Расцвет византийской империи

Расцвет и падение Византийской империи

С конца IX в. начинается расцвет средневековой Византии, продлившийся с небольшими перерывами до начала XIII столетия. Пределы империи в основном ограничивались Балканами и Малой Азией, но и в этих рубежах она оставалась одним из сильнейших государств Европы. Пора могущества Византии стала и эпохой культурного подъёма.

В это время продолжают развиваться и расти старые города, прежде всего Константинополь. Афины и Коринф, пострадавшие от нашествий варваров в VI—VIII вв., вновь возрождаются. Изгнанные некогда славянами жители побережья Адриатики возвращаются в родные места и вместе с пришельцами строят новые городские центры — Сплит, Задар и др. Городов в Византийской империи становится всё больше, а многие из прежде малозначащих превращаются в крупные центры ремесла и культуры.

Ремесло

В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому. Раскопки в византийских городах показывают, что в XI—XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5—10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император. Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.

Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры. Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти. В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шли-фовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполне-нием, богатством красок, несомненным художественным мастерством. Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы.

Изделия из разноцветного стекла весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях — для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X—XIII вв. оставалось на высоте. Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия — от бусины до сосуда.

Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика — творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы, а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.

Ткани

По всей Европе славились также изделия византийских ткачей. Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с китайской цивилизацией, главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад. Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия.

На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые (шёлковая основа с металлическими нитями) ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров дрвенего Китая, но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых высот в златоткачестве — вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы — прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних технику изготовления пурпурных тканей — окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии.

Изобразительное искусство

X—XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

Главным в иконописи становится «лик» — изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося. Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием. В IX—XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

Падение Византийской империи

Между тем эпоха расцвета империи близилась к завершению. В XI в. из глубин Азии на запад устремились турки. К концу века они покорили большую часть малоазийско-го полуострова. Начиная с 1097 г. отчасти при помощи западных рыцарей-крестоносцев императоры из рода Комнинов вернули немало земель на вос-токе. С Комнинами связано новое возвышение Византии. Но союзники оказались опаснее прежних врагов: уже в XII в. они стали присваивать себе византийские земли. А в 1204 г., вмешавшись во внутренние распри ромеев, латиня не захватили и разграбили Константинополь. Многие шедевры культуры, святыни православного христианства были вывезены на Запад или безвозвратно утеряны.

Отныне на Востоке стало три императора. В бывшей столице утвердился вожак крестоносцев, государь Латинской империи. В Никее и Трапезунде обосновались знатные ромеи (византийцы), претендовавшие на имперское наследство. Возникли и другие независимые ромейские государства (крупнейшее — так называемый Эпирский деспотат на западе Балкан). В 1262 г. никейский император изгнал крестоносцев из Константинополя и возродил Византию. Однако новая империя, управляемая династией Палеологов, оказалась лишь тенью былого. Ещё процветали столицы соперничавших империй — Константинополь и Трапезунд, но большинство городов обеднело и пришло в упадок. Ремесло почти остановилось в своём развитии, даже восхитительные изделия ювелиров отставали от европейской моды, которую диктовали мастера Италии и Франции.

В то же время искусство империи в этот период её существования переживает завершающий подъём — финальный мощный аккорд византийской цивилизации. Правда, теперь преобладают малые формы. Даже воздвигнутые тогда дворцы знати сравнительно малы по размерам, зато богато и тщательно, с особым вниманием к деталям, отделаны. Монументальные мозаики на стенах храмов всё чаще уступают место деревянной иконе и фреске. Изображения становятся реалистичнее, лучше передавая чувства и наблюдения иконописца. В светской живописи ещё более, чем в иконописи, чувствуется стремление к реализму — влияние Предвозрождения, уже начавшегося в Италии.

Новая империя была слабее и беднее своей предшественницы. Не имела она и сильных союзников, которые защитили бы её от внешних врагов. В XIV в. упадок становится явным. На востоке, в Малой Азии, набрали силу турки под предводительством рода Османов. Они вторглись на Балканы и покорили здешние славянские государства. Вскоре настал черёд и Византии. В 1453 г., после долгой осады, турки взяли Константинополь. Последний император Константин XI погиб при защите города. В 1460-1461 гг. турки покончили с последними оплотами ромеев — крепостями Палеологов на Пелопоннесе и Трапезундской империей. Византия прекратила своё существование.

Когда достигла рассвета Византийская империя при Юстиниане? Какую территорию занимала? какие народы населяли? какова была государственная религия? как управлялась? какие цели ставили перед собой правители? каковы были их основные противники? какими достижениями прославилась?

Когда достигла рассвета Византийская империя при Юстиниане?
византийская империя в 527-565г достигла пика своего могущества при Юстиниане.
Какую территорию занимала?
Юстиниан вел большие завоевательные войны, и территория страны за время его правления неоднократно менялась. В 534 году под власть Византии попала территория северо-востока Африки, к середине 50-х годов этого века в орбиту влияния страны была включена Италия и остготы. В 553-м Юстиниан, воспользовавшись междоусобицами, овладел частью Пиренейского полуострова. Однако эти завоевания были очень неустойчивыми и постоянно подвергались натиску вестготов, лангобардов и прочих народов соседней империи.
Смотри карты в приложении.
Какие народы населяли?
Сирийцы, армяне, евреи и греки.
Какова была государственная религия?
Христианство
Как управлялась?
Императором. Власть исходила от Бога.
какие цели ставили перед собой правители?
захват соседних территорий.
каковы были их основные противники?
Народы в завоеванных территориях.
какими достижениями прославилась?
В первую очередь развитием культуры, науки, христианства.

Ребят, помогите! Когда достигла расцвета Византийская империя при Юстиниане 1

Расцвет Византии при Юстиниане (527—565 гг.)Наибольшего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане. Вот как он пришел к власти. Дядя Юстиниана, его звали Юстин, был бедным земледельцем. В поисках счастья Юстин явился в Константинополь, где проделал путь от солдата дворцовой стражи до ее начальника. А после смерти императора он был провозглашен владыкой империи. Не имея сыновей, Юстин объявил своим наследником племянника Юстиниана, которому дал блестящее образование.
Власть императора Византии была огромной: Юстиниан был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».
Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. В Западном Средиземноморье тогда безраздельно господствовали германцы. В упорных, кровопролитных войнах полководцы Юстиниана поодиночке разгромили всех противников и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской империи 2-3 вв.
Войны требовали денег. Резкое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе. Разъяренные толпы громили и жгли богатые дома и церкви. Пожары охватили весь город. Мятежники уничтожили списки налогов, открыли тюрьмы. Растерявшийся поначалу Юстиниан принял меры:
узнав, что толпы восставших собрались на ипподроме, он направил туда войска. Ипподром залило кровью десятков тысяч убитых. Мятеж был подавлен.
Юстиниан был ревностным христианином. По его приказу в столице был воздвигнут храм Святой Софии, ставший гордостью Константинополя и всей империи. Храм был увенчан огромным куполом, превосходившим купол Пантеона в Риме.
Юстиниан повелел, чтобы вся империя жила по одним и тем же законам. По его приказу были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. Те из них, что устарели, были отброшены. Лучшие ученые империи проделали колоссальную работу. В результате ими был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права (в него вошли и законы, изданные самим Юстинианом).
Законы провозглашали неограниченную власть императора. В одном из них было сказано: «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество императора».
На протяжении сотен лет в странах Европы изучали Свод гражданского права. Разрабатывая новые законы, интересовались тем, какие судебные решения могли быть вынесены во времена Траяна или Юстиниана при различных спорах между людьми (например, из-за наследства или при купле-продаже).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *