаю содержимое полок с современной прозой. Но я — учитель, это моя работа, а вот родителям, тем более, далеким от филологии, будет сложнее. Поэтому я взяла на себя смелость рекомендовать читателям «Фомы» несколько рассказов из тех, что мы вместе с детьми и родителями обсуждали на занятиях литстудии. Все эти рассказы есть в интернете в свободном доступе.

Ирина Полянская. «Утюжок и мороженое»

Это грустный рассказ, который совершенно четко ставит проблему взаимоотношения ребенка и семьи. Рассказ о том, как трагически родители могут не понимать детей и как дети теряют доверие к родным. Безусловно, сейчас эта тема в литературе для средних и старших подростков разрабатывается очень активно.

Подходит для подростков от 14 лет.

Вячеслав Комков. «Я — немец»

Рассказ на ту же тему — взаимоотношения родителей и детей, но тут ситуация противоположная. Очень трудный ребенок — и терпение и любовь родителей… Такие рассказы обязательно нужно после совместного чтения обсуждать, разбирать описанные там ситуации. А вот показать художественные особенности текста — это уже дело учителя.

Подходит для подростков от 12 лет.

Елена Долгопят. «Часы»

Этот рассказ фантастический, вернее, даже сказочный — там у героя-подростка появляется возможность что-то менять в своем прошлом, но любое такое изменение меняет его настоящее. Стоит ли оно того? Вопрос, который очень полезно обсуждать с детьми. Ведь за фантастическим антуражем здесь стоит совершенно реальная проблема — ответственность за любой свой выбор, осознание его последствий.

Подходит для подростков от 12 лет.

Анна Игнатова. «Джинн Сева»

Это ужасно смешной рассказ. Пили сок «Джей севен» — и вдруг из пакета появился оранжевый субъект. Его спрашивают — ты кто? Он отвечает, что раз он из жидкости, значит, джин. А почему не из бутылки? А потому что, отвечает он, на нас, джиннов, бутылок не напасешься. И вот этот джинн Сева по всем сказочным канонам должен выполнить желания героини-девочки. Столкновение с этим джинном новой формации — очень смешное, и девочка в нем оказывается добрее и лучше, чем джинн. Когда у нее остается одно-единственное желание, она просит: пусть хотя бы на пять минут во всем мире наступит мир..

Подходит для детей от 10 лет.

Кстати, обращаю внимание на журнал «Октябрь», который периодически выпускает детские номера — целиком состоящие из произведений, адресованных юному читателю. И там тоже можно искать рассказы для совместного чтения с детьми.

Есть рассказы, которые лучше давать уже старшеклассникам (хотя в некоторых случаях они вполне доступны и ребятам от 14 лет). Например, такие:

Нина Литвинец. «Антиквар»

Грустный рассказ о стариках, об их восприятии жизни. Там есть и острая социальная линия — сюжет построен на том, как некий жулик-антиквар обманывает пожилую женщину. Вроде бы, с рациональной точки зрения, ничего такого не стряслось, но героиня рассказа не смогла пережить случившееся. «Ее мучила совесть, она чувствовала себя предательницей — по отношению к Алеше, к совместно прожитым счастливым годам, к совместно нажитым вещам, не представлявшим антикварной ценности, но таким дорогим им обоим». Благодаря таким рассказам подростки гораздо лучше смогут понять внутренний мир своих бабушек и дедушек.

Подходит для подростков от 14 лет.

Олег Рябов. «Смерть старика»

В этом очень лирическом, пронзительном, берущем за душу рассказе есть очень важная тема — приход к вере. Если читать его вместе с детьми, это будет способствовать духовному сближению старших и младших.

Подходит для подростков от 16 лет.

Андрей Волос. «Калитка»

Рассказ о том, как у старика умерла жена, и он утратил смысл жизни — и это повод для разговора о том, что любовь дает придает жизни смысл. Тут можно поговорить о том, как хрупка человеческая жизнь. Рассказ завершается тем, что старик, поплакав на могиле жены, переступает через низенькую оградку, не открывая калитки, и вдруг задумывается: Господи, что же такое человеческая жизнь? Вот так перешагнул — и ты в мире живых, перешагнул обратно — и ты уже в каком-то другом мире.

Подходит для подростков от 16 лет.

Леонид Юзефович. «Поздний звонок»

Это рассказ, который с удовольствием прочитают и ребята из 10-го и 11-го классов, и родители. Рассказ о том, как появилось произведение, в котором по каким-то косвенным признакам человек опознаёт судьбу своего деда. И поскольку в произведении дед выглядит весьма непрезентабельно, то его внук звонит автору, начинается выяснение отношений… И вот тут очень интересно соотнесение творчества и жизни, тут важно стремление сохранить репутацию рода. Для обсуждения дома это очень важно. Причем в некоторых случаях можно читать его и с 13-14-летними подростками.

Подходит для подростков от 16 лет.

Елена Долгопят. «Скупой рыцарь»

Как замечательно здесь прослеживается литературная традиция! Как здесь интересно показано, что такое вообще жизнь! И как неожиданно здесь показано, что любой дом, в котором есть любовь и добро, может стать своего рода ноевым ковчегом. Причем все это не оторвано от земли, очень интересно там изображены пересекающиеся пространства человеческой жизни — от рынка до монастыря. И гостиница — с тем смыслом, что здесь, на земле, мы только гости. Вообще, в этом рассказе очень много смысловых слоев.

Подходит для подростков от 16 лет.

Александр Снегирев. «Фото в черном бушлате»

Это о превратностях человеческой судьбы, об ответственности за каждый шаг своей жизни, о последствиях лжи, о мужестве, о противостоянии агрессивному фанатизму.

Подходит для подростков от 15 лет.

Михаил Шишкин. «Пальто с хлястиком»

По большому счету это произведение о том, как рождается произведение, о том, что же лежит в основе творчества. И выясняется, что для писателя — героя рассказа, это отношения с мамой.

Подходит для подростков от 14 лет.

Игорь Лёвшин. «Полет»

Очень тонкий, интеллектуальный фантастический рассказ — о столкновении человека с новой виртуальной цивилизацией. Человеческое сознание и искусственный интеллект: как они взаимодействуют. И выясняется, что этот компьютерный мир порождает своих Мефистофилей и Фаустов.

Подходит для подростков от 16 лет.

Этические сказки

ПЕДАГОГ
Этические сказки

Авторские сказки

1. «Барабан»

Подарили зайчонку Степашке барабан. Новенький, красно-синий, звонкий-презвонкий! Такую барабанную дробь выбивает — даже дух захватывает. «Хорошо бы его всем друзьям показать» — думает Степашка. Повесил он барабан на шею и пошел на лесную полянку. А там его друзья поджидают: Егор и Рыжик. Очень им понравилась игрушка зайчонка.

— Давайте играть в цирк! — предложил Рыжик. — А Степашка будет на барабане играть, вместо оркестра.

— Выступает клоун-жонглер Колючая Голова! — объявил Рыжик.

Егорка на поляне кувыркается, яблоки вверх подбрасывает и ловко их на колючки ловит. А Степашка на барабане вальс отстукивает. Закончил свое выступление Егор, поклонился.

— А теперь выступает акробат Рыжая Стрела! — объявил Егор.

Взлетел бельчонок на дерево и ну с ветки на ветку перепрыгивать, совсем как стрела. Ежонок с зайчонком головы запрокинули, следят за ним с восторгом. Вот замер Рыжик на кончике ветки: Степашка рассыпал барабанную дробь.

— Внимание! Впервые в истории лесного цирка! Сальто-мортале!

Рыжик оттолкнулся и, сделав сальто в воздухе, ловко приземлился на другую веточку.

-Ап! Так они играли до самого вечера. Потом пришла пора идти домой. Весело напевая и отстукивая походный марш, Степашка возвращался домой. Усевшись на пороге, он вспоминал, как играл то вальс, то дробь, то марш. Открылась дверь, и вышел Заяц-папа:

— Тихо! Мама спит!

2. «Маленький мышонок»

Мышонок Пик был очень счастлив. Дело в том, что он недавно появился на свет и все это время провел в теплой норке с братьями и сестрами. А сегодня Мышка-мама разрешила ему пойти погулять совершенно самостоятельно.

— Ты уже большой, и тебе нужны друзья, — сказала она.

И вот Пик весело шагал по лесной тропинке, надеясь встретить самых верных друзей на свете. Вдруг он услышал голоса:

— Один, два, три, четыре, пять. Я иду искать!

Пик выглянул из-за большого лопуха и увидел ежонка и зайчонка.

Они вместе играли в какую-то увлекательную игру. Пик несмело подошел поближе.

— Здравствуйте, меня зовут Пик, а вы кто?

— Здравствуй, — сказал зайчонок. — Меня зовут Степашка, а это, — он показал на ежонка, — Егор.

— Можно мне поиграть вместе с вами? — застенчиво спросил мышонок.

— Но ты слишком мал для того, чтобы играть с нами, —

покачал головой Егор.

3. «Подарок»

Проснулся утром зайчонок Клим, а на столе лежит записка от мамы:

«Сынок, эта морковка — в подарок твоему двоюродному брату Степашке. Завтра у него день рождения».

Посмотрел Клим — такая морковка красивая.

«Я только попробую» — думает.

Откусил кусочек: вкусно! И не заметил, как все съел.

Что теперь делать?

В это время мама вернулась. Смотрит, а морковки — нет.

— А где же подарок? — спрашивает она у сына.

— А Степашка уже заходил, я ему морковку отдал, — соврал Клим.

В это время Степашка шел, чтобы пригласить своего брата в гости. Постучал в дверь.

— Здравствуйте.

— А, Степашка, ты опять пришел.

— Понравилась тебе морковка? — спрашивает мама.

— Какая морковка? — удивился Степашка.

— Тебе разве Клим ничего не дарил! — вскричала мама.

— Нет, — качает головой Степашка.

— Зачем же ты обманул нас, Клим!

Отвернулся Клим, молчит, стыдно ему.

— Я не приглашу тебя на свой день рождения, —

сказал обиженный Степашка Климу.

4. «Золотая осень

Незаметно пришла в лес осень. Листья на деревьях стали разноцветные: желтые, красные, бордовые. Они, медленно кружась, падали вниз. Ветер-непоседа перебирал их и аккуратно опускал красивым пестрым ковром.

На лесной поляне весело играли бельчонок Рыжик и зайчонок Степашка. Они выбирали самые красивые кучи листьев и с разбегу прыгали в них: листья цветными брызгами разлетались в разные стороны, плавно опускались вокруг приятелей.

Было мягко и очень весело.

— У меня больше всего листьев! — кричал Рыжик.

— Нет, у меня! — возражал Степашка.

— Я нашел самую большую кучу! — веселился Рыжик.

— Нет, я! — у Степашки радостно заблестели глаза- он увидел действительно большой ворох листьев.

— Смотри! — гордо похлопал он по нему лапой, — и вдруг:

— Ой-ой-ой! — отдернул Степашка лапу,

— Что это?

Куча зашевелилась, и из-под листьев вылез ежонок Егор.

— Ах ты, колючка ежовая! — набросился на него Степашка.

5. «Чьи яблоки?»

Бежал как-то раз зайчонок Степашка по лесной тропинке. И не то чтобы он спешил куда-то, просто утро было свежее, воздух прозрачный, так как приближалась осень.

Видит Степашка, навстречу ему сама собой горка из яблок движется. Удивился зайчонок, а потом присмотрелся: да это же Егор яблоки на колючки наколол и идет не спеша. Увидел Егор зайчонка, обрадовался.

— Здравствуй, Степашка, куда бежишь? — спрашивает.

— Привет, — отвечает Степашка, — я тебя ищу, давай вместе играть!

Обрадовался Егор, стряхнул яблоки на землю, спрашивает:

— А какую игру выберем?

— Давай загадки загадывать: кто правильно отгадает, тому и яблоко.

Понравилась эта идея Егору. Стали они по очереди загадки загадывать.

— Сто одежек и все без застежек.

— Зимой и летом — одним цветом.

Степашка все загадки легко отгадал, подвинул к себе яблоки и говорит:

Я их выиграл, теперь они мои!

6. «Кусочек сыра»

Однажды мышонок Пик встал пораньше, быстро умылся и побежал во двор. Там его ждали верные друзья — бельчонок Рыжик и зайчонок Степашка. Целый день они веселились и придумывали занятные игры. К вечеру, устав и проголодавшись, Пик вернулся домой. Он знал, что у Мышки-мамы в тарелочке под салфеткой лежит кусочек сыра. Как же он удивился, когда увидел, что тарелка пуста.

— Мама, дай мне сыру, — попросил Пик.

— Последний кусочек сыра я отдала твоему брату, — сказала Мышка-мама.

7. «Самый большой гриб»

Проснулся однажды утром бельчонок Рыжик, огляделся и думает:

«Мама с братьями ушли в соседний лес за орехами, зайчонок Степашка пошел на огород за морковкой. Скучно! Не с кем мне поиграть, все делом заняты».

Вылез он из дупла, спускается не спеша с дерева вниз, вдруг видит — его тень по стволу скользит. Он вниз, и она — вниз. Он лапу поднимет, и она — поднимет. «Вот, — думает Рыжик, — с кем поиграть можно».

— Будешь со мной играть? — спрашивает.

А тень словно кивает ему:

— Буду, буду.

— Догоняй, — кричит Рыжик и вприпрыжку бежит по

полянке, а тень не отстает. Добежали они до старой березы.

— Теперь я вожу! — кричит Рыжик и бегом за тенью. Вот-вот догонит ее.

Засмотрелся бельчонок на тень и не заметил, как ему навстречу Егорка вышел. А ежонок огромный белый гриб несет, нашел его только что и решил домой отнести — засушить на зиму. Из-за гриба Егору тропинки не видно, налетел на него Рыжик с разбегу:

— Ой! АЙ!

Столкнулись они. Потирают ушибленные места.

Глядь: гриб разлетелся на мелкие кусочки.

—Ты сломал мой самый большой гриб, — огорчился Егорка.

8. «Грибники»

Ежиха-мама сказала Егору:

— Когда пойдешь в лес за грибами, то возьми с собой братишку Топа. Только смотри, чтобы он не потерялся. И не ссорьтесь.

Братья взялись за руки и пошли в лес. Тропинка быстро вывела их на грибную полянку. Топ увидел первый гриб:

— Я его нашел! Я его нашел! Это масленок!

— А я сыроежки вижу, — не отставал от него Егор.

Так, наперегонки, они весело складывали в корзинку грузди, подберезовики и даже белые грибы. Корзинка быстро наполнялась. Скоро братья решили, что пора возвращаться домой.

— Вот мама обрадуется, сколько я грибов принес, — мечтательно сказал Егор, взяв тяжелую корзину.

— Нет, я хочу отдать корзину маме! — вцепился в плетеную ручку Топ. — Я больше тебя грибов нашел.

— Это ты-то больше! Отдай корзину! — потянул на себя Егор.

— Не отдам! — Отдай!

— Нет, не отдам! — тянул в свою сторону Топ. Ручка у корзинки не выдержала и треснула.

— Ой! Что теперь делать? — опечалился Егор.

— Мне очень жаль, что я сломал твою корзину! — сказал Топ.

9. «Мама-доктор»

У Зайчихи-мамы была самая важная в мире работа: она была доктором.

Сколько Степашка себя помнил, все время к его маме обращались за помощью: то вытащить колючку из лапы бельчонка Рыжика, то смазать лекарством хвостик у мышонка-непоседы.

Вот и сегодня, уже наступил вечер, стемнело. Степашка почистил зубы, надел пижаму и забрался под уютное, теплое одеяло. Зайчиха-мама сидела на краю его кроватки, гладила сына по голове и рассказывала сказку. Зазвонил телефон, Зайчиха-мама взяла трубку:

— Да! Сейчас приду!

Потом положила трубку и повернулась к сыну:

— Меня позвали к ежонку Егору, он, кажется, объелся зеленых яблок. Я ухожу, а ты — спи!

10. «Воздушный змей»

Бельчонку Рыжику дедушка сделал воздушного змея. Разноцветного, с длинным хвостом. Обрадовался Рыжик:

— Я давно о таком мечтал!

Решил он запустить змея. Среди деревьев это трудно: и не разбежишься, и нитка в ветках путается. Взял Рыжик змея и пошел к речке, на полянку.

«Тут и просторно, и место есть для разбега», — думает бельчонок.

Взялся он покрепче за ниточку и побежал. Змей упруго выгнулся, нитка натянулась, и змей взмыл вверх, к облакам. Бельчонок, запрокинув голову, смотрел вверх на змея и потихоньку отступал назад. Змей послушно плыл вслед за Рыжиком.

Внезапно бельчонок оступился, взмахнул лапками и выпустил нитку: берег обрывом спускался к реке.

Змей в последний раз взмахнул хвостом и скрылся за облаками. Опечаленный Рыжик вернулся домой и рассказал все маме.

—Сколько раз я тебе говорила: не ходи к обрыву! — покачала головой Белка-мама.

11. «Рыжик»

Весело бежал зайчонок Степашка по лесной тропинке.

Светило солнышко, пели птицы. Бежал Степашка и размышлял, что интересного он увидит сегодня, с кем познакомится. И тут зайчонок увидел ЕГО. Незнакомого! Рыжего! Пушистого!

Незнакомец сидел под деревом и, казалось, не замечал Степашку. Увидел орешек, зацокал, взял его маленькими лапками.

Щелк! — и раскусил зубами скорлупу. Пожевывая орешек, взмахнул хвостом. И вдруг’: р-р-раз! Оказался на ветке дерева одним прыжком. Степашка нерешительно подошел поближе. Незнакомец внимательно следил за ним бусинками-глазами.

— Ты кто? — спросил Степашка.

— Я — бельчонок Рыжик, — ответил незнакомец.

— А я — зайчонок. Давай вместе играть.

Рыжик задумчиво зацокал:

— Во что мы будем играть?

— Может, в салочки? — предложил Степашка.

— Давай! — согласился бельчонок.

— Догоняй! — и он стрелой взлетел на дерево.

Зайчонок тоже попробовал забраться на дерево, но у него не получилось.

— Ну, что! Ты не умеешь лазить по деревьям!

Тогда я с тобой не играю! — крикнул Рыжик с дерева.

12. «Сломанная корзинка»

Рано утром Зайчиха-мама разбудила Степашку и сказала ему:

— У нас сегодня будут гости, и я хочу испечь пироги с грибами. Я поставлю тесто, а ты сходи в лес и набери грибов.

Завернула Зайчиха завтрак в узелок и дала сыну новую плетеную корзинку.

Отправился Степашка в лес. Дошел до заветной полянки, а там его друг — ежонок Егор поджидает.

— Здравствуй, Егор!

— Здравствуй, Степашка. Какая у тебя красивая корзина. Зачем она тебе? — удивился Егор.

— Мне мама велела к обеду грибов набрать.

— До обеда еще далеко. Давай, Степашка, поиграем, а потом вместе грибов насобираем.

Согласился Степашка, и стали они в прятки играть.

Выпало Егору водить, закрыл он глаза, стал считать.

Степашка решил спрятаться за березу у оврага. Поторопился, споткнулся и кубарем скатился вниз. Сам не ушибся, а вот корзина сломалась. Расстроенный Степашка выбрался наверх, а Егор его уже ищет.

Увидел зайчонка со сломанной корзиной, подбежал к нему.

— Что мне теперь делать! — Огорчился Степашка

Повертел Егор корзинку и сказал:

— Я не знаю, как починить ее.

13. «Самокат»

Как только ежонок Егор открыл глаза, он понял, что это будет самый счастливый день. Потому что это — день его рождения. А около кроватки стоит новый сверкающий самокат. Егор закрыл и снова открыл глаза: самокат не исчез, а, казалось, подмигивал Егору: прокатись-ка. Бережно ежонок вывел самокат на тропинку, поставил на него ногу, и.

Все было так, как он мечтал: он катился, нет — летел по тропинке вперед и вперед, а мимо проносились деревья, кусты, и все, казалось, радуется вместе с ним. Егор в одно мгновение долетел до того места, где обычно он встречался с друзьями. Когда на поляну вышел зайчонок Степашка, он очень удивился тому, что медлительный ежонок пришел раньше всех.

— Как ты успел так быстро добраться сюда? — воскликнул Степашка.

Тут он заметил самокат.

— Какой замечательный самокат! Можно я его испытаю!

Егор с радостью позволил другу покататься. Степашка давно мечтал о таком самокате. Он кружил и кружил вокруг полянки, забыв про все на свете. Егор с улыбкой смотрел на друга. Потом попросил:

— Дай я теперь покатаюсь.

14. «Непослушный бельчонок»

Бельчонку Рыжику мама строго-настрого наказала не выходить из дома и присмотреть за младшим братом. Малыш тихонько посапывал в колыбельке, а Рыжик тоскливо смотрел из дупла. На улице светило ласковое солнышко, порхали бабочки и весело звенели колокольчики.

— Эй, Рыжик! Выходи гулять! — донеслись снизу голоса.

Это были друзья Рыжика Егор и Степашка.

— Я не могу выйти к вам. Мне нужно следить за маленьким братом! — крикнул им сверху Рыжик. Он печально смотрел, как Егор и Степашка строили внизу шалаш.

«Но я ведь недалеко пойду, — решил Рыжик, — только спущусь вниз, к друзьям».

Он еще немного подумал, взглянул на спящего брата и спустился вниз, к друзьям. Они очень обрадовались:

— Вместе играть веселее!

Они достроили шалаш. Потом стали играть в прятки, потом в догонялки. Рыжик и не заметил, как стемнело.

— Рыжик! Рыжик! — услышал он голос мамы.

— Мама, я здесь! — крикнул он и побежал к дому.

Расстроенная мама сидела на крылечке.

— Я же не велела тебе уходить из дома, за это ты пойдешь спать раньше.

15. «Качели»

Мышка-мама давно обещала Пику сходить в соседний лес в гости к тетушке Лане и ее мышатам-близнецам. Вот наступил долгожданный выходной. Умыв носик и причесав шерстку, Пик взял маму за руку, и они отправились в гости. По дороге нарвали букет цветов в подарок и собрали лукошко земляники.

В гостях было очень весело. Мышата-близнецы оказались отличными парнями, а тетя Лана испекла великолепный сырный пирог. После обеда все вышли во двор. Тетя Лана мыла близнецам лапки в корыте с теплой водой. Тут Пик увидел на ветке старого дуба веревочные качели.

— Можно мне покачаться? — спросил вежливо Пик.

— Конечно-конечно! — запищали наперебой близнецы.

Пик быстро вскарабкался на дощечку и стал раскачиваться.

— Так здорово! Даже дух захватывает! Я буду качаться целый день! — крикнул Пик маме.

16. «Грязнуля»

Мышонок Пик очень торопился, он договорился с ежонком Егором вместе пойти на дальнюю лесную полянку собирать землянику. Пику не везло с самого утра: сначала Мышка-мама велела ему умыться.

«Кому захочется умываться, если только встал и не успел испачкаться?» — размышлял Пик, делая вид, что тщательно трет лапкой нос.

Пик позавтракал, сказал маме:

— Большое спасибо! — и выбежал на улицу.

Торопится Пик (нельзя же друга ждать заставлять, не смотрит на дорогу. А на тропинке луж полно: вчера дождик прошел теплый-теплый. Грибной. Спешит Пик: только брызги летят в разные стороны. Нужно Пику через ручей перебраться, а он разлился после дождика — не перепрыгнуть. Смотрит Пик — лежит поперек ручья старая самоварная труба. Нырнул в нее догадливый мышонок и, как по тоннелю, перебрался на другой берег. Смотрит, а Егор его уже ждет.

— Привет, Егор! — кричит ему мышонок.

Смотрит на него Егор и не узнает — стоит перед ним кто-то грязный и лохматый.

— Это я — Пик, — пискнул мышонок.

— Давай ты сначала умоешься, — сказал ежонок, — а по

том мы пойдем.

17. «Букет»

Степашка вприпрыжку возвращался с речки. Он замечательно провел день, купаясь и загорая. Солнышко ласково светило. Деревья весело шелестели листьями вслед зайчонку-непоседе. От удовольствия Степашка даже напевал. Он решил пойти дорогой, которая вела вдоль опушки леса, там рос вкусный щавель. Зайчонок уже добрался до нужного места, как вдруг заметил очень красивые цветы.

«Вот было бы здорово подарить эти цветы Зайчихе-маме, как частичку своего солнечного настроения!»

Степашка нарвал красивый букет и уже собирался бежать дальше, как вдруг увидел незнакомую Зайчиху. Она нахмурилась, покачала головой и сказала:

— Ты очень невоспитанный! Ты оборвал все мои цветы!

18. «Любопытный мышонок»

На лесной опушке стояли маленькие домики. Мышонку Пику всегда было любопытно: кто живет в этих домиках? Он несколько раз подходил поближе, чтобы получше увидеть, кто будет в домики входить или выходить. Но никого разглядеть не мог. Только было слышно, как кто-то гудит там внутри.

Однажды мышонку стало так любопытно, что он не вытерпел, подкрался к одному из домиков и прислушался.

Никого, только слышно:

— Ж-ж-ж.

«Странно, — подумал Пик, — ни окошек, ни дверей, только узенькая щелочка в домик ведет, кто же может там быть?»

Огляделся он по сторонам. Глаз прищурил, старается внутрь заглянуть, но ничего не видно: темно. Лапка не лезет. Пик осторожно просунул хвостик.

«Что же там, внутри?»

Вдруг в домике все загудело — и: — Ой-ой-ой! — кто-то больно укусил мышонка за хвостик.

— Да это же пчелы! — догадался Пик и бросился бежать.

Дома Мышка-мама приложила к хвостику лист подорожника и завязала кусочком бинта. Пик обещал никогда больше близко не подходить к ульям.

Грустный, брел он по тропинке. Навстречу ему вышел ежонок Егор. Он заметил, что хвостик у мышонка завязан бинтиком. «Тебе больно»? — посочувствовал Егор.

Блоки нежелательных и формируемых ответов

Нежелательные ответы Формируемые, желательные ответы

1. БАРАБАН

Нет, я буду барабанить Ладно, я поиграю потом.

2. МАЛЕНЬКИЙ МЫШОНОК

Нет, я большой! Я расскажу маме! Пожалуйста, примите меня в игру. Я поиграю с другими.

3. ПОДАР0К

Я все равно приду. Ладно, как скажешь.

4. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Сам такой. Пожалуйста, не говори так.

5. ЧЬИ ЯБЛОКИ?

Нет, ты не выиграл! Давай сыграем еще раз.

6. КУСОЧЕК СЫРА

Почему ты отдала ему? Я тоже хочу. Я достану другой. Ладно, мне достанется в следующий раз.

7. САМЫЙ БОЛЬШОИ ГРИБ

Ну и что? Я дам тебе вкусных ягод.

8. ГРИБНИКИ

Ты плохой! Ничего, я сделаю тебе новую.

9. МАМА

-ДОКТОР

Я не буду! Ладно, спокойной ночи.

10. ВОЗДУШНЫИ ЗМЕИ

Ну и что? Я больше не буду так делать.

11. РЫЖИК

Ну и не надо! Но ведь ты научишь меня.

12. СЛОМАННАЯ КОРЗИНКА

АЯ КОРЗИНКА

Я хочу, чтобы ты починил!

Почему? Я сам попробую ее починить. Я сбегаю домой за другой корзинкой.

13. САМОКАТ

Нет, не отдам. Не получишь самокат! Пожалуйста, дай мне покататься. Я верну его тебе.

14. НЕПОСЛУШНЫЙ БЕЛЬЧОНОК

Нет, я не буду спать! Я больше не буду так делать.

15. КАЧЕЛИ

Я накажу тебя. Ты покатаешься в другой раз.

16. ГРЯЗНУЛЯ

Я чистый. Я вымоюсь, и мы пойдем.

17. БУКЕТ

Ну и что? Я больше не буду рвать. Я куплю семян и посажу новые.

18. ЛЮБОПЫТНЫЙ МЫШОНОК

А как ты думаешь? Все будет в порядке.

Использовала при подготовке психокоррекционной Программы «Общение» (автора не помню, но постараюсь найти в черновиках)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *