Религиозные организации

Правовое положение общественных и религиозных организаций устанавливается на основе ст. 117 ГК РФ, федеральных законов от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Поскольку общественные и религиозные организации являются разновидностью некоммерческих организаций, то они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Анализ судебной практики это подтверждает. В случае возникновения споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности общественными объединениями, они подлежат рассмотрению арбитражными судами.

Правовой статус и цель создания данных организаций обусловливают их отличия от иных видов юридических лиц — субъектов гражданского права. Они сводятся к тому, что поскольку рассматриваемые организации по общему правилу создаются только для удовлетворения духовных либо иных нематериальных потребностей, следовательно, в качестве их участников могут выступать только граждане. Вторым отличием является то, что участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.

Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Таким образом, религиозные организации являются разновидностью религиозных объединений. Они отличаются от религиозных групп тем, что вторые создаются без государственной регистрации.

В уставе религиозной организации указываются: наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; документ об уплате государственной пошлины.

В законе закреплены некоторые ограничения, связанные с созданием религиозных организаций, например, запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также таких религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Основаниями для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются: нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Кроме того, деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

  • См.: п. 4 письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 июня 1995 г. «О некоторыхвопросах, связанных с деятельностью общественных объединений» // ВВАС РФ. 1995. № 7.С. 85. О других вопросах, связанных с деятельность общественных объединений, см.: ПисьмоВысшего Арбитражного Суда РФ от 13 июня 1995 г. № С6-7/03-321 «О вступлении в силуФедерального закона «Об общественных объединениях”» // ВВАС РФ. 1995. № 9. С. 92.

Троицкая М.С.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ КАК ЦЕНТРЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XVIII — НАЧАЛЕ XX в.: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Цель: Изучение историко-правовых особенностей земельно-имущественных отношений в Санкт-Петербурге в XVIII — начале ХХ в.

Методология: Использовались формально-юридический метод, метод сравнительного анализа, историко-правовой метод.

Результаты: Автор обращается к интересной и актуальной теме — историко-правовому аспекту земельно-имущественных отношений в Санкт-Петербурге, бывшем в XVIII — начале ХХ в. столицей Российской империи. В статье рассматриваются особенности формирования земельного права и землепользования в Российской империи, основное внимание уделяется вопросам формирования городского землепользования и землеуправления в XVIII-XIX вв. Автор выделяет основные проблемы законодательного регулирования землепользования и земельно-имущественных отношений в городах Российской империи и в Санкт-Петербурге в частности. Делается вывод, что вплоть до начала ХХ в. в нормативно-правовом обеспечении земельно-имущественных отношений в Российской империи присутствовали многочисленные пробелы и противоречия, что играло негативную роль в управлении земельным имуществом.

Новизна/оригинальность/ценность: Научная значимость настоящей статьи объясняется актуальностью и важностью затронутой в ней темы, практическая значимость — возможностью использования полученных результатов для осмысления происходящих в настоящее время в сфере земельного права и управления земельно-имущественными отношениями процессов.

Ключевые слова: земельно-имущественные отношения, земельное право, землепользование, Санкт-Петербург, городские земли, муниципальное управление.

Troitskaya M.S.

THE LEGAL STATUS OF THE SUBJECTS OF LAND AND PROPERTY RELATIONS

IN ST. PETERSBURG AS THE CENTER OF BUSINESS ACTIVITY OF THE RUSSIAN EMPIRE

IN THE XVIII — EARLY XX CENTURIES: THE HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Methodology: We used a formal legal method, a comparative analysis method, a historical legal method.

Keywords: land and property relations, land law, land use, St. Petersburg, urban land, municipal government.

Вопросы регулирования земельных отношений в крупных российских городах, учитывая высокую стоимость земли и плотность застройки, всегда вызывали особый интерес и органов государственной и муниципальной власти, и сообщества ученых-правоведов.

В условиях современной рыночной эконо-

мики актуализируется потребность в совершенствовании системы управления земельным имуществом, и использование историко-правового опыта управления земельно-имущественными отношениями будет способствовать лишь повышению эффективности современной законодательной и правоприменительной практики.

евразийская

> 1(32)2018 <

адвокатура

В современной ситуации особую актуальность для правовой науки приобретает изучение исторических особенностей земельных отношений в крупных городах Российской империи, в первую очередь — в ее столице Санкт-Петербурге.

Особенности земельно-имущественных отношений в столице Российской империи Санкт-Петербурге изучаются в отечественной юридической науке в общем контексте исследования историко-правовых аспектов земельно-имущественных отношений. Работ по данному направлению не так много, поэтому они представляют большую ценность для исследования интересующей нас проблемы. Следует отметить работы А.Г. Вайтенса , А.С. Сухоруковой , К.Т. Оганесян , Д.Н. Гелетия , Н.В. Киприяновой , Н.А. Проскуряковой и др.

Санкт-Петербург был официально провозглашен столицей Российской империи в 1712 году, спустя 9 лет после своего основания в 1703 г. В течение первой половины XVIII века он достаточно быстро превратился не только в политический, но и в культурный и деловой центр Российской империи. Естественно, что это обстоятельство предопределило и особую ситуацию в сфере земельно-имущественных отношений в Санкт-Петербурге.

Попытки упорядочить управление земельными ресурсами Российской империи начались еще во время правления императора Петра I, основавшего Санкт-Петербург. Именно в этот исторический период началось формирование земельно-правового строя России, который продолжал совершенствоваться в течение XVIII-XIX вв. В 1712 г. Петр I издал Генеральный план Санкт-Петербурга. Согласно плану строительство столицы Российской империи предполагалось в соответствии с европейскими стандартами, что предопределило введенный Петром I запрет на возведение в Санкт-Петербурге деревянных строений. Затем Петр I ввел запрет на возведение каменных жилых строений во всех городах страны за исключением Санкт-Петербурга, подчеркивая тем самым особый статус столицы. Однако основное внимание в XVIII в. уделялось в первую очередь регулированию архитектурного облика Санкт-Петербурга.

Если говорить о земельно-имущественных отношениях, то они предопределялись общей спецификой социально-экономического и политико-правового развития Российской империи в рассматриваемый период. Можно согласиться с точкой зрения о слабой дифференциации города и деревни в России XVIII века . Аграрный

характер российской экономики определял и земельно-имущественные отношения в городах империи.

Еще в Соборном уложении 1649 года предусматривалось выделение земель городам для хозяйственных нужд. Особое внимание уделялось выгонным землям, причем даже в случае занятия их знатными лицами выгонные земли отбирались у последних и вновь возвращались городским поселениям. 25 мая 1766 г. была принята Инструкция межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам, официально закрепившая статус корпоративного владения землями за жителями городов Российской империи.

Выделение в собственность городов особых выгонных земель положило начало формированию городского землевладения. В «Жалованной грамоте городам», датированной 1785 г. и составленной уже после генерального межевания, было впервые введено понятие городского общества как собственника земельных угодий города . Тем не менее, регулирование земельно-имущественных отношений в Российской империи оставалось относительно неразвитым и в первой половине XIX века.

В 1870 году было принято Городовое положение, в котором подчеркивалось функциональное разнообразие земель, используемых городским обществом. Теперь городские земли могли использоваться не только для выгона скота, но и для дальнейшего расширения за счет строительства новых домов, для вынесения вредных или опасных предприятий и объектов, для открытия новых фабрик, заводов, рынков. В зависимость от наличия в собственности недвижимости на территории города и уплаты с нее оценочного сбора ставилось и избирательное право горожан, что, по мнению ряда исследователей, было скорее негативным явлением .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербург как столица Российской империи стремительно развивался на протяжении всего XIX века, превратившись в один из крупнейших европейских городов, серьезный экономический и культурный центр. Естественно, что рост деловой активности в российской столице сказывался на ситуации с земельно-имущественными отношениями. На рубеже XIX-ХХ вв. развитие промышленности и торговли привлекает в города выходцев из перенаселенной сельской местности Центральной России. Индустриальный подъем способствовал существенному увеличению численности населения Санкт-Петербурга, что привело к уплотнению центра города и, как следствие, к росту цен, заселению мансардных и

> 1(32)2018 <

цокольных этажей. В то же время городские окраины из-за отсутствия транспортной инфраструктуры оставались слабозаселенными и слаборазвитыми, с дешевой недвижимостью.

Серьезным препятствием для развития инфраструктуры Санкт-Петербурга в рассматриваемый период был особый статус многочисленных объектов недвижимости, принадлежавших императорской фамилии и правительственным учреждениям, поскольку они освобождались от налогообложения. В 1880 г. был принят План урегулирования Санкт-Петербурга, который предоставлял градоначальнику право самостоятельного выбора земельных участков для размещения новых промышленных предприятий. Однако централизованный контроль над строительством новых зданий в Санкт-Петербурге отсутствовал.

С принятием Плана урегулирования 1880 года активизировалось отчуждение находившейся в частной собственности земли в пользу города, что было связано с необходимостью пробивки новых и расширения уже существующих улиц. Отчуждение осуществлялось тремя путями — по взаимному согласию, посредством обмена имущества на имущество и в принудительном порядке, т. е. посредством выкупа по установленной цене.

Анализ характера отчуждения земель в Санкт-Петербурге показывает, что у властных структур присутствовало разное отношение к отчуждаемым землям, что зависело от формы собственности на земельные участки. Например, отчуждение земель для строительства объектов транспортной инфраструктуры сопровождалось занижением цены на муниципальные земли, несмотря на негативную реакцию со стороны городской управы.

Наиболее часто разногласия между муниципалитетом и собственниками земельных участков возникали по вопросу о стоимости отчуждаемой земли и размере предоставляемой за нее компенсации. Для разбора конфликтных ситуаций создавались оценочные комиссии, которые в некоторых случаях подтверждали занижение цен на земельные участки, отчуждаемые в пользу муниципалитета . Процесс отчуждения земельных участков в пользу города начинался с оценки Городской Думой предназначенного к отчуждению участка, после чего его собственнику выплачивалась компенсация.

Если собственник земельного участка не был согласен с размерами компенсации, определение по делу выносилось Министерством внутренних дел, после чего определение передавалось в Особое присутствие по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ Государствен-

ного совета. В период с 1905 по 1917 г. Особым присутствием было рассмотрено до 5 тыс. дел о принудительном отчуждении .

Подводя итоги статьи, необходимо отметить, что к началу ХХ в. нормативно-правовые основы управления земельно-имущественными отношениями в Санкт-Петербурге не были проработаны должным образом, содержали многочисленные противоречия и пробелы, что негативно сказывалось на развитии города и городской инфраструктуры. Главными особенностями, характеризовавшими сферу землеуправления и землепользования в дореволюционном Санкт-Петербурге, оставались отсутствие единой нормативной базы и единого порядка распределения земель, нарушение прав собственников земельных участков при их отчуждении, ущемление интересов муниципальных властей при отчуждении земель в государственную собственность.

Отчуждение земельных участков в пользу города также сталкивалось с недовольством их собственников размерами предлагаемых компенсаций. Можно говорить об отсутствии системного подхода к проблеме управления городскими землями в XIX — начале ХХ в. Органы государственного и муниципального управления не имели единых представлений о путях развития городского землепользования, что порождало спорные ситуации и недовольство населения. Вследствие масштабных политических трансформаций, произошедших в жизни России в 1917 году, упорядочение земельно-имущественных отношений в городе и стране в целом было осуществлено уже в новых политико-правовых условиях и в новой системе координат.

Пристатейный библиографический список

4. Лен К.В. «Городовое положение» 1870 г. сквозь призму истории российской провинции // Научный диалог. 2014. № 5 (29). С. 6-16.

5. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи: (XVIII — начало XX в.). Т. I. СПб., 1999.

евразийская

> 1(32)2018 <

адвокатура

7. Проскурякова Н.А. Ипотека в Российской империи. М.: Издательский дом ВШЭ, 2014.

References (transliterated)

3. Kiprijanova N.V. Zemel’naja sobstvennost’ kupcov v gorode konca XVII — serediny XIX v. (k postanovke prob-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

lemy) // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2009. № 2. S. 59-72.

4. Len K.V. «Gorodovoe polozhenie» 1870 g. skvoz’ prizmu istorii rossijskoj provincii // Nauchnyj dialog. 2014. № 5 (29). S. 6-16.

5. Mironov B.N. Social’naja istorija Rossii perioda imperii: (XVIII — nachalo XX v.). T. I. SPb., 1999.

7. Proskurjakova N.A. Ipoteka v Rossijskoj imperii. M.: Izdatel’skij dom VShJe, 2014.

АГ

«Адвокатская газета» — корпоративное издание нового типа, появление которого обусловлено коренными переменами, произошедшими в адвокатском сообществе России после принятия Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Являясь органом Федеральной палаты адвокатов РФ, издание не преследует цель выступать в роли указующего или направляющего перста, представляя интересы той или иной части корпорации или группы лиц, а позиционирует себя как выразитель интересов всей российской адвокатуры. Принципиальное значение при этом имеет

закрепленная Законом организация адвокатского сообщества, основанная на обязательном членстве каждого адвоката в адвокатской палате субъекта федерации, являющейся в свою очередь членом ФПА РФ. Рассматривая в качестве высших ценностей адвокатского сообщества заложенные в Законе принципы независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов, газета оценивает события государственной и общественной жизни и действия тех или иных лиц с точки зрения соответствия данным принципам. Выступая органом корпорации юристов-профессионалов, газета рассматривает профессионализм как главное качество адвоката и уделяет первостепенное внимание проблемам учебы и практического опыта коллег в различных отраслях права.

Основными направлениями издания являются:

— оперативное информирование о деятельности и решениях ФПА;

— освещение взаимоотношений адвокатуры с государственными и общественными институтами;

— освещение корпоративной жизни адвокатских палат;

— рассказ о созданных адвокатами прецедентах в национальной и международной судебной практике, публикация наиболее интересных решений судов;

— ответы на вопросы, волнующие адвокатов и адвокатские образования;

— взаимодействие с информационными изданиями адвокатских палат;

— поддержка общественно значимых инициатив адвокатов и адвокатских образований;

— информирование о наиболее важных событиях из жизни иностранной адвокатуры, о сотрудничестве российских и зарубежных адвокатских образований и адвокатов.

  • Особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций
  • Общественные объединения и их организационно-правовые формы
  • Налоговые льготы для некоммерческих организаций
  • Цены, сроки и условия регистрации некоммерческих организаций

Религиозной организацией (РО) признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание,

  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,

  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Виды религиозных организаций

В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на:

  • Местные (учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией).

  • Централизованные (религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них).

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Правовое регулирование РО осуществляется Гражданским Кодексом РФ (далее – ГК РФ), ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.

Так, в Законе о регистрации закреплено, что государственная регистрация РО проводится в специальном порядке. Органом, осуществляющим государственную регистрацию РО, является Министерство Юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России) или его территориальные органы.

Документы, предоставляемые для государственной регистрации религиозной организации

  1. заявление о регистрации;

  2. список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

  3. устав религиозной организации;

  4. протокол учредительного собрания;

  5. документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

  6. сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

  7. сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

  8. документ об уплате государственной пошлины.

Бесплатная консультация по телефону

Вы не прошли валидацию

Отправить Это самый простой и быстрый способ узнать все интересующие Вас вопросы.

Порядок регистрации религиозной организации

Стадии процесса государственной регистрации религиозных организаций закреплены в положениях ст.11 ФЗ №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».

Заявление о государственной регистрации религиозной организации, рассматривается в месячный срок со дня представления документов, указанных выше. В иных случаях Минюст России (его территориальные органы), вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается Минюстом России.

На основании принятого Минюстом России или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Минюст России или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы религиозных объединений

Религиозные объединения могут создаваться в 2 формах:

Религиозная группа – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Здесь следует подчеркнуть, что помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Образование религиозной группы не требует государственной регистрации.

Религиозная организация – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Следует отметить, что Правительством РФ подготовлен и в марте 2014 года внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и признании утратившими силу положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым в целях совершенствования законодательства, регулирующего правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций отменяется требование о подтверждении 15-летнего срока существования религиозной группы на данной территории для ее государственной регистрации в качестве религиозной организации по причине несоответствия названного требования положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, в проекте закона предусматривается изменение порядка уведомления о создании религиозной группы. Такое уведомление будет представляться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере государственной регистрации религиозных организаций, а также предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме (статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), дублирующую информацию о продолжении своей деятельности (статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации

Инна Загребина адвокат, главный редактор Журнала «Юридическое религиоведение»

Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством. На территории нашей страны проживает множество народов со своими традициями и верованиями и как следствие религиозный фактор оказывает заметное влияние на общественные процессы и занимает все более важное место в жизни общества. В связи с этим в последнее время звучит все больше вопросов. Закреплен ли в законодательстве термин «секта» и кто такие «сектанты»? Существует ли в России «главенствующая» религия и есть ли в законе понятие «традиционные религии»? Каким религиозным организациям дано право исповедовать свою религию и распространять свои религиозные убеждения, а каким запрещено? Градация конфессий: правовая норма или исторический пережиток прошлого?

Чтобы разобраться во всех этих вопросах давайте обратимся в первую очередь к основному закону нашей страны – Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, у каждого человека независимо от принадлежности к какой-либо религии есть право исповедовать свою религию, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, как индивидуально так и совместно с другими.

Право на совместное вероисповедание реализуется гражданами путем создания религиозных объединений.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

При этом религиозные объединения могут создаваться только в форме религиозных групп или религиозных организаций. Каких-либо других установленных законодательством форм, например «секта» или «традиционная религия» не существует.

Религиозная группа. В соответствии со ст. п. 1 ст.7 указанного выше Закона религиозной группой признается добровольное объединении граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации.

Таким образом, добровольное объединение граждан, осуществляющее свою деятельность без образования юридического лица в соответствии с вышеуказанным законом признается религиозной группой.

Существенным признаком религиозной группы является то, что это религиозное объединение действует без государственной регистрации.

При этом Закон не устанавливает и не ограничивает численность группы. Это могут быть как 2 человека, так и 2000 человек.

Исходя из указанной выше нормы – закон не содержит требования об обязательной регистрации. Государственная регистрация является правом, а не обязанностью религиозного объединения.

Государственная регистрация связанна исключительно с приобретением правоспособности юридического лица и ее никак нельзя рассматривать как разрешение на деятельность. Иначе это бы вступало в противоречие с 28 статьей Конституции РФ. Поскольку гарантированное статьей 28 Конституции право на совместное вероисповедание является непосредственно действующим, и не связано с какой-либо регистрацией.

Так же следует особо отметить, что в силу все пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», все без исключения религиозные группы обязаны подавать уведомления в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы о начале и продолжении своей деятельности. Следует отметить, данная норма подразумевает не право, а обязанность религиозных групп.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Помещения, предоставляемые религиозной группе могут быть как жилые, так и нежилые, находящиеся в собственности, пользовании ее участников.

Следует иметь в виду, что поскольку религиозная группа не является юридическим лицом, то она не может быть стороной в гражданском правоотношении. То есть не может от своего имени заключать какие-либо договоры. Поэтому в данном случае договор может быть заключен от имени одного или нескольких участников религиозной группы.

Соответственно группа, не являющаяся юридическим лицом не может иметь имущества находящегося в ее обособленной собственности. Имущество необходимое для деятельности группы может находиться в собственности одного либо нескольких ее участников.

Религиозная группа имеет право беспрепятственно совершать богослужения и другие церемонии, обучение религии своих последователей и для этого никакого уведомления не требуется. Как показывает практика, религиозные группы часто сталкиваются с требованиями правоохранительных органов указывать свое вероисповедание при осуществлении своей деятельности. В п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено, что сведения о вероисповедании должно содержаться в наименовании религиозной организации и религиозная организация обязана указывать свое полное наименование (включающее в себя указание о вероисповедании) при осуществлении своей деятельности.

Стоит обратить внимание, что требование адресовано к религиозным организациям, а не к религиозным объединениям вообще. И подобные требования к религиозным группам закон не предъявляет. Поэтому требования правоохранительных органов следует рассматривать как необоснованные. Однако в целях предупреждения возможных конфликтных ситуаций религиозной группе не следует уповать на подобный пробел в законодательстве и при осуществлении своей деятельности стоит указывать свое вероисповедание. По крайней мере, из-за того, чтобы не было возможности обвинить религиозную группу в обмане или сокрытии своего вероисповедания.

Религиозные организации

В соответствии со ст. 8 Закона религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Законодательством установлены следующие виды религиозных организаций:

1. Местная религиозная организация — религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. 2. Централизованная религиозная организация — религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. 3. Учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Процедура создания религиозной организации подробно регламентирована. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Особо стоит отметить, что право на учреждение местной религиозной организации признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут являться только участниками религиозной организации.

Согласно ст. 10 Закона религиозная организация действует на основании Устава, который утверждается ее учредителями или централизованной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.

Касаясь прав и условий деятельности религиозных организаций, в первую очередь необходимо отметить, что статья 15 Закона о свободе совести закрепляет общее правило о том, что религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Особо оговаривается, что государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Особо отметим так называемые исключительные права религиозных организаций:

согласно п. 2 ст. 17 Закона религиозные организации имеют право учреждать организаций, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения;

согласно п. 1 ст. 19 Закона религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют право создавать учреждения профессионального образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала. Учреждения профессионального религиозного образования подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности в установленном законом порядке;

в соответствии с п. 2 ст. 20 Закона религиозные организации имеют право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной, деятельностью в данных организациях;

Следует отметить, что в силу указания п. 5 ст. 21 Закона на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

Также религиозные организации вправе:

  • основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
  • беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях;
  • по просьбам граждан, находящихся в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в специально отведенных администрацией названных учреждений помещениях. При этом проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства;
  • в порядке, допускаемом законом осуществлять богослужения, другие религиозные обряды и церемонии для военнослужащих;
  • производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
  • осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;
  • создавать для реализации своих уставных целей и задач культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;
  • устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан;
  • иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры;
  • осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ;
  • Стоит отметить, что поскольку религиозные организации являются некоммерческими организациями то законодательством предусмотрены следующие ограничения: в соответствии с ч. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям; прибыль, получаемая религиозной организацией от предпринимательской деятельности не может распределяться между членами организации, а используется лишь на уставные цели; в соответствии с ч. 2 ст. 11 и ч. 2 ст. 14 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» религиозные организации не могут быть учредителями и членами товарных бирж;
  • в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры с работниками.

В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, закрепленных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», необходимо отметить:

  • запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3)
  • указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3);
  • запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания (ч. 6 ст. 3);
  • освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ч. 7 ст. 3), и др.

Особо стоит отметить, что воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса РФ. Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что, проделав небольшой анализ законодательства регулирующего права на свободу совести, мы нигде не встретились с термином «секта» или «традиционные религии». Но, более того, мы увидели, что законодательством закреплено только две формы религиозных объединений: религиозные организации и религиозные группы. А это означает, что все религиозные организации будь то организация православного, католического, протестантского или какого иного толка, не имеют какого либо привилегированного статуса. Но все без исключения отделены от государства и равны перед законом. И исключений в законе нет.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *