Ребенок молиться

Поделиться

Как научить детей молиться? Со взрослыми все понятно — утренние, вечерние правила, Евангелие и Последование перед причастием — стой себе и читай, но с детьми то как? Заставлять их выстаивать все «взрослые» молитвы, или же все-таки облегчать им молитвенный устав?

Наблюдая за детьми в храме, я замечаю, что в тех семьях, где родители довольно строго и порой агрессивно навязывают полные молитвенные правила своим детям, отпрыски очень быстро охладевают к делам церковным. У них возникает четкое и безапелляционное мнение — все молитвы это очень скучно. И даже когда на Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос Воскресе!», эти дети отвечают вяло, если вообще отвечают. Парадокс возникает из-за слишком жестких правил домашней и церковной молитвы. А если посмотреть на это глазами ребенка: что-то непонятно поют, батюшки в алтаре на странном языке разговаривают, да еще и стоять надо по стойке смирно — скука, да и только. Лучше уж вообще не ходить или приходить сразу к причащению. Вот чтобы этого не было с нашими детьми, есть несколько советов.

Первое: молиться нужно радостно. У ребенка не должен выработаться стереотип, что молитва это — обязанность. То есть ребенок должен видеть папу и маму с радостью встающими на молитву, а не с выражением мировой скорби на лицах.

Второе: Молитва должна быть понятной. В течение дня родители могли бы объяснять своим чадам, что означает «распятого же за ны «, кто такой Понтий Пилат и почему о нем говорится в Символе веры.

И третье — молиться нужно дозировано. Ни в коем разе не следует от пятилетних детей требовать соблюдения взрослых правил.

Мы с нашими детьми пошли следующим путем: сначала каждый раз, садясь в машину, мы пели все вместе молитву «Царю Небесный». Дети откликнулись не сразу, но потом стали воспринимать это как особый ритуал. Даже трехгодовалый младший сын что-то пытался подпевать нам на своем языке. Потом пришел черед «Отче наш» перед едой, дети тоже присоединились, тем более что в храме они что-то подобное уже слышали. А перед сном пели обе эти молитвы и прибавляли к ним «Богородице Дево, радуйся» и другие короткие молитвы. Теперь старший сын понемногу читает по детскому молитвослову две, три молитвы уже из вечернего правила.

Дети постепенно привыкают к молитве, и постепенно же увеличивается их правило, да и дисциплина своеобразная уже установилась. И нам взрослым это тоже полезно — следить за детьми и молиться с ними гораздо радостнее и приятнее, потому что дети молятся настолько искренне, что уже не сомневаешься в словах Спасителя — именно таких есть Царствие Небесное.

С молоком матери

— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?

— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.

После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».

После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.

Всю жизнь наполнять молитвой

— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?

— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.

Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.

— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.

— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.

— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?

— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.

— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.

— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.

Укрепить, а не сломать

— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?

— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.

— А что должно его составлять? Какие молитвы?

— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.

Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.

Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).

— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?

— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.

Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!

Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.

— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?

— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.

Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.

— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.

— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.

Сегодня нередко в руках верующих христиан можно увидеть молитвенники — книжки, в которых приведены молитвы Богу на разные случаи жизни. Утром и вечером такие верующие тоже зачастую молятся заученными словами. А многие христиане прямо заявляют, что Богу не молятся, так как не знают молитв. Какие же молитвы необходимо знать, и как правильно молиться Богу?

Ряд богословов учат своих прихожан, что молитва из молитвослова поможет верующему и благоугодна Богу. Например, в книге «Как правильно молиться по учению Святых Отцов» (Москва, 2002) описан процесс утренней и вечерней молитвы: «Молитвенное правило, которое должно совершаться утром и вечером: «Слава Тебе, Боже наги, слава Тебе”; «Царю Небесный”; «Трисвятое”; «Отче наш”; «Господи, помилуй” — 12 раз; «Приидите, поклонимся”; Псалом 50; «Символ веры”; «Богородице Дево, радуйся” — 3 раза. После этого 20 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя” — при каждой молитве земной поклон. Затем другие 20 таких же молитв и при каждой поясной поклон».

Библия же не выставляет ни таких, ни подобных им требований. Один из учеников попросил Иисуса Христа: «Господи! научи нас молиться» (Луки 11:1). Иисус Христос ответил: «Когда молитесь, говорите…» и дал текст известной каждому христианину молитвы «Отче наш…» (Матфея 6:9-13, Луки 11:2-4). Это единственная молитва Богу, которую желательно знать наизусть. Ведь она в своей немногословности очень универсальна: она раскрывает сущность Бога, указывает на необходимость покаяния, приводит к осознанию нашей зависимости от Господа и содержит важные наставления людям. Но даже эта молитва при изложении в двух Евангелиях имеет различия, которые не дают цитировать её всем верующим одинаково дословно.

Кроме молитвы «Отче наш», Господь через Своё Слово, нигде не даёт примеры молитв, а говорит: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Матфея 21:22); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Колоссянам 4:2); «Молитесь друг за друга» (Иакова 5:16); «Всякою молитвою и прошением молитесь…» (Ефесянам 6:18).

Исходя из поучений Иисуса Христа, можно уверенно сказать, что не нужно зачитывать чужие молитвы Богу из молитвенников, учить их наизусть, а необходимо с верой обращаться к Богу своими словами: благодарить Его, просить о чём-то, делиться радостями и чаяниями, то есть находиться в постоянном молитвенном общении со своим небесным Отцом.

Задумайтесь, как можно, к примеру, заученное стихотворение несколько раз подряд, каждый день на протяжении десятилетий прочитывать от всей души. Это невозможно, ведь со временем любое произведение вы устанете декламировать с выражением и перейдёте «на автомат». Так же дело обстоит с молитвой. Через какое-то время, хотите вы этого или нет, заученная молитва Богу приобретёт в ваших устах формальность. А значит, молитва перестаёт быть молитвой. Ведь настоящая молитва — это не мантры и не заклинание, а личное обращение человека к Творцу, общение с Ним. Доказательство тому — псалмы Давида, каждый из которых является абсолютно самостоятельной молитвой — обращением к Создателю.

Недостатки в молитвенных устоях ряда церквей признают и некоторые их представители. Так протоиерей Александр Борисов (1939 г.), кандидат богословия, в своей книге «Побелевшие нивы» пишет: «В самом деле, при чтении уже готовых, написанных молитв внимание легко рассеивается — устами человек говорит одно, а голова его может быть занята совершенно другим. Это совершенно невозможно при свободной молитве своими словами. Впрочем, последнее настолько непривычно для нашего сознания, что даже люди, впервые вошедшие в Церковь, чаще всего говорят: «Я и молиться-то не могу — никаких молитв не знаю”. Действительно, войдя в храм, они понимают, что люди там молятся, но молятся «по книгам”, уже готовыми словами, которые к тому же и разобрать бывает нелегко из-за малопонятного церковно-славянского языка и нечёткого произношения. А раз так, то у человека сразу же складывается представление о том, что иначе молиться просто невозможно. Молитва в таком случае воспринимается как некое заклинание, которое, не будучи произнесено определёнными словами в определённом порядке, не будет действенным».

Молиться Богу своими словами призывал и известный богослов, епископ Феофан Затворник (1815 – 1894 гг.) в труде «Четыре слова о молитве»: «Надо… доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей. Ибо как из сосуда — переполненного — сама собою изливается вода; так из сердца, посредством молитвословий исполнившегося святых чувств, сама собою начнёт исторгаться своя к Богу молитва».

Вспомните и то, что Бог в Библии называет Себя нашим Отцом, а Иисус — Другом. Теперь ответьте, как будет приятней отцу: если его ребёнок прибежит к нему и будет сбивчиво, иногда бессвязно, но от сердца жаловаться на то, что он ударился или у него что-то не получается, или если дитя будет стараться высказать свою мысль папе заученными чужими цитатами? Или, представьте, каково будет другу, если вы будете делиться с ним своими переживаниями, радостями или проблемами, зачитывая сказанную кем-то речь на аналогичную тему?

Если рассуждать над учением Священного Писания, то можно сделать только один вывод: нужно молиться Богу своей личной молитвой напрямую. И при этом не обязательно для молитвы ходить в храм, думая, что Бог только там тебя услышит. Нужно помнить, что Создатель всё слышит и видит: «Он и недалеко от каждого из нас» (Деяния 17:27). Творец «вникает во все дела» наши (Псалом 32:15) и знает даже наши помыслы, так как Он — Сердцеведец (Деяния 1:24).

Иисус Христос относительно молитвы дал такое наставление: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6). Этот библейский текст очень точно показывает, что молитва Богу является личным, тайным, интимным обращением человека к Творцу в уединённом месте. Именно так поступал апостол Пётр — уединялся, чтобы помолиться: «Пётр около шестого часа взошёл на верх дома помолиться» (Деяния 10:9).

Как было отмечено выше, Библия учит молиться Богу постоянно. Это значит, что несколько раз в сутки верующий должен уединяться для молитвы Богу, выделив для этого время. А остальной день человек всегда должен помнить о Божьем присутствии и поддерживать с Ним молитвенное общение. Так, благодарить Бога за новый день можно, проснувшись, перед тем как встать с постели; советоваться с Ним, находясь в машине или автобусе; общаться с Создателем на рабочем месте, на пару минут закрыв глаза и т.д. Поэтому и позы для молитвы могут быть разные, как и у библейских героев, которые молились и стоя, и сидя, и лёжа, и на коленях.

Конечно, если человек никогда не молился Богу своими словами, то сложно начать. Чтобы легче было переступить этот невидимый барьер, нужно вспомнить, что Господь — ваш Отец, Он любит вас и желает общения с вами. Поняв это, легче изливать свои просьбы, переживания и благодарности перед Небесным Родителем. При этом нужно помнить, что земные отцы могут ошибаться, иметь недостатки, так как являются людьми. Небесный же Отец совершенен, и Его любовь к нам велика и постоянна.

Валерий Татаркин
Использованы отрывки из книги
«Возвращаясь к истокам христианского вероучения»

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (206) июнь 2014 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *