Религиозно философские идеи

10 класс (1 час 20 мин.)

10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы.

1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального

б) Контроля Эго и супер-эго

в) Внутреннего и внешнего

г) Аффективного

1.2. Маргинальность — это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям

группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет место наиболее четкое разделение властей

б) президент обладает отлагательным вето

в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену

б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке

г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

а) суд

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

Ответ: 1-бг, 2-а, 3-в, 4-ав, 5-б, 6-б, 7-в, 8-б

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и ценностей.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

Ответ: 1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая 1______, в которой сильны проявления мифологического сознания. Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее — 2 _____ (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея 3_______ — переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону 4_______, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущем представителем одной из высших 5 ______ общества. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь — жизнь 6_______. Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений, самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно — система 7_______. Цель этапов тренировки — достижение состояния, помогающего освобождению 8______.

1. Ведическая литература.

2. Карма.

3. Упанишады.

4. Аскет-отшельник.

5. Реинкарнация.

6. Каста.

7. Йога.

8. Конфуцианство

9. Путь «дао».

10. «Инь».

11. «Янь».

12. Душа.

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 12

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, правосознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты, идеология.

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично лишили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

Ответ:

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств — А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй — наследный монархом, а третий военным диктатором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С — диктатор»

В: «А — законно избранный президент»

С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определите, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием? Обоснуйте ответ.

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем самым умалив достоинство первой. Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий — оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе.

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами.

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему.

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле.

9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий, своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами.

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу проводимой политики, целям и методам осуществления государственной власти.

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход.

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы традиционного, привычного, заданного бытия.

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя.

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений.

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства.

По горизонтали:

1. Девиация.

2. Элита.

4. Конформизм.

7. Истина.

9. Альтруизм.

11. Каста.

13. Оппозиция.

По вертикали:

3. Антагонизм.

5. Бизнес.

6. Творчество.

8. Толерантность.

10. Макроэкономика.

12. Стратификация.

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.

Миф — сказание, предание. Некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой.

Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики.
Люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу.

Древнеиндийская философия.

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Упанишады — в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. Карма стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем.

Еще одним способом освобождения души является йога. Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация. Смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия — буддизм. Буддой назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни. Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром.

Центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

Древнекитайская философия.

По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Эти положения развивали сторонники даосизма — одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы. Центральным понятием для Лао-Цзы было «дао», которое чаще всего переводится как «путь».

Конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого учения – Конфуций.
В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми. Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам «правильного» государственного устройства.

10.2. Русская религиозная философия. Философские идеи в. Соловьева

Русская религиозная философия как наиболее интересная и сугубо национальная часть в отечественной истории философии обладает неисчерпаемым богатством мысли, живительной энергией для собственного возрождения, для осмысления своего настоящего и будущего. Без религиозного компонента русская философия теряет свой колорит, бледнеет духовно.

В развитии русской религиозной философии можно выделить четыре главных периода.

1. Первый период охватывает первую половину XIX в. Он характеризуется сильным влиянием на русскую мысль немецкой идеалистической философии. В это время вырабатывались важнейшие программные идеи русской религиозной философии. В трудах А. Хомякова и И. Киреевского были обозначены основные вехи ее развития.

2. Второй период, последняя четверть XIX в., связан главным образом с именами В. Соловьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, К. Леонтьева, Н. Федорова и др. Этот период примечателен созданием В. Соловьевым первой в истории русской мысли философской системы Всеединства.

3. Третий период, период русского культурного ренессанса, охватывает конец XIX – начало XX вв. Это было время острых идейных столкновений между материалистическим и идеалистическим миросозерцанием, время «духовной битвы» (С. Булгаков). Русский ренессанс породил целую плеяду отечественных мыслителей: братья С.Н. Трубецкой и Е.Н. Трубецкой, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Вячеслав Иванов, Л. Шестов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.В. Струве, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, П.И. Новгородцев, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрна и др.

4. Четвертый период – период эмиграции после Октябрьской революции 1917 г. С высылки в 1922 г. за границу почти всех виднейших представителей русской религиозной философии эмиграционная философия, обогащенная духовным и социальным опытом революции и ее трагических последствий, поднялась на новый уровень обобщений. Это время окончательного оформления русской религиозной философии как особой школы философской мысли, время выхода ее на мировую интеллектуальную сцену.

Русские мыслители обращаются к православию в поисках новых, более верных и надежных, с их точки зрения, подходов для творческого решения основных вопросов бытия, истины и человека. В поле их исканий находились наряду с проблемами соборности, учениями о богочеловечестве, религиозного космологизма и эсхатологизма и проблемы смысла истории, человеческой культуры и цивилизации, проблемы революции и власти, социализма и коммунизма.

Русская религиозная философия не является продолжением традиционных направлений. Она есть явление самостоятельное и оригинальное. Главными ее особенностями являются:

1) антропоцентризм, т.е. ориентированность на человека, на его судьбу, на смысл его жизни и смерти;

2) особое внимание к социальной проблематике. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью. Ей чужды абстрактные, оторванные от жизни теоретические построения, разделение теории и практики;

3) большой интерес к проблемам философии истории (историософия), в частности к осмыслению русской истории, пути России и русского народа в мире.

Центральной фигурой религиозной философии второй половины ХIХ в. был В.С. Соловьев. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) родился в Москве, в семье историка Сергея Михайловича Соловьева. Учился В. Соловьев сначала на историко-филологическом факультете Московского университета, затем перешел на физико-математический. В течение первого года после окончания университета написал магистерскую диссертацию «Кризис западной философии (против позитивизма)», которую защитил в 1877 г. Докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» защитил в 1880 г. В марте 1881 г. в публичном выступлении Соловьев высказался против смертной казни, после чего обратился к Александру III с требованием амнистии для арестованных по делу об убийстве Александра II. Правда, здесь нужно иметь в виду, что Соловьев осуждал действия революционеров как насилие. В связи с этим обращением Соловьеву запретили чтение публичных лекций. Но к этому времени он сам стал тяготиться своими обязанностями преподавателя. Соловьев покидает университет, становится свободным литератором. Публикация его труда «Россия и вселенская церковь» (1889) в России была запрещена.

Соловьев развивает концепцию славянофилов о цельном знании. Истина – это всеединство; всеединство включает безусловное и обусловленное. Всеединство постигается цельным знанием, представляющим собою всесторонний синтез религии, философии и науки, или, иначе, веры, мысли и опыта.

Учение о всеединстве начинается с положения о том, что ни одно явление не может существовать и быть познанным вне его отношений к другим явлениям и к тому, кому оно является. Любая вещь познается в ее отношении к целому. А целое – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединое существует во всех своих элементах, является носителем всех мировых свойств. Всеединство как абсолютное – начало всякого бытия. Всеединство как истинно сущее имеет собственную абсолютную действительность, совершенно независимую от реальности вещественного мира и нашего мышления, оно сообщает этому миру его реальность, а нашему мышлению – его идеальное содержание. Всеединство – это Бог.

После своего создания мир проходит три этапа.

Космогонический процесс. Здесь три ступени: механическое единство всемирного тяготения, динамическое единство невесомых физических сил (тепло, свет, электричество) и органическое единство животной силы. На этом этапе происходят превращение природы мира из хаоса в космос и подготовка условий, необходимых для появления человека.

Исторический процесс. С появлением человека начинается внутреннее преображение космоса, человек – посредник в деле освобождения природы и воссоединения ее с Богом. В центре истории стоит божественная личность Христа, победившая смерть и таким образом приобщившая мир преходящих явлений к вечной жизни, к безусловному началу. Через человека идет путь возвышения бытия. Мертвая материя, пройдя человеческую среду, одухотворяется, становится живой. Исторический процесс переходит в богочеловеческий.

Богочеловеческий процесс. Появление Христа в середине исторического процесса дает определенный смысл этому процессу, долженствующему завершиться Царством Божьим, победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь. Человечество неотвратимо движется к абсолютному преображению и воссоединению с Богом. Здесь особая роль отводится любви, которая должна осуществить тройное воссоединение: восстановить индивидуального человека, скрепляя союз с его естественным дополнением – женщиной; восстановить общественного человека, присоединяя его к обществу в прочном и надежном единении; восстановить универсального человека, его внутреннее живое единство со всей природой мира.

В творчестве Соловьева присутствует сквозная тема – концепция неразрывного тождества идеального и материального. Материя – недостойное жилище духа, но содержание идеи не может быть полноценным без материи, без плоти: «вся природа, все живое ждут Воскресения, восстановления, преображения. И этим преображением явятся полное одухотворение материи и полная материализация идеи. После своего Воскресения в очищенной светозарной форме материя и тело станут истинной формой блага и истины. Уже в нашем мире можно наблюдать постепенное одухотворение материи и материализацию идеи».

Тождество материального и идеального представляется в виде Софии. София как воплощение божественного в материально-вещественном мире ‑ разумная духовная благоустроенность космоса в целом. Понимая Софию как женское начало, Соловьев рассматривает ее как «вечную женственность»: она представляется и как «небесная лазурь», и как лик любимой женщины. Как женская индивидуальность она воплощается в образе девы Марии.

Человек соединяет в себе божественное и материальное, и на этом ос­нована возможность познания им божественного мира. Божественный мир богаче материальною, однако частично раскрывается в нем. Человек, занимающий срединное положение, способен познать божественный мир: «… человек, как принадлежащий к обоим мирам, актом умственного созерцания может и должен касаться мира божественного и, находясь еще в мире борьбы и смутной тревоги, вступать в общение с явными образами из царства славы и вечной красоты». Человек – «связующее звено» между божественным и природным миром. Поскольку человек принадлежит к природному миру, а зло есть общее свойство всей природы, то человек погружен в мир зла. «Жизнь природы вся основана на борьбе, на исключительном самоутверждении каждого существа, на внутреннем и внешнем отрицании им всех других. Закон Природы есть существование, и чем выше и совершеннее организованное Существо, тем большее развитие получает этот закон в своем применении, тем сложнее и глубже зло. В человеке оно достигает своей полноты. Борьба – это не только борьба за хлеб, но и за власть, и за авторитет. Если бы всех людей сделать сытыми и удовлетворить всем их низшим страстям, то они, оставаясь на природной почве, на почве естественного эгоизма, наверное, истребили бы друг друга в борьбе за умственное и нравственное преобладание».

Но человек принадлежит не только природному миру, его нужно по­нимать и как духовное существо: «Когда мы говорим о человеке, мы не имеем ни надобности, ни права ограничивать человека данной, видимой Действительностью, мы говорим о человеке идеальном и в то же время вполне существенном и реальном, нежели видимое проявление человеческих существ. В нас самих заключается бесконечное богатство сил и содержания, скрытых за порогом нашего теперешнего сознания…». Задача человека как духовного существа состоит в преодолении проявлений зла и несовершенства, являющихся следствием грехопадения и связанных с вещественностью.

Соловьев говорит, что есть три первичных атрибута человеческой природы: стыд, жалость (симпатия) и благоговение. Человек стыдится своей животности, ощущает жалость и сочувствие ко всем существам, испытывает благоговение к высшим началам. Он освобождает себя от эгоизма посредством любви: «Любовь, и прежде всего любовь между мужчиной и женщиной, превращает их в одного “цельного человека”». Человек должен стремиться к совершенному добру, но не как отдельная личность, а вместе со всем человечеством: «Степень подчинения лица обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества нравственному добру, без чего общественная среда никаких прав на единичного человека не имеет». Человек подобен Богу, но только божественная потенция не развита, не выявлена в человеке. Бог свободен; наделен свободой и человек. Самое главное проявление свободы в человеке заключается в возможности сознательного выбора между добром и злом. И он сознательно и добровольно становится на сторону сил добра или зла. Искра Божия побуждает человека к развитию и творчеству. Если он творчески подходит к уро­кам жизни, от каждого своего деяния становится сильнее, а от каждой осознанной и исправленной ошибки – мудрее, то он приобретает все большую свободу, все более приближаясь к единству с Богом.

Нравственное совершенствование общества ведет к устроению на Земле «царства Божьего», где будут разрешены все социальные противоречия, установлены подлинный «христианский мир», «всеобщая справедливость». Царство Божие на Земле предполагает устранение экономического рабства и эксплуатации, достижение справедливой организации труда и распределения. Отношения между народами должны строиться на принципе: «Люби все другие народы, как свой собственный».

Соловьев подчеркивал особую роль церкви в обществе: «Церковь не есть собрание верующих только, но собрание любящих… Существуя во внешней среде гражданского общества и государства, церковь не может обособиться и отделиться от этой среды, но должна воздействовать на нее своею духовною силою, должна привлекать к себе государство и общество и постепенно уподоблять их себе, проводя свое начало любви и согласия во все области человеческой жизни».

ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СПАСТИСЬ ОТ СТРАДАНИЙ МИРА

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература(«веда» — знание) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.
Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов, появившаяся позднее, — Упанишады(само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. «Карма», означающая «деяние, поступок», стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает.
Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — жизнь аскета-отшельника. «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».
Еще одним способом освобождения души является йога (соединение, связь). Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация (созерцание). Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности и поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души.
Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия, которую нередко называют «атеистической» религией (религией без Бога), — буддизм.Буддой — просветленным — назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни.
Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром. Будда провозгласил четыре «благородные истины»: мир полон страданий; причина человеческих страданий — в физических желаниях, мирских страстях; если устранить желание, тогда умрет страсть и человеческим страданиям придет конец; чтобы достичь состояния, в котором нет желаний, надо следовать определенному — «восьмеричному» — пути.
Важно соблюдать и предписания нравственности: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.
Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: КАК СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ ДЛЯ ОБЩЕСТВА»

По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: «Обернется несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье».
Эти положения развивали сторонники даосизма(«учения о пути») — одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы. Центральным понятием для Лао-Цзы было «дао», которое чаще всего переводится как «путь».
В отличие от созерцательности даосизма конфуцианствобыло тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до н. э.) жил приблизительно в то же время, что Будда и Пифагор (греческий философ и математик). Уже в молодости Конфуций стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и дошли до нас его мысли.
В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами. Главное из них — не делай другим того, чего не желаешь себе. Овладеть таким поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями», — говорил Конфуций.
Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — «сын Неба» и «отец и мать народа». Регулирующую роль в этой «семье» выполняют прежде всего моральные нормы. А обязанности каждого члена этого сообщества определяются его социальным положением. Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется».
Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И сегодня оно играет важную роль в китайской культуре и обществе.
Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии. Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми.

Русская философия всеединства. Философия В.С. Соловьева.

Всеединство — философское учение (идея, принцип), раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопро­никновения и раздельности составляющих его элемен­тов, их тождественности друг другу и целому при со­хранении их качественности и специфичности.

Всеединство бы­ло представлено в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма. Наиболее яркое выраже­ние проблема всеединства нашла в русской философии, где, на­чиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное на­правление. К философии всеединства могут быть от­несены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др.

В качестве идейного предшественника русской фи­лософии всеединства необходимо рассматривать учение о собор­ности славянофилов. Следует при этом учитывать, что хотя категория всеединство по преимуществу онтологическая, но в силу глубины и богатства содержания она включает в себя гносеологические, этические, социологические, антропологические и иные аспекты. Наиболее разра­ботанной является софиологическая концепция всеединства, ба­зовый вариант которой предложен В.С. Соловьевым.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Работы: «Чтения о Богочеловечестве», «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра», «Три разговора» и др.

Крупнейший русский мыслитель, поэт, публицист, литературный критик, наша национальная гордость. Им была создана одна из первых и наиболее влиятельных философских систем. Родился в семье крупнейшего русского историка – С.М. Соловьева. Двоюродным прадедом Соловьева с материнской стороны был Г. Сковорода. Окончил историко-философский факультет Московского университета. В 27 лет защитил докторскую диссертацию. Преподавал в МГУ и Петербургском университетах. Но преподавательская деятельность В.Соловьева закончилась в марте 1881 г. после того как он в лекции призвал помиловать убийц Александра II. Умер в 48 лет.

Соловьев – создатель оригинальной русской идеалистической системы философии и заложил основы русской школы религиозной мысли. Основные идеи философии Соловьева:

1) идея всеединства (единства и целостности всего сущего) занимает центральное место в учении Соловьева. Всеединство – это категория, показывающая единство трех миров: природного, человеческого и божественного. В разработке философии всеединства Соловьев исходит из славянофильской идеи соборности, трансформируя ее в онтологический, всеохватывающий, космический принцип. Эта идея многоаспектна и многогранна. В онтологическом аспекте всеединство выступает как единство бога, человека и космоса («все едино в Боге») и означает единство и согласованность всех частей Вселенной. Идеал всеединства воплощен в Боге. Он есть абсолютное всеединство, «все во всем» (философия пантеизма). Мировой процесс это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству, бесконечный процесс совершенствования. Основные ступени такого восхождения: минеральное, растительное, животное, царство природно-человеческое, и, наконец, царство духовно-человеческое, являющееся царством божьим, представляющим собой единение мира с богом.

2) учение о мировой душе. Мир, который был создан творцом не застыл, он динамичен, постоянно развивается, т.к. несет в себе активное творческое начало – мировую душу. Соловьев признавал существование активного энергетического начала всех изменений в мире. Это особое одухотворенная энергия, которая выступает субъектом всех изменений в мире. Эта идея возникает на личном мистическом опыте, несколько раз в жизни у него были видения Софии – Премудрости Божьей и Вечной женственности.

3) концепция «цельного знания». Через нее реализуется гносеологический аспект всеединства. Оно представляет собой единство трех разновидностей (или уровней) знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и интуитивного (религиозного). Эмпирическое знание раскрывает лишь внешнюю сторону явления. Рациональное – особенности самого мышления. Однако истина не дана человеку ни в опыте, ни в мышлении. Она постигается через интуицию. Она-то и составляет «настоящую, первичную форму цельного знания». Истинное знание есть синтез, единство трех уровней познания, что дает основание для единства науки, религии и философии. Этот синтез он называет теософией.

4) понимание человека как божьего сотворца всеединства, участником бесконечного процесса совершенствования мира. Представляя собой цельный и отдельный организм, человек является субъектом не только исторического, но и космического процесса. Человек не ничтожная песчинка, теряющаяся в мире, а необходимая частица мировой гармонии, истинного всеединства. Он вносит свой вклад в достижение гармонии, утверждая красоту везде: в собственной душе, в человеческих взаимоотношениях, в окружающей природе. Смысл существования человека состоит в выполнении своего вселенского предназначения – в служению Добру, установлению нравственного порядка. Истинным (положительным) мыслитель считал такое всеединство, в котором «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех». Ложное же единство подавляет все, входящие в него компоненты.

5) идея «богочеловечества». В социально-философском учении Соловьева главная идея – раскрытие механизма сближения бога, мира и человечества. Он раскрывает этот механизм в концепции «богочеловечества». Следует различать понятия «богочеловек» и «богочеловечество». Богочеловек – это реальный идеал, образ Иисусу Христа. Богочеловечество – это высшая цель и смысл всего исторического процесса. Первый шаг к нему — это христианское обращение. Второе условие продвижения к богочеловечеству – образование теократии: союза христианской церкви и монархического государства во вселенском масштабе.

Соловьев заявляет об особой роли России в истории, в мировом универсуме. Он видит действие трех сил на трех главных этапах развития мировой истории: начальном, промежуточном и финальном. Первый этап представлен, прежде всего, восточным миром, а также языческой античностью. Второй – западной цивилизацией с ее господством отвлеченных начал. Они находятся между собой в состоянии непрерывного противоборства. Примирить эти крайности и помочь человечеству обрести цельность может третья сила – Россия. Символ культуры Востока, по Соловьеву, является «бесчеловечный бог», а Запада – «безбожный человек». России предстоит задача синтеза, решение универсальной задачи «всеединства».

6) нравственное учение Соловьева._Принцип «всеединства» реализуется в этическом учении Соловьева через идею этического синтеза, который включает в себя три компонента:

а) жалость, сострадание. Но для построения нравственности этого мало. Можно сострадать другим людям, но быть безнравственным воровать, развратничать, и т.п.;

б) стыд – важнейший первоэлемент морали. «Стыжусь, следовательно, существую» – таков нравственный принцип Соловьева. Долой стыд, долой человечность, полагал Соловьев;

в) благоговение. Быть нравственным, значит благоговеть перед добром, быть обеспокоенным перед его судьбой. Самоуспокоенный человек погиб для морали. «Спокойная совесть – изобретение дьявола».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *