Разбойника благоразумного

Рах, благоразумный разбойник. Икона.

Рах, благоразумный разбойник. Икона. Вторая половина XVI века. Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль»

Рах – разбойник, который был распят на Голгофе вместе с Христом. На кресте он уверовал в мессианство Иисуса. И за веру свою был удостоен царствия небесного.

Статья Пелевина Ю.А.:

Вместе с Иисусом Христом на Голгофе были распяты, как известно, два злодея-разбойника. В апокрифическом Евангелии от Никодима названы их имена. Нераскаявшегося разбойника, находившегося слева от Спасителя, звали Гестас. А другой, благоразумный разбойник по правую руку от Христа назван Дисмасом. В средневековой византийской древнерусской традиции благоразумного разбойника именуют Рахом. Евангелист Лука свидетельствует: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону». Один из них «злословил Иисуса», говоря, «если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки. Глава 23, Стихи 39-43.). Так и случилось по слову Господнему. Евангельский текст весьма поучителен: очень грешный человек может получить вечное спасение даже в последний момент перед смертью, если раскается (Аристид Философ. Слово о благоразумном разбойнике. // Барсов Н. Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди. // Христианское чтение, издаваемое при Санкт-Петербургской Духовной Академии. Ч. I. 1887. С. 399-405.). Существует позднее народное предание, что именно благоразумный разбойник спас жизнь Богоматери и Младенцу Иисусу по дороге в Египет, когда слуги Ирода убивали всех младенцев в Иудее. На дороге в город Мисир на Святое семейство напали грабители намерениями. Но праведный Иосиф имел только осла, на котором сидела Пресвятая Богородица с Сыном, и пожива была невелика. Один из разбойников уже схватился за осла, но, увидев Младенца Христа, удивился необычайной красоте ребенка и воскликнул: «Если бы Бог взял Себе тело человеческое, то не был бы красивее этого дитя!» И повелел этот разбойник своим сотоварищам пощадить путников. И тогда Пресвятая Дева сказала столь великодушному разбойнику: «Знай, что этот младенец наградит тебя хорошо, за то, что ты его сохранил сегодня». Этим грабителем был Рах. Другое предание иначе передает встречу благоразумного разбойника со Святым семейством. У Е. Поселянина эта легенда описана так: «Схваченные разбойниками, путники были приведены в их притон. Там лежала больная жена одного из разбойников, имевшая грудного младенца. Болезнь матери тяжело отзывалась на ребенке. Тщетно силился он высосать каплю молока из ее истощенной груди. Богоматерь увидела страдания ребенка, терзания несчастной матери. Она подошла к ней, взяла младенца к себе на руки и приложила его к своей груди. И от таинственной капли, проникшей в увядающий телесный состав, мгновенно жизнь вернулась в зачахшего ребенка. Щеки оживились румянцем, глаза заблестели, полутрупик превратился опять в веселого цветущего мальчика. Таково было действие таинственной капли. И в этом мальчике осталось на всю жизнь воспоминание о чудной Жене, у персей которой он, умирающий, исцелился. Жизнь не была к нему добра; он пошел проторенной его родителями дорогой преступления, но жажда духовная, стремление к лучшему никогда не оставляло эту загубленную жизнь. (Поселянин Е. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. – М: АНО Православный журнал «Отдых христианина», 2002. С.40.).Разумеется, этим младенцем оказался Рах. Земная история благоразумного грабителя и его посмертная судьба были близки русскому простонародью, потому иконы его имели достаточно широкое распространение по сельским приходским церквам. Раха всегда писали в рост с большим восьмиконечным крестом, либо идущим на Голгофу, либо уже пребывающем в раю. Публикуемая икона происходит из церкви Толгской иконы Божией Матери в Ростове. Святой босяком стоит перед райскими вратами, которые отворяются с помощью обыкновенного дверного кольца, такого же как в деревенских избах. На нём белые крестьянские порты, выполненные светлой охрой с чёрной окантовкой. Лицо Раха и его обнаженное тело выписано с подчеркнутой мускулатурой. А ребра исполнены светло-коричневыми цветами с высветлениями. Это образ русского мужика, доступный и понятный отечественному крестьянскому люду. Пелевин Ю.А.

Общая информация

Часовня святого Дисмаса находится в столице Хорватии. Аккуратная часовенка располагается в нижней части Загреба на площади Каптол, напротив школы Мирослава Крлеже.

Дисмас был одним из распятых на кресте вместе с Иисусом Христом. Дисмас вел неправедную жизнь — был разбойником, но перед казнью он попросил у Христа отпущения грехов и покаялся. По библейским сказаниям, Иисус ответил ему, что Дисмас вместе с ним попадет в рай после смерти. После этого в христианстве принято считать святого Дисмаса покровителем приговоренных и заключенных, раскаивающихся в своих деяниях.

Ввиду своего сомнительного рода занятий при жизни, строительство часовни в честь святого Дисмаса вызвало замешательство среди христиан. Называть часовню именем разбойника казалось жителям Загреба не самой лучшей идеей. Однако местный архиепископ убедил народ тем, что Дисмас является единственным святым, который, согласно библейскому писанию, точно получил прощение и попал в рай.

Стены часовни окрашены светло-желтой краской, а зеленый купол с крестом завершает крышу часовни. На фасаде изображены три креста, каждый из которых является символом одного из распятых в тот день. Здесь изображен крест Иисуса, Дисмаса и его напарника Гестаса, который не раскаялся в грехах перед казнью.

Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.)

Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе. Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю (Лк 23. 39-43).

Благоразумный разбойник изображается обнаженным по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб, обязательным атрибутом является орудие мученичества — крест. В визант. искусстве он представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни 2 разбойников (наиболее раннее — на иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), и «Страшный Суд», где изображен в картине рая возле (или позади) восседающей на троне Богоматери (напр., в мозаичной композиции в ц. Санта-Мария Ассунта на о-ве Торчелло (Италия), ок. 1130; на фресках в костнице Бачковского мон-ря (Болгария), кон. XII в., и др.).

Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля
Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля

Изображения Благоразумного разбойника в древнерус. искусстве более многочисленны и разнообразны. Наряду с «Распятием» и «Страшным Судом» распространение получили расширенные композиции «Воскресение — Сошествие во ад» (известны не позднее нач. XVI в.), в к-рых иллюстрировались апокрифические сочинения («Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад», приписываемое Евсевию, еп. Александрийскому, или сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому, сказание «О разбойнице, иже со Христом пострада» и др.), описывающие пребывание Благоразумного разбойника в раю: где у врат огненный херувим преграждает ему вход, во время его беседы с пророками Илией и Енохом, среди святых. Каждый из представленных эпизодов обычно сопровождается надписями из текста иллюстрируемого апокрифического источника (напр., пространные надписи на иконе из собрания ГРМ, XVII в.). Образ «Б. р.» широко употребляется в гимнографии (см. в статьях Блаженны, Великая пятница), поэтому бытовали также изображения, в основе к-рых лежат гимнографические сочинения — среди них четырехчастные композиции на текст тропаря из воскресного канона прп. Иоанна Дамаскина (глас 4) « «, восходящие к «Четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля (1547). В таких памятниках Благоразумный разбойник изображается рядом с Иисусом Христом в правом верхнем клейме, иллюстрирующем слова: « » (см. также композиции «О тебе радуется», «Величит душа моя Господа» и др.).

Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы «Страшный Суд» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ)
Лоно Авраамово. Благоразумный разбойник. Фрагмент иконы «Страшный Суд» из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ)

Широкое распространение на Руси получила традиция помещать образ Благоразумного разбойника на сев. дверях алтаря, ведущих в протесис (жертвенник храма), что обусловлено как символическими толкованиями храмового пространства, вост. часть к-рого связана с представлениями о рае, так и преданием о том, что разбойник был распят на Голгофе по правую руку Спасителя. Белый фон дверей или атрибуты райского сада (цветы, птицы, растительные побеги) служат указанием на пребывание Благоразумного разбойника в раю. Как правило, эта иконография встречается как самостоятельный сюжет, но может появляться и среди сцен притчевого характера, восходящих к текстам Патериков и Прологов (напр., сев. алтарная дверь, 1554, из ц. св. Саввы Освященного в Москве, вклад Семена Андреева). Отмеченное исследователями широкое распространение сев. дверей с композицией «Б. р.» в среде старообрядцев, возможно, объясняется их перемещением из патриарших церквей в старообрядческие после реформ Патриарха Никона. Однако в сер. XIX в., в период активной конфискации икон у старообрядцев, подобные изображения зачастую воспринимались как плод «раскольничьего мудрования».

Лит.: Блинов Н. Благоразумный разбойник // Тр. Вятской учен. архив. Комиссии, 1913 г. Вятка, 1913. Т. 1/2. Смесь. С. 129-132; Модестов Н., свящ. Об иконе «Благоразумного разбойника»: (К истории древнерус. иконографии) // Там же, 1916 г. Вятка, 1916. Вып. 1/2. С. 96-104; Талин В. Об иконе «Благоразумного разбойника» // ЖМП. 1959. № 7. С. 60-64; Пуцко В. Г. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерус. изобразительном искусстве // ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 407-418.

Н. В. Пивоварова

Образ романтического благородного разбойника – довольно распространен в литературе. Обычно, это люди, которые, по какой-либо причине становятся в обществе не нужными. Их предают друзья и близкие, от них отворачиваются знакомые, и они ничего не могут добиться законным путем, так как закон, в таких случаях несовершенен. Повесть Пушкина именно о таком человеке, и, прочитав ее, каждый начинает задумываться, а почему Дубровский стал разбойником?

Хотел ли Дубровский такой доли для себя?

Судьба человека очень часто может измениться в зависимости от обстоятельств. И, наверняка, молодой корнет не подозревал того, что с ним случится. Он воспитывался в знаменитом Петербургском корпусе кадетов, продолжил военную службу и добился бы многого. Если бы не случай.
В родном имении происходит несчастье: его старый отец ссорится с другом и заболевает. Владимир ни минуты не раздумывая едет к нему. По дороге он узнает о всех трагических событиях, а после смерти отца совершает поступок, достойный романтического героя: сжигает поместье и отправляется в лес. Его окружают крестьяне, которым также не по душе несправедливость и власть денег. Их преданное отношение к Дубровскому создает в разбойничьей шайке определенные правила, которым подчиняются все.
Все члены шайки понимают свою безысходность и то, что их ждет в будущем. Поэтому они грабят и сжигают поместья, с каждым случаем ужесточая свои поступки. Но имение Троекурова Покровское мужики не трогают: там живет Маша, которая стала для Владимира близкой и родной. Он ее полюбил и отказался от мщения, но остановить беспредел своих товарищей он уже не в силах.

Причина перевоплощения

Офицер с блестящим будущим превращается в разбойника. Пусть справедливого, но разбойника. И причины кроются не только в нем самом. Да, он смелый, решительный, отчаянный даже. А вокруг него насквозь прогнившее общество. Благородный разбойник Владимир Дубровский потерял всякую веру в закон и справедливость. Он начинает действовать своими методами, но даже в этом случае, он сохраняет моральные принципы. Его образ разбойника намного чище и выше этих высокопоставленных чиновников и самодуров помещиков.
Но, испытывая симпатию к своему герою, Пушкин раскрывает настоящую иронию такого перевоплощения: став разбойником, Владимир влюбился в дочь своего врага. Он отказался от мести. Получается, что все его поступки, совершенные ранее, были напрасны. Его поведение объяснить можно попытаться, но вот оправдывать его действия нельзя никоим образом. Он преступил закон, и каким бы Дубровский героем для своих крестьян не был, он преступник. Он совершил убийства, доведя события до кровавой бойни в конце повести.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    В каком году было закончено произведение А. С. Пушкина «Дубровский»?

    • 1830;
    • 1833;
    • 1836;

Начать тест(новая вкладка)

Это событие в Diablo III, в котором могут принять участие Герои 60+ уровня.

Начинается оно в Новом Тристраме в Обители еретика, что сразу за Братом Малахия, целителем.

  • для прохода необходимо сломать заколоченную дверь

Для старта эвента необходимо:

  • Иметь на аккаунте Diablo III
  • Персонаж 60+ уровня
  • Начать игру в режиме приключений или выбрать задание из Акта 1: 10. Возвращение в Новый Тристрам
  • Играть на уровне сложности Истязание или выше
  • Наличие n-ного количества машинок.

Каждое Адское устройство открывает портал в различные Царства:

— В царстве раздора Магда и Леорик, в Царстве хаоса Кхом и Раканот и в Царстве раздора Золтун Кулл и Штурмовой зверь.

По сложности боссы напоминают Диабло на уровне Пекло. Некоторые их умения стали мощнее, а сами боссы научились новым приемам

Награды:

Наградами за убийство боссов служат их части: Извивающийся позвоночник (за победу над Леориком и Магдой), Клык дьявола (за Кхома и Раканота) …..

  • Всем нефалемам, участвующим в убийстве босса, выпадает равное количество реагентов.

Интересные факты:

  1. Если Герой(и) погибнет от руки босса — битву можно начать сначала, открытый портал никуда не исчезнет
  2. Один портал нельзя использовать дважды за одну игру.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *