Религия и церковь в современном мире

Конституционно-правовой статус русской православной церкви

Под конституционно-правовым статусом РПЦ МП в Российской Федерации следует понимать комплексный конституционно-правовой институт, содержание которого составляют права, обязанности, юридические гарантии и юридическая ответственность РПЦ МП, закрепленные в Конституции РФ и федеральных законах.

Ниже я приведу некоторые основные нормы в законодательстве РФ, в которых закреплены элементы конституционно-правового статуса религиозных организаций, а значит и РПЦ МП.

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации наделены определенными правами. Не буду перечислять все, отраженные в данном Федеральном законе права, назову лишь некоторые:

— обращаться к Президенту РФ с просьбой о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу и освобождения от военных сборов для своих священнослужителей (ч. 4 ст. 3);

— создавать образовательные учреждения и по просьбе родителей, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы (ч. 3, 4 ст. 5);

— основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества) (ч. 1 ст. 16);

— беспрепятственно проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и сооружениях, иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей (ч. 2 ст. 16);

— проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан (ч. 3 ст. 16);

— производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу и печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения (ч. 1 ст. 17);

— создавать духовные образовательные учреждения для подготовки служителей и религиозного персонала (ч. 1 ст. 19);

— безвозмездно получать в собственность для использования в функциональных целях культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное имущество религиозного назначения, находящееся в государственной или муниципальной собственности (ч. 3 ст. 21) и т.д.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» определяет также обязанности религиозных организаций:

— в иных случаях осуществлять публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций (ч. 5 ст. 16). В частности, этот порядок, зафиксированный в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. №54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обязывает предварительно уведомлять местные власти о проведении соответствующих религиозных действий и получать соответствующее разрешение (п. 1 ст. 4). В свою очередь, ч.ч. 1 и 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ устанавливают, что нарушение данного порядка влечет наложение штрафа;

— наносить на свою продукцию (литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы) соответствующую маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации (ч. 3 ст. 17);

— осуществлять регистрацию учреждений профессионального религиозного образования в качестве религиозных организаций и получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19);

— устанавливать условия труда и его оплату в соответствии с законодательством Российской Федерации в трудовом договоре (контракте) между религиозной организацией (работодателем) и работником (ч. 2 ст. 24).

РПЦ МП, как всякое юридическое лицо, должна вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Важнейшие гарантии реализации прав религиозных организаций, в частности, РПЦ МП, в первую очередь, закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся следующие положения: Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст. 19); каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст. 29).

Доктор юридических наук, профессор С.А. Авакьян указывает еще на несколько конституционных норм. В частности, ч. 2 ст. 17 Конституции гласит, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что, по мнению С.А. Авакьяна, относится и к религиозным правам и свободам. Далее он обращает внимание на ст. 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данное принципиальное положение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы религиозных организаций и верующих. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) означает и невозможность задержания по принципу исповедания какой-либо религии, если при этом не нарушаются законы государства. Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, закрепленное в ст. 26 Конституции РФ также очень важно для религиозной сферы. В заключение С.А. Авакьян делает вывод, который, по его мнению, является очевидным: вся Конституция РФ в целом является гарантом прав и интересов религиозных организаций и верующих.

В качестве юридических гарантий реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, зафиксированных в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», выступают:

— запрет на установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3);

— установление равенства граждан Российской Федерации перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3);

— указание на то, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства (ч. 2 ст. 3);

— защита прав малолетних, выраженная в запрете их вовлечения в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (ч. 5 ст. 3);

— запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, а так же на проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания (ч. 6 ст. 3);

— освобождение священнослужителя от ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди (ч. 7 ст. 3);

К юридическим гарантиям реализации права на свободу совести также относится и право гражданина, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданскую службой (ч. 4 ст. 3).

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 5.26) в качестве гарантии осуществления права на свободу совести устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него; за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

Воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является составом преступления, предусмотренного ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (с изменениями по состоянию на 5 января 2006 г.) ; Уголовный кодекс Российской Федерации так же содержит ст. 239, устанавливающую ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан (в том числе в форме принуждения к отказу от исполнения гражданских обязанностей) и за участие в деятельности указанного объединения или пропаганду указанных противоправных деяний. Статья 282 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за действия, направленные на возбуждение религиозной вражды, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена также ответственность самих религиозных организаций.

В частности, ст. 14 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» регламентирует приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидацию религиозной организации, запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства Российской Федерации.

Ч. 1 ст. 14 предусматривает следующие основания ликвидации религиозной организации:

— по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Ч. 2 ст. 14 определяет следующие основания для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке:

— нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

— действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

— принуждение к разрушению семьи;

— посягательство на личность, права и свободы граждан;

— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

— воспрепятствование получению обязательного образования;

— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

— воспрепятствование под угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Ч. 7 ст. 14 устанавливает, что деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Для наиболее полного анализа конституционно-правового статуса РПЦ МП в РФ необходимо рассмотреть некоторые нормы, содержащиеся в отдельных отраслях российского законодательства, которые регулируют правоотношения РПЦ МП в качестве религиозной организации и юридического лица.

В области гражданского права правовой статус РПЦ МП определяется нормами, прежде всего, Гражданского Кодекса РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

РПЦ МП в сферах хозяйственных и товарно-денежных отношений выступает в качестве юридического лица. Этот аспект деятельности РПЦ МП следует выделить особо. Он определяется тем, что данная религиозная организация принимает участие в гражданском обороте, имеет имущественную и финансовую обособленность, выступая от собственного имени, несет самостоятельную имущественную ответственность и во всех сделках отвечает по обязательствам только своим имуществом, в результате чего приобретает соответствующие гражданские права и обязанности.

Исходя из норм Гражданского кодекса РФ, по своему правовому статусу религиозные организации РПЦ МП представляют собой одну из форм некоммерческих организаций (ч. 3 ст. 50), обладающих правоспособностью юридического лица (ст. 49) и позволяющих организациям РПЦ МП быть самостоятельными субъектами права. Специфика религиозных объединений как юридического лица в сфере гражданского права определена ст. 117 Гражданского кодекса РФ: это «добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворяя духовных или иных нематериальных потребностей», «они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям» (ч. 1 ст. 117), участники (члены) религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на пожертвования, они не отвечают по обязательствам религиозных организаций, а последние по обязательствам своих членов (ч. 2 ст. 117). Право собственности религиозных организаций РПЦ МП регулируется ст. 213 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой религиозные организации являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами; учредители этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации (ч. 4 ст. 213).

Говоря о правовом регулировании деятельности РПЦ МП нормами Гражданского кодекса РФ, необходимо обратить внимание на то, что к делам, возникающим по инициативе религиозных организаций и граждан, следует также отнести судебные иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. В соответствии с ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Согласно ч. 7 указанной статьи правила о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Если религиозной организацией или ее прихожанами будет заявлен иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, именно автору в суде придется доказывать, что распространенные им сведения соответствуют действительности. По данной категории дел закон очень четко распределяет бремя показывания. Данное положение является достаточно актуальным для РПЦ МП, так как имеют место случаи распространения через СМИ сведений, порочащих РПЦ МП и оскорбляющих чувства верующих.

В отрасли административного права правомочия РПЦ МП регулируются административно-правовыми нормами, которые определяют правила, порядок и пределы ее деятельности, регулируют управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства по отношению к религиозным организациям.

Эти нормы обеспечивают определенные условия для возможности осуществления деятельности РПЦ МП, соответствующей целям этой организации.

В сфере трудового права Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ запрещает дискриминацию по признаку отношения к религии (ст. 3); устанавливает, что работа на предприятиях, в учреждениях, организациях не проводится в день Рождества Христова — 7 января (ст. 112).

Необходимо отметить, что ст. 348 Трудового кодекса, регулирующая рассмотрение индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций, устанавливает, что индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и религиозной организацией как работодателем, рассматриваются в судебном порядке.

Отмечу, что Трудовой кодекс не регулирует отношения религиозных организаций со священнослужителями; противоположное решение законодателя явилось бы вмешательством во внутреннюю жизнь религиозных организаций и, как показал Г.П. Лупарев, создало бы трудноразрешимые проблемы в правоприменительной практике.

В семейно-правовой сфере Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ запрещает любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейные отношения по признаку религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 1).

В области финансового права РПЦ МП выступает главным образом субъектом налоговых правоотношений.

Часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ регулирует налог на добавленную стоимость и устанавливает операции, не подлежащие налогообложению при ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работах культовых зданий и сооружении, находящихся в пользовании религиозных организаций (п. 15 ч. 2 ст. 149), не подлежит налогообложению также реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ, по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных, а также организация и проведение религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний и других культовых действий (п. 1 ч. 3 ст. 149).

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю» устанавливает норму, в соответствии с которой от уплаты земельного налога полностью освобождаются религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры (ч. 4 ст. 12).

В отрасли уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ определяет, что при производстве по уголовному делу священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п. 4 ч. 3 ст. 56).

Частью 1 ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. №1-ФЗ закрепляет положение о том, что осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Нормы, регулирующие право на свободу совести и содержащиеся в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, имеют для РПЦ МП особую важность, как для религиозной организации осуществляющей активную работу в местах лишения свободы.

Правовой статус церкви в России

Раздел I: «Теория и история государства и права» Сегодня Русская Православная Церковь – крупнейший общественный институт, правовая регламентация которого стала складываться с самого прихода в X веке христианской религии на Русь. С тех самых пор церковь – один из мощнейших институтов, который в большей или меньшей степени оказывает свое постоянное и колоссальное влияние на жизнь общества. Правовое положение церкви в России в процессе развития государства имело свои особенности, что отражено в основных памятниках права (Русская Правда, Псковская Судная Грамота, Судебники, Стоглав, Соборное Уложение и др.). Не прибегая к их анализу, в общих чертах можно обозначить следующее. На ранних этапах развития государства, начиная с XII века, ее правовой статус характеризовался тем, что за церковью начинает закрепляться собственность, тем самым она приобретает экономическую самостоятельность. Появляются подати в пользу церкви, среди которых в источниках права упоминается десятина. Церковь выполняла управленческие и судебные функции, оказывала сильное влияние и на семейные отношения. Таким образом, мы видим, что церковь набирала силы. Тем не менее, церковь не раз подвергалась реформированию со стороны власти, когда законодатель вносил в рамки ее правового статуса какие-либо новшества и дополнения. Самые серьезные изменения церковь на себе испытала в XVIII веке, когда сначала Петр I, а потом и Екатерина II, законодательно подчинили церковь государству, создав орган управления делами церкви – Синод, а также иные механизмы влияния на нее, проводя секуляризации, тем самым, подрывая ее экономическую силу в процессе становления и укрепления империи. Советский период также оставил след на правовом статусе церкви, когда она фактически была запрещена под влиянием марксисткой идеологии. Тем не менее, к 1943 году в условиях Великой отечественной войны власть была вынуждена пойти на уступки, когда впервые с 1925 года было позволено избрать нового патриарха. Им стал митрополит Сергий. Наименование Русская Православная Церковь было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года, но без наделения статусом юридического лица. Данный статус был получен церковью в полном объеме 30 мая 1991 года на основании Закона СССР от 1 октября 1990 года «О свободе совести и религиозных организациях». На сегодня основным актом, осуществляющим правовую регламентацию деятельности церкви, является Конституция Российской Федерации. Говоря о содержании статей Основного закона, нетрудно найти те, которые затрагивают статус церкви. Среди таковых можно назвать ст.13 Конституции, в которой закреплено, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, поэтому никакая идеология не может устанавливаться как государственная или обязательная1. Прямое отношение к статусу Русской Православной Церкви, а также других церквей и религиозных общин имеет ст. 14 Конституции: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Таким образом, наряду с православной церковью на равных условиях сосуществуют другие религии. В ст. 19 Основного закона установлено равенство прав человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. Важное место занимает ст. 28 Конституции, закрепившая гарантии свободы совести и свободы вероисповедания, в полной мере раскрыв их содержание. На основе Конституции РФ был принят Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 года №125-ФЗ, который также имеет прямое отношение к правовому статусу Русской Право­славной Церкви. Законом дано понятие религиозного объединения, осуществлено отделение религиозных объединений от государства2. Многое относительно статуса церкви стоит подчеркнуть и в иных нормативных правовых актах РФ, среди которых можно назвать Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Также к числу таковых источников важно отнести Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Исходя из положений действующего законодательства, следует вывод о том, что сегодня Российская Федерация определена как светское государство, в котором никакая религия не может быть установлена в качестве государственной и обязательной. Тем не менее, данные положения не мешают церкви оставаться крупнейшим религиозным институтом общества, правовому статусу которого посвящены отдельные нормы Конституции РФ и федерального законодательства. Литература: 1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // СПС КонсультантПлюс 2.Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» с изменениями и дополнениями // СПС КонсультантПлюс © Трапезников А.И., 2012 Трапезников А.И., студент, научный руководитель: ст.преподаватель Алексеева Р.С., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *