Религия Кабардино Балкарии

Такова Александра Николаевна

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЕГМЕНТЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

В статье рассматривается функционирование нетрадиционных религиозных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на современном этапе развития. Обосновывается корректность применения термина «нетрадиционные» религии. Характеризуются основные направления деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Затрагивается вопрос об этнической принадлежности адептов нетрадиционных религиозных организаций республики. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/10-2/41 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 160-163. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/10-2/

© Издательство «Грамота»

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Sukhomlinova Kseniya Yur’evna

Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar sukhomlinova0206@gmail. com

УДК 94(470.64).085.9 Исторические науки и археология

В статье рассматривается функционирование нетрадиционных религиозных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на современном этапе развития. Обосновывается корректность применения термина «нетрадиционные» религии. Характеризуются основные направления деятельности нетрадиционных религиозных организаций. Затрагивается вопрос об этнической принадлежности адептов нетрадиционных религиозных организаций республики.

Ключевые слова и фразы: нетрадиционные религиозные организации; конфессиональное пространство; религия; прозелитизм; протестантизм; католицизм; секта; неокульт; религиозная идентичность.

Такова Александра Николаевна, к.и.н.

Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, г. Нальчик sanatakova@yandex. гы

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СЕГМЕНТЫ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Конфессиональное пространство современной Кабардино-Балкарской Республики отличается насыщенностью и разнообразием. Так, по состоянию на 1 января 2017 г. в КБР официально осуществляли деятельность 192 религиозные организации — 133 мусульманских, 28 протестантских, 22 православные, 3 римско-католические, 1 иудейская, 4 объединения Свидетелей Иеговы, одно объединение общества Сознания Кришны. Помимо этого действовал ряд незарегистрированных религиозных организаций: церкви «Утешение», «Благодать», «Новый путь», «Слово жизни», «Исход» и др. , по распространению соответствующей литературы периодически фиксировалась активность проповедников Церкви сайентологии. Предметом настоящего исследования является деятельность религиозных организаций, условно относящихся к категории нетрадиционных, то есть всех за исключением ислама, православия, иудаизма и буддизма в Кабардино-Балкарской Республике на современном этапе развития.

Стоит отметить, что термин «нетрадиционные» религии не юридический. Он отсутствует в положениях ФЗ 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующих на сегодняшний день деятельность религиозных организаций в нашей стране. В целом ряде статей данного закона (например: ст. 4, п. 1, ст. 6, 7, ст. 8, п. 5 и др.) подчеркивается равенство всех существующих в стране религий. Однако формальное разделение религий на «традиционные» и «нетрадиционные» все же прочно увязано именно с данным законом, что связано главным образом с общим историческим контекстом, на котором происходило его принятие.

Необходимость принятия нового закона была вызвана крайней неупорядоченностью процессов, происходивших в религиозной сфере в первой половине 90-х гг. XX в. Напомним, что в данный период действовал закон РСФСР 1990 г. «О свободе вероисповеданий», весьма либеральный как по форме, так и по содержанию, проникнутый духом отрицания проводимой в предшествующий советский исторический период политики государственного атеизма. Для начала 90-х гг. XX в. был характерен бурный количественный рост числа религиозных организаций всех возможных форм и направлений. Заметным явлением стала активность проповедников нетрадиционных для страны религиозных течений, так называемых неокультов, в том числе

сектантского характера. Их деятельность в условиях наличия духовного вакуума, актуализировавшего поиск альтернативных духовно-нравственных основ, имела определенный успех, в то время как «государственные институты, также как и общество, оказались не готовы к неожиданной экспансии религиозных новообразований» . Ввиду этого принятие нового закона, регулирующего процессы в религиозной сфере, оказалось в интересах многих и прежде всего так называемых «традиционных» для страны религиозных организаций, стремившихся к упрочению своих пошатнувшихся позиций в социуме.

Этим обстоятельством во многом объясняется причина того, что в период работы над законом 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» появилось немало проектов, в которых обосновывалась необходимость юридического закрепления деления религий, существующих в стране, на «традиционные» и «нетрадиционные». Например, депутатом А. В. Чуевым был предложен законопроект «О традиционных религиозных организациях Российской Федерации». В нем обосновывалась необходимость введения юридического термина «традиционные религиозные организации», а также были определены условия получения данного статуса — религиозная организация должна действовать на территории Российской Федерации не менее 95 лет и быть признана «неотъемлемой частью исторического, духовного и культурного наследия народов России» . Несмотря на то, что данный законопроект принят не был, дискуссии относительно необходимости наделения ряда религиозных организаций в стране особыми преференциями продолжались в течение всего периода работы над законом.

В итоге принятый в 1997 г. закон, несмотря на провозглашенное в нем равенство всех существующих в стране религий, по мнению исследователей все же «закрепил конфессиональные предпочтения государства в лице «традиционных» конфессий, ужесточил порядок создания религиозных организаций, существенно ограничил деятельность «нетрадиционных» и особенно иностранных религиозных организаций» . Разделение религий все же косвенно присутствует в преамбуле данного закона, где, в частности, признается особая роль «православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» , а также отмечено уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов России» . Как отмечает исследователь М. О. Шахов, подобная формулировка преамбулы приводит на практике к тому, что должностные лица зачастую истолковывают их в том смысле, что «законом в России выделено «четыре традиционные религии», важнейшей из которых является Православие в лице Русской Православной Церкви» . Таким образом, несмотря на отсутствие юридического наполнения, термин «нетрадиционные» религии прочно вошел в употребление, и его применение в рамках настоящего исследования представляется вполне корректным.

Таким образом, к нетрадиционным религиям в нашей стране условно относятся все за исключением православия, ислама, иудаизма и буддизма. В Кабардино-Балкарии нетрадиционные религии представлены разными направлениями протестантизма, католицизмом, а также различными, иногда официально незарегистрированными, так называемыми новыми религиозными течениями, появившимися на волне религиозного возрождения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большинство нетрадиционных религиозных организаций имеют достаточно длительную историю развития в рамках изучаемого субрегиона. Так, например, функционирование протестантских общин прослеживается с начала XIX в. В советский период большинство протестантских течений подвергалось перманентному жесткому прессингу. Тем не менее, к концу 80-х гг. XX в. в Кабардино-Балкарии действовало 8 зарегистрированных протестантских общин, а также 13 незарегистрированных, представленных Свидетелями Иеговы, пятидесятниками, адвентистами-реформаторами, адвентистами седьмого дня, сторонниками совета церквей евангельских христиан-баптистов и др. .

На сегодняшний день протестантские общины республики по числу действующих религиозных организаций стоят на втором месте после мусульманских, превышая по своему количеству православные. Они представлены практически всеми основными направлениями — от лютеранства, распространенного преимущественно среди этнических немцев до пятидесятников-субботников, объединяющих небольшую общину молдаван .

Основную часть протестантских общин Кабардино-Балкарии составляют небольшие приходы, не превышающие 100-200 человек. Наиболее многочисленным и влиятельным среди протестантских течений является баптизм. В Кабардино-Балкарии на сегодняшний день действует 6 баптистских общин . Укреплению позиций баптистов и превращению Кабардино-Балкарии фактически в центр данного течения на Северном Кавказе способствовало открытие в г. Прохладном в 1998 г. Северо-Кавказского Библейского Института. В институте на сегодняшний день осуществляется двухуровневая система подготовки — сертификатная и бакалавриат. За время своей деятельности институт подготовил свыше 150 квалифицированных служителей по разным специальностям, в том числе свыше 40 пасторов .

Протестантские общины республики ведут довольно активную и заметную деятельность, особенно в сфере благотворительности и социального служения. Значительную нишу они заняли в деле помощи лицам, страдающим различными формами зависимостей. По утверждению исследователя С. Филатова, они стали «наиболее успешными в борьбе с алкоголизмом и наркоманией» . Стоит отметить, что протестантские общины Кабардино-Балкарии имеют тесные контакты с общинами соседних регионов, хорошо координируя свою деятельность между собой. В частности, наркозависимых из КБР часто направляют в протестантские реабилитационные центры, расположенные в ст. Павлодольской и ст. Зольской Республики Северная Осетия . Также члены протестантских общин Кабардино-Балкарии ведут активную социальную работу в домах престарелых, в детских домах, домах инвалидов. Часть верующих на безвозмездной основе работает в психо- и наркодиспансерах. Заметная работа проводится с лицами, находящимися в местах лишения свободы.

В КБР активно действуют также католические общины. В республике зарегистрированы три католических прихода в г. Нальчике, г. Прохладном и с. Благовещенке. При самом крупном приходе — в с. Благовещенке —

функционирует храм, построенный на личные средства прихожан, воскресная школа для детей, а также реабилитационный центр для наркозависимых. Католическими приходами республики регулярно оказывается помощь лицам без определенного места жительства, нищим, инвалидам и т.д. В приходах налажен сбор и распределение гуманитарной помощи. Католические приходы республики патронируют интернат для умственно-отсталых детей в г. Нальчике, общество инвалидов в г. Прохладном . Серьезная работа проводится с молодежью. Ежегодно устраиваются летние лагеря «Каникулы с Богом», функционируют молодежные кружки «Друзья Церкви» и «Друзья французской культуры».

Лидеры протестантских и католических общин республики поддерживают довольно теплые отношения с руководством Православной церкви, Духовным управлением мусульман КБР, иудейской общиной. Практикуются взаимные поздравления обозначенных сторон с основными религиозными праздниками, взаимное участие в проводимых мероприятиях.

Заметное место в современном конфессиональном пространстве Кабардино-Балкарии заняли так называемые новые религиозные течения, получившие распространение в первой половине 90-х гг. XX в. Как упоминалось выше, данного рода религиозные течения представлены в республике немногочисленными общинами Свидетелей Иеговы, последователями общества Сознания Кришны, адептами Церкви сайентологии и ряда малочисленных, причем, в основном официально незарегистрированных христианских обществ сектантского толка. Стоит отметить, что официальной информации о деятельности данного рода религиозных организаций немного. Наиболее заметной, прежде всего по довольно активному прозелитизму, является деятельность Свидетелей Иеговы. Типичным ее проявлением является навязывание членами данной организации уличных разговоров со случайными прохожими на религиозные темы, поквартирный обход домов в агитационных целях, телефонные звонки, а также активное распространение бесплатной красочно оформленной, богато иллюстрированной литературы.

В последние годы заметным направлением государственной политики стало последовательное принятие мер по ограничению свободной деятельности так называемых новых религиозных течений сектантского характера. На волне этого процесса в 2010 г. религиозная литература Свидетелей Иеговы была признана в судебном порядке экстремистской, в результате чего ее распространение стало незаконным. В связи с неоднократным нарушением данного запрета в отношении руководителей двух организаций Свидетелей Иеговы республики (г. Прохладный и г. Майский) в 2016 г. были заведены судебные дела. Религиозные организации были привлечены к административной ответственности в виде крупных денежных штрафов . В 2017 г. деятельность организации «Свидетели Иеговы» была признана экстремистской и запрещена на всей территории страны. При этом руководители многих общин, входящих в структуру организации, в том числе и руководители 4 общин КБР, на сегодняшний день ведут работу по обжалованию и отмене данного судебного решения. В 2015 г. под запрет попала деятельность Церкви сайентологии.

Как уже отмечалось выше, в республике действует ряд незарегистрированных религиозных организаций: церкви «Утешение», «Благодать», «Новый путь», «Слово жизни», «Исход» и др. Они представляют собой немногочисленные (порядка 20-30 человек) религиозные общества, тяготеющие к так называемым христианам веры евангельской. Однако какой-либо единой организационной структуры у данных церквей нет. В некоторых церквях, например, при Церкви «Благодать», «с 2007 г. открыта и функционирует детская воскресная религиозная школа» .

Весьма актуальным на сегодняшний день является вопрос об этнической принадлежности адептов нетрадиционных религиозных организаций республики. Стоит отметить, что протестантизм и католицизм в республике долгое время были распространены преимущественно среди этнических групп, для которых они являлись исторически традиционными (немцы, поляки, корейцы и т.д.). Однако в постсоветский период данная прочная связка между этнической и религиозной принадлежностями оказалась частично разрушенной. В итоге на сегодняшний день весомую часть адептов протестантизма и католицизма стали составлять представители русского населения, а также титульных этносов — кабардинцев и балкарцев, являющихся этническими мусульманами. Так, например, Нальчикскую общину баптистов на сегодняшний день возглавляет харизматичный пастор-балкарец А. Мечиев, а первым помощником главы католиков в КБР, отца Лорана Флеши, является этнический балкарец из Казахстана Е. Аймурзаев. В баптистских общинах республики регулярно ведется служение на кабардинском и балкарском языках. Важным направлением деятельности данных общин является миссионерская работа среди титульного населения. В республике существуют отдельные кабардинские и балкарские группы баптистов, которые собираются и читают Новый Завет и христианскую литературу на своих родных языках. К слову, в баптистских общинах распространяется Евангелие на кабардинском языке, которое в свое время перевел швед Лео Мартинсон .

Определенную часть последователей религиозного движения Свидетелей Иеговы также составляют кабардинцы и балкарцы. Так, например, старейшиной собрания Свидетелей Иеговы г. Нальчика является балкарец Р. Узденов. Весьма примечательно, что немалая часть литературы, распространяемая данной организацией, представлена изданиями на языках титульных этносов — кабардинцев и балкарцев. Это косвенно свидетельствует о том, что работа среди местного населения, и в том числе этнических мусульман, представляется для руководства организации вполне перспективной, а также наличие в среде адептов данного религиозного течения определенного сегмента, представленного кабардинцами и балкарцами.

Таким образом, для республики в постсоветский период приобрела актуальность проблема так называемой маргинальной религиозности . То есть ситуация, когда этническая и религиозная принадлежности человека не совпадают. О возможных проблемах, связанных с названной ситуацией, еще в конце 90-х гг. XX в.

отмечала исследователь С. И. Аккиева. В частности, она справедливо указала на то, что смена религиозной идентичности «в условиях Кавказа приводит порой к серьезным проблемам. Бывали, к примеру, случаи, когда родственники оказывались в весьма сложной ситуации, если умирал обращенный в новую веру. В одном из сел возник серьезный конфликт из-за того, что на мусульманском кладбище похоронили вероотступника с соблюдением всех мусульманских традиций. Дело чуть не дошло до избиения эфенди, который провел мусульманские обряды над покойником» .

Интересным, но слабоизученным является вопрос о причинах смены религиозной идентичности кабардинцев и балкарцев. Представляется возможным проследить определенную связь между данным явлением и особенностями процесса исламского возрождения в изучаемом субрегионе. Особый драматизм и конфликтность данного процесса, возможно, подтолкнули часть этнических мусульман к смене своей религиозной принадлежности. Данный вопрос требует отдельного многоаспектного исследования.

Таким образом, на сегодняшний день нетрадиционные религиозные организации являются весомым сегментом конфессионального пространства современной Кабардино-Балкарской Республики. Довольно конструктивную деятельность ведут протестантские и католические общины, особенно в сфере благотворительности и социального служения. Между их лидерами и главами традиционных конфессий (ислама, православия и иудаизма) поддерживаются тесные отношения. Довольно заметной, особенно по активному прозелитизму, является деятельность так называемых новых религиозных течений, и прежде всего Свидетелей Иеговы. Однако проводимая в общегосударственном масштабе политика, направленная на ограничение их свободной деятельности, приводит к заметному снижению их активности. Определенную часть нетрадиционных религиозных организаций составляют незарегистрированные церкви, тяготеющие к христианам веры евангельской. Определенную часть адептов нетрадиционных религий республики составляют русские и представители титульных этносов — кабардинцы и балкарцы. В республике на сегодняшний день не зафиксировано случаев межконфессиональных конфликтов, что свидетельствует о вполне гармоничном характере развития межконфессиональных отношений в субрегионе на современном этапе развития.

Список источников

3. Дзамихов К. Ф., Мокаева А. А. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на примере Кабардино-Балкарской Республики). Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 2013. 164 с.

5. Курганова И. Г. Новые религиозные движения как объект религиоведческих исследований: анализ проблематики // Философия и культура. 2012. № 5. С. 96-107.

8. Почепцов С. С. Религиозные субкультуры: проблемы взаимосвязи с субкультурными религиями // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия, социология, право. 2011. № 8. Вып. 16. С. 104-109.

11. Управление Центра документации новейшей истории Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики.

Ф. 1. Оп. 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Шахов М. О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2013. 528 с.

NON-TRADITIONAL RELIGIOUS ORGANIZATIONS AS SEGMENTS OF THE CONFESSIONAL SPACE OF MODERN KABARDINO-BALKARIA

Религия

Деятельность религиозных организаций, а также взаимодействие с ними органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», республиканскими целевыми программами «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2013-2015 годы и «Профилактика терроризма и экстремизма в Кабардино-Балкарской Республике» на 2011 – 2015 годы.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и религиозных организаций по вопросам духовно-нравственного воспитания населения, поддержания межконфессионального согласия и диалога, осуществляется в рамках республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы и ведется по двум направлениям:

разработка и реализация комплекса мер, направленных на распространение идей духовного единства и патриотизма, повышение культуры межконфессионального общения;

укрепление межконфессионального согласия, взаимодействие с религиозными организациями, вовлечение их в миротворческие процессы, воспитание толерантности.

На 1 января 2013 года в Кабардино-Балкарской Республике зарегистрировано 176 религиозных организаций, в том числе 125 мусульманских, 21 православная, 1 иудейская, 3 римско-католических, 26 протестантских. В республике функционируют 147 мечетей, 20 православных церквей, 1 монастырь, 4 храма-часовни, 1 синагога, 27 протестантских и 3 римско-католических молельных домов. Религиозную службу и обряды в них проводят 137 мусульманских, 23 православных, 2 римско-католических, около 30 протестантских служителей, 1 раввин. Религиозную картину в республике в основном определяют мусульманство и православие. Общины данных конфессий составляют более 80-ти процентов от общего количества религиозных объединений, а число последователей – 90 процентов от общего числа верующих.

Конфессиональное пространство в республике в целом носит конструктивный характер: религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

В 2012 году в рамках реализации мер, направленных на укрепление межконфессионального согласия и взаимодействие с религиозными организациями, Министерством в данном направлении реализовано более 100 мероприятий с общим охватом около 14 000 человек.

В целях возрождения народных славянских традиций, а также популяризации культурных ценностей народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, совместно с благочинием православных церквей КБР 13 февраля 2012 года в Государственном концертном зале г.Нальчика проведено празднование Широкой Масленицы. В концертной программе приняли участие отдел культуры Пятигорской и Черкесской Епархии Русской православной церкви, национальные культурные центры КБР, учащиеся общеобразовательных учреждений и школ-интернатов республики.

Совместно с администрацией Чегемского муниципального района КБР с 26 по 30 ноября в с. Нартан реализован республиканский проект «Куначество», направленный на профилактику межнациональных конфликтов и возрождение механизмов установления и поддержания добрососедства в Кабардино-Балкарской Республике. В проекте приняли участие 12 семей, представляющих Чегемский, Майский, Черекский, Урванский, Терский, Зольский и Лескенский муниципальные районы, а также городской округ Прохладный. Ранее, в апреле 2012 года в рамках данного проекта организован и проведен «Лагерь кунаков». В течение четырех дней будущие кунаки из Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия, РСО-Алания и Кабардино-Балкарской Республики, проживая в санатории «Маяк» г.Нальчика, знакомились друг с другом. С 16 по 20 июля 2012 года реализован межрегиональный этап молодежного проекта «Куначество», в течение которого ребята — участники проекта проживали в семьях друг друга, знакомились с традициями, бытом, культурными ценностями соседних народов. Цель проведения данного мероприятия — профилактика межнациональных конфликтов среди молодежи Северного Кавказа.

В июне 2012 года совместно с Духовным управлением мусульман КБР организован и проведен межнациональный лагерь «Согласие» под девизом «Межнациональный диалог – залог процветания наших народов!». В течение месяца в лагере проживали около 100 мальчиков и девочек в возрасте от 12-ти до 15-ти лет из разных городских округов и муниципальных районов республики, в том числе представители национальных культурных центров. Согласно специально разработанной программе для участников лагеря организованы и проведены семинары-тренинги по коммуникативности, толерантности, взаимодействию со СМИ, ведению переговоров, «круглые столы», встречи с общественными и религиозными деятелями, конкурсы, диспуты, спортивные соревнования, а также экскурсии по достопримечательностям Кабардино-Балкарии. Цель организации лагеря — обеспечение мира и согласия в обществе, установление диалога и взаимопонимания между различными культурами и народами, а также укрепление и развитие межнациональных отношений между народами, проживающими в Кабардино-Балкарской Республике.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Взаимодействие с религиозными организациями в Кабардино-Балкарской Республике и их государственная поддержка» на 2011-2012 годы проведён конкурс социально значимых проектов среди республиканских социально ориентированных некоммерческих организации, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, направленный на профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде Кабардино-Балкарской Республики. По итогам конкурса субсидия в размере 5 200 тыс. рублей предоставлена ДУМ КБР на реализацию проекта «Духовно-нравственное оздоровление молодежи» в Кабардино-Балкарской Республике. В рамках проекта 10 октября 2012 года Духовным управлением мусульман КБР проведен Международный научно-практический семинар «Московская Богословская Декларация как инструмент преодоления крайних позиций в среде мусульманской молодежи». В семинаре приняли участие преподаватели и студенты светских и исламских учебных заведений Кабардино-Балкарской Республики, имамы, государственные и муниципальные служащие, работающие в сфере государственно-конфессиональных отношений, представители общественных организаций, а также духовных управлений мусульман субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Организовано и проведена международная богословская конференция «Мусульмане и национальная культура в светском обществе» с участием ученых-исламоведов из Турецкой Республики, Азербайджанской Республики, руководителей духовных управлений мусульман Северо-Кавказского федерального округа, представителей светских и исламских высших учебных заведений, общественных организаций и духовенства республики (15.11.2012г., г.Нальчик).

Духовным управления мусульман КБР с августа 2012 года с целью проведения разъяснительных бесед осуществлено 30 посещений мечетей в муниципальных образований республики. Также с учащимися общеобразовательных учреждений проведены 32 встречи просветительского характера, посвященные проблемам профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде. Выпущено 6 наименований религиозных информационно-просветительских брошюр тиражом по 700 экземпляров каждая.

С целью оказания содействия жителям республики в совершении хаджа в 2012 году распоряжением Главы КБР А.Б. Канокова от 25 июля 2012 г. № 68-РГ образован организационный комитет по оказанию содействия паломникам. В его состав традиционно вошли руководители органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители законодательной власти республики, председатель Духовного управления мусульман КБР. В августе-сентябре 2012 года проведено 2 заседания организационного комитета, по итогом которых оказана помощь в отправке 452 паломников из КБР в хадж.

В течение 2012 года в Кабардино-Балкарской Республике конфликтов на межрелигиозной почве не наблюдалось. Религиозная ситуация сохраняла относительную стабильность, однако, несмотря на предпринятые меры, конфликт внутри мусульманской общины, между верующими старшего и молодого поколения все еще существует в латентной форме.

В рамках противодействия распространению радикализма и в целях снижения уровня террористической угрозы религиозными организациями, представляющими основные конфессии, значительно усилена работа просветительского характера среди населения республики.

В течение года для проведения разъяснительных бесед Духовным управлением мусульман КБР было организовано около 200 выездов в общеобразовательные учреждения республики, около 20-ти посещений колоний общего режима, проведено более 60-ти встреч с верующими и пятничных проповедей в мечетях населенных пунктов республики.

Благочинием православных церквей КБР продолжена деятельность по поддержке наименее защищенных слоев общества, профилактике проявления негативных зависимостей и радикальных настроений, ведется работа по реабилитации наркозависимых, а также поддержке лиц, находящихся в местах лишения свободы, привитию им трудовых навыков, восстановлению утраченных социальных связей. Адресная помощь остро нуждающимся категориям граждан, поддержка воспитанников детских домов-интернатов и реабилитационных центров, оказанная благочинием православных церквей КБР, также способствовала поддержанию в обществе межнационального и межконфессионального согласия.

Продолжена деятельность еврейской общины республики. В отчетном периоде следует обозначить ряд значимых событий: завершена реконструкция единственной действующей в г. Нальчике синагоги, на территории которой для совершения ритуальных обрядов построена миква; в марте, мае и сентябре 2012 года проведены торжественные обряды внесения трех новых Свитков Торы. Позитивным явлением в жизни верующих иудеев стало избрание в январе 2012 года Главным раввином Северо-Кавказского федерального округа раввина горско-еврейской общины города Нальчика Л.М. Шабаева.

Особой активизации деятельности со стороны римско-католических и протестантских религиозных организаций в отчетном году не наблюдалось.

С целью объединения усилий и конструктивного взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с религиозными объединениями, сотрудничества в вопросах соблюдения религиозного законодательства, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания, противодействия распространению асоциальных проявлений в обществе, в муниципальных районах и городских округах созданы и функционируют комиссии по взаимодействию с религиозными организациями при местных администрациях.

Органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, соблюдая принцип невмешательства, поддерживают с религиозными объединениями постоянные конструктивные отношения, сотрудничают с ними в вопросах соблюдения законодательства о свободе слова, свободе вероисповедания, обеспечения межконфессионального и внутриконфессионального согласия, религиозного и гуманитарного образования, использования их возможностей в духовном и нравственном воспитании населения, противодействия религиозному экстремизму, оказывают финансовую, материальную и иную помощь в строительстве и реставрации культовых зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, предоставлении налоговых и иных льгот.

Развитие государственно-конфессиональных отношений и религиозная политика в республике в целом предполагают дальнейшее совершенствование, в том числе в области просвещения. В развитии религиозного образования и просвещения последователей ислама большие надежды возлагаются на духовных лиц и теологов. В настоящее время в республике функционирует ряд учреждений религиозного профессионального образования.

Университет располагает кадровой базой, учебной программой, состоящей из 23-х религиозных и 12-ти светских дисциплин, отвечающей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. В стенах университета получают образование также студенты из других республик Северного Кавказа.

15 марта 2011 года в городе Нальчике начато строительство Религиозно-образовательного центра, который будет включать Соборную мечеть, новый современный университетский комплекс со всей необходимой инфраструктурой, от общежития для студентов до конференц-залов и библиотек. Срок завершения строительства – 2013 год.

Во всех образовательных учреждениях республики на классных часах, факультативных курсах ведется работа по ознакомлению учащихся с историей мировых религий, совместно с религиозными организациями республики, проводятся культурно-просветительские и иные мероприятия, реализуются образовательные проекты, направленные на духовно-нравственное, гражданско-правовое и патриотическое воспитание учащихся. Факультативные занятия проводят преподаватели общественных дисциплин.

В то же время следует подчеркнуть, что государственно-конфессиональные отношения и в целом религиозная политика в республике нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Население недостаточно осведомлено об исторически сложившейся религиозной культуре народов, проживающих в республике, традициях бытования ислама у кабардинцев и балкарцев, о современном состоянии религий, даже при наличии информации по данной тематике в масс-медиа.

Конфессиональное пространство в республике в целом сложилось конструктивное, религиозные организации действуют в рамках заявленных уставных целей и задач, в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день в Кабардино-Балкарской Республике не имеется межконфессиональных конфликтов и противоречий. Отношения между традиционными конфессиями строятся в режиме диалога и сотрудничества в духовно-нравственном и патриотическом воспитании населения.

Реализация государственных мер положительно сказывается на оздоровлении и стабилизации религиозной обстановки, создании и поддержании благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития государственно-конфессиональных отношений в республике.

Поводом для появления этого издания послужил сильный всплеск религиозности на Кавказе и в Адыгее. Автор делится своими мыслями и опасениями в связи с новой волной исламизации в Адыгее — его исторической Родине. Он призывает к ответственности за судьбы молодежи, призывает не следовать слепо исламистской доктрине, а консолидироваться и возродить культуру, экономику и нравственность в Адыгее.
Адыги имеют более 5000-летнюю историю и богатейшие этнокультурные традиции. Со времен хеттов и сарматов сформировалось уникальное образование — нартский эпос. Он предопределил основу религии у древних греков. Это богатейший культурный пласт, отобразивший историю и быт народа, его многовековой опыт, стремление к счастью, отношение к окружающему миру, любовь к отчизне. Нартский эпос — бесценный памятник духовной культуры, подтверждающий высочайший уровень художественного мышления народа.
Героический нартский эпос вобрал в себя продолжительный исторический путь, и он, бесспорно, историчен.
На фоне глобальных политико-экономически их перемен последних лет все весомее становится положение Кавказского региона в современной геополитической системе мира. Обладая особым геостратегическим значением и находясь на стыке евроазиатских цивилизаций, Кавказ всегда привлекал интерес различных государств, испытывая тем самым влияние и воздействие различных культур и религий. Римская империя, Персия, Иран, Аравия, Византия, Османия, турки-сельджуки, монголы, Россия — отнюдь не полный перечень государств и народов, властвовавших в разные времена на протяжении многих веков над народами Кавказа. Это и предопределило современное этнорелигиозное разнообразие кавказского региона. Но несмотря на множество этнорелигиозных различий на Кавказе, пожалуй, доминирующим глобальным различием является религия. На Кавказе преобладают две основные религии — христианство и ислам. Что касается адыгов (черкесов), по религиозному определению — мусульмане-суниты ханафитского толка. До ислама в 10-12 вв. к ним проникло христианство из Византии и Грузии. Ислам стал проникать в Черкесию в 14 в. из Золотой Орды, но массовый переход черкесов в ислам произошел позже, в 17-18 вв. Вплоть до 19 в. среди черкесов сохранялось двоеверие. В годы Кавказской войны ислам среди черкесов укрепился.
Несмотря на то, что за годы советской власти основная масса адыгов отошла от исламской обрядности, их верования сохранились и быстро возрождаются. Строятся и открываются мечети, примечетные школы — мектебы. Духовное управление мусульман издает религиозную литературу. Немаловажную роль в возрождении ислама в Адыгее играют и представители черкесской диаспоры, которые привозят и раздают много вероучительных книг, оказывают материальную поддержку в строительстве мечетей, в подготовке грамотных мулл и имамов. В начале 90-х годов создан черкесский фонд милосердия для мусульман. Отмечаются основные мусульманские праздники — разговления (Ураза-байрам) и жертвоприношения (Курбан-байрам).
Наряду с мусульманскими традициями продолжают бытовать и элементы доисламских представлений. Языческий пантеон черкесов имеет общеадыгский характер. Общеисламские духи-джинны делятся на белых и черных. Борются против духов с помощью амулетов, написанных муллой на бумаге, заклинаний и молитв, зашитых в трех- или четырехугольный мешочек из материи или кожи.
Основанием для появления этой книжки послужил сильный всплеск религиозности на Кавказе, в частности, в Адыгее. Я хотел поделиться своими опасениями в связи с новой волной исламизации на моей исторической Родине, ибо я чувствую свою ответственность за судьбы молодежи и обращаю свое слово к своему народу в надежде на то, что к нему прислушаются и оно поможет осознать людям, к чему может привести слепое доверие и подчинение исламской доктрине, навязываемой нашему народу.
Мое обращение — призыв задуматься, к какому будущему мы приведем наших детей, бездумно исполняя религиозные обряды и заполняя вновь и вновь строящиеся мечети.
Я родился в маленьком городке Мунбедж на севере Сирии. Мои предки приехали сюда в 1870 г., после того как их выгнали с Балкан. Они, как и многие миллионы адыгов, познали все беды мухаджирства — величайшей трагедии, постигшей некогда могущественный и многочисленный адыгский народ в годы Кавказской войны. Это было насильственным изгнанием миллионов коренных жителей со своей Родины и переселение их в Османскую империю и страны Ближнего Востока. В результате колониальной политики русского царизма и лживых обещаний турецкого султана более 2,5 миллионов адыгов, покинув свою Родину, оказались развеянными по Турции, Египту, Сирии, Иордании, Ливии, Кипру… Большинство умерло от голода и болезней. Положение обманутых мухаджиров было крайне тяжелым. Чтобы прокормить себя и дать возможность выжить детям, родители продавали своих детей в рабство. Турецкий султан не сдержал своего обещания и стал призывать переселенцев в турецкую армию. Возврат переселенцев на Родину был невозможен. Александр II на все прошения накладывал резолюцию: «О возвращении не может быть и речи». Мусульманское духовенство вместе с царской Россией и Османской империей сыграло далеко не последнюю роль в обмане и уничтожении целого народа.
Чтобы понять религиозную подоплеку мухаджирства, надо обратиться к Корану и Суне. «В Судный день, когда Аллах воскресит своих рабов, он спросит: «Почему вы не жили по Исламу?». Они ответят: «Мы были слабыми на земле». Тогда Аллах скажет: «А разве Я не создал вам ее обширной, чтобы вы могли переселиться туда, где бы вам не мешали жить по Исламу?».
Если неверные захватили земли мусульман, то мусульмане должны сражаться с неверными, делать против них «джихад», чтобы изгнать врага со своих земель, как об этом говорит Аллах в Священном Коране: «И изгоняйте их оттуда, откуда вы были изгнаны». А если у мусульман нет возможности и сил это сделать, то им следует совершить хиджру, то есть переселиться в мусульманские страны, где их не будут притеснять. Хиджра — значит оставить плохое. Мухаджир-ство было связано исключительно с навязанными религиозными убеждениями, потому что они переселялись исключительно на мусульманские земли, в то время как они могли выбрать другие, более развитые европейские страны, где нет Ислама. Тех, кто больше был увлечен мирской жизнью, предостерегали: «Не дай же Бог им оказаться среди тех, которые не думают о следующей вечной жизни — Ахирате!». Это те, кто так и не поняли смысла земной жизни, которая является лишь испытанием от Аллаха. Разрешая иммигрировать наиболее фанатичным, кавказское начальство рассчитывало освободить регион от неспокойного, опасного для царского правительства населения. Турция также была заинтересована в принятии закаленных в боях с русскими северокавказских мусульман.
Итак в Мунбедже, на моей второй родине, было две начальные школы — одна для мальчиков, другая — для девочек, одна поликлиника с одним врачом и фельдшером, мясокомбинат, две бани и две мечети. Над Мунбеджем главенствовал шейх Джумга. Он оказывал сильное влияние на горожан, хотя никто толком не знал, кто он и откуда, мало, кто понимал, о чем он говорил.
Однажды, когда мне было около восьми лет, я сказал матери, что земля круглая. В доме разразился страшный скандал, мой отец сильно рассердился, ибо в Коране сказано — земля плоская. Верить обратному означало идти против религии. Потому шейх всячески боролся и с учителем географии. Со времен Галилея, утверждавшего, вопреки гонениям, что земля круглая, прошло более 500 лет, тем не менее невежество в людях XX века осталось столь же сильным и вредным.
Шейх долго запрещал строительство мужской бани в городе. И только после многочисленных переговоров администрация добилась согласия шейха при условии, что баню будут посещать не в плавках, а в шортах до колен и что вся молодежь по пятницам должна будет ходить в мечеть. Это был более чем странный компромисс со стороны шейха, поскольку, как он выражался, те, кто посещает мечеть только по пятницам, для Аллаха являются-«пятничными свиньями».
Он много лет безнаказанно обворовывал казну и людей. Неграмотные люди безоговорочно принимали на веру все слова и поступки шейха. Никто не сомневался в правдивости того, что шейх обладал чудодейственными способностями, за которые люди обязаны были платить ему деньгами и подарками. Раз в году он обходил город с флагами и плакатами. Результатом этой демонстрации было «чудо», совершаемое шейхом от имени Аллаха. «Чудо» заключалось в том,
что шейх якобы мог оживить человека, только что разрубленного мечом шейха пополам. Все это происходило в палатке шейха и сопровождалось криками людей, благоговевших перед даром шейха. После этой церемонии шейх исправно собирал подати с присутствующих горожан. Всякие вопросы, ставившие под сомнение какое-либо слово или действие имама или шейха, были под запретом и жестоко пресекались, как не угодные Богу.
Очевидно, к каким плачевным ситуациям приводило верховодство имамов и шейхов, абсолютное большинство из которых были темными, неграмотными, безответственными людьми. Их первостепенной миссией было противостоять силам разума, искоренять из народа все прогрессивное, преследовать образование и просвещение, даже ценой физической расправы с неугодными.
Со стороны мусульманского духовенства преследовалось и пресекалось всяческое инакомыслие, отрицалось право человека на свободу вероисповедания. Более чем странно, что постулаты, прописанные в Коране и в шариате, абсурдность которых уже неоспорима, так и остаются до сих пор «истиной» для правоверных. Ничего из «прописных истин» не подверглось сомнению и не изменилось со времен зарождения ислама как религии. Ислам до сих пор утверждает, что наша солнечная система образовалась не за 4,5 млрд. лет, а за шесть дней, как прописано в Коране и в Библии. А эволюция человека в течение 2,5 млн. лет?! Да что вообще значат Дарвин, Энштейн, Галилей, Ньютон и многие другие против пророков, шейхов и имамов ислама?!
Мало что изменилось и в религиозном сознании людей за многовековую историю религии. «А вы кому верите, и кому не верите». Что ж, получается, что и в XXI веке правоверные должны верить в то, что молния, например, означает войну ангелов с сатаной и его помощниками. А дождь бывает оттого, что один из главных ангелов стал лить воду на землю из кастрюли с водой! Так во что верить?!
А положение женщин в исламском мире?.. До сих пор исламом утверждается безусловное социальное и моральное неравноправие мужчин и женщин в исламском мире. До сих пор бытуют унизительные для женщины традиции и обычаи. Одна из худших традиций — «Алтахлил». Суть его в том, что, в случае развода мужчины и женщины, повторный брак возможен только после того, как женщина станет «разрешенной» (Хулелат). Для этого она должна выйти замуж за другого и иметь с ним сексуальную связь. И только после повторного развода первый муж имеет право второй раз жениться на своей бывшей супруге. На все эти церемонии согласия женщины не требуется, равно как не имеет значения воля женщины при самой процедуре развода.
Чтобы аннулировать брак, достаточно три раза произнести во всеуслышание слово «развод», и брак считается расторгнутым.
Как известно, талебаны в Афганистане запретили женщинам учиться, работать, наблюдаться у врачей, появляться в публичных местах. И это мракобесие утверждалось от имени ислама. И ни одно исламское правительство не выступило против такого беспрецедентного попрания прав и свобод человека…
Исламские группировки очень ревностно охраняют не-зыблимость и неоспоримость религиозных мифов. Они не допускают никаких обсуждений, никакой логики в связи с исламскими теориями и доктринами.
«Безбожники» те, кто не примет на веру историю сотворения Адама и Евы, те, кто усомнится в легенде о Нухе, о том, что такое рай и ад… А факты и выводы научной мысли? Они разве могут оспорить основы религии?! Мусульманское духовенство просто-напросто их игнорирует.
Говорят, что ислам — это религия терпения и понимания. Так ли это на самом деле?
К примеру, Саудовская Аравия финансирует строительство мечетей по всему миру. Но возможно ли при этом представить строительство хотя бы одной церкви на территории Саудовской Аравии? Религиозное инакомыслие жестоко карается и может стоить жизни. Право выбора личности изначально определяется исключительно в рамках религиозной приверженности. Мусульмане не имеют права даже жениться на женщине, исповедующей другую религию. Это ли не однозначный расизм?! Так в чем состоит эта религиозная терпимость, о которой толкуют исламские проповедники? Уж не она ли проявилась в бесчинствах исламистов, разрушивших древние буддистские памятники?
Любая идеологическая система, политическая, религиозная, не имеющая в своей основе демократичности, приводит к диктатуре — фашистская Германия, Советский Союз, режим Талибан, Саудовская Аравия, Кампучия, Испания во времена инквизиции… и именно религия была тормозящим фактором в социальной, экономической, научной жизни людей на протяжении многих веков.
К примеру, что позитивного, благоприятного определила религия ислама для адыгов? Неоспоримый факт, что религия сыграла роковую роль в изгнании адыгов с исконных земель. Именно принадлежность к исламу была одной из первопричин, определившей историческую судьбу Адыгеи. Несомненно и то, что свод законов адыгов, именуемый «адыгэ хабзэ», в достаточной степени обеспечил бы здоровое функционирование всех структур и систем государственности Адыгеи. Жизненный уклад адыгов выиграл бы многое, если бы не ислам, а «адыгэ хабзэ» был определяющей национальной идеологией.
Непомерно большую цену люди платят за религиозную утопию, сулящую рай с реками чистейшей воды, вкусного вина, молока, меда и … 40 женщин для каждого мужчины (!).
Это все в изобилии дарует нам наша земля, а не шариат. А к чему мужчине 40 женщин — и впрямь, не этот же абсурд определяет наш религиозный выбор! И не подобает облачать наших женщин в саркофагную одежду, дабы она не вызывала греховных мыслей у мужчины, — не эта вывернутая позорная мораль должна определять отношение к женщине в обществе. Адыгская женщина испокон веков была символом святого, прекрасного, разумного начала в обществе. Красота, ум, моральные качества дочерей Адыгеи безусловно могли претендовать на достойную роль в обществе, на уважительные, равноправные отношения с мужчинами.
Вслед за философами все прогрессивное человечество признало, что «уровень общества определяется отношением в нем к женщине».
Так не стоит уподобляться людям с заскорузлым средневековым мышлением.
Разве не факт, что вековые национальные традиции и устои адыгов этичнее, моральнее и жизнеспособнее.
Сейчас на каждом человеке большая гражданская ответственность, ибо предстала бескомпромиссная дилемма — будет ли народ исповедывать исконные обычаи и традиции или заимствованную инородную (арабскую) религиозную идеологию и философию. В конечном итоге именно этот выбор определит и будет в дальнейшем формировать облик нации.
Сегодня наступила острая необходимость сознательного пересмотра того, что мы исповедуем. К сожалению, ислам был насажден в Адыгее так быстро, что мало кто из адыгов разобрался в истинной основе этой религии. Правда в том, что провозглашаемое исламом унижает человеческое достоинство, разлагает национальное самосознание, препятствует здоровому развитию нации. Недостойно адыгов равняться с бедуинами — придерживаться одних и тех же примитивных, нелепых морально-этических установок.
У адыгов богатейшая культурно-историческая традиция, и нельзя ее разменивать на путь к невежеству и бездуховности.
Для общенационального блага, в целях национального самосохранения адыги должны признать приоритетной идеологией идеологию «адыгэ хабзэ». Этот свод законов достаточно объемно охватывает все стороны жизнедеятельности общества, он способен правомерно регулировать все системные отношения. Мы адыги как общество подошли к предельному рубежу, за которым уже невозможен будет процесс возрождения нации — самосознания, уклада, языка, экономики, морали …
А пока упаднические процессы в обществе обратимы. И наша задача как граждан сделать все возможное для сохранения народности, государственности Адыгеи.
Ведь смогла же маленькая горстка, разбросанных по миру адыгов, от 5-миллионного адыгского населения, сохраниться как полноправное национальное образование. Мы сберегли свой язык, культуру, несмотря на все объективные трудности и лишения, выпавшие на нашу долю. Так выберем же достойное будущее для наших детей.
Известно, что человеческий индивидуум (Homo Sappiens) сложился 100000 лет назад. Прогрессирующее развитие человечества продолжается и сейчас.
И за это время возникало и умирало множество религий. Следовательно, закономерно то, что отойдут и религии современности, на их смену придут другие идеологические, философские системы, и все они — как результат духовного и социального развития — должны служить во благо общества. И в этом суть того, что мы подразумеваем под свободой вероисповедания.
В конечном итоге у всех религий основа схожая. И ни одна религиозная установка не может быть оправдана в качестве причины или повода к войне. Религия не должна определять государственный уклад, систему экономических отношений, качество образования в обществе и многое другое. Для народа куда важнее и необходимее строительство и нормальное функционирование школ и больниц, чем мечетей и церквей.
Чтобы сохраниться и утвердиться как адыгам, нам нет нужды отрекаться от 3-тысячелетнего свода «адыгэ хабзэ» в угоду бедуинским обычаям.
Я думаю и международной исламской конференции стоит пересмотреть многие положения в исламских обществах.
-запретить отрезать руку вора;
-убивать человека за гадание;
-за употребление алкоголя;
-за отречение от ислама;
-запретить обрезание женщин;
—провозгласить уважительное отношение к представ вителям других религий и многое другое.
Каждый человек убежден, что есть душа, но никто не может объяснить, что такое душа, не может в полной мере доказать или опровергнуть факт ее существования.
Душа — некая внутренняя, психическая энергия человека, его сознание. И я не разделяю иллюзии относительно того, что она вечна. Я думаю, она прекращает свое существование в пространстве и времени с прекращением физической жизни человека. Это можно сравнить с работой компьютера. В компьютере есть то, что называется «На vware». Это похоже на мозг человека. Как разные участки мозга отвечают за осуществление различных функций и операций, так и в компьютере есть «Soft ware». Если выключить компьютер, он перестает работать. Также и человек — когда перестает работать мозг, умирает и душа. И глубочайшее заблуждение верить в то, что душа бессмертна, что она продолжает жить и после физической смерти человека, когда человеческое тело начинает распадаться на его составные начальные вещества — природные элементы.
Каждое живое существо нуждается в энергии, чтобы существовать. Эта энергия потребляется от солнца. Природа комбинирует эти элементы с помощью энергии и превращает эти вещества в составные питательные элементы для всех живых организмов на земле. Этот механизм имеет глубокое научное обоснование. Научное подтверждение фактов, а не религиозный миф, утопия — вот, чему надо верить, на что полагаться.
Эволюция человека и животного мира на земле — вот что определило форму и содержание сегодняшнего мира. И этот отсчет начался 4,5 млрд. лет назад, с тех пор, когда основалась Солнечная система. С обнаружением ДНК стало совершенно очевидным, что природа всего живого имеет общую основу и одно начало. Выявлено и доказано генетическое сходство человека и всего животного и растительного мира. Из этого явствует, что человек — составная часть мироздания, а не то, что Бог сотворил отдельно от всего сущего Адама и Еву, как это утверждается в Коране и Библии. Сотни биологов, генетиков, физиков, химиков, археологов, математиков, палеонтологов, астронавтов и т. д. занимались определением способов возникновения жизни на земле и ее трансформации на протяжении миллионов лет. Результаты их научных поисков и открытий стали открытым достоянием всего человечества. Так что у каждого человека есть возможность осознанного выбора между разумным миропониманием и бездоказательным религиозным мифотворчеством, между научным прогрессом и культом невежества от религиозных деятелей.
Наука — вот в каком «пророке» нуждается человечество в XXI веке.
Образование Земли и формирование жизни на ней Земля образовалась 4,5 млрд. лет назад в виде раскаленной лавы с температурой свыше десятков тысяч градусов. Затем уровень температуры упал до нынешних норм, и возникли моря (конденсат паров). В результате химических реакций под воздействием солнца, молний и других природных явлений образовались простые органические соединения. И зародились простейшие живые организмы, такие, как бактерия. Затем развились более сложные морские существа. Часть из них обосновалась на суше. Так, от рыб появились рептилии, затем птицы. От позвоночных появились млекопитающие. Человек является вершиной этой схемы эволюционирования живых организмов на Земле. Человеческий род эволюционировал 2 млн. лет. Сейчас мы знаем и то, что «развитый» человек появился около 100000 лет назад. Его мозг был несомненно меньше, чем сейчас, и весил только 700 г (мозг современного человека весит 1500 г). Он использовал камни в качестве инструментов и оружия и жил в степи.
Выявляется явственное сходство между человеком и другими животными:
-кровь — составной элемент у животных;
-строение скелета;
-развитие эмбриона;
-использование глюкозы.
И это является результатом эволюционного процесса на земле.
Человек состоит из природных элементов:
70—75% — вода
10—15% — уголь
5—10% — нетроген
5—10% — кальций
—другие элементы (железо, фосфор, сера, хлор и другие).
Источником энергии для жизни является солнце. Но живые организмы не способны потреблять эту энергию непосредственно от солнца. Посредством хлороформа в растениях солнечная энергия, соединяясь с воздухом (С02) и водой (Н20), преобразуется в глюкозу. Живые организмы потребляют глюкозу от растений с участием кислорода.
воздух + вода — остаточные элементы в данном процессе, воздух + вода + энергия — глюкоза + кислород (у растений) глюкоза + кислород — воздух + энергия + вода (у животных).
Количество воды, воздуха и других элементов в жизненном пространстве ограниченно. Функционально цикл пребывания природных элементов в живых организмах определяется границами — начало жизни — конец жизни. После физической смерти живого организма составные вещества и элементы вновь возвращаются в природную среду, а затем заново участвуют в новых циклах жизни других организмов.
Например, кальций, что находится в моем теле, тысячу раз был составным элементом у других организмов (также вода, воздух и остальные элементы). И этот питательный цикл функционировал 4,5 млрд. лет.
Отсюда очевидный вывод: в природе все взаимосвязано, все имеет свой смысл, свое место и время. Человек—частица мироздания, причем наделенная разумом. И задача человека максимально использовать это качество на благо всего человечества, всего живого на Земле. Время слепого подчинения и следования глупым и вредным религиозным догмам должно отойти безвозвратно.
Научный прогресс, как и сама жизнь шагнули далеко вперед от допотопных представлений священнослужителей. Каждый человек должен осознавать, что невозможно без вреда для себя и общества жить, следуя первобытным представлениям.
Мы, сегодняшние адыги, — потомки некогда могущественного, культурного народа. Нам есть чем гордиться, есть, что сохранять и возрождать — красивые обычаи, язык, морально-этические устои.
И на нас большая ответственность перед будущим. Сможем ли мы консолидироваться, приложить все усилия для достойного продолжения истории адыгов? Для этого мы должны жить в мире с собой и другими народами и уйти от диктата какой-либо из религий.

Хатко Фатхи
  • религия
  • Ислам
  • Христианство
  • язычество
  • хетты
  • хатты
  • Нарты
  • Нартский эпос
  • диаспора
  • черкесы
  • адыги

По вероисповеданию чеченцы — мусульмане-сунниты шафиитского толка. До исламизации чеченцы находились под сильным влиянием соседней православной Грузии, откуда начиная с 8 в. к ним стало проникать христианство. Наиболее оно укрепилось, видимо, в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов христианского культа). В то же время чеченцы продолжали сохранять и прежние языческие верования. Пантеон их божеств, возглавляемый «отцом богов» Дела, включал в себя громовержца Села, богиню Тушоли, бога загробного мира Эштра и т. д. Ислам стал распространяться среди чеченцев с 15-16 вв. проповедниками из соседнего Дагестана. Большую роль в исламизации чеченцев сыграл суфизм, укоренившийся первоначально в форме накшбандийской ветви. В ходе Кавказской войны чеченцы вели борьбу под знаменем ислама, присоединившись к имамату Шамиля. В 50-60-е гг. 19 в. среди них распространяется др. ветвь суфизма — кадирия (так называемый зикризм). Громкие радения (зикр) кадиритов, сопровождающиеся танцем по кругу, вызвали резкое недовольство и репрессивные меры со стороны Шамиля. Несмотря на это, зикризм утвердился во всей горной Чечне; орден накшбандия сохранил свои позиции в осн. среди равнинных чеченцев.

Гонения на религию в годы советской власти, насильственная депортация чеченцев в 1944 лишь способствовали укреплению среди них позиций ислама, ставшего одним из мощнейших факторов этнического самосохранения.

Влияние ислама в Чечне усилилось с возобновлением свободного отправления культа с конца 1980-х гг. Создано самостоятельное Духовное управление мусульман республики. Вовлечение ислама в политическую жизнь проявилось в создании в 1992 г. проправительственного Исламского центра (в качестве альтернативы оппозиционному муфтияту). Война 1994-1996 гг., в которой религиозные лозунги сыграли не последнюю роль, способствовала дальнейшему укреплению позиций ислама.

Как и все мусульмане, чеченцы отмечают главные исламские праздники ? Ураза-байрам и Курбан-байрам, а также день рождения Пророка (мавлид). Празднование мавлида растягивается иногда на месяц; мавлид устраивается также и по др. особо важным поводам.

Ислам в Чечне имеет неортодоксальную суфийскую специфику. Суфийские общины (вирды), переплетенные с клановой (тейповой) организацией, составляют одну из основ чеченского общества. Развито почитание святых мест, которыми зачастую являются могилы видных суфийских шейхов. В верованиях чеченцев до сих пор сохраняются следы доисламских представлений, которые переплетены с исламскими.

В последние годы в Чечне распространяются идеи ваххабизма.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *