Равноправие и равенство

Содержание

Идеология равноправия рас и наций

В царской России народы и племена были бесправны и находились в состоянии крайнего экономического и национального угнетения. Узбеки, казахи, карелы, якуты и другие нерусские народности считались «инородцами»; многих называли обидными или искажёнными прозвищами, например: марийцев — черемисами, узбеков — сартами, ненцев — самоедами. По отношению к «инородцам» велась жестокая политика обрусения, местные языки и наречия преследовались. Господствующие классы сеяли рознь между народами, входящими в состав России, и таким путём стремились удерживать власть в своих руках.

Русский народ, которого провозглашали великодержавным, в своей массе тоже страдал от жестокой экономической эксплуатации со стороны аристократии, буржуазии, царя, помещиков. Аристократы культивировали легенду о «голубой крови» и «белой кости». Угнетатели всячески отгораживались от народных масс, считая их «низшими».

Великая Октябрьская социалистическая революция лишила эксплуататоров их власти. Народы России смогли вступить на путь широкого социально-экономического и культурного развития в составе многонационального государства. Началась консолидация народов СССР на основе ленинско-сталинской национальной политики.

По словам С. М. Кирова, «Сто пятьдесят народностей, говорящих на разных языках и населяющих нашу страну, действительно, по-настоящему почувствовали полное, решительнее освобождение и получили возможность принять непосредственное участие в великой государственной творческой работе»*.

* (С. М. Киров, Избранные статьи и речи 1912-1934, Госполитиздат, 1939, стр. 322.)

Под руководством Коммунистической партии и с помощью великого русского народа, как старшего брата, образовались союзные и автономные советские республики, автономные области и национальные округа. Это сильно способствовало на базе коренных социально-экономических преобразований поднятию материального благосостояния всех народов нашей Родины, глубоким изменениям быта, расцвету культуры — национальной по форме, социалистической по содержанию.

Прогрессивное развитие национальной культуры стало весьма ощутимым уже в течение первых лет советской власти: везде строились школы, быстро распространилась грамотность и письменность на «родных языках, развивались и поднимались на более высокий уровень национальная литература, искусство, музыка, создавались местные кадры научных работников. Ранее обречённые на постепенное вымирание, таджики, марийцы и другие окраинные народы царской России быстро шли по пути расцвета. Преодолевалась и ликвидировалась прежняя экономическая и культурная отсталость.

Последовательное проведение ленинско-сталинской национальной политики в жизнь народов нашего Отечества ознаменовалось историческим решением I съезда советских социалистических республик 30 декабря 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Таким образом, осуществились пророческие слова В. И. Ленина, сказанные им ещё в январе 1918 г.: «…я глубоко убежден, что вокруг революционной России все больше и больше будут группироваться отдельные различные федерации свободных наций. Совершенно добровольно, без лжи и железа, будет расти эта федерация, и она несокрушима»*.

* (В. И. Ленин, Соч., т. 26, изд. 4, стр. 436.)

Рост отдельных республик, областей, краёв показал способность всех народностей нашего Отечества развивать государственность, экономику и культуру.

«Раньше «принято было» думать,- пишет И. В. Сталин,- что мир разделён искони на низшие и высшие расы, на чёрных и белых, из коих первые неспособны к цивилизации и обречены быть объектом эксплуатации, а вторые являются единственными носителями цивилизации, призванными эксплуатировать первых.

Теперь эту легенду нужно считать разбитой и отброшенной. Одним из важнейших результатов Октябрьской революции является тот факт, что она нанесла этой легенде смертельный удар, показав на деле, что освобождённые неевропейские народы, втянутые в русло советского развития, способны двинуть вперёд действительно передовую культуру и действительно передовую цивилизацию ничуть не меньше, чем народы европейские»*.

* (И. В. Сталин, Международный характер Октябрьской революции, Соч., т. 10, стр. 243.)

Из прежних буржуазных наций у нас развились новые, социалистические нации. Равноправие наций и рас закреплено в советском законодательстве.

Статья 123 Советской Конституции гласит:

«Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения — караются законом».

В результате закрепления Конституцией крупнейших завоеваний советской национальной политики многочисленные народности в условиях построения социализма достигли дальнейших успехов в развитии экономики и культуры.

В качестве одного из многих примеров подъёма национальной культуры народов Европейской части СССР упомянем о развитии её у удмуртов, которых в царской России называли вотяками. В 1920 г. среди них было еще 80% неграмотных. С образованием Удмуртской АССР была создана национальная письменность на основе русского алфавита. Уже давно преподавание ведётся на удмуртском языке, а с первого класса изучается и русский язык. Все дети проходят обязательное семилетнее обучение. Удмурты читают на своём языке бессмертные труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, И. В. Сталина, лучшие произведения русской, украинской, белорусской, казахской художественной литературы. Столица г. Ижевск стал крупным промышленным и культурным центром: в нём много заводов, четыре высших учебных заведения, театры, филармония. В республике удмуртов организована широкая сеть библиотек, клубов и других культурно-просветительных учреждений. Успешно растут свои кадры научных и медицинских работников, учителей, инженеров и других специалистов.

В качестве другого примера укажем на развитие культуры у коряков, живущих далеко на северо-востоке Азиатской части СССР и образующих коренное население Корякского национального округа. В 1926 г. их было свыше 7 тыс. человек. Среди коряков различают две группы: кочевников-оленеводов и оседлых, занимающихся рыболовством, охотой на морского и сухопутного зверя, сбором клубней, ягод.

Социалистическая реконструкция преобразовала давние отрасли хозяйства у коряков, развились новые. Население объединилось в колхозы. В рыболовстве используется моторный флот вместо кожаных лодок — байдар. У оседлых коряков всё больше развивается овощеводство и молочное животноводство. Построены удобные дома, многие посёлки электрифицированы и радиофицированы. Разведение оленей поставлено на рациональной основе, осуществляется ветеринарный и зоотехнический надзор. Коряки-оленеводы постепенно переходят на оседлость. Создана письменность на основе русского алфавита, издаётся литература. В основу корякского литературного языка положен диалект чавчувенов — оленных коряков. Дети школьного возраста охвачены школой, для детей оленеводов существуют интернаты. Развёрнута широкая сеть медицинских учреждений. Выросли национальные кадры партийных и советских работников, учителей, техников, медработников.

Большинство союзных советских республик имеет свои академии наук. До Октябрьской революции на национальных языках выпускалась очень небольшая часть общего числа книг. Ныне в СССР печатание литературы ведётся на 120 языках, из них на 40 языках народов, которые до революции не имели письменности.

Вершин искусства достигли многие представители ранее бесправных народов СССР. Вдохновенные творения таких поэтов, как Джамбул, Сулейман Стальский, широко известны советскому народу. Песни Джамбула поются и на русском языке, его «Песни дружбы и гнева» переведены на иностранные языки. Советская культура проникает в демократические страны и способствует их прогрессивному развитию. Её дыхание чувствуется и в капиталистических странах.

Передовые учёные капиталистического мира всё сильнее используют достижения советской науки и убеждаются в плодотворности применения их на практике. В частности, в капиталистические страны проникают идеи творческого дарвинизма, там изучаются материалистические основы мичуринской биологии, ведётся борьба с идеализмом. В несравненно большей мере идеи, достижения и методы советской науки распространяются в странах народной демократии.

В Советском Союзе на мощной социально-экономической основе ведётся громадное строительство, осуществляемое по пятилетнему плану развития СССР, который принят XIX съездом КПСС. Все народы нашей Родины в дружном единении вносят в строительство свой вклад инициативного и беззаветного труда. Всё это обеспечивает постоянное расширение производства материальных ценностей, увеличивает благосостояние народных масс, поднимает их культурный уровень.

Коренные общественно-экономические преобразования на путях построения социализма происходят по великому примеру Советского Союза в подлинно демократических странах Европы и Азии. Там идёт переделка природы с целью извлечения максимального количества материальных ресурсов для потребностей народов. При братской помощи СССР разнообразными материалами и машинами в этих странах строятся плотины и каналы, ограждаются дамбами реки, насаждаются леса, возводятся новые электростанции и заводы, внедряются в производство наиболее передовые методы. Происходит подъём материальной и духовной культуры населения.

В Китайской Народной Республике проводятся в жизнь идеи ленинско-сталинской национальной политики. Яркий пример благотворности справедливой национальной политики представляет юго-западная провинция Юньнань, где, разделённые высокими горами, живут многие небольшие народности — мяо, таи и др. Прежние правительства, включая гоминдановское, преследовали эти народности, объявляли религиозными сектами, стремились стереть их национальные черты. Сейчас здесь диаметрально противоположная картина: коммунистическая партия и правительство нового Китая привлекают к развитию политической, общественной и культурной жизни все народности без исключения. Национальным меньшинствам даётся автономия управления. Дружно строится новая, счастливая жизнь трудящихся масс Китая без различия расы или нации.

Позабыв поражение гитлеровцев и не понимая обречённости на провал всех выступлений против страны социализма, правительство США ведёт ныне интенсивную подготовку к новой войне против СССР. Хозяева Уолл-стрита перестраивают на удовлетворение военных нужд всю экономику и жизнь своей страны, отводя в бюджете три четверти всех расходов на цели войны. Того же они требуют и от зависимых государств, в особенности от объединяемых Атлантическим пактом. Ещё не ликвидированы разрушения, причинённые второй мировой войной, например, в Англии, Франции, Италии, Бельгии, а львиная доля бюджета этих государств идёт уже на подготовку новой империалистической войны.

Империалисты США обирают народы Европы, Южной Америки и колониальных стран. Получая огромные барыши, заправилы Уолл-стрита стремятся с помощью продажной прессы создать впечатление о процветании американского народа. И. В. Сталин, говоря о США и зависимых странах, пишет: «Но было бы неправильно думать, что это «благополучие» может сохраниться «на веки вечные», что эти страны будут без конца терпеть господство и гнёт Соединённых Штатов Америки, что они не попытаются вырваться из американской неволи и стать на путь самостоятельного развития»*. Яркой иллюстрацией к этим словам может служить обострение экономических противоречий между США и Англией, а также другими странами.

* (И. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, Госполитиздат, 1953, стр. 33.)

Лагерю войны во главе с США противостоит лагерь мира — СССР и объединяющиеся вокруг него Китай, Польша, Чехословакия, Болгария, Румыния, Венгрия, Албания, Германская Демократическая Республика, Северная Корея, Монголия. Только в лагере мира успешно ликвидируются огромные разрушения, причинённые второй мировой войной. Больше того, там промышленность быстро достигает своего довоенного уровня и уже превосходит его.

Неудивительно, что в сознании народов всех капиталистических стран растут симпатии к Советскому Союзу, Китаю и народно — демократическим странам Европы. Растут симпатии к СССР также в Иране, Египте, Вьетнаме, Малайе и других странах, где народы ведут революционную борьбу за своё освобождение.

«Советское государство теперь уже не является одиноким островом, окружённым капиталистическими странами. Мы идём вперёд вместе с великим китайским народом, с многомиллионными народными массами стран народной демократии и Германской Демократической Республики. Нам сочувствует и нас поддерживает всё прогрессивное человечество. Вместе со всеми этими силами мы отстаиваем дело мира и дружбы между народами»*.

* (Г. Маленков, Отчётный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), Госполитиздат, 1952, стр. 108.)

Взращиваемые империалистами расистские теории сеют рознь и вражду между народами. Эту человеконенавистническую идеологию империализма побеждает всё шире распространяющаяся среди народов мира идеология равноправия рас и наций.

Равенство в отношениях

Вся психология отношений сейчас стремится к одному. К тому, чтобы помочь человеку осознать и принять простейший алгоритм счастливой жизни:

ЗДОРОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТСЯ НА УСЛОВИЯХ РАВЕНСТВА!

Если бы все вдруг это поняли, что является утопией, конечно, тогда в мире бы разом исчезли претензии и обиды, и мы бы просто учились жить друг с другом. Но пока все идет к обратному. К стремлению обыграть или к осознанному одиночеству. Что очень жалко, конечно, потому что жить вместе в любви — это кайф!

Я сейчас наблюдаю у женщин 30+ массовую тенденцию нивелирования роли мужчины до уровня «банка спермы». И вообще, до «банка», в финансовом и прочем отношении.

Женщина не хочет жить с мужчиной, она хочет его потреблять.

В частности, эмоционально. В ответ мужчина потребляет ее или уходит.

В корне этого лежит женское «ты мне должен». А если не дашь, то я лишу тебя чего-нибудь. Своего внимания, секса, ребенка или настучу на тебя (раньше было в партком, теперь в налоговую). Еще какое-то время назад, в поколении наших пап-дедов, это работало. У современных людей уже нет. Вот и получается, что женщина всеми способами пытается привязать мужчину, а у нее не выходит. Срывается с крючка! И ребенком его не возьмешь, и угрозами, и наращиванием всего, что можно нарастить… Все равно срывается, гад!

Как вы думаете, откуда сейчас так много магии? Привороты, отвороты, «расстановки» на то, чтобы замуж взял. Потому что другого пути не видят и даже мысли не допускают, что он есть. Нет здоровой модели в голове!

А в здоровой модели все просто. Надо понять, что ты не королева, и он тебе ничего не должен. И давать будет только если захочет дать.

А твоя задача быть такой, чтобы с тобой хотели жить и боялись потерять.

И чтобы давать тебе было бы счастьем. Когда женщина это понимает и задается вопросом: а какой же нужно быть, чтобы мужчина захотел быть с ней добровольно, без всяких условий и привязок, и действительно становится такой, все кардинально меняется. От желающих быть вместе, рожать с ней детей, строить жизнь отбоя нет.

И достигается это, кстати, не могу не сказать, не подстройкой и отказом от себя, а как раз наоборот. Это приходит, когда ты убираешь все крайности и живешь счастливо в моменте.

Это стратегия Win-Win (двойной выигрыш), когда и тебе хорошо, и мне хорошо.

  • Когда я не жертвую собой, и не убиваюсь в быту, и на работе ради твоего блага, но и не требую этого от тебя.

  • Когда все проблемы решаются сразу и никто не накапливает обид.

  • И когда, не усугубляя трудности, ты все-таки по умолчанию готов дать столько поддержки, сколько необходимо другому, прекрасно понимая, что завтра, когда эта поддержка потребуется тебе, ты ее попросишь, и тебе ее тоже дадут.

Ну и по мелочам… красивый секс по потребностям и взаимные нежности каждый день. Вот это примерно то, что я называю равенством. А вы?

Что такое равноправие между мужчиной и женщиной

Равноправные отношения между мужчиной и женщиной – все еще редкость. Для многих равноправие между полами и вовсе воспринимается как миф, поскольку оно не сочетается с привычными шаблонами о роли мужчины и женщины в отношениях и семье. Более того, зачастую само понятие равноправных отношений искажается. Построить такие отношения можно, но стоит понимать, что подходят они не всем.

Равноправные отношения — это партнерские отношения, в которых мужчина и женщина отказываются от своих предубеждений о том, как все должно быть в семье, любые вопросы решают вдвоем, обо всем договариваются на равных.

И у мужчины, и у женщины есть свои планы, свои убеждения, свое видение отношений. Но равноправие означает, что люди договариваются обо всех аспектах семейных отношений, а потом живут по этим договоренностям.

Каждый должен четко понимать: за любыми партнерскими отношениями стоят не только равные права, но и обязательства

Важно и то, что равный брак возможен в том случае, когда социальный статус, а также вложения партнеров примерно одинаковы.

Равноправие противостоит понятию традиционной семьи, где мужчина и женщина советуются друг с другом, но окончательное решение по основным вопросам принадлежит мужчине. В традиционных отношениях имеется вертикаль власти, равноправные отношения строятся по принципу демократии.

Равноправие в отношениях — это равные права и возможности

Когда возможно равноправие

«Равноправие» звучит красиво, но в реальности все может быть сложнее. Партнеры должны уметь договариваться, а для этого нужно не только говорить самому, но и выслушивать другого, не перебивать, сдерживать свои эмоции. Нужно уметь придерживаться правил и договоренностей, а для этого человек должен иметь внутреннюю дисциплину. Не каждый готов выстраивать такие отношения.

Возможность партнерства зависит от того, есть ли у партнера умение и желание быть дисциплинированным и ответственным:

  • если женщина привыкла обижаться, давать волю эмоциям, то выстроить с ней партнерские отношения невозможно;
  • если мужчина привык все решать сам, не умеет выслушивать, не готов советоваться с женщиной и принимать ее мнение во внимание, то партнерство невозможно.

Если речь идет о семье, то равноправие в партнерских семьях касается даже детей: родители, которые выстраивают между собой равные отношения, стараются также выслушивать и мнение ребенка.

Равноправие возможно между людьми с внутренней дисциплиной

Кому не подходят партнерские отношения

Равноправие означает равные права и возможности у обоих партнеров. Партнерские отношения не подойдут тем, кто привык к традиционным отношениям. Например, равноправие предполагает, что семейные расходы делятся поровну. Если мужчина и женщина живут на принципах равенства, то в общий бюджет они должны вкладывать одинаковую сумму. Хорошо, если зарплата у обоих партнеров примерно на одном уровне. Но если зарплата женщина в два, три, а то и более раз меньше зарплаты мужчины, то ей придется вложить половину своей заработной платы, тогда как ему — только небольшую часть.

Партнерские отношения подходят не всем

Таким образом, партнерские отношения могут быть не очень выгодны, когда у мужчины и женщины разный социальный статус. Не устроят они и людей, которые зависимы от партнера. Например, женщина рассчитывала в браке быть домохозяйкой, а мужчина, который предпочитает партнерские отношения, предполагает, что и она будет работать.

Партнерский тип отношений не подойдет эмоциональным людям без внутренней дисциплины: такие люди попросту не смогут длительное время придерживаться договоренностей

А вот кому идеально подойдет партнерство, так это людям, которые хотят быть уверены, что их интересы будут защищены договоренностями. Привлекательны они для женщин, который строят карьеру, ведут активный образ жизни и не хотят быть ограничены тесными семейными рамками.

Партнерские отношения могут не подойти людям с разным социальным статусом

Как построить равноправные отношения

  1. Учитесь разговаривать друг с другом. Не начинайте разговоры с обид и претензий, иначе в ответ произойдет или защитная реакция, или нападение, что приведет к взаимным разбирательствам и ссорам. Чтобы избежать этого, перед разговором настройтесь на позитивный дружественный лад. Сдерживайте свои эмоции, старайтесь не нападать на партнера.
  2. Начинайте диалог с конструктивного предложения. Постарайтесь спокойно и доходчиво объяснить, что именно вас не устраивает и как бы вы хотели изменить текущую ситуацию. Супруг или партнер не должен чувствовать давление. Если диалог будет позитивным и доброжелательным, то партнер сам пойдет вам на встречу. Эти правила распространяются на любые темы: распределение домашних обязанностей, деньги, воспитание детей.
  3. Работайте над внутренней дисциплиной. Никакие равные отношения невозможны, если человеком руководят эмоции, а не разум. Если человек привык срываться на крик, раздражаться, обижаться, то с ним сложно вести конструктивную беседу – любые разговоры и обсуждения обязательно перейдут в конфликт. Поэтому работайте над собой, чтобы уметь сдерживать эмоции и жить разумом. Запретите обидам вмешиваться в обсуждение семейных дел. Вместо высказывания претензий, научитесь доходчиво объяснять – как сделать лучше для семьи.
  4. Распределяйте домашние обязанности. Чтобы ведение домашнего хозяйства не стало причиной раздора, грамотно распределите домашнюю работу. Достигается это также открытым обсуждением. В партнерских отношениях не должно быть установки, что домашнее хозяйство — только женское дело.

Залог здоровых партнерских отношений — умение разговаривать

Равноправные отношения — это не только равный заработок, но и взаимное уважение партнеров, общие культурные ценности и интересы. Главное — открытость и готовность обсуждать любые проблемы.

Равенство и равноправие

Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпадение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дискриминации по любым основаниям. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закрепления гарантий равенства и равноправия.

Равенство — основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любую дискриминацию. Этот принцип, провозглашенный в ходе демократических революций XVII — XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению было признано в качестве императива правового государства.

Закрепление принципа равенства в конституционном документе впервые было осуществлено в США, где в Декларации независимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы равными». С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и закрепляется в самом начале любой демократической конституции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) говорит о равенстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» (ст. 1).

Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, г. е. формальное, равенство между людьми.

Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по сути своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопический и противоестественный характер. Она неизбежно становится знаменем массового насилия и в то же время ведет людей к уравниванию в нищете. В некоторых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призвано смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в понятие социального государства. Принцип равенства и равноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего устанавливается, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обязанности, подходили бы к различным людям или группам населения с различной меркой. Смысл формального равенства состоит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реализация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свободы человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможению общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей.

Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, то есть каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.

Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независимость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчерпывающем («и других обстоятельств»), особенно важен запрет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной страной с пока еще напряженными межнациональными отношениями. Актуален запрет дискриминации по соображениям происхождения.

Это исключает возможность лишать кого бы то ни было каких-либо прав и свобод в связи с тем, что данное лицо не относится по рождению к «самому передовому классу». Тем самым признается, что все классы и социальные группы по своей роли в обществе находятся в равном положении, и не может быть речи о социальном превосходстве или, наоборот, социальной униженности какого-либо лица. В такой же мере важен запрет дискриминации по соображениям убеждений, который защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих мнений на «правильные» и «вредные».

Равенство, равноправие и запрет дискриминации лежат в основе многих конституционно-правовых институтов. Ими определяется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, политических партий и общественных объединений, деятельность органов местного самоуправления.

Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, например, необходимы для участников Великой Отечественной войны, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с работой, и др. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости. Совсем другими были привилегии номенклатуры в тоталитарном государстве, которые скрывались от общества и служили формой подкупа высшего чиновничества.

Конституция России отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представители феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенства с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ женщин к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, трудоустройству, а также удовлетворению других социальных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г.). Протокол предоставляет специально созданному Комитету право принимать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.

Глава 11. Личные права и свободы

Эти права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина.

Большинство из них носят абсолютный характер, то есть являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20—9 Конституции РФ.

Личные права человека принадлежат ему от рождения и составляют основу его статуса на протяжении всей жизни. К этим правам относится прежде всего право на жизнь и свободу, а также ряд прав и свобод, вытекающих из этого основного права (свобода мысли и вероисповедания, равенство, достоинство, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, собственности, безопасность, сопротивление угнетению). Эти права выражают естественное состояние человека и его жизненные устремления, охрана которых составляет обязанность государства.

Идея неотчуждаемых (неотъемлемых, естественных) прав была выдвинута просветителями XVII—VIII веках в ходе борьбы против феодальных монархий. Впервые она была выражена в Декларации независимости США (1776 г.): «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Несколько позже Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) провозгласила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». Обе эти декларации, сохраняющие конституционное значение в своих странах, оказали огромное воздействие на конституционное развитие во всем мире. Неотчуждаемые права легли в основу концепции прав человека, определившей содержание ряда важнейших документов ООН (Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека и др.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) установила: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Аналогичные нормы включены в конституции всех демократических государств.

Какова разница между равенством и равноправием?

Олег Герт 8705 год назад Практикующий психолог. Онлайн-консультации, коучинг, терапия: vk.com/psyholog_Oleg_Gert Пользователю можно задать вопрос

И филологически, и фактически разница одна: равноправие — единые возможности, а равенство — единые результаты.

Скажем, при поступлении на юрфак, если Вы — сын прокурора города, а я — нет, то мы неравноправны (не по закону, а по факту). Но, если оба поступили — то равны.

Один из ключевых манипулятивных приёмов любой власти — декларирование равноправия, то есть равных возможностей. Манипуляцией это является потому, что в реальности никакого равноправия никакая власть обеспечить не может и даже не будет пытаться. Декан юрфака может сколько угодно заявлять на голубом глазу об открытых дверях его факультета для всех, но Ваши шансы на поступление, как прокурорского сына, на порядок выше моих: Вы должны быть коллекционным дебилом, а я — суперменом, чтобы занять Ваше место )

Поэтому мудрая власть не декларирует равноправие, а посильно заботится о равенстве — то есть о возможном единстве результатов. То есть под меня и таких, как я, сделают дополнительные бюджетные места, организуют курсы подготовки для непоступивших, с прицелом поступить на следующий год и т.д. И тогда уже мне надо быть дураком, чтобы при такой заботе в итоге не поступить ) А о Вас можно не заботиться — Вы и за деньги отучитесь, если что…)

Олег Гертотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 3 -1>Юридический словарь

Равноправие

— один из конституционных принципов положения человека и гражданина в РФ, специально закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, которая гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Кроме того, Конституция определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Исходя из Конституции РФ, можно выделить несколько аспектов Р.: человека с человеком; женщины и мужчины (Р. полов); национальное Р. Во многих аспектах можно также говорить о Р. независимо от государственной принадлежности (российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства), поскольку многие права и свободы гарантируются в Российской Федерации любой личности (это отражается в упомянутой формуле «все равны перед законом и судом», а также в словах «каждый имеет право», «каждому гарантируется», которые используются в некоторых конституционных нормах). Не следует путать Р. и фактическое равенство. С помощью норм права в целом и конституционного права можно гарантировать именно Р., т. е. равное положение любой личности перед законом, равные права, свободы и обязанности. Фактическое же равенство или неравенство людей в жизни зависит от их материального положения, занятий, сознания, психологии и т. д. Более того, многие конституционные нормы составлены с учетом возможного фактического неравенства людей или не исключают его возникновения. Например, из закрепления за каждым права частной собственности, свободы предпринимательской деятельности (ст. 26-27 Конституции РФ) вполне следует допускать разные размеры личного богатства людей, социальное расслоение общества. Но дело именно в том, что Конституция дает любому человеку равные возможности реализации указанных прав и свобод, а уж кто как их использует — зависит от конкретного индивида. Но добившись какого-то материального благополучия, человек не может использовать его в ущерб другим. Поэтому Конституция и гласит, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан, в частности, по признакам социальной принадлежности. Идея Р. проходит прямо или как бы в виде фона по нормам конституционного и других отраслей права. Прежде всего это выражается в наделении граждан одинаковым объемом соответствующих прав, свобод и обязанностей; если вводятся ограничения, они одинаковы для всех; гарантии реализации прав, свобод и выполнения обязанностей — тоже равны. Повышенное внимание законодательства к отдельным категориям лиц (дети, инвалиды, ветераны и др.) является не нарушением принципа Р., а проявлением социальной природы Российского государства. (С. А.)

Смотреть значение Равноправие в других словарях

Равноправие — равноправность
равенство
паритетность
Словарь синонимов

Равноправие — равноправия, мн. нет, ср. Обладание одинаковыми правами с кем-чем-н., наличие у всех одинаковых прав. граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях……..
Толковый словарь Ушакова

Равноправие Ср. — 1. Обладание одинаковыми, равными правами.
Толковый словарь Ефремовой

Равноправие — — важнейший принцип социально- политического устройства и функционирования демократического общества и государства, в соответствии с которым все граждане данной……..
Политический словарь

Мужчин И Женщин Равноправие — — см
РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН.
Экономический словарь

Национальное Равноправие — — конституционный
принцип, означающий: 1)
равноправие граждан одного государства независимо от их национальности (см. РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН), а т.ж.
равенство……..
Экономический словарь

Равноправие — -я; ср. Обладание равными, одинаковыми с кем-, чем-л. правами, равное положение, равенство (2 зн.). Национальное р. Р. мужчин и женщин. Р. перед законом. Основываться на принципах равноправия.
Толковый словарь Кузнецова

Равноправие Граждан — — один из основополагающих принципов
конституционализма и элементов демократии, означающий официально признаваемое
равенство граждан (подданных) перед
……..
Экономический словарь

Равноправие Субъектов Рф — — один из важнейших конституционных принципов федеративного устройства РФ. В соответствии с п. 4 ст. 5 Конституции РФ все
субъекты РФ равны между собой во взаимоотношениях……..
Экономический словарь

Равноправие — официально признанное равенство граждан (подданных) передгосударством, законом, судом; один из существенных элементов демократии.Реальность равноправия характеризует……..
Большой энциклопедический словарь

Равноправие — — официально признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом, один из существенных элементов демократии.
Исторический словарь

Гендерное Равноправие — Равноправие мужчин и женщин перед законом. не следует путать с гендерным равенством. — это один из путей достижения гендерного равенства. требует создания правовых……..
Психологическая энциклопедия

Равноправие — важнейший принцип демократического государства, в соответствии с которым все граждане имеют одинаковые права, равный правовой статус (права и обязанности) ……..
Социологический словарь

Равноправие Граждан — – официально признаваемое равенство граждан перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо……..
Социологический словарь

РАВНОПРАВИЕ — РАВНОПРАВИЕ, -я, ср. Равноправное положение, равенство (во 2 знач.). Р. граждан.
Толковый словарь Ожегова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *