Религиозные верования в Египте

Особенности египетского менталитета

Что-то из этих традиций нам совсем не понять, а что-то, наоборот, найдет у россиян душевный отклик.

Они ходят в гости за полночь

Родственники и друзья в Египте часто навещают друг друга, причем эти встречи обычно приходятся на поздний вечер. Гости могут засидеться до 12 ночи, самые близкие, особенно в выходные и в Рамадан, — до 2–3 часов ночи. Если это не оговоренный заранее торжественный ужин, гостям обычно предлагают напитки, максимум небольшие закуски. Большую часть времени египтяне не едят, а оживленно обсуждают все на свете, спорят, шутят — чистое эпикурейство. Если в гости приходит иностранец, то его, напротив, стараются накормить всеми возможными традиционными блюдами, отказываться от которых неприлично.

Они могут пустить переночевать незнакомца

В некоторых районах Верхнего Египта любой путник, попросившийся переночевать у местного жителя, тут же будет приглашен в дом, накормлен и уложен спать, но только при наличии в этом доме специальной гостевой комнаты, расположенной отдельно от других помещений, чтобы не смущать женскую половину дома.

Они заказывают доставку всего и везде

В любое время суток в большинстве жилых районов крупных городов можно заказать доставку продуктов, готовой еды и лекарств на дом. Даже маленькие магазинчики зачастую работают круглые сутки (или по крайней мере до 3 часов ночи) и за небольшую плату ($0,5) или даже бесплатно готовы осуществить доставку на дом. В дневное время можно также заказать доставку билетов, косметики, одежды, мебели и т. п. Кроме того, многие египтяне в связи с кризисом покупают вещи у перекупщиков, привозящих товар из-за границы и продающих по цене ниже, чем в торговых центрах.

То, что можно сделать сегодня, они отложат на завтра

Одно из самых популярных выражений в Египте — «букра» («завтра»). Египтяне, как и многие другие мусульмане, верят, что все в руках Бога. Однако в Египте эта вера доходит до предела: то ли жаркий климат, то ли природная расслабленность приводят к тому, что обещанные действия раз за разом откладываются на потом. Добиться выполнения обещанного обычно бывает очень трудно, а иногда вообще невозможно. Египтянин редко откажет в услуге, однако не факт, что за словами последует дело.

Они толерантны

В Египте проживает большая коптская община, а также много иностранцев, приехавших на работу или состоящих в браке с местными. В всех городах можно найти церкви, особенно много их в Каире и Александрии. Мусульмане и христиане часто дружат на протяжении всей жизни, вместе отмечают религиозные праздники друг друга.

Даже в пределах одной религии люди могут иметь разные взгляды на отдельные моменты и при этом оставаться друзьями. Часто можно увидеть подружек, одетых совершенно по-разному: одна в длинной юбке и плотно завязанном платке, другая в джинсах, тунике и тюрбане, третья в майке с короткими рукавами и без платка. При этом браки между египтянами разных религий — явление крайне редкое (в отличие от браков с иностранками).

Они всей страной красят яйца на Пасху

Египтяне верят, что многие блюда, считающиеся традиционными в других странах, на самом деле произошли из Египта. Например, армянская долма произошла от египетского блюда уара’а аль и’наб («виноградные листья»). Ленивые голубцы, перцы с рисом и мясом и вообще любой овощ, фаршированный рисом, — отражение египетского блюда махши. И даже традиция красить яйца на Пасху уходит корнями в древнеегипетский праздник весны Шам-эн-Нессим («цветочный аромат»). И по сей день египтяне вне зависимости от вероисповедания красят яйца с помощью луковой шелухи и красной свеклы в первый понедельник после коптской Пасхи (Коптская православная церковь — христианская церковь Египта, не входит в семью православных церквей византийской традиции. — Прим. ред.).

Они редко разводятся

Хотя современная молодежь часто практикует отношения вне брака, в итоге подавляющее большинство создает семью. Без оформления брака египетской паре практически невозможно снять квартиру и даже остановиться в большинстве отелей. Приличная семья никогда не отпустит свою дочь с мужчиной без дополнительного сопровождения в лице брата / мамы в поездку за границу или даже в другой город, даже если уже состоялась помолвка. Мужчины обычно женятся ближе к 30 годам, когда накопили достаточно средств для обеспечения семьи. Девушки подходят к браку осознанно, выбирая ответственного и зрелого спутника, но стараются успеть сделать это до 30 лет. И развод здесь — самое последнее средство решения проблем.

Они одинаково обожают всех детей

Детей здесь любят и балуют, что не всегда им идет на пользу: они могут не спать допоздна, есть и пить, что захотят. Сделать аборт не по медицинским показаниям при наличии официального мужа — большой позор, какими бы напряженными ни были отношения между супругами и каким бы ни был семейный доход. Детям стараются дать лучшее образование, продавая квартиры и землю, чтобы отправить на учебу за границу или в престижный местный университет. Детские дома существуют, но туда обычно попадают дети, рожденные вне брака, либо сироты, оставшиеся не только без родителей, но и без единого родственника, готового взять на себя воспитание.

В случае развода, даже если мужчина не очень обеспечен, он будет сражаться за право опеки над детьми до последнего, хотя закон в этом случае обычно на стороне матери (дети остаются под опекой матери-мусульманки до 15 лет, при этом отцу разрешается видеться с детьми минимум раз в неделю).

Они делят вместе беду и радость

Когда у кого-то случается горе, человека не оставляют одного, его навещают все друзья и родственники, разговаривают, поддерживают, помогают по дому. Однако друзья познаются не только в беде, но и в радости. Египтянин с удовольствием поделится и счастьем, пригласив на свадьбу всех родственников, друзей, коллег по работе и соседей (количество гостей может начинаться от 200 и доходить до 1000 человек). Большинство египтян умеют радоваться тому, что имеют, независимо от профессии и достатка.

У них популярны семейные дома

К пожилым людям относятся с почтением, стараются навещать их как можно чаще; особенно сильно привязаны египетские мужчины к своим мамам. Они могут звонить им по нескольку раз в день, рассказывать обо всем, что с ними происходит, и неустанно признаваться в любви. Большинство молодых семей живут отдельно, тем не менее довольно популярны так называемые семейные дома, когда вся семья живет в одном доме, но на разных этажах.

О мужьях-египтянах: к чему готовиться

Что такое Египет? Это пирамиды, Красное море и луксорские дворцы, в которых снимали «Мумию». Это, конечно, непревзойденного качества хлопок и анисовый чай – великолепный на вкус и помогающий от простуды. А еще Египет – это египтяне. Мужчины-египтяне, за которых наши соотечественницы и другие иностранки выходят замуж. Чем же они такие особенные?
Преимущественно настоящие
Если дома «настоящих мужчин» по пальцам перечесть, то здесь их большинство. Сильный мужчина, решающий все проблемы семьи и берущий на себя всю ответственность (в том числе и по содержанию семьи), – это не повод для изумления и восхищения. Это норма. Дело в том, что по Корану мужчина обязан содержать жену и детей. Это его основная обязанность и священный долг перед Богом. Если он этого по каким-то причинам не делает, это позор для него и для его семьи. Уважать такого мужчину никто не будет. Впрочем, дело не только в Коране, ведь египтяне-копты точно такие же. Дело, конечно же, в менталитете и традиционном распределении ролей в семье. Привыкшие к мужской расхлябанности, пьянству и нерешительности на родине, туристки быстро подпадают под чары сильных мужчин. Многие довольны, но и жалобы у всех довольно типичные.
«Как я сказал, так и будет!»
Поскольку мужчина содержит семью, то именно за ним последнее слово при принятии решения «покупать – не покупать», сколько покупать и где покупать. Если вы вышли замуж за щедрого мужчину, которому ничего не жалко для жены и детей, можете радоваться. Если вы связали свою жизнь с человеком, которому нравится каждые три месяца менять машину (и при этом экономить на чем-то еще), получается не так уж радужно.
Впрочем, мужское главенство будет простираться гораздо дальше финансовых вопросов. Мужчина будет вникать в самые разные вопросы (например, касающиеся воспитания ребенка), и за ним всегда будет оставаться главное слово. Конечно, вы можете спорить и отстаивать свое мнение. Учитесь умению убеждать – Карнеги в помощь!
Ушла – изволь отчитаться
Сильный мужчина – это мужчина, который все держит под своим личным контролем. Большинство мужей требует, чтобы жена позвонила им на работу и отчиталась, даже если пошла с подругой в кафе или повела на прогулку ребенка (не во двор, а, к примеру, на соседнюю улицу). Наших женщин необходимость отчитываться о каждом шаге почти всегда раздражает, хотя мужчины объясняют это заботой и беспокойством о любимой жене. Впрочем, можно и позвонить. Чего не сделаешь, чтобы супруг был спокоен?..
Принеси-подай
Как ни крути, распределение ролей в египетском обществе вполне определенное: мужчина – добытчик, женщина – кухарка и нянька. Это значит, что, придя домой, египтянин и пальцем не пошевельнет. Если жена дома, он не сделает себе даже чашку чая. Ни о какой помощи вроде помыть посуду, пропылесосить, вытереть пыль, вымыть пол даже не мечтайте. «Принеси-подай» — одна из основных задач женщины.

Конечно, муж будет помогать вам по дому во время беременности и после родов, а скорее всего, это сделает его мама или сестра, которые на первые несколько недель после родов приедут к вам домой и будут все делать по хозяйству.
Что такое хорошо и что такое плохо для мамы
«В детский сад ребенка отдает только плохая мать», — вот что вы услышите от египтян. Хорошая мать вплоть до школы возится с ребенком, и только плохая мать отдает кроху в сад, чтобы «избавиться» от него. «Мать может уставать от своего ребенка? Какие глупости! Это плохая мать!» – скажет вам любой житель страны фараонов. Разумеется, есть исключения. Во-первых, если женщина рожает второго ребенка. Во-вторых, если женщина идет работать. Но отдать в детский сад первенца раньше 2-3 лет – почти всегда проблема (даже если в семье есть деньги на хороший садик).
Отелло отдыхает
Египтяне – народ горячий, эмоциональный, вспыльчивый, ревнивый. Забудьте о том, что на родине вы водили дружбу с мужчиной-коллегой или ходили в кино с бывшим однокурсником. Дружбы между мужчиной и женщиной не существует, — скажет вам любой египтянин. Поэтому готовьтесь общаться только с подружками. Большинство друзей мужа вы и знать-то не будете, потому что парами здесь также практически не общаются. «Девочки» проводят время с «девочками» (и детьми в придачу), «мальчики» — с мальчиками». Исключение – это, конечно, родственные посиделки.
Встречают по одежке – наряжают по традициям
Если до свадьбы вы плавали в бикини и расхаживали по городу в шортах и майке, с замужеством ситуация неминуемо (в 95%) изменится. Во-первых, с того момента, как вы станете женой египтянина, он несет за вас ответственность, а значит, и за ваш внешний вид. Ходить в шортах и майке в Египте неприлично, равно как и купаться в купальнике.
Позволять жене разгуливать по улице практически в чем мать родила – это позор для египтянина. Поэтому, скорее всего, он выдвинет вам рамки внешнего вида. Никаких купальников, декольте, коротких юбок и шорт. Это минимальное требование. Если ваш муж правоверный мусульманин (а таких здесь большинство), он может запретить вам короткий рукав вообще (максимум, что вы можете себе позволить, – это рукав три четверти). Из юбок разрешается только макси (до щиколоток), из брюк – только брюки (то есть никаких бриджей, капри и прочего). Купаться можно в футболке и удлиненных шортах (поверьте, по сравнению с буркини – это более чем демократичный вариант).
Платок – вопрос важный, но более второстепенный, чем внешний вид в целом. Наши женщины соглашаются на «ишарб» меньше, чем в половине случаев. Египтяне это терпят, хотя и периодически говорят о том, что платок необходим.
Религия – важнейший вопрос
В Египте слово «религия» – не пустой звук, который в России большинство людей слышит лишь дважды в год – на Рождество и Пасху. Египтяне соблюдают религиозные нормы, которые для большинства из них (примерно 90% населения страны) прописаны в Коране. Впрочем, христиане-копты (10%) не менее религиозны. Если вы выходите замуж за мусульманина, то должны знать, что мусульманин не может жениться и жить с христианкой. То есть вам все равно (рано или поздно) придется принять ислам. Если вы этого не сделаете, муж, скорее всего, с вами разведется, поскольку с возрастом, по мере приближения к смерти, люди становятся более религиозными, и супруг захочет решить этот вопрос до того, как предстать перед Богом.
Что самое главное в исламе? – нередко спрашивают меня знакомые. Во-первых, молиться пять раз в день. Делать это не обязательно в мечети. По словам Пророка Мухаммеда, лучшее место для молитв женщины – собственный дом (точнее, спальня). Во-вторых, необходимость соблюдать пост (не есть и не пить от рассвета до заказа в течение всего месяца Рамадана). В-третьих, соблюдать правила внешнего вида и шариата в целом (например, целиком отказаться от потребления алкоголя).
Привыкнуть к особенностям египетского менталитета и арабской культуры в целом – задача не одного года жизни у Красного моря. Как и везде — есть свои плюсы и минусы, о которых всегда лучше узнать заранее, чем изумляться потом. Хорошего у египтян тоже очень немало. Они романтичные, веселые, непьющие, на первое место в жизни ставят семью и очень любят детей. А купальник?.. Разве бикини — это главное в жизни?..

Древнеегипетская религия

Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:

Идеограмма

Животные утка собака гриф крокодил «зверь Сета» ибис кобра заяц сокол
Божества Геб Инпу Мут Себек Сет Тот Уаджит Унут Хор

Быки и коровы

Богиня-небо в виде коровы: Божества-быки:
Нут Мер-Ур
Хеп

Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные виды быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога: 1) полное тождество 2) бык (корова) как земное воплощение божества 3) как атрибут божества. Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ; центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).

  • боги принимавшие образы быков — Атум, Осирис;
  • богини-коровы — Ихет, Метуер, Нут, Хесат, Хатхор;
  • божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);
  • боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис.

Гиппопотам

В некоторых мифах — враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов.

Змея

Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи. Под землёй бога Ра подстерегает бог тьмы Апоп. Его египтяне представляли в виде змея.

Крокодил

Весь период истории Древнего Египта в различных областях почитались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.
Основные центры культа в Верхнем Египте — I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос), IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы), XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).

  • с формированием культа антропоморфных богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он считался их воплощением на земле — Себек, Себектет;
  • зооморфные черты крокодила были у чудовища Амимит;
  • в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов.

Лев, кошка

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шезметет. Их культ носил локальный характер. Львы символизировали могущество и мощь богов и фараона.

Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер — страж горизонта, бог вчера и завтра). Бастет, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками.

С образом Льва были связаны Ра, Гор, Амир и др. В Древнем Египте лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня.

Сокол (или ястреб)

Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.

  • основное божество-сокол — Гор (греч. соответствие по Геродоту — Аполлон).
    • его ипостаси: Харвер (греч. Хароерис), Гарпократ, Гармахис, Хорахти, Хор Бехдетский, Хор-Сематауи, Хор Хекенский и др.
    • отождествления Хора —
      + Ра → Ра-Хорахте, Хоремахет, Хор-па-Ра;
      + Амон + Ра → Амон-Ра-Хорахти
      + Монту + Ра → Монту-Ра-Хорахти
  • прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) — Монту, Немти, Сопду.

> Мифология Основная статья: Мифология Древнего Египта

Погребальный культ

Основная статья: Древнеегипетские погребальные обрядыЦеремония отверзения уст на папирусе ХунефераФрагмент папируса Ани с изображением суда Осириса. На весах лежат сердце и перо Маат. Британский музей

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели к возникновению культа умерших, прошедшему через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времён, первоначально олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида, а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом — символом жизни — в одной руке и скипетром — в другой.

Мумификация

Исида, Анубис и Нефтида совершают обряд над мумией. Роспись в гробнице TT335 Нахтамона. Период правления Рамсеса II

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего, проводившаяся жрецами определённого сана. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обёрнутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определённые успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щёки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался антропоморфной формы.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Концепция души

Основная статья: Концепция души (Древний Египет)

Представления о душе менялось со временем от Древнего до Нового царств. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей:

  • ба (bʒ) — духовная сущность (покидает тело и бродит по миру, вселяясь в разных животных) в виде птицы с головой человека;
  • ка (k3) — двойник, жизненная сущность (живёт в статуе гробницы и питается подношениями), черты характера или судьба человека.
  • хат (ẖt) — физическое тело, не способно жить без Ка.
  • сах (saḥ) — духовное тело, «священные останки» после мумификации.
  • рен (rn) — имя, личность, жизненный опыт (бывает даже у богов).
  • шуит (šwt) — тень
  • ах (3ḫ — «сияющий») — реальный дух (путешествовал в загробном мире и вкушал его радости) изображался ибисом с хохолком, человек обретает ах после ритуала отверзания уст.
  • сехем (sḫm) — объединённые духи покойного, успешно прошедшего переход в загробный мир.
  • иб (jb) — сердце

Монотеизм в древнеегипетской религии

С точки зрения современного религиоведения, древнеегипетская религия является сугубо политеистической. Тем не менее, существует известная путаница между понятием монотеистических тенденций, выделением главных богов, и монотеизмом.

Часто повторяется точка зрения, что древнеегипетская религия, лишь по причине наличия в ней главных богов, коим, безусловно, являлся Амон, является уже по сути монотеистической, или была монотеистической неявно. Иногда утверждается, что даже культы некоторых из ранних богов вроде Хора, Ра, Осириса, Птаха были по факту монотеистическими, и всё множество древнеегипетского пантеона богов сводится к почитанию всего нескольких или одного из них.

Многие египтологи и историки XIX—начала XX века и строили весьма сложные теории так называемого «Египетского монотеизма», в некоторых из которых постулировалось, что египетский пантеон всегда представлял только одного бога, а разделение его на разных богов с разными функциями было нужно лишь для лучшего понимания религии простыми людьми. При отсутствии монотеистической предвзятости, все теологические и лингвистические вопросы касательно монотеизма в древнеегипетской религии разумно объясняются в контексте имевших место монотеистических тенденций.

Интересно, что все теории о древнеегипетском монотеизме в той или иной мере связаны со специфичным и характерным для ранней европейской египтологии подходом к изучению египетской культуры, начало которому положил Марсилио Фичино, стремившийся объединить богословие (а особенно христианское откровение), магию и науку. После распространения его идей, появились авторы, предпринимавшие попытки заполнить религиозный пробел (провести прямую связь) между Египтом и Израилем (а далее — Христианством), постулируя изначальный и неявный, скрытый монотеизм в древнем Египте, впоследствии якобы перешедший в Израиль.

Эхнатон с Нефертити поклоняются Атону

Атонизм

Основные статьи: Атон и Атонизм

В XIV веке до н. э. значительные религиозные реформы проводил Аменхотеп IV (Эхнатон), который ввёл культ Атона, относительно которого среди религиоведов XX века также разгорались споры. Одни полагали, что это монотеистический культ, а другие считали его политеистическим.

Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» высказал мнение, что культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).

Другие считают, что Эхнатон практиковал единый культ (генотеизм или монолатрия) Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам, кроме Атона. Реформа Эхнатона была не только религиозной, но также культурной, всеохватывающей, созданной инициативой самого Эхнатона.

После смерти Эхнатона Египет снова возвратился к политеизму с главным божеством Амоном-Ра.

См. также

  • Африканские традиционные религии
  • Список египетских богов
  • Древнеегипетская Книга мёртвых
  • История Древнего Египта
  • Жречество Древнего Египта
  • Древнеегипетская философия
  • Числа в египетской мифологии

Примечания

  1. Assmann, 2001, p. 11.
  2. Эль Алави, Мохамед Эль Саиед Эль Саиед Образно-стилистическое своеобразие анималистической пластики Древнего Египта : Дис. … канд. искусствоведение : 17.00.04 Ленинград, 1984
  3. Город в I-ом номе Нижнего Египта.
  4. Город в XIII номе Нижнего Египта.
  5. Город в IV номе Верхнего Египта.
  6. Геродот. История II 144, 156
  7. Иван Рак. Мифы и легенды Древнего Египта. — Стрекоза, 2013. — С. 101, 254, 257.
  8. 1 2 3 Джон Уайт. Боги и люди Древнего Египта / Переводчик: Калашникова Л. А.. — М.: Центрполиграф, 2007. — 189 с. — (Древние цивилизации). — ISBN 978-5-9524-3252-9.
  9. 1 2 3 Пьер Монте. Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура / Переводчик: Д. Шамшин. — М.: Центрполиграф, 2004. — 366 с. — ISBN 5-9524-0921-0.
  10. 1 2 Budge, E. A. Wallis (Ernest Alfred Wallis). The Egyptian Book of the dead: the papyrus of Ani in the British Museum: the Egyptian text with interlinear transliteration and translation, a running translation, introduction, etc.. — 1857—1934. — ISBN 1616405112.
  11. E. A. Wallis Budge. An Egyptian Hieroglyphic Dictionary: With an Index of English Words, King List and Geographical List with Indexes, List of Hieroglyphic Characters, Coptic and Semitic Alphabets. — Cosimo, Inc., 2013. — С. 646. — 742 с. — ISBN 9781616404598.
  12. Швец Н.Н. Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 377 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-3466-0.
  13. Мифы и сказки Древнего Египта. — ПКФ «ОЮ-92», 1993. — С. 186. — 220 с.
  14. Виталий Акимов. 6 // Библейская Книга Екклезиаста и литературные памятники Древнего Египта / РПЦ. — М., 2017. — С. 179, 383. — 560 с. — ISBN 9785041189976.
  15. 1 2 Jan Assmann. Religion and Cultural Memory: Ten Studies. — Stanford University Press, 2005. — С. 11, 59.
  16. 1 2 3 4 Simson Najovits. Egypt, the Trunk of the Tree, Vol.II: A Modern Survey of and Ancient Land. — Algora Publishing, 2003. — 366 с. — ISBN 9780875862576.
  17. Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. — Thames & Hudson, 2003. — С. 236—240.
  18. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
  19. 1 2 Dominic Montserrat. Akhenaten: History, Fantasy and Ancient Egypt. — Routledge, 2000. — С. 36, 40. — ISBN 0-415-18549-1.
  20. Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 232, 240, 247. — 508 с. — ISBN 9781118896112.
  21. Эхнатон // Энциклопедия «Религия» / ред. Грицанова А. А., Синило Г. В., издательство «Книжный Дом», Минск, 2007

Литература

на русском языке

  • Жданов В. В. Древнеегипетская религия // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект, 2006. — 1256 с.
  • Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. — М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1976.
  • Рак И. В. «Египетская мифология». — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — СПб.: «Журнал „Нева“», Летний сад, 2000. — 3000 экз. (недоступная ссылка)
  • Швец Н. Н. Словарь египетской мифологии. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 251 с. — ISBN 978-5-95244-3466-0.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. Авт. коллектив: А. Ф. Лосев, Е. М. Мелетинский, Б. Л. Рифтин, В. Н. Топоров и др. — Издание второе. — М.: «Советская энциклопедия», 1991-92. — Т.1 671 с.; Т.2 719 с. — ISBN 5-85270-016-9 (т.1); 5-85270-069-Х; 5-86018-014-4 (т.1); 5-85270-072-Х (т.2); 5-86018-015-2 (т.2);.
  • Словарь Египетской Мифологии. — Москва: Центрполиграф, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.

на других языках

Ссылки

  • Египетская мифология. Энциклопедия мифологии древнего мира.
  • Гордон А., Зубов А. Б., Кормышева Э. Е. Боги Древнего Египта // Диалоги с Александром Гордоном. Август 2003. Стенограмма.

Религиозная жизнь Древнего Египта

123

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Культура Древнего Египта

Религиозная жизнь Древнего Египта

Религия. Древний Египет представлял собой государство, объединяющее земледельческие общины. Вся жизнь древнего человека, тем более – земледельца, полностью зависела от внешних по отношению к человеку природных стихий: разлива Нила, дождя, засухи, прохладных или жарких ветров, болезней, приходивших неведомо откуда и т.п. Поэтому египтянин чувствовал себя полностью зависимым от природы, подчинённым ей; воспринимал себя целиком включённым во внешний природный мир, т.е. ощущал себя не независимым, самостоятельным существом, а неотъемлемой частью природы (целостного природного бытия). Чтобы выжить в этих условиях абсолютной зависимости от природы, ему необходимо было выработать систему средств приспособления к стихиям природы и к миру природы в целом. Именно поэтому он был язычником, т.е. поклонялся обожествлённым стихиям природы, от которых всецело зависел.

Пантеон Древнего Египта сложился, когда египтяне перешли к оседлой жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, и в более позднее время играли важную роль в системе верований древних египтян.

После объединения египетских племен в единое царство, сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране, — так называемая эннеада (греч. – «девятка»). Эннеада состояла из божеств отдельных стихий, Солнца и владык земной жизни и подземного царства.

Но в целом религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта — бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» — Ра, как «Солнце перед закатом» — Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Одним из важнейших богов был Птах — бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов — бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб — бог Земли и Нут — богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Существовали и другие мифы о начале сотворения мира.

Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) — богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Сын Исиды и Осириса — бог Гор, бог Солнца (солнечного света), побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор,богу Луны и письменности Тоту. Единым для всех областей Египта был и Хапи — божество Нила.

Египтяне признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощения божеств почитались некоторые животные, растения, предметы (кошки, змеи, крокодилы, бараны, быки и коровы, навозные жуки — скарабеи, лотосы, заостренные камни). Бык отождествлялся с вождем племени, а в династический период культ быка сливался с культом фараона. Мемфисский бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия. Египтяне считали богом и почву, ее плодородную естественную силу.

Причины возникновения язычества. Не имея ни достаточного объема знаний, ни разработанной системы логического мышления, ни необходимых инструментов исследования мира, человек этой эпохи не имел возможности приспособиться к миру природы, от которого целиком зависел, естественнонаучными методами, т.е. рациональными методами изучения законов природы и выработки на основании полученных данных обоснованных и реалистичных принципов существования в мире. Лишь чувственно и интуитивно он мог найти некоторые связи и соответствия между стихиями природы, некоторые особенности и свойства окружающего его мира. И, воплотив в виде образов в системе мифологии то, что он смог познать подобным чувственно-интуитивным способом, на основании своих мифологических представлений человек этого времени мог сформировать более или менее гармоничные отношения с миром природы. Таким образом, языческая религия (как и религиозные представления более поздних эпох) была средством адаптации, приспособления, человека к реальным условиям его существования, сложившимся в конкретный исторический период.

И сама языческая мифология строилась на основе доступного человеку чувственно-интуитивного метода познания мира.

Поэтому для древнего человека мир был не безличен. Он представлялся совокупностью живых, активных сил.

Мир был олицетворён потому, что для создания картины мира чувственно-интуитивно воспринятые явления природы и их отношения связывались в мифе в образах человека, т.е. используя уже известное и связанное (какой была для людей этого времени их собственная непосредственно наблюдаемая жизнь). Миф, таким образом, создавался методом образной аналогии. И это было одной из отличительных черт мифологического вида познания.

Поэтому этот вид познания характеризовался двумя основными качествами: антропоморфизмом и социоморфизмом. При этом антропоморфизмом (от «антропос» — человек, «морфе» — форма) было впоследствии названо рассмотрение мира и всего, что в нем существует — земли, неба, солнца, луны, рек, гор, растений, животных, созданных человеком предметов и т.д., — по аналогии с человеком, то есть как живых, одушевленных, наделенных чувствами, желаниями, волей. Социоморфизмом — рассмотрение мира по аналогии с родовым коллективом.

Ведь для человека этого времени, для члена родовой общины наиболее естественны и доступны были отношения родственные. И вполне закономерно, что природную жизнь этот человек не мог представить себе иначе как с помощью все тех же родственных связей, объединяющих предков с родителями и детьми и образующих одну большую родовую общность, охватывающую землю, небо, море и подземный мир.

Так, глядя на огненные языки костра, на светящиеся в ночи огоньки, на тлеющие угли, на лесной пожар или на пламя в кузнечном горне, древний человек все эти конкретные отдельные проявления огня обозначал одним словом, обобщал их в «мифе», давая имя огненной силе вообще. Это имя становилось наименованием живого существа, действующего и строящего свою жизнь по аналогии с человеком. Так рождался миф об огне, рассказывающий о происхождении огненной силы, родителях огня, его семье, его деяниях.

Древний миф был основан на непосредственно-чувственном восприятии мира и обобщении этого восприятия в целостное единство мифологической картины мира.

Древний миф нельзя было называть сказкой или легендой, потому что сказка вполне сознательно придумывается, причем и рассказчик и слушатель прекрасно понимают сказочную выдумку и верят ей условно, в рамках своеобразной игры. Миф же ничего заранее не придумывал и был вполне реален для человека этого времени, как реальна была сама жизнь, естественно творящая этот миф.

Миф не был игрой, литературным вымыслом или простой фантазией, он был необходимым инструментом приспособления к окружающей реальности и должен был поэтому соответствовать не фантазиям и отвлечённым мечтам, а самой этой реальности.

И на примере культов змеи и ибиса можно увидеть, как языческая мифология помогала древним египтянам приспосабливаться к условиям зависимости от мира природы.

Так, например, змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, она как заклятый враг Ра — змей Апоп, была воплощением зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, также носила обличье змеи. Согласно первому мифу, Ра каждый день совершал свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходил под землю, где плыл по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа извергнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезал Апопу голову.

Подобный двойственный культ змеи позволял установить к змеям двоякое отношение: с одной стороны, необходимо было внушить каждому чувство опасности змеи, способной убить неосторожного человека, с другой же стороны, нужно было воспитать в каждом египтянине чувство уважения и почтительности к змеям, чтобы люди, воздерживаясь от убийства их, поддерживали численность змей, которые уничтожали грызунов и тем самым способствовали получению большего урожая, т.е., косвенно, увеличивали плодородие полей (понимание чего нашло отражение в культе богини плодородия Рененутет).

Бог Тот воплощался в ибисе. Культ Тота играл особую роль в жизни египтян. Как правило, прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила.

Таким образом, культ ибиса позволял предсказать разлив Нила и вовремя подготовить ирригационные сооружения и начать подготовку к земледельческим работам.

Следующим мифом, который помогал египтянам приспосабливаться к реальным условиям существования, был миф об Осирисе.

Согласно мифу Осирис был некогда царем Египта. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Сет зарезал Осириса обычным крестьянским серпом и разбросал части его тела по полю. Исида (родная сестра и жена Осириса) и Нефтида, их сестра, отыскали куски тела и перед погребением сложили их воедино. Согласно некоторым вариантам мифа, Нил вышел из берегов, переполнившись слезами Исиды, оплакивавшей мужа, перед тем как зарыть его в землю. Сын Осириса Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

Осирис был богом самой природы. В представлениях египтян он связывался с растением, которое каждый год срезают, а зерна его бросают в землю — и растение возвращается к жизни, чтобы дать жизнь другим и вновь умереть. Осириса во многих священных текстах прямо сравнивали с зерном.

Поэтому основные элементы мифа о смерти и воскресении Осириса связывались в верованиях египтян с основными сельскохозяйственными работами. Гибель Осириса от рук Сета было параллелью к сбору урожая (не случайно в данном случае орудием убийства был серп). Подобно тому, как Сет разбрасывал куски тела Осириса по полю, крестьяне разбрасывали по полям семена. Закапыванию Осириса в землю предшествовал приносящий ил (удобрение для полей) разлив Нила. Воскрешение Осириса связывалось со всходами нового урожая, дарующего людям жизнь.

Таким образом, миф об Осирисе закреплял в сознании египтян последовательность сельскохозяйственных работ (выступал своеобразным неписаным пособием по сельскому хозяйству).

К тому же, почитание Осириса и соответствующие мистерии связывались с культом фараона, поскольку важную роль в этом мифе играл Гор, покровитель и символ царской власти. Нередко в мистериях Осириса принимал участие сам фараон. Он выступал в роли Гора, мстящего за смерть отца, и в конце ритуала короновался на царство, как Гор, наследовавший трон после Осириса.

И это было обусловлено тем, что необходимость существования централизованной власти в Древнем Египте была связана с необходимостью сохранения единой ирригационной системы, т.е. с потребностями сельского хозяйства. И участие фараона в мистерии, посвящённой Осирису, закрепляло в сознании египтян связь роли фараона, как главы единого государства, с самой насущно необходимой и жизненно важной потребностью каждого египтянина, поддерживая тем самым ощущение явной необходимости централизованной власти и являясь религиозно-психологическим условием сохранения единого государства. Именно благодаря этой мистерии каждый египтянин непосредственно чувствовал насущную необходимость централизованного государства.

Согласно другому мифу, о загробном суде, бог Анубис клал сердце умершего на одну чашу весов, а на другой находилось птичье (страусовое) перо из головного убора богини истины Маат. Боги (а их было более 40) задавали каждый по вопросу, умерший отвечал. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны были быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», — должен был сказать египтянин, — «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист». Если истина перевешивала, умерший признавался грешником. Если весы оставались в равновесии, Осирис принимал его в свое царство. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит (Амт) — Пожирательницы — существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила.

Таким образом, миф о загробном суде и осуждении за неправедные поступки, совершённые при жизни, способствовал поддержанию общественной нравственности, т.е. помогал формировать необходимые межчеловеческие отношения в обществе, поскольку, благодаря закреплению нравственных принципов в этом мифе, каждый египтянин вполне определённо знал, как именно должно вести себя по отношению к другому человеку, боясь ослушаться нравственных предписаний.

В системе мифологии древних египтян Бэс — одно из низших божеств, защитник домашнего очага и семьи — изображался в виде карлика.

И олицетворение бога семьи в виде карлика, т.е. существа слабого и незначительного, приучало египтян того периода истории человечества, когда отдельная семья своими силами не могла приспособиться к тяжёлым условиям существования, признавать более значительными общегосударственные, а не семейные интересы.

Но, конечно, не только эти мифы помогали человеку приспосабливаться к условиям его существования.

Всякое значимое действие человека этого времени было воспроизведением «прадействия», повторением мифического «образца». Изготовление орудий труда, домашней утвари, трудовые операции, праздники, поединки, все это было воспроизведением «образца», заданного предками и закрепленного в мифологии. Для всех земных предметов, строений, частей ландшафта, действий также существовал «небесный» прообраз.

Миф при этом выступал как приспосабливающий стереотип.

Навыки-умения, унаследованные от предков, как правило, воспроизводились в неизменном виде, приобретали форму ритуала, сакрального (священного) действия.

И сакрализация знания (превращение его в священные стереотипы) позволяла сохранить полезные образцы. Но она же была причиной сохранения и заблуждений.

Поскольку для древнего человека гарантией результата было точное воспроизведение всех (иногда – ошибочных) действий предков, как исполнение воли богов.

Заупокойный культ. Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью».

Ведь египтяне, воспринимавшие себя частью природного мира, естественно, считали себя такой же стихией природы, как и другие стихии. А стихии природы, как видели египтяне, не умирают. Они лишь отступают на время или переходят в иное состояние – как вода в пар, — чтобы потом возродиться вновь.

Поэтому египтяне верили в бессмертие — это было главной доктриной египетской религии. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Человека этого времени чувствовал себя единым с природным миром, ощущал себя, как и вообще весь животный мир, частью природы, порождением одной и той же матери. Поскольку же границы между «я» и «не-я» были размыты, неясны, то человек еще не чувствовал себя в полной мере человеком, а неким животным организмом, частью общего природного тела. Вот почему для древнейшей мифологии так характерны были смешанные (миксантропические) формы вроде сочетания человека и птицы, человека и змеи, человека и льва (Сфинкс). Естественны были и мифы о превращениях одного существа в другое, то, что именуют оборотничеством. Т.к. если и человек, и животное, и растение, и водная стихия мыслятся единой природной материей, то нет никакой разницы между формами, которые принимает то или иное существо. В архаических мифах человек с легкостью превращался в волка, оборачивался птицей, тек быстрой речкой, не меняя своей единой со всем миром сущности.

Человек был убежден также, что от его непосредственных действий зависит состояние дел в окружающем мире. Практически во всех древних обществах существовали обряды, направленные на увеличение количества дичи, повышение плодородия почвы, нормальное протекание всего годового цикла и т.д. Это были продуцирующие обряды.

Они также возникли потому, что человек воспринимал себя не самостоятельным, отдельным явлением, а связанной со всем частью природы.

Естественные для язычника представления о человеке приводили и к вполне определённым представлениям о его загробном существовании. Ведь человек для египтянина был такой же стихией, как и все прочие стихии природы. А стихии природы, как видел египтянин, после своей «смерти», т.е. временного прекращения существования, появлялись вновь в том же облике, что и до неё. Следовательно, и человек должен был в загробном мире существовать так же и в таком же облике, как и в мире земном.

Поэтому и загробный мир, где с точки зрения язычника все стихии природы, в том числе и человек, возрождались в своем прежнем телесном облике, представлялся египтянам точной копией земного мира.

Подземное царство египтяне представляли себе целиком материальным, зеркальным отражением мира живых. Царство Осириса по представлениям древних египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Умершие и после смерти занимали то же общественное положение и выполняли ту же работу, что и до погребения. Солнце (Ра) в равной мере светило живым и мертвым.

Усилия египтян еще при жизни были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти.

Таким образом, загробный мир в представлении египтян, очевидно, был материальным, предметным, телесным, явно не похожим на загробный мир в представлении последующих духовных религий.

И даже путь на тот свет виделся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержались в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечислялись коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и давались подробные советы, как их избежать. В этих книгах были приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, давались указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если путь препятствий был успешно пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь и происходил суд над умершим. Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил приговор. Если решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах — тело человека, Шунт — его тень, Рен — его имя, Ах — его привидение, Ба — проявление сущности. Ведущую роль играла Ка — душа человека.

Но «душа» эта в представлении египтян не имела ничего общего с тем представлением о душе, которое возникло в рамках последующих духовных религий.

Ведь мир природы воспринимался египтянами как внешний (окружающий человека) и предметный (телесный), ибо таковы и были стихии природы. Потому и человек, как производная часть этого мира, воспринимал себя как существо исключительно телесное, предметное, не ощущая своего внутреннего мира как явления самостоятельного, независимого, т.е. реально существующего именно как мир внутренний. Психологическая жизнь понималась как продолжение и порождение внешнего, природного мира (т.е. тот же самый внешний мир). Взгляд древнего человека был направлен исключительно вовне, он не замечал, не видел своего внутреннего мира. (Естественно, что он не воспринимал себя и личностью, индивидуальностью).

Так, например, по некоторым мифам, Исида, которую египтяне почитали прежде всего как богиню семейной любви и верности, была дочерью Геба и Нут (бога земли и богини неба), по другим — их сестрой, дочерью Шу и Тефнут. Т.е. любовь, по представлениям египтян, была порождением внешних сил природы.

Поэтому Ка– душа человека – являлась лишь его бессмертным двойником.

Т.е., фактически, душа по представлениям египтян была предметной копией тела человека.

Ка после смерти продолжал обитать в гробнице. Именно Ка «ел» и «пил», глядя на оставленные или нарисованные на стенах припасы. Ба днем выходила из гробницы, беспрепятственно путешествовала по небесам и в подземном царстве. Ба приходила на суд Осириса, держала перед ним ответ за прижизненные деяния человека. И если Ка полностью повторял прижизненный облик человека, то Ба изображали чаще всего в образе птицы с человеческой головой.

Но именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение.

А поскольку египтяне, воспринимали себя стихиями природы, т.е. существами исключительно телесными, предметными, они считали, что и в загробном мире человек должен, как и другие стихии природы, возродиться в своем прежнем телесном облике.

Поэтому основным условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумии (бальзамированию). Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться и о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних воздействий пирамиды.

Столь хрупкой, т.е. — материальной, телесной была в их представлении душа.

Могила была сделана в виде комнаты — погребальной камеры, в которую вел узкий коридор. Стены комнаты покрывали изображениями — росписями или рельефами, сюжеты которых были так или иначе связаны с земной жизнью обитателя гробницы. Эти сюжеты включали в себя сельскохозяйственные сцены, изображения ремесленников за работой, сцены охоты, домашних и диких зверей — все, что помогло бы покойному после смерти чувствовать себя в том же окружении, что и при жизни. В комнату ставили горшки с зерном и сосуды с пивом, чтобы усопшему было чем утолять жажду и голод.

Египтяне верили, что покойному достаточно было видеть все то, что сопровождает его на тот свет, чтобы «пользоваться» всем этим. Для этого на саркофаге обязательно помешали изображение покойного, а если саркофаг был замурован в стене, то в ней либо оставляли незаделанную щель, через которую обитатель гробницы мог «видеть» все нарисованными глазами, либо повторяли на стене изображение усопшего.

Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Религия Египта: древние времена и наши дни

История религии Египта насчитывает 4 000 лет. За этот период цивилизация прошла путь от язычества с его многобожеством к монотеистическим верованиям (признанию единого Бога).

Какая религия сегодня исповедуется в Египте и какие нормы поведения в связи с этим приняты в стране?

История религии

В древности в Египте было принято многобожество. Главными богами считались Ра, Осирис, Исида. Древние египтяне признавали потусторонний мир и верили в страшный суд, на котором будет взвешиваться их сердце — хорошие и плохие дела, совершённые в течение земной жизни. От назначенной участи зависела величина земельного надела и привилегии в загробной жизни. Душа в представлении египтян наделялась бессмертием. В могилах обитала сущность Ка, нарушать покой которой воспрещалось. На папирусы и стены гробниц царственных особ наносились тексты молитв. Позже они были объединены египтологами в сборник — «Книгу мёртвых». Древние писания удалось прочитать после расшифровки значений иероглифов французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном.

Первым реформатором стал фараон Эхнатон, выступивший за отмену многочисленных культов и поклонение одному Богу Солнца — Ра. Во времена правления фараона разрушались храмы с местами для жертвоприношений и проведения языческих праздников.

Иудаизм, как и другие монотеистические религии, зародился на берегах Нила. Моисей, служивший при дворе фараона, впоследствии совершил поход в Землю Обетованную, ведя людей из египетского рабства через пустыню 40 лет (должно было сформироваться новое поколение свободных людей).

451 год до н.э. — официальная дата принятия Египтом христианства. Коптская религия, берущая начало от раннего Евангелия Марка, пришла из Римской империи. В настоящее время в стране проживает около 10% коптов-христиан. В Каире, Александрии и других городах страны сохранились древние святыни. Одна из них — Висячая церковь в столице. Её название обусловлено конструктивными особенностями: всё здание удерживают две центральные балки. Храм знаменит тем, что в нём укрывались Дева Мария с маленьким Иисусом, бежавшие от преследований царя Ирода. Церковь претерпела несколько реконструкций, однако сохранила старинное обличие.

В 640 г. началось арабское завоевание Египта. Большая часть населения приняла ислам, провозглашённый позднее официальной государственной религией. В Каире расположен главный на Востоке университет по изучению ислама — Аль-Азхар. В центре столицы доступны для обзора сохранившиеся в первоначальном виде старейшие мечети: Мухаммеда Али, Аль-Хакима, Сиди Эль Хуссейн, Голубая мечеть.

В Египте на протяжении многих веков представители разных религий существуют мирно. В 2017 году новый президент Египта Абдель Фаттах Сиси поздравил коптскую церковь с праздником Рождества. Копты — православные христиане. Крещение, Пасха и другие религиозные праздники у них совпадают с календарём Русской православной церкви.

Коптская церковь

При посещении христианской церкви в Египте религиозные церемонии осуществляются в следующем порядке:

  • вход в храмы не требует покрытия женщинами головы (волосы покрываются только во время причастия);
  • запрещена открытая одежда (женщины закрывают ноги, не допустимо глубокое декольте; у мужчин должны быть закрыты ноги и торс);
  • женщины и мужчины садятся отдельно;
  • как и в русской церкви, ставятся свечи;
  • внутреннее убранство составляют иконы и картины религиозного содержания;
  • Евангелие написано на древнем коптском языке;
  • молитвы читаются на коптском языке, разрешено арабское наречье.

Египтяне всех религий убеждены в единстве Бога. Слова, используемые христианами и мусульманами в повседневной жизни и во время причастия, звучат на арабском языке одинаково в связи с особенностью перевода слова «Бог» (по-арабски — «Аллах»).

Наиболее часто употребляемые выражения:

  • Ассалям Малейкум — мир Вам;
  • Эль Хамдулиле — слава Богу;
  • Инша Аллах — Бог даст.

Религия Египта и туризм

В отличие от районов, где проживает местное население, в туристических городах границы между египетским и европейским менталитетами стёрты. Иностранцы могут посещать религиозные достопримечательности Египта, церкви, храмы, мечети как на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха, так и в крупных городах — Каире и Александрии. Нормами поведения в Египте считаются проявление уважения к представителям других религиозных групп и национальностей; одежда, закрывающая плечи и ноги ниже колен для женщин, торс и ноги полностью для мужчин. В Египте эти правила соблюдаются в равной мере как христианами, так и мусульманами. В исламе женщины покрывают ещё и голову.

Задавайте ваши вопросы эксперту по Египту

Телефон: +375 (29) 374-78-11
Вайбер: +375 (29) 374-78-11
Имэйл: mail@intotem.by

Наши соцсети: Фэйсбук, Викей.

Приобрести туры в Египет из Минска, а конкретно туры в Шарм-эль-Шейх или Хургаду, можно на нашем сайте intotem.by

Поделитесь: Темы: Египет, религия Египта, религия, храмы Египта, церкви Египта, мечети Египта

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *