Религии древнего рима

Римская религия

Римская религия, как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

Пантеон

Божественное повествование играло в греческой системе религиозной веры более важную роль, чем у римлян, для которых первичными были ритуал и культ. Хотя римская религия не была основана на священном писании и его истолковании, священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы. Книги (Libri) и комментарии (Commentarii) коллегии понтификов и авгуров содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона. Хотя по крайней мере некоторые из этих материалов были доступны для консультаций римскому сенату, часто они были occultum genus litterarum (тайной за семью печатями), загадочной формой литературы, к которой доступ имели только жрецы. Пророчества, относящиеся к мировой истории и судьбе Рима, появлявшиеся в критические моменты истории, неожиданно были обнаружены в туманных книгах Сивилл, которые, согласно легенде, были приобретены Тарквинием Гордым в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл. Некоторые аспекты архаичной римской религии были записаны в утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Римский пантеон имеет много аналогов греческих богов и богинь, есть и свои собственные божества и низшие духи. Особо почитаемые боги назывались «отцами» («patres»), низшие — «famuli divi» и «virgines divi». Божественное право («fas») не смешивалось с человеческим («ius»). Низшие божества («numina») существовали у римлян по-видимому уже в раннюю эпоху. В греческих книгах «Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения и созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рождения ребёнка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., в связи с чем первоначально у некоторых пол не был фиксированным (ср. Палес, Фавн — Фавна, Помона — Помон и др.). Из массы нуминов выделилась триада римского пантеона — Юпитер, Марс и Квирин, отразившая трёхчленность гражданских функций — соответственно религиозно-жреческая, военная и хозяйственная. Из приписываемого Нуме Помпилию календаря праздников и списка назначенных им фламинов, из упоминаний древних святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помоны, Волупии и др. Примерно тогда же были удвоены коллегии луперков и салиев. Появились культы сословий (Нептун и Диоскуры у патрициев, Церера и Либер у плебеев) и отдельные родовые культы (у Корнелиев, Эмилиев, Клавдиев и возможно у других), группировавшиеся вокруг Весты, ларов и пенатов. Существовали и культы сельских общин.

Римская мифология

Основная статья: Римская мифология

Римская мифология представляет собой совокупность традиционных историй, относящихся к легендарному происхождению Древнего Рима и его религиозной системе, представленных в литературе и изобразительном искусстве римлян. Термин «римская мифология» может относиться также к современному изучению этих представлений, а также к материалам из других культур любого периода, в которых рассматривается римская литература и искусство. Римляне обычно трактовали эти традиционные повествования как исторические, даже если они содержат чудеса или элементы сверхъестественности. Повествования часто связаны с политикой и моралью и с тем, как личная неприкосновенность человека соотносится с его ответственностью перед обществом и Римским государством. Важной темой является героизм. Когда повествование касалось римской религиозной практики, оно больше было связано с ритуалами, предсказаниями и общественными институтами, чем с теологией или космогонией.

Боги и персонажи римской религии

Древнейшие божества

  • Мгла (по Гигину)
    • Калиго (женская ипостась)
    • Скотос (мужская ипостась)
  • Хаос — воплощение Пустоты и Мрака, существовавших при зарождении Вселенной

Первое поколение (по Гигину)

Дети Мглы:

  • Эребус (Мрак)
  • Нокс (Ночь)
  • Этар (Свет)
  • Диес (День)

Дети Этара и Диес:

  • Теллура/Теллус (Земля)
  • Целум/Каелум (Небо)
  • Понтус/Маре (Море)

Дети Этара и Теллус

  • Теллур/Тартарусс (Бездна)
  • Амур (Любовь)
  • Темпус (Время)

Второе поколение божеств

Дети Каелума и Теллус

  • Титаны
    • Океан
    • Гиперион
    • Крий
    • Полос
    • Пунктурер
    • Сатурн
    • Опс
    • Монета
    • Юстиция
    • Тетис
    • Эфра
    • Феба
  • Циклопы
    • Арг
    • Стероп
    • Бронт
  • Центиманы
    • Котт
    • Гий
    • Бриарей

Дети Мара и Теллус:

  • Цефей
  • Еврибия
  • Тавмантус
  • Турсциверс
  • Кето

Младшие титаны

  • Солие
  • Луна
  • Аврора
  • Латона
  • Астерия
  • Атлас
  • Менетеус
  • Эпиметеус
  • Прометеус
  • Пирс
  • Паллас
  • Астрей

Третье поколение

Главные боги — дети Сатурна и Опс (см. Совет богов)

  • Юпитер (бог грома и молний)
  • Юнона (богиня семьи и брака)
  • Нептун (бог морей и океанов)
  • Церера (богиня плодородия и земледелия)
  • Веста (богиня домашнего уюта и семейных традиций)
  • Плутон/Диспатер (бог богатства, повелитель мертвых)

Четвертое поколение (дети Юпитера)

  • Вулкан (бог огня и засухи)
  • Марс (бог войны и мощи)
  • Вакх, точнее Либер (бог виноделия)
  • Меркурий (бог путешественников, купцов и воров)
  • Минерва (богиня мудрости и наук)
  • Диана (богиня охоты и войны)
  • Феб (бог охоты и поэзии)
  • Венера (богиня любви, брака и страсти)

Прочие божества

  • Квирин (бог битв, сын Марса)
  • Беллона (богиня неистовой войны, дочь Марса)
  • Лупа (богиня-волчица, вскормившая братьев-основателей Великого Рима; охранительница Римского государства и военной силы)
  • Палес (богиня скотоводства)
  • Бубона (богиня крупного рогатого скота)
  • Кардея (богиня дверей)
  • Юберта (богиня плодородной земли)
  • Либитина (богиня смерти и похорон)
  • Ангития (богиня ядовитых растений и плодов)
  • Митра (бог-защитник при войне, божество согласия и дружелюбия)
  • Эскулап (бог врачевания, сын Феба)
  • Фасцинус (бог-защитник от проклятий и демонов)
  • Аквилон (бог северного ветра)
  • Фавоний (бог западного ветра)
  • Австр (бог южного ветра)
  • Эвр (бог восточного ветра)
  • Хиона (богиня снега и льда, дочь Аквилона)
  • Термин (божество границ)
  • Янус (божество входов и выходов, концов и начал)
  • Конс (божество жатвы)
  • Опа (богиня жатвы и плодородия)
  • Ферония (богиня жатвы)
  • Пик (божество полей)
  • Эвентус (божество урожая)
  • Сильван (божество лесов)
  • Пилумн (божество брака)
  • Пикумн (божество рождения)
  • Вагитан (божество древних римлян, присутствовавшее при первых криках новорожденного)
  • Карна (покровительница человеческого тела)
  • Лаверна (богиня прибыли, покровительница воров)
  • Кибела (богиня земледелия, лесов и растительности)
  • Помона (богиня земледелия и садов)
  • Тривия (богиня лунного света и чародейства)
  • Люцина (богиня деторождения, дочь Юпитера и Юноны)
  • Флора (богиня растительного мира)
  • Салация (морская богиня, жена Нептуна)
  • Протей (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Тритон (морской бог, сын Нептуна и Салации)
  • Прозерпина (богиня плодородия, дочь Юпитера и Цереры)
  • Ангерона (богиня таинственных сил, секретов и болезней)
  • Сол (Солнце)
  • Луна (Луна, месяц)
  • Аврора (Заря)
  • Абунданция (Изобилие)
  • Волупия (Удовольствие)
  • Фуга (Бегство)
  • Виктория (Победа)
  • Кура (Помощь)
  • Пакс (Мир)
  • Фебруус (Очищение)
  • Фатум (Судьба)
  • Фортуна (Случай)
  • Фидес (Верность)
  • Конкордия (Согласие)
  • Дискордия (Раздор)
  • Хонос (Честь)
  • Виртус (Храбрость)
  • Спес (Надежда)
  • Пудисития (Стыдливость)
  • Салюс (Спасение)
  • Пьетас (Родственная любовь)
  • Либертас (Свобода)
  • Клементия (Кротость)
  • Психея (Душа)
  • Кармента (Прорицание)
  • Морс (Смерть)
  • Сомн (Сон)
  • Мания (Безумие)
  • Алгос (Боль)
  • Апата (Ложь)
  • Дика (Правда)
  • Пон (Наказание)
  • Фурина (Месть)
  • Павор (Паника)
  • Тимор (Страх)
  • Этернитас (Вечность)
  • Метида, Метис (Разум)
  • Фама (Молва)
  • Ювента (Юность)
  • Герас (Старость)
  • Парки (3 богини судьбы)
  • Боги детства в римской религии
  • Боги земледелия в римской религии

Заимствованные боги

Впитывание соседних местных богов происходило постоянно, поскольку римское государство завоёвывало окружающие территории. Римляне обычно оказывали местным богам завоёванной территории те же почести, что и богам римской государственной религии. В дополнение к Кастору и Поллуксу завоёванные поселения Италии внесли свой вклад в римский пантеон в лице Дианы, Минервы, Геркулеса, Венеры и божеств меньшего ранга, некоторые из которых были италийскими божествами, другие изначально происходили из греческой культуры Великой Греции. В 203 г. до н. э. культовый объект, олицетворяющий Кибелу, был привезён из города Пессинус во Фригии и с должными церемониями приветствовался в Риме, за много веков до того, как её территория была присоединена к Риму. Два поэта той эпохи, Лукреций и Катулл, в середине первого века до нашей эры выражали неодобрительные взгляды на её дикий экстатический культ.

В некоторых случаях божества врагов власти были официально приглашены пройти через ритуал эвокатии, чтобы занять своё место в новых святилищах в Риме.

Общины иностранцев (перегрины) и бывших рабов (либертины) продолжали свои религиозные обряды в пределах города. Таким способом Митра попал в Рим, и его популярность в римской армии распространила его культ до таких далеких мест, как Римская Британия. Важные римские божества были в конечном счёте отождествлены с более антропоморфными греческими богами и богинями, и вместе с ними восприняты многие из их атрибутов и мифов.

Мифические основатели Рима

  • Эней — юный царевич из рода дарданов, сын царя Анхиса и Афродиты; один из героев Троянской войны, друг троянского царевича Гектора. После осады Трои бежал из города и достиг берегов неизвестной страны, встретив народ латинов и женившись после этого на царевне латинов. Спустя много лет, их потомки (Ромул и Рем), станут основателями великого города — Рима, жители которого спустя годы породят на свет самую могущественную в мире империю.
  • Ромул и Рем — сыновья весталки Реи Сильвии и бога войны Марса. Оба брата были сброшены в реку Тибр же Амулием (дядей Реи Сильвии), после чего их младенцами нашла богиня-волчица, вскормившая их, как своих волчат. Позже, оба брата выросли, став могущественными героями-полубогами, узнав о своем божественном происхождении, и, явившись к своему дяде, угрожавшему их матери, убили его, освободив их народ от его гнета. Впоследствии, юноши основали новый город на берегу Тибра, и между ними появился конфликт, перешедший в жестокую дуэль, в ходе которой Ромул смертельно ранил Рема. В знак раскаяния юноша дал новому городу имя своего брата, назвав Римом (лат. Roma) и став его первым царем.

Герои римских мифов

  • Эней (сын Венеры, прадед Реи Сильвии)
  • Асканий (старший сын Энея)
  • Сильвий (младший сын Энея)
  • Латин (царь Лаврента, его имя связано с происхождением названия племени латинян, отец невесты Энея)
  • Нумитор (старший сын Сильвия)
  • Амулий (младший сын Сильвия)
  • Ромул и Рем (сыновья Марса и Реи Сильвии, основатели Рима)
  • Авиллий (сын Ромула)
  • Турн (царь рутулов — племени в древней Италии)
  • Акрос (сабинский царь, убитый по преданию Ромулом в войне и принесенный им в жертву Юпитеру)
  • Геркулес (полубог, сын Юпитера и Алкмены)
  • Персей (полубог, сын Юпитера и Данаи)
  • Терей (сын Марса и нимфы)

Героини римских мифов

  • Рея Сильвия (жрица богини Весты; мать братьев — великих основателей Рима; потомок Энея)
  • Амата (жена царя латинов)
  • Герсилия (жена Ромула, одна из тридцати похищенных римлянами сабинянок)
  • Лавиния (дочь Латина и Аматы; жена Энея)
  • Тарпия (одна из весталок, дочь Спурия Тарпея, начальника Капитолийской крепости, предательница своего народа в войне с сабинянами)

Мифические существа (по Плинию Старшему)

  • Блеммии — вымышленная раса человекоподобных существ, у которых нет головы, а глаза и рот расположены на груди
  • Кентавры — народ диких смертных существ с головой и торсом человека на теле лошади
  • Фавны — козлоногие лесные божества
  • Вакханки — спутницы бога вина Вакха
  • Наяды — нимфы-воплощения источников
  • Дриады — нимфы лесов
  • Ореады — нимфы гор
  • Напеи — нимфы долин и полей
  • Лимониады — нимфы полян и лугов
  • Небулы — нимфы облаков
  • Ауры — духи ветра
  • Вентусы — духи шторма
  • Карпои — духи зерна
  • Нереиды — нимфы морей
  • Океаниды — нимфы океана, дочери титанов Океана и Тетис
  • Фурии — богини мщения, дочери Эребуса и Нокс
  • Керы — богини смерти и войны, дочери Эребуса и Нокс
  • Лары — божества домашнего очага
  • Пенаты — добрые домашние божества, охранявшие единство и благополучие каждой римской семьи
  • Маны — духи предков
  • Камены — покровительницы наук, поэзии и искусств
  • Гигинеи — раса землерожденных великанов
  • Гиганты — раса ужасных змееногих хтонических чудовищ, рожденных Землей и её вторым мужем, чтобы отомстить богам Олимпа за свержение титанов и захват власти.
  • Тритоны — подводные божества, свита Нептуна и Салации, Океана и Тетис
  • Цетусы — морские чудовища, вроде гигантских осьминогов с клыками, дети Кето и Турсциверса
  • Ламии — демоны-упыри, свита богини Тривии и бога Тартарусса
  • Лестригоны — народ великанов-людоедов
  • Лярвы — души и привидения умерших людей, приносящие несчастья, вплоть до смерти, тем, кто их увидел
  • Амфисбены — раса летающих змей, с двумя головами: с одной на шее, другой — на длинном хвосте.
  • Реморы — гигантские рыбы с присоской на голове, якобы обитающие в морях и задерживающие корабли
  • Гарпии — полуженщины-полуптицы, дети морского божества Тавмантуса и океаниды Электры
  • Грации — богини красоты и изящества
  • Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла

Древние римляне в связи со сходством культуры позаимствовали у греков их мифологию, то есть историю сотворения мира.

> См. также

  • Римская мифология
  • Соответствие римских и греческих богов
  • Праздники Древнего Рима
  • Культ императора#Древний Рим

> Литература

Ссылки

  • Древнеримская мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира с иллюстрациями.. Дата обращения 28 июня 2007. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М., 2000. Архивная копия от 25 января 2012 на Wayback Machine

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: sh96009771

Религия Рима

Памяти Павла Муратова

Католикам этот вопрос покажется странным, но всё же. Какова главная религия Рима, где столько раз встречались многие нации и веры?

На мой взгляд, Рим сам по себе уже религия. Здесь нельзя говорить об одной вере или ее разновидности. Здесь вера — камень и древо. Когда-то могучее имперское язычество обратилось здесь в монументальное христианство Константина. Осколки его исполинской статуи, сложенные во дворе Капитолийского музея — стопа, указующий в небо перст, грозноликая голова — составляют грозную смесь вер и вызываемых ими чувств.

Конный Марк Аврелий, император-философ, хоть и не христианин, украшает центр Капитолия. Вновь сплав — власти, мысли, веры. А в церкви по соседству, где любят венчаться итальянские телезвезды, Санте-Марии-ин-Арачели, спрятан маленький Иисус, губы которого могут покраснеть в ответ на горячую мольбу о помощи. То ли местный фетиш, то ли ещё одно доказательство чуда.

Термы Диоклетиана превращены в базилику трудами Микеланджело. Он же по-язычески чувственно расписывает христианнейшую Сикстинскую капеллу (по замыслу папы она должна была спорить с самим Иерусалимским храмом!) и соединяет инженерный гений и строгое апостольское служение в куполе собора Святого Петра. Рим вообще город Микеланджело, как Барселона — город Гауди. Но последний — только архитектура, пусть сумасшедшая, первый — духовный порыв и промысел.

Рим не кажется уже вполне городом католическим и после того, как в нём была написана главная русская религиозная поэма 19 века — «Мертвые души». В православных церквях на Пасху здесь теплятся совершенно русские свечи, озаряя лица гоголевских красавиц-украинок, чья речь играет теми же мелодиями, что речь итальянок. Удивительно, но сложно найти в интонациях других двух различных языков столь ясные совпадения. Но ведь Украина это, как известно, край России, просто «край» простёрся до Средиземноморья.

В Риме нынче засилье Малой Руси, на это жалуются пожилые сеньоры в популярных ток-шоу. Одну украинку, продающую пиццу в небольшой забегаловке у Кампо-де-Фьори, мы расспрашивали о том, в какую именно православную церковь она ходит, и женщина ответила: хожу, мол, в ту, что недалеко от дома, а названия не помню. Да и много их здесь.

Но то русские, украинцы — славяне в Риме — сегодня. А в 19 столетии русская княгиня Зинаида Волконская, хотя и принявшая католичество, приглашала православного Николая Васильевича во дворец, одну из стен которого украсил фонтан «Треви». Тот самый непередаваемо многомерный, связавший архитектуру, скульптуру, воду, свет, воздух. Фонтан, вокруг которого людской говор кипит и днем, и ночью, а задником роскошной сцены служит церковь, где замечательная женщина нашла последнее упокоение. Согласно преданию, и умерла она, отдав пальто замерзающей нищенке, а сама простудилась. Сразу вспоминаешь московского доктора Гааза, немца по крови и русского в душе.

Поэту Дмитрию Веневитинову Зинаида Волконская в России подарила бронзовый перстень, найденный при раскопках античного города, погибшего при извержении Везувия (которое с религиозным трепетом изобразил живший в Риме Брюллов; правда где-то пишут, что перстень был из Помпей, где то, что из Геркуланума). Веневитинов воспринял подарок как реликвию, прикрепил к часам, чтобы ждать брачных уз или объятий смерти. Спустя несколько месяцев Федор Хомяков наденет перстень на палец умирающего товарища.

Очнувшись, Веневитинов поразится: «Разве я женюсь?» Воспаленный разум ошибся? Или- ощутил тайную связь двух процессов: перстень из раскопок связал брак поэта с вечностью и хранящей её смертью? Могилу Веневитинова вскроют создатели новой — советской религии, перстень передадут в музей. Кольцо замкнется. Италия вновь встретится с Россией, в Рим с Москвой в музейном пространстве, где принято благоговеть и созерцать. Странно, что именно итальянец, Маринетти, в век футуризма потребует вынести музейный хлам на помойку.

Друг Гоголя живописец Иванов годами не может завершить в Риме одно полотно. «Явление Христа народу» требует больше времени, чем хватило Микеланджело, чтобы повторить «Сотворение мира» и, отвлекаясь на другие труды, обрушить на человечество «Страшный Суд». Впрочем, хотя римлян вполне можно назвать отдельным народом, они же — модель человечества в целом. Раз Рим — Вечный город и прообраз любого города, почему нет?

Иванов пребывал в студии, где время не двигалось, наверное, его картину не стоило выносить за пределы города. Хотя ведь писалась она не для иностранцев, а для русского народа. Художник стал заложником миссии. На родине он быстро умирает, словно ручная птица, выпущенная на волю.

Православное растворяет «католическое» всюду. Храм Алексия, человека Божьего — всех русских туристов ведут сюда, спешно поясняя, как писать записки святому, — украшает Авентин лучше сотен цветочных кустов. Лепестки белых роз, которые бросает Папа в известный день на паперть любимой Гоголем Санта-Марии Маджоре, напоминают снег, падающий в итальянских церквях из «Ностальгии» Андрея Тарковского.

Рим кажется религиозной ностальгией блуждающего по земле сердца. В нём, возможно, слишком много- тратторий, паломников, дворцов, фонтанов и даже самих храмов. Но множество в определенный момент из хаоса станет совершенством. Вернее, тут ничего и не меняется тысячелетиями. В эпохи нашествия вандалов, склок гвельфов и гибеллинов, владычества Наполеона и мнимого мира, объявленного нацистами, «открытый город» помнит свою истинную цель — оставаться алтарем всех богов. Только не стоит слишком суетиться, успевать помолиться во всех 600 церквях, преклонять колени на всех алтарях.

Вероятно, главная церковь Рима — не собор Петра, а Пантеон. Его замшелый купол — модель недостижимого совершенства, открытого небесам. Люди в этой церкви могут видеть небо, вознося молитвы тому богу, который им ближе, и всякий раз осознавая: Бог всё равно один. Как один, един Рим, вобравший Ватикан и светские кварталы, окружившие папское убежище кипением страстей.

В Риме мало природы и много духа, даже Тибр обмелел, спрятался в ущелье набережных. На одном лишь пороге у пролетов разрушенного моста он взбивает пену. Дух витает над городом, иногда взвиваясь молниями, иногда растекаясь жарой. Дух стоит в окнах многочисленных дворцов и галерей, мерцает в витражах и мозаиках. Дух веселится даже в песнях простонародного Трастевере, вино и хлеб — его воплощения.

Многообразие Рима непросто полюбить в одночасье. К нему надо притерпеться, приглядеться, согласиться с его суровостью и щедростью. Тогда рассмотришь настоящую веру и в страшных кольцах Колизея, и в россыпи мраморов на форумах. Из Античности исходит идея о церкви, как корабле спасения. Первые базилики напоминали корабли.

Церковь Санта-Мария-ин-Домника на холме Целий и теперь зовут «La Navicella» — «кораблик», перед её фасадом красуется фонтан в виде античного судна (у подножия лестницы, ведущей к другой знаменитой церкви, на площади Испании, утоляет жажду верующих и атеистов приветливый фонтан-лодочка). Базилика молящегося Рима всегда окружена чайками, спутниками кораблей. Чайки хохочут в глубокой ночи, кочуют в ореоле солнечных лучей, напоминают о близости моря и неизбежности борьбы и спасения.

А в трюме нашего корабля, под золотом и статуями иного «юного» — барочного храма (слово барокко вновь напомнило о «барке») открывается крохотная древняя крипта, белые ростки маленьких колонн, алое сердце лампады. В такую крипту приятно спуститься в жаркий день с Бычьего форума, пройдя очередь желающих сунуть руку в каменные «Уста Истины».

Рим, несмотря на его нынешнюю туристическую беспечность и общеевропейскую ленцу, по-прежнему религиозен. Более того, он — город-религия. Религия рождения, а не смерти, юности, а не увядания. Даже гид представляется гордо: «Римма Рождественская» (писателю не сочинить более уместного имени). Но гидом здесь становится и сама история, бегущая волна за волной от этрусков к нынешним африканским и украинским эмигрантам.

Ромул и Рем, Константин и Марк Аврелий, Гоголь и Брюллов, Софи Лорен и Джульетта Мазина.

Женщина в Риме тоже стала религией. Мать Константина Елена уверенно вела сына-язычника к венцу новой, крамольной веры. Нынешних итальянских мужчин тоже ведут под венец матери. Ведут с не меньшим трепетом, чем женщин-невест — суровые усачи-отцы.

Вспомним фильм Пазолини «Мама Рома». Анна Маньяни, гипертрофированная мать, обрекает сына неистовой любовью на гибель-распятие в полицейском участке. Но в пороке режиссер увидел искаженное религиозное рвение, как Гоголь наблюдал сквозь корку греха подавленные добродетели своих помещиков. Не на римском ли форуме он встретил матушку-Коробочку, торгующуюся за связку мертвых душ с набриолиненным дельцом по прозвищу «Чичиконе»? Не в римском ли старике нашел прототип безумного Плюшкина, не простившего дочери «недостойного брака»? Кто сказал, что грехи имеют национальность? Как и добродетели?

Известное выражение гласит, что увидев Париж, можно спокойно умереть. Увидев Рим, на кладбище не торопишься. Первым прохожим, с которым мы разговорились по дороге к «Каза Гоголя», стал пожилой старик с чётками, подаривший нам открытку с Божьей Матерью и ангелами. После такой встречи естественно думать о чуде. Словно приоткрылась Жизнь Вечная, странно уживающаяся с бренными камнями, водостоками и раздавленными ногой прохожего апельсинами, падающими с умытых майских дождем деревьев. Сколько в ней тайн, вдохновения и смысла! Настоящая книга жизни, запечатленная в камне.

Такой фонтан в Риме, кстати, тоже есть.

Май 2013, Москва

Римская религия, как и древнегреческая религия, не имела единой организации и канонов, а состояла из культов различных божеств, являясь многобожием. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредствованно некоторыми носителями высшей власти — сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты — диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Институт жрецов ввёл по традиции Нума Помпилий. При этом римские жреческие коллегии не были замкнутой кастой — доступ к ним был открыт через общественную деятельность. Так, например, сана авгура добились Цицерон и Плиний Младший, а например Цезарь и Нерон в ранней карьере были фламинами. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Большую роль играла и коллегия весталок.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:122 174 3 393 429 1 662 511
  • ✪ Что нужно знать о римской религии за 15 минут. Телега.
  • ✪ Римская религия, обычаи и нравы | Всемирная история 5 класс #35 | Инфоурок
  • ✪ Римская религия: гений императора
  • ✪ Передача 4. Религия в Древнем Риме
  • ✪ Религия древних римлян. Интересная история 5 класс.

Субтитры

  • 1 Пантеон
  • 2 Римская мифология
  • 3  Боги и персонажи римской религии
    • 3.1 Древнейшие божества
    • 3.2 Первое поколение (по Гигину)
    • 3.3 Второе поколение божеств
    • 3.4 Младшие титаны
    • 3.5 Третье поколение
    • 3.6 Четвертое поколение (дети Юпитера)
    • 3.7 Прочие божества
    • 3.8 Заимствованные боги
    • 3.9 Мифические основатели Рима
    • 3.10 Герои римских мифов
    • 3.11 Героини римских мифов
    • 3.12 Мифические существа (по Плинию Старшему)
  • 4 См. также
  • 5 Литература

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *